Глеб котельников

Оглавление

Спасение для авиаторов

Глеб Котельников родился 18 января (по старому стилю) 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова увлекались искусством: театром, живописью, музыкой. Мальчик с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Удивительно, но наряду с этим Глеб увлекался еще техникой. Например, в возрасте тринадцати лет он самостоятельно собрал работающую фотокамеру.

Внезапная смерть отца и ухудшение материального положения семьи полностью меняют планы – вместо консерватории или технологического института, Глеб Котельников уходит добровольцем в армию, поступив в военное артиллерийское училище. Спустя трех лет обязательной службы, Глеб Евгеньевич многие годы служил акцизным чиновником. Но все же детское увлечение театром переросло в основное дело жизни – в возрасте тридцати восьми лет он стал профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников.

Глеб Евгеньевич с детства увлекавшийся техникой, не мог не заинтересоваться самым популярным в начале прошлого века изобретением – самолетами. В те годы в крупных городах России часто проводились показательные полеты первых отечественных летчиков. 24 сентября 1910 года Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Санкт-Петербурге. С показательными полетами выступал на своем «Фармане» знаменитый летчик Лев Мациевич. Во время последнего залета, взлетев на максимально возможную высоту, самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Глеб Котельников был очевидцем трагедии, и под впечатлением от увиденного, он решил непременно придумать какое-то средство спасения авиаторов.

В начале XX века пилоты уже использовали так называемые «спасательные купола». В виде длинных сложенных «зонтов» они были закреплены на самолете и применялись редко из-за своей ненадежности и сложной конструкции.

Всего за 10 месяцев Глеб Котельников придумал и разработал для летчиков средство экстренного реагирования. Оно представляло собой металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ранец. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Именно эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Кто такой Глеб Котельников

Он родился в Санкт-Петербурге 18.01.1872 г. Его родители были образованными и культурными людьми, отец – профессор высшей математики и механики Санкт-Петербургского Земледельческого Института. Родители увлекались живописью, музыкой, театром, дома ставились любительские спектакли, любовь к искусству передалась и мальчику. Еще одно увлечение талантливого ребенка – техника. Он с детства увлекался конструированием, мастерил игрушки и разные модели. Ему было 13 лет, когда он собрал действующую фотокамеру, купив только подержанный объектив, а все остальные детали изготовив самостоятельно.

Музыкально одаренный юноша, играющий на нескольких инструментах и пишущий музыку, собирался поступать в консерваторию. Но преждевременная смерть отца и возникшие материальные трудности заставили изменить планы, и Глеб поступил в Киевское военное артиллерийское училище, которое закончил с отличием в 1894 г.

Затем три года службы (именно там он познакомится с устройством военного наблюдательного аэростата и средством эвакуации с него), отставка, и 10 лет работы провинциальным акцизным чиновником. Работа в акцизном ведомстве совершенно не подходила творческой, одаренной личности. Отдушиной стала работа актером в местном театре, организация драмкружков, и изобретательство, которым он продолжал заниматься в свободное время – например, сконструировал для винокуренного завода новую разливочную машину.

В 1910 г. Котельников, устав от жизни провинциального чиновника, принял решение вернуться в Санкт-Петербург. Жена (Котельников женился в 1899 г., и брак оказался счастливым) поддержала идею переезда, хотя перебираться с тремя детьми было нелегко. В Санкт-Петербурге Глеб Евгеньевич устроился актером в труппу Народного дома на Петербургской стороне.

Но увлечение техникой не прошло, как и страсть к изобретательству. Его очень интересовала авиация, устройство летательных аппаратов. Он регулярно ездил на аэродром, был там и в день гибели Льва Мациевича. Трагическая смерть молодого талантливого летчика потрясла его, и идея создания безопасного средства эвакуации полностью захватила изобретателя.

Учитель и практик

В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения и усовершенствования в области авиационных спасательных устройств в дар Советскому правительству. За выдающиеся заслуги конструктор был награжден орденом Красной Звезды.

Работая в области парашютостроения и парашютизма до глубокой старости, Котельников одновременно вел большую общественную работу, оказывал помощь аэроклубам. Он организовал и возглавил экспериментальную конструкторскую группу в секции парашютизма Ленинградского аэроклуба, в которой обучал молодежь. Многие спортсмены посещали его мастерскую, расположенную в Ленинграде на Васильевском острове. 

Котельников активно проводил публичные лекции по истории создания парашюта, отстаивал приоритет России в этой области. В 1935 году Глеб Евгеньевич приезжал в Москву, где принял участие в Первом всесоюзном слете парашютистов в Тушино. 

