Боровиковский, владимир лукич

Оглавление

Знаменитый портретист

От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н. А. Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики.

К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.

биография

Владимир Боровиковский родился в Миргороде , Гетманщина , Российской империи (ныне Украина) 24 июля 1757 года в семье с украинской казацкой фоне. Его отец, Лука Боровик, был иконописцем . По семейной традиции все четверо сыновей Боровика служили казаками в Миргородском полку , но Владимир рано вышел в отставку в звании поручика и посвятил свою жизнь искусству — в основном иконописи для местных церквей.

Боровиковский жил в Миргороде до 1788 года, где писал иконы и портреты в традициях казацкого барокко . Его друг Василий Капнист готовил ночлег императрице Екатерине II в Кременчуге во время ее путешествия по только что завоеванному Крыму . Капнист попросил Боровиковского написать две аллегорические картины ( Петр I в России и Екатерина II как крестьяне, сеющие семена и Екатерина II как Минерва ) для ее комнат. Картины так понравились императрице, что она попросила художника переехать в Санкт-Петербург .

После сентября 1788 года Боровиковский жил в Санкт-Петербурге, где сменил фамилию с казацкой Боровик на более аристократическую фамилию Боровиковский . Первые десять лет в Санкт-Петербурге он жил в доме поэта, архитектора, музыканта и теоретика искусства, князя Николая Львова , идеи которого сильно повлияли на творчество Боровиковского. В возрасте 30 лет он был слишком стар, чтобы посещать Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств , поэтому брал частные уроки у Дмитрия Левицкого, а затем у австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи .

В 1795 году он был назначен академиком . Он стал популярным портретистом и за свою жизнь создал около 500 портретов, 400 из которых дожили до 21 века. У него была собственная студия, и он часто полагался на помощников, чтобы нарисовать менее важные части портрета. Среди его натурщиков были члены императорской семьи, придворные, генералы, многие аристократы и деятели русского художественного и литературного мира. Большинство его портретов имеют интимный стиль.

Наиболее заметными из них являются:

  • Портрет Екатерины II , императрицы России (1794)
  • Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796 г.)
  • Портрет М.И. Лопухиной (1797)
  • Портрет Ф.А. Боровского (1799)
  • Портрет Павла I, императора России (1800)
  • Портрет князя А.Б. Куракина (1801–1802)
  • Портрет княгини А.Г. Гагариной и княгини В.Г. Гагариной (1802 г.).
  • Портрет сербского князя Караджордже ‘1816

Боровиковский никогда не преподавал в Императорской Академии художеств, но ученики жили в его доме. Среди них были Алексей Венецианов и Бугаевский-Благодарный (написавший единственный сохранившийся портрет Владимира Боровиковского).

После 1819 г. Боровиковский стал масоном , членом ложи « Умирающий сфинкс» . В то время он в основном писал иконы, в том числе иконостас церкви на Смоленском кладбище и некоторые иконы для Казанского собора в Санкт-Петербурге .

6 апреля 1825 года он внезапно умер от сердечного приступа и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро — Невской лавре в Санкт — Петербурге .

Биография художника

Художник-портретист появился на свет 24 июля 1757 года в семье казака Луки Ивановича Боровиковского. В последствие он и сам служил в казацком полку. А так, как его семья занималась написанием икон, то нужные азы для подобной живописи Владимир Лукич получил от отца. Так он продолжал семейное дело, пока не покинул службу в звании поручика. После этого у Боровиковского появилась возможность целиком и полностью посвятить себя любимому занятию,  заниматься другой живописью, а также оформлять интерьеры дворцов и других знатных домов. Именно роспись одного из важных строений по поручению Копнистого стала решающей в судьбе художника. Оформление выполнялось к приезду Екатерины 2-й, которая по достоинству оценила старания иконописца и пригласила его в Санкт-Петербург. Согласно преданию императрица к своим похвалам добавила и немалую награду, поэтому переезд не был для Владимира Лукича обременительным.

