Казимир малевич: биография художника, известные картины, история жизни и творчества

Оглавление

Живопись

Первая картина в технике масляной живописи, принадлежащая кисти Малевича, появилась в Конотопе. 16-летний Казимир на полотне размером аршин на три четверти изобразил лунную ночь и реку с пришвартованной на берегу лодкой. Работу назвал «Лунная ночь». Первое полотно Малевича продано за 5 рублей и утеряно.

После переезда в Курск Казимир Малевич устроился чертежником в управлении российской казенной железной дороги. Живопись стала отдушиной от скучной и нелюбимой работы: молодой художник организовал кружок, в котором собрались единомышленники.

Дом в Еурсе, где жил Казимир Малевич

Через два года после переезда в Курск Малевич устроил первые выставки картин, о чем написал в «Автобиографии», но документальных свидетельств не осталось. В 1899-м Казимир женился, но вскоре семейная жизнь, рутинная работа в управлении и провинциальность города подтолкнули художника к переменам: Казимир Малевич, оставив семью в Курске, отправился в Москву.

В августе 1905 года Малевич подал прошение в столичное училище живописи, ваяния и зодчества, но получил отказ. Казимир не вернулся к семье в Курск, а за 7 рублей в месяц снял комнату в лефортовской художественной коммуне, где обитало три десятка «коммунаров». Через полгода деньги закончились, и Казимир Малевич вернулся домой.

Казимир Малевич за работой

Летом 1906 года он совершил вторую тщетную попытку поступить в столичное училище. Но на этот раз художник перебрался в Москву с семьей: Малевич с женой и детьми жил в снятой матерью квартире. Людвига Александровна работала заведующей столовой на Тверской улице. После ограбления столовой и разорения семья перебралась в меблированные комнаты доходного дома в Брюсовом переулке.

Желание учиться подтолкнуло Казимира Малевича к посещению студии русского художника Федора Рерберга. Три года, начиная с 1907, художник жадно учился. В 1910 году участвовал в первой выставке общества художников «Бубновый валет» – крупном творческом объединении раннего авангарда. «Бубновалетовцы» известны тем, что порвали с традициями реалистической живописи. В объединении Малевич познакомился с Петром Кончаловским, Иваном Клюном, Аристархом Лентуловым и Михаилом Ларионовым. Так Казимир Малевич сделал первый шаг к новому направлению – авангардизму.

1940-е и 1950-е: Берлин — Амстердам

Вскоре после отъезда Барра Дорнер вернул ящик с оставшимися картинами в Берлин. Его спрятал у себя Гуго Херинг, сам впавший в немилость у властей и лишенный возможности работать как архитектор. В 1943 году Херинг, спасая картины от бомбежек, вывез их из Берлина в родную деревню Биберах на юге Германии.

Здесь их и увидел в 1951 году Виллем Сандберг, директор голландского музея Стеделейк. Он предложил Херингу организовать выставку работ Малевича, но тот не соглашался до 1956 года. Только при содействии живших в Америке русского конструктивиста Наума Габо и немецкого архитектора Миса ван дер Роэ Сандбергу удалось уговорить Херинга дать работы на выставку, которая открылась в Амстердаме через 30 лет после берлинской — 29 декабря 1957 года. Спустя 5 месяцев, в мае 1958 года, Херинг умер.

Незадолго до этого Сандберг убедил его передать работы в музей: ежегодно в течение 12 лет Херинг должен был получать определенную сумму, после чего картины отходили музею Стеделейк. Чего собирался ждать Херинг 12 лет — неясно.

Сразу после его смерти Сандберг якобы заплатил наследникам Херинга вперед всю сумму, причитавшуюся по договору. По словам представителей музея, именно так работы попали к ним. Но никаких документов, подтверждающих, что деньги были уплачены, Стеделейк так никогда и не предъявил. В 1971 году музею удалось заполучить теоретические труды Малевича, оставленные им в 1927 году в связи с поспешным отъездом из Берлина Густаву фон Ризену и хранившиеся у его наследников.

По оценкам специалистов, к тому времени примерно из 70 картин, привезенных Малевичем на Запад, 36 находились в Стеделейке, 7 — в МоМА, 5 — в других музеях. Не менее 15 пропали без вести.

