Призвание варягов на русь

Оглавление

До «призвания»

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Предыстория

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского): «В лѣто 6367 . Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ». В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались усобицы: «В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша».

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. По наиболее раннему и авторитетному изложению «Повести временных лет» было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: „Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву“».

Это интересно: Преодоление последствий Смуты — рассматриваем досконально

Как финские и славянские племена выбирали себе новых правителей?

В 50-х годах 9-го столетия варяги взимали дань с племен:

  • весь;
  • меря;
  • чудь;
  • кривичи;
  • словены.

В 862 году варяги были изгнаны с территорий этих народов, что привело к междоусобицам. Чтобы прекратить внутренние конфликты, финские и славянские племена поняли, что им нужен независимый князь из варягов, к которым они и отправились на поклон в русь. Племена решили заманить новых правителей к себе рассказами о больших территориях, которым нужен порядок. Они были готовы подчиниться варяжским князьям.

На призыв финских и славянских племен откликнулись три брата, которые забрали на новые земли свою родню из руси. Старшему Рюрику досталась Ладога, Трувору – Изборск, а Синеусу – Белое озеро. Варяги назвали эти территории Русской землей.

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, , принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хроникуБрюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписанв Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в том числе краткую императорскую хронику., в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна ДлугошаIoannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regniPoloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

К какому народу относились варяги?

Возникает вопрос, к какому народу принадлежали варяги. Существуют версии, что они были:

  • готландцами;
  • англичанами;
  • норвежцами;
  • шведами.

Российские историки относят их к скандинавским народам. Кроме того, есть версии, что варяги – это балтийские славяне, пруссы или финны.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Историография

Княжеская власть подразумевала сбор дани для снаряжения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако такая практика среди славян в более раннее время не известна. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте «русы» описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.

Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке. А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах.

Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.

В. Т

Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол

По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…». При этом Мельникова и Петрухин указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду.

Синеус и Белоозеро

Современный Белозёрск находится не на том же месте, что древний город. В 14-м веке после разрушительной эпидемии чумы поселение перенесли на несколько километров — там и поныне стоит город, и он не имеет ничего общего с легендарным Синеусом.

Территория современной Вологодской области в 9-м веке была населена финно-угорским племенем весь, от которых произошли современные карелы и вепсы. Они имели тесные хозяйственные связи с восточнославянскими племенами и, по всей видимости, в определённой степени зависели от них политически. Значительные доходы гарантировала продажа пушнины, контроль над ними имел стратегическое значение, именно поэтому Синеус отправился вершить правосудие в эти земли.

Однако археологические раскопки, проведённые в окрестностях Белозерска в последние десятилетия, показали, что город возник не раньше 10-го века. Исследователи обратились к другим поселениям региона. Одно из самых значительных находилось на месте современного посёлка Городище — тогда оно называлось Крутик. Посёлок возник в середине 9-го века и был вовлечён в торговый путь из варяг в греки, что подтверждается археологическими находками, однако скандинавские артефакты относятся лишь к 10-му столетию — таким образом, пребывание в этом поселении викингов, которые были бы современниками Синеуса, не доказано.

«Сказание о призвании варягов» — летописная вставка уже 11-го века. К этому времени Белоозеро играло важную политическую и торговую роль в регионе. По всей видимости, именно поэтому это название появилось в тексте. Но соотнести его с легендарным Синеусом на данном этапе исторического знания невозможно. Можно лишь гипотетически предположить, что в бассейне Шексны существовали другие крупные поселения, где могла находиться княжеская резиденция.

Предыстория призвания варягов

Согласно «Повести временных лет», в середине IX века славянские и финские племена словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого, между самими племенами северной Руси начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».

Для прекращения межплеменных конфликтов, представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев», по другой версии — Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен потомок «из чрева средние дочери его Умилы», то есть Рюрик. По краткому, но наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Этническая принадлежность варягов

Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»). В число варягов включены свее (шведы), урмани (норвежцы), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а англичане имеют скандинавское происхождение и в рассматриваемый период испытывали значительное скандинавское влияние новых норманнских переселенцев.

В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.

В российской досоветской историографии, варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славян и др.

О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.

Но кто же такой сам Рюрик?

О Рюрике, который пришёл княжить на Ладогу и стал родоначальником новой царской династии, правившей Россией до XVI века, известно немного.

Жизнь Рюрика началась совсем не по-княжески. Он был сыном Годолюба, князя прибалтийского племени славян-рарогов. Это княжество включало в себя часть полуострова Ютландия, поэтому неудивительно, что впоследствии Рюрик получит прозвище Рюрик Ютландский. Имя Рюрика происходит от священного сокола Рарога, воплощения Огнебога-Семаргла. Кстати, геральдическим символом князей Рюриковичей являлся именно сокол.

Но князь Годолюб в 808 году был казнен датчанами при взятии города Рарога.

Матерью Рюрика была Умила, средняя из трёх дочерей Гостомысла, которые были выданы отцом замуж за князей-соседей.

После гибели отца и разрушения родного города, оставшемуся без родины Рюрику ничего не оставалось, как податься в «варяги», то есть, своего рода северное «береговое братство» искателей приключений на морских просторах.

В 843 году эскадра викингов-варягов основала свою базу на острове Нуартье, откуда стали совершать свои набеги на ближайшие населённые пункты: Бордо, Лиссабон и Севилью.

Рюрик к этому времени успел уже довольно освоиться среди варягов и даже выдвинуться в их первых ряды и стать одним из предводителей.

Вот тут и последовало приглашение на княжение из Новгорода.

Правление князя Рюрика на Руси 862-879 годы

Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород

Традиционно призвание славянскими племенами на княжение Рюрика с его братьями-варягами Синеусом и Трувором считается отправной точкой русской государственности.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.

Призвание варяговХуд. В. Васнецов (1909 г.)

Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Находки из Рюрикова городища Государственный исторический музей

До «призвания»

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Но кто же такой сам Рюрик?

О Рюрике, который пришёл княжить на Ладогу и стал родоначальником новой царской династии, правившей Россией до XVI века, известно немного.

Жизнь Рюрика началась совсем не по-княжески. Он был сыном Годолюба, князя прибалтийского племени славян-рарогов. Это княжество включало в себя часть полуострова Ютландия, поэтому неудивительно, что впоследствии Рюрик получит прозвище Рюрик Ютландский. Имя Рюрика происходит от священного сокола Рарога, воплощения Огнебога-Семаргла. Кстати, геральдическим символом князей Рюриковичей являлся именно сокол.

Но князь Годолюб в 808 году был казнен датчанами при взятии города Рарога.

Матерью Рюрика была Умила, средняя из трёх дочерей Гостомысла, которые были выданы отцом замуж за князей-соседей.

После гибели отца и разрушения родного города, оставшемуся без родины Рюрику ничего не оставалось, как податься в «варяги», то есть, своего рода северное «береговое братство» искателей приключений на морских просторах.

В 843 году эскадра викингов-варягов основала свою базу на острове Нуартье, откуда стали совершать свои набеги на ближайшие населённые пункты: Бордо, Лиссабон и Севилью.

Рюрик к этому времени успел уже довольно освоиться среди варягов и даже выдвинуться в их первых ряды и стать одним из предводителей.

Вот тут и последовало приглашение на княжение из Новгорода.

Синеус и Трувор — братья или приближённые?

Попытки определить происхождение самих имён Синеус и Трувор делались ещё в 19-м веке. Русский историк Степан Гедеонов, например, выводил имя Синеус из соединения слов «синий» и «ус» — конечно, мало кто поддержал эту довольно примитивную гипотезу. Скоро стало ясно, что имена братьев Рюрика имеют скандинавское происхождение. Оставалось лишь выяснить, имена это собственные или нарицательные.

Ещё в середине 19-го века учёный Арист Куник предположил, что слова «синеус» и «трувор» — это древнерусское переосмысление скандинавских эпитетов «победоносный» и «верный». Впоследствии этот взгляд в первой половине 20-го века поддержали русские историки в эмиграции, например, Николай Беляев. Последний, в свою очередь, дополнительно предложил своё объяснение происхождения рассматриваемых слов: «свой род» и «верная дружина» соответственно.


Николай Беляев. (wikipedia.org)

Учёные были недалеки от истины, однако, по мнению современных исследователей, они перепутали местами причины и следствие. Действительно, подавляющее большинство скандинавских имён основано на эпитетах — это, впрочем, распространено и в других языках. Куник и Беляев отмечали, что подтверждением их гипотезы может служить тот факт, что имена Синеус и Трувор не встречаются в письменных скандинавских источниках. Однако это утверждение опровергнуто современными исследованиями — найдено достаточное количество упоминаний в рунических надписях Швеции и Исландии.

Итак, если допустить, что Рюрик действительно существовал, то Синеус и Трувор, с высокой долей вероятности, тоже реальные исторические персонажи. Остаётся неизвестным, были ли они братьями первого русского князя или же виднейшими представителями его дружины. Так или иначе, но Рюрик после своего прибытия поставил их княжить в Изборске и Белоозере, согласно летописному сообщению. Что из себя представляли эти земли в далёком 9-м веке?

Историография

Княжеская власть подразумевала сбор дани для снаряжения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако такая практика среди славян в более раннее время не известна. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте «русы» описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.

Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке. А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах.

Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.

В. Т

Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол

По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…». При этом Мельникова и Петрухин указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду.

Это интересно: Принятие Русской правды (видео)

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города. Археологи выявили в Городище концентрацию древностей и серебра за период 860-х годов — время летописного призвания варяжских князей.