Фовизм

Оглавление

Осенний салон 1905

Анри Руссо , Голодный лев бросается на антилопу , 1905, холст, масло, 200 см × 301 см, Фонд Байелера , Базель

После просмотра ярко раскрашенных полотен Анри Матисса , Андре Дерена , Альбера Марке , Мориса де Вламинка , Киса ван Донгена , Шарля Камуана , Роберта Деборна и Жана Пюи в Осеннем салоне 1905 года критик Луи Воксель осудил художников: « fauves »(дикие звери), что дало своему движению название, под которым оно стало известно, — фовизм . Художники представили свою первую выставку в Осеннем салоне 1905 года. Группа получила свое название после того, как Воксель описал свою выставку работ фразой «Donatello chez les fauves» (« Донателло среди диких зверей»), противопоставляя их «оргию чистых тонов» скульптуре Альберта Марка в стиле эпохи Возрождения , которая разделяла комнату с ними.

Анри Руссо не был фовистом, но его большая сцена в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» была выставлена ​​рядом с работами Матисса и, возможно, оказала влияние на уничижительное отношение. Комментарий Вокселла был напечатан 17 октября 1905 года в ежедневной газете Gil Blas и стал широко использоваться

Картины вызвали серьезное осуждение — «Горшок с краской был брошен в лицо публике», — писал критик Камилла Моклер (1872–1945), — но также и положительное внимание. Картина, которая подверглась нападкам, — « Женщина в шляпе» Матисса ; покупка этой работы Гертрудой и Лео Штайн оказала очень положительное влияние на Матисса, который страдал деморализацией из-за плохого восприятия его работы

Неоимпрессионистский пейзаж Матисса Luxe, Calme et Volupté уже выставлялся в Салоне Независимых весной 1905 года.

Футуризм

В конце первого десятилетия 20-го века возникают новые направления живописи:  футуризм в Италии и кубо-футуризм в России. ( Футуризм — от лат. futurum — будущее)

Идеологом итальянской ветви стал литератор Ф.Маринетти, провозгласивший в 1909 году манифест движения. Футуризм спешил слиться с грядущим царством техники, найти в нем свое место. Этому способствовали динамические построения кубистов и экспрессионистов.

Итальянские художники Л.Руссоло, У.Боччони, Д.Северини, Д.Балла стремились воспевать мир машин. Здесь и рычащий гоночный автомобиль, и всемогущее электричество. Более того, ставили цель воплотить на холсте такие абстрактные понятия, как движение, свет, аромат, смех.

Л.Руссоло.Аромат.1910

Характеристика

У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил, идеалов или планов. Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками. Говоря о нестандартном применении красок, не стоит забывать, что неестественная палитра цветов использовалась и в работах импрессионистов: например, Моне.

Фовистский пейзаж. Морер.

Модный стиль

В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Именно поэтому сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но в течение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили.

Пейзаж близ Шату. Андре Дерен.

Наследие фовизма

Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусства на протяжении многих лет. Просуществовавший сравнительно недолго, он оказал влияние на восприятие некоторых ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве.

Девки. Руо Жорж.

 Загрузка …

Сюрреализм (20 век)

Стиль создан во Франции в 1924 году. Задача сюрреализма — как можно дальше отойти от рационализма. Предметы быта были представлены в нестандартных ситуациях, граничащих с реальностью, сном или галлюцинациями. Спектакль был полон гротеска, его необычная цель — вызвать рефлексию и разрушить логический порядок мира. Сюрреалисты черпали вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, который был популярен в то время. Они приписывали величайшую роль безграничному воображению человека. Тематика сюрреализма была совершенно безграничной, она даже балансировала на грани абсурда и абсурда. Читать подробнее о сюрреализме ➤

Важнейшие художники сюрреализма:

Фовизм

Подробности
Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности
Опубликовано 19.08.2015 14:41
Просмотров: 3769

На парижском осеннем Салоне 1905 г. группа художников представила полотна, которые поражали зрителей выразительностью красок, упрощённостью форм, насыщенностью чистых цветов, подчёркнутостью контуров…

Выразительность красок на этих полотнах показалась некоторым «дикой», французский критик Луи Восель назвал авторов этих полотен дикими зверями (фр. les fauves) – так из случайного слова появился термин.Но давайте посмотрим на картину художника-фовиста. Если буйство красок на картинах можно оценить такими словами, то что ж… Но сами художники данного названия своего течения не признавали, хотя и не протестовали против него.