Александр Древин «Спуск на парашюте». 1932 год. Холст. Масло

Иллюстрация: artchive.ru

Но Котельников не думал ограничиваться ролью историка. Активно изучая парашютную практику, 5 июня 1936 года, в возрасте 64 лет, он сделал заявку (патент № 195501) на новое изобретение, которому придавал большое значение. Это стабилизатор, предупреждающий «сальто» в воздухе — беспорядочное падение парашютиста, переход в штопор и «потерю земли». На эту животрепещущую тему много говорили на Первом всесоюзном слете парашютистов, и тут же, в Тушино, у Котельникова родилась идея создания стабилизатора. Комбинированное действие двух приспособлений — стального тросика из нержавеющей стали, пропущенного в край парашюта, и вытяжного парашютика-стабилизатора — помогло значительно сократить расстояние, необходимое для полного раскрытия парашюта.

Когда началась Великая Отечественная война, уже пожилой и слабо видящий Глеб Евгеньевич тем не менее принял активное участие в организации противовоздушной обороны Ленинграда. Блокадная зима и голод нанесли сильный удар по его здоровью. Котельникова удалось эвакуировать в Москву, где он скончался 22 ноября 1944 года. Прах выдающегося отечественного изобретателя Глеба Котельникова покоится на Новодевичьем кладбище. На близстоящих к могиле деревьях парашютисты имеют обыкновение завязывать ленточки и затяжки от парашютов — как благодарность Котельникову и свой оберег.

Приложения

Парашют имеет три основных назначения: спасение, спорт / хобби и транспорт.

спасать

В случае надвигающейся катастрофы самолета (см. Также катапультируемое кресло ), каждый человек в отдельности или весь самолет тормозится открытым парашютом во время падения и, таким образом, защищен от удара ( парашют , система спасения ).

Начинающая компания в Граце разрабатывает автоматизированные спасательные парашюты для дронов с дорогими камерами.

Спорт / хобби

Парашют используется для безопасного приземления при прыжках с парашютом и прыжках с объекта . Полет на парашюте (так называемый «параплан») обычно менее важен, чем предшествующая фаза свободного падения.

Парапланы — это дальнейшее развитие парашюта . Обладая большей площадью, улучшенным управлением и оптимизированным профилем, они подходят для использования восходящих потоков и часов пребывания в воздухе, как планер. В отличие от классических парашютов, парапланы не раскрываются в свободном падении, а поднимаются вверх по земле.

Пилоты дельтапланов , планеров и парапланов несут с собой спасательный парашют, который используется, когда самолет больше не годен к полетам.

Моделирование

Парашюты также используются в моделестроении, в основном это простые конструкции без сменного парашюта. В моделестроении, например, спасательные парашюты от ракетных моделей и надводные парашюты (парапланы) несут дистанционно управляемые модели с пропеллерным приводом.

Военные и транспорт

Американские десантники прыгают через Австралию во время учений.

Вспомогательный парашют вытягивает поддон из Hercules C-130 . (Грузовые парашюты находятся на элементе разгрузки.)

Товары помощи упали на открывающиеся парашюты

Для использования в военных целях, чтобы достичь труднодоступных мест с помощью парашютного прыжка, парашютисты и спецназ по-прежнему используют автоматические прыжки с небольшой высоты с парашютами с круглой крышкой . Начиная с 1980-х годов, чаще всего с плоскими парашютами через прыжки HAHO при планировании используют с большой высоты. В последнее время его также заставили выпустить, так что нет необходимости в сложной тренировке свободного падения. Некоторые специальные полицейские подразделения (в Германии только GSG 9 Федеральной полиции ) используют прыжок с парашютом для воздушного транспорта в тактических целях.

Загрязнение воздуха осуществляется десантниками , особенно в военных целях , с целью размещения оборудования и транспортных средств на территории противника в дополнение к солдатам . Недорогие парашюты с круглым куполом по-прежнему традиционно используются для сброса материала. Однако в последнее время использовались независимо управляемые грузовые парапланерные системы, такие как американская Joint Precision Airdrop System / Германия Cassidian ParaLander , которые управляются автономно с ветром в целевой области через GPS и бортовой компьютер.

Некоторые авиационные бомбы упали на бомбардировщиках также висит на парашютах, таких как Daisy Cutter . В случае таких бомб парашют предназначен для задержки падения и, следовательно, взрыва бомбы, чтобы позволить падающему самолету покинуть зону, которой угрожает взрыв. Таким образом можно сбрасывать бомбы на малых высотах.

