Оборона ханко

Оглавление

Немного истории

Первая крепость на полуострове была построена на рубеже 18 и 19 веков. А сам по себе город Ханко был основан в 1874 г., и вскоре сюда как на курорт с энтузиазмом ездила российская знать. До сих пор здесь помнят фразу «сладкая жизнь в Ханко», она прекрасно описывала беспечную и ленивую роскошь с бесконечными оживлёнными приёмами, которые тут устраивали. Но город был отнюдь не только «бесполезным» курортом для избалованных богачей: здесь был открыт порт, который позволял перевозить грузы в столицу Российской империи морем даже зимой, когда прочие порты Финляндии были ещё скованы льдом. В начале 20 века порт использовался уже только для военных нужд. А после окончания финской войны в 1940 г. СССР арендовал Ханко для того, чтобы держать здесь базу ВМФ.

Во время Второй мировой войны базу атаковали немецкие войска, к которым позднее присоединились и финские части. Ханко отчаянно оборонялся почти полгода, до конца 1941 г., после чего защитников вывезли морем в Ленинград. Оборона сильно сказалась на архитектурном облике города, хотя позднее Ханко восстановили почти полностью.

Собаки, будильники и патефоны

На превращённом в морскую крепость Ханко нашлись толковые инженеры и механики. Они изобрели и соорудили из подручных материалов устройства, которые удивлённые финны прозвали Aavekonekivääri — «пулемёты-призраки». Фотографии этих трофеев сохранились в военном фотоархиве Минобороны Финляндии.

Три тысячи финских жителей полуострова, срочно эвакуированных перед его передачей СССР, забрали не всё своё имущество. В спешке в домах и офисах было оставлено несколько патефонов, которые советские военные нашли и укрыли от обстрелов.

Скорее всего, поначалу их планировали использовать более традиционно — но инженерная мысль и военная необходимость превратили музыкальные автоматы в часть почти фантастического в те годы оружия.

«Пулемёты-призраки» состояли из станковых «максимов» с солидным запасом патронов в ленте, к которым были подключены особым образом переоборудованные патефоны и аккумуляторы от грузовиков. Пластинки с мелодиями проигрывались, иглы касались клемм. Цепь замыкалась — самопальное устройство зажимало гашетку вместо руки стрелка, и пулемёт давал короткие очереди. Имитируя «работу» живого пулемётного расчёта. Устройство работало примерно полчаса — красноармейцы как раз добирались до причалов.

(Фото: SA-Kuva)

К слову, финны тогда тоже умудрились поставить музыку на военную службу — только в сфере радиоэлектронной и минной войны.

Но патефонов нашлось только шесть. Один пожалели и забрали с собой. А меж тем нужно было изобразить работу пулемётчиков на трёхкилометровом участке укреплений. Поэтому в дело пошли и менее утончённые методы.

Пять пулемётов вместо патефонов оборудовали будильниками. Они тоже замыкали цепь с определённым интервалом, и давали очередь — но более предсказуемо и регулярно, без «человекообразия».

Ещё десяток «максимов» стали «жертвами» не инженерной хитрости, а крестьянской смекалки. К гашеткам привязали собак. Невдалеке от собак повесили куски конины от недавно погибших лошадей.

Собаки прыгали за мясом, дёргали за гашетку, пугались грохота стрельбы и прятались. Стрельба прекращалась.

Затем четвероногие снова пытались добраться до мяса. Цикл повторялся до израсходования патронов или прихода финнов.

Всё это вкупе с опытом первого «дня молчания» обеспечило спокойную эвакуацию последнего эшелона. Сапёры заминировали проходы после возвращения расчётов. Последний, одиннадцатый караван ушёл, оставив после себя тщательно разрушенное… всё.

Маршал Маннергейм в мемуарах даже обиделся на такую тщательность и изобретательность в искусстве военно-индустриальной деконструкции. А финны и шведы рискнули войти на Ханко только на следующий день после завершения эвакуации.

