Живопись и старообрядчество в биографии с.и. щукина

Оглавление

«Иван Васильевич Щукин с сыновьями»

Иван Щукин, сын Василия Петровича, сначала продолжал семейное дело с братьями, но потом захотел создать свое собственное. В 1840-х годах он основал фабрику по производству кисеи, а затем — фирму «Иван Васильевич Щукин», которую в 1878-м преобразовал в торговый дом «Иван Васильевич Щукин с сыновьями». Помещение арендовали у Московского купеческого общества на третьем этаже Шуйского подворья.

Щукинские ситцевые, шелковые, льняные и шерстяные ткани быстро прославились в России и за рубежом. Особенно любили их в Персии (теперь — Иран). Деньги лились рекой.

Иван Щукин носил звание купца первой гильдии и потомственного почетного гражданина, был учредителем и членом комитета Московского коммерческого банка, членом совета Московского учетного банка, гласным Московской городской думы, коммерции советником.

Иван Васильевич любил роскошную жизнь. Он признавал только самые дорогие вина, обожал разнообразные деликатесы. Тратить деньги он любил не только на себя: не жалел средств на нужды церкви, жертвовал больницам, учреждал стипендии, помогал вдовам и сиротам купеческого сословия.

У него было шестеро детей. Совладельцами фирмы он сделал четырех сыновей — Николая, Петра, Сергея и Владимира. Самым достойным своим преемником отец считал старшего, Николая, но того больше интересовала светская жизнь и коллекционирование старинного серебра и картин. Любовь к искусству дети Ивана Васильевича переняли от матери, Екатерины Петровны Боткиной.

Детство и юность

Вам будет интересно:Амброджо Лоренцетти: биография, творчество, вклад в культуру

Несмотря на то, что Сергей Щукин родился в семье богатого фабриканта, до восемнадцати лет юноша образование не получал. Дело в том, что только в девятнадцать лет, будучи в Германии, он наконец-то смог вылечиться от заикания. В этом же году юноша поступает в Немецкую академию торговли и коммерции, расположенную в городе Гера. Помимо Сергея, в семье воспитывалось еще три сына: Иван, Петр и Дмитрий. Однако из всех своих братьев именно Сергей стал наиболее удачливым и талантливым практически во всем, к чему он только ни прикасался.

Вероятно, сказался комплекс неполноценности, с которым меценат боролся всю жизнь

Помимо того, что Сергей обладал совсем небольшим ростом, он всю жизнь разговаривал очень осторожно, старательно выговаривая слова. Таким образом, на его манере вести разговор сказалось заикание, которое до восемнадцати лет не могли вылечить врачи

Все сыновья продолжили дело отца. В 1878 году была создана компания «Иван Щукин с сыновьями», куда все братья вошли в качестве равноправных компаньонов.

Примечания

. Сподвижницы Аввакума сестры Соковнины (в замужестве — Ф. П. Морозова и Е. П. Урусова), заточенные сначала в Боровский острог, а затем в земляную яму, где они в 1675 году скончались. Из опасения паломничества старообрядцев захоронены тайно. Любопытно, что в числе первых приобретений С. И. Щукина были этюды В. И. Сурикова к историческому полотну «Боярыня Морозова», купленному П. М. Третьяковым.

. Этот дар передавался в семье даже через поколения. Профессор медицины Сергей Петрович Боткин не страдал манией собирательства, а сын, врач Сергей Сергеевич, сделался тончайшим коллекционером русского рисунка. А еще доктор С. С. Боткин приходился зятем коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову: он был женат на его дочери Александре.

. По образованию купцу–самоучке Боткину трудно было найти равных. Итальянский и испанский он выучил сам, а французский, немецкий и английский, которые преподавали в пансионе, довел до блеска. Юному Боткину хватило одного года заграничного путешествия по Германии, Франции, Италии, чтобы, вернувшись в 1835 году, заинтересовать своей персоной московских интеллектуалов. «Боткин — молодой купец, недавно приехавший из–за границы, — писал Станкевич, — человек, каких я, кажется, не встречал: столько ума, столько гармонии и святости в душе… Может быть, я увлекаюсь, но нельзя не увлечься, встретив человека, в котором так много прекрасного».

