Донателло

Оглавление

Ранние годы

Статуя Святого Иоанна Крестителя в Сиенском соборе

Донателло был сыном Никколо ди Бетто Барди, который был членом флорентийской Арте делла Лана . Он родился во Флоренции, вероятно, в 1386 году. Донателло получил образование в доме семьи Мартелли. По-видимому, он получил свое раннее художественное образование в мастерской ювелира , а затем некоторое время работал в мастерской Лоренцо Гиберти .

В 1401 году в Пистойе Донателло познакомился со старшим Филиппо Брунеллески , с которым у него, возможно, были романтические отношения. Скорее всего, они вместе отправились в Рим около 1403 года, оставаясь там до следующего года, чтобы изучить архитектурные руины. Брунеллески неформально обучал Донателло ювелирному делу и скульптуре. Здания Брунеллески и скульптуры Донателло считаются высшим выражением духа этой эпохи в архитектуре и скульптуре, и они оказали мощное влияние на художников того времени.

Скульпторы флорентийской бронзы

Если мраморные скульпторы Флоренции внесли большой вклад в распространение изящества и красоты искусства эпохи Возрождения, то мастера по бронзе были не менее активны в овладении техникой своей среды.

Антонио Поллайуоло

Антонио Поллайуоло (1432-98), ученик Бартоло — отчима Гиберти — добился больших успехов в качестве ювелира и металлурга. Его погребальный памятник Папе Сиксту IV (Базилика Святого Петра, Рим), завершенный в 1493 году, был построен на основе плиточной гробницы. Папа изображен лежащим на кушетке, украшенной рельефами с изображением семи добродетелей и десяти свободных искусств. В этой работе Поллайуоло полагался на богатство деталей, а не на чистую массу. Его гробница для папы Иннокентия VIII, также в Соборе Святого Петра, менее примечательна, в то время как его небольшие бронзовые изображения Марсия, Геркулеса и Какуса в Барджелло во Флоренции слишком сильно стремятся добиться эффекта. В то же время, однако, если предположить, что основание серебряного креста в Кафедральном музее Флоренции правильно приписывается Поллайоло, то становится ясно, что он обладал необычайно развитым чувством архитектуры. Он также прославился как основатель школы живописи «ювелиров».

Андреа дель Верроккьо

Андреа дель Верроккьо (1435–1488) создал лучшие изделия из металла своего времени и был величайшим скульптором между Донателло и Микеланджело. Обученный ювелирному делу у Джулиано Верроккьо, он многому научился у Донателло и Дезидерио, прежде чем, наконец, выработал собственный независимый стиль. В своем памятнике Медичи (1472 г.) в ризнице Сан-Лоренцо он позаимствовал у Дезидерио, хотя предпочитал прямые линии изогнутым. Его бронзовый « Давид» (1476 г.) в «Барджелло» излучает дух Донателло, но более угловат, менее сильфоподобен и менее провокационен. Более новаторским является его Христос и сомневающийся Фома.(1483 г.) в нише на внешней стороне Ор Сан-Микеле, хотя его драпировка, возможно, слишком тяжелая, как это может быть также в памятнике кардиналу Фортегуэрра в соборе в Пистойе.

Верроккьо — признанный тип всестороннего флорентийского художника, который предпочитает уточнять свое наследие, а не расширять его рамки; тем не менее, он оставил после себя одну великолепную скульптурную концепцию — свою последнюю работу, которую он не дожил до того, чтобы увидеть в том виде, в каком мы видим ее сейчас, — бронзовую статую Бартоломео Коллеони (1480-95) верхом на лошади на высоком пьедестале на площади Джованни э Паоло в Венеции. По сравнению с этим усилия Донателло в Сиене кажутся решительно неподвижными: действительно, ни в одной другой конной статуе нет коня и всадника, составленных с таким единством.

Флоренция была вдохновляющей движущей силой итальянской скульптуры эпохи Возрождения в пятнадцатом веке, и ее влияние распространялось по всей Италии. Несмотря на это, другие центры, такие как Сиена, Милан, Венеция, Падуя и Умбрия, также производили скульпторов оригинальности и влияния.

