Иван никитин: жизнь и творчество художника

Граф Головкин

    Никитину удалось выразить в портрете идеальный образ энергичного государственного деятеля — человека эпохи Петра. В осанке графа нет напыщенности, зато в полной мере прослеживается чувство собственного достоинства

Невольно обращаешь внимание на его лицо с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ

    Поза графа сдержана и величественна. Андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте придают ему торжественность и значительность.

   Головкин никогда не покидал Москвы, и после смерти Фёдора Головина в 1706 году был назначен ведать посольскими делами. До самой смерти Петра Гаврила Головкин курировал русскую дипломатию, хотя все дела велились под общим руководством монарха. В общей сложности за канцлерство Головкина было заключено 55 международных договоров, причём Амстердамский трактат он подписал лично. После Ништадтского мира от имени Правительствующего сената именно Головкин просил Петра принять титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского».

  Интересный факт. В 1713 году царь поручил Головкину заняться искоренением казнокрадства при распределении государственного заказа. Как показало разбирательство, подряды на поставку провианта заключались по завышенным ценам и оформлялись на подставных лиц. Однако в ходе расследования выяснилось, что в списке тех, кто подобным образом незаконно обогащался, значится и сам Головкин.

    После смерти Петра канцлер Головкин довольно искусно лавировал в хитросплетениях придворных партий и, в отличие от других сподвижников, не только сохранил прежнее значение, но и приумножил огромное состояние… Чего нельзя сказать о художнике.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Трудности бытия

Биография Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, описывает его трудную однообразную жизнь. Но несмотря на тяжелые обстоятельства, юноша не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца. Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения». Поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту, – Никитин Иван Саввич. Краткая биография для детей передает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. Иван Никитин, биография которого описывает его истинную любовь к природе, в творчестве проявил себя как талантливейший пейзажист.

Детство и семья

Никитин Иван Саввич родился 3 октября 1824 года в зажиточной купеческой семье. Его отец, Савва Евтихиевич, был богатым торговцем свечами, также он владел заводом по их производству и собственным домом. Детство Вани прошло в окружении богомольцев, которые приходили в лавку его папы.

О матери известно только имя — Прасковья Ивановна. Кроткая и забитая женщина вынуждена была терпеть тяжелый характер супруга, она постоянно жила в страхе. Мать не могла дать единственному ребенку Ивану особого воспитания, поэтому тот рос сам по себе. Сын воспитывался няней и старым сторожем на заводе отца. Из-за этого малыш стал серьезным, отчужденным и рано повзрослевшим.

Мальчик научился грамоте в 6 лет. Сосед семьи, сапожник, обучил его буквам и слогам, и маленький Ваня начал много читать. Книги он брал в домашней библиотеке. Едва обучившись грамоте, Иван почти сразу же начал сочинять детские стихи и краткие рассказы. Однако отец, придерживаясь мещанских взглядов, не был в восторге от творческих поисков сына. Савва Евтихиевич предпочитал видеть в сыне помощника, а не поэта.

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Иван Никитин: краткая биография поэта-самородка

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв (ученый-краевед) ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год). Иван Никитин, биография для детей которого рассказывает о нарастающей популярности поэта в то время, по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему. К тому же, как описывает биография, Никитина начали одолевать болезни. Летом 1855 года он простудился во время купания, сильно ослабел и долго не вставал с постели. В такие тяжелые минуты на помощь ему пришла вера, побудившая к появлению стихотворений с религиозной тематикой.

ГЛАВА 1. Неизвестная картина Ивана Никитина (с. 9-40)

1. Художник Иван Никитин (с. 9)

    При оценке вклада художника Ивана Никитина в отечественное искусство лучше всего предоставить слово известным исследователям его творчества.

   «Ни один художник, в представлении последующих поколений, так полно не олицетворял своим творчеством свершившегося в русском искусстве начала XVIII века «чуда», как Иван Никитин. Его портреты, мастерские, а подчас прямо виртуозные по технике, глубокие до психологизма…, наглядно ставили молодую русскую живопись на одну ступень со всем европейским искусством.

   За недолгим ученичеством почти мгновенно наступает зрелость, отмеченная к тому же у Никитина блеском большого таланта. Никитин пользуется особой любовью Петра I и широкой популярностью среди современников. Его первого вспоминают потомки, когда в конце XVIII века возникает потребность в создании истории родного искусства. Его полотна неоспоримо становятся краеугольным камнем в здании светской живописи».