А. Морер «Пейзаж»Как художественное направление фовизм просуществовал примерно до 1908 г. Лидерами его были Анри Матисс и Андре Дерен. Эти художники известны своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Анри Матисс                                                     Андре Дерен

Анри Матисс «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947)Эта картина крайне насыщена красками и построена на контрасте между светом и темнотой, внутренним и внешним пространствами.

А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом».Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Просуществовав недолго, оно распалось, его участники пошли каждый своим путём, но оно оставило заметный след в истории искусства.К числу сторонников этого направления относят художников Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жана Пюи, Мориса де Вламинка, Анри Мангена, Рауля Дюфи, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и др.

Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Он говорил: «Исходный пункт фовизма – решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».

Анри Матисс «Танец» (1910). Холст, масло. 260 х 391 см. Эрмитаж (Петербург)Эта картина существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная – в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. «Танец» написан под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.Картина отличается лаконичностью живописных средств: в ней использовано всего три цвета.

А эту картину художник создал только одним цветом.

А. Матисс «Голубая обнажённая» (1952)Изображение танца другим художником-фовистом.

Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Их картины отличаются повышенной светоносностью.Некоторые искусствоведы считают, что фовисты были в одном шаге от абстракционизма, но шага этого они не сделали, оставаясь в рамках своего метода. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Но далее каждый из них выбрал свой путь в искусстве, оставив фовизм этапом, поиском на своём творческом пути. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже.Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др.). «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк.

Морис де Вламинк «В саду» (1904)

  • < Назад
  • Вперёд >

Экспрессионизм и фовизм

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с моделью. 1910. Кунстхалле, Гамбург. Использование интенсивного яркого цвета остаётся основанием для сравнения экспрессионизма и фовизма.

Одной из проблем изучения фовизма является не только его положение в художественной системе XX века, но и соотношение с другими художественными течениями, в частности — с экспрессионизмом. Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения. С одной стороны, оба течения обладают автономными художественными программами и не могут безоговорочно рассматриваться как единое движение. С другой — и экспрессионизм, и фовизм используют сходные изобразительные методы и живописные приёмы. Это даёт основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы.

Основное направление исследований — сравнение французского фовизма и дрезденской группы «Мост». Оба направления возникли в 1905 году, оба исходили из преимущества яркого цвета и возможности с его помощью формировать эмоциональную и смысловую основу произведения. В 1909 году по приглашению Макса Пехштейна участником экспрессионистической группы «Мост» стал фовист Кес ван Донген. Он принимал участие в выставках группы в Дрездене.

С французским фовизмом были связаны и участники группы «Синий всадник» Василий Кандинский и Алексей Явленский, поддерживавшие дружеские отношения с Анри Матиссом; под влиянием последнего возникли фовистские работы Кандинского и Явленского. В 1908 году Матисс приезжал к Кандинскому в Мюнхен, в 1910 году визит был повторен. Взаимодействие экспрессионизма и фовизма было последовательным устойчивым явлением.

Противники этого сопоставления обращают внимание на очевидное различие живописных программ и различное содержание работ. Экспрессионизм был обращением к живописи северных школ (Эдвард Мунк), радикальным идеям (Ницше и Кьеркегор), к образам страшного, тревожного и пугающего («Крик» Э

Мунка, 1893—1910). Фовизм, напротив, тяготел к классическим сюжетам («Роскошь, покой и наслаждение» А. Матисса, ) и буржуазным темам («Пляж в Сент-Андресс» А. Марке, 1906).

В работах фовистов и экспрессионистов несколько расходится и понимание цвета. Для экспрессионистов цвет — символическая и мифологическая категория. Его связывают с теорией цвета Гете, он возникает как показатель эмоционального кризиса и социального слома. Для фовистов краска — живописная категория, визуальный и декоративный приём. В этом смысле фовисты продолжают классическую изобразительную традицию и, одновременно, дают начало декоративной живописи XX века.

