Русский музей

[править] Примечания

  1. Гусев В. А. Государственный Русский музей. Из истории музея. СПб.: 1995. С.9.
  2. Голдовский Г. Н. Основные этапы формирования коллекции живописи. Из истории музея. СПб.: 1995. С.150.
  3. VIII Выставка картин и скульптуры АХРР «Жизнь и быт народов СССР». Справочник-каталог с иллюстрациями. Л.: АХРР, 1926.
  4. Общество «Круг художников» при Доме печати. 2-я выставка картин и скульптуры. Л.: Русский музей, 1928.
  5. Художники РСФСР за 15 лет. Каталог юбилейной выставки. Живопись, графика, скульптура. Вступит. статьи М. П. Аркадьева, И. Э. Грабаря, Н. Н. Пунина. Л.: Государственный Русский музей, 1932.

Эвакуация музея во время войны

В ноябре 1941 года во время обстрела города в корпус здания попали два снаряда. Началась экстренная эвакуация всех ценностей, находившихся на тот момент в здании музея. Памятник Александру I, расположенный во дворе музея, накрыли деревянными досками, под которые насыпали песок. Однажды в него попала фугасная бомба, но благодаря созданной из брёвен и песка конструкции, памятник остался цел.

Подготовка экспонатов к развеске в Академическом зале. 1946 годПеред эвакуацией. Конец июня 1941.Сотрудники Русского музея, работавшие в эвакуации в ПермиПовреждения от попадания крупнокалиберного снаряда. 1943-1944Вскрытие ящика с картинами, прибывшего из эвакуации. 1946 год

Экспонаты Русского музея

В настоящее время в стенах Русского музея находится самая большая коллекция произведений русского искусства во всём мире. Музей содержит  более 400 000 экспонатов. Здесь вы можете увидеть произведения живописи и скульптуры с 12 до 20 веков. Резьба по дереву, керамика, тканые работы, художественная роспись – всё, чем жило русское искусство на протяжении восьми веков, представлено в Русском музее.

В стенах музея находятся работы Андрея Рублёва и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.  Невозможно остаться равнодушным к картинам Сурикова, Васнецова, Серова, Куинджи. Каждое хранящееся в музее полотно, уникально и бесценно.

Здесь же расположено крупнейшее собрание древнерусской живописи, представленное шестью тысячами икон 12 – 17 веков.

Экскурсия по Русскому музею

Для того, чтобы приобщиться к русскому искусству и в полной мере насладиться работами лучших мастеров, мы приглашаем вас на экскурсию по залам Русского музея. Записаться на квест-экскурсию вы можете здесь.

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.

[править] Литература

  • Гусев В. А., Леняшин В. А. Ленинградскому изобразительному искусству шестьдесят лет/ Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Кий И. К. Русский музей. Л.: Лениздат, 1987.
  • Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. Бремен: Edition Temmen, 1994.
  • Живопись первой половины XX века (А—В) / Государственный Русский музей. СПб.: Palace Editions, 1997.
  • Живопись первой половины XX века (Г—И). СПб.: Palace Editions, 2000.
  • Портрет в России. XX век. Альманах. Вып. 10. СПб/: Palace Editions, 2001.
  • Путь к победе. Произведения из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций, созданные в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Palace Editions, 2005.
  • Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. / Альманах. Вып.140. СПб: Palace Editions, 2006.
  • Леняшин В. А. «…Что-то среднее меж песней и судьбою». От портрета к автопортрету / Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. / Альманах. Вып. 140. СПб.: Palace Editions, 2006.
  • Живопись первой половины XX века (Л, М) / Альманах. Вып. 331. СПб.: Palace Editions, 2011.
  • Живопись первой половины XX века (Н-Р) / Альманах. Вып. 404. СПб: Palace Editions, 2013.
  • Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019.

История создания

Императором Николаем II в память о своем отце Александре III в 1895 году был подписан указ об учреждении Русского музея в Санкт-Петербурге. И 7 марта 1898 года состоялось его открытие. Это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства.

Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Коллекции размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных собраний, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах.