Action figures

Donatello1988 release

Sewer-Swimmin’ Donatello1989 release

Don, the Undercover Turtle1990 release

Donatello, with Storage Shell1990 release

Giant Turtles Donatello1991 release

Hose ’em Down Don1991 release

Movie Star Don1991 release

Pro Pilot Don1991 release

Punkin’ Don1991 release

Slam Dunkin’ Don1991 release

Talkin’ Donatello1991 release

Crazy Cowboy Don1992 release

Delta Team Don1992 release

Head Droppin’ Don1992 release

Movie III Samurai Don1992 release

Mutatin’ Donatello1992 release

The Original Teenage Mutant Ninja Turtles1992 release

Spike ‘n Volley Don1992 release

Toon Don1992 release

Turtle Troll Don1992 release

Cartwheelin’ Karate Don1993 release

Cave-Turtle Don and his Trippy Tyrannosaurus1993 release

Don as Dracula1993 release

Giant Movie III Samurai Don1993 release

Giant Movie Star Don1993 release

Giant Mutatin’ Don1993 release

Giant Turtle Troll Don1993 release

Night Ninja Don1993 release

Road Ready Don1993 release

Super Don1993 release

Airforce Mutation Donatello1994 release

Arctic Donatello1994 release

Construction Mutation Donatello1994 release

Cyber Samurai Don1994 release

Dwarf Don1994 release

Eggsplodin’ Donatello1994 release

Farmer Donatello with Modern Mutant Tractor1994 release

First Officer Donatello1994 release

Kung Fu Donatello1994 release

Pizza Tossin’ Don1994 release

Sewer Wars Playset1994 release

Shogun Don1994 release

Supermutant Donatello1994 release

The Mutant Military Combo1994 release

Touchdown Donatello1994 release

Undercover Donatello1994 release

Donatello (Jim Lee Sculpt)1995 release

Demolition Specialist Donatello1995 release

Firefightin’ Frenzy Combo1995 release

Mighty Muscle Combo1995 release

Metal Mutant Donatello1995 release

Ninja Shooter Donatello1995 release

Warrior Winged Donatello1995 release

Coil Cool Donatello1996 release

Dynatronic Donatello1996 release

Stretch Donatello1996 release

Donatello Water Warrior1997 release

Pterano Don1997 release

Team Ninja Donunreleased

Donatello1997 release

Donatello2003 release

Giant Donatello2003 release

Biker Don2003 release

M.E.C.H. Wrekkers Don2005 release

Secret Agent Don2007 release

Donatello2007 release

Alien Hunter Donatello2007 release

Auto Attack Donatello2007 release

Big Mouth Talkin’ Donatello2007 release

Don Vs. General Mono2007 release

Donatello Stunt Rider2007 release

Mini Movie Action Figure Donatello2007 release

Mutating Don2007 release

Street Grindin’ Donatello2007 release

Surveillance Don2007 release

Extreme Sports Donatello vs. Baxter Stockman2008 release

Mini-Mutants Don’s Secret Surveillance Lab with Don & Bigfoot2008 release

Shell Shifters Donatello2008 release

Sub-Sewer Donatello2008 release

Cyber Donunreleased

Global Mutant Missions Donunreleased

Music Donunreleased

Batsu Donatello2009 release

Donatello2012 release

Battle Shell Donatello2012 release

Classic Collection Donatello2012 release

Battle Shell Donatello2013 release

Dojo Donatello2013 release

Classics Collection 1990 Movie Donatello2014 release

Donatello2014 release

Combat Warrior Donatello2014 release

Half Shell Heroes Mega Mutant Donatello2014 release

Half Shell Heroes 6″ Talking Donnie2014 release

Mystic Donatello2015 release

Dimension X Donatello2015 release

Mutations Donatello with Recon Battle Shell2015 release

Classic Collection 1991 Movie Donatello2016 release

Donatello2016 release

Samurai Donnie2017 release

Frankendon2017 release

Donatello2018 release

Battle Shell Donatello2018 release

Donatello with Jet Pack2019 release

Donatello with Spider Shell2019 release

Leonardo and Donatello2019 release

Batgirl and Donatello2019 release

Undercover Don2020 release

Donatello vs. Shredder2021 release

Donatello vs. Johnny Lawrence2021 release

Donatello the Dark Turtle2021 release

Morphed Donatello & Morphed Leonardo2021 release

дальнейшее чтение

  • Эйвери, Чарльз, Донателло: Введение , Нью-Йорк, 1994.
  • Эйвери, Чарльз, Донателло. Catalogo Completeto delle Opere , Firenze 1991.
  • Беннетт, Бонни А. и Уилкинс, Дэвид Г., Донателло , Оксфорд, 1984.
  • Кунин, А. Виктор, Донателло и рассвет искусства Возрождения , Reaktion Books, Лондон, 2019.
  • Гринхал, Майкл, Донателло и его источники , Holmes & Meier Pub., 1982.
  • Хартт, Фредерик и Уилкинс, Дэвид Г., История итальянского искусства эпохи Возрождения (7-е изд.), Пирсон, 2010.
  • Янсон, Хорст В., Скульптура Донателло , Princeton University Press, 1957.
  • Лич, Патриция Энн, Образы политического триумфа: Иконография героев Донателло , Princeton University Press, 1984.
  • Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN  978-0500202531
  • Рэндольф, Адриан У. Б., Привлекающие символы: гендер, политика и общественное искусство во Флоренции пятнадцатого века . Издательство Йельского университета, 2002.
  • Вазари, Джорджио , Le vite de ‘più eccellenti pittori, scultori e architettori Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов , Firenze 1568, edizione a cura di R. Bettarini e P. Barocchi, Firenze, 1971.
  • Уилсон, Кэролайн К., Малая бронзовая скульптура эпохи Возрождения и связанное с ней декоративное искусство , 1983, Национальная художественная галерея (Вашингтон), ISBN  

Мазаччо

Мазаччо оставил неизгладимый след на мире живописи, хотя его жизнь была короткой – он умер в 26 лет. Родившийся в 1401, он сделал существенный вклад в живопись благодаря его умению создания динамичных образов и движений, а также его научному подходу к перспективе. На самом деле он, как полагают многие, является первым великим живописцем Итальянского Ренессанса и новатором современной эры живописи. На творчество Мазаччо повлияли произведения скульптора Донателло и архитектора Брунеллеши. К сожалению, в наше время сохранились всего четыре работы, авторство которых не вызывает вопросов, другие же произведения написаны в соавторстве с другими художниками

Фреска «Чудо со статиром»

Культура Ренессанса

Ренессанс действительно опирался на античную культуру, но он не возрождал её в прямом смысле. Используя античность в качестве основы, деятели эпохи Возрождения создавали нечто новое, опираясь на те достижения античной культуры, что были актуальны для изменившегося мира. Ренессанс пересмотрел средневековые культурные ценности, соединил воедино новое прочтение античности с новым прочтением христианства и сблизил два этих основополагающих начала культуры Западной Европы.

Суть культуры эпохи Возрождения кратко

Важной особенностью культуры эпохи Возрождения стал поиск индивидуальности. Именно тогда зародились идеи гуманизма и антропоцентризма, и впервые в истории центром интереса стал сам человек и его личность, индивидуальность

Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни. Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре.

Леонардо да Винчи (1452—1519).

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

Смерть

Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.

Статуя Донателло «Мария Магдалина»

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей, изможденной. Магдалина — исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница, исхудалая, истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица.

Скончался великий скульптор в 1466 году, оставив потомкам немало великолепных шедевров.

Стили искусства

Скульптор Донателло творил в двух стилях, которые были свойственны только ему. Первые работы отличались своим чрезмерным реализмом. Более поздние произведения уже выглядели куда приятнее. Два абсолютно разных стиля, которые выбрал для своего творчества мастер, стали основными. Именно благодаря им мы и сегодня знаем, кем был этот выдающийся человек.

Одной из работ скульптора Донателло, принадлежащих раннему этапу творчества, стала статуя. Она изображала худую и длинноволосую женщину. Именно так мастер представил миру святую Магдалину. Сегодня эта скульптура находится в Крестильнице во Флоренции.

Работа, которая стала представителем второго направления или стиля, это скульптура святого Георгия. Она была выполнена из мраморного камня. Сейчас эта статуя находится на территории Флоренции.

Личность

Хотя в этом воплощении Дон всё ещё является мозгом группы, он пацифист. Иногда он немного остроумен, но не раздражает своих братьев. Как и в комиксах Mirage, в мультсериале 2003 года Донателло обладает сложной личностью. Несколько эпизодов посвящены ему, а также его эмоциональной и интеллектуальной борьбе. Как и в других своих воплощениях, Донателло очень книжно умён, опытный техник и имеет склонность всё продумывать. Еще более пацифистский, чем другие его воплощения, Донателло проявляет больший интерес к технике, чем к обучению ниндзюцу.

Во время своего первого турнира Battle Nexus, несмотря на то, что он был очень одаренным ниндзя, он проиграл в первом раунде соревнований. Несмотря на это, Донателло будет защищать своих братьев любой ценой, и он часто помогает команде во многих проблемах с помощью технологий, которые он разрабатывает, в основном транспортных средств и средств связи. Как и Леонардо, Донателло делает всё возможное, чтобы подготовиться к любой ситуации. Например, во время проникновения черепах в башню Шреддера, где Дон носил всё необходимое оборудование и приспособления в своей спортивной сумке.

