Летчик алексей петрович маресьев

Оглавление

Выписка из наградного листа гвардии старшего лейтенанта А. Маресьева:

« Во время воздушного боя с превосходящими силами противника, спас жизнь двух летчиков, в числе которых был командир соседнего истребительного полка. В этом неравном бою им уничтожено 2 немецких истребителя».

С октября 1943 года воевал помощником командира 63-го гвардейского ИАП по воздушно-стрелковой службе, затем стал штурманом полка.

Уже то, что человек, лишившись обеих ног и не потеряв веру в самого себя, смог снова сесть за штурвал самолета и вновь выполнять служебные обязанности наравне со здоровыми солдатами – уже можно считать подвигом. Еще одного Маресьева найти сложно! Человек с большой буквы, он ни разу за многомесячное лечение не показал беспомощности. Напротив, на его примере многие больные вновь находили в себе желание жить и продолжать бороться с другими солдатами за свободу своей родины. Да, что первая встреча с небом, что вторая – не были для Алексея Петровича простыми. Что и в первый раз, после тяжелого ранения Маресьев вынужден был пройти массу испытаний и барьеров, но вернулся в строй. Более того, после того, как Маресьев снова начал летать, он сбил еще 7 вражеских самолетов:

  • * 1 апреля 1942;
  • * 4 апреля 1942 — две победы в одном бою;
  • * 19 июля 1943;
  • * 20 июля 1943 — 2 победы в одном бою;
  • * 15 декабря 1943 года.

В марте 45-го года по настойчивому требованию маршала Маресьев перешел на должность инспектора-летчика в Управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Такое решение о переводе было неспроста. Стране не нужен был мертвый герой, ведь живой он принесет больше пользы. Его образ использовали власти для популяризации советской армии. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага.

Детские годы

Когда вглядываешься в фотографии легендарного советского персонажа, поневоле считаешь его чем-то вымышленным, мифическим. Где же здесь прячется печать необычности? Те самые черты, которые выделяют его среди общей массы? О летчике, чье имя навсегда высечено в памяти Войны, было написано сотни статей и книг, постановочных сцен, опера. Но только один писатель смог сделать из Маресьева культ советского человека. Речь идет о книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Произведение выхватило только три года жизни легендарного летчика. Но именно эти три года являются ключевыми в судьбе русского летчика.

О том, каким он был на самом деле – известно мало. Алексей Петрович старательно играл роль того, кем ему было предначертано быть – героя. Он всегда был немногословным и замкнутым, мало распространялся о личной жизни, о ранних годах сохранились лишь обрывочные сведения. О довоенных годах жизни Алексея можно узнать только из личного дела гвардии майора Маресьева, заполненное им собственноручно в 1946 году. Все остальное – результат множества диалогов с журналистами, встречи с трудовыми коллективами, учащимися школ. Из множества писем, записок, статей советских корреспондентов можно воссоздать длинную, яркую, не лишенную испытаний, жизнь советского героя.

Маресьев Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в Сталинградской области (до 1934 года уездный город Камышин Саратовской губернии). По другой версии местом рождения летчика является хутор Веревкин Верхне – Добринской волости Камышинского уезда.

Алексей Маресьев 1

Провинциальный городок Камышин ничем не отличался от сотен ему подобных, разбросанных по всему Советскому Союзу. Здесь текла тихая почти сельская жизнь, горожане радовались жизни и строили планы на будущее. Отец Алексей, Петр Авдеевич – участник Первой Мировой войны. После окончания военных действий вернулся на Родину, однако вскоре умер от ран. Случилось это в 1919 году, когда Алеше было всего три года. Мать осталась совсем одна. Она поднимала троих сыновей своими силами. Екатерина Никитична способствовала воспитанию сильных личностей в своих сыновьях, за что они были ей благодарны. В то время она работала уборщицей на деревообделочном заводе.

Будущий летчик, уничтоживший в свое время десяток вражеских летных суден, в детстве не отличался хорошим здоровьем, часто и подолгу болел. Окончив 8-летку, Алексей стал учиться в фабрично-заводском училище №32 (окончил его в 1932 году) на токаря по металлу. Затем работал токарем на Камышинском лесозаводе.