Михайловский дворец был построен в 1819–1825 гг. архитектором К. Росси для младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича и его семьи. Постройка Михайловского дворца — П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась, когда Михаилу исполнился 21 год. Архитектор К.И.Росси включил дворец в комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского) и соединил дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом. Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею императора Александра III». Это было его официальное название до 1917 года. Внутренние помещения дворца были перестроены архитектором В. Свиньиным.

К 1914 году помещений Михайловского замка стало не хватать для размещения экспозиций и к 1917 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа было построено новое здание на набережной канала Грибоедова, получившее имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины 19 — начала 20 веков.

В 1917 году коллекция значительно пополнилась за счет национализации культурных ценностей.

В время Великой Отечественной войны собрание произведений искусства было отправлено в Пермь, а те предметы, которые не удалось вывезти, были сохранены в нижних этажах и подвалах Михайловского дворца. Михайловский дворец и корпус Бенуа сильно пострадали от артобстрелов. После реставрации 9 мая 1946 года музей открылся для посетителей.

Музей участвует в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства. Коллекция постоянно пополняется. В неё входят древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись 18-20 веков, скульптура, рисунок, акварель, гравюры, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, предметы народных промыслов, современная живопись.

К самым ценным коллекциям относится собрание памятников древней Руси, насчитывающее более 18 000 экспонатов. Это собрание факсимильных копий средневековых фресок и коллекции древнерусского шитья, а также иконы. Уникальной является коллекция живописи работ таких мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов и Айвазовский.

Светская жизнь дворца

Для великого князя Михаила дворец был не только домом, но и местом работы, где он регулярно принимал военных и гражданских чиновников.Роскошное убранство дворца и гостеприимство его хозяев привлекали на светские приёмы лучших представителей российской элиты того времени.

Здесь часто можно было увидеть князя А.М. Горчакова, писателей В.А. Жуковского и П.А. Вяземского, художника И.К. Айвазовского, академиков Н.И. Пирогова и В.Я. Струве. Иногда салоны Елены Павловны посещал сам император Николай I. Бесконечная вереница балов, светских раутов, поэтических вечеров – гости перемещались из Белого зала в Танцевальный, из Академического в Музыкальную гостиницу и Светлую столовую. А.С. Пушкин со своей супругой Натали почитал за честь быть приглашённым на светский приём супруги князя Елены Павловны.

После смерти князя Михаила количество пышных балов во дворце сразу сократилось. Великая княгиня стала отдавать предпочтение «интеллигентным вечерам», на которых обсуждались актуальные в то время политические события и планы по отмене крепостного права.

«Культурный променад» в Михайловском замке

Что есть музей

Сегодня Государственный Русский музей (ГРМ) – это целый комплекс зданий и территорий, который сложно подробно описать в нашей ознакомительной статье. Но попробуем рассказать о некоторых из них. Главные составные части ГРМ таковы:

1. Михайловский дворец. Так и остался основным выставочным комплексом.

2. Корпус Бенуа. Построен в 1914-1920 годы по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, здесь размещены павильоны Академии художеств.

3. Михайловский замок. Его помещения только в 1994 году переданы Русскому музею. Сегодня замок – филиал музея, в залах работают постоянные экспозиции, проводятся экскурсии.

4. Мраморный дворец. В 1922 году передан Русскому музею и стал его филиалом. Здесь разместилась выставка «Иностранные художники в России XVIII – первой половины XIX века» Здесь постоянно проходят выставки современных зарубежных и российских мастеров.

5. Строгановский дворец. В распоряжении Русского музея с 1988 года. В настоящее время в нем идут реставрационные работы. По окончании здесь откроется постоянная экспозиция, посвящённая русским коллекционерам XVII-XIX веков.

В комплекс ГРМ входят также «Домик Петра I», Летний сад, Летний дворец Петра I, Кофейный домик, Чайный домик, Михайловский сад, Инженерный сад и другие объекты.

Все годы после открытия Русский музей продолжал развиваться, пополняться новыми экспонатами. Тяжёлым испытанием стали для работников музея годы Великой Отечественной войны. Часть коллекции была эвакуирована в Пермь, а то, что не удалось вывезти, бережно сохранялось в блокадном Ленинграде. Уже 9 мая 1946 года музей вновь открыл свои залы для посетителей.