Переезд в культурную столицу состоялся  к концу 80-х годов. По приезду в город на Неве художник-портретист живет в доме Н.А.Львова, который считался выдающимся архитектором, поэтом и музыкантом. Благодаря этому Владимир Лукич приобретает весьма перспективные знакомства – Державин, Хемницер, Фомин, Левицкий,  Лампи. Многому художник научился у известных живописцев того времени, но Боровиковский имел свой отличительный подчерк. Он вносил в портреты чувственность и эмоции, старался передать настроение героев.

Благодаря таланту и несомненно приобретенным знаниям, художник удостоился звания академика живописи за портрет князя Константина Павловича.  После такого успеха, портретист  становится советником в Академии художеств, хотя для самой Академии сей факт был и нежелателен, так как Владимир Лукич не являлся ее учеником. В это время в свет выходят наиболее удачные и известные сегодня картины. В годы признания художник проживает на Миллионной улице, в доме 12.  

6 апреля 1825 года Боровиковский покидает этот мир, а его тело было погребено на Петербургском Смоленском православном кладбище. Спустя шесть лет художника перезахоронили в Александро-Невской лавре.

Живопись Боровиковского

Не смотря на то, что живописью Владимир Лукич занимался с ранних лет, как портретист он прославился лишь к 1790 –м годам. Его творчество характеризуется камерными портретами. В женских образах Боровиковский передает идеалы того времени. Прекрасным тому примером может послужить двойной портрет обыкновенных горничных «Лизонька и Дашенька». Портреты передают нежность и невинность своих героинь.

Равно, как и идеализация в портретах художника, так и точная передача чувств, эмоций и переживаний фигурируют в признанной живописи Боровиковского. Это можно наблюдать в портрете Е.А.Нарышкиной.

Весьма благотворно портретист относится к нравственной чистоте, самоотверженности и человеческим ценностям. Пример с таких картин брали и последующие ученики художника. «Портрет торжоковской крестьянки Хрисьтиньи» служит явным тому примером.

Портреты художника наполнены сильными и энергичными личностями, простыми персонажами и природными красотами нашего отечества. Художник также практиковал писание миниатюр. А в конце жизненного пути Боровиковский вернулся к иконописанию. Теперь эти творения украшают лучшие соборы России.   

Портрет М.И. Лопухиной. Описание картины Боровиковского

Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.
Это картина Боровиковского портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина.

Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.
Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз.

Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.

Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись.

До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен работой Боровиквского.

Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки.

После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.

Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях.

Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
Но при этом Боровиковскому удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл.

Если обратится к славянским символам, то рожь — это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
Нельзя оставить без внимания и увядшую розу — символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью.

И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.

Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно

Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности

В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.

Портрет Марии Лопухиной — это… Что такое Портрет Марии Лопухиной?

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

Модель

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Лопухина.

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера.

Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения.

Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки.

Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи.

Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье…

Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи.

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия.

И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. — М.: Республика, 1995.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. — М.: Наш дом, 1999.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. — М.: Красная площадь, 1998.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. — М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. — М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. — 2002. — № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

Учителя и ученик

В Академию Xудожеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д.Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И.Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.

Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.
Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л. Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.

Женские образы

Портрет М.И. Лопухиной

Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке

Самым известным произведением Боровиковского стал портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке(1794). Он написал её не как правительницу, а в домашней обстановке, нарушив традиции официального парадного портрета.

Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного «в академики», а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).

После портрета императрицы члены императорской семьи и знатные дворяне стали заказывать художнику свои портреты.

Мария Ивановна Лопухина

Портрет М. И. Лопухиной — одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма. Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы. С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Задумчивый взгляд, нежная улыбка, мягкие тона.

Образ Лопухиной даже вдохновил поэта Я. П. Полонского.

Елена Александровна Нарышкина

Портрет Е.А. Нарышкиной

Дано об ней воспоминанье

Ее минутное внимание

Отрадой долго было мне.

Твердил я стих обвороженный,

Мой стих, унынья звук живой.

Так мило ею повторенный,

Замеченный ее душой…

А.С. Пушкин

Личная жизнь

Семейная жизнь В.Л. Боровиковского совершенно не сложилась. Он никогда не был женат, не было у него и детей. В преклонные годы художник завещал раздать своё небольшое состояние бедным.