Ранние годы

В биографических данных Алексея Петровича обычно указывается, что родился он в Саратовской губернии, город Камышин. Однако, согласно записям метрической книги, в качестве места рождения Маресьева значится хутор Веревкин в Камышинском уезде. Отца Алексей потерял в трехлетнем возрасте. Мать вынуждена была одна воспитывать троих сыновей, работая обычной уборщицей на заводе. Алексей был самым младшим.

Окончив среднюю школу, юноша освоил профессию токаря и работал на заводе по заготовке леса. Но детские мечты о небе не оставлял. С завидным упорством он пытался поступить в летное училище, однако ему там дважды отказали из-за проблем со здоровьем: переболев в детстве малярией, Алексей страдал от осложнения – ревматизма.

В 1934 году комсомол отправляет Маресьева на строительные работы в Комсомольск-на-Амуре. В этом городе молодому человеку предоставляется возможность стать членом аэроклуба и впервые подняться в небо.

Через три года был призван в армейские ряды, служил на Сахалине, откуда был направлен в Читу для обучения в школе военных летчиков. После перевелся в Батайск, где в 1940 году окончил авиационное училище. Получив диплом, остался работать в учебном заведении инструктором.

Военное время

С началом войны Алексей оказался на Юго-Западном фронте, служил в 296-м истребительном полку. В августе 1941 года совершил первый боевой вылет недалеко от Кривого Рога. На данном фронте летчику удалось сбить четыре вражеских самолета. Весной 1942 года вместе с полком пренаправлен на Северо-Западный фронт. 5 апреля в районе поселка Демянск Новгородской области в открытом бою самолет Маресьева был подбит, летчик получил серьезные ранения ног. Алексей смог посадить самолет, но высадился на оккупированной немцами территории.

В течение восемнадцати дней ему пришлось ползком пробираться в направлении советской территории. Все это время он питался найденными ягодами, шишками, древесной корой. Умирающий летчик был обнаружен жителями поселка Сплав Валдайского района. Еще несколько дней он пробыл в селе без медицинской помощи, за Алексеем, как могли, ухаживали сельчане. Лишь в начале мая недалеко приземлился самолет, и раненого уже с гангренами и заражением крови отправили в столичный госпиталь. В Москве поначалу Маресьева сочли безнадежным и даже отправили в морг, но профессор Теребинский перехватил его и спас летчику жизнь. В ходе операции врачам ничего не оставалось, как ампутировать Алексею обе ноги в районе голеней.

Молодой человек не отчаялся и сразу же приступил к реабилитационным мероприятиям. Все, чего он хотел, – вернуться на фронт. Он начал готовиться к вылетам с протезами еще в госпитале, продолжил тренироваться, находясь в санатории. Уже в начале 1943 года получил разрешение медиков и прибыл в Ибресинскую летную школу, находившуюся на территории Чувашии. Пробный полет состоялся в феврале, в июне благодаря своему упорству попал на фронт, в 63-й истребительный полк.

А. Маресьев после возвращения на фронт (слева)

Однако командир не сразу дал летчику возможность участвовать в бою, тем более, что обстановка в небе накалилась. Начальник эскадрильи А. Числов, пожалев сильно переживавшего Маресьева, взял его в боевой вылет. Вместе они сделали еще несколько удачных вылетов, после чего на Алексея взглянули другими глазами. 20 июля он сбил два немецких самолета, которые прикрывали собой бомбардировщики. Несмотря на превосходящие силы врага, смог спасти жизни двух советских пилотов.

Молва об удивительном летчике разошлась далеко за пределы фронта. К Маресьеву стали прибывать журналисты, среди которых оказался Борис Полевой, написавший позже «Повесть о настоящем человеке». В августе Алексею присвоили звание Героя Советского Союза. Принял предложение оставить боевые действия и стать летчиком-инструктором в управлении Вузов военно-воздушных сил в 1944 году. На его счету к тому времени было 86 боевых вылетов, 11 сбитых вражеских самолетов.