Дон самый спокойный из всех своих братьев. Он нежен и не теряет самообладания. Иногда он может быть немного остроумен, что не беспокоит его братьев, но в целом он нежная черепаха, которую любят все его братья, никогда не вступая с ними в серьёзные конфронтации. Он редко дерётся с ними, но и не спорит. На самом деле Донателло был тем, кто воссоединил своих братьев из альтернативного измерения против Шреддера Утрома.

Кожеголовый считает Дона одним из самых добродушных существ, которых он когда-либо встречал. В четвёртом сезоне он был заражён монстром, а потом и вовсе сам мутировал в монстра. Когда он мутирует в монстра, он теряет свою нежную личность и становится жестоким и агрессивным. Однако он действительно проявляет признаки успокоения всякий раз, когда Мастер Сплинтер разговаривает с ним, и в конце концов возвращается к нормальной жизни благодаря лечению Бакстера Стокмана.

Поездка в Рим, второй флорентийский период

Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города, изучает античную скульптуру. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), «Благовещение» (иначе — Алтарь Кавальканти, см. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания — 1434-1438 годы).

Донателло достигает подлинной классичности в рельефе «Пир Ирода», созданном по возвращении из поездки в Рим.

Около 1440 года скульптор создает бронзовые двери, а также восемь медальонов для флорентийской Старой сакристии Сан-Лоренцо (период с 1435-го по 1443 год). В вылепленных из стука четырех рельефах достигнута была поразительная свобода в изображении интерьеров, зданий и фигур людей.

Интерпретация

Ожидаемое рассечение шеи генерала и общее представление об обезглавливании визуально подчеркивается в статуе пристальным взглядом Джудит и сильно взведенной рукой, держащей свой клинок, готовый нанести удар. Вдобавок на спине Олоферна вырезан медальон, который висит на его шее, исторически известный как символ гордости. Многие ученые полагают, что в этом случае ожерелье является прямым символом гордости, о чем свидетельствует Псалом 73: 6, в котором говорится, что «нечестивые носят гордость, как ожерелья, и насилие окутывает их». Также утверждается, что на статую следует смотреть сбоку, а не прямо. Если смотреть под углом, акцент делается на шее Олоферна, по бокам которой находятся обе ноги Юдифи под ее одеждой, и он находится в центре внимания, поскольку Юдифь отводит руку, чтобы нанести удар. Это сделало бы надпись «Вот, гордыня, обслуживаемая рукой смирения» наиболее точно изображенной.

Считается, что первоначально надпись на гранитном постаменте гласила: «Царства падают из-за роскоши , города поднимаются благодаря добродетелям. Взгляните на шею гордости, перерезанную рукой смирения». Эта драматическая и детализированная статуя, таким образом, является метафорой правления Медичи как защитников флорентийской свободы, сродни Юдифи, убийце тирана Олоферна и защитнику народа. Это мнение подтверждается записями, в которых упоминается вторая надпись на пьедестале, которая гласила: «Спасение государства». Пьеро Медичи, сын Козимо, посвятил эту статую женщины свободе и стойкости, посредством чего граждане с непобежденными и непобежденными постоянное сердце может вернуться в республику ». На подушке написаны слова OPVS. ДОНАТЕЛЛИ. ФЛО (работа флорентийца Донателло).

Основание скульптуры содержит некоторые из самых ранних примеров путти и пуэри-мингентес эпохи Возрождения , которые изображены топчущимися за виноград, пьющими и мочящимися. Снисходительное пьянство мальчиков символизирует отсутствие самоконтроля Олоферна, что в конечном итоге приводит к его смерти в пьяном виде, а их мочеиспускание символизирует вожделение Олоферна к Юдифи.

Именные растения и животные Донателло

Глубокое изучение тотемных животных и растений Донателло – важный аспект понимания тонкостей характера. По исследованиям, символы в виде тотемных растений отражают внутреннее “Я” человека. А тотемные питомцы и животные – позволяют рассмотреть его взаимодействие с окружением. Знание сильных сторон человека необходимо для формирования гармоничных взаимоотношений.

Ведущее растение – Лавр

Лавр – символ чуткости. Многие друзья и знакомые могут положиться на Донателло как на личность, которая не оставляет без эмоциональной поддержки, вникает в жизненные сложности и ситуации. Понимание других людей – умение, которое помогает ему как побыть какое-то время “домашним психологом” для друзей и родственников, так и достигать успехов в жизни.