     «На фоне русского искусства начала XVIII века фигура Ивана Никитина, первого отечественного живописца, ставшего вровень с лучшими европейскими художниками, нам кажется почти неестественно яркой . Его лучшие портреты поражают не только зрелостью и мастерством, но профессионально намного превосходят то, что создавалось русскими живописцами вплоть до Д.Г. Левицкого».

«Интерес к жизни и творчеству Ивана Никитина, выдающегося русского портретиста, в настоящее время необычайно велик. Многие искусствоведы изучают творческое наследие художника, что, однако, не привело ещё к единодушной атрибуции приписываемых ему произведений».

    К нашим дням сохранилось лишь очень малое число  работ Ивана Никитина и Андрея Матвеева, к тому же почти все их произведения не подписаны. В Русском музее имеется лишь 5 работ, безусловно атрибутируемых Ивану Никитину, 3 работы Андрея Матвеева, в ГТГ — лишь 3 работы Ивана Никитина, и ни одной — Андрея Матвеева.Таким образом, достоверно приписываемые этим художникам картины можно пересчитать едва ли не на пальцах рук. Именно они образуют так называемый эталонный ряд произведений этих художников.

     В одном из петербургских антикварных магазинов  в 2004 году был обнаружен старый холст, живопись которого близка хрестоматийной картине на доске «Венера и Амур», давно (в силу исторической традиции) атрибутированной Андрею Матвееву и экспонируемой в Петровском зале Государственного Русского Музея. Она входит в эталонный ряд произведений Матвеева, состоящий всего из пяти — шести  картин.

Книги

Первая книга, сборник рассказов «Человек, изменивший мир», вышла в 1973 году. А после публикации романа «Огнепоклонники», рассказывающего о работе литейного цеха, Юрия Александровича приняли в Союз писателей. В 1979 году Никитин издал роман «Шпага Александра Засядько», или «Золотая шпага», однако книга кому-то «сверху» пришлась не по душе, и до 1985 года писателя практически не печатали.

Юрий Никитин и его книги

Переехав в Москву с приходом 1990-х, Юрий совместно с Лилией Анатольевной Шишкиной основал издательство «Змей Горыныч». Сначала издавалась только зарубежная фантастика, а после профилем стало издание литературы авторства самого Никитина.

В 1993 году Юрий Александрович написал роман «Трое из леса», вызвавший интерес публики принципиально новой тематикой – Никитин неожиданно стал родоначальником жанра «славянского фэнтези». Вторым циклом на тематику Руси стала «Гиперборея», написанная в жанре альтернативной истории, к которой сам писатель в итоге отнес и опальную «Золотую шпагу».

Книги Юрия Никитина

Творчество писателя влияло на мировоззрение поклонников: в частности, сам Никитин говорит, что после публикации цикла «Русские идут!» повысилось количество людей, принявших ислам, а после «Скифов» фанаты называли себя скифами во время переписи населения.

Отдельно от прочих произведений (Никитин пишет преимущественно фэнтези) стоит серия «Странные сны», идеей которой является трансгуманизм. Литературный стиль этих вещей Юрий Александрович называет «когистикой», от латинского «cogito» — думать. Однако при этом говорит, что является единственным автором, пишущем в этом жанре.

Арт-портрет Юрия Никитина

Начиная с 2001 года Юрий регулярно выпускал книги о паладине и «попаданце» Ричарде Длинные Руки под псевдонимом Гай Юлий Орловский, однако этого не афишировал. Орловский продолжал оставаться загадочной фигурой, не появлявшейся на конвентах и не публиковавшей фото, хотя фанаты Никитина по характерным особенностям письма быстро заподозрили, кто стоит за псевдонимом.

Догадки подтвердились в 2014 году на вручении диплома фестиваля РОСКОН – «Орловский» явился туда лично и вышел на сцену в рыцарском шлеме, который затем снял, к удовольствию публики оказавшись Юрием Никитиным. Раскрытие личности Гая Юлия Орловского не помешало писателю продолжить выпускать книги под псевдонимом – с 2014 по 2018 годы вышли 8 романов о Ричарде Длинные Руки.