Петербургский исследователь Б. Ф. Егоров, десятилетиями изучавший историю Боткиных, недавно выпустил капитальное исследование о всех поколениях этой семьи. См.: Егоров Б. Ф. Боткины. СПб.: Наука, 2005.

. Михаил был младше Василия на 28 лет.

. «Несмотря на то, что во внешнем нашем положении не было ни малейшего сходства, наше внутреннее заключало в себе много невольно сближающего», — сухо комментировал впоследствии А. А. Фет свое сватовство к Мари Боткиной, которую встретил в доме ее брата. Фет писал, что «она безотлагательно приняла мое предложение, чистосердечно объявив, что у нее ничего нет, за исключением небольшого капитала». Братья вошли в положение сестры и выделили супругам 100 тысяч, на которые и было приобретено ими имение в Орловской губернии. Марии Петровне исполнилось 29 лет, и братья потеряли всякую надежду выдать сестру замуж

«Право, все это сбылось так неожиданно, что я до сих пор боюсь верить. <…> Я радуюсь еще и тому, что Фет человек благоразумный и расчетливый и попусту бросать деньги не любит, — а это в муже и при их средствах вещь не последней важности

На Машу письма Фета производят действие электричества, а сегодня от депеши она едва могла расписаться о получении ее и несколько минут не могла выговорить ни одного слова», — писал Василий Петрович брату Дмитрию Петровичу.

. До последних дней Иван Васильевич вел деятельную жизнь, хотя, вспоминает Петр Иванович, здоровье уже было не то, и «в театрах отец обыкновенно не досиживал до конца представления, и в ложах Московского Большого театра, где имеется комнатка с диваном, обыкновенно засыпал во время итальянской оперы, несмотря на то, что очень ее любил».

. Как и его старшие братья, С. И. Щукин был крещен в храме Архидиакона Евпла на Мясницкой — Щукины жили в его приходе; младших крестили в церкви Успения на Покровке. Оба храма снесены в советское время.

. Уроженцами Мюльгаузена были химик–колорист Штейнбах, внедривший ручную набивку многоколерных рисунков, и его зять рисовальщик Эмиль Циндель, основатель учрежденного в 1874 году в Москве Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель», продукцией которого торговали Щукины.

. После женитьбы на племяннице Марии Петровны Фет–Боткиной ученый–агроном А. И. Иост, управлявший орловскими имениями Фета и его родственников, станет управляющим сахарным заводом Боткиных. Алексей Лагодин, муж четвертой сестры — Антонины Щукиной, тоже был специалистом по сахароварению.

. Надежда Щукина вышла замуж за товарища прокурора Тульского окружного суда Александра Мясново. После революции ей удавалось переписываться с сыном Николаем, которого приютил у себя в Париже брат Сергей Иванович. Благодаря письмам, доходившим до Надежды Ивановны из Франции, и стали известны некоторые подробности жизни семьи ее любимого брата в эмиграции.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Благодетель Румянцевского музея

Еще один брат, Дмитрий Иванович, тоже был коллекционером. Он окончил Поливановскую гимназию на Пречистенке — престижное учебное заведение, где учились дети дворян. Затем поступил в Высшую коммерческую академию в Дрездене. Немного поработал в семейной фирме, но быстро отошел от дел, решив посвятить себя искусству.

Он особенно любил картины Рембрандта, Вермеера, Брейгеля. Его собрание было не очень большим, но он обладал лучшим чутьем и знаниями, чем Иван, поэтому подделок у него не имелось.

В 1897 году он подарил Румянцевскому музею 32 полотна. После революции 1917 года он стал младшим помощником хранителя Музея старой западной живописи. Музей, к слову, открылся в его доме в Староконюшенном переулке. Затем его назначили хранителем итальянского отдела Музея изящных искусств.

Дмитрий Щукин умер в 1932 году в Москве — уезжать из страны он не стал, решив во что бы то ни стало не бросать любимые картины.