Тотемное дерево – Дуб

Дуб является символом мудрости и смышлености. Неторопливость в принятии решений – вот что окружающие отмечают у Донателло. Тщательно взвешивая всё “за” и “против”. Донателло продумывает будущее на много шагов вперед. Эта особенность характера помогает ему достигать видимых успехов в жизненном пути.

Духовное дерево – Секвойя

Секвойя символизирует мудрость. Принятие мудрых решений требует жизненного опыта, неспешности, умения взвешивать все “за” и “против”. А также – отрешенность от эмоционального влияния. Всё это – присуще Донателло в равной степени.

Ведущее животное – Омар

Омар – символ обаятельности. Донателло наделен весьма высоким уровнем харизматичности. Обаяние позволяет выстраивать прочные связи с окружающим миром, благодаря чему Донателло ощущает себя в обществе, словно рыба в воде.

Тотемное животное – Волк

Волк – символ атипичности и неординарности. Решения, которые приходят в голову Донателло, кажутся людям странными и нелогичными. Его образ мышления фактически непостижим для окружения, а тонкие нити размышлений и вовсе кажутся причудливыми. Но именно они позволяют находить решения там, где другие отчаиваются в поиске пути.

Духовное животное – Кошка

Кошка – символ заботливости. Забота – второе имя Донателло, его умение поддержать родных и близких в минуты тягот и отчаяния считается самым ценным в глазах окружающих людей

Немаловажно, что умение дарить поддержку также является для него источником удовольствия и удовлетворения

Работа во Флоренции

В 1409–1411 гг. Он выполнил колоссальную сидящую фигуру Иоанна Богослова .

Давид Донателло голова и плечи спереди справа

Во Флоренции Донателло помог Лоренцо Гиберти со статуями пророков для северной двери баптистерия Флорентийского собора , за что он получил плату в ноябре 1406 года и в начале 1408 года. В 1409–1411 годах он казнил колоссальную сидящую фигуру святого Иоанна Богослова. , который до 1588 года занимал нишу фасада старого собора, а сейчас находится в Museo dell ‘Opera del Duomo . Эта работа знаменует собой решительный шаг вперед от позднего готического маньеризма в поисках натурализма и передачи человеческих чувств. Лицо, плечи и бюст по-прежнему идеализированы, а руки и складки ткани на ногах более реалистичны.

В 1411–1413 годах Донателло работал над статуей Святого Марка для церкви гильдии Орсанмикеле . В 1417 году он закончил Санкт — Джордж на Братстве из панциря органов. С 1423 года собор Святого Людовика Тулузский для Орсанмикеле, сейчас находится в музее базилики Санта-Кроче . Донателло также были скульптурные классическую рамку для этой работы, которая остается, в то время как статуя была перенесена в 1460 году и заменен недоверчивость Сент — Томас по Верроккьо .

Между 1415 и 1426, Донателло создал пять статуй для колокольней в Санта — Мария — дель — Фьоре во Флоренции, также известный как Дуомо . Эти работы — « Безбородый пророк» ; Бородатый пророк (оба с 1415 г.); Жертвоприношение Исаака (1421); Хаббакук (1423–1425); и Иеремия (1423–1426); которые следуют классическим образцам ораторов и характеризуются сильными портретными деталями. С 1420-х годов находится барельеф Мадонны Пацци в Берлине . В 1425 году он казнил знаменитое Распятие для Санта-Кроче ; эта работа изображает Христа в момент агонии, глаза и рот приоткрыты, тело сжимается в некрасивой позе.

От 1425 до 1427, Донателло сотрудничал с Michelozzo на погребальном памятнике Antipope Иоанна XXIII для Баптистерий во Флоренции. Донателло сделал лежащую бронзовую фигуру умершего под раковиной. В 1427 году он завершил в Пизе мраморный рельеф для надгробного памятника кардиналу Райнальдо Бранкаччи в церкви Сант-Анджело-а-Нило в Неаполе . В тот же период он выполнил рельеф праздника Ирода ( ок.  1427 г. ) и статуи Веры и Надежды для баптистерия Сан-Джованни в Сиене . Праздник Ирода в основном выполнен в стиле stiacciato (очень низкий барельеф ) с фигурами на переднем плане, выполненными в виде барельефа, и является одним из первых примеров одноточечной перспективы в скульптуре.

