Итальянское возрождение

Оглавление

Понятия «гуманизм» и «Возрождение»[править]

Понятие «гуманизм» впервые было употреблено учеными в XIX в. (греческое humanitatis — человеческая природа, духовная культура), хотя активно и широко использовалось уже в эпоху Возрождения (латинское renovatio, итальянское rinascenza — обновление, или возрождение). Эпоха Возрождения, в понимании людей, стала временем духовного обновления, общего подъема европейской культуры, зарождения новых философских и политических воззрений. Идейной основой Возрождения был гуманизм.

В Италии этот период, который справедливо считают переходом от средневековой культуры к культуре Нового времени, начинается
несколько раньше чем в других европейских странах (т. н. Проторенессанс) и охватывает XIV—XVI вв. Итальянское Возрождение характеризуется развитием гуманизма, обращением к античному наследию, светским характером культуры. Предпосылками для складывания гуманистической идеологии здесь стали: высокий уровень развития городов, рост экономики, появление новых социальных групп.

Скульптура

Как вы помните из предыдущего урока, скульптура в период Средневековья в силу разных причин претерпела упадок. Там, где скульптурные традиции сохранились, они были в большей степени дополнением к архитектурной практике, нежели самостоятельным направлением в искусстве. Пионером в деле возрождения скульптурных традиций античности стала Италия.

Тут наблюдаются два тренда. С одной стороны, мастера стремятся воссоздать античные скульптурные традиции в плане соблюдения пропорций и придания статуям общего гармоничного вида. С другой, творцы эпохи Возрождения стремятся избавиться от избыточного монументализма скульптуры, который нередко наблюдался в более ранние периоды.

Скульптура раннего Ренессанса

В отличие от прочих жанров искусства, в скульптуре есть вполне однозначная дата, с которой начинается Ренессанс. Это 1401 год, когда прошел открытый конкурс на лучшее украшение для северных ворот баптистерия (здания, где совершали обряд крещения) во Флоренции. Конкурсным заданием было обыграть сюжет «Жертвоприношение Авраама» в рельефе, а победила работа молодого скульптора Лоренцо Гиберти (1378-1455):

В дальнейшем деление рельефа на пространства станет классикой жанра. В изготовлении статуй наблюдаются два тренда: подражание классике и стремление к реализму. В качестве материала используется как мрамор, так и бронза. Интересна статуя Георгия Победоносца в исполнении скульптора Никколо Донателло (1386-1466):

Как видим, здесь наблюдается явное сходство со скульптурами периода античности. Однако и Донателло, и другие скульпторы практикуют изображение людей в одежде, а не только обнаженной натуры, как в античные времена.

Скульптура высокого Ренессанса

В период расцвета Ренессанса мы наблюдаем все те же тенденции, что зародились в ранний период Возрождения. Однако техника исполнения достигла величайших высот. Из образцов скульптуры высокого Ренессанса достаточно вспомнить статую Давида работы Микеланджело (1475-1564):

Здесь мы видим лучшее воплощение античных традиций в скульптуре. Кроме того, здесь ясно прослеживается контрапост. Это прием, усиливающий визуальное впечатление от композиции путем умышленного контрастного противопоставления правой и левой части композиции.

Скульптура позднего Ренессанса

В отличие от архитектуры, в скульптуре позднего Ренессанса не наблюдалось упадка. Непревзойденный Микеланджело продолжал творить, подрастало новое поколение скульпторов, предопределивших портрет эпохи. Среди них стоит отметить Бенвенуто Челлини (1500-1571), получившего известность как скульптора, художника, ювелира и музыканта. Он в совершенстве освоил технику бронзового литья и делал много скульптур на заказ. Среди них наиболее известна скульптура «Персея», держащего в руках голову поверженной им Медузы Горгоны:

Некоторые исследователи все же считают «Персея» образцом маньеризма, однако внятно назвать, какие детали у этой композиции являются лишними, не берется никто.