Семья и биография

Сергей Иванович Щукин родился 27 мая 1854 года в семье купца Ивана Васильевича Щукина и Екатерины Петровны Боткиной (Щукиной). В детстве Сергей Иванович был болезненным ребенком и страшно заикался, поэтому обучался дома. В подростковом возрасте был отправлен на лечение к доктору Денгарту в Тюрингию (восточная Германия). После успешного лечения, в 19 лет Сергей Щукин в течение трех лет слушал лекции в Практической коммерческой академии в Тюрингии (Германия), после чего в 1876 году вернулся в Москву и вскоре присоединился к семейному предприятию.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936). Портрет. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)

В 1890 году умирает Иван Васильевич Щукин, и Сергей Иванович становится его полноправным преемником. Будущий известный коллекционер был талантливым предпринимателем. Он был азартен, склонен к риску, а также обладал почти безошибочной интуицией и смелой решительностью. В Москве его прозвали «министром коммерции», а еще «дикобразом» за колючий склад ума.

В 1883 году Сергей Иванович женится на дочери украинского помещика — Лидии Григорьевне Кореневой. Семья селится в бывшем дворце Трубецких, особняке в Большом Знаменском переулке. У них родилось четверо детей: трое сыновей — Иван, Сергей и Григорий — и дочь Екатерина. Однако в 1905 году младший сын Сергея Ивановича исчез, после чего здоровье его жены ухудшилось, а через два года, в 1907 году, она умерла. Позже выяснилось, что сын Щукина утопился. По некоторым данным, он состоял в обществе самоубийц, где дети знатных и богатых родителей сводили счеты с жизнью по жребию. Еще через несколько лет, в 1910 году, покончил с собой и средний сын Щукина, Григорий. Застрелился после третьей годовщины смерти матери.

Лидия Щукина с детьми. В кресле сидят Иван и Катя, слева — Сергей, справа — Григорий. 1892 г.

Спустя почти 10 лет Щукин женился во второй раз. Его супругой стала Надежда Афанасьевна Конюс, с которой у них родилась дочь Ирина. Кроме того, Сергей Иванович взял в дом воспитанниц — Варвару Ивановну Васину и Анну Георгиевну Титову.

В 1894 году Сергей Щукин получил от министра финансов звание коммерции советника «за полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности», а во время революции в 1905 году скупил весь имевшийся в наличии в Москве мануфактурный товар по низким ценам, таким образом завладев рынком. После подавления восстания Щукин взвинчивает цены на товары и тем самым наживает себе состояние, а его фирма становится монополистом в сфере торговли хлопчатобумажными и шерстяными товарами. В 1910 году Сергей Иванович был избран почетным членом Общества художников «Бубновый валет». Также он состоял членом Общества искусств, наряду с другими художниками, литераторами, театральными деятелями и меценатами.

В августе 1918 года Сергей Иванович Щукин эмигрировал во Францию, где и прожил со своей семьей до последних дней. Умер он в Париже 10 января 1936 года в возрасте 81 года.

Музыка

Своим стилем Алексей и его музыкальные коллеги называют танцевально-инструментальный рок. Состав коллектива часто менялся, но постоянным исполнителем и музыкантом всегда оставался Алексей. По мнению большинства поклонников и музыкальных критиков, такую популярность группа приобрела, во многом благодаря исполнителю. Щукин обладает эмоциональным вокалом, вкладывая в простые и понятные тексты всю свою душу.

Жизнь Алексея Щукина на протяжении долгого времени неотделима от жизни всего музыкального коллектива. Вместе они гастролируют по российским городам. Уже давно  участники группы считают друг друга членами своей семьи. Алексей хочет однажды подарить фэнам музыкальное шоу в духе Rammstein.

Песни наполнены видением мужчин, историями из жизни, в них присутствует определенный романтизм того времени. Алексей продолжает писать оригинальные песни, в которые влюбляется большинство фэнов после первого прослушивания.

Все музыкальные произведения коллектива объединяет любовь, они дарят людям добро, надежду и создают хорошее настроение.

Главный фронтмен и его легендарная группа и сейчас не забыты, они пользуются популярностью, принимают множество приглашений на участие в программах «Дискотеки 90-х» или фестивалях ретро исполнителей. Кроме того, дают свои сольные концертные программы по разным городам России.

Личная жизнь

Несмотря на бешеную популярность в 90-х и толпы атакующих поклонниц, личную жизнь симпатичный артист устроил не сразу. Первый брак оказался, с его слов, результатом «юношеского порыва, продиктованного необходимостью в постоянном половом партнере». Огромной любви в отношениях не наблюдалось, но зато благодаря им на свет появился сын.