Дадаизм (1916 по 1923 г)

Стиль дадаизм провозгласил разрыв с традициями, что проявилось в полной свободе сообщения. Спектакль разворачивается в хаосе и абсурде, элементы сочетаются случайным образом.

Это направление даже назвали «антискусством». Однако дадаизм не был самостоятельным творением, он был частью кубизма, футуризма и сюрреализма. Целью этого направления было шокировать публику своими работами. Его прием всегда вызывал большие эмоции и никогда не был равнодушным, его даже можно было охарактеризовать как провокационный. 

Самыми выдающимися художниками течения были:

  • Фрэнсис Пикабиа
  • Марсель Дюшан

Примечания

  1. Dempsey A. Styles, Schools and Movements: An Encyclopedic Guide to Modern Art. London: Thames & Hudson, 2002, pp. 66-69.
  2. Рыков А. В. К вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2013. Вып. 3. С. 123—132.
  3. Collins B. Van Gogh and Gauguin: Electric Arguments and Utopian Dreams. Westview Press, 2003.
  4. ↑ Леняшина Н. Мастерская Гюстава Моро / Научные труды. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 2009. № 9, с. 62-73.
  5. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПБ.: Азбука-классика, 2003, с. 75 — 134.
  6. Freeman J. The Fauve Landscape. New York: Abbeville Press, 1990.
  7. Fauves et expressionnistes : de Van Dongen à Otto Dix : chefs-d’oeuvre du Musée Von der Heydt : , Musée Marmottan Monet-Académie des beaux-arts, Institut de France. Paris ; Hazan , DL 2009.
  8. Gordon E. Donald. Expressionism: Art and Idea, p. 175. New Haven: Yale University Press, 1987.
  9. Whitfield S. Fauvism. London: Thames and Hudson, 1996.
  10. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина — М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
  11. Leymarie J. Fauvismus: étude biographique et critique. Geneva: Skira, 1959.
  12. ↑ Анри Матисс. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. М., «Искусство», 1993.
  13. Chantal Fernex de Mongex. Georges Rouault et le cirque. Chambéry: Comp’act, 2004. — 103 p. ISBN 2-87661-342-5
  14. Russell T. Clement, Les Fauves: A sourcebook. Santa-Barbara: Greenwood Press, 1994.
  15. Sutton D. André Derain. Köln: Phaidon-Verlag,1960.
  16. ↑ Wright A. Matisse and the Subject of Modernism. Princeton: Princeton University Press, 2006.
  17. Cowling, E.; Mundy, J. On Classic Ground: Picasso, Léger, de Chirico and the New Classicism 1910—1930. London: Tate Gallery, 1990.
  18. Antliff M.; Leighten P. A Cubism Reader, Documents and Criticism, 1906—1914. Chicago: The University of Chicago Press, 2008.
  19. Фостер Х., Краусс Р., Буа И., Бухло Б., Джослит Д. 1906 год / Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ad Marginem, 2015 — стр. 70—77.
  20. Freeman J. The Fauve Landscape. New York: Abbeville Press, 1990
  21. Дорончерков И. А. Современное французское искусство в России: 1900-е годы — некоторые аспекты восприятия / Научные труды. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 2009. № 10. С. 54-72.
  22. Башли Э. Экспрессионизм. М.: БММ, 2007. — 287 с.
  23. Fauves et expressionnistes : de Van Dongen à Otto Dix : chefs-d’oeuvre du Musée Von der Heydt : , Musée Marmottan Monet-Académie des beaux-arts, Institut de France. Paris ; Hazan, DL 2009.
  24. ↑ Фостер Х, Краусс Р, Буа И., Бухло Б, Джослит Д. 1906 год / Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ad Marginem, 2015 — с. 70 — 77.
  25. Panofsky E. The Life and Art of Albrecht Dürer (1945). Princeton Classic Edition. Princeton University Press, 2005.
  26. Даниэль С. Картина классической эпохи. М.: «Искусство», 1986
  27. Green C. Picasso’s Les Demoiselles D’Avignon. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
  28. Kramer H. Reflections on Matisse // The Triumph of Modernism: The Art World, 1985—2005 (англ.). — Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2013. — P. 162.
  29. Elderfield J. Henri Matisse: A Retrospective. The Museum of Modern Art. New York: Museum of Modern Art, 1992.
  30. Cuno J. Matisse and Agostino Carracci: A Source for the Bonheur de Vivre. // The Burlington Magazine, Vol. 122, No. 928, Special Issue Devoted to Twentieth Century Art (Jul., 1980), pp. 503—505.
  31. ↑ Fauves et expressionnistes : de Van Dongen à Otto Dix : chefs-d’oeuvre du Musée Von der Heydt : , Musée Marmottan Monet-Académie des beaux-arts, Institut de France. Paris: Hazan, DL 2009.
  32. Giry M. Der Fauvismus. Ürsprunge und Entwicklung. Würzburg: Edition Popp, 1981
  33. Russell T. Clement. Les Fauves: A sourcebook. Santa-Barbara: Greenwood Press, 1994.
  34. Leymarie J. Fauvismus: étude biographique et critique. Geneva: Skira, 1959.
  35. Johann Wolfgang von Goethe: Zur Farbenlehre. 2 Bde. Cotta, Tübingen 1810.
  36. Дорончерков И. А. Современное французское искусство в России: 1900-е годы — некоторые аспекты восприятия / Научные труды. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 2009. № 10. С. 54-72.