Несмотря на крайне сложные погодные условия, льды и обледенение всего, противодействие противника и 240 миль пути через «минный суп», а также неизбежный даже в успешных операциях извечный военный бардак, Кронштадта достигли 82% эвакуированных.

Эта цифра могла быть гораздо больше: 4/5 из числа погибших и попавших в плен стали жертвами трагедии на турбоэлектроходе «Иосиф Сталин», попавшем на мины в последнем переходе. Если бы не серия ошибок командовавшего рейдом адмирала Дрозда — из-за чего погиб транспорт, — эвакуация гарнизона Ханко, безусловно, вошла бы в золотой фонд мировой истории войны на море.

Турбоэлектроход «Иосиф Сталин»

Впрочем, и с учётом этой катастрофы моряки-балтийцы и бойцы Гангута-Ханко сделали невозможное. Не только отвагой и боевым умением, но и военной хитростью, инженерным мышлением и смекалкой.

Операции

В начале войны финские сухопутные войска быстро изолировали Ханко и его советский гарнизон из 25 300 человек. Хотя Маннергейм первоначально заявил, что освобождение Ханко будет основной целью войны, финские войска в этом районе не получили разрешения на атаку на базу. Вместо этого, поскольку финны построили линию Харпарског на границе арендованной территории во время Временного мира , они двинулись, чтобы занять эти позиции. Фронт оставался в основном неподвижным, действия состояли в основном из артиллерийских ударов и некоторых ограниченных действий по разведке или патрулированию с обеих сторон. На окружающем архипелаге происходили мелкомасштабные военно-морские и десантные действия. Финские силы, окружавшие базу, первоначально состояли из 17-й дивизии, 4-й береговой бригады и вспомогательных подразделений. К концу лета 17-я дивизия, составлявшая основную часть осадных сил, была переброшена в Восточную Карелию.

Попытки финнов заблокировать базу с моря были менее успешными как из-за сильного советского сопротивления, так и из-за отказов оборудования (например, торпед, используемых финскими подводными лодками, которые часто не взорвались при ударе). Минные поля, заложенные на морских путях, ведущих к Ханко и окружающим водам, были более эффективными, поскольку у них было несколько советских судов снабжения. Эти проблемы, в дополнение к быстрому наступлению немцев на южном берегу Финского залива , привели к тому, что база потеряла свое значение и стала непомерно тяжелым бременем для советского Балтийского флота . Осенью 1941 г. был отдан приказ об эвакуации Ханко. Персонал базы, войска и большая часть их легкого оборудования и припасов были вывезены к декабрю 1941 года. Более тяжелое оборудование, которое нельзя было легко переместить, было саботировано или уничтожено на месте. Советские военно-морские силы, проводившие эвакуацию, понесли большие потери от минных заграждений.

Советская база в Ханко, прилегающий к ней прибрежный форт в Осмуссааре и минные поля, установленные для защиты советского Балтийского флота , препятствовали финским и немецким военно-морским действиям и затрудняли доступ грузовых судов к финским портам Хельсинки и Котка . Поскольку Финляндии не хватало ресурсов для перевозки достаточного количества товаров по суше, это вызвало серьезные логистические проблемы, поскольку материалы застряли в морских портах на западном побережье. Финские и немецкие тральщики открыли морской путь через минные поля за пределами досягаемости орудий Руссарё, чтобы позволить грузовым судам достичь даже восточных портов, но только после советской эвакуации они смогли очистить более безопасное прибрежное море. переулок, позволяющий более безопасный проезд.

Десантные операции

Как финские, так и советские прибрежные войска провели многочисленные мелкомасштабные десантные операции на архипелаге, окружающем полуостров Ханко. Первое из этих столкновений произошло в начале июля 1941 г .; активные операции закончились в октябре следующего года. Бои на этих небольших островах часто были ожесточенными, и уход с них под огнем был чрезвычайно опасен. В целом операции мало повлияли на ход сражения, так как территориальные приобретения оставались незначительными.