Знакомство со второй избранницей произошло в начале нулевых на гастролях группы в Германии. Рассказывая о нем, мужчина не скупился на интимные подробности:

Пара, не переносившая на дух традиционные застолья с неоткровенными речами и дешевыми стихами из открыток, превратила свадьбу в концерт, куда мог попасть каждый желающий, купив пригласительный билет.

Алексей Щукин и жена Анастасия Щукина с дочерью

Торжество прошло в яхт-клубе «Адмирал» в сопровождении звездных гостей Кая Метова, Игорька, Александра Айвазова, Профессора Лебединского, «Красок», «Нэнси», «Русского размера», «140 ударов в минуту» и иных.

Влюбленные поженились в 2011-м, после почти 10 лет, прожитых вместе. Повзрослев, проверив себя и друг друга, они на собственном примере доказали, что настоящим чувствам не помеха ни время, ни разница в возрасте и гражданстве.

В 2013-м страница Алексея во «ВКонтакте» пополнилась отдельным фотоальбомом, названным «В ожидании нашей доченьки», где певец поделился трогательными «беременными» снимками жены. Щукин сопровождал Анастасию и на родах, первым взяв на руки малышку Алексу.

К слову, любимая супруга не только занимается воспитанием ребенка и ведением домашнего хозяйства, но и следит за делами «Комиссара» в статусе концертного директора.

Восток в его коллекции

Коллекционер Сергей Щукин был заядлым путешественником. Причем его чрезвычайно привлекал Восток. Недаром его любимая жена Лидия обладала восточной внешностью и получила в Москве прозвище «шамаханская царица». Он очень много дел имел с компаниями в Индии, Японии и Китае. Кроме того, его предприятия торговали со всей Средней Азией и Марокко.

Олицетворением восточного мира для него был, безусловно, Анри Матисс. Одной из главных картин собрания коллекционера была «Красная комната», которая сейчас находится в музее Санкт-Петербурга. Став поклонником художника, Щукин заказал Анри Матиссу панно «Музыка» и «Танец», которыми и оформил свой дом.

Примечания

. Анатолий Григорьевич Коренев (1868—1943) — художник, энтузиаст музейного дела, эрудит и знаток западноевропейского искусства, после революции заведовал Ялтинским подотделом секции изобразительного искусства при Крымском Наробразе. Исполнял обязанности главного хранителя Алупкинского дворца, директор (1921—1927) Ялтинского художественного музея, открытого в бывшем особняке княгини Барятинской. Первый директор Севастопольского художественного музея (1927—1939). По его собственным словам, в течение восьми лет являлся «демонстратором картин» при Щукинской галерее.

. Николай Васильевич Досекин (1863—1935) — живописец, график, сценограф, скульптор. В 1880–х годах переселился в Москву, учился в мастерской А. А. Киселева (где, видимо, познакомился с И. И. Щукиным). С 1899 года — член ТПХВ. С 1896 по 1914 год с перерывами жил и работал в Париже, занимался в частных академиях и мастерской Е.С. Крутиковой. В 1900—1901 и 1903 годах принимал участие в выставках «Мира искусства». В 1903 году стал одним из основателей и постоянных экспонентов Союза русских художников.

. Имеется в виду картина Пюви де Шаванна «Бедный рыбак» (1879); ныне в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

. Получается, что на каждого жильца особняка по Малому Знаменскому, 8, приходилось меньше трех квадратных метров жилой площади.

. Последний крик (фр.).

. В 1910 году С. И. Щукин писал Матиссу, что в молодости был страшно увлечен Пюви де Шаванном: возможно, ему запало в душу висевшее у Д. П. Боткина полотно «Деревенские пожарники» — одна из ранних работ французского символиста (ныне находится в Эрмитаже).

. Другая сестра, Варвара, вышла замуж за И. Я. Прохорова, владельца Трехгорной мануфактуры, а Анна — за владельца золотоканительной фабрики А. А. Алексеева, родственника К. С. Алексеева–Станиславского.

. Теперь они благополучно висят в Пушкинском музее рядом с картинами, купленными С. И. Щукиным. Картин из коллекции Д. П. Боткина в России почти не осталось — наследники увезли их в Париж и, оказавшись в эмиграции, существовали на средства от их продажи.