Казимир Малевич. Март 1934 года. Фотография из книги «Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика» (Авторы-составители И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко). Том I. — М.: RA, 2004. — Стр. 369

Сильная теория сильной личности

«Чёрный квадрат» был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.

Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

«Чёрный квадрат» и есть главный знак этой азбуки. «Нуль форм», — как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

«Чёрный квадрат» — главная «буква» в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, «поиграл» в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.

Так что «Чёрный квадрат» — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

«Черный квадрат» в «красном угле»

Тем временем Малевич в Москве с 1907 до 1910 года работал в студии Федора Рерберга. В 1910 году художник принял участие в первой выставке «Бубнового валета», а в 1911 году на выставке «Союза молодежи». Еще рез снова на выставке «Союза молодежи» и «Синего всадника» в Мюнхене.

Идея его самой знаменитой картины «Черного квадрата» у Малевича появилась во время создания декораций для футуристической оперы «Победа над Солнцем»

Он обратил внимание, что половина задника декорации одной из сцен выглядела как черный квадрат

«Черный квадрат» Фото: 24daily.net

Однако, по воспоминаниям самого художника, окончательно идея сформировалась позже, когда Казимир увидел гимназиста с черным портфелем за спиной на фоне снега. Рюкзак был настолько большой, что практически скрывал мальчика и казалось, что этот «черный квадрат» – живой.

Первую версию «Черного квадрата» (существует три копии этого произведения, созданные Малевичем позже) он нарисовал в 1915 году. «Черный квадрат» является идейной частью триптиха, в который входит также «Черный круг» и «Черный крест».

Он был выставлен в Петрограде 1 января 1916 года на выставке выставке «0,10». Причем висел «черный квадрат» в «красном углу». По народной традиции там, обычно, размещают иконы. Однако, никакого богохульства в этом не стоит рассматривать – Малевич воспринимал свою картину, как «икону» современной живописи.

«Черный квадрат» в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Если проследить за творчеством Малевича, то можно проследить и за эволюцией Казимира как художника. Впрочем, для рядовых граждан, не искусствоведов, развитие его стиля скорее напомнит деградацию – более-менее реалистичные картины, кубизм, и как «вершина» – «тенденция к беспредметности», то что он сам назовет супрематизмом. С латыни это переводится как «наивысший». Именно так он и оценивал созданное им абстрактное направление в живописи.

Только в конце своего творческого пути Малевич вернулся к реализму. Так в частности, одна из его последних работ – это автопортрет, где он реалистично изобразил себя, но с жестами как на автопортретах художников периода Возрождения.  

Идея супрематизма заключалась в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Таким образом, по мнению Малевича, это был первый шаг к «чистому искусству», ведь точное копирование окружающей среды не можно назвать «чистым искусством». Все, что реалистично отображают художники на своих полотнах уже есть в природе, да и было нарисовано уже не раз прежде. Супрематизм же помогает творческому человеку «уровнять шансы» с Природой в создании чего-то нового в смысле творческого потенциала.

В 1916 году Малевич выступал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм». В октябре 1917 года, кроме занятий общественной деятельности также стал председателем общества «Бубновый валет».

В память о Малевиче: круги, квадраты и цветные пятна

На Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, в бывшем дворянском особняке Мятлевых, в двадцатых годах прошлого века располагался Государственный институт художественной культуры, в котором трудился Малевич. При этом он проживал там с 26 года до самой смерти. Теперь там установлена памятная мемориальная табличка. В 2012 году улица в Киеве, где по одной из версий, родился будущий гений супрематизма, переименована его именем. Общество художника The Malevich Society имеется даже в Соединенных Штатах.

Стоит знать

Обязательно стоит узнать, что увековечение памяти великого русского, польского и украинского художника Казимира Севериновича Малевича выразилось не только в названии улиц или закреплении памятных дощечек. В 2017 году компания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию Airbus A319, носящим бортовой номер VP-BFH. Эта воздушная махина получила имя Казимира Малевича, что осталось неизменным и сегодня.

Обзор трех самых знаменитых картин метра кубизма

  1. Черный квадрат.

