Роды и жанры литературы

Оглавление

Проблематика и художественное своеобразие «Маленькой трилогии» Чехова.

«Маленькая трилогия» состоит из 3 рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», написанных в 1898 г. и опубликованных в журнале «Русская мысль». Чехов не называет рассказы трилогией, но общая нумерация, идеи, мысли и даже главные герои указывают на то, что рассказы составляют серию.

Все 3 рассказа о футлярности человека: «Человек в футляре» — футляр, защищающий от жизни; «Крыжовник» — Футляр усадьба. Идеал покоя, бездумного существования; «О любви» — футляр для чувства, символ страха жить не как все.

Рассказы рисуют разные проявления футлярной жизни, футлярностью заражены не только герои, но и сами рассказчики. Чехов говорит нам, что в каждом из нс есть футляр. Главная мысль – человек в дисгармоничной жизни остаются не воплощенными, не реализованными его душевные силы и возможности

Неправильно идентифицированные категории

Некоторые категории фильмов, в которых используется слово «комедия» или «драма», не признаются Системой сценаристов ни как жанр, ни как тип фильма. Так, например, «Мелодрама» и «Глупая комедия» считаются тропами, а «Романтическая комедия» и «Семейная драма» — макро-жанрами.

Семейная драма

Макрожанр в Таксономии сценаристов. В этих фильмах рассказывается, как связаны многие из центральных персонажей. История вращается вокруг того, как семья в целом реагирует на главный вызов. Семейная драма разделена на четыре микрожанра: « Семейные узы», «Семейная вражда», «Семейные потери» и « Семейные разногласия».

Мелодрама

Подвид драматических фильмов, в которых используются сюжеты, вызывающие повышенные эмоции зрителей. Мелодраматические сюжеты часто связаны с «кризисами человеческих эмоций, неудавшимися романами или дружбой, напряженными семейными ситуациями, трагедиями, болезнями, неврозами или эмоциональными и физическими трудностями». Кинокритики иногда используют термин «уничижительно, чтобы обозначить нереалистичный, пафосный, лагерный рассказ о романтических или домашних ситуациях со стереотипными персонажами (часто включая центральный женский персонаж), которые напрямую обращались бы к женской аудитории». Также называемые «женскими фильмами», «слезящимися», «слезящимися» или «детскими щелчками». Если они нацелены на мужскую аудиторию, то их называют фильмами «плачущий парень». Часто считается «мыльной оперой» драмой.

Медицинская драма

Основное внимание уделяется врачам, медсестрам, персоналу больниц и скорой помощи, спасающим жертв, и взаимодействию их повседневной жизни.

Роды и жанры литературы. Определения

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Вопрос — Ответ [ 2005 ]

Викас Сваруп | драма, романы, современная литература, современная зарубежная литература, экранизация

Кто хочет стать миллионером? Все! Но кто сможет ответить на вопросы в популярном телешоу и действительно выиграть миллион? Только не полуграмотный официант Рама Мохаммед Томас из захолустного ресторана! Однако именно ему выпадает шанс участвовать в шоу, и именно он становится победителем! Обман? Жульничество? Преступный сговор?! Или просто — фантастическое везение? Устроители шоу пытаются найти ответы на эти вопросы и не торопятся выплачивать выигрыш. Конечно, победитель может «получить всё», но пока — на всякий случай! — его определяют в… тюрьму.

Седьмое лето [ 2012 ]

Евгений Пузыревский | драма, современная литература, современная русская литература

Психологическая драма, после прочтения которой, хочется обнять и поцеловать свою маму, сказав ей спасибо за своё счастливое детство.Наше время. В заброшенной и почти развалившейся деревне живут Грачёвы – Марина, Сергей и их семилетний Павлик. Однажды отец ушел и не вернулся, а мать, серьёзно заболев, умерла, оставив сыну своё стокилограммовое тело. Лишь полностью исследовав жизнь каждого члена этого семейства, можно найти ответы на вопросы: «Как они попали в эту деревню?», «Куда пропал Сергей?», «Из-за чего умерла Марина?» и «Как проведёт Павлик своё седьмое лето?»