Северное Возрождение

Данный термин используется для характеристики эпохи Возрождения во всей Европе, находившейся за пределами Италии в целом и в частности в германоязычных странах. Оно имеет ряд особенностей. Северное Возрождение не было однородным и в каждой стране характеризовалось специфическими чертами. Искусствоведы разделяют его на несколько направлений: французское, немецкое, нидерландское, испанское, польское, английское и т. д.

Пробуждение Европы шло двумя путями: развитие и распространение гуманистического светского мировоззрения, и развитие идей обновления религиозных традиций. Оба они соприкасались, иногда сливались, но в тоже время были антагонистами. Италия выбрала первый путь, а Северная Европа – второй.

На искусство севера, в т. ч. живопись, эпоха Возрождения практически не оказывала никакого влияния вплоть до 1450 г. С 1500 г. она распространилась по всему континенту, однако в некоторых местах влияние поздней готики сохранилось вплоть до наступления барокко.

Северное Возрождение характеризуется значительным влиянием готического стиля, менее пристальным вниманием к изучению античности и анатомии человека, детализированной и тщательной техникой письма

Важное идеологическое влияние на него оказала Реформация

Шедевры эпохи Возрождения

Возвышенность, романтизм, легкость, античность и реализм — черты эпохи Ренессанса. Они выделяют произведения из ряда других полотен.

Мона Лиза (Леонардо да Винчи)

Произведение является самым обсуждаемым мировым шедевром. Холст поражает визуальным воплощением, выбранными техниками письма. Загадки окружают картину со дня ее появления.

Мона ЛизаЛеонардо да Винчи

Основная – полуулыбка, кому принадлежит самый узнаваемый образ. Теплые тона и мягкие оттенки наполняют произведение легкостью, располагают к себе. В нем нет трагического составляющего, но легкий ареол грусти окутывает, стоит только внимательно вглядеться в холст.

Сотворение Адама (Микеланджело)

Сотворение АдамаМикеланджело

Культура эпохи Ренессанс построена на смелом сочетании новых решений в жанре живописи и традиционных сюжетах. Яркий пример — это произведение. В центре момент сотворения первого человека – Адама

Основное внимание уделяется моменту вселения души в тело, что показано в виде соединения рук Бога и Человека

Сикстинская Мадонна (Рафаэль)

Образ соединяет в себе начало эпохи, появление новых знаний и конец мрачности. Полотно пронизано тайнами. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что вокруг Мадонны располагаются лица маленьких ангелов.

Сикстинская МадоннаРафаэль

В ее взгляде одновременно можно прочитать грусть и надежду печаль и радость. Переход тонов и оттенков подобран безупречно, что позволяет прочувствовать всю гамму эмоций, которую мастер вложил в свое произведение.

Рождение Венеры (Боттичелли)

Яркая эпоха итальянского Возрождения подарила произведение, которое вселяет оптимизм и дарит приятное тепло. В центре сюжета лежит миф о рождении одного из самых романтичных и нежных существ – богини любви Венеры. Она появилась из морской пены и своими прекрасными чертами покорила всех.

Рождение ВенерыБоттичелли

Античность оказала влияние на автора, благодаря чему на холсте присутствуют правильные анатомические штрихи, соблюдены пропорции. Цвета и оттенки подобраны так, чтобы вселять радость и позитив. Грусть и печаль отступают, открывая дорогу смелым мечтам и надеждам.

Поклонение волхвов (Джотто)

Автор – представитель эпохи Ренессанса. Для работы он выбрал библейский сюжет. Для многих духовная составляющая была главным элементом творческого процесса

Здесь основное внимание уделяется фигурам людей. В них чувствуется внутреннее достоинство и сила духа

Поклонение волхвовДжотто

Природа обозначена синевой неба, на заднем фоне прослеживаются ее очертания. Мастер отошел от привычных золотых оттенков, которые активно использовались в живописи, что позволило в полной мере передать всю глубину момента. Все элементы и детали подобраны так, чтобы создать у человека иллюзию присутствия.

