Биография мусоргского: дата и место рождения, годы жизни, творчество, самые известные произведения и интересные факты

Пристрастие к алкоголю и ранняя смерть

М.П. Мусоргский умер в 42 года в госпитале, в который его устроили друзья, от белой горячки, не имея ни дома, ни гроша за душой. В больнице Репин и написал его единственный прижизненный портрет, случилось это незадолго до смерти композитора, и даже халат, который мы можем видеть на этой картине, был подарен друзьями. 

Ирина Скворцова: Я думаю, что причины трагического развития его судьбы абсолютно личностные. Он не выстраивал карьеру, был расточительным и очень сильно одаренным человеком. И он растрачивал себя на все: на чувства, на любовь, на отношения с людьми – он был готов душу наизнанку вывернуть. И вот такие личности быстро расходуются. Он параллельно писал такие противоположные сочинения, как мало кто из художников может себе позволить. Он писал «Хованщину», такое трагическое полотно, которое в мировой музыкальной культуре сравнить не с чем, и одновременно мог писать «Сорочинскую ярмарку», совершенно противоположного колорита произведение. Такой расход собственного потенциала не может не растрачивать единство энергии человека, она конечна. Отсюда это увлечение алкоголем как попытка себя восстановить.

Он был очень одиноким человеком и это одиночество очень остро переживал, хотя у него были друзья и все прочее, рассказывает профессор. «Внутри была личностная надрывность. Он все отдавал, не умел себя охранять. Например, он очень дружил с молодым поэтом Голенищевым-Кутузовым, фактически имя ему создал, его бы никто не узнал, если бы не Мусоргский. Он его опекал, относился