Маресьев с супругой и старшим сыном

Правда на 99 процентов

В годы перестройки критики советского строя рассматривали «Повесть…» чуть ли не под лупой, пытаясь найти искажения реальных фактов. Но сегодня понятно, что прав был Маресьев, сказавший, что книга соответствует правде «на 99 процентов». Были и 18 дней борьбы в лесу, о которых и спустя десятилетия не любил вспоминать герой, и деревенские мальчишки, обнаружившие его, и отчаяние и опустошение после ампутации, и комиссар, заставивший его поверить в себя, и обучение танцам с медсестрами, и залихватская пляска, после которой врачи дали добро на возвращение в строй…

Привнесенной полностью была любовная линия: свою жену летчик нашел уже после войны. Да и появление в части Маресьева в реальности поначалу восторгов не вызвало. Многие не верили, что пилот на протезах сможет полноценно прикрывать того, кто окажется с ним в паре. Все вопросы снял командир эскадрильи Александр Числов, взявший Маресьева в ведомые. Алексей оправдал это доверие сполна, показав себя с лучшей стороны, после чего настороженность со стороны однополчан пропала раз и навсегда.

Сегодня известно всем то, что ставилось под сомнение в 1990-е: Маресьев действительно сбивал после возвращения в авиацию вражеские истребители и действительно спасал своих товарищей. «Повесть о настоящем человеке» уникальна тем, что совершенный подвиг не приукрашен, а описан максимально достоверно.

Алексей Маресьев: послевоенная биография

После войны

Маресьева вновь стали донимать старые раны, но он не обращал
на это внимания, и продолжало летать. В 1950-е годы он совершил последний полёт
на самолёте У-2. Маресьев широко занимался общественной работой. Он участвовал
в Первом конгрессе сторонников мира, издал книгу «На Курской дуге», часто
выступал перед молодёжью, подавая пример патриотизма и силы воли. В 1956 году
Маресьев стал кандидатом исторических наук. В 1967 году принял участие в
церемонии зажжения Вечного огня на мемориале Неизвестного солдата. С 1989 года
был народным депутатом.

В 2001 году должно было состояться торжественное мероприятие
по случаю 85-го дня рождения Маресьева. За час до него пришло сообщение, что
ветеран скончался от инфаркта.

Биографические даты

Важные события в жизни легендарного летчика:

  1. 20 мая 1916 г. – День рождения.
  2. 1932 г. – окончание технического училища в Камышине (приобретенная специальность – токарь)
  3. 1934 г. – участие в строительстве авиационного завода, освоение летной специальности в аэроклубе Комсомольска-на-Амуре.
  4. 1937-1939 г.г. – солдат срочной службы авиационного технического полка на Сахалине.
  5. 1940 г. – окончание Батайского военного училища (присвоение звания младшего лейтенанта)
  6. 1941 г. – служба в 296 истребительном полку в составе ВВС Юго-Западного фронта.
  7. Август 1941 г. – первый боевой вылет.
  8. Весна 1942 г. – перевод в 580 авиационную часть Северо-Западного фронта.
  9. 1-3 апреля 1942 г. – сбил три транспортных самолета противника.
  10. 5 апреля 1942 г. – участие в воздушной операции по прикрытию советских бомбардировщиков. Управляемый летчиком самолет был подбит, и во время аварийной посадки рухнул на землю с большой высоты. Пилот получил тяжелые травмы, и все же смог добраться к своим, более 2 недель передвигаясь на израненных конечностях через болота и дремучие лесные массивы. На самолете раненого летчика отправили в Московский госпиталь (с заражением крови и развившейся на месте ран гангреной). Врачи спасли жизнь героическому авиатору, но вынуждены были провести операцию по ампутации ног.
  11. Апрель 1942 г. – присвоение лейтенантского звания.
  12. Июнь 1942 г. – награждение орденом Красного Знамени.
  13. Осень 1942 г. – реабилитационный период в госпитале для пациентов с ампутированными конечностями, а затем в Доме отдыха специального назначения. В реабилитационных центрах учился ходить на протезах, тренировался, готовясь вернуться к летной службе.
  14. Январь 1943 г. – после прохождения медицинской комиссии отправлен в Ибресинскую школу летчиков.
  15. Февраль 1943 г. – первый полет после ранения, получение разрешения вернуться на фронт.
  16. Лето 1943-1945 г.г. – несение службы в составе 63 Гвардейского полка.
  17. Июль 1943 г. – сбил три немецких истребителя.
  18. 1943 г. – присвоение звания старшего лейтенанта.
  19. 1943 г. – награждение Орденом Ленина.
  20. Август 1943 г. – награждение Золотой Звездой и званием Герой Советского Союза.
  21. Апрель 1944 г. – возведение в чин капитана.
  22. Март 1945 г. – перевод из действующей части (по настоянию командования, желающего оградить от опасности известного на всю страну воина) в Главное управление по обучению и боевой подготовке кадров ВВС на должность летчика, инспектирующего деятельность летных училищ.
  23. Начало 1946 г. – присвоение звания майора.
  24. Лето 1946 г. – окончание карьеры военного летчика, увольнение в запас.
  25. 1946-1952 г.г. – инструктор специализированной школы военно-воздушных сил в Москве.
  26. 1952 г. – окончание обучения в Высшей партийной школе при Центральном Комитете КПСС.
  27. 1956 г. – защита кандидатской диссертации (историческая тематика)
  28. 1956 г. – назначение на руководящую должность в Комитете ветеранов Советского Союза.
  29. 1966 г. – вручение двух Орденов Трудового Красного Знамени за плодотворную общественную деятельность.
  30. 1976 г. – награждение Орденом Дружбы Народов.
  31. 1978 г. – возведение в ранг полковника запаса.
  32. 1985 г. – награждение Орденом Отечественной войны 1-й степени.
  33. 1986 г. – награждение Орденом Ленина за выдающиеся заслуги перед Советской страной.
  34. С 1989 г. – народный депутат СССР.
  35. 1991 г. – удостоен Ордена Почета.
  36. 1996 г. – награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством».
  37. 2000 г. – вручение Ордена Дружбы за многолетний труд по защите социальных интересов военных ветеранов.
  38. 2001 г. – Благодарность от Президента РФ за многолетнюю работу по патриотическому воспитанию молодежи, укреплению международных дружеских связей.
  39. 18 мая 2001 г. – легендарный авиатор скончался от инфаркта (накануне торжественного вечера, посвященного 85-летнему юбилею). Прах героя покоится на Московском Новодевичьем кладбище.