Мадонна Литта (Больтраффио)

Мадонна ЛиттаДжованни Больтраффио

У произведения в момент создания было название «Мадонна с младенцем», но позднее оно было переименовано. Полотно демонстрирует яркость и эмоциональность момента общения матери и ребенка. Темные и светлые оттенки призваны подчеркнуть бурю чувств. Стоит кратко взглянуть на холст, чтобы понять всю глубину нежности, заключенную в картине.

Тайная Вечеря (Леонардо да Винчи)

Мировая художественная культура признает картину одной из выдающихся работ, которая была написана рукой Леонардо да Винчи. Изначально холст предназначался для монастыря, находившегося в Милане. В центре сюжета лежит последняя трапеза Иисуса Христа и его учеников.

Тайная ВечеряЛеонардо да Винчи

Современники художника, имевшие возможность наблюдать за его творчеством в момент создания полотна, отмечали, что мастер мог трудиться над ним весь день, без еды, отдыха или сна. Художник применял принципы натурфилософии, старался, чтобы все детали и образы выглядели натуральными, будто застывшими в моменте времени.

Музыка

В XIV веке в Италии наступает эпоха перемен в музыке. Путь развития искусства от средневековья до Позднего Ренессанса был периодом развития строгого стиля − полифонии. Вершиной развития одухотворённой музыки считается творчество композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на Giovanni Pierluigi da Palestrina).

Концертная жизнь Ренессанса обогащается новыми жанрами: оперой, сольной песней, лиричными музыкальными пьесами на 3-4 голоса (фротолла). Толчком для возникновения итальянской оперы стала идея Винченцо Галилея объединить античную драму с музыкой. Первая опера − «Эвридика» (автор музыки Якопо Пери).

Композиторы Возрождения начинают ориентироваться на современную танцевальную культуру, появляются новые жанры в инструментальной музыке. Популярными становятся школы исполнения на лютне и вёрджинеле. Орган в начале эпохи был основным инструментом музыкантов. Постепенно концертные выступления обогащаются семейством струнных. Мастера по изготовлению смычковых инструментов разделяются на две противоборствующие группы. Приверженцы аристократического стиля пропагандируют виолу.

Любители народной музыки отдают предпочтение скрипке. В XV веке появляются разновидности клавишных инструментов − клавесин, чембало, клавикорд.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Один из самых пленительных и вдохновляющих образов Возрождения — картина «Рождение Венеры», которую можно посмотреть во Флоренции. Этот гимн красоте вне времени, вне эпохи. Это не просто античная богиня, а нежная и милосердная женщина с кротким взглядом и умением прощать. Именно к этому образу обращались в XIX веке прерафаэлиты, когда создавали свой идеал эстетики.

Удивительно, но у Венеры был прототип. Это жившая во Флоренции Симонетта Веспуччи, наделенная внешней и внутренней красотой. Ее лицо смотрит на нас со многих полотен мастера.

Посмотреть можно: галерея Уффици, Флоренция. Приобрести заранее билеты и не стоять в очереди можно здесь.

Театр

Италия − родина театра эпохи Возрождения. Увлечение античностью и произведениями греческих авторов повлияло на появление комедий и трагедий с приставкой ««учёная».

В это же время на улицах городов представления дают бродячие актёры с цирковыми трюками, комичными плясками, весёлыми песнями. В середине XVI века формируется театр масок. В основе дель Арте (commedia dell’arte) лежала импровизация на написанный короткий сюжет. Каждый персонаж пьесы − это заострённый шарж на конкретный тип социальной личности. Появление театра масок меняет дух спектаклей. Маска-образ показывает господ, слуг, купцов, банкиров.

Совмещение опыта народного театра с «учёной» драмой сформировало новый вид театрального искусства. Комедия «Мандрагора» считается лучшей показательной пьесой того времени (автор − Никколо Макиавелли). Новый вид театрального искусства быстро стал любимым зрелищем народа.