Битва при Бенгтскяре

После захвата небольшого острова Моргонланде в июле 1941 года советские войска начали небольшую морскую атаку на финский остров Бенгтскер , на котором был маяк и, таким образом, был важным наблюдательным пунктом. Первоначальная посадка, произведенная посреди ночи в условиях тумана, была успешной, поскольку финские часовые считали приближающиеся лодки немецкими тральщиками; однако небольшой гарнизон быстро восстановился. Оказывая ожесточенное сопротивление, финнам удалось сохранить контроль над маяком, обратившись за помощью к близлежащим военно-морским силам и береговой артиллерии. Бои продолжались всю ночь. Утром финское подкрепление смогло заставить оставшихся советских налетчиков сдаться и отбросить их военно-морскую поддержку.

Эвакуация

Эвакуация Ханко проводилась несколькими конвоями с 16 октября по 2 декабря 1941 г., в результате чего в Ленинград удалось доставить около 23 000 военнослужащих. Флот понес потери от финских минных полей и береговой артиллерии, потеряв 3 эсминца и 2 больших транспорта ( Андрей Жданов и Иосиф Сталин ), а также несколько судов меньшего размера. Финские войска, войдя в этот район, обнаружили, что он сильно заминирован.

Оборонительные работы

28 июля Главный военный совет ВМФ СССР рассмотрел и одобрил план обороны в Прибалтике и на Ханко, разработанный комиссией И. И. Грена. Развертывание военно-морских баз и береговой обороны в Прибалтике в феврале 1940 — июне 1941 года, полковник В. М. Курмышов и утвердил план военно-строительных работ по военно-морской базе Ханко. Для его выполнения был создан третий особый строительный отдел (начальник Г. С. Дубовский).

   

Командующий Северным оборонительным районом Северного флота генерал-лейтенант береговой службы Сергей Иванович Кабанов (1901–1973).

За короткое время советские военные укрепили арендованную территорию. На Ханко были передислоцированы две крупнокалиберные железнодорожные батареи калибра 305 и 180 миллиметров, также были построены и введены в строй два артиллерийских дивизиона береговой обороны. На острове Руссааре строилась 305-мм башенная четырёхорудийная батарея, которая после ввода в строй должна была стать основой артиллерийской обороны базы в морском секторе (к июню 1941 года были готовы только котлованы под башни).

На перешейке, соединявшем полуостров с материком, была создана система сухопутной и противодесантной обороны, опирающаяся на доты, дзоты и надолбы, плотно расположенные по фронту и эшелонированные в глубину (их было построено 190). Был прорыт противотанковый ров и установлены проволочные заграждения. Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко, один из которых был обращён фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны. Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны.

По другую сторону границы, за деревней Лаппохья, финские солдаты возвели свою линию обороны. Задачей этой 40-километровой линии Харпарског было предотвращение прорыва советских войск к Турку, Хельсинки и Тампере.

В первых числах июня 1941 года состояние военно-морской базы проверяли командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенант Мариам Михайлович Попов, начальник штаба округа генерал-майор Д. Н. Никишев, командующий Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц и представитель военного отдела ЦК ВКП(б) Н. В. Малышев.

  

Прибывшие осмотрели строительство дотов, береговую батарею на острове Хесте-Бюссе и ряд других объектов.

На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада под командованием полковника Н. П. Симоняка, усиленная артиллерийским полком, зенитным артиллерийским дивизионом, танковым и сапёрным батальонами, а также батальоном связи. Сектор береговой обороны располагал несколькими железнодорожными и стационарными батареями с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона базы состояла из двенадцати 76-мм батарей и авиаэскадрильи (11 самолетов И-153 и И-15). В непосредственном подчинении базы находились 3 сторожевых катера «МО-4» и несколько малых катеров. Общая численность гарнизона базы составляла 25 300 человек.

Несмотря на стратегически выгодное расположение базы, ни эсминцы, ни тральщики до войны не имели в ней постоянного базирования. К началу войны в базе находилось только четыре подводные лодки: одна находилась в дозоре, остальные ремонтировались в Таллине.

