Школьная энциклопедия

В Супремус журнал

В Супремус группа, в которую помимо Малевича входили Александра Экстер, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Любовь Попова, Лазарь Хидекель, Николай Суетин, Илья Чашник, Нина Генке-Меллер, Иван Пуни и Ксения Богуславская, собирались с 1915 года, чтобы обсудить философию супрематизма и ее развитие в других областях интеллектуальной жизни. Результаты этих обсуждений должны были быть задокументированы в ежемесячной публикации под названием Супремус, названный так, чтобы отразить движение в искусстве, которое он отстаивал, включая живопись, музыку, декоративное искусство и литературу. Малевич задумал журнал как контекстную основу, на которой он мог бы основывать свое искусство, и первоначально планировал назвать журнал Nul. В письме к коллеге он объяснил:

Малевич задумывал журнал как пространство для экспериментов, проверяющих его теорию необъективного искусства. Группа художников написала несколько статей для первичного издания, в том числе очерки «Уста земли и художник» (Малевич), «О старом и новом в музыке» (Матюшин), «Кубизм, футуризм, супрематизм». (Розанова), «Архитектура как пощечина железобетону» (Малевич), «Декларация слова как такового» (Крученых). Однако, несмотря на год, потраченный на планирование и написание статей для журнала, первый выпуск журнала Супремус никогда не публиковался.

Эль Лисицкий, A Proun, c.1925

Наконец, супрематизм

ХХ век принёс в искусство много новых идей и форм их воплощения.На Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» 1915 г. Малевич представил 16 работ: кубофутуристические заумные холсты «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина» и др.

К. Малевич «Композиция с Моной Лизой» (1914). Масло, холст. 62 x 49,5 см17 декабря 1915 г. состоялась Последняя футуристическая выставка, на которой распространялась брошюра Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Но новые полотна Малевичу первоначально не разрешили назвать «супрематизмом». Он объявил супрематизм наследником футуризма. На этой же выставке он поместил и свой «Чёрный квадрат». Чёрный квадрат на белом. Чёрное – полное отсутствие света и цвета. Белое – одновременное присутствие всех цветов и света. Простая геометрическая форма. Она не связана ни с чем. К. Малевич своё искусство называл «новым реализмом».

К. Малевич «Чёрный квадрат» (1915). Холст, масло. 79,5 × 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)«Чёрный квадрат» – своеобразный живописный манифест супрематизма. По замыслу художника, эта картина была частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест».Картина «Чёрный квадрат» на выставке была помещена на самом видном месте (в «красном углу», где обычно вешают иконы). Это был знак того, что эта картина – стилеобразующий потенциал супрематизма, полного разрыва с предметностью. Чёрный квадрат – «первый шаг чистого творчества в целом». Малевич выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».Понятие «нуль форм» (nihil, ничто) для эстетики русского футуризма уже служило «синонимом абсолюта и знаком отрицания – футуристическая теория декларировала сведение к нулю предшествующей культуры». У Малевича значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». «Нулевое» значение чёрного квадрата заключалось также в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич.Чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль» потому, что он означал начало беспредметности, а также потому, что он означал конец традиционного предметного мышления художника.

К. Малевич, А. Лепорская, К. Рождественский, Н. Суетин «Чёрный круг» (1923). Холст, масло. 106 × 105,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)

К. Малевич «Чёрный крест» (1915). Холст, масло. 79 × 79 см. Центр Помпиду (Париж)В теории супрематизма путём движения квадрат трансформировался в «чёрные крестовидные плоскости» – одну из трёх первофигур супрематизма. «Черный крест» знаменовал рождение из нуля форм другой, новой формы усложненного построения.

Три квадрата

Кроме чёрного, существуют ещё два супрематических квадрата Малевича – красный и белый. Три квадрата – художественно-философская триада Малевича.Картина «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» экспонировалась на той же выставке в 1915 г.

К. Малевич «Красный квадрат» (1915). Холст, масло. 53 × 53 см. Государственный Русский музей (Петербург)Сам художник объяснял, что эта картина – «как сигнал революции».