Не попал на свой торжественный концерт

В 2001 году готовился торжественный вечер, посвященный восьмидесятипятилетию Алексея Маресьева. Биография закончилась в день концерта, то есть 18.05.2001 года. Знаменитый летчик собирался в Театр российской армии, когда ему неожиданно стало плохо. В этот вечер он умер от инфаркта. Зрителям, которые собрались в зале, сообщили об утрате. Концерт начался с минуты молчания.

Похоронили его в столице на Новодевичьем кладбище.

В память о легендарном летчике названо множество учебных заведений, улиц. Существует даже планета, которая носит имя Алексея Петровича. Памятники Маресьеву открыты в следующих городах:

  • Камышин.
  • Комсомольск-на-Амуре.
  • Краснодар.

В родном городе героя функционирует музей А. П. Маресьева. Его открыли в сотый юбилей летчика.

Остается загадкой, что случилось с самолетом Алексея Петровича. Были неоднократные попытки отыскать его, но все безуспешные. Самолеты если и обнаруживались, то внутри находились мертвые пилоты. Трудность поисков состоит в том, что летчик так и не смог вспомнить, где он был. Связано это с многочисленными травмами. Сам Маресьев не хотел возвращаться в тот лес и будить в себе те жуткие воспоминания.

Доклад №2

Алексей Маресьев — основной герой «Повести о настоящем человеке». Это произведение было написано Борисом Полевым и рассказывает о реальных событиях жизни самого обыкновенного человека. Речь идет о совершенном им подвиге, в период Великой Отечественной войны, о котором и сегодня помнят люди. В исторических событиях нашей страны он всегда останется «настоящим человеком».

Местом рождения Алексея Петровича Маресьева стал город Камышин Саратовской губернии, где он появился на свет 20 мая 1916 года. Алексей с двумя братьями выросли в бедной семье, мать воспитывала их одна. Когда мальчику было 3 года, из-за давних ранений, еще полученных в битве Первой мировой войны, не стало отца.

В детстве Алеша рос болезненным мальчиком. Он заболел малярией, которая перешла в ревматизм – сильные боли в суставах. Все думали, что он скоро умрет, но, благодаря сильной воле и упрямству, ему удалось перебороть болезнь и жить дальше.

Спустя окончание восьмилетки в Камышине, Маресьеву удалось окончить местное ремесленное училище и получить профессию токаря. Затем он стал трудиться на камышенском лесозаводе.

Алексей никогда не оставлял мечту стать летчиком, поэтому несколько раз подавал заявку на учебу в летном училище, однако не был принят, по причине слабого здоровья. Мечта осуществилась с переездом на Дальний Восток, куда на стройку города Комсомольска–на–Амуре, его послал районный комитет комсомола. Там Алексей стал заниматься на курсах аэроклуба.