Изначальным названием этого полотна было «Четырехугольник». Это как нельзя лучше отражает его суть, так как чисто геометрически, изображенная фигура не имеет прямых углов. Причем изначально это был триптих, из трех изображений – красного, черного и белого квадратов. Красный обозначал революцию, черный – экономию, а белые чистое действие.

  1. Скачет красная конница.

Это полотно было единственным, что признавалось советским искусством. Она условно разделена на три части: небо, земля, а также люди, то есть сама красная конница. Вообще на картине присутствуют ровно двенадцать красных всадников, а земля изображена таким же количеством цветов, что едва ли случайно.

  1. Супрематическая композиция

Согласно статистике, именно это полотно можно назвать наиболее дорогим произведением российского искусства, так как на аукционе в Нью-Йорке она была продана за 85 812 500 долларов, причем имя покупателя не знает никто, он предпочел остаться инкогнито.

Интересные факты об отце русского авангарда

Однако, кроме того, что Малевич оказался художником, с особым видением и своим взглядом на искусство в целом и на развитие собственных течений в нем, он был еще и необычным человеком, жизнь которого была наполнена странностями. Многие потомки живо интересуются его жизнью и судьбой, потому давайте разберемся с некоторыми занимательными фактами в его биографии.

  • В 14 году двадцатого века, вкупе с внебрачным сыном знаменитого пейзажиста Алексея Саврасова, Алексеем Моргуновым, Малевич принял участие в эпатажной акции, разгуливая по Кузнецкому мосту с ложками в петлицах.
  • По одной из версий, именно Казимир Малевич, находясь в заключении и придумал сделать стакан с гранями, чтобы он не лопался от кипятка и не обжигал руки. Говорят, будто он сообщил свою идею скульптору Вере Мухиной, которая и воплотила ее в жизнь. Подтверждения этому нет, потому считать гипотезу доказанной нельзя.
  • Как известно, художник желала, чтобы была использована супрематистская символика на его похоронах, что было выполнено наследниками лишь отчасти.

Самая дорогая картина художника из России, это его Супрематическая композиция, проданная в 2018 году неизвестно кому за баснословную сумму. На сегодняшний день совершенно неизвестно, удастся ли кому-нибудь еще увидеть полотно в оригинале.

Работает

Черный квадрат на белом фоне (79,5 × 79,5  см ). Третьяковская галерея ,1915 г., Москва .

Раскрашенная реальность футболиста. Цветные массы в 4- м  измерении , 1915 год, Институт искусств Чикаго , Чикаго .