К. Малевич «Белый квадрат («Белое на белом») (1918). Холст, масло. 79,4 × 79,4 см. Нью-Йоркский музей современного искусства (Нью-Йорк)«Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является ещё толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве «всечеловека». В общежитии он получил ещё значение: чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие. Белый написанный мною квадрат дал мне возможность исследовать его и получить брошюру о «чистом действе». <…> Странная вещь – три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь. О цветах и о белом и чёрном ещё возникнет масса толков, которые увенчаются через путь красного в белом совершенстве» (К. Малевич).Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие».

Александр Малей. Обновление конструктивтизма.

Мнимое пространство. 1996
 Колесо. 2011

Александр Малей — старший из группы художников, представленных в этой экспозиции. В 19.. году в Минске были показаны его работы, в которых художник явно продолжал традиции супрематизма и конструктивизма Витебской школы начала прошлого века. Видимо, постепенно происходила эволюция стиля художника одновременно в двух направлениях: вперед к поп-арту и назад к посткубизму Малевича (определения «вперед» и «назад» здесь следует понимать только в хронологическом смысле).

Пространственные композиции Александра Малея, представленные на данной выставке, напоминают, с одной стороны, ассамбляжи В. Татлина или «объекты» М. Дюшана, а с другой — кубистическую работу К. Малевича «Голова крестьянки в платке». Если можно причислить эти работы к направлению конструктивизма, — то только нового варианта этого стиля конца ХХ века, когда совершенство строительной техники позволило не строить, а лепить здания в духе нео-барокко или бионического стиля (пример — архитектура Захи Хадид, Великобритания).

Работы Александра Малея современны в лучшем смысле этого слова: чистый конструктивизм 20-х годов менее импонирует массовому зрителю, чем мягкие, сложные и округлые формы необарокко, поскольку они более близки и родственны формам человека.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА МАЛЕВИЧА

Казимир Малевич (23.02.1878-15.05.1935) — русский художник, основатель супрематизма — направления искусства, использующего в качестве изобразительных элементов исключительно геометрические фигуры. Малевич считается одним из пионеров абстрактного искусства.

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве, в семье сахарозаводчика. Пройдя пятилетний курс обучения в сельскохозяйственном училище, он стал учиться живописи, а в 1900 уехал в Москву.

1903: Импрессионистский период. В начале века стиль Малевича тяготел к импрессионизму (например, «Цветочница», 1903), после февральской революции 1905 года художник вступил в контакт с символистским движением «Голубая роза». Споря в вопросах стиля с так называемыми примитивистами, Малевич создал три серии картин, которые представил в 1911 на Первом Московском салоне: «Желтая серия» включает в себя изображения ангелов и святых, «Белая серия» — белые фигуры на цветном фоне и «Красная серия» состоит в основном из изображений купающихся натур.

1911: Кубистический период. Примерно в 1910 любимым сюжетом художника стало изображение крестьянского труда: фигуры работающих на земле людей выполнены в ярких красках и упрощенных очертаниях. С 1911 в «крестьянских» сценах стало явственно ощущаться возрастающее влияние кубизма. Малевич создавал геометрические и блочные фигуры с металлически блестящими поверхностями. Кроме того, появлялись насыщенные красками картины, в которых он воссоздавал фигуры и пространство через шаро- и ромбовидные изображения (например, «Лесоруб», 1911/1912; «Урожай», 1912). В таких работах, как «Стол и комната» (1913) и «Англичанин в Москве» (1914), он ориентировался на французский вариант кубизма.

1913: Супрематизм. В 1913 Малевичу заказали костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем». Работая над этим заказом, художник сознательно отверг все известные стили искусства и создал декорацию, которая состояла из одного-единственного черного квадрата. Эту композицию он перенес затем на холст, назвав картину «Черный квадрат на белом фоне» (около 1913). Стиль своего искусства Малевич обозначал термином «супрематизм», под которым подразумевал «постановку опыта чистой, не имеющей практического значения беспредметности». Свои работы он поначалу компоновал преимущественно из квадратов; позже он стал работать с линиями, кругами, прямоугольниками и крестами. В художественном развитии супрематизма можно проследить три этапа. До 1915 доминирующими элементами были простые парящие формы из квадратов и широких цветных полос. Вторым этапом было создание напряженных групп из скрещенных между собой горизонтальных и вертикальных форм. В продолжение так называемого белого, или пуристического, периода (1917/18) он сводил композицию картины к монохромным белым плоскостям с белыми же формами. Благодаря своим теоретическим трудам по супрематизму Малевич, наряду с Владимиром Татлиным, считается наиболее выдающимся теоретиком конструктивизма (изображение фигур посредством чистых геометрических форм).