Зажженные ракеты падают на землю висящими на парашютах, так что поле боя освещается как можно дольше.

Некоторые дроны, например B. Самолет Canadair CL-289 приземлится на парашюте.

Некоторые ручные гранаты с кумулятивным зарядом , например Б. RKG-3 используйте парашют так, чтобы граната поразила цель под углом 90 ° для максимального эффекта кумулятивного заряда.

В ракетной технике парашюты используются для восстановления сгоревших ступеней ракет , обтекателей полезной нагрузки, космических капсул и капсул с образцами, например Б.

  • Перистые и кучевые ракеты,
  • Ракеты от научно-исследовательской компании Бертольда Селигера ,
  • Ракета — носитель из Space Shuttle ,
  • Обтекатель полезной нагрузки Falcon 9 ,
  • Образец капсулы Хаябуса 2 .

Посадка на другие небесные тела

Парашюты также можно использовать за пределами Земли, чтобы уменьшить скорость снижения, например, когда зонды приземляются на другие планеты или луны . Однако для этого должна быть атмосфера с определенной минимальной плотностью, например, на спутнике Сатурна Титане или на Венере . На планетах с низкой плотностью атмосферы, таких как Марс , также необходимо использовать подушки безопасности или тормозные ракеты. Парашюты нельзя использовать на небесных телах без атмосферы, таких как Луна Земли.

Простота и надежность: каким должен быть десантный парашют

Если вкратце обозначить основные требования к десантному парашюту, то ключевые слова – это простота и надежность. Действительно, парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.

Сама конструкция парашютов в принципе не меняется годами, чего не скажешь о тканях, из которых они изготавливаются. В самом начале это были натуральные материалы – шелк например. Затем появились синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.

Но, как отмечают специалисты, главное здесь другое. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.

Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг. Дело не только в том, что десантники покрупнели, скорее увеличился объем вооружений. Если раньше прыгали без вооружений и бронежилетов, то сейчас только один бронежилет «Ратника» весит более 15 кг. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта. Так что работа по поиску новых материалов в НИИ парашютостроения никогда не приостанавливается.

Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применяются в Российской армии. С парашютами, разработанными в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. Сегодня основными десантными системами разработки НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. К серийному выпуску готовится система Д-14 для экипировки «солдата будущего» «Ратник». Об этих и других моделях парашютных систем – в нашей подборке.

Новая жизнь парашюта

После революции Глеб Котельников остался на родине и продолжил работать над своим главным детищем. В 1923 году появился на свет новый доработанный парашют РК-2, а вслед за ним и РК-3. Именно РК-3 и используется по сей день (только с некоторыми доработками). В 1924 году был изготовлен и испытан грузовой парашют с куполом диаметром 12 метров, который выдерживал груз в 300 кг.

Почтовая марка в память об изобретателе

Вскоре изобретатель узнал, что в США тоже изобрели ранцевый парашют и наладили его массовое производство. Мало того, все американские лётчики в обязательном порядке должны были летать с парашютом. Советскому Союзу тоже пришлось купить у американцев 2000 парашютов, прежде чем изобретение Котельникова пошло в серию.

А в 1930 году в СССР появились войска, для которых изобретение Котельникова стало определяющим, – воздушно-десантные. Парашютные подразделения с самого дня создания и на протяжении всей своей истории нацелены на выполнение непростых боевых задач. Их ратный труд в годы Великой Отечественной войны овеян славой. «Песня парашютистов» Л. Афанасьева на слова Е. Аграновича прекрасно передаёт весь пафос этого труда:

Великую Отечественную войну изобретатель Котельников встретил в Ленинграде, пережил первую блокадную зиму и был эвакуирован, но вскоре, в ноябре 1944 года, умер в Москве.

Прыжки с парашютами в наши дни

На Новодевичьем кладбище в Москве есть могила, вокруг которой стоят деревья с привязанными к веткам шёлковыми ленточками – парашютными затяжками. Так лётчики, десантники и просто парашютисты выражают светлую память и уважение к человеку, который и после своей смерти продолжает спасать их жизни. Это могила Глеба Евгеньевича Котельникова.

Обложка: pinterest.ru

Создание парашюта

Работа Котельникова по созданию первого складного ранцевого парашюта была завершена уже в декабре 1911 года, то есть спустя 15 месяцев после гибели Мациевича. Изобретатель заменил тяжелое льняное полотно легким и крепким шелком. В края парашюта Глеб Евгеньевич вшил тонкий эластичный трос. Стропы были разделены на две группы, закреплявшиеся на плечевых обхватах подвесной системы. В результате получилась конструкция, которой человек мог управлять, пока спускался на землю.