13-й истребительный полк, насчитывающий 60 самолетов, базировавшийся на базе в июне 1941 года оставил на Ханко только одну эскадрилью И-153, остальные три эскадрильи под Ленинградом получали новые самолеты. Кроме того, на Ханко размещалась 81-я отдельная авиационная эскадрилья (ОАЭ) гидросамолетов МБР-2.

                            Продолжение смотрите на сайте : ВОВ – Сражения – Оборона Ханко. Часть

Результаты функционирования базы Ханко

Первоначальная задача: оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции на входе в Финский залив и оборона самой базы с моря, суши и воздуха.

– оборонять вход в Финский залив база не могла, поскольку большинство её морских и воздушных сил были выведены ещё до начала войны и в первые дни войны. При этом ещё до вывода эти силы были весьма ограниченными. Кроме того, немецкий флот не стал заходить в Финский залив, поэтому стрелять по нему, а также бомбить или торпедировать – не было никакой возможности.

– оборонять базу с моря, суши и воздуха практически не пришлось, поскольку на неё практически не нападали. Финские войска (один пехотный полк и подразделения пограничников и ополченцев) вели только разведку боем на перешейке. Морские силы финнов (два броненосца береговой обороны) в июле четырежды обстреляли территорию полуострова Ханко, выпустив в общей сложности 160 снарядов калибра 254 мм по площадям, однако ответный огонь артиллерия базы не вела, поскольку не видела целей. Авиация у финнов в районе близ Ханко практически отсутствовала.

Последующая задача (поставленная 10 июля 1941): «оттянуть на себя как можно больше войск противника, своей активностью заставить врага усилить противостоящую Ханко группировку».

– эта задача не была выполнена, поскольку финское командование сочло, что для блокирования перешейка полуострова Ханко достаточно одного полка, и пограничников с ополченцами. Больше двух батальонов одновременно на том участке фронта финны просто не могли поместить – места не хватало.

– насчёт «активности» — генерал Кабанов прикидывал проведение акции силами танкового батальона по вторжению вглубь финской территории, но счёл (вполне разумно), что это не будет иметь практической пользы.

В итоге – обладание этой базой не принесло СССР никакой военной выгоды. Только расходы. Очевидно, поняв это, руководство СССР после войны больше не стало эксплуатировать базу Ханко, хотя срок её существования по договору с Финляндией от 1940 года истекал лишь в 1970.

mailto: volk959@mail.ru

Что посмотреть в окрестностях Ханко

В пригородах также немало интересного, например, памятники, красивейшие пейзажи и старинные сооружения. В конце концов, в 50 км в города практически не ходит транспорт, благодаря чему воздух там – чистейший. Любителям экологического отдыха обязательно стоит посетить пригород Ханко!

Недалеко от города раскинулись небольшие острова, на каждом из которых – уникальная природа. Самый знаменитый местный остров – Хауенсуоли. По всему периметру он окружен скалами, подплыть к нему на большой яхте непросто, поэтому можно арендовать у местных жителей лодку и отправиться сюда.

Также недалеко от города есть старинный маяк Бенгтскор, кстати, он самый большой в Скандинавии. В теплое время года к нему привозят экскурсионные группы. Туристы делают фото возле маяка, слушают интересные истории о нем. Ещё один маяк, заслуживающий внимания, находится на острове, расположенном в 3 км от Ханко. Называется маяк Густавсворн.

Ханко – удивительный город. Сюда приезжают чтобы отдохнуть не только душой, но и телом. Туристы отмечают, что за неделю пребывания здесь им удается значительно улучшить здоровье и зарядиться энергией.

Эвакуация

28 октября командование Балтийского флота определило общую задачу: вывезти личный состав гарнизона базы Ханко со стрелковым оружием и боеприпасами к нему; вывезти максимально возможное количество артиллерийского и стрелкового боезапаса; вывезти максимально продовольствия и техники; все, что невозможно вывезти, уничтожить.