Дура [ 2006 ]

Ульяна Тулина | драма, современная литература, современная русская литература

Роман напрямую связан с художественным фильмом «Дура», вышедшим в прокат летом 2005 года, однако не является «книгой по фильму» в привычном понимании этого слова. Более того — выход книги был обусловлен сюжетной линией фильма. Автором книги является Ульяна Тулина, с которой кинозрители уже знакомы по художественному фильму. Жанр романа можно определить как психологическая драма. В то же время сюжет романа предельно динамичен. Действие книги происходит в наше время. «Мамочка сказала, что человек умирает… и всё. Ничего не остаётся. Только дети и профессиональные достижения. Вам везёт, от вас останутся дети, книги, дела всякие… а от меня ничего не останется. Мне страшно. Я не хочу исчезать!.. Я хочу, чтоб люди знали, что я жила, что я была, что меня звали — Ульяна Тулина!» Оригинальный сценарий фильма «Дура» — Наталья Назарова и кинокомпания «Д`Макс».

Противостояние классики и самобытности

Критик П. А. Катенин пытался отстоять классическую форму жанра, отчего перевел Корнеля и Расина. В начале XIX столетия драма в литературе — это была копия французских пьес. Появляется понятие «ложноклассическая трагедия», под удар попадают произведения Коцебу. Ядром критических нападок становится «Драматический Вестник», выпускаемый Языковым с 1808 года. Одним из самых плодовитых драматургов того времени был Шаховский. Из-под его пера вышло более 100 пьес. Он славился комедиями, в которых внутренняя слабость пьесы, по критическим замечаниям экспертов, перекрывалась блеском обстановки и бутафорскими эффектами.

(41)Романтизм.

Романтизм – литературное направление возникшее в начале XIX века, изображающий переживание человека.

Ведущее литературное направление в начале XIX века. Романтизм проявляет особый интерес к личности. В рамках романтизма развивается направление «чистого искусства»( главные идеалы которого – красота и искусство. Красота прежде всего. Искусство служит для воспевания красоты. Искусство не должно завесить от государства. Представители: Григорьев, Фет).

9 стр., 4200 слов

Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов …

… и жанр 1. Теория литературных родов и жанров в аспекте развития науки о литературе. 2. Эпический род литературы. Основные жанры эпоса. 3. Лирика как род литературы. Лирические жанры. 4. Драма как род литературы. Основные драматические жанры. …

Романтизм в середине и во второй половине XIX века развивается в творчестве А. К. Толстого, Тютчева, Фета, Полонского, в прозе Гаршина.

Новые жанры драмы в литературе

Водевиль для русского менталитета впервые сочинил Хмельницкий. Он в первую очередь был талантливым переводчиком. Так, стали знамениты его откровенные подражания французской драме: «Воздушные замки», «Говорун», «Нерешительный».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» — это первая русская книга нравов, которая была блестяще сделана по стилю и образцу французских пьес. Это произведение, вышедшее в 1831 году, и сегодня идет с большим успехом.

Английская литература тоже имела большое влияние на формирование российской драмы. Например, еще Белинский заметил, что у Пушкина получился шекспировский Борис Годунов. Пушкин словно вольно перекраивает портреты героев короля трагедии. Но российские персонажи действуют не под знаменем страсти, а под гнетом рока драмы.

Примеры произведений Лермонтова, несостоятельные в художественном смысле, но интересные как материал о мироощущении поэта, позволяют проникнуть во внутренний мир гениального стилиста. Гоголевский «Ревизор» — это драма-бомба, которая вынесла на всеобщее посмешище проблемы бюрократизма. После успеха Гоголя в России появляется мода на русского персонажа, а не на переводную копирку с европейской литературы.

Все более натуральный вид приобретают герои в произведениях середины XIX столетия. Например, персонаж Писемского из «Горькой Судьбины» — это деревенский мужик в полную величину и без прикрас. Комедии автора «Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений» недолго продержались на сцене.

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Элементы драмы

  • Экспозиция — изложение текущего положения дел, которое дает начало конфликту.
  • Завязка — завязывание конфликта либо предпосылки к его развитию.
  • Кульминация — высшая точка конфликта.
  • Развязка — переворот или крушение главного персонажа.
  • Финал — разрешение конфликта, которое может окончиться тремя вариантами: конфликт разрешен и имеет счастливый финал, конфликт не разрешен или конфликт разрешен трагически — смерть главного героя либо любой другой вывод героя из произведения в финале.