Донателло также реставрировал античные скульптуры для Палаццо Медичи .

Микеланджело (1475—1564).

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г. 

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

Интересные факты

Похвастаться работами этого великого скульптора могут не только известные музеи мира, но и обычные граждане. Все дело в том, что Донателло брался за любые заказы и делал не только статуи, бюсты, но и фамильные гербы для каминов, резьбу на фасадах домов. Любая работа приносила ему удовольствие, а гонорар играл последнюю роль.

По свидетельствам современников, скульптур был очень щедрым, радушным и гостеприимным. В его доме под самым потолком была подвешена корзина, наполненная деньгами. Любой входящий – будь то ученик или друг, мог взять из нее столько, сколько ему надобно.

Его друг Маттео Дельи Органи писал, что Донателло был неприхотлив в пище и довольствовался малым. Красивые одежды, которые дарили ему его заказчики, он практически не носил, чтобы не вызывать зависть и не прослыть хвастуном. Он не делил заказчиков на бедных и богатых, мог отказать представителю высшего сословия, если еще не окончил ранее взятую работу. При этом он мог и вовсе разорвать контракт, если поручение было ему не по душе.

Дополнит статью видео чем известен Донателло:



Рим, Прато и Венеция

Когда Козимо был изгнан из Флоренции, Донателло отправился в Рим, где оставался до 1433 года. Две работы, свидетельствующие о его присутствии в этом городе, гробница Джованни Кривелли в Санта-Мария- ин-Аракоэли и Киборий в базилике Святого Петра , несут на себе изображения. сильная печать классического влияния.

Возвращение Донателло во Флоренцию почти совпало с возвращением Козимо. В мае 1434 года он подписал контракт на мраморную кафедру на фасаде собора Прато , последний проект, выполненный в сотрудничестве с Микелоццо . Эта работа, страстный, языческий, ритмично задуманный вакханский танец полуобнаженных путти, была предшественницей великой Кантории , или поющего трибуна, в Дуомо во Флоренции, над которым Донателло периодически работал с 1433 по 1440 год и был вдохновлен древними саркофагами. и сундуки из византийской слоновой кости. В 1435 году он исполнил Благовещение для алтаря Кавальканти в Санта-Кроче, вдохновленный иконографией 14-го века, а в 1437–1443 годах он работал в Старой ризнице Сан-Лоренцо во Флоренции над двумя дверями и люнетами, изображающими святых, как а также восемь штукатурных тондо. С 1438 года находится деревянная статуя Святого Иоанна Крестителя для Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции. Приблизительно в 1440 году он выполнил бюст молодого человека с камеей, ныне находящийся в Барджелло, — первый образец портретного бюста со времен классической эпохи.

Два стиля

Реалистические взгляды Донателло постепенно ослабевали под влиянием изучения памятников греко-римской пластики, поэтому в определенный момент он переключился в творчестве на классический стиль. Именно к нему относится плоский рельеф, изображающий голову святой Цецилии в профиль. Этот портрет сегодня находится в Англии. Изображение на этом рельефе едва отделяется от фона.

Стремление подражать античным памятникам культуры прослеживается и в рельефе, находящемся во флорентийском музее Барджелло. Это бронзовое произведение искусства изображает триумф Вакха.

Близость к классическому стилю прослеживается и в следующих фигурах:

  • Силена;
  • вакханки.

Оба эти персонажа изображены на бронзовой чаше, которая хранится сегодня в Лондоне в Кенсингтонском музее.

Работал скульптор и в стиле реализма. В частности, именно в этой манере выполнен целый ряд скульптур, находящихся сегодня во Флоренции. К реалистичным следует отнести и статую Давида, которая выполнена из мрамора (1408−1409 гг.), изображающую героя в полный рост. Позднее скульптор создал бронзовую версию, которая несколько отличалась от первоначальной.

История не располагает точной датой создания этого шедевра, принято считать, что он был создан в период с 1430 по 1440 г. Однако искусствоведы не исключают и более позднюю дату. Согласно хроникам биографа Вазари, это работа создавалась по заказу Козимо Медичи. Однако точных фактов на эту тему сегодня нет.

Библейский персонаж, изваянный из бронзы, резко отличается от более ранней скульптуры из мрамора. Он изображён обнажённым, с довольно изящной фигурой и длинными волосами. Историки в области искусства выдвигают множество интерпретаций этих скульптур. Одни усматривают в образе бронзового Давида излишнюю женственность, жеманность и другие черты нарциссизма.