  •  : Красная крыша , на которой заметно влияние Моне .
  • —  : Автопортрет .
  • 1910: Супрематическая композиция в МоМА , Нью-Йорк .
  •  :
    • Голова крестьянина (Малевич 1911) , частное собрание Санкт-Петербург.
    • Возвращение урожая в Стеделийк-музее , Амстердам .
    • Напольные каучуки , бумага, гуашь, по мотивам холста Гюстава Кайботта .
    • На бульваре , бумага, гуашь, Stedelijk Museum , Амстердам .
    • Портрет Ивана Клиуна .
    • Этюд крестьянина , бумага, гуашь в Центре Помпиду , Париж .
    • Корова и скрипка , Русский музей ( Санкт-Петербург ), 1911 г. по Малевичу.
  • 1912 год  :
    • Утро в деревне после бури в музее Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
    • Дровосека , в Stedelijk Museum , Амстердам .
    • Урожай ржи , кубофутуристическая композиция.
    • Жнец в Национальном музее изобразительных искусств, Нижний Новгород .
  • 1913 г .  :
    • Le Rémouleur , в Художественной галерее Йельского университета.
    • Самовар , Музей современного искусства , Нью-Йорк .
    • Победа над солнцем , серии рисунков на одноименном шоу.
    • Могильщик , акварель, на которой появляется первый черный квадрат.
    • Портрет М.В. Matiouchine , в Центре Помпиду , Париж .
  • 1914 г.
    • Солдат 1 рэ  дивизии , коллажи.
    • Частичное затмение с Мона Лизой (1914), композиция с Ла Жоконда (нападение на знаменитую картину , провозглашает дадаизм ).
    • Авиатор в Русском музее , Санкт-Петербург .
    • Англичанин в Москве , в Стеделийк-музее , Амстердам .
  • 1915:
    • Черный квадрат на белом фоне (1915) в Государственной Третьяковской галерее , Москва .
    • Двумерный автопортрет .
    • Черный Крест , Центр Помпиду , Париж (подарена скейлер Фондом и Бобур Фонда в 1980 году).
    • Алогизм в Центре Помпиду , Париж .
    • Строящийся дом в Национальной галерее Австралии , Канберра , Австралия .
    • Живописный реализм футболиста , Чикагский институт искусств , США .
    • Женщина с граблями , Третьяковская галерея , Москва .
  • 1916:
    • Супрематическая живопись , Музей Вильгельма Хаке, Людвигсхафен .
    • Супрематизм (Supremus # 58. Желтое и черное) , Русский музей , Санкт-Петербург .
  •  : Белый квадрат на белом фоне , переиздание полотна 1915 года.
  • 1917: Супрематизм в Мемориальном художественном музее DIC Кавамуры в Сакуре , Япония .
  •  : Les Architectones , архитектурная бета (1926), белые конструкции, состоящие из клееных кубических элементов.
  • Около —
    • Две фигуры мужчин .
    • Пейзаж с пятью домами , Русский музей , Санкт-Петербург .
    • Предчувствие , Русский музей , Санкт-Петербург .
    • Девушки в деревне , Русский музей , Санкт-Петербург .
    • Крестьяне , Русский музей , Санкт-Петербург .
  • 1923- 1 930  : Карра нуар , Национальный музей современного искусства, Париж
  •  : Крестьянка с черным лицом в форме гроба.
  • 1930-  :
    • Депортирован (разрезан пополам).
    • Сенсация опасности , холст, масло в Центре Помпиду , Париж .
    • Белая лошадь в Центре Помпиду , Париж .
  • 1932 год:
    • Красный дом , тюрьма с глухими стенами, чтобы показать страдания русских.
    • Сложное предчувствие или перебор с желтой рубашкой .
    • Девушка с расческой в ​​волосах , Третьяковская галерея , Москва .
  • Около 1932 года  : Атака красной кавалерии .

Живопись

Первая картина в технике масляной живописи, принадлежащая кисти Малевича, появилась в Конотопе. 16-летний Казимир на полотне размером аршин на три четверти изобразил лунную ночь и реку с пришвартованной на берегу лодкой. Работу назвал «Лунная ночь». Первое полотно Малевича продано за 5 рублей и утеряно.

После переезда в Курск Казимир Малевич устроился чертежником в управлении российской казенной железной дороги. Живопись стала отдушиной от скучной и нелюбимой работы: молодой художник организовал кружок, в котором собрались единомышленники.

Дом в Еурсе, где жил Казимир Малевич

Через два года после переезда в Курск Малевич устроил первые выставки картин, о чем написал в «Автобиографии», но документальных свидетельств не осталось. В 1899-м Казимир женился, но вскоре семейная жизнь, рутинная работа в управлении и провинциальность города подтолкнули художника к переменам: Казимир Малевич, оставив семью в Курске, отправился в Москву.

В августе 1905 года Малевич подал прошение в столичное училище живописи, ваяния и зодчества, но получил отказ. Казимир не вернулся к семье в Курск, а за 7 рублей в месяц снял комнату в лефортовской художественной коммуне, где обитало три десятка «коммунаров». Через полгода деньги закончились, и Казимир Малевич вернулся домой.

Казимир Малевич за работой

Летом 1906 года он совершил вторую тщетную попытку поступить в столичное училище. Но на этот раз художник перебрался в Москву с семьей: Малевич с женой и детьми жил в снятой матерью квартире. Людвига Александровна работала заведующей столовой на Тверской улице. После ограбления столовой и разорения семья перебралась в меблированные комнаты доходного дома в Брюсовом переулке.

Желание учиться подтолкнуло Казимира Малевича к посещению студии русского художника Федора Рерберга. Три года, начиная с 1907, художник жадно учился. В 1910 году участвовал в первой выставке общества художников «Бубновый валет» – крупном творческом объединении раннего авангарда. «Бубновалетовцы» известны тем, что порвали с традициями реалистической живописи. В объединении Малевич познакомился с Петром Кончаловским, Иваном Клюном, Аристархом Лентуловым и Михаилом Ларионовым. Так Казимир Малевич сделал первый шаг к новому направлению – авангардизму.