Интересные факты

Русский поэт Никитин прожил меньше 40 лет и умер от чахотки. К сожалению, его наследие довольно скудно, а биография не изобилует неожиданными поворотами. Но все же несколько интересных фактов о его жизни можно вспомнить:

  1. В 1860 году Иван Саввич влюбился в образованную Наталью Антоновну Матвееву, дочь генерала. Девушка была на 12 лет младше 36-летнего поэта, но их любовь оказалась крайне крепкой и серьезной. Ей посвящены 2 стихотворения — «Я вас не смею раздражать» и «Я не мог от тебя своих глаз отвести». Некоторые письма, которые влюбленные писали друг другу, сохранились.
  2. До этого, в 1856 году, Иван влюбился в Жюно — гувернантку помещиков Плотниковых. Любовь оказалась взаимной, но отношения пара не афишировала.
  3. Портрет Ивана Саввича Никитина рисует его слабым и болезненным человеком. Летом 1855 года он сильно простудился после купания в реке, даже считал, что может умереть. Это событие сильно изменило характер его стихов.
  4. Кладбище, на котором похоронен Никитин, было ликвидировано, на его месте поставили цирк. Однако могилы поэта и еще нескольких литераторов (Алексея Кольцова с родственниками и Елизаветы Милицыной) сохранились — сегодня это «Литературный некрополь».
  5. В Воронеже несколько объектов названы в честь Ивана Никитина: площадь, улица, библиотека и гимназия. Также установлены 2 бюста и памятник писателю, действует местный дом-музей.
  6. В нескольких городах имеются улицы, названные в честь поэта.

Из Италии Никитин вернулся настоящим художником

     Царь также обратил внимание на его способности и отдал в учение немецкому живописцу Иоганну Таннауэру, под руководством которого юноша оттачивал своё мастерство.    В его ранних работах заметна связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия

Однако в них уже чувствуется композиционное мастерство, умение передать фактуру материалов и гармония цвета. Но самое главное, его портреты убедительны и достоверны. Никитин не льстит своим моделям, что обычно присуще художникам-портретистам

   В его ранних работах заметна связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия. Однако в них уже чувствуется композиционное мастерство, умение передать фактуру материалов и гармония цвета. Но самое главное, его портреты убедительны и достоверны. Никитин не льстит своим моделям, что обычно присуще художникам-портретистам.

    В 1716 году Иван Никитин вместе с младшим братом Романом, кстати, тоже живописцем, в числе двадцати молодых дарований отправляется на учёбу в Италию. Они посетили Флоренцию, Венецию и Рим…

   Из Италии Никитин возвратился настоящим мастером и стал придворным художником.

Творчество

После окончания СТИ Н.В.Никитин распределился в г. Новосибирск. Работая в проектных организациях, он впервые в стране предложил большепролетные деревянные конструкции, которые были реализованы в 1932 г. в Новосибирске при строительстве перекрытия спортивного зала «Динамо» (деревянные конструкции) и железнодорожного вокзала (арка перекрытия из железобетона).

Большое влияние на Н.В.Никитина как на ученого оказал профессор Н.И. Молотилов. К моменту избрания на должность профессора (1926 г.) он уже имел несколько изобретений в области сборного железобетона. Знакомство с разработками Молотилова в последующем определило всю профессиональную и научную деятельность выдающегося инженера. Молотилов являлся членом общества по изучению Томского края и собирал материалы по старинному деревянному зодчеству Сибири. Н.И. Молотилов читал курс «Технология железобетона», под руководством Молотилова Никитин выполнил все курсовые и дипломную работы по тогда совсем еще новой теме «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона».

С 1932 г. Никитин жил и работал в Москве. В 1949 — 1950 гг. он участвовал в проектировании высотных зданий МГУ на Ленинских горах, предложил нестандартную конструкцию фундаментов. Уникальность этой конструкции заключалась в том, что она позволяла на всем своем двухметровом протяжении не иметь температурных швов, тем самым увеличивая прочность и долговечность сооружения.

На фундаментах конструкции инженера Никитина возведено большинство высотных зданий 40-50-х гг. в Москве, а также здание Дворца культуры и науки в Варшаве.

Н.В. Никитин участвовал в проектировании и строительстве Дворца Советов в Москве (1937-1941гг.). Одна из выдающихся работ Н.В. Никитина – грандиозный монумент «Родина-мать» на Мамаевом Кургане в г. Волгограде, воздвигнутый из железобетона по проекту скульптора Е.В. Вучетича и архитектора Я.Б. Белопольского.

В этой работе Никитин был автором-конструктором сооружения. Вершиной творчества Никитина является создание Останкинской телебашни, построенной в 1967 г. На Останкинской телебашне под его руководством были организованы научные исследования, связанные с изучением распределения скорости и порывистости ветра по высоте, а также с измерением деформаций и колебаний башни под действием ветровой нагрузки, влиянием неравномерного нагрева башни лучами солнца на ее механические характеристики и др.