Сначала Маресьева призвали служить в армию, в сахалинский авиапогранотряд, потом — в Читу, в авиашколу. Впоследствии, школу переименовали в училище и перебазировали в Батайск. Алексей окончил учебное заведение в звании младшего лейтенанта. Воевать Маресьев начал на Юго-Западном фронте, там, над территорией Кривого Рога, ему довелось впервые совершить атаку. Первый истребитель противника был уничтожен им в марте 1942 года. Затем Алексей воевал на Северо – Западном направлении, к тому времени им были сбиты четыре вражеских бомбардировщика.

В середине апреля 1942года, советские войска взяли в кольцо многотысячную группировку немцев, недалеко от города Демянска, но те не хотели сдаваться, все активнее сопротивляясь. Тогда командование приняло решение атаковать с воздуха. В жестокой воздушной схватке с вражескими истребителями, в районе «Демянского котла», был сбит самолет Маресьева, Як-1, который прикрывал советские бомбардировщики.

Маресьев пытался посадить машину в лесу, только во время посадки самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул на землю. Летчиком были получены тяжелые повреждения ног, но это не помешало ему выжить.

Пробирался Маресьев к своим 18 суток. Приходилось ползти по снегу, не имея при себе запасов еды. Пищей служили собранные в лесу ягоды, кора деревьев. Наконец, ему удалось добраться до деревни, где его без сознания, подобрали деревенские жители. Летчик нуждался в квалифицированной помощи врачей, так как ранение стало причиной гангрены ног.

В мае 1942 года Маресьева авиацией доставили в московское отделение военного госпиталя. Уже в то время, состояние летчика сильно ухудшилось, началось заражение крови. Врачами было принято решение об ампутации обеих ног.

Но Алексей Петрович не пал духом, он снова хотел вернуться в ряды летчиков. Поэтому стал учиться, с помощью протезов, ходить, а затем заниматься бегом, прыжками и даже танцами, продолжая тренироваться в санатории, где он восстанавливался, после госпиталя.

В начале 1943 года, проходя медицинское обследование, он принял решение попасть на фронт. В дальнейших битвах Маресьевым было уничтожено еще 7 немецких самолетов. Всего с начала войны им было сбито 11 боевых истребителя противника.

Впоследствии, Алексей Маресьев стал Героем Советского Союза. Проблемы со здоровьем, стали причиной его перевода инспектором – летчиком в руководство высшего летного училища, там он проработал с середины 1944 года, подготавливая будущий летный состав.

Тяжелым испытаниям не удалось сломить Маресьева, он прожил долгую и интересную жизнь. Он скончался 18 мая 2001 года. Алексея Петровича Маресьева можно назвать героем, хотя бы потому, что в состоянии без ног, оставшись со своим погибшим самолетом, не пал духом, сумел восстановиться, вернуться на передовую, чтобы защищать свою родину. И подвиг всей его жизни должен стать примером для будущего поколения.

5 класс

Детские и юношеские годы

Будущий прославленный летчик-истребитель родился в 1916 году в Камышине (Волгоградской области). Отец ушел из жизни рано (в 1919 году). Полученные в сражениях 1 мировой войны многочисленные ранения подорвали здоровье главы семейства. Мама, работавшая на заводе по обработке древесины, поднимала троих сыновей в одиночку. Алексей рос болезненным ребенком. После перенесенной малярии у мальчика развился ревматизм, проявляющийся сильными суставными болями.

В детстве

После окончания средней образовательной школы Алексей продолжил обучение в техническом училище № 32 города Камышина. Получил профессию токаря и приступил к трудовой деятельности. Юноша с малых лет мечтал о небе. Дважды будущий знаменитый авиатор подавал документы в летное училище, и получал отказ по причине слабого здоровья.

Приблизиться к мечте удалось в 1934 году. Молодого человека направили по комсомольской путевке на строительство авиационного завода в город Комсомольск-на-Амуре. В свободное от работы время юноша посещал занятия в местном аэроклубе, и постепенно освоил азы летной профессии.

В 1937 году будущего героя призвали в армию. Алексей Петрович проходил службу на Сахалине в техническом отряде, обслуживающем одномоторные истребители. В 1939 году юношу направили на обучение в летное училище города Батайска. Осенью 1940 года он окончил военное учебное заведение в звании младшего лейтенанта, и остался служить инструктором. К началу войны Алексей Петрович был уже достаточно опытным пилотом, с немалым стажем тренировочных полетов.