1917: Супрематизм как официальная культурная политика. После Октябрьской революции 1917 супрематизм, наряду с конструктивизмом, стал составной частью официальной культурной политики, нацеленной на научно-художественную реориентацию нового общества. Малевич был назначен руководителем всех московских музеев. Свою картину «Супрематизм» (1921-27) он рассматривал как постулат «бесполезной беспредметности». Художник экспериментировал не только в живописи: в течение некоторого времени он занимался дизайном помещений, а также архитектурой и прикладными искусствами. В 20-х Сталиным пропагандировался художественный стиль социалистического реализма, и Малевич в своей живописи стал более четко ориентироваться на предметное искусство, создавая портреты, изображения людей и ландшафтов (например, «Деревенские девушки», 1928-32). В 1935 Малевич умер в Ленинграде в возрасте 57 лет.

Начало карьеры, 1906-1913

В 1902 году Малевич женился на Казимире Зглейц, девушке немецко-польского происхождения. Однако роль отца семьи шла вразрез с его жизненными планами — он мечтал переехать в большой город, чтобы воплотить свои творческие мечты в жизнь. «Меня тянуло, как волка в лес, в Москву или Петербург, где живет истинное искусство» — пишет Малевич в своей автобиографии. В 1904 году он переехал в Москву, оставив семью в Курске. Летом 1905, 1906 и 1907 годов он попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но все разы получил отказы. Однако эти неудачи не повлияли на его творческие стремления и уверенность в своем призвании. В 1906 году он перевез семью из Курска, окончательно порвав с провинцией.

Переезд в Москву был крайне смелым и рискованным шагом для Малевича, и это решение определило его как дерзкого, безрассудного и решительного художника. Много лет спустя в одном из своих сочинений он написал: «Необходимо строить творчество, сжигая за собой свой путь». Малевич во многом смотрел на творческий процесс как на бесконечный поиск истины. Он был убежден в том, что искусство беспристрастно и объективно, и не следует в нем искать отпечатки его создателя. Он считал, что творческая эволюция, составляющая наследие художника, бессмысленна перед одним новаторским произведением, которое изменит порядок в искусстве.

После переезда в Москву Малевич познакомился с Софьей Рафалович. Вскоре она стала его гражданской женой. Обвенчаться они смогли только в 1909 году, после того, как Казимира Зглейц дала разрешение на развод. Казимир и Софья Малевичи поселились в селе Немчиновка под Москвой, и у них родилась дочка Уна.

В центре — Владимир Татлин, позади него — Иван Клюн, справа — Казимир Малевич и его вторая жена, 1915

В 1905-1907 годы Малевич работал в постимпрессионизме. Произведения этого периода проникнуты влиянием Гогена, Ван Гога и Сезанна. Точно неясно, где Малевич увидел работы этих художников, вероятнее всего, репродукции передавались из рук в руки в творческой среде. Так как это время в художественном сообществе революционные идеи витали в воздухе, произведения Малевича были пропитаны дерзостью и своеволием

Он усердно искал уникальный художественный язык, бескомпромиссно избавляясь от старых принципов живописи и уделяя наибольшее внимание композиции и роли цвета

С 1905 по 1910 год Малевич брал уроки в частной студии Федора Рерберга, художника-передвижника, на которого сильно повлиял французский импрессионизм. За первые годы учебы Малевич поменял свою художественную манеру: от постимпрессионизма он перешел к символизму, его картины отражали мир грез и сновидений, наполненный светом. Вероятно, окончательно эта трансформация произошла после того, как в апреле 1907 года Малевич посетил выставку художественного объединения «Голубая роза», в которое входили студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Эта выставка ознаменовала рождение символизма в российском искусстве.