ГРМ – это обширный комплекс, обрамляющий пространство русского искусства. Это и коллекция, и знаменитый реставрационный центр, и научно-исследовательский институт. Ежегодно экспонаты музея путешествуют по разным музеям мира, а сам он принимает коллекции из других хранилищ мира.

[править] Выставки

Помимо пополнения коллекции музея, расширения и обновления постоянно действующей экспозиции важное место в деятельности Русского музея занимает подготовка и проведение временных художественных выставок — персональных, тематических, ретроспективных, юбилейных, городского, всероссийского и общесоюзного масштаба, как на основе собственного собрания, так и с привлечением экспонатов из других музеев и частных собраний. Объединение «Круг художников»

Каталог выставки 1928 года в ГРМ.

Объединение «Круг художников». Каталог выставки 1928 года в ГРМ.

Подлинный размах выставочная работа приобрела после революции с середины 1920-х годов. Крупнейшими выставками 1920-1930-х годов, прошедшими в Русском музее, стали 8-я выставка АХРР «Жизнь и быт народов СССР» (1926, ГРМ), «Выставка новейших течений в искусстве» (1927, ГРМ, при участии В. В. Кандинского, Д. Д. Бурлюка, В. Е. Татлина, А. А. Осмёркина, Р. Р. Фалька, П. П. Кончаловского, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, М. З. Шагала и других), выставка «Современные ленинградские художественные группировки» (1928, ГРМ), вторая (1928) и третья (1929) выставки объединения «Круг художников», «Советское изобразительное искусство реконструктивного периода» (1932, ГРМ), юбилейная выставка «Художники РСФСР за 15 лет», (1932, ГРМ), «15 лет РККА» (1934, ГРМ), «Женщина в социалистическом строительстве» (1934, ГРМ), «Первая выставка ленинградских художников» (1935, ГРМ) и другие.

На выставках в Русском музее в 1930-е годы состоялись премьерные показы ряда выдающихся произведений, приобретаемые с выставок работы пополняли собрание Русского музея, а сами выставки стали играть ключевую роль в складывавшейся системе закупок произведений современных художников.

Так, с юбилейной выставки «Художники РСФСР за 15 лет» 1932 года в Русский музей поступили картины И. И Бродского «К весне» (1926), «Терраса» (1930), эскиз картины «Демонстрация на проспекте 25 Октября» (1933), «Девушка в футболке» (1932) А. Н. Самохвалова, «Городской пейзаж» (1930) А. Д. Зайцева, «Портрет ударника завода им. К. Маркса И. И. Гирьята» В. А. Зверева, «Андреевский рынок» (1926) А. Е. Карева, «Женщина с гитарой» (1930) В. В. Лебедева, «Зима» (1923), «Натюрморт» (1927) С. А. Павлова, «Работница» (1927), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931) А. Ф. Пахомова, целая коллекция первоклассных работ К. С. Петрова-Водкина, среди них «Селёдка» (1918), «Шах-и-Зинда. Самарканд» (1921), «Портрет А. А. Ахматовой» (1922), «Первые шаги» (1925), «Фантазия» (1925), «Рабочие» (1926), «Мать и дитя» (1927), «Землетрясение в Крыму» (1928), «Черёмуха в стакане» (1932), картина«Лесная река» (1929) А. А. Рылова, «Битюг» (1922), «Пейзаж» (1922) Р. Р. Френца и другие.

Каталог Зональной выставки «Ленинград». 1964. ГРМ

В 1950-1960-е годы в Русском музее ежегодно проводились крупнейшие выставки произведений ленинградских художников, общегородские и зональные, с числом участников до 600 человек и более и общим количеством представленных экспонатов до двух тысяч.

Среди них масштабом и уровнем представленных произведений выделялись «Выставка произведений ленинградских художников 1957 года», «Выставка произведений ленинградских художников 1960 года», «Зональная выставка «Ленинград» 1964 года» и другие.