. Принадлежавшие К.Т. Солдатёнкову 230 полотен русских мастеров, коллекция скульптур и гравюр, а также картины иностранных мастеров и двадцатитысячетомная библиотека — все было завещано Румянцевскому музею.

. Федор Иванович Прянишников (1793—1867) — директор почтового департамента, собрал коллекцию картин русских художников. Его галерея была единственным русским частным собранием, купленным после смерти владельца казной. Поступила в Румянцевский музей в Москве; ныне в составе Государственной Третьяковской галереи.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Судьба собрания (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Коллекция Сергея Щукина разрасталось чрезвычайно быстро. Для того, чтобы было удобнее расплачиваться с художниками, он открыл в Берлине банковский счет. Уже во время эмиграции Сергей Иванович продолжал им пользоваться. Щукин признавался своей дочери, что картины приобретал спонтанно. Стоило ему увидеть какое-либо достойное творение, у него сразу возникало желания сделать покупку. Если в начале своего коллекционирования он уделял много внимания импрессионистам, то после его взгляд переключился на постимпрессионистов.

Как гласит история, Сергей Щукин еще при жизни открыл особняк для всех желающих познакомиться с творениями великих французов. Будучи в эмиграции, он, как и многие другие фабриканты, оставшиеся не у дел, пытался через суд забрать свою коллекцию. Однако, по свидетельству друзей, смирился с потерей и решил оставить картины прежней родине. Примечательным фактом является то, что в двадцатых годах прошлого века первым директором музея стал муж дочери Сергея Щукина, которая пожелала остаться с новой властью.

К слову, вся национализированная коллекция осталась абсолютно нетронутой, и в начале ноября восемнадцатого года, то есть спустя три месяца после эмиграции владельца, перешла в музей. Начиная с весны девятнадцатого года, картины мецената Щукина можно было лицезреть в первом музее Западной живописи. После войны коллекция была поделена между Ленинградом и Москвой. Биограф Щукина утверждает, что за двадцать лет коллекционирования, меценатом было собрано почти триста картин. Полное собрание можно увидеть разве что в альбоме. Во время выставок удается выставить только половину полотен.

Младший брат — Жан Броше

Младший брат Сергея Щукина Иван тоже был коллекционером, а также известным журналистом, критиком. Он окончил Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая, затем юридический факультет МГУ. Предпринимательство совсем его не интересовало, еще в годы учебы молодой человек писал об искусстве для московских газет и журналов под псевдонимом Жан Броше (Jean — франкофонный вариант имени Иван, а Brochet в переводе с французского — «щука»).

Как коллекционер он специализировался на философских и богословских книгах, а также картинах импрессионистов. Именно он познакомил с их творчеством старшего брата Сергея и первым в семье начал покупать Сезанна. Со временем испанские импрессионисты вытеснили в его сердце французов: старая коллекция была продана, начала собираться новая. Близким другом Ивана стал художник Игнасио Сулоага.

В 1895 году Щукин переехал в Париж. Там он основал российский художественный и литературный кружок, который назвали «Щукинскими вторниками». Среди участников были Антон Чехов, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт и многие другие. Молодой человек дружил с Пьером Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега, Огюстом Роденом.

В это время оказалось, что многие картины испанской коллекции поддельные, поэтому Щукин не смог продать их, когда того требовала плачевная финансовая ситуация. В семейный бизнес он так и не влился, братья не стремились ему помогать, пришлось влезть в долги. Иван Щукин трагически погиб в 33 года. Подлинные картины из коллекции отправились в европейские музеи.

Детство и юность

Долгое время лидеру «Комиссара» приходилось скрывать точный возраст и дату рождения, таковы были жесткие условия подписанного контракта. И только в 2012-м музыкант приподнял завесу тайны — выяснилось, что он пришел в этот мир 4 октября 1965-го (Весы по знаку зодиака).

Взгляды на его место рождения в СМИ сначала разошлись: одни источники убежденно указывали на столицу СССР, другие на Рязань. Спор помог решить личный аккаунт Алексея в социальной сети «Фейсбук», благодаря которому стало ясно, что он москвич.

Солист Алексей Щукин в молодости /

Яркие творческие способности проявились у подростка еще в 9-м классе школы, когда тот начал давать концерты на сцене местного Дома культуры. Выпустившись из среднего учебного заведения, парень попал в авиационный техникум, где получил специальность монтажника электро- и радиооборудования летательных аппаратов.