В это время Малевич жил между Москвой и Петербургом и сблизился со многими фигурами зарождающегося авангарда, такими как Павел Филонов, Иван Клюн, Михаил Матюшин и Михаил Ларионов. Также Казимир Малевич стал участвовать в выставках и демонстрировать свое новаторство. Познакомившись с щукинским собранием западных кубистов, с 1911 года Малевич начал работать в кубофутуризме. Среди самых известных работ периода — «Лесоруб» и «Точильщик», которые высоко оценило художественное сообщество. Творческий этап Малевича с 1906 по 1916 годы был наиболее точно задокументирован, и мы можем проследить его превращение из постимпрессиониста, символиста и кубофутуриста в изобретателя супрематизма и лидера русского авангарда.

Архитектура

Лазар Хидекель (1904–1986), супрематический художник и дальновидный архитектор, был единственным супрематическим архитектором, вышедшим из круга Малевича. Хидекель начал изучать архитектуру в Витебском художественном училище у Эль Лисицкого в 1919–20. Он сыграл важную роль в переходе от планарного супрематизма к объемному супрематизму, создавая аксонометрические проекции (Аэроклуб: Горизонтальный архитектон, 1922–23), создавая трехмерные модели, такие как архитектоны, проектируя объекты (модель «Пепельницы»). , 1922–23) и создание первого супрематического архитектурного проекта (Клуб рабочих, 1926). В середине 1920-х он начал свое путешествие в царство мечтательной архитектуры . Вдохновленный супрематизмом и его представлением о континууме создания органических форм, он исследовал новые философские, научные и технологические футуристические подходы и предложил инновационные решения для создания новой городской среды, в которой люди будут жить в гармонии с природой и будут защищены. от техногенных и стихийных бедствий (актуальное его предложение по защите от наводнений — «Город на воде», 1925 г.).

Николай Суетин использовал супрематические мотивы в своих произведениях на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где также работали Малевич и Чашник, а Малевич разработал супрематический чайник. Супрематисты также создали архитектурные модели в 1920-х годах, которые предложили концепцию социалистических зданий, отличную от концепций конструктивистской архитектуры .

Архитектурные проекты Малевича были известны после 1922 года « Архитектоники» . Дизайн подчеркивал прямой угол , схожий с Де Стиджем и Ле Корбюзье , и был оправдан идеологической связью с коммунистическим управлением и равенством для всех. Другая часть формализма заключалась в низком уважении к треугольникам, которые «считались древними , языческими или христианскими ».

Первый супрематический архитектурный проект был создан Лазаром Хидекелем в 1926 году. С середины 1920-х по 1932 год Лазар Хидекель также создал серию футуристических проектов, таких как Аэро-Сити, Город-сад и Город над водой.

В 21 веке архитектор Заха Хадид «проявлял особый интерес русскому авангарду и движению, известному как конструктивизм», и «в рамках своей работы над русским авангардом группа Хадид изучала супрематизм. абстрактное движение, основанное художником Казимиром Малевичем ».

В чём смысл (секрет) Чёрного Квадрата

Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) — направление в абстрактной живописи. Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные формы, геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат прототипом всех форм, которые есть в реальном мире. Однако, Малевич и другие абстракционисты ни в коем случае не хотели изображать реальный мир, более того — они были и остаются ярыми противниками классического искусства и такие направления, как кубизм, абстракционизм, супрематизм и др. только подтверждают это.

Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи. В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов), в супрематизме нет не только реальных вещей, но даже понятий верха, низа, лева, права, притяжения земли и т.д. Пространство произведения теперь не подвластно ни земному тяготению, ни другим естественным физическим явлениям. Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир, даже замкнутый сам в себе и от этого продолжающий быть в гармонии.

Многие задают вопрос: В чем смысл черного квадрата? В чем секрет черного квадрата? И в чем заключается его предназначение? Действительно, не зная истории супрематизма, развития абстрактного искусства, апофеозом которого он стал, очень сложно разобраться, зачем Малевич нарисовал черную геометрическую плоскость на белом фоне. А точнее сказать невозможно. Так что разберём всё по полочкам.