Эпоха Возрождения: как она изменила мир

После Средневековья Ренессанс — яркая эпоха европейского культурного, политического и экономического «возрождения». Охватывая период с 14 по 17 века, она дала старт новым открытиям в философии, литературе и искусстве. Целое созвездие писателей, мыслителей, государственных деятелей, учёных и художников блистало в это время. Отважные мореплаватели открывали новые земли и культуры для европейской торговли. По мнению исследователей, Ренессанс был призван преодолеть разрыв между Средневековьем и современной цивилизацией.

В Средние века, в период между падением Древнего Рима в 476 году и началом 14 века, в науке и искусстве европейцы добились незначительных успехов. Эту эпоху, также известную как «тёмные века», часто называют временем войн, невежества, голода и пандемий, таких как «чёрная смерть».

Известные художники эпохи Ренессанса

Знаменитые художники Возрождения подарили миру произведения, которые стали частью «Золотого фонда» живописи. На холстах отражена эволюция в мире искусства, выраженная в смелых и ярких образах, точности линий.

Тинторетто (1518-1594)

Итальянский художник, творивший в Венеции. Созданная ранее перспектива иллюзии трехмерного пространства была усовершенствована им до предела. Для этой цели Тинторетто применял длинные и широкие перспективы.

Выбранный им стиль отражает новаторские технологии, яркость и насыщенность красок и нескрываемую драматичность.

Тициан (1488/1490-1576)

Итальянский художник, который экспериментировал с различными стилями и направлениями в живописи. В основе его работ были портреты, ландшафты, религиозные и мифологические тематики. Особенность техники – свободные мазки и тонкость тона.

Ему удалось успешно внедрить смелые образы обнаженных тел в живопись, сочетать их с религиозными сюжетами.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)

Немецкий художник начал свой путь в творчестве в качестве успешного мастера гравюр на дереве. Печатное производство под его влиянием достигло невероятных масштабов и стало самостоятельной художественной формой.

Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные традиции живописи.

Иероним Босх (1450-1516)

Голландский художник, известный тем, что первым стал изображать на холстах миры необычные, скрытые от глаз людей, загробный мир и мифические существа также появлялись в его работах в числе первых, чем вызвали неподдельный интерес к произведениям.

Сад земных наслажденийИероним Босх

Его образы гротескны, в основе творчества лежат библейские сюжеты, в центре – сравнение жизни земной и небесной, Рая и Ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на холсты, заставляя задуматься.

Джотто (1267-1337)

Итальянский художник периода Раннего Ренессанса. Его творчество положило конец преобладанию в живописи влияния Византийского стиля. Смелые новации, необычный взгляд на техники письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Ренессансу. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Изобразительное искусство эпохи Ренессанса стало расцветом для просветителей. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли, как основоположника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.

Донателло (1386-1466)

Итальянский мастер совершил поездку в Рим и изучил там древние руины. Художник стал постепенно уводить живопись из-под влияния готики, привнося в изображение плавность линий и детальный реализм. Лица, изображаемые на холстах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.

Бронзовый ДавидДонателло

Основным направлением в работе была скульптура, но работы мастера оказали огромное влияние и на мир изобразительного искусства, вдохнув в образы жизнь.

Рафаэль (1483-1520)

Итальянский художник, творивший на этапе Высокого Ренессанса. Его основным направлением в творчестве стала реалистичность образов. Многие художники эпохи Возрождения старались подражать и ровняться на творчество мастера. Эмоции и чувства – особенность всех полотен.

Микеланджело (1475-1564)

Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом равнялось на произведения гениального итальянского мастера. Он был также одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был своеобразным и очень личным, в ним преобладает естественность и натуральность, благодаря которым при взгляде на произведения полностью проникаешься сюжетом.

Леонардо да Винчи

Великое искусство эпохи Ренессанса нельзя представить без работ этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал много величайших открытий, которыми пользовались многие ученые и исследователи в будущем.

Витрувианский человекЛеонардо да Винчи

Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили разработать ему уникальный метод, плавный переход от света к тени. На холстах можно видеть переход, выраженный контраст, который позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили в работе: религиозная живопись, художественные образы.

