Марк шагал, биография художника

Оглавление

Судьба художника

Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.

А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может. Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни. Надо сказать, что где бы он не жил, никогда не терял времени даром: учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».

На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.

Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Нравилось художнику наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.


«Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. (wikipedia.com)

В начале 1920-х он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жен после смерти незабвенной Беллы.

Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97-ми прожитых). Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура. Сюжет большинства его картин — переведенный на язык живописи еврейский фольклор.

В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

Самые дорогие картины Шагала

На международных аукционах работы Шагала пользуются большим спросом. За последние двадцать лет с 2000 года было продано 8085 полотен художника на общую сумму 1,2 миллиарда рублей, что существенно превосходит обороты других русских художников за этот же период. Сравниться с ним может только Марк Ротко, картины которого были проданы с аукционов на общую сумму 1,45 млрд рублей. Посмотрим несколько примеров самых дорогих уходов работ Шагала.

На сегодняшний день самой дорогой его картиной считается работа «Влюбленные» как раз из серии произведений о влюбленных. На холсте мы видим чувственные объятия самого художника и его жены, а также излюбленные приемы Шагала пересекать одно пространство совершенно другим. Изначально картину выставили на торги Sotheby’s в 2017 году по стоимости 12-18 миллионов долларов, что соответствовало самым дорогим уходам других его работ. Однако этот порог не только не отпугнул желающих коллекционеров, но и был превышен вдвое. В результате итоговая стоимость продажи составила 28,45 млн долларов.

М.З. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.

В 2017 году помимо «Влюбленных» с молотка ушел и «Большой цирк». Художник нередко обращался к теме цирка, и эта работа является ярким представителем цирковой серии. В ней мы видим характерные для Шагала приемы совмещения на одной сцене разных артистов, большое разнообразие цветов, их контраст, слияние реалистичных и сказочных образов и вид на сцену сверху. Впервые полотно выставили на торгах Sotheby`s в 2007 году и продали за 12 миллионов долларов, однако через десять лет оно ушло с молотка уже за 16 миллионов долларов.

М.З. Шагал. «Большой цирк». 1956 г.

Еще одним произведением Шагала, преодолевшим порог в десять миллионов долларов, стала картина «Юбилей». Она посвящена все той же тематике влюбленных, все той же легкости и воздушности отношений, но теперь уже перенесенных в домашнюю обстановку. Когда наступил день рождения Марка (первый после их с Беллой встречи), Белла примчалась к нему через весь пылающий зноем город, нарвала ему букет и украсила комнату своими цветными платками. Художник просто оторопел и кинулся к холсту, чтобы передать охватившее его чувство. Тесная комнатка, стены, из которых хочется вырваться на волю и кружиться вместе в безудержном танце любви! Картину по достоинству оценили потомки и приобрели ее на Sotheby`s за 14,8 млн долларов.

М. Шагал. «Юбилей». 1923 г.

Мы рассмотрели только наиболее значительные картины Марка Шагала, причем и этот список можно пополнить многие другими удивительными работами. Художник-авангардист не желал втискивать свое видение мира в узкие рамки традиционных школ живописи, поэтому его наследие сегодня не перестает покорять и вдохновлять зрителей всех возрастов. И это одна из причин, по которой сегодня Шагал входит в Топ-10 самых дорогих русских художников.

Примечания

  1. Meyer Fr. Marc Chagall. Life and Work. — N. Y., 1963. — P. 27.
  2. Шагал и Витебск. — Мн.: Беларусь, 2008. — 90 с. — ISBN 978-985-01-0783-1.
  3. . bigenc.ru. Дата обращения: 22 января 2021.
  4. В книге воспоминаний «Мой мир» Марк Шагал указывает, что после смерти деда со стороны отца, бабушка Башева (мать отца) вышла вторым браком замуж за деда Шагала со стороны матери Менделя Чернина (1818—1890); в их доме в Лиозно будущий художник и провёл значительную часть своего детства.
  5. Семён МАРТЫНОВ. . Вокруг света (03 мая 2016). Дата обращения: 18 июня 2016.
  6. Хмельницкая Л. Марк Шагал и Блез Сандрар в Париже в 1912–1914 годах // Шагаловский сборник. Вып. 4. Материалы XXIV и XXV Шагаловских чтений в Витебске (2014–2015) / Музей М. Шагала. — Минск, 2016. — С. 15. — 280 с.
  7. Тугендхольд Я. Осенний Салон // Парижский вестник. 1912. 9 декабря.
  8. Эренбург И. Г. Люди, годы, жизнь: Воспоминания: том первый. — М.: Советский писатель, 1990. — С. 184. — 990 с.
  9. Сестра Беллы Шагал — Хана (Анна Наумовна) Розенфельд (1881—1956), дочь витебского купца 2-й гильдии Шмуля-Нейеха Розенфельда, вышла замуж за экономиста Абрама Моисеевича Гинзбурга.
  10. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 410—425, 496—497. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2..
  11. Сеславинский, М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — Москва: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил с. — ISBN 978-5-454-00003-5.
  12. ↑ — статья из
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июня 2016.
  14. .
  15. . Российская газета (28 марта 2014). Дата обращения: 29 марта 2014.
  16. . «Интерфакс» (1 марта 2016). Дата обращения: 21 марта 2017.
  17. . ТАСС (1 марта 2016). Дата обращения: 21 марта 2017.
  18. . www.vitbichi.by. Дата обращения: 6 июля 2017.
  19. . www.vitebsk.gov.by. Дата обращения: 6 июля 2017.

Жизнь за границей

В 1922 году с женой и дочерью Шагал эмигрировал из России, сначала они уехали в Литву, потом в Германию. В 1923 году семья переехала в Париж, где через 14 лет художнику дали гражданство Франции.

В период Второй мировой войны он по приглашению американского Музея современного искусства уехал в США подальше от оккупированной нацистами Франции, вернулся он в Европу лишь в 1947 году.

В 1960 году художника наградили премией Эразма.

С середины 60-х годов Шагал увлёкся мозаикой и витражами, скульптурой, шпалерами, керамикой. Он разрисовывал парламент Иерусалима и Парижскую Гранд-оперу, Метрополитен-оперу в Нью-Йорке и Национальный банк в Чикаго.

В 1973 году Марк приезжал в СССР, где посетил Москву и Ленинград, в Третьяковке состоялась его выставка, он подарил галерее несколько своих произведений.

В 1977 году Шагал получил наивысшую французскую награду – Большой крест Почётного легиона. В год 90-летия Шагала выставка его произведений прошла в Лувре. Марк умер во Франции 28 марта 1985 года, где он и похоронен на кладбище прованского городка Сен-Поль-де-Ванс.

Издания работ

  • Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. — М.: Знание, 1988. — 56 с.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
  • Апчинская Наталия. Марк Шагал. Графика. — М.: Советский художник, 1990. — 224 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00300-7.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
  • Сарабьянов Д. В., Антонова И. А., Вознесенский А. А., Бессонова М. А. Шагал. Возвращение мастера / Под ред. М. А. Бессоновой; вступ. статья А. А. Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с. — (По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника). — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00235-3.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., коммент., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 224 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-270-00677-4.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Эллис Лак, 1994. — 208 с.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3.
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9.
  • Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5.
  • Каменский А. А. Марк Шагал. Художник из России. — М.: Трилистник, 2005. — 304 с. — ISBN 5-89480-086-2.
  • Каменский М. А. Александр Каменский пишет о Шагале. (К 90-летию Александра Абрамовича Каменского) // Марк Шагал и Петербург: жизнь, творчество, наследие : Материалы международного симпозиума. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008. — С. 97—101.
  • Березанская М. Марк Шагал От мифа к эпосу, М.:БуксМААрт, 2019, — 320 с. — isbn =978-5-906190-67-3.

Шагал в популярной культуре

Кинематограф

Год Страна Название Режиссёр В роли Шагала Примечание
 Белоруссия Эпоха Марка Шагала Олег Лукашевич Виктор Манаев 4-серийный документальный фильм
 Россия Страсти по Шагалу Андрей Мельников Анимационный фильм
 Россия Глаз Божий Иван СкворцовСергей Нурмамед Владимир Этуш Телевизионный проект Леонида Парфёнова
 Белоруссия Марк Шагал. Нереальная реальность Зоя Котович Александр Курзинер Документальный фильм к 125-летию со дня рождения Шагала
 Россия Шагал — Малевич Александр Митта Леонид Бичевин Художественный фильм, вышел в прокат 3 апреля 2014 года
 Белоруссия Марк Шагал. Цвет любви Олег Лукашевич Виктор Манаев Документальный фильм
 Россия Русские евреи Сергей Нурмамед 3-серийный документальный фильм

Театр

Год Страна Название Автор Режиссёр В роли Шагала
 Россия Полёты с ангелом. Шагал Зиновий Сагалов Сергей Юрский Сергей Юрский
 Украина Портрет с летающими часами. Марк Шагал «Моя жизнь» — иллюстрации (укр. Портрет з літаючим годинником. Марк Шагал «Моє життя» — ілюстрації) Оксана Дмитриева Оксана Дмитриева

Выставки Марка Шагала в Беларуси

Первая выставка произведений Марка Шагала состоялась в 1997 году по инициативе его внучек Беллы Мейер и Мерет Мейер-Грабер, которые предложили каждый год отмечать день рождения художника новыми интересными проектами.

В 1997–2005 годах в стране прошли выставки, посвященные разным периодам творчества мастера: «Марк Шагал. Работы средиземноморского периода», «Марк Шагал. Посвящение Парижу», «Марк Шагал. Пейзажи», «Марк Шагал и сцена», «Марк Шагал. Цвет в чёрно-белом».

В 2012–2013 годах в Национальном художественном музее Беларуси состоялась выставка «Марк Шагал: жизнь и любовь» из коллекции Музея Израиля в Иерусалиме.

Международный проект позволил увидеть работы художника, связанные с мировой литературой: графика, иллюстрации к пасторальному роману «Дафнис и Хлоя», поэме Гоголя «Мертвые души», «Басням» Лафонтена, а также автобиографии «Моя жизнь» и книгам его музы Беллы Розенфельд «Горящие огни», «Первая встреча» и «Мои тетради». 

В Петербурге

Наконец терпение лопнуло. Имея 27 рублей в кармане, единственные деньги от отца на художественное образование, и неодобрение родни, морально тяготившее Марка, в 1907 году он отправился в новую жизнь. Тогда по царскому указу евреи, не имея вида на жительство, не могли жить в столице, и отец помог добыть справку, что сын поехал в Санкт-Петербург по поручению купца за товаром. Провалив экзамен в Училище технического рисования барона Штиглица, Марк был без экзаменов принят в школу Общества поощрения художеств сразу на третий курс. Через некоторое время стал стипендиатом, 10 рублей в месяц в течение года – это было целое богатство для бедного провинциала.

В Петербурге пришлось пережить много мытарств, поисков меценатов, выслушать сотни нравоучений, сменить уйму каморок и углов, поработать слугой у адвоката, даже посидеть в тюремной камере за отсутствие вида на жительство. Чтобы его получить, пришлось поучиться у мастера по вывескам. Учёба в школе Общества поощрения художеств Шагала совершенно не удовлетворила. Промучившись два года, он бросил её.

Затем, в 1909 году, поступил в школу Бакста Льва Самойловича (1866-1924), которая была единственной в столице на то время с явными европейскими веяниями. За уроки целых 30 рублей в месяц платили добрые люди, Марк упорно ходил на занятия и трепетно ждал похвал мастера. В этот период он понял, что в рисовании, как и в общем образовании способен учиться только с точки зрения получения новых сведений и общего развития. Но создавая художественный этюд, он должен следовать лишь своим инстинктам.

Семья Марка Шагала

Единственная дочь Марка Шагала и его первой жены Беллы Розенфельд – Ида – на протяжении всей жизни была ангелом-хранителем для отца, который и запечатлевал ее в образе ангела на своих полотнах.

После смерти жены именно Ида возвратила Шагала к творчеству и помогла в издании книг Беллы «Первая встреча» и «Горящие огни». Ей же принадлежит авторство первых переводов произведений на французский язык.

Дочь стала биографом и исследователем творчества Шагала, организатором его выставок и самым искренним помощником.

Родословную Мастера продолжили трое детей Иды и ее мужа Франца Мейера – внуки Марка Шагала Пит, Мерет и Белла.

Долгое время в тени оставался внебрачный сын Шагала и Вирджинии Хаггард-Макнил – музыкант и писатель Дэвид Макнил.

Сюжет

Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Марк и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.

Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами. Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи. Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).


Витебск в первой четверти XX века. (wikipedia.com)

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.

Десятки детских интересов

В одном дворе с семьёй Шагала жил старичок, кантор и учитель. У него, кроме грамоты, Марк учился пению, по праздникам своим звонким сопрано оглашая всю синагогу, подрядившись помощником к этому церковному певчему. Пел громко, усердно, подумывая стать певцом и учиться в консерватории. Ещё один житель двора, приказчик скобяной лавки, вечерами давал уроки игры на скрипке. Марку эти занятия давались с трудом, но в детстве он подумывал стать и музыкантом, учитель то — хвалил. Бывая на свадьбах и других праздниках с танцами, Марк со своей «кудрявой шевелюрой» был неотразим, и тогда мечтал стать танцором. Случались дни и ночи романтического настроя, и он сочинял стихи, за которые также хвалили. «Не стать ли мне поэтом?» — думал Марк.

Издания работ

  • Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. — М.: Знание, 1988. — 56 с.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
  • Апчинская Наталия. Марк Шагал. Графика. — М.: Советский художник, 1990. — 224 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00300-7.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
  • Сарабьянов Д. В., Антонова И. А., Вознесенский А. А., Бессонова М. А. Шагал. Возвращение мастера / Под ред. М. А. Бессоновой; вступ. статья А. А. Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с. — (По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника). — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00235-3.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., коммент., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 224 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-270-00677-4.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Эллис Лак, 1994. — 208 с.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3.
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9.
  • Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5.
  • Каменский А. А. Марк Шагал. Художник из России. — М.: Трилистник, 2005. — 304 с. — ISBN 5-89480-086-2.
  • Каменский М. А. Александр Каменский пишет о Шагале. (К 90-летию Александра Абрамовича Каменского) // Марк Шагал и Петербург: жизнь, творчество, наследие : Материалы международного симпозиума. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008. — С. 97—101.
  • Березанская М. Марк Шагал От мифа к эпосу, М.:БуксМААрт, 2019, — 320 с. — isbn =978-5-906190-67-3.

Единственная муза Марка Шагала (6 фото)

Никто из знаменитых художников не передавал так просто и точно того воздушного, волшебного ощущения оторванности от земли, которое появляется во время влюбленности, как один из самых известных представителей художественного авангарда 20 века Марк Шагал.

Марк и Белла Шагал с дочерью Идой, 1924 г. / Белла Шагал в молодости Художник познакомился с Беллой Розенфельд в Витебске в 1909 г., через 6 лет они поженились и провели вместе 29 лет, вплоть до трагической смерти Беллы.

Все это время он не уставал признаваться в любви и посвящать любимой жене свои картины. В автобиографии Марк напишет, что рядом с Беллой ощущал необыкновенный покой, невесомость, даже полет. Он так ее и рисовал — легкую, летящую, влюбленную.

Образ Беллы встречается в сотнях работ Шагала.

Над городом, 1918 г. Белла была красива, могла стать талантливой писательницей или актрисой, но предпочла посвятить свою жизнь любви — любви к Марку Шагалу.

Она прошла вместе с Шагалом через все : его увлечение революцией, неудачную попытку стать преподавателем и общественным деятелем, полуголодную жизнь московского художника, годы скитаний — сначала по Советскому Союзу, а затем и за океаном, чтобы скрыться от антисемитской немецкой военной машины.

День рождения, 1915 г. Любовью и нежностью переполнена картина «День рождения». Как-то еще до свадьбы Белла пришла к Марку на день рождения с букетом цветов, и это настолько вдохновило художника, что он тут же сделал набросок будущей картины.

Белла вспоминала о том дне: «Не двигайся, стой, где стоишь! (Я все еще держу цветы)… Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Ты закружил меня в вихре красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой.

Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».

Прогулка, 1918 г. В 1944 году Шагалы жили в США и очень обрадовались новости об освобождении Франции. Они уже собирались вернуться во Францию, когда Белла внезапно занемогла. Инфекция убила ее буквально за несколько дней.

Шагал работает над портретом супруги «Белла в Зеленом», 1935 г. Марк Шагал прожил долгую жизнь и создал еще множество полотен, мозаик, витражей и скульптур, расписал плафон Парижской Оперы Гарнье; скончался в почтенном возрасте 98 лет.

После кончины любимой жены у Шагала были романы и новый брак, но любовь к Белле он пронес через всю жизнь, даже после ее смерти продолжая писать ее портреты. «Все можно изменить в жизни и в искусстве, и все изменится, когда мы избавимся от стыда, произнося слово Любовь.

В нем настоящее искусство: вот все мое мастерство и вся моя религия».

Белла в Мурийоне, 1926 г. По материалам: kulturologia , m-chagall Сморите также: Цветы от Маяковского Потрясающая история любви двух художников

Личная жизнь

Первой женой Шагала была Белла Розенфельд. В этом браке у пары родилась дочь Ида, которая позже станет биографом отца. Белла умерла от сепсиса в 1944 г. на территории США. Мужчина очень тосковал о возлюбленной, вследствие чего долгое время пребывал в депрессивном состоянии.

В середине 1945 г. дочь наняла для ухода за отцом сиделку Вирджинию Хаггард. Это привело к тому, что Марк Захарович в очередной раз испытал чувство любви. Результатом отношений художника и сиделки стало рождение мальчика Дэвида.

Через несколько лет девушка ушла от Шагала к фотографу Шарлю Лейренсу, забрав с собой сына. Живописец был в отчаянии и даже намеревался свести счеты с жизнью. Видя это, Ида познакомила родителя с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской.

Марк Шагал с женой Валентиной Бродской

Мужчина вновь почувствовал себя счастливым, начав оказывать Валентине знаки внимания. В итоге, в 1952 г. влюбленные сыграли свадьбу

Важно отметить, что дочь пожалела о том, что способствовала их знакомству

Это объяснялось тем, что мачеха не пускала к Марку детей и внуков, а также бездумно тратила гонорары мужа. И хотя мастер прожил с этой женщиной до конца своих дней, он по-прежнему скучал о Белле и постоянно писал е портреты.

Смена ролей

Народное художественное училище «нового революционного образца» — так называлось учебное заведение в Витебске, которое основал и в котором преподавал Марк Шагал.

Шагал не был хорошим учеником и многое открывал для себя сам, развивая свои способности. Такой же подход он использовал и в преподавании: он пустил обучение на самотек, рассчитывая, что так поможет раскрыться талантам.

Параллельно с Шагалом в этом же училище преподавал другой талантливый художник — Казимир Малевич. Его методика была прямо противоположной: он пообещал сделать учеников профессионалами за несколько месяцев, и сдержал обещание. Вскоре в Москве на выставке можно было увидеть работы учеников Малевича, и ни одной — воспитанников Шагала. Исход легко предугадать: вскоре все, кто занимался у Шагала, перешли в классы Малевича, и Марк с женой покинули Витебск.

Прогулка (1918)

По мнению topcafe.su, это одна из самых узнаваемых работ Марка Шагала. Картина написана уже после свадьбы Марка и Бэллы, когда в семье появилась дочка. В этой картине отражается огромная любовь и счастье художника, его желание взлететь от этих чувств.

Жена художника Бэлла парит в воздухе, а Марк держит её за руку. Вот-вот его ноги оторвутся от земли, и пара поплывёт над городом. В нижнем левом углу картины на земле расстелен красный цветастый платок, на нём предметы пикника. Глядя на эту картину, нет ощущения нереальности происходящего. Счастливая пара на прогулке радостно резвиться. Никакое притяжение земли не может препятствовать любви. Это гимн самому прекрасному чувству.

7