Особенности стиля

К специфическим чертам живописи фовистов относятся динамичность рисунка, спонтанность, стремление к эмоциональному напряжению. Основными художественными элементами фовистов стали интенсивный яркий цвет, чистота и резкость, интенсивно открытые локальные оттенки, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Для фовизма характерны упрощение формы и нарушение принципов линейной перспективы, которая в работах художников-фовистов становится аналитическим началом.

В отличие от импрессионистов, фовисты стремились противостоять мимолётности впечатления. Как и импрессионисты и постимпрессионисты, фовисты критически относились к общепринятой художественной системе и прежде всего — к салонной живописи. В то же время, их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. В частности, интерес к ярким оттенкам можно рассматривать как обращение к академической идее цвета, где краска всегда была важнейшим художественным инструментом.

Выразительные возможности цвета использовались многими художниками — прежде всего экспрессионистами

Иногда фовизм рассматривают как французскую версию экспрессионизма, обращая внимание на безусловное сходство творческих методов экспрессионизма и фовизма. По масштабности своего воздействия, фактически приведшего к изменению художественной системы XX века, фовизм можно считать одним из самых влиятельных художественных течений.

Андре Дерен

Андре Дерен, французский живописец, иллюстратор, гравер и скульптор родился в 1880 г. в Шату.

Первые уроки живописи он начал брать в 1895 г. у провинциального художника Жакомена. В 1898 Дерен поступил в академию Карьера в Париже, где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Через два года юноша оставил академию и начал учиться самостоятельно.

Значительное влияние на формирование художественной манеры Дерена оказало творчество В. Ван Гога, П. Сезанна и П. Гогена. В 1900 г. он познакомился с М. Вламинком, с которым работал в окрестностях Шату. В 1905 г. художники Шату вошли в объединение фовистов и представили свои картины на выставке Осеннего салона.

В 1905 г. Дерен с Матиссом совершил путешествие на юг Франции, в Коллиур. Под впечатлением солнечной природы Коллиура Дерен создает красочные пейзажи. Художнику присуще тонкое чувство цвета, делающее его яркие пейзажи удивительно гармоничными.

В картине «Порт в Коллиуре» (1905) красные мачты на фоне морского залива удачно сочетаются с желто-зеленой высокой травой на берегу. Все пространство картины пронизано светом горячего солнца Средиземноморья.

В этом же году Дерен едет в Лондон. Его лондонская живопись так же ярка и празднична, как и полотна, написанные на побережье Средиземного моря. Сочетания синих, красных, зеленых оттенков создают ощущение влажной атмосферы лондонской столицы («Биг Бен», 1905; «Вестминстерский мост», 1906).