Неустроенность личной жизни способствовала нарастающей нелюдимости художника. Всегда глубоко верующий человек, Л.В. Боровиковский пытался найти решение социальных и личных проблем в мистических учениях. Обращение к мистицизму не оправдало ожиданий, что привело к ещё большей замкнутости художника.

По собственному признанию Л.В. Боровиковского, узкий круг общения художника состоял почти исключительно из прислуги и немногих учеников. Преподавательская деятельность стала основной на закате жизни. Его уроки живописи посещали А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный. Отличаясь мягким и добродушным характером, Л.В. Боровиковский относился к ним как к родне и позволял жить в собственном доме.

Единственной отдушиной для В.Л. Боровиковского были воспоминания о родине и гусли, играть на которых научил его ещё отец. Украинские песни доставляли ему огромное удовольствие и радость.

Добровольное отшельничество усугублялось пристрастием художника к крепким спиртным напиткам. Эта пагубная привычка подорвала его здоровье и в возрасте шестидесяти восьми лет художник скончался от инфаркта.

Творчество

В 1794-м благодаря знакомству с приближенными ко двору вельможами Боровиковский удостоился чести написать портрет императрицы. Так появилась картина под названием «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Изображение описывало государыню в камерной обстановке и в скромном снисходительном образе. Величественная фигура выглядела просто и одновременно изящно. За работу в 1795 году художник был удостоен звания академика.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Павла I»

Слухи о нем передавались из уст в уста, и живописец стал востребованным. Трудолюбивый автор получал много заказов от высокопоставленных особ. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая над передачей характеров персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал в иной манере, нежели правши, но описания техники не оставил.

Мужчина быстро прославился и к 1802 году уже стал советником Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным мастером, в светском обществе живописец пользовался расположением авторитетных лиц. В обществе возникла мода на него. Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»

Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Парадные изображения ценились среди высокопоставленных чиновников. Дипломат Александр Куракин отдал за «Портрет князя Куракина» 700 руб. Не меньше заплатили советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан.

Владимира Боровиковского пригласили к работе над оформлением Казанского собора, которая длилась до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому при награждении за труды его фамилия фигурировала не в первых рядах. За долговременный труд он получил бриллиантовый перстень, в то время как другие были одарены щедрее. Так начался закат славы живописца.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет князя Куракина»

Мода быстро менялась, вельможи открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.

Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи Умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. К ней имел отношение и его наставник Левицкий. Спустя несколько лет художник покинул кружок, но впоследствии относился к обществу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.

Картина Владимира Боровиковского «Рождество Христово»

Творчество автора подвело черту в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника – отличительная черта его манеры, определившая эпоху в живописи 19 века. Его работы были более чувственными, чем картины предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, становились первичными в сравнении с описанными прелестями пейзажа.

Свет на картинах оказывался рассеянным, а над персонажами витал ореол таинственности и загадки. Украшения и драгоценности женщин всегда сияли, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были неяркими и неброскими, что приглушало роскошь одеяний. Используя привычные и ставшие традиционными для его манеры приемы, со временем Боровиковский стал писать в менее поэтичной манере. В его работах появился несвойственный ранее рационализм.

Личная жизнь

Биография Владимира Боровиковского настолько сильно была связана с любимым делом, что он не акцентировал внимания на личной жизни. Мужчина всегда был одиноким, а после утраты заинтересованности со стороны общества вовсе стал нелюдимым. Поиски себя в мистицизме не принесли успеха, и автор, уйдя в изображение религиозных сюжетов, проводил все время в мастерской.

Алексей Венецианов

У художника не было жены и детей. Родным в Украину он писал, что его общество составляют кухарка и ученики, которым он дал приют в собственной квартире. Одним из юношей был Алексей Венецианов, впоследствии ставший знаменитым художником.