Джорджоне

Джорджоне, не только великий живописец, но и талантливый музыкант и поэт, ярко выделяется среди венецианских живописцев. Вазари писал, что «игра его на лютне и пение почитались божественными». Вероятно, отсюда и особая музыкальность и поэтичность полотен Джорджоне — в этом ему нет равных не только в итальянском, но и в мировом искусстве.

Сведений о жизни Джорджоне немного. Настоящее его имя — Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Как пишет Вазари,
прозвище Джорджоне («Большой Джорджо») художник получил «за величие духа».

Джорджоне родился около 1478 г. в Кастельфранко. В ранней юности он приехал в Венецию, где поступил в мастерскую Джованни Беллини. С тех пор живописец почти не покидал Венецию, где и умер в 1510 г. во время эпидемии чумы.

Одной из самых известных картин Джорджоне является знаменитая «Юдифь», хранящаяся в Эрмитаже. Легенда рассказывает, что красавица Юдифь проникла в шатер предводителя вражеского войска Олоферна и обольстила его. Когда Олоферн уснул, девушка обезглавила его.

Об этой загадочной картине русский художник А. Бенуа писал: «Странная картина, такая же «двусмысленная» и «коварная», как и картины Леонардо. Юдифь ли это? — хочется спросить про эту строгую печальную красавицу с лицом дрезденской Венеры, так спокойно попирающую отрубленную голову». Действительно, в этом полотне кроется какое-то противоречие и тайна: беспощадная библейская Юдифь предстает в произведении Джорджоне в поэтическом образе мечтательной девушки на фоне спокойной и тихой природы.

И это не единственная загадка в творчестве Джорджоне.

Джорджоне. Гроза. Ок. 1505 г.

Какая тайна скрыта в картине «Гроза», на которой под грозовым небом, среди деревьев и обломков античных колонн мы видим сидящую молодую женщину, которая кормит ребенка, а поодаль прогуливается юноша? Также непонятно, что хотел сказать художник, изобразивший на полотне под названием «Сельский концерт» двух обнаженных женщин в компании двух музыкантов, расположившихся в тени дерева. В «Сельском концерте» — своей последней работе — Джорджоне не успел дописать пейзаж на заднем плане, и это сделал за него Тициан. Уже в другую эпоху замысел композиции использовал Э. Мане в своем знаменитом «Завтраке на траве».

Деревья, холмы, светлые дали в произведениях Джорджоне — не просто фон, на котором изображены фигуры людей. Пейзаж неразрывно связан с персонажами с идеей произведений венецианского мастера. Так, в композиции «Три философа» старец в античных одеяниях, человек средних лет в восточном тюрбане и юноша, воплощающие разные стадии познания природы, представляют единое целое с ней: нежной зеленью горной долины, скалистой громадой, бледным небом, озаренным неяркими солнечными лучами.

Джорджоне. Спящая Венера. Ок. 1508 г.

Эта же идея гармонии человека и природы нашла свое отражение в одном из шедевров Джорджоне — полотне «Спящая Венера». Чувственная и в то же время целомудренная нагота погруженной в сон красавицы стала олицетворением восхитительного и одновременно простого итальянского пейзажа, золотисто-желтые тона которого повторяются в теплых оттенках тела Венеры. Позднее мотив «Спящей Венеры» использовал Тициан («Венера Урбинская») , затем Д. Веласкес («Венера перед зеркалом») , Ф. Гойя («Маха») и Э. Мане («Олимпия»).

Глубокий интерес Джорджоне к ландшафту как самостоятельному элементу композиции подготовил появление в итальянской живописи нового жанра — пейзажа.

Творчество Джорджоне оказало значительное влияние не только на венецианскую, но и на всю итальянскую живопись. Замечательный художник стал одним из основоположников искусства Высокого Возрождения. В дальнейшем принципы и идеи его искусства Джорджоне нашли отражение в произведениях ученика Тициана.

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (1475-1564), один из величайших художников Возрождения, внес много нового в искусство Ренессанса. Художники-маньеристы во многом ориентировались на его творчество.