Особенностью метода работы Н.В.Никитина являлся синтез инженерного искусства и научных исследований.

Книжный магазин Ивана Никитина

В 1858 году вышла большая поэма Никитина «Кулак», ярко описывающая мещанство, сочувственно воспринятая критиками и имевшая успех у публики. Тираж произведения разошелся меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой, из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». Гонорары от публикации стихов, сбережения, накопленные в течение нескольких лет, и заем в 3000 рублей у В. А. Кокорева позволили ему в 1859 году приобрести книжный магазин, ставший любимым местом встреч жителей города, своего рода литературным клубом. Далее — новые надежды и планы, творческий подъем, новый сборник стихов, встреченный несколько прохладно, но жизненные силы были уже на исходе.

Похожие термины:

  • авт. некролога архим. Павла (Псков, 1891). {Венгеров}

  • поэт (СПб., 1912). {Венгеров}

  • (Organization management information, Бл=шт=р==ч= маалымат долбоору) – наиболее общая категория управленческих документов, которая включают организационную, распорядительную и справочную информационную документ

  • способы обеспечения безопасности, формирующиеся в Восточной Азии и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности, характеризуются наличием значительного числа механизмов безопасно

  • столица и важнейший торговый центр Абиссинии; захвачена в 1936 г. Италией. До захвата итальянскими войсками в Аддис-Абебе было до 100 тыс. жителей, впоследствии количество населения резко сократилось.

  • (Пик) (BOTHA, Roelof Frederik (Pik). Министр иностранных дел ЮАР. Род. 27 апреля 1932 г. в Рюстенбурге в семье директора школы. Образование получил в Университете Претории, бакалавр искусств и юриспруденции. В 1956 — 60

  • ая, -ое. Относящийся к Государственной Думе. Не обнаружив в заявлении ни слова об отставке председателя ЦИК, думские «справороссы» проголосовали против этого документа (РГ. 2012.30.01).

  • устар., ирон. Долгожитель Государственной Думы, находящийся в думе несколько созывов подряд. Михаил Прохоров выгодно отличается при этом от так называемых думских старцев, которые строят свою кам

  • д-р мед., р. 1843. {Венгеров} Никитин, Ал-др Ал-др. соврем. драматург. {Венгеров}

  • д-р мед. (1879). {Венгеров}

  • д-р мед., мл. врач 34 пех. полка, р. 1865. {Венгеров}

  • (DUNKEL, Arthur). Швейцарский экономист. Род. 28 августа 1932 г. Окончил Школу бизнеса в Лозанне и Лозаннский университет. Работал в различных отделах швейцарского федерального управления внешнеэкономическ

  • -а, ср.; жарг. политтехн. Абонентский ящик в почтовом отделении или обычный почтовый ящик в подъезде жилого дома, арендованный избирательным штабом для обеспечения оперативной обратной связи с изб

  • (нем. «Rote Armee Fraktion», RAF) — левоэкстремистская организация, действовавшая в ФРГ в 70-е гг. XX в. РАФ была создана в 1969 г. активистами только что распущенного леворадикального «Социалистического союза не

  • продолжавшиеся св. трех лет (с 1964 по 1967) переговоры по тарифным вопросам стран участниц Генерального соглашения о тарифах и торговле (названы по имени президента США, выступившего с инициативой та

  • (22.07.1937). Член Политбюро ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Секретарь ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1962 г. Родился на пристани Владимирская Волгоградской (тогда Сталинградской)

  • авт. соч. по гор. хоз., гласный СПб. гор. думы, р. 1849. {Венгеров}

  • д-р мед., р. 18 ноября 1793, † 22 июня 1858. {Венгеров}

  • беллетрист, авт. ром. «Теодор Станиславский» (М., 1838). {Венгеров} Никитин, Ал-др поэт (М., 1909). {Венгеров}

  • педагог, с. протоиерея. {Венгеров}

Детство и юность

Юрий Александрович Никитин родился 30 ноября 1939 года в Журавлевке, пригороде Харькова. Раннее детство пришлось на период голода в Украине, затем – на Великую Отечественную войну.

Писатель Юрий Никитин

Отца Юра не помнил – мужчина ушел на фронт в первые дни войны и назад не вернулся, умерев в госпитале под Берлином из-за ранения, поэтому мальчика воспитывали мама, дедушка и бабушка. Мать работала на ткацкой фабрике в две смены и почти не видела сына. С дедушкой будущий писатель проводил много времени, тот учил внука ручному труду – мужчина был мастером на все руки.