Главной особенностью парашюта Котельникова было то, что он уложил его в небольшой заплечный ранец. На его дне находилась специальная полка с сильными пружинами под ней. За счет такого решения парашют моментально выбрасывался наружу, когда человек выдергивал в воздухе стопорное кольцо. Первая модель была названа РК-1 – это сокращение от «Русский, Котельникова, модель 1».

После успешных испытаний с манекеном разработка была предложена военному ведомству, но российская бюрократическая машина восторгов по поводу изобретения не разделила. Один из великих князей даже назвал парашют вредной для авиации вещью, так как с ним летчик будет при малейшей опасности спасать себя, а не самолет.
Котельников не опустил руки и продолжил работу над изобретением, которое все же понадобилось русской авиации, когда началась Первая мировая война.

Самолеты братьев Райт

Первый подробно зафиксированный полет человека на управляемой машине, оснащенной двигателем, состоялся 17 декабря 1903 года. 

За рычагами управления сидел, точнее лежал, владелец небольшого завода по производству велосипедов Орвилл Райт. За 12 с он преодолел дистанцию в 37 м. В тот же день его младший брат и партнер по бизнесу Уилбур смог за 1 мин пролететь 260 м.

Почтовая марка Кот-д’Ивуара с изображением братьев Райт, создателей первого управляемого самолета

Летательный аппарат братьев назывался «Флайер» («Летун»). Он был оснащен бензиновым двигателем мощностью 12 л. с. Размах крыла составил 12,3 м, а общая площадь крыльев — 47,4 м2. Машина представляла собой биплан, имела еловый каркас, обтянутый муслиновой тканью, и весила около 270 кг.

Братья впервые применили схему перекашивания крыла для автоматического выравнивания машины. Она, таким образом, стала первой управляемой относительно всех трех осей. Пилот в машине лежал и воздействовал на крылья движениями бедер. Перед ним находились два рычага: один — для регулирования высоты, второй — для управления двигателем. Последний через цепные передачи приводил в движение два пропеллера диаметром 2,6 м.

Мемориал в честь братьев Райт в США

В сентябре 1904 года братья испытали следующую модель — «Флайер-2». Ее вели уже два двигателя мощностью по 15 л. с., а для старта использовалась катапульта. В 1905 году появился «Флайер-3», который мог находиться в полете более получаса и преодолевать около 40 км. Можно сказать, что это была первая в мире крылатая машина, подходящая для серьезного практического применения. Так был сделан важный шаг от эпохи попыток полета к эпохе самих полетов.

«Флайер» над землей. Снимок сделан 17 декабря 1903 года

«Флайер» в трех проекциях

Работа над изобретением

После трагического эпизода на показательном полете Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) превратил свою квартиру в полноценную мастерскую. Конструктор был одержим идеей создать спасательное средство, которое помогло бы пилотам выжить в случае авиакатастрофы. Самым удивительным было то, что самодеятельный актер принялся в одиночку за техническую задачу, над которой уже много лет безрезультатно бились многие специалисты со всего мира.

Все свои эксперименты изобретатель парашюта Котельников проводил за свой счет. С деньгами было туго, часто приходилось экономить на деталях. Экземпляры спасательного средства сбрасывались с воздушных змеев и петербургских крыш. Котельников обзавелся кипой книг по истории летного дела. Опыт проходил один за другим. Постепенно изобретатель пришел к примерной конфигурации будущего спасательного средства. Это должен был быть прочный и легкий парашют. Небольшой и складывающийся, он мог всегда быть при человеке и выручить в самую опасную минуту.

Воздушные шары и дирижабли

Изобретателями первого устройства, чей полет по воздуху был подтвержден официальными историческими документами, стали французы, братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье. Сконструированный ими в 1783 году летательный аппарат представлял собой воздушный шар из холста диаметром 39 футов (около 12 м), оклеенного бумагой.

Братья Монгольфье — изобретатели первого воздушного шара

За 10 мин устройство с почти 200-килограммовым грузом поднялось в воздух, было отнесено ветром на 4200 футов (приблизительно 1280 м), где и опустилось на землю. Вскоре братья отважились поместить в свой летательный аппарат живых «пассажиров» — барана, петуха и утку.

Наконец, 21 ноября 1783 года первый документально подтвержденный полет совершили люди: маркиз Франсуа Лорен д’Арланд и физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье.