Среди крупнейших выставок Русского музея постсоветского периода были «Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи» (1994), «Портрет в России. ХХ век» (2001), «Большая картина» (2004), «Путь к Победе» (2005), «Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе» (2006), «Общество «Круг художников» (2007), «Венера Советская» (2007), «Гимн труду» (2010), «Без барьеров. Российское искусство 1985-2000 годов» (2012), «Идёт война народная. 1941—1945» (2015), персональные выставки произведений В. В. Лебедева (1994), А. А. Мыльникова (1999), П. Н. Филонова (2001), Р. Р. Френца (2006), В. М. Сидорова (2014), А. Н. Самохвалова (2015), К. С. Малевича (2015), А. А. Рылова (2017), К. С. Петрова-Водкина (2018), И. Е. Репина (2019) и другие.

Проведение выставок сопровождается изданием художественных альбомов и каталогов работ.

Открытие музея

В далеком 1895 году Николаем II был издан указ, в котором шла речь об открытии музея изобразительного искусства. Уже в 1898 году возведенный Государственный Русский музей и первая коллекция со множеством ценностей радостно принимали своих первых посетителей. Посетить музей спешили не только жители государства, но и иностранцы.

Многие не знают, но изначально это великолепное здание строилось для совершенно иной цели. Изначально это был жилой дворец, который предназначался для князя Михаила Павловича — младшего брата Николая I и Александра I. Михаил — последний из десяти детей Павла I, и, к сожалению, ему так и не довелось царствовать. Павел I заботился о судьбе Михаила, и поэтому послерождения сына начал накапливать средства для будущего дворца, который впоследствии будет носить название Михайловский дворец. В 1819 году указ императора Александра I объявил оначале закладки Михайловского дворца. Строительство проходило под руководством Карла Росси — архитектора из Италии. Спустя десятки лет все изменится, и уже в 1895 году старший сынАлександра III Николай II начнет работу над Русским музеем.

Русский музей, находящийся в Санкт-Петербурге, считается одним из самых крупных музеев не только на территории страны, но и мира. Сегодня мы можем увидеть красивейший огромныйкомплекс зданий, который включает в себя Михайловский замок, Михайловский дворец и сад, Строгановский дворец, Домик Петра I, Мраморный дворец и Летний дворец Петра I. Уже через двагода после окончания революции, выставочный комплекс Бенуа идеально дополнит Михайловский дворец. Новый комплекс будет назван в честь выдающегося архитектора Леонтия Бенуа, которыйтрудился над его возведением несколько лет.

[править] Собрание

А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке. 1932. ГРМ

Собрание Русского музея насчитывает свыше 400 тысяч единиц хранения, включая произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.

На момент открытия Русского музея в 1898 году в его собрании насчитывалось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели) и около 5000 памятников старины (иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства). Из этого общего числа из музея Академии художеств поступило 122 картины, из Эрмитажа — 80 картин, из пригородных дворцов — 95 картин, а также значительное количество произведений поступило из частных собраний.

За первое десятилетие существования собрание Русского музея выросло почти вдвое.

После Октябрьской революции 1917 года коллекция музея росла стремительными темпами благодаря деятельности Государственного музейного фонда (1921—1928), распределявшего между музеями национализированные произведения искусства. Продолжалось пополнение собрания и за счёт передачи произведений из других музеев. Так, в 1924 году ещё около 400 картин были переданы из музея Академии художеств.

В 1925 году в коллекции Русского музея было уже 3648 картин, то есть почти в десять раз больше, чем на момент открытия. В 1926 году после закрытия Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Русский музей поступает его коллекция произведений искусства. С середины 1930-х коллекция музея начинает пополняться преимущественно произведениями современных советских художников.

В огромном собрании музея выделяются несколько самостоятельных коллекций.

В разделе древнерусского искусства представлены иконы XII — начала ХХ веков, вкючая произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон.

Коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков включает произведения Ф. Рокотова, В. Боровиковского, А. Лосенко, Д. Левицкого, Ф. Шубина, М. Козловского, О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова, П. Федотова, А. Иванова и других выдающихся русски мастеров.

Русское искусство второй половины XIX века представлена работами Ф. Васильева, А. Саврасова, И. Айвазовского, В. Перова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского, М. Клодта, И. Репина, А. Куинджи, В. Верещагина, В. Васнецова, В. Сурикова и других.