В молодые годы

Справка:

В личном деле Маресьева хранится его боевая характеристика. В ней всего лишь несколько слов о тех днях: «Будучи на Северо-западном фронте был сбит. 18 дней находился в лесу без пищи и общения с людьми. Отморозил обе ноги, которые были ампутированы».

Мало кто сможет понять истинные чувства человека, который так скупо говорит о самых тяжелых днях в его жизни. Алексей Петрович впоследствии не любил вспоминать этот эпизод его жизни. Слишком больными казались ему эти воспоминания, когда он, ценитель жизни, неба, свободы, едва не умер в бескрайнем лесу. Все, что происходило в том лесу можно узнать лишь только из произведений – книги Полевого и фильма «Повесть о настоящем человеке». Образ летчика передал актер Павел Кадочников. Он постарался передать ту боль и страх, что испытывал покалеченный солдат, будучи почти три недели в зимнем лесу…

Из фильма «Повесть о настоящем человеке»:

И вот, наконец, случилось чудо. Жители деревни Плав (находится на Валдайской возвышенности) Кисловского сельсовета обнаружили полумертвого летчика с кровоточащими конечностями. Однако из-за боязни, что это может оказаться немец, они не поспешили помочь умирающему человеку Тем не менее, о случившемся сообщили председателю колхоза Михаилу Вихрову. Вихров вместе со своим сыном Сашей и его другом Сережей Малиным поехали проверить немец или нет тот мужчина. Не испугавшись чудовищного вида израненного мужчины, притащили солдата в деревню. Теплые товарищеские отношения с ребятами, которые спасли ему жизнь, Маресьев сохранит после войны. Одна из встреч со спасителями произойдет в 60-е годы. В объективы кинокамер попадут теплые объятия и застолье, во время которого Маресьев и его значительно повзрослевшие гости будут вспоминать весну 42-го… В деревне Плав десятилетия вспоминали советского летчика, которого нашли полумертвым на опушке леса. То место в народе называли «тропой Маресьева». Именно там была установлена мемориальная плита в честь подвига, совершенного Алексеем Петровичем. Долгое время этот мемориал был единственным памятником героизму Маресьева. Однако сам Маресьев после войны так сюда ни разу и не приехал – скорее всего не хотел вспоминать страшные дни…

И даже в это время Маресьеву, возможно, можно было помочь. Однако в богом забытой деревеньке не было врача, а потому «лечили» Алексея по-старинке – отпаивали травами, прикладывали компрессы. В начале мая Маресьева удалось переправить на самолете в Московский госпиталь…умирать. В переполненной больнице к летчику подошли лишь раз. Врачи, наспех осмотревшие мужчину, вынесли вердикт – покойник. Дело в том, что у Алексея констатировали заражение крови и гангрену – поражения смертельные. И так как в госпитале были еще больные, которых еще можно было спасти, то было принято решение оставить советского летчика умирать на каталке по дороге в морг.

Он снова смог летать

Подвиг Маресьева заключается не только в том, что он сумел выбраться из густого леса и выжить после заражения крови. Алексей Петрович принял решение о возвращении в авиацию.

В послеоперационный период летчику кололи сильнейшее обезболивающее. Понять, что от него следует отвыкать, помог один из пациентов госпиталя. Летчик Маресьев взял себя в руки и стал бороться за возвращение в небо.

К сентябрю 1942 года он был выписан из госпиталя и отправлен в санаторий для реабилитации. Для возвращения к полетам ему необходимо было доказать, что он на это способен. Он решил доказать свою возможность хорошо управлять своим телом. Для этого Алексей Петрович решил научиться танцевать на протезах. Его тренировочным партнером по танцам был сосед по палате. Овладев нужными навыками, Маресьев стал танцевать с медсестрами. Это убедило комиссию, которая признала его годным к службе.

В 1943 году началась его переподготовка в школе для летчиков, расположенной в Чувашии. Летом он смог добиться отправки на фронт. Алексея Петровича зачислили в шестьдесят третий Гвардейский авиационный полк. Первое время ему пришлось коротать время на аэродроме, поскольку командование не решалось отправлять в полет человека без обеих ног.

Поверил в его возможности Александр Числов, который был командиром эскадрильи. За время войны он сбил двадцать один вражеский самолет.