Очень скоро у братьев появился соперник — французский профессор Жак Александр Сезар Шарль. 27 августа 1783 года на глазах свыше 300 000 зрителей его аэростат поднялся в небо над Марсовым полем в Париже.

В основе устройства лежал принцип, отличный от примененного братьями Монгольфье: шар наполнялся не горячим дымом, а водородом, который изначально легче воздуха. Это позволило избавить летательные аппараты от необходимости поднимать запасы топлива, а пассажиров — от обязанности поддерживать огонь в горелке.

Портрет профессора Ж. Шарля. 1820 год

Летательный аппарат профессора Шарля уже имел клапан, позволявший выпускать газ из оболочки и тем самым регулировать высоту полета. Балласт в виде мешков с песком облегчал подъем и опускание, а сетка защищала купол, выполненный из шелковой материи.

На случай аварии шары стали оснащать первыми парашютами — кусками ткани диаметром почти 6 м. Для закрепления шара на одном месте начали использовать якорь. Оставалось изобрести средство управления аэростатом, то есть найти возможность перемещать его независимо от потоков ветра.

Жан-Пьер Франсуа Бланшар 7 января 1785 года перелетел на таком аэростате через пролив Ла-Манш.

Перелет Ж.-П. Ф. Бланшара через Ла-Манш 7 января 1785 года

В 1802 году Жан Батист Мари Шарль Мёнье предложил оснастить воздушный шар тремя винтами-пропеллерами, управлять которыми должны были 80 человек. Аппарат Мёнье имел эллипсоидную форму для облегчения маневрирования и две оболочки, внешнюю и внутреннюю.

Дирижаблъ Ш. Мёнье

Изменяя объем газа, можно было регулировать высоту полета.

Первый полет человека на таком аппарате состоялся только в 1852 году. С парижского ипподрома стартовал шар Анри Жиффара, вмещавший 2500 м3 газа, и, невзирая на ветер, стал выполнять различные маневры и повороты.

Дирижаблъ А. Жиффара

В 1872 году опыт повторил инженер Станислав-Анри-Лоран Дюпюи де Лом, который пришел к необходимости придать аппарату сплюснутую форму и связать воедино все его части, то есть сам шар и корзину с пассажирами. К главному шару добавился другой, малый, служивший для управления высотой полета. С убыванием воздуха из аэростата аппарат начинал снижаться, при наполнении — вновь подниматься.

«Воздушный корабль» С. Дюпюи де Лома

В 1881 году Гастон Тиссандье применил для вращения пропеллера динамо-машину Сименса, соединив ее с винтом через зубчатые колеса. Скорость вращения винта выросла до 120-180 об/мин, а скорость движения всей машины составила 3 м/с. Слабым местом конструкции, равно как и всех подобных устройств, оставалось то, что при встречном ветре, достигавшем более высокой скорости, она не могла тронуться с места.

Дирижабль Г. Тиссандье

Первый прыжок с парашютом

Сегодня попробовать себя в парашютизме может практически каждый. Многие хотят прыгнуть с парашютом, испытать новые эмоции и получить уникальные впечатления, но не знают, что для этого нужно.

Чтобы совершить первый прыжок, достаточно приехать в аэроклуб, оплатить услугу, предоставить справку о здоровье и пройти короткую базовую подготовку. Стоимость прыжка-тандема составит от 9 до 11 тысяч рублей. Цены на одиночные прыжки с 800 метров начинаются от 4 тысяч рублей.

Прыжок-тандем с инструктором

Это самый популярный и наиболее безопасный выбор тех, кто хочет впервые прыгнуть с парашютом. Инструктор и новичок, пристегнутые друг к другу, вместе выпрыгивают из самолета с 4000 метров. Свободно летят около минуты, а затем инструктор раскрывает парашют-тандем, на котором они вместе приземляются.

Этот вариант считается наиболее безопасным, так как все ключевые действия выполняет опытный инструктор, а начинающий парашютист наслаждается ощущением свободного полета и невероятным зрелищем.

Самостоятельный прыжок с 800 метров

Первый раз прыгнуть самостоятельно можно на круглом парашюте с 800 метров. Свободный полет будет длиться всего несколько секунд в отличие от прыжка вместе с инструктором. Зато вся ответственность ляжет непосредственно на начинающего парашютиста.

Инструктаж для одиночного прыжка длится значительно дольше, так как требует более тщательной подготовки спортсмена. Человек проходит медкомиссию, теоретическую подготовку, а также учится правильно прыгать с высокой тумбы, чтобы совершить безопасное приземление.