Искусство конца XIX и начала XX века в собрании музея представлено работами И. Левитана, П. Трубецкого, М. Врубеля, В. Серова, А. Бенуа, К. Сомова, К. Коровина, Б. Кустодиева, Н. Рериха, К. Малевича, Н. Фешина, З. Серебряковой и многих других мастеров.

Коллекция советского искусства в собрании Русского музея представлена работами К. Петрова-Водкина, В. Мухиной, С. Конёнкова, А. Дейнеки, А. Пластова, А. Ерёмина, Н. Веселовой, В. Загонека, Л. Кабачека, Э. Козлова, М. Копытцевой, Б. Корнеева, Б. Лавренко, Е. Моисеенко, А. Мыльникова, М. Натаревича, С. Невельштейна, Г. Савинова, А. Самохвалова, В. Тетерина, Н. Тимкова, Л. Ткаченко, М. Труфанова, Б. Угарова, Ю. Тулина, В. Тюленева, П. Филонова, Б. Шаманова и других.

Режим работы в 2021 году

Русский музей в Санкт-Петербурге открыт. Временно билеты продаются только на , посещение по сеансам. Во время визита необходимо носить маску, соблюдать дистанцию 1,5 метра, следовать по разработанному маршруту. Некоторые залы можно увидеть только в составе экскурсии. Мы рекомендуем заранее купить билеты, поскольку посетители допускаются группами по 20 человек каждые 10 минут, а спрос большой.

Студенты, пенсионеры, школьники и другие льготные категории посетителей могут купить билеты только в кассе музея после предъявления документов.

  • понедельник — с 10:00 до 20:00
  • среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

[править] Наука

Русский музей является признанным научным центром музейной деятельности, координирующим эту работу в масштабах российского музейного сообщества. В 1970-е годы музей одним из первых в СССР получил статус научно-исследовательского учреждения. Уровень проводимых научных исследований в Русском музее обеспечивает высокопрофессиональный состав сотрудников, среди которых значительную часть составляют доктора и кандидаты наук.

Основными результатами научной деятельности музея являются публикации, сборники научных трудов его сотрудников, каталоги выставок и музейных фондов.

Музей располагает аспирантурой, в которой ведётся подготовка по специальности «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура — 17.00.04». До 2019 года при музее действовал совет Д 210 003 01 по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности 17. 00. 04 — «изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура».

При музее работает научная библиотека, фонды которой насчитывают свыше 170 тысяч единиц хранения. Ежегодно фонды библиотеки пополняют примерно 1,5 тысячи изданий. В штатах библиотеки 10 человек.

Интерьер

Отделочные работы внутри здания продолжались почти три года. Для отделки интерьера на основе строго отбора приглашались лучшие декораторы и мастера по работе с деревом, камнем и металлом. Мебель, обои и ковры заказывались в Париже, все чугунные изделия изготавливались на Литейном заводе.

Великокняжеская чета была восхищена полученным результатом!  Дворец поражал воображение убранством редчайшей красоты и уникальности. Крарский мрамор, искуснейшая лепнина – всё во дворце говорило о богатстве его хозяев и искусности мастеров. Стены залов были покрыты серебряными и золотистыми обоями.  Паркетные полы были изготовлены из ценнейших пород дерева таких, как красное, чефразовое, сахардановое, фиолетовое, чёрное, пальмовое. Одна квадратная сажень такого паркета стоила 160 рублей.

У главной лестницы стояли статуи львов, специально отлитые для дворца. Они были точной копией скульптур 16 века, найденных в Риме при раскопках.

Уникальные резные панно, мраморные скульптуры, коринфские колонны, изразцовые печи, резная мебель красного дерева, фарфоровые вазы и хрустальные люстры.

Как будто предвидя своё музейное будущее, Михайловский дворец собирал в своих стенах редчайшие и красивейшие работы русских паркетчиков, резчиков по дереву, скульпторов и художников.

Строительство Русского музея

Михайловский дворец, позднее переименованный в «Русский музей», – уникальный архитектурный памятник позднего классицизма и русского ампира. Он был построен по замыслу императора Павла I для младшего сына Михаила, которому не суждено было взойти на престол.

Сразу после рождения сына Михаила Павел I велел собрать в казну сумму, необходимую для строительства грандиозного дворца, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, мог жить по-царски». 24 марта 1801 года императора Павла убили в его собственной резиденции, и строительство дворца было отложено на неопределённый срок.