Выставки

Персональные выставки

  • 1919 — «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», Москва
  • 1923 — Персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности, Москва
  • 1927 — Персональная выставка в Варшаве
  • 1929 — «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича», Москва, Государственная Третьяковская галерея
  • 1930 — Персональная выставка в Киеве
  • 1988 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Ленинград, Русский музей, 10 ноября — 18 декабря.
  • 1988—1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Москва, Третьяковская галерея, 29 декабря 1988 года — 10 февраля 1989 года
  • 1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Амстердам, Stedelijk Museum Amsterdam, 5 марта — 29 мая.
  • 2000—2001 — «Казимир Малевич в Русском Музее», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 30 ноября 2000 года — 11 марта 2001 года

Коллективные выставки

  • 1907 — XIV выставка Московского товарищества художников
  • 1910 — «Бубновый валет»
  • 1911 — первая выставка общества «Московский салон»
  • 1911 — выставка петербургского «Союза молодёжи»
  • 1915 — «Трамвай В», Москва, 23 марта —.
  • 1915 — «Последняя футуристическая выставка „0,10“».
  • 2000—2001 — «В круге Mалевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920—1950-х», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 30 ноября 2000 года — 26 марта 2001 года

Малевич и большевики

Когда пришла революция 1917 года, Казимир Малевич встал на сторону большевиков. Он хотел сотрудничать с новой властью, так как это позволяло ему контролировать культурную и художественную политику. Ему казалось, что большевики позволят авангардистам преобразовать мир. В ноябре 1917 года Малевич был назначен «временным комиссаром для охраны ценностей Кремля», и в его назначении на эту должность кроется доля иронии, ведь он должен был оберегать то, что считал «обломками истории». Летом 1918 года был создан отдел Изобразительных Искусств, в коллегию которого вошли такие известные художники, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, Ольга Розанова, , и Казимир Малевич.

Малевичу было поручено реформировать музеи и образование. С приходом новой власти авангардисты задались целью преобразовать методы художественного обучения. Многие академии были превращены в открытые мастерские, в которых педагоги могли выбирать собственную методику образования. Например, Малевич на стенах мастерской развешивал перед студентами лозунги «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычернено на ваших ладонях» и «Сожжем Рафаэля». Однако эта свобода быстро закончилась: в сентябре 1918 года большевики провели выборы руководителей открытых мастерских, и авангардисты не сумели занять в них ведущие должности. Авангардистов пригласили украсить город ко дню международной солидарности трудящихся 1 мая 1918 года и к годовщине революции. Малевич отвечал за оформление фасада здания рабочих и солдатских депутатов на Тверской улице.

Однако с 1919 года возмущение большевиков участием авангардистов в руководстве стало усиливаться. Попытки сотрудничества превратились для художников в бесконечные противостояние, которое привело к потере недавно приобретенных привилегий. Тем не менее, в 1919 году Казимир Малевич оставался членом коллегии отдела Изобразительных искусств и занимался преобразованием выставок и музеев. Малевич пытался продвигать свое новаторское видение музея как лаборатории искусства. Он считал, что современный музей должен стать «собранием проектов современности, и только те проекты, которые смогут быть применены к остову жизни или в которых возникнет остов новых форм ее, — могут быть хранимы для времени». Взгляды Малевича были крайне прогрессивными, ведь подобные музеи стали появляться в Европе только после Второй Мировой войны.

Весной 1919 года его идеи были реализованы. Состоялась Государственная выставка, которая целиком была посвящена абстрактному искусству. На ней Малевич впервые представил свою серию работ «Белое на белом». Однако эта выставка не получила должного внимания, и авангардистов обвинили в том, что они монополизируют музейную политику. Работа на государственной службе перестала приносить результаты, и осенью 1919 года Малевич решил переехать из Москвы в Витебск.