Не бросил молодой человек развивать свои таланты и в армии (с 1984-го по 1986-й он служил в войсках ПВО), активно участвуя в самодеятельности. Демобилизовавшись, Щукин продолжил высшее образование в МАТИ.

На странице во «» звезда 90-х в одноименном фотоальбоме обнародовала заветную мечту детства. Ею являлся легендарный советский автомобиль «Волга» ГАЗ-21, собственноручно восстановленный.

Смерть и наследие

Щукин умер 10 января 1936 года в Париже и похоронен на кладбище Монмартр, на проспекте Полоне 1-й дивизии.

Ирина Антонова, директор Пушкинского музея, однажды заметила Щукина: «Он начал собирать непопулярное искусство, которое было отвергнуто Лувром и другими музеями. Это был его личный вкус. Возможно, он слышал форшок, который изменит мир. Такое Коллекционер мог появиться только в стране, которая ждала революции. Он собирал произведения искусства, которые были прообразом глобальных катаклизмов». 

Осенью 2016 года выставка «Icônes de l’art moderne. La collection Chtchoukine» открылась в Fondation Louis Vuitton в Париже.

Детские годы и юность

4 октября 1965 года в Москве, в семье инженеров Арнольда и Марии появился сын, которого назвали Алексей. Он с ранних лет стал тянуться к музыке, а в 9 классе уже стал участвовать в концертах на сцене местного ДК.

После окончания школы Алеша поступил в авиационный техникум по специальности монтажника оборудования летательных аппаратов. В техникуме он стал понемногу развиваться в направлении эстрадного пения, создав первый вокально-инструментальный ансамбль.

В 1984 году он ушел по призыву в Советскую Армию, отслужив 2 года в войсках ПСО. В армии он также участвовал в самодеятельности. После демобилизации Щукин поступил в технический вуз, который закончил, получив диплом Московского авиационно-технического института.

Но, несмотря на полученное отличное образование, Алексей занялся музыкой – он работал диджеем в московских ночных клубах, ведь вся промышленность в 90-е годы рушилась, и инженер стал не нужен. А вот музыкант Щукин стал вполне востребован.

Экспериментальная молодежная студия «ЭМС» стала первым проектом, в котором участвовал Алексей. Затем в его арсенале появились группа «Вестибуляр», дискотека «Карусель» и студия «Класс».

Лучшие произведения

Вам будет интересно:Стожаров Владимир Федорович: биография, творчество, фото

Щукина увлекали идеи авангардных художников, однако его вкус разделяли немногие. Большинство друзей и посетителей его дома в Москве были шокированы картинами, которые он привозил. Пожалуй, наиболее любимыми художниками Сергея Ивановича были Клод Моне и Анри Матисс. Первой картина Моне стала «Сирень на солнце», приобретенная в 1897 году. А последней — «Дама в саду». Несколько картин, как уже было сказано, меценат купил у своего брата Петра, когда тот нуждался в деньгах. Это были картины Суринам, Рафаэлло, Ренуара, Писсарро и Дени. За любовь к искусству и коллекционированию в 1910 году Сергей Иванович получил почетную должность в обществе художников «Бубновый валет».

Иногда он приобретал картины целыми сериями. Например, им было куплено шестнадцать полотен Гогена, большинство из которых составляла тема Таити

После покупки восьми картин Сезанна, четырех Ван Гога и шести произведений Руссо Сергей Иванович Щукин обратил внимание на Пикассо. Примечательным фактом является то, что коллекционера практически не интересовали художники прошлого

Он отдавал предпочтение молодым, иногда практически неизвестным. Ему нравились скандальные авторы, которые произвели фурор в мире искусства.

Возможно, подобное поведение объясняется купеческим взглядом Щукина на все происходящее. Одной из его любимых поговорок была: «Хорошая картина — это, прежде всего, дешевая картина». Приобретая произведения искусств, он любил поторговаться. Он знал, что в будущем коллекция принесет ему хорошие барыши и обеспечит безбедное существование потомкам. Как всегда, Щукин не ошибался. Известно, что однажды он купил пятнадцать картин за один миллион франков. Сейчас всего одна картина из этих пятнадцати стоит намного больше.