Великий князь Михаил Павлович

О задумке отца вспомнил император Александр I, и в 1819 году в самом сердце города на Неве, был заложен первый камень здания.

Для исполнения воли своего отца Александр I пригласил знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси, который начал работать над проектом здания в 1817 году. Спустя два года Росси представил императору грандиозный проект дворцового комплекса, состоящий из центрального корпуса, двух боковых флигелей, дворцовой площади, двух улиц и сада с видом на Марсово поле.

Летом 1819 года на месте снесённых оранжерей и парников начались строительные работы. Для большей торжественности в фундамент здания был заложен серебряный ковчег

Строительство велось медленно и очень осторожно по причине оседания топкого грунта. По той же причине все работы производились только в летнее время года

В 1823 году строительные работы были закончены, и в самом центре города появился уникальный дворцовый комплекс, который был виден с Невского проспекта. В этом же году император Александр I подписал указ, согласно которому дворец был пожалован великому князю Михаилу «в вечное и потомственное владение». По официальным данным на возведение дворцового комплекса было потрачено почти 7 6 00 000 миллионов рублей. Из этой суммы только три миллиона были потрачены на строительство, а остальные средства – на отделку интерьера.

Экспозиция музея

Согласно исходному замыслу, здание музея должно было состоять всего лишь из 3 частей. Первая была посвящена царствующему императору, вторая рассказала нам об этнографии и ремесле, атретья — это всевозможные искусства. План не удалось реализовать, так как первая часть музея быстро потеряла свою актуальность, а вторая часть выделилась в отдельный самостоятельный музей. Известно, что третья часть музея включила в себя не только коллекции скульптуры и живописи, но и архитектуру.Первые произведения поступили из Академии Художеств, Эрмитажа, Александровского и Зимнего дворцов. Известно, что от Академии Художеств поступило более 120 художественных произведений, а Эрмитаж пополнил коллекцию на 80 великолепных произведения.

К 1900 году в Русском музее насчитывалось почти 450 картины, более 100 скульптур, множество икон, а также почти 1000 графических листов, среди которых были акварели, гравюры и рисунки. Несмотря на нестабильную ситуацию в государстве, музей уверенно продолжал свою работу. Количество музейных экспонатов быстро увеличивалось, и в 1925 году в Государственном Русскоммузее насчитывалось 3648 произведений. В 2012 году количество экспонатов увеличилось до 407 533 единиц. Довольно внушительная цифра, не так ли? Вы только представьте, сколько нужновремени, чтобы увидеть всю коллекцию, которая собиралась на протяжении стольких долгих лет.

Преображение в Русский музей

После смерти великокняжеской четы, здание дворца по завещанию перешло к их детям. Оставленное без внимания и ухода, оно начало ветшать. Многие ценные вещи безвозвратно исчезли, а роскошные залы стали сдаваться в аренду различным курсам, обществам и институтам.

Бюст Александра 3 в Русском музее

Видя плачевное состояние здания, император Александр III  принял решение выкупить его. Будучи большим ценителем искусства, он собирал полотна русских художников и лелеял мысль о создании музея. К тому же в Зимнем дворце на тот период скопилось такое количество картин, что хранить их стало попросту негде. Было принято решение о приобретении здания под нужды музея, и в 1895 году царская казна выкупила дворец за 4 миллиона рублей. По условиям сделки прежние хозяева могли забрать себе предметы и детали убранства, связанные с историей их семьи.

К тому времени, как дворец перешёл во владение казны, от его изысканного убранства уже практически ничего не осталось.

После кончины Александра III, по распоряжению нового императора Николая II в 1895 году был издан указ «О создании Русского музея Императора Александра III». Для Михайловского дворца началась новая жизнь.

Под руководством архитектора В. Ф. Свиньина, его залы стали перестраивать под нужды музея. В создании «Русского музея» приняли активное участие многие передовые деятели искусств того времени такие, как Л. Н. Толстой, А. Н. Бенуа, К. П. Брюллов, С. П. Боткин. Более десятка уникальных полотен портретной живописи были переданы в музей наследниками князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского. Собрание рисунков акварельной живописи подарила музею княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.