Командир не ошибся. Маресьев смог не только летать, но и спасать других летчиков, сбивая вражеские самолеты. На его счету оказалось семь машин противника. Его удостоили звания Героя Советского Союза.

Из воспоминаний Алексея Маресьева:

Поначалу во всех дивизиях ему отказывали, так как никто не хотел брать на себя ответственность за жизнь инвалида. Но Числов усмотрел в нем борца. Он принял решение, что Маресьев будет летать у него в эскадрильи. Хотя с этим решением долго не соглашалось начальство. Пришлось дважды ходить «на поклон» к руководству и просить за Маресьева. Позже Алексей Петрович назовет Числова своим крестным отцом. Истребители всегда вылетали на задания парами. Один прикрывал другого. Командир полка долго не мог найти пару для полетов с Алексеем. Все отказывались, боялись, что Маресьев не сможет защитить их в небе. Маресьев эту ситуацию переживал тяжело. Особенно тяжело далась ситуация, когда комбат спросил у солдат: «Кто желает летать вместе с безногим летчиком?» В ответ – молчание. Тогда Числов лично назначил в пару Маресьеву лейтенанта Петрова. У Петрова поначалу возникли сомнения, а сможет ли защитить его безногий летчик в небе?

Все сомнения отпали в бою, развернувшему летом 43-го на Курской дуге. На прикрытие войск в район Орла вылетело 12 истребителей. Атаковать их прибыли новейшие вражеские истребители и бомбардировщики. Завязалась ожесточенная борьба, на авиационном жаргоне именуемая «собачьей свалкой». В какой-то момент самолет Петрова оказался подбитым. Немецкий «Фокке-вульф» уже зашел на второй круг, чтобы добить машину летчика, но не успел – взорвался в воздухе. Вражеский самолет начисто разгромил Леша Маресьев. Петров успешно сажает машину. Он благодарен своему товарищу за спасение. На этом эпизоде заканчивается «Повесть о настоящем человеке», а вот карьера лейтенанта Маресьева только началась. Боевая слава о Маресьеве тут же разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В скором времени о мужественном летчике узнал маршал Александр Новиков во время своего визита в полк. Узнав все подробности поступков Маресьева, Новиков остался недовольным работой комбата, мол, не ценит он своих солдат. Маршал распорядился дать звания командиру полка и лейтенанту Маресьеву. В сентябре 1943 года Числову и Маресьеву в торжественной обстановке вручили Золотые звезды. Героев О такой громкой славе скромный парень из города Камышино никогда не мечтал. Момент вручения Звезды запечатлен на кадрах кинохроники. И вопреки расхожему мнению, что Маресьеву «дали» Звезду после выхода «Повести», летчик поучил наивысшую награду именно за свои реальные боевые подвиги. Ничего выдуманного в его военной биографии не было.

Тогда же в полк зачастили корреспонденты полевых газет, в числе которых оказался и Борис Полевой, сотрудник газеты «Правда». Он написал почерк о Маресьеве, однако напечатан он не был, так как не прошел цензуру Сталина. Вождь, видимо, боялся, что народ решит, будто армии сражаться больше некому, как только инвалидам.

Он не забронзовел

Книга Полевого, как бы сказали сейчас, имела колоссальный мотивационный потенциал. То, что сделал Маресьев, заставляло сотни тысяч людей, попавших в сложные жизненные ситуации, собраться и бороться. Читая «Повесть о настоящем человеке», ты стыдился своих слабостей, ибо на фоне того, что преодолел Маресьев, все трудности казались сущей мелочью.

После того как имя Маресьева прогремело на всю страну, он не мог не превратиться в общественно значимую фигуру, его постоянно приглашали на разного рода мероприятия. Но Алексей Петрович в этом качестве старался прежде всего помогать людям. И, по словам тех, кто знал его лично, вовсе не стал забронзовевшим памятником самому себе. Когда открывали могилу Неизвестного солдата в Москве, Маресьев пронес факел по Александровскому саду, вручив его советскому лидеру Леониду Брежневу, которому предстояло зажечь Вечный огонь. Когда летчику пеняли на это, он спокойно говорил: «Я не для Брежнева старался, а для того парня, который там лежит, неизвестного солдата».

Своему сыну Виктору Герой Советского Союза однажды сказал: «Если узнаю, что ты, Витька, используешь мое имя в своих целях, запорю!»