На вопрос «что такое драматургия» теперь можно ответить и еще одним определением — это теория и искусство построения драматического произведения. Оно должно полагаться на правила построения сюжета, иметь замысел и основную мысль. Но в ходе исторического развития менялась драматургия, жанры (трагедия, комедия, драма), ее элементы и выразительные средства, что разделило историю драматургии на несколько циклов.

Источники

  • Банхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-43437-8 .
  • Кук, Пэм и Мике Бернинк, ред. 1999. Книга о кино. 2-е изд. Лондон: Британский институт кино. ISBN  0-851-70726-2 .
  • Элам, Кейр. 1980. В Семиотика театра и драмы . Новые Акценты сер. Лондон и Нью-Йорк: Метуэн. ISBN  0-416-72060-9 .
  • Хейворд, Сьюзен. 1996. Ключевые концепции в исследованиях кино. Ключевые понятия сер. Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-10719-9 .
  • Нил, Стив. 2000. Жанр и Голливуд. Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-02606-7 .
  • Шиэн, Хелена. 1987. Ирландская телевизионная драма: общество и его истории ISBN  0-86029-011-5
  • Уильямс, Эрик Р. (2017) Таксономия сценаристов: дорожная карта к творческому повествованию. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge Press, Исследования в области теории и практики СМИ. ISBN  978-1-315-10864-3 .

Судьба человека [ 1956 ]

Михаил Шолохов | драма, классика, литература 20 века, советская литература, книги о войне, экранизация

Короткий рассказ, воплотивший в себя судьбу целого народа. Человек жил, работал, любил, но война вторглась в знакомый с детства мир и в одно мнгновение разрушила все мечты, растоптала планы и зашвырнула далеко от родного дома. Плен, кровь, смерть – это далеко не все то, через что прошел герой книги «Судьба человека» Андрей Соколов. Как выжить и не сломаться. Преодолеть все преграды и вернуться к тем, кого любишь. Жить мыслью о встрече, но вернувшись найти лишь могилы. Как найти силы жить, когда потерял все, в чем видел смысл жизни. Писатель находит единственное решение проблемы. Когда нет силы, жить ради себя, живи ради других.

Определения

  • Жанр — понятие, характеризующее разновидности произведений внутри литературных родов — эпоса, лирики и драмы.
  • Роман — самый распространённый жанр эпической литературы; большое по объёму и сложное по структуре произведение, изображающее всё многообразие событий человеческой жизни (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»; И. А. Гончаров, «Обломов»).
  • Роман-эпопея — монументальный роман, в котором события изложены в общенародном масштабе. В русской литературе два романа-эпопеи — «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
  • Повесть — прозаический жанр, средний по объёму между романом и рассказом. Обычно повествует о жизни главного героя. Побочные сюжетные линии отсутствуют (А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»).
  • Рассказ — малая форма художественной прозы. В рассказе, как правило, решается одна проблема (А. П. Чехов, «О любви»).
  • Очерк — одна из разновидностей рассказа; сочетает в себе признаки художественной и документальной прозы. В очерке описываются реальные события (А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»).
  • Сказ — художественное произведение, оформленное как подражание фольклору.
  • Притча — короткий иносказательный рассказ с назидательным выводом (Л. Н. Толстой, «Три сына»).
  • Поэма — большое стихотворное произведение, как правило, повествовательного характера. Может быть как эпической (Гомер, «Илиада»), так и лиро-эпической (В. В. Маяковский, «Хорошо») или даже исключительно лирической (А. А. Ахматова, «Поэма без героя»).

Ода — торжественное стихотворное произведение, посвящённое важному историческому событию или значительному лицу (М. В

Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).

Сонет — поэтическая форма, каждая строфа которой состоит из 14 строк — двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший (терцинов) на две или три рифмы (А. С. Пушкин, «Мадонна»).

Баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение. В нём автор не только отражает свои мысли и чувства, но и описывает событийный ряд (В. А. Жуковский, «Светлана»).

Лирическое стихотворение — стихотворное произведение, отражающее внутренний мир автора и передающее его переживания (И. А. Бунин, «Вечер»).