Постепенно в душе Боровиковского назревал разлад, разогреваемый одиночеством и забытьем со стороны публики. Он пристрастился к выпивке. Будучи щедрым человеком, живописец не обладал состоянием, хотя даже в годы невостребованности умудрялся неплохо зарабатывать. Окружающие удивлялись его щедрости. На родину регулярно отправлялись посылки с гостинцами, бедняки толпились у его квартиры по субботам и регулярно получали милостыню.

Годы взросления

Родился Владимир Лукич Боровиковский в 1757 году в Миргороде в казачьей семье. Отец художника, потомственный иконописец и старшина казачьего войска Лука Иванович Боровик, стал его первым учителем живописи. О матери художника достоверных сведений не дошло.

Вместе с отцом, братьями Василием и Иваном, Владимир Лукич в составе семейной артели иконописцев выполнял заказы на роспись местных храмов и писал иконы. Среди заказчиков были родители Н.В. Гоголя.

Ранние работы В.Л. Боровиковского сохранились плохо. Кроме иконописи, начинающий художник пробовал силы в портретной живописи. На первых полотнах он обычно изображал миргородских дворян. Его кисти принадлежат портреты учителя Н.В. Гоголя Дмитрия Трещинского и врача Михаила Трохимовского.

Вехи творческого пути

  1. 1774 год ‒ Поступление на военную службу в Миргородский казачий полк. Одновременно продолжает заниматься живописью.
  2. 1780 год ‒ Отставка с военной службы в чине поручика.
  3. 1780-1787 годы ‒ Период работы над росписью интерьеров сельских храмов.
  4. 1787 год ‒ По приглашению поэта В. Капниста расписывает интерьеры дома в Кременчуге, где, во время путешествия по югу России, останавливалась императрица Екатерина II.
  5. 1788 год ‒ Переезд в Петербург по повелению императрицы. Покровительство архитектора Н. Львова. Знакомство с переводчиками и поэтами И.И. Хемницером и Г.Р. Державиным. Берёт уроки живописи у И.В. Лампи и Д.Г. Левицкого.
  6. 1790-1792 годы ‒ В. Л. Боровиковский пишет 37 образов для Борисоглебского собора в Торжке.
  7. 1793-1794 годы ‒ Работа над интерьерами собора святого Иосифа в Могилёве.
  8. 1794 год ‒ Художнику присвоено звание «назначенного в академики». Написан новаторский портрет Екатерины II на прогулке в парке в Царском селе.
  9. 1795 год ‒ В.Л. Боровиковский удостоен звания академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича.
  10. 1797 год ‒ В стиле сентиментализма написан великолепный портрет Марии Лопухиной, а также портреты Елизаветы Тёмкиной и Григория Потёмкина. Открытие личной мастерской на Милионной улице.
  11. 1800-1810 годы ‒ Плодотворно работает над созданием групповых портретов. Пишет портреты графини А.И. Безбородко с дочерьми и А.Е. Лабзиной с воспитанницей.
  12. 1800-1801 годы ‒ Работа над портретами князя Александра Куракина и императора Павла I.
  13. 1802 год ‒ Посвящен в масоны ложи «Умирающего сфинкса», магистром которой был русский философ и писатель А.Ф. Лабзин. Участвует в росписи интерьеров Михайловского замка.
  14. 1803 год ‒ Прославленный художник избран советником академии художеств.
  15. 1804-1820 годы ‒ Участвует в украшении интерьеров Казанского собора. В.Л. Боровиковским написаны иконы евангелистов, Девы Марии, архангела Гавриила.
  16. 1819 год ‒ Становится членом мистического кружка основательницы общества «духовных христиан» Е.Ф. Татариновой «Союз братства».
  17. 1820-1825 годы ‒ Написаны картины «Бог Отец, созерцающий мертвого Христа», «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов». Последняя незавершенная работа ‒ иконостас церкви на Смоленском кладбище.
  18. 1825 год, 6 апреля ‒ День смерти художника. Погребение В.Л. Боровиковского состоялись на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1931 году прах художника перенесен в Александро-Невскую лавру.

В.С. Боровиковский. Портрет И. С. Бугаевского-Благодарного (1825)