Во дворце Фарнезе над главным входом Микеланджело устроил мраморную лоджию и надстроил третий этаж во внутреннем дворе. В церкви Сан-Лоренцо во Флоренции к Старой сакристии Брунеллески была добавлена Новая сакристия, спроектированная Микеланджело, строительство которой началось в 1519 г. Она представляет собой квадрат в плане со скарселлой и куполом на парусах, как и капелла Брунеллески. Но интерьер имеет напряженный, драматичный характер, в отличие от классического, спокойного интерьера сакристии Брунеллески. Пилястры и фризы из темно-серого камня выделяются на фоне белых стен. Двери и ложные окна втиснуты между пилястрами, над ними расположен верхний ярус арок, пилястр и окон. Вдоль стен установлены гробницы герцогов Медичи работы Микеланджело, давшие сакристии название Капелла Медичи. Экспрессивная, полная жизни скульптура гробниц усиливает впечатление.

В Сан-Лоренцо в 1524 г. Микеланджело проектирует библиотеку в крытой галерее второго этажа, надстроенного над первым. Снаружи новый объем почти незаметен. Читальный зал — это длинное помещение, в котором темные пилястры задают четкий ритм. Столы для чтения расположены под окнами по обе стороны зала. Расположение кессонов совпадает с расположением окон, рисунок пола повторяет рисунок потолка. Все детали — пилястры, оконные рамы, отделка пола и потолка — отличаются изяществом. С читальным залом контрастирует предваряющий его вестибюль. Площадь вестибюля — 10 квадратных метров, пол расположен на уровне нижнего этажа, высота потолка — 14 м. Попасть в вестибюль можно через маленькие двери, расположенные в углах, — входящий оказывается сбоку от лестницы, занимающей почти все свободное пространство. Классические элементы втиснуты в пространство вестибюля, которое едва их вмещает. Парные колонны разделяют каждую стену на три части. Базы колонн находятся на том уровне, где заканчивается лестница. Под каждой колонной находится консоль, колонны не выделяются из сетны, а наоборот, утоплены а нее. На первый взгляд кажется, что Микеланджело использует колонны тосканского ордера, но если присмотреться внимательнее, оказывается, что это оригинальная трактовка классического ордера. На каждом отрезке стены помещается глухое окно с сандриком. Настоящие окна расположены высоко под потолком. Парные пилястры и окна находятся на одной оси с колоннами и ложными окнами. Все архитектурные детали выполнены из темно-серого мрамора. Вестбюль производит драматическое впечатление.

«Rinascimento»: ri — «снова» + nasci — «рождённый»

Надеюсь, все слышали понятие «ренессанс». Рожденный заново, рожденный снова. Или — Эпоха Возрождения. Почти всегда это понятие применяется к области искусства: живопись, литература, архитектура, и т.д. Кстати, сюда можно отнести и науку.

Боттичелли, Рождение Венеры

Теперь разберемся, а что же, собственно, родилось заново? Это особый тип культуры, которая уже вышла за рамки Средневековья, но лишь предшествует эпохе Просвещения.

Впервые термин ввел Джорджо Вазари (итальянский гуманист). Имеется ввиду некий существенный шаг вперед во всех сферах жизни социума, а особенно — в сфере культурной. Расцвет, выход из тени, преображение.

«Афинская школа» Рафаэль Санти

Эта фреска — заказ папы Юлия II. Под высокими сводами фантастического здания Рафаэль поместил идеальное сообщество мыслителей. Здесь Платон и Аристотель спорят, что важнее — Земля или небо, Диоген возлежит на каменных ступенях, Архимед и Пифагор что-то пишут и вычисляют, а Сократ вещает о том, что есть истина. В образах великих греков угадываются черты современников Рафаэля: Микеланджело и Леонардо, Браманте и его возлюбленной Маргариты. Не забыл он и про себя: пристальный взгляд молодого человека в углу картины выдает автопортрет.

Посмотреть можно: станцы Апостольского дворца, Ватикан.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Что нужно знать о посещении Ватикана