История авангарда сводилась к тому, чтобы как можно более сильно отразить мир так, как не делали этого другие или точнее сказать классицисты и академисты, как можно больше сделать картину независимой от окружающего мира. Отсюда и произошёл стиль Супрематизм, гениальное изобретение полной беспредметности, в частности – Чёрный Квадрат, который мало кто понимает. Сейчас это кажется элементарным —  изобразить нечто полностью абстрактное, но ведь всё когда-то начиналось… Когда-то и одежду придумали, а сейчас одежда – это элементарная вещь, но в те далёкие времена, когда её придумали — это считалось гениальным изобретением, первым в своём роде, так что не нужно недооценивать роль Малевича и его Чёрного Квадрата в истории искусства.

Черный квадрат был написан в 1915 году, на самой заре зарождения супрематизма, он стал логическим объяснением этого стиля, наглядным пособием и даже иконой стиля. То, к чему шли все авангардисты мира на протяжении нескольких столетий, было воплощено в одной картине и стало апогеем, вершиной авангарда, его нерушимым идеалом и идеальным символом, выше которого ещё никто не поднялся и вряд ли поднимется. Практически сразу после этого Малевич издал книгу. В  этой книге заключалось логическое обоснование нового беспредметного стиля, который также назывался – Новый Выразительный Реализм – и черного квадрата в частности. Кроме того, супрематизм также называют Чистым творчеством, так как здесь есть только цвет и акт (идея, действо). В этом и есть смысл и секрет супрематизма, как разновидности абстракционизма. От абстракционизма же супрематизм отличается тем, что здесь используются геометрические фигуры — квадраты, прямоугольники, треугольники, прямые и кривые линии и т.д.

Супрематизм развивался не только как стиль изобразительного искусства отдельных художников особо приближённых к теории Малевича. Он оказал большое влияние к на всю художественную культуру мира. Черный квадрат, как первый и главный символ этого направления, стал иконой для многих последователей и любителей абстрактного искусства. Супрематизм развивался не только в живописи, но и в дизайне, полиграфии, текстиле, фарфоре. После некоторого забытья, вследствие резкого упадка прогрессивной живописи, (в частности, в связи с политическими проблемами и неприятием нового социалистическим реализмом), в 1960-х годах интерес к супрематизму стал возрастать.

Кроме Казимира Малевича, картины в стиле супрематизм создавали и такие художники, как: Ольга Розанова, Иван Клюн, Александра Экстер, Николай Суетин, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и др.

Кубофутуризм

В 1912 г. Малевич пишет картину, которая станет классикой русского кубофутуризма. Это картина «Точильщик» («Принцип мелькания»).

К. Малевич «Точильщик» (1912). Масло, холст. Картинная галерея Йельского университета (США)В повторе бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, в стальном серо-голубом колорите явственно ощущается «принцип мелькания» ритмично натачиваемого ножа.В дальнейшем Малевич начал создавать кубофутуристические портреты: портрет Клюна, Михаила Матюшина.

К. Малевич. Портрет Матюшина (1913). Масло, холст. 107 x 107 смОни воссоздавали человеческий облик, сконструированный из разнообразных зрительных переживаний, из ассоциативных цепочек, в которые выстраивались предметные и фактурные комбинации. Человеческое «лицо» было проекцией внутренних ощущений и впечатлений, в которых он стремился выразить суть личности.В 1913 г. Малевич был принят в члены общества «Союз молодёжи».

К. Малевич «Туалетная шкатулка» (1913). Масло, холст. 49 x 25 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

К. Малевич «Станция без остановки. Кунцево» (1913). Масло, дерево. 49 x 25 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Масло, деревоДогмы старого искусства Малевич решил разрушить при помощи контраста. Эту идею он воплотил в картине «Корова и скрипка». Об этом гласит авторская надписью на обороте картины: «Алогическое сопоставление двух форм – «корова и скрипка» – как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич».Именно эта картина положила начало алогичным, заумным полотнам Малевича. На выставке «Союза молодежи» 1913 г. в Петербурге он объединил представленные работы в две группы: Заумный реализм и кубофутуристический реализм. В первую группу были помещены полотна первой крестьянской серии, кубофутуристические («Точильщик») и др. Во вторую – «Керосинка», «Стенные часы», «Лампа» и др.