Песня — поэтический жанр, предполагающий музыкальное сопровождение (А. С. Пушкин, «Как по Волге-реке, по широкой…»).

Элегия — поэтический жанр, передающий печальные раздумья автора о жизни (К. Н. Батюшков, «Элегия»).
Послание (эпистола) — поэтический жанр, имеющий конкретного адресата. Может иметь как серьёзный, так и шутливый характер (А. С. Пушкин, «Городок»).

Эпиграмма — краткое стихотворное произведение сатирического характера.Обычно в нём высмеивается какой-либо человек или факт жизни (эпиграммы Козьмы Пруткова).

Комедия — драматический жанр, в котором события излагаются в смешном (возможно, сатирическом) ключе (Д. И. Фонвизин, «Недоросль»). Различают комедию положений (основана на смешных ситуациях) и комедию нравов (основана на высмеивании низменных человеческих качеств).

  • Трагедия — серьёзное драматическое произведение, в котором развитие событий приводит персонажей к катастрофе (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»).
  • Драма — драматическое произведение, которое отличается от трагедии бытовым сюжетом и возможностью благоприятного для персонажей исхода. Впрочем, эта возможность реализуется в произведении далеко не всегда (А. Н. Островский, «Гроза»).

(26)Поема Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». Связь с народным творчеством. Главные герои, авторские идеалы

Черты фольклора : использование Некрасовым скатерть самобранку, говорящую пташку; обещание волшебного выкупа за жизнь; эпитеты Красно солнышко, серый волк, широкое/чистое поле; уменьшительно ласкательные суффиксы; фразеологизмы.

Главные герои:

-Гриша Добросклонов:

Поэт, сочиняющий песни. Счастье для него возможность чесно трудиться, возможность выражать авторские позиции.

— Ярмила Гирин:

Честный бескорыстный человек, уважаемый народом (история с мельницей) – самый счастливый из крестьян.

— Савелий Матвеевич:

Святорусский богатырь. По убеждению Некрасова таких богатырей на Руси очень много, но к сожалению сила их, так, же как и сила Савелия, растрачивается ими в пустую, на мелочи.

— Матрена Тимофеевна:

Крестьянка сумевшее отстоять свое человеческое достоинство + нужно дописать

Главные герои поэмы показывают какая несокрушимая сила скрыта в народной душе. Некрасов показывает нам, что счастье – это не богатство, а свобода и труд для народа.

Бесприданница [ 1878 ]

Александр Островский | драматургия, драма, классика, литература 19 века, русская классика, литературные формы, пьесы,

«Бесприданница» — это пьеса Александра Островского, над которой он работал несколько лет. Действие произведение происходит в провинциальном городке, где проживает обедневшая дворянка Харита Игнатьевна, имеющая трех дочерей. Двух из них она уже удачно выдала замуж, а вот Лариса, младшая дочка, пока остается не у дел. За ней ухаживает барин Паратов, и Лариса отвечает ему взаимностью. Все ждут, что барин вот-вот сделает предложение девушке, но вдруг он спешно уезжает. даже не простившись с возлюбленной. Естественно, что Лариса сильно переживает из-за этого, а ее мать в то же время не теряет надежды выдать дочурку замуж…

Приглашаем посетителей сайта поделиться интересными фактами о создании произведения Бесприданница.

Русская драма

Статус высокой классики русская драма обрела начиная с 1820-30-х (Грибоедов, Пушкин, Гоголь). Многожанровая драматургия Островского с ее сквозным конфликтом человеческого достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план жизненного уклада, отмеченного деспотизмом, с ее сочувствием и уважением к «маленькому человеку» и преобладанием «жизнеподобных» форм стала решающей в формировании национального репертуара 19 века. Психологические драмы, исполненные трезвого реализма, создал Л.Н.Толстой. На рубеже 19-20 веков драма претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова, который, постигнув душевную драму интеллигенции своего времени, облек глубокий драматизм в форму скорбно-иронического лиризма. Реплики и эпизоды его пьес связаны ассоциативно, по принципу «контрапункта», душевные состояния героев выявляются на фоне обычного течения жизни с помощью подтекста, разработанного Чеховым параллельно с символистом Метерлинком, которого интересовали «тайны духа» и скрытый «трагизм повседневной жизни».