На это решение в частности повлиял , который с весны 1919 года преподавал в Витебском народном училище ваяния и зодчества. Малевич познакомился с Лисицким в 1917 году, и в середине октября 1919 года Лисицкий предложил Малевичу работать в Витебском училище и пообещал опубликовать его крупное сочинение «О новых системах в искусстве». Малевич сразу же принял предложение коллеги и написал заявление об уходе из московских мастерских: в Москве ему было все сложнее публиковать свои произведения. Также в отличие от Москвы, в Витебске не было проблем с продовольствием, и работа в училище гарантировала ему стабильную зарплату.

Спроектировал свой гроб

В последние годы жизни Казимиру было сложно рисовать — чтобы не дрожала рука, он опирался на бильярдный кий. В 1933 году стало известно, что Малевич болен раком предстательной железы. Болезнь быстро прогрессировала: весь 1935 год он практически не вставал с постели.

Малевич жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников. Чувствуя приближение смерти, художник он спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Художник попросил, чтоб его похоронили в этом гробу с раскинутыми руками.

Гроб, спроектированный Малевичем. Фото: Википедия

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде. Ученики и друзья Малевича сделали гроб по эскизам художника. Похоронили его в белой рубахе, черных брюках и красных туфлях. Попрощаться с великим мастером пришло огромное количество людей. Похоронные процессии состоялись в Ленинграде и Москве.

По завещанию тело Казимира Севериновича Малевича кремировали в Москве в Донском крематории.

21 мая его прах предали земле в селе Немчиновка под любимым дубом художника. На дереве прибили доску со словами «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича».

Деревянный памятник с черным квадратом с одной стороны, установленный на его могиле, в военные годы был разрушен, и могила была утрачена.

Памятный Знак в районе захоронения праха Малевича.

Новости по теме:
История
День в истории
Казимир Малевич

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Рождение и семья

Казимир родился 23 февраля 1879 года в Киеве. Спустя три недели его крестили в костеле святого Александра, о чем была сделана метрическая запись в приходской книге.

Мальчик имел польское происхождение. Его папа, Малевич Северин Антонович, 1845 года рождения, был шляхтичем Волынской губернии, родом из небольшого селения Турбов Подольской губернии (сейчас Винницкая область на Украине). Работал управляющим у российского промышленника Николая Артемьевича Терещенко на сахароваренных заводах.

Мама, Людвига Александровна (девичья фамилия Галиновская), полячка, 1858 года рождения, была домохозяйкой. 10 марта 1878 года она обвенчалась с Северином, а спустя год появился на свет их первенец Казимир. Всего в семье родилось четырнадцать детей, но пятеро из них умерли в младенческом возрасте. Кроме самого старшего выжили четыре девочки (Виктория, Мария, Северина, Ванда) и четыре мальчика (Мечислав, Антон, Бронислав, Болеслав).

Интересные факты из жизни художника

С того момента, как Казимир Малевич создал знаменитый «Черный квадрат» прошло почти 100 лет, а шумиха вокруг него так и не утихает. К единому мнению, как именно знаменитая картина была создана, до сих пор не пришли. Об истории происхождения шедевра, на данный момент, существует две версии: прозаическая и мистическая.

Прозаическая версия гласит о том, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства не складывались в его пользу и художник или не успел закончить работу, или просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, схватил краску темного цвета нарисовал по верх своей работы черный квадрат. В итоге, на полотне образовался так называемый эффект «кракле» — это когда краска растрескивается. Так выходит в результате нанесения краски на еще одну, не высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения.

А вот мистическая версия гласит о том, что над этой работой Казимир работал не один месяц. Через философское осмысление мира, когда было достигнуто некое глубинное понимание и озарения, и был создан «Черный квадрат».

После того, как картина была, наконец, закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Как писал сам творец, он был занят тем, что вглядывался в загадочное пространство черного квадрата. Он утверждал, что он видит в этом квадрате то, что люди когда-то видели в лице Бога.

Почему же эта картина известна на весь мир? Мало найдется людей, которые о ней не знают. Может все дело в том, что до Малевича такого никто не делал? Может, дело именно в новаторстве?

Но! Все дело в том, что Казимир Малевич не был первым художником, который нарисовал черный квадрат на холсте.

Почему же тогда о картине Малевича знает весь мир, а о картине Пола неизвестно ничего? Могу лишь предположить, что все дело в том, как именно работа была представлена публике.