Ранние годы, до 1906

Казимир Малевич родился в 1879 году в Киеве в польской семье и провел детство в украинской деревне в Черниговской области. Его отец, Северин Малевич, работал агрономом и был вынужден постоянно перебираться из деревни в деревню вместе с семьей. Из-за частых переездов Казимир Малевич не смог получить даже среднего образования и стал работать каждый день начиная с 17 лет. Но он постоянно стремился к знаниям и фиксировал все свои мысли на бумаге. За долгие годы научной работы он так и не научился грамматически правильному русскому языку, но это не помешало ему стать выдающимся теоретиком искусства.

Казимир Малевич впервые заинтересовался искусством на художественных ярмарках в Киеве, которые он каждый год посещал вместе с отцом. В автобиографии художник писал, что там он «бегал от магазина к магазину и смотрел подолгу картины». Скорее всего на этих ярмарках Малевич не видел светской живописи, но он точно мог на них обнаружить традиционный лубок, живописные вывески и красочные таблички.

Отец Казимира никогда не поощрял тягу сына к искусству, зато мать, напротив, поддерживала и тайком покупала сыну кисти. В конце XIX века в украинских деревнях не было музеев или галерей, картины висели только в богатых домах и поместьях. Поэтому приезд трех художников для росписи местной церкви стал для Малевича грандиозным событием — это был его шанс увидеть настоящее искусство. В автобиографии он не называет имен этих художников, только упоминает, что они прибыли в украинскую деревню по приглашению из Петербурга. Малевич подробно описывает, как подглядывал вместе с товарищами за их творческим процессом:

В 1896 году после переезда семьи Малевичей в Курск, Казимир устроился на службу чертежником в управлении железной дороги. Там он организовал свой художественный кружок и нашел творческих единомышленников.

Содружество художников города Курск. Апрель 1911. Малевич в центре, в котелке

Василий Васильев. Мифология круга.

Инсталляция «Ветер»

Доминирующая форма в работах Василия Васильева — круг. Образованные движением круга тела — формы универсальные, как в мире звезд и планет, так и в органическом земном мире. Шар, цилиндр, эллипсоид, овоид, спираль — всё это линии и тела, вездесущие в организмах растений, животных и человека. Сам Бог, по определению средневековых философов, есть шар, периферия которого нигде, а центр — везде. Широко известны выражения: круг Творения, круг общения, круг интересов, и т.д. Самые важные для нас круглые фигуры — наша голова и зрачки наших глаз. Через них проходят лучи света извне и таинственные импульсы изнутри — наши взгляды, выразительные, как слово и загадочные, как пустота.

Ведь зрачок — это черная пустота, подобно квадратам и кругам Малевича. А пустота — не есть ли источник всякого движения и материи (что доказано современной физикой). Не есть ли это желанное состояние души для правоверного буддиста и единственное место, где боги могут появиться? (Мартин Хайдеггер).

Василий Васильев воздаёт должное внимание и почтение Кругу, как конструктивной основе бесчисленного количества существ и предметов. В геометрически чистых и прозрачных моделях круга можно прочитать и модель Времени (в древнеиндийской философии), и образ колеса, без которого была бы невозможна наша цивилизация, и раму для портрета человека

Посмотрите друг на друга сквозь это тонкое колесо — и вы увидите знакомое лицо в несколько другом свете, немножко другим, как бы нарисованным рукой художника

В геометрически чистых и прозрачных моделях круга можно прочитать и модель Времени (в древнеиндийской философии), и образ колеса, без которого была бы невозможна наша цивилизация, и раму для портрета человека. Посмотрите друг на друга сквозь это тонкое колесо — и вы увидите знакомое лицо в несколько другом свете, немножко другим, как бы нарисованным рукой художника.

Социальный контекст

Малевич, Автопортрет , 1933 г.

Это развитие художественного самовыражения произошло, когда Россия находилась в революционном состоянии, когда идеи бродили, а старый порядок был сметен. Когда установился новый порядок и с 1924 года воцарился сталинизм , государство начало ограничивать свободу художников. С конца 1920-х годов русский авангард подвергался прямой и резкой критике со стороны властей, а в 1934 году доктрина социалистического реализма стала официальной политикой и запретила абстракцию и расхождение в художественном выражении. Тем не менее Малевич сохранил свою основную концепцию. На своем автопортрете 1933 года он изобразил себя традиционным способом — единственным способом, разрешенным сталинской культурной политикой, — но подписал фотографию крошечным черным квадратом над белым.