Всего предстояло вывезти около 28 тысяч человек и около 3 тысяч тонн продовольствия и боеприпасов.

2 ноября в порт Ханко пришёл отряд кораблей – два эсминца, минный заградитель, 5 тральщиков, 6 катеров МО. На них было загружено 4.246 бойцов и командиров (один стрелковый полк и два дивизиона артполка 8-й бригады, и госпиталь базы), а также боеприпасы и продовольствие. 4 ноября этот караван благополучно прибыл в Кронштадт.

14 ноября в Ханко пришли минный заградитель, тральщик и 3 катера МО. Это были остатки очередного каравана из Кронштадта, остальные корабли – два эсминца, тральщик и катер подорвались на минах. Кроме того, ранее подорвались на минах шедшие в Ханко транспорт «Жданов» и лидер эсминцев «Ленинград».

21 ноября из Ханко был отправлен караван в составе транспорта «Вахур», заградителя и 6 тральщиков, с 2.051 бойцами и командирами на борту (на транспорте «Вахур» – 18 танков Т-26 и 520 тонн продовольствия). Заградитель и один тральщик подорвались на минах, погибли их экипажи и 578 бойцов и командиров гарнизона Ханко.

24 ноября очередной караван – транспорт «Минна», сторожевой корабль, 3 тральщика и 4 катера МО – вышел из Ханко с 2.556 бойцами и командирами, а также с 350 тоннами продовольствия. На пути в Кронштадт один тральщик подорвался на мине (погибли 150 человек из гарнизона Ханко и экипаж тральщика).

30 ноября на Ханко пришёл большой караван: два эсминца, 6 тральщиков, 7 катеров МО и турбоэлектроход «Иосиф Сталин». С караваном прибыл вице-адмирал Дрозд. Он сообщил генералу Кабанову, что через сутки в Ханко придут ещё два тральщика, сторожевик, канонерка, два катера МО и транспорт. Все эти суда, по уверению адмирала, вывезут остатки гарнизона базы Ханко полностью.

Генерал Кабанов приказал уничтожить все артиллерийские орудия базы, а также остававшиеся там 7 танков Т-26 и 11 Т-38, и заминировать все сооружения базы.

2 декабря из Ханко вышел последний караван – турбоэлектроход «Иосиф Сталин», два эсминца, 6 тральщиков, 7 катеров МО, 4 торпедных катера – с 8.935 бойцов и командиров гарнизона Ханко.

На торпедных катерах, обладавших наибольшей скоростью хода и потому быстро удалившихся от каравана, находились начальник базы генерал-лейтенант Кабанов, его заместитель генерал-майор Дмитриев, комиссар базы Раскин, командир 8-й бригады генерал-майор Симоняк, комиссар бригады Романов, прокурор базы Коршунов, председатель трибунала Морозов, начальник особого отдела Михайлов.

3 декабря подорвался на минах и потерял ход турбоэлектроход «Иосиф Сталин» (на нём эвакуировались 5.589 бойцов и командиров). По советским данным, 4 тральщикам и 5 катерам якобы удалось принять с «Иосифа Сталина» 1.740 человек. «Иосиф Сталин» остался на плаву и 5 декабря придрейфовал к берегу Эстонии. Там несколько тысяч бойцов и командиров гарнизона Ханко, а также экипаж судна, были разоружены тыловым подразделением немецких войск и переправлены в лагерь военнопленных.

В ходе эвакуации базы Ханко было потеряно 4.987 бойцов и командиров гарнизона.

Приказом НК ВМФ от 10.12.1941 г. ВМБ Ханко была расформирована.

Как добраться до Ханко

Приехать сюда может любой желающий. Способов несколько. Простейший вариант – добраться до Хельсинки, а оттуда – выехать на автомобиле на трассу №25 и, следуя карте, ехать примерно 1,5 часа до пункта назначения.