У истоков отечественной драмы советского периода — творчество Горького, продолженное историко-революционными пьесами (Н.Ф.Погодин, Б.А.Лавренев, В.В.Вишневский, К.А.Тренёв). Яркие образцы сатирической драмы создали Маяковский, М.А.Булгаков, Н.Р.Эрдман. Жанр пьесы-сказки, сочетающий светлый лиризм, героику и сатиру, разработан Е.Л.Шварцем. Социально-психологическая драма представлена творчеством А.Н.Афиногенова, Л.М.Леонова, А.Е.Корнейчука, А.Н.Арбузова, позже — В.С.Розова, А.М.Володина. Л.Г.Зорина, Р.Ибрагимбекова, И.П.Друцэ, Л.С.Петрушевской, В.И.Славкина, А.М.Галина. Производственная тема составила основу социально острых пьес И.М.Дворецкого и А.И.Гельмана. Своеобразную «драму нравов», сочетающую социально-психологический анализ с гротескно-водевильной струей, создал А.В.Вампилов. На протяжении последнего десятилетия имеют успех пьесы Н.В.Коляды. Драма 20 века порой включает в себя лирическое начало («лирические драмы» Метерлинка и А.А.Блока) или повествовательное (Брехт называл свои пьесы «эпическими»). Использование повествовательных фрагментов и активного монтажа сценических эпизодов нередко придает творчеству драматургов колорит документальности. И вместе с тем именно в этих драмах откровенно разрушается иллюзия достоверности изображаемого и отдается дань демонстрированию условности (прямые обращения персонажей к публике; воспроизведение на сцене воспоминания или мечты героя; вторгающиеся в действие песенно-лирические фрагменты). В середине 20 века распространяется документальная драма, воспроизводящая реальные события, исторические документы, мемуарную литературу («Милый лжец», 1963, Дж.Килти, «Шестое июля», 1962, и «Революционный этюд», 1978, М.Ф.Шатрова).

Слово драма произошло от греческого drama, что в переводе означает — действие.

А зори здесь тихие… [ 1969 ]

Борис Васильев | драма, классика, литература 20 века, советская литература, книги о войне, литературные формы, повести,

Борис Васильев написал замечательную жизненную книгу, которую лучше прочитать каждому. «А зори здесь тихие…» — повесть, рассказывающая о боевых, жестких годах Великой Отечественной войны, которую увел сам и писатель. Очень лиричное и резкое, трагическое творение о женской доле, о пяти девочках. Девушки воюют за своих — рядом смерть и кровь, а они ещё совсем юные и желают просто влюбляться, мечтать и спокойно жить.

Автор книги «А зори здесь тихие…» проводит сравнение и анализ в произведении между ужасной войной и хрупкими девушками, которые хотят счастливой жизни и хороших,чистых отношений. Но видимо судьбы героев книги предопределены по-другому и даже через смерть они несли милосердие в этот мир. Тема любви к родине в книге «Зори здесь тихие…» раскрыта максимально понятно и просто. Читатели проникшиеся повестью, оставляют свои рецензии на эту замечательную книгу.

Новые жанры драмы в литературе

Водевиль для русского менталитета впервые сочинил Хмельницкий. Он в первую очередь был талантливым переводчиком. Так, стали знамениты его откровенные подражания французской драме: «Воздушные замки», «Говорун», «Нерешительный».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» — это первая русская книга нравов, которая была блестяще сделана по стилю и образцу французских пьес. Это произведение, вышедшее в 1831 году, и сегодня идет с большим успехом.

Английская литература тоже имела большое влияние на формирование российской драмы. Например, еще Белинский заметил, что у Пушкина получился шекспировский Борис Годунов. Пушкин словно вольно перекраивает портреты героев короля трагедии. Но российские персонажи действуют не под знаменем страсти, а под гнетом рока драмы.

Примеры произведений Лермонтова, несостоятельные в художественном смысле, но интересные как материал о мироощущении поэта, позволяют проникнуть во внутренний мир гениального стилиста. Гоголевский «Ревизор» — это драма-бомба, которая вынесла на всеобщее посмешище проблемы бюрократизма. После успеха Гоголя в России появляется мода на русского персонажа, а не на переводную копирку с европейской литературы.