На выставке картина Малевича висела в «красном углу». В таком месте принято вешать икону. Художник назвал свое творение высшим произведением искусства и окружил ее мистикой. А вот Билхот абсолютно ничего не поведал о скрытом значении своей работы. Ни кому не предложил попытаться разглядеть, что именно скрывается за простым черным пятном.

Интересные факты

  • Гений кубизма и супрематизма дважды провалил экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • В феврале 1914 года абстракционист участвовал в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой гулял с коллегами по Кузнецкому мосту, засунув деревянные хохломские ложки в петлицы.
  • Полотно «Скачет красная конница» – единственная абстракция Малевича, признанная официальной историей советского искусства из-за связи с Октябрьской революцией. Работа разделена на три части: землю, небо и людей. В соотношении ширины земли и неба художник применил «золотое сечение» (пропорция 0,618). Картина хранится в санкт-петербургском Русском музее.

Картина Казимира Малевича «Скачет красная конница»

  • Символом созданного Казимиром Малевичем авангардного объединения «УНОВИС» стал черный квадрат, нашитый на рукав.
  • Как завещал Казимир Малевич, на его похоронах главенствовала супрематическая символика. Изображение квадрата было на гробу, в зале гражданской панихиды и на вагоне поезда, везшего прах в Москву.
  • Существует версия о создании Казимиром Малевичем граненого стакана. Идея пришла в голову художнику в 1930-м, во время второй отсидки в тюрьме. Малевич поделился замыслом с автором монумента «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной, которая подключила знакомых и запустила выпуск граненых стаканов в массовое производство.

Идею граненного стакана предложил Казимир Малевич

  • Родные сестры второй жены Софьи Рафалович вышли замуж за художников Евгения Кацмана и Дмитрия Топоркова, стоявших у истоков социалистического реализма. Творчество Малевича соцреалисты считали недостойным.
  • После смерти Владимира Ленина Казимир Малевич предложил проект монумента вождя. По замыслу абстракциониста гору сельскохозяйственных инструментов венчал куб как символом вечности. Проект отвергли.
  • В 2008 году на аукционе Sotheby’s картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» купил неизвестный человек за $60 миллионов. Полотно стало самой дорогой картиной, написанной художником из России.

Интересные факты

  • Гений кубизма и супрематизма дважды провалил экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • В феврале 1914 года абстракционист участвовал в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой гулял с коллегами по Кузнецкому мосту, засунув деревянные хохломские ложки в петлицы.
  • Полотно «Скачет красная конница» – единственная абстракция Малевича, признанная официальной историей советского искусства из-за связи с Октябрьской революцией. Работа разделена на три части: землю, небо и людей. В соотношении ширины земли и неба художник применил «золотое сечение» (пропорция 0,618). Картина хранится в санкт-петербургском Русском музее.

Картина Казимира Малевича «Скачет красная конница»

  • Символом созданного Казимиром Малевичем авангардного объединения «УНОВИС» стал черный квадрат, нашитый на рукав.
  • Как завещал Казимир Малевич, на его похоронах главенствовала супрематическая символика. Изображение квадрата было на гробу, в зале гражданской панихиды и на вагоне поезда, везшего прах в Москву.
  • Существует версия о создании Казимиром Малевичем граненого стакана. Идея пришла в голову художнику в 1930-м, во время второй отсидки в тюрьме. Малевич поделился замыслом с автором монумента «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной, которая подключила знакомых и запустила выпуск граненых стаканов в массовое производство.

Идею граненного стакана предложил Казимир Малевич

  • Родные сестры второй жены Софьи Рафалович вышли замуж за художников Евгения Кацмана и Дмитрия Топоркова, стоявших у истоков социалистического реализма. Творчество Малевича соцреалисты считали недостойным.
  • После смерти Владимира Ленина Казимир Малевич предложил проект монумента вождя. По замыслу абстракциониста гору сельскохозяйственных инструментов венчал куб как символом вечности. Проект отвергли.
  • В 2008 году на аукционе Sotheby’s картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» купил неизвестный человек за $60 миллионов. Полотно стало самой дорогой картиной, написанной художником из России.