Более бюджетный вариант – в столице пересаживаемся на поезд, который дет до станции Karjaa. Затем делаем пересадку на другой поезд, идущий прямо до Ханко. Приблизительное время пути – 2 часа. Кстати, проездной на поезд стоит 19 евро.

Но есть и третий способ добраться до курорта – сесть на прямой автобус от него из Хельсинки. В пути он будет примерно 3 часа. Стоимость билета – 25 евро.

«Гангутский экспресс» и невозможная эвакуация

Балтийский флот понёс тяжёлые потери при Таллинском переходе, особенно в транспортах и тральщиках. На большей части пути между Кронштадтом и Ханко на море господствовали самолёты люфтваффе и финские катера. Над водой к концу ноября росли льдины, а под водой таились немецкие минные поля.

Советский сторожевой катер ПК-237 у Ханко. 13 декабря 1941 года он был раздавлен льдами у острова Пенисаари в Финском заливе(источник фото)

Учитывая опыт недавней трагедии, шансы на успех перевозки под носом у врага 25-тысячной группировки с матчастью и складами были призрачными. Проще, казалось, приказать гарнизону держаться до печального конца, отвлекая силы противника и мешая перевозкам в порт Хельсинки.

И всё же адмирал Трибуц и моряки-балтийцы сумели провести одну из самых блестящих эвакуаций в истории войны на море. Не только в российской истории.

На этот раз у краснофлотцев было и время для тщательной подготовки, и опыт Таллинского перехода, который больше не должен был повториться. Почти всех защитников Ханко, и даже их матчасть, выдернули из-под носа у врага через 240 морских миль замерзающегоосиного улья».

Утром 25 октября 1941 года к полуострову прорвался первый отряд, потеряв по пути тральщик. Вечером следующего дня корабли ушли обратно, забрав лучший стрелковый батальон, грузы и штабы командования береговой обороны. Увернувшись от подлодок и мин, они без потерь вернулись в Кронштадт. Стрелки немедленно отправились на Ораниенбаумский плацдарм.

Схема работала. Первого ноября к Ханко пошёл второй отряд.Гангутский экспресс» начал работать.

Тральщики и катера несли потери — но операция шла по графику. Для особо ценных грузов и лиц использовали и самолёты: бомбардировщики ДБ-3 и летающие лодки МБР-2. Чем дальше, тем прочнее становился лёд, последние конвои шли за ледоколами — но шли и проходили, несмотря ни на что.

Вот только всё это наблюдали и финны, и немцы, пытавшиеся атаковать корабли и суда. И чем меньше оставалось бойцов и оружия на Ханко — тем более вероятной была попыткадодавить» базу штурмом.

Командующий обороной Ханко С. И. Кабанов(источник фото)

Поэтому гарнизон, возглавляемый генерал-майором Кабановым, прибегнул к множеству хитростей. До ухода последнего советского корабля противник так и не понял, когда и как можно ударить по советской базе.

Как добраться[править]

На поездеправить

В черте города расположены железнодорожная станция и вокзал. Железнодорожная ветка, ведущая в Ханко является тупиковой. От станции Карья (швед. Карис), которая лежит на полпути между Хельсинки и Турку до Ханко курсирует дрезина, состоящая из двух вагонов. Поезд ходит с 6-7 утра до 21-22 часов, примерно раз в два часа. Время в пути составляет 40 минут. Поезд из Карьи отправляется с платформы №1, с поездами следующими из Хельсинки и Турку по путям №2 и №3 обеспечены удобные стыковки с ожиданием от 5 до 10 минут.
При планировании отъезда из Ханко следует учесть, что из-за низкого пассажиропотока здание вокзала уже несколько лет не работает, нет камеры хранения и билетных касс. Билеты можно приобрести в терминале, который установлен на улице между вокзалом и путями с оплатой банковской картой или непосредственно в поезде у кондукторов за наличный расчёт или по карте без взимания штрафа.
Поезд является самым бюджетным видом транспорта, билет от Карьи до Ханко стоит около 7 евро.