Драма в литературе — это еще и произведения Тургенева, который работал над этим жанром в конце 40-х-начале 50-х годов. Его пьесы «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Провинциал» до сих пор входят в театральный репертуар.

Все более натуральный вид приобретают герои в произведениях середины XIX столетия. Например, персонаж Писемского из «Горькой Судьбины» — это деревенский мужик в полную величину и без прикрас. Комедии автора «Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений» недолго продержались на сцене.

(1)А. Н. Островский: жизнь и творчество.

(1823-1886)

Известен как драматург, заложил основы современной драматургии.

Москвич. Отец – чиновник, хотел что бы сын окончил университет как правовед. В 9 лет умирает мать.

Островский учится в университете, там же начинает писать небольшие очерки. Дебют – «Записки замоскворецкого жителя» (1847г.), одна из первых драм «Несостоятельный должник» из-за цензуры вынуждена поменять название на «Банкрот», а позже – « Свои люд, сочтемся» (печать только в конце 1850-ых г.).

В 1850-ых гг. сотрудничает с журналом « Современник». В это время отец лишает его своей помощи, а сам он женится на Агафье Иванове, умершей в 1860-ых г.

19 стр., 9194 слов

1. Пояснительная записка 14

… семейных отношений», «Семья и семейные отношения в историческом контексте», «Социальный контекст жизни семьи», «Функционально-ролевая структура семьи», «Динамика семейных отношений». Знаниевый компонент. Психология семейных … и родительством, их обусловленность социокультурными функциями семьи и производность от образа жизни семьи и семейного уклада. Анализ исторического перехода семейных функций к …

В 1850-ых пишет : «Бедная невеста», «Не живите как хочется», «Бедность не порок», « Не в свои сани не садись»( — первая комедия, поставленная в 1853 г.).В эти годы участвует в литературной экспедиции по Волге ( пьеса «Гроза»).

В 1860-ые г. занимается историческими хрониками(пьесы «Грех да беда», «Пучина»).

В конце 1860-ых г. женится на актрисе Марии Васильевне , от которой имел 6 детей.

В 1870-ых пишет сказку «Снегурочка». А так же комедии : «Лес», « Волки и овцы», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Бесприданница»

1880-ые г. – «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые»

Скончался в 1886 г. от порока сердца.

Развитие драмы на примере трагедии

В буквальном смысле слово «трагедия» означает «козлиная песнь». Она ассоциировалась с осеней грустью, когда бог виноделия отправлялся в спячку, или метафорически умирал. Эсхил считается основоположником трагедии, он усовершенствовал форму и включил в действие второго актера. Софокл добавил третьего персонажа. Эмоциональные ходы выражены через оплакивание, выражение соболезнования, ужаса, гнева. Хор с помощью дифирамбов задавал нужный тон.

Трагедия в Древней Греции состояла из шести классических компонентов: миф, раскрытие характеров, уместное и существенное мнение, прозаический и метрический язык, музыка и зрелище. Трагедия захватывает душу и дает познать страдание.

В неизменном виде трагедия доходит до эпохи Ренессанса, где снова становится популярной. Шекспировские герои переживают фатум по-новому. Теперь социальные условия играют большее значение, чем игры богов. Знаменитые «Король Лир», «Отелло», «Гамлет» по сей день являют собой хрестоматию для юных драматургов и актеров.

В эпоху Просвещения действующие лица борются за идеи. Знаменитые трагедии Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь» не уступали по популярности работам Гете «Эгмонт» и «Гец фон Берлихинген».

Романтизм выявляет конфликт, но уже между внутренним и внешним мирами героев. Байрон, Гюго работают в жанре трагедии.

Литургическая драма

После распада Римской империи драматургия вновь возрождается только в 9-м веке в церковных обрядах и молитвах. Церковь, чтобы привлечь как можно больше людей к богослужению и контролировать народные массы через поклонение Богу, внедряет небольшие зрелищные постановки, такие как воскресение Иисуса Христа или другие библейские рассказы. Так развивалась литургическая драма.

Однако люди собирались ради представлений и отвлекались от самой службы, вследствие чего возникла полулитургическая драма — представления были перенесены на паперти и за основу стали браться житейские сюжеты, основанные на библейских рассказах, более понятных зрителям.