По установленным правилам, предметы искусства, которые попали в музей, должны были оставаться там навеки. Никто не мог их забрать или передать кому-либо.

Официальное открытие музея

7 марта 1898 года Русский Музей Императора Александра III был торжественно открыт. Первоначально музей занимал 37 залов и насчитывал 1880 единиц хранения. На тот момент это было крупнейшее собрание русской живописи и скульптуры. В настоящее время фонд музея насчитывает 400 000 экспонатов.

Концерт в Академическом зале Михайловского дворца

Храм отечественного искусства

В середине ХIХ века в столице империи начала формироваться идея создания крупного собрания русского искусства. К этому времени отечественная культура стала заметным явлением мирового масштаба. В такой обстановке появились и предложения о создании общенационального музея. Известные деятели русской культуры активно продвигали эту идею, среди них были Владимир Стасов, Александр Васильчиков, Иван Гончаров и другие. Александр III, посетив 17-ю выставку Товарищества передвижников, конкретно озвучил эту идею.

Искренне благоволивший русской живописи царь не успел претворить в жизнь эту задачу, музей появился уже после его кончины – в правление его сына Николая II. Музей стал не просто собранием фондов и коллекций, но и научно-прикладным центром. Предполагалось, что здесь будут проводиться и необходимые исследовательские работы. Такое направление сформировало характер деятельности всего музея на будущее.

К работе Русского музея привлекли высококлассных специалистов, среди которых были граф Дмитрий Толстой, Александр Бенуа, Павел Брюллов, Николай Сычёв, Михаил Боткин и многие другие. Стать сотрудником музея в последние годы существования Российской империи было очень почётно. Управлять музеем был назначен великий князь Георгий Михайлович.

Первоначально основу музейной коллекции составляли экспонаты, переданные из Академии художеств, Эрмитажа, императорских дворцов и частных коллекций. На момент открытия экспозиция составляла 445 живописных работ, 111 скульптур, 981 графический лист, а также около 500 памятников древней русской истории (иконы и изделия прикладного искусства). Первоначально Русский музей состоял из четырёх разделов: мемориальный (памяти Александра III), этнографический и художественно-промышленный, а также художественный, который стал основным.

Русский музей объединил в своих стенах все основные художественные направления, стили, школы и жанры русского искусства, которые обогатили отечественную культуру за десять веков её истории.

[править] Структура

Музей был основан в 1895 году по указу императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Официальное торжественное открытие Русского музея состоялось 7 июля 1898 года года.

В настоящее время представляет собой сложный музейный комплекс. Исторически основная экспозиционная часть музея располагается в здании Михайловского дворца (главное здание музея) и прилегающим к нему выставочном корпусе Бенуа. В состав музейного комплекса входят также Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I, организационно вошедшие в структуру Русского музея в 1990-е годы.

Также в состав музея входят Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий.

Государственный Русский музей сегодня

Больше века ушло на то, чтобы создать такой могущественный комплекс, который мы можем видеть сегодня. Русский музей — это не только собрание экспонатов, но еще реставрационный центр иНИИ. Реставрационный отдел включает в себя 16 мастерских, где ежедневно усердно трудятся почти 100 специалистов. В 2014 году специалисты отдела отреставрировали более 4500 экспонатов. Вмузее также есть Научная библиотека, на полках которой хранится 170 тысяч источников литературы. Структуру библиотеки составляют фонд русский книг и иностранных изданий, каталогивыставок, фонд периодических изданий и справочный фонд.

В конце 90-х годов свою работу начала организация «Друзья Русского музея». Она объединяет деятелей культуры, меценатов, которые постоянно способствуют увеличению численностиэкспонатов Государственного Русского музея. Благодаря постоянной технической, организационной и финансовой поддержке, музей продолжает функционировать и развиваться.

Если вы еще не посетили главную достопримечательность Санкт-Петербурга — Государственный Русский музей, то непременно добавьте этот пункт в список дел. Узнать информацию об экскурсиях, выставках и режиме работы можно на официальном сайте. Придя в музей, вы сможете полностью насладиться историей прошлых лет, а также красотой и изысканностью этого прекрасного места.