Из-за тяжелого детства здоровье Никитина было подорвано. Он часто болел ангиной, и в итоге, как это часто случается при хронических тонзиллитах, инфекция перекинулась на сердце. Врачи сказали, что без операции юноша протянет полгода, а оперировать Юрия было нельзя из-за слишком низкой свертываемости крови. Тогда он самостоятельно занялся здоровьем, увлекся йогой и благодаря этому выжил.

Юрий Никитин

Прилежание Юрия в школе было посредственным, к тому же Никитин постоянно дрался, и в итоге после 7-го класса его выгнали. Юноша пошел работать на завод, мечтая в 18 лет уйти в армию, но в военкомате из-за состояния здоровья ему выдали «белый билет». Тогда Никитин попросил друга подменить его на медкомиссии и таким образом завербовался на Крайний Север, на лесоповал. После этого работал в геологоразведочных экспедициях, много путешествовал по Приморью и Дальнему Востоку.

В Украинскую ССР Юрий вернулся в 1964 году, устроился работать на завод литейщиком. Тогда он серьезно увлекся спортом – занимался и боевыми искусствами, и легкой атлетикой, даже стал мастером спорта по гребле на каноэ. Творческие интересы тоже не обходил стороной – Никитин учился играть на скрипке, пробовал рисовать, писал первые рассказы.

Юрий Никитин сейчас

Сейчас Юрий Александрович продолжает писать, регулярно издает новые книги. Мужчина серьезно следит за здоровьем, занимается спортом, является сторонником здорового питания, хотя признается, что любит кофе с большим количеством сладкого и сладости вообще.

Лилия Шишкина и Юрий Никитин

Одним из интересов писателя остается трансгуманизм; по признанию Юрия Александровича, это связано с подорванным голодным детством здоровьем. Помимо этого, верит в крионику и заключил контракт на посмертную заморозку с компанией «КриоРус».

На основе книг Никитина создана и продолжает функционировать браузерная игра «Троецарствие».

Роман Никитич Никитин (1691-1753)

Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Его жизнь и творчество менее известны, а его художественные принципы более традиционны и консервативны, чем у брата.Художественное образование Романа Никитина началось под руководством его брата Ивана. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий живописец, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. В 1732 г. братья Никитины были арестованы по делу Феофана Прокоповича, о чём сказано в биографии Ивана Никитина. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью.После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре.Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г.

Творчество

С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно, им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.

Роман Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова (не позднее 1715). Холст, масло. 101 x 77, 5 см. Одесский художественный музейПортрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо, но в нём ещё видны следы парсуны: статичность, тёмный фон, отсутствие психологизма. Делается попытка передачи движения руки персонажа, но эта попытка не совсем удачна – рука изображена в застывшем положении.

Роман Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-1724). Холст, масло. 76 x 60 см. Государственный Русский музей (Петербург)Портрет баронессы Строгановой был написан позже. Видно мастерство художника в передаче фактуры богатой одежды. В этом портрете уже чувствуется характер персонажа: открытый взгляд, женственность. Присутствует и некоторая динамика образа, передано движение рук.

  • < Назад
  • Вперёд >

Получение образования

В 8 лет мальчик был отправлен в Воронежское духовное училище, причем поступил он сразу во 2 класс. Закончил его в 1839 году и продолжил обучение в гимназии, чтобы стать священником. Будучи сыном зажиточного отца, Никитин являлся вольным слушателем, что позволило ему сохранить широту взглядов и некоторую независимость. Однако уровень образования и принятые порядки не устраивали юношу. Больше всего Иван мечтал поступить в университет. В «Дневниках семинариста» (1861 год) он отразил год обучения в семинарии в самых мрачных цветах.

Спасала студента любовь к чтению. Он читал книги без какой-либо системы или предпочтений, поэтому судить, повлияли ли они на развитие его таланта, затруднительно. В семинарии юноша познакомился с Белинским и впервые показал стихи преподавателю русской словесности. Последний похвалил талантливого учащегося и настоятельно рекомендовал продолжать.

Впрочем, закончить семинарию Иван не смог. В 1844 году он был исключен с 4 курса за систематические пропуски, которые были связаны с семейными проблемами. Возможно, определенную роль сыграло и введение в 1841 году нового и более сурового устава.

Иван Никитич Никитин биография

И.Н.Никитин (Середина 1680-х – не ранее 1742) — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
>

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Tags: Иван Никитич Никитин, любимый художник Петра I

На главную   


This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:29 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Both comments and pings are currently closed.