В 1907 г. Дерен познакомился с П. Пикассо и с художниками из его окружения. Это знакомство оказало большое влияние на живопись французского мастера. Колорит его картин становится более сдержанным, а формы — лаконичными. Натюрморты и пейзажи Дерена, написанные в этот период, напоминают работы П. Сезанна и ранних кубистов («Натюрморт на столе», 1910; «Старый мост в Кане», 1910; «Роща», ок. 1912).

Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). На полотне изображена голубая полоска залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большая скала, закрывшая небо. На скале растут редкие деревья. Выполненные в манере наивного искусства, они напоминают детский рисунок и контрастируют с остальными эле¬ментами пейзажа. Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.

А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло. Ок. 1908 г.
А. Дерен. Гавань в Провансе. 1912 г.

В годы Первой мировой войны Дерен попадает на фронт. Трагические картины разрушений, оставленных войной, изменили мировосприятие художника. Пейзаж теперь почти не интересует Дерена, он обращается к портретному жанру и композициям с человеческими фигурами. В этих произведениях черты сезанновской живописи дополняются элементами классического и наивного искусства. Таковы «Тайная вечеря» (1913), «Люси Канвейлер» (1913), «Субботний день» (1911-1914), «Девушка в черном» (1914).

После окончания войны Дерен оформляет театральные декорации к спектаклям С. Дягилева. Он пишет и пейзажи, которым свойственна стилизация под старинную живопись. Значительное место в его творчестве занимают графические работы. Среди них — прекрасные иллюстрации к произведениям Овидия, Ф. Рабле, Ж. Лафонтена.

В 1921 г. Дерен посетил Рим. К 1920-м гг. относятся его картины с фигурами обнаженных женщин, танцовщиц, персонажей комедии дель арте («Обнаженная с кошкой», 1923; «Пьеро и Арлекин», 1924).

Дерен никогда не останавливался на достигнутом, он постоянно совершенствовал свой метод, изучая и копируя произведения мастеров Раннего Возрождения, болонских живописцев и современных ему знаменитых художников. Многие особенности их творчества он применял в своей живописи («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935; «Мрачный пейзаж», ок. 1950).

В позднем творчестве Дерена появились драматические и мрачные ноты («Лодки в Нуармутье», 1950). Веет печалью и одиночеством от его последних работ, в которых мир кажется ирреальным и непрочным («Пейзаж», 1954).

Умер Андре Дерен в 1954 г.

Античность (400 г. до н.э. — 400 г. н.э.)

Античность характеризуется значительным повышением уровня рисования по сравнению с доисторическим периодом. Это результат появления первой кисти, созданной, в том числе, с щетиной. Основными центрами античной живописи были Греция, Рим и Египет. 

Греческая живопись обычно проявлялась на сосудах, поэтому историки и назвали ее вазовой росписью. Была также настенная роспись, некоторые образцы которой сохранились до наших дней. В своих произведениях греки обычно изображали мифологические сцены, судьбы богов и героев. Однако были и образы из повседневной жизни. 

Дух римских произведений представлен рисунками мастеров Помпеи, ведь именно в Помпеях было найдено большинство фресок того периода, на них изображены сцены из мифологии, пейзажи, портреты и натюрморты. Часто римские фрески имели нарисованные рамы, которые напоминали станковые картины. 

В древнеегипетском творчестве основное внимание уделялось религии и батальным сценам. Египетские художники увековечили победы армии фараона, но никогда не увековечили ее поражение

Одно из самых известных проявлений египетской культуры — погребальные фрески, выполняющие как декоративные, так и религиозные функции. Влияние античной и, прежде всего, римской живописи прослеживается как в раннехристианском искусстве, так и в византийском творчестве. 

Примитивизм (ХХ век)

Примитивизм — это направление в искусстве, восходящее к народной культуре. Что отличает примитивизм, также известный как наивное искусство, это упрощение форм и склонение к крайнему реализму.

Вдохновением для этого направления послужило народное творчество, рисунки детей и душевнобольных. О примитивном стиле живописи заговорили в конце 19 века во Франции. Именно в Париже открылось первое объединение энтузиастов примитивизма — Салон независимых художников, созданный в 1884 году. И первые два десятилетия ХХ века — настоящий расцвет искусства в духе этого направления. Представители стиля примитивизм: