Краткая биография глинка интересное о композиторе михаиле ивановиче для детей

Новаторская музыка Михаила Глинки


Михаил Глинка. Изображение: polzam.ru

В 1841 году Екатерина Керн выздоровела, но врачи рекомендовали уехать ей на юг России. Михаил Глинка хотел отправиться вслед за ней и даже написал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом». Однако бракоразводный процесс с женой вынудил композитора остаться. В ночь, когда Керн уезжала из города, Глинка писал музыку: «Всю ночь я был в лихорадочном состоянии, воображение зашевелилось и в ту ночь изобрел и сообразил Финал оперы, послуживший впоследствии основанием увертюры оперы «Руслан и Людмила». К 1842 году опера была готова, и практически сразу же начались репетиции в Петербургском Большом театре.

27 ноября 1842 года в Петербурге состоялась премьера. Опера «Руслан и Людмила» провалилась: во время пятого акта ложе покинула императорская семья.

Все обстоятельства сложились против композитора. Сначала у главного декоратора был конфликт с директором театра, и он в о. Глинка вспоминал: «Замок был похож на казармы, фантастические цветы авансцены были безобразно и гадко размалеваны самыми простыми красками <…> Одним словом это была не декорация, а западня для актеров»</…>. Потом, перед самой премьерой, заболела прима и ее заменили юной, неопытной артисткой. Тем не менее, за зиму 1842 года опера прошла 32 раза.

В 1844 году Михаил Глинка отправился в Париж. Там композитор подружился с известным музыкантом Гектором Берлиозом, и он включил сочинения Глинки в свою концертную программу. Аплодировал полный зал. Успех натолкнул Михаила Глинку на мысль дать в Париже сольный концерт, который состоялся в апреле 1845 года. Он вспоминал: «Во время концерта зал был полон. Русские дамы словно украсить концерт соотечественника; они явились в великолепном убранстве». Концерт высоко оценила пресса: лестные статьи появились сразу в трех ведущих французских журналах.

В 1845 году Глинка приехал в Испанию. Красивая природа и атмосфера города Вальядолид впечатлили композитора — вскоре после приезда он написал оркестровую пьесу «Арагонская хота». Глинку стала интересовать национальная музыка. Он приглашал себе в квартиру погонщика мулов, просил его спеть народные песни и переносил их на ноты.

Летом 1847 года Глинка вернулся в Россию. Несколько месяцев он пробыл дома, в селе Новоспасском, однако его здоровье ухудшилось, и композитор решил провести пару месяцев в Варшаве. Вскоре в польском городе началась эпидемия холеры. Глинка не выходил из квартиры и все время проводил за роялем. В это время появились романсы «Слышу ли голос твой» на слова Лермонтова и «Заздравный кубок» на стихотворение Пушкина. В 1848 году Глинка сочинил плясовую «Камаринская». Композитор объединил мелодии двух народных песен: свадебной «Из-за гор, гор, высоких гор» и плясовую Камаринскую. В «Записках М.И. Глинки» он писал: «Вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр <…> Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ»</…>. Глинка первым из русских композиторов объединил в одном музыкальном произведении разные ритмы, характеры и настроения.

В 1851 году Глинка ненадолго вернулся в Петербург, где давал уроки пения. Вскоре он снова уехал за границу — на этот раз в Париж. Во Франции композитор начал работу над третьей оперой «Тарас Бульба», однако вскоре забросил — не было вдохновения. Крымская война 1853 года вынудила Глинку покинуть Париж: Британия и Франция в коалиции с Османской империей воевали против России. В 1854 году композитор снова приехал в Петербург, но в 1856 году покинул его вновь. Михаил Глинка уехал в Берлин, где прожил до конца жизни.

В феврале 1857 года Глинка скончался. Его похоронили на лютеранском кладбище в Берлине, однако вскоре прах композитора перевезли в Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище.

Наследие

Могила Михаила Глинки на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге

Памятник возле Мариинского театра в Санкт-Петербурге

После смерти Глинки относительные достоинства двух его опер стали предметом жарких споров в музыкальной прессе, особенно между Владимиром Стасовым и его бывшим другом Александром Серовым . Оркестровое сочинение Глинки « Камаринская» (1848) Петр Ильич Чайковский назвал желудем, из которого вырос дуб позднейшей русской симфонической музыки.

В 1884 году Митрофан Беляев учредил «Премию Глинки», которую присуждали ежегодно. В первые годы победителями стали Александр Бородин , Милий Балакирев , Петр Ильич Чайковский, Николай Римский-Корсаков , Цезарь Куй и Анатолий Лядов .

За пределами России некоторые оркестровые произведения Глинки были довольно популярны на концертах и ​​в записях. Помимо хорошо известных увертюр к операм (особенно блестяще-энергичной увертюры к Руслану ), его основные оркестровые произведения включают симфоническую поэму Камаринскую (1848), основанную на русских народных мелодиях, и два испанских произведения «Ночь в Мадриде» (1848 г.) 1851) и Хота Арагонеса (1845). Глинка также написал много авторских песен , много пьес для фортепиано и немного камерной музыки.

Менее заметным произведением, привлекшим внимание в последнее десятилетие 20-го века, была « Патриотическая песня » Глинки , якобы написанная для конкурса на государственный гимн в 1833 году. В 1990 году Верховный Совет России принял ее в качестве регионального гимна России

Советская Федеративная Социалистическая Республика , которая на тот момент была единственным государством в составе Советского Союза, не имевшим своего регионального гимна. После распада Советского Союза и РСФСР гимн неофициально хранился до тех пор, пока он не был официально утвержден в качестве государственного гимна России в 1993 году, где оставался таковым до 2000 года.

Именем Глинки названы три русские консерватории:

  • Нижегородская государственная консерватория ( Русский : Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки )
  • Новосибирская государственная консерватория ( русский : . Новосибирская государственная консерватория (академия) им М.И.Глинки )
  • Магнитогорск государственная консерватория ( русский : Магнитогорская государственная консерватория )

Советский астроном Людмила Черных назвала в его честь малую планету 2205 Глинка . Он был открыт в 1973 году. Кратер на Меркурии также назван его именем.

Глинкаштрассе в Берлине была названа в честь Глинки. После протестов Джорджа Флойда станцию ​​метро Mohrenstraße в Берлине было предложено переименовать в Glinkastraße, которая находится рядом со станцией. План был отменен из-за предполагаемого антисемитизма Глинки.

Личная жизнь

Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.


Михаил Глинка с женой

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».


Знаменитая Анна Керн

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.


Михаил Глинка и Екатерина Керн

Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Зарубежные поездки

В Испании русский композитор проникся завораживающей природой и особой атмосферой города Вальядолид: в короткие сроки он создает пьесу для оркестрового исполнения «Арагонская охота». С этих пор Глинку стала особенно интересовать этническая музыка. Он даже приглашал к себе погонщиков мулов и простой деревенский народ исполнить ему народные песни, которые он потом записывал на нотоносце. Ознакомившись с народной классикой, композитор брал этот стиль за основу и сочинял свое, делал фантазийные вставки. Таким образом, Глинка стал одним из первых русских музыкантов, сумевших объединить разные ритмы, жанры и стили.

Посетив Испанию и Францию, под влиянием новых впечатлений композитор немного успокоился и в 1847 году возвратился в Россию. В России опять пришлось пробыть недолго, так как начались проблемы со здоровьем. Глинка отбыл в Варшаву, но там разразилась эпидемия холеры. Пришлось поневоле оставаться в четырех стенах и заниматься творчеством. Несколько романсов и знаменитая «Камаринская» стали результатом этой поездки. По признанию самого автора, поначалу «Камаринская» задумывалась как обычная фортепианная пьеса, наподобие плясовой. Но «фантазия разыгралась», и на едином дыхании была написано оркестровое произведение. И именно оно стало визитной карточкой великого композитора.

Заграничные путешествия всегда вдохновляли великого композитора. В основном во время таких путешествий он творил и открывал что-то новое. Во время нахождения на родине Глинка преподавал и выполнял рутинную работу: переписывал партитуру, доводил до совершенства свои творения. Очень много произведений сочинил Глинка для детей: до него этот жанр оставался практически нетронутым. Именно под его мощным влиянием сформировалась русская классическая музыка.

В 1856 году Глинка отправился в Берлин. Почти ровно через год, 15 февраля, он скончался. Захоронение произошло на Троицком кладбище лютеранцев. После останки, после ходатайства сестры, перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском погосте.

Интересный мультипликационный фильм о великом композиторе.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.

Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет. Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет «Арагонскую хоту». Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения «Ночь в Мадриде». Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Интересные моменты биографии

  • Глинку в молодости увлекла дочь Анны Керн – семнадцатилетняя Екатерина, матери которой Пушкин посвятил известные стихи. Екатерину композитор боготворил: она стала вдохновением и музой для создания многих произведений. Ей он посвятил музыку на стихи Пушкина, предназначенные ее матери. Так был создан известный романс и вальс-фантазия.
  • Глинка был моложе Пушкина на пять лет и прожил одинаковое количество лет с П.И. Чайковским.
  • Французский композитор Г. Берлиоз весьма высоко оценивал творчество Глинки. Он сам исполнял его произведения, вместе с Глинкой давал концерты, которые пользовались невероятным успехом.
  • Франция была особенной отдушиной для Глинки. В Париже он начал симфонию «Тарас Бульба», но так, к сожалению, ее и не закончил.
  • Глинка любил церковный жанр и часто сочинял музыку для богослужений на церковнославянские тексты. Например, им была написана Ектения и молитва «Да исполнится молитва моя».

М.И. Глинка стал «солнцем» русской музыки. Он смог создать особый русский стиль, соединив русский народный песенный склад с музыкальной техникой. Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни. Также Глинка стал одним из первых, кто обратился к зарубежной этнической музыке и удачно использовал ее элементы в русских фантазийных произведениях.

Интересные факты

  • Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
  • После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
  • У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
  • Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.

«Жизнь за царя»

В конце 1820-х годов Глинка познакомился с Василием Жуковским

Это важное для Михаила Ивановича событие произошло вскоре после завершения романсов на стихи одного из крупнейших поэтов того времени. Также композитор познакомился с историком Николаем Павлищевым

С его помощью Михаил Иванович сблизилсяс с музыкальными кругами, и несколько его романсов попали в сборник под названием «Лирический альбом».

Весной 1830 года Глинка уехал из России в Италию. Там композитор поправлял здоровье. Итальянская природа, о которой композитор неоднократно высказывается в своих «Записках», вдохновила его на создание романса «Венецианская ночь».

В 1834 году, получив известие о смерти отца, Глинка вернулся на родину. Он вновь поселился в Петербурге у своего друга Алексея Стунеева. Там же Михаил Иванович встретил и свою будущую жену Марью Петровну Иванова.

Уже в это время зрел замысел оперы. В основу сюжета должна была лечь легенда об Иване Сусанине. Жуковский поддержал композитора и взялся за либретто, завершить текст помогал литератор Егор Розен.

На написание национальной оперы ушёл примерно год. Премьера «Жизни за царя» состоялась в декабре 1836 года. Монументальное музыкальное полотно было посвящено Николаю I, присутствовавшему на первом исполнении. В письме к матери Глинка так говорил о реакции монарха: «Государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною…».

После постановки «Жизни за царя» Глинка решил написать оперу «Руслан и Людмила». Однако от этой идеи пришлось на время отказаться — Пушкин, который должен был создать либретто, погиб на дуэли с Дантесом. Глинка начал работать в Придворной певческой капелле. Он делился с музыкантами своим опытом и занимался подбором новых кадров, писал романсы.

К задумке композитор вернулся через несколько лет, когда переживал, с одной стороны, разрыв отношений с женой, с другой, — бурный роман с Екатериной Керн.


Екатерина Керн. (wikipedia.org)

В ноябре 1842 года состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Зрители встретили её холодно. По выражению Глинки, они «аплодировали очень недружно», критики нападали на декорации, а император вовсе не досмотрел постановку, уехав ближе к концу.

Неудачи на родине компенсировал успех в Европе, в частности, концерт в Париже. Несколько лет Михаил Иванович прожил в Испании. Вернушись в Петребург в 1847 году, он стал преподавателем музыки. Последнее десятилетие жизни Глинка провёл в Берлине. Там он и скончался в начале 1857 года. Прах композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Глинка вошёл в историю как основоположник русской национальной оперы. Он оказал огромное влияние на творчество таких отечественных композиторов, как Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. А его «Патриотическая песня», созданная в 1833 году, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год.

Память

В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки

  • Памятники М. И. Глинке:
    • в Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек — отрывков 24 произведений композитора
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин
    • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории (Театральная пл.); скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах. Памятник монументального искусства Федерального значения.
    • в Киеве открыт 21 декабря 1910 года (Основная статья: Памятник М. И. Глинке в Киеве)
    • в Запорожье открыт в 1956 году напротив входа в концертный зал имени Глинки
    • в Дубне установлен у здания музыкальной школы № 1.
    • в Челябинске открыт 20 июля 2004 года на площади перед академическим театром оперы и балета; скульптор Вардкес Авакяни, архитектор Евгений Александров
    • 20 мая 1899 года дом в Берлине, где умер М. И. Глинка, был увековечен мемориальной доской
  • Премии и фестивали имени М. И. Глинки:
    • В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года
    • С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки
    • С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки
    • С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки
  • Фильмы о М. И. Глинке:
    • В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича (в роли — Борис Чирков).
    • В 1952 году Мосфильм выпустил художественный биографический фильм «Композитор Глинка» (в роли — Борис Смирнов).
    • В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»

Михаил Глинка в филателии и нумизматике:

    • В 1951 году выпущена почтовая марка СССР к 175-летию Большого театра в Москве, на которой портретную галерею русских композиторов возглавляет портрет М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1613; Скотт #1554)
    • В 1954 году в СССР были выпущены две почтовые марки, посвящённые 150-летие со дня рождения М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1781—1782; Скотт #1723—1724), на одной из них изображён портрет композитора, на другой — сцена из оперы «Иван Сусанин»
    • В 1957 году вышли две почтовые марки СССР, посвящённые 100-летию со дня смерти композитора (ЦФА (ИТЦ) #1979—1980; Скотт #1907—1908)
    • В 1958 году марки с портретом М. Глинки выпустили почты Болгарии (Михель #1052) и Румынии (Михель #1712)
    • В 1991 году в рамках «Международного года русской культуры» Министерством связи СССР выпущен конверт с оригинальной маркой, оригиналом портрета на которой послужила картина И. Репина «М. И. Глинка за сочинением оперы „Руслан и Людмила“», а на конверте — репродукция с литографии «Квартет М. Ю. Виельгорского»
    • 20 мая 2004 года Почта России выпустила три почтовые марки к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. На одной из миниатюр помещён портрет М. Глинки, на двух других — сцены из опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». На купоне, объединяющем все марки в единое целое, помещено факсимиле композитора и лист с нотами гимна-марша «Славься» (ЦФА (ИТЦ) #942—944; Михель #1174—1176)
    • 18 июня 2004 года Банк России выпустил памятную монету номиналом 2 рубля
    • В 2004 году Б. Г. Федоров профинансировал чеканку памятной медали с изображением композитора в честь 200-летия со дня рождения.
  • В честь М. И Глинки названы:
    • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).
    • Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).
    • Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).
    • Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).
    • Магнитогорская государственная консерватория.
    • Минское музыкальное училище
    • Челябинский академический театр оперы и балета.
    • Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).
    • Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина).
    • Концертный зал в Запорожье.
    • Государственный струнный квартет.
    • Улицы многих городов России, а также городов Украины и Белоруссии. Улица в Берлине.
    • В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора — 2205 Glinka.
    • Кратер на Меркурии.

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (1804-1857)

Я. Яненко. Портрет М. Глинки (1840-е годы)

Детство и юность

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки.До 6 лет его воспитывала бабушка по отцу, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. И только после смерти бабушки мать смогла воспитывать мальчика по своему усмотрению. С 10 лет Глинку начали обучать музыке: игре на фортепиано и скрипке.С 1817 г. Михаил воспитывался в петербургском Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, будущий декабрист В.К. Кюхельбекер. Пребывание в Благородном пансионе оказало большое влияние на формирование мировоззрения Глинки: пансион славился прогрессивно мыслящими преподавателями. Там юноши учились спорить, отстаивать свои политические и литературные предпочтения.В Санкт-Петербурге Глинка занимался у известных музыкальных педагогов, в том числе у Джона Фильда. В пансионе будущий композитор познакомился с А.С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи продолжались вплоть до гибели поэта.

Формирование личности М.И. Глинки

Об этом мы можем узнать от самого композитора из его «Записок».Главными впечатлениями детства он называет русские песни: они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку», а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в оркестре на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. В детстве Глинка увлекался рисованием, мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией.На формирование личности Глинки и его политических убеждений оказали также два исторических события, произошедших во время его жизни: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Глинка даже был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками» – его политические симпатии были на их стороне.Глинка много читал, любил русскую историю, литературу, непосредственное же общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем, конечно, же, обогатило его личность и помогло в формировании мировоззрения.Он часто посещал театры, музыкальные вечера, музицировал в 4 руки в том числе с А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы.В 1823 г. Глинка совершил путешествие на Кавказ.

Дворянство как образ жизни

Мировоззрение Глинки определяло его дворянское происхождение. Он не был обременен ежедневными бытовыми вопросами (их решали крепостные) и поисками средств к существованию. Финансовую стабильность обеспечивали имение в Новоспасском Смоленской губернии и успешный бизнес отца Ивана Николаевича. В годы службы в Придворной певческой капелле годовой доход Глинки мог доходить до 7000–8000 рублей (для сравнения: примерный бюджет аристократа в те времена в Петербурге на год составлял около 1500–2000 рублей). Глинка жил на широкую ногу, хотя он прекрасно знал цену деньгам. Но подобный образ жизни был обязателен для столичного русского дворянина, вынужденного постоянно подтверждать свой высокий социальный статус в обществе.

Получивший прекрасное государственное образование в элитном Благородном пансионе в Петербурге, он чувствовал себя не просто дворянином, но справедливо ощущал свою принадлежность к «аристократии духа». Они видели целью своей жизни духовное совершенствование, служение искусствам и просвещение страны. Глинку с уверенностью можно назвать интеллектуалом, который постоянно заботился о самосовершенствовании. Он знал шесть иностранных языков – обязательные французский, итальянский и немецкий, а еще английский, персидский и испанский – экзотика для того времени. Прекрасно разбирался в зоологии, освоил математику так, что был репетитором для отстающих студентов в Благородном пансионе. А для своей сестры Людмилы (в замужестве Шестаковой) написал учебник по географии. Он много читал – от Овидия, Н. М. Карамзина, Ж.-Ж. Руссо до Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, А. Дюма-сына. Не случайно его друг, художник Николай Степанов изобразил его на одной из карикатур с тележкой, доверху нагруженной книгами.

Дворянское самосознание влияло на его самоощущение как композитора и стиль его сочинений. В рафинированной салонной культуре он обретал известность как прекрасный пианист (о чем забывают сегодня) и сочинитель утонченных романсов. При этом он оказался участником больших тектонических сдвигов в организации музыкального процесса в России. Дело в том, что в 1830-е годы формировалась новая музыкальная система, характерная для модéрновых обществ – с социальными ролями, профессиями и институциями, с феноменом публики и публичными концертными залами. Покинув государственную службу, он одним из первых в России стал «свободным художником», примеряя роли виртуозного салонного пианиста, издателя и учителя пения. При этом он, безусловно, понимал, что «состояние артиста», как он сообщал в одном из писем в 1830 году, обрекает его на многие испытания (изгнанничество, социальная исключенность, финансовая нестабильность и т. д.).

Но при этом композиторство не мыслилось им как обязательный каждодневный труд (за что и ругал его более чем через полвека Чайковский), что свойственно профессиональной деятельности. Он ждал Вдохновения, Музы, в полной мере разделяя представления немецких романтиков о божественной сущности творчества.

Важно помнить, что Глинка принадлежал к поколению русских дворян, для которых понятие чести являлось абсолютным императивом. Совершить недостойный поступок считалось хуже смерти

Переживания Глинки о своей репутации оказывались, таким образом, вопросом «жизни и смерти».

Странствующий меланхолик

В Петербурге в 1820-е годы Глинка познакомился с романтизмом, «сросшимся» на русской почве с «домашним» сентиментализмом. Новыми культурными идолами стали Дж. Байрон и И. В. Гёте. Именно противоречивая романтическая картина мира (вспомним, как П. А. Вяземский сравнивал романтизм с домовым, в которого «многие верят», но не могут найти его приметы) сформировала личность Михаила Ивановича и его музыкальный почерк. Дуализм в искусстве и быту, вечный поиск и неудовлетворенность жизнью стали устойчивыми чертами характера музыканта. Но, пожалуй, доминантой в его мировосприятии являлась меланхолия, одна из производных романтической картины мира, провоцирующая у него постоянное ощущение собственной уязвимости, в том числе физической. К тому же он с рождения страдал сильнейшими приступами «золотухи» (в современной классификации – атопическим дерматитом), которая сформировала и его ипохондрию.

Меланхолия, знавшая за многие столетия человеческой истории разные проявления, в эпоху Глинки расценивалась как признак принадлежности к избранным. Это был знак творца и гения. Меланхолия идентифицировала высокую степень утонченности души, способность проникать в тайны мироздания и, наконец, общаться с Богом посредством искусства.

Меланхолия в жизни Глинки принимала разные формы – от парализующей депрессии (музыкант мог месяцами не выходить на улицу) до сильнейших эмоций (он плакал во время прослушивания опер В. Беллини и К. В. Глюка, его оперных кумиров до конца жизни). Периоды бездействия сменялись безостановочным весельем, например, на вечерах у литератора Нестора Кукольника в конце 1830-х годов.

Постоянное стремление к идеалу и перфекционизм (особенно в своем творчестве, что вызывало неподдельное удивление среди коллег, например, Дж. Мейербера) замедляли процесс сочинения музыки.

Он часто ощущал безысходное отчаяние, бездонный ужас, заставлявший его сердце, как он сообщал в письмах, буквально останавливаться. Его «спасала» либо музыка (в «Патетическом трио», как он указывал, он выразил свои мучения и страх от приближающейся смерти), либо хорошенькая девушка.

Н. А. Степанов. «С гитарой и шпагой я здесь под окном». Слева направо: дон Педро Ноласко Фернандес, М. И. Глинка. Акварель. РНБ, Санкт-Петербург.