Признание

Подвиг, совершенный Алексеем Маресьевым, а также его заслуги на протяжении многих лет остаются в памяти граждан. Кроме звания Героя он неоднократно поощрялся государственными наградами, среди которых множество орденов, Благодарность Президента, Почетная грамота Правительства РФ. Маресьев стал почетным гражданином городов Камышин, Стара-Загора, Комсомольск-на-Амуре, Батайск, Орел. В его честь названы улицы в Актюбинске, Ташкенте, Ибреси, Москве, Чернигове и других населенных пунктах. В нескольких городах установлены памятные доски и монументы.

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого была восторженно принята во всем мире, переведена на многие языки, стала литературным источником для одноименной оперы, кинофильма. В 1980 году имя Маресьева присвоено одной из малых планет, также его имя носят несколько учебных заведений.

Часть 3

Мересьева выписали летом 1942 года и направили долечиваться в подмосковный санаторий Военно-воздушных сил. За ним и Стручковым выслали машину, но Алексей захотел прогуляться по Москве и попробовать на прочность свои новые ноги. Он встретился с Анютой и попытался объяснить девушке, почему Гриша так внезапно исчез. Девушка призналась, что сначала её смутили шрамы Гвоздёва, но теперь она о них не думает.

В санатории Алексея поселили в одной комнате со Стручковым, который всё никак не мог забыть Клавдию Михайловну. На следующий день Алексей уговорил рыжую медсестричку Зиночку, которая танцевала лучше всех в санатории, научить танцевать и его. Теперь к его ежедневным упражнениям добавились уроки танца. Вскоре весь санаторий знал, что у этого парня с чёрными, цыганскими глазами и неуклюжей походкой нет ног, но он собирается служить в авиации и увлекается танцами. Через некоторое время Алексей уже участвовал во всех танцевальных вечерах, и никто не замечал, какая сильная боль скрывается за его улыбкой. Мересьев всё меньше «ощущал сковывающее действие протезов».

Реклама:

Вскоре Алексей получил письмо от Ольги. Девушка сообщала, что уже месяц вместе с тысячами добровольцев роет противо­танковые рвы под Сталинградом. Она была оскорблена последним письмом Мересьева, и ни за что бы его не простила, если бы не война. В конце Ольга писала, что ждёт его всякого. Теперь Алексей писал любимой каждый день. Санаторий волновался, как разорённый муравейник: у всех на устах было слово «Сталинград». В конце концов отдыхающие потребовали срочной отправки на фронт. В санаторий прибыла комиссия отдела комплек­тования ВВС.

Узнав, что, лишившись ног, Мересьев хочет обратно в авиацию, военврач первого ранга Мировольский собрался ему отказать, но Алексей уговорил его прийти на танцы. Вечером военврач с изумлением наблюдал, как танцует безногий лётчик. На следующий день он дал Мересьеву положительное заключение для управления кадров и обещал помочь. С этим документом Алексей отправился в Москву, однако Мировольского в столице не было, и Мересьеву пришлось подавать рапорт общим порядком.

Реклама:

Мересьев остался «без вещевого, продоволь­ственного и денежного аттестатов», и ему пришлось остановиться у Анюты. Рапорт Алексея отклонили и отправили лётчика на общую комиссию в отдел формирования. Несколько месяцев Мересьев ходил по кабинетам военной администрации. Ему везде сочувствовали, но помочь не могли: слишком строги были условия, по которым принимали в лётные войска. К радости Алексея, общую комиссию возглавлял Мировольский. С его положительной резолюцией Мересьев прорвался к самому высокому командованию, и его отправили в лётную школу.

Для Сталинградской битвы требовалось много лётчиков, школа работала с предельной нагрузкой, поэтому начальник штаба не стал проверять документы Мересьева, а только велел написать рапорт на получение вещевого и продоволь­ственного аттестатов и убрать подальше щёгольскую трость. Алексей отыскал сапожника, который смастерил лямки — ими Алексей пристёгивал протезы к ножным педалям самолёта. Пять месяцев спустя Мересьев успешно сдал экзамен начальнику школы. После полёта тот заметил трость Алексея, разозлился и хотел сломать, но инструктор вовремя остановил его, сказав, что у Мересьева нет ног. В результате Алексея рекомендовали как искусного, опытного и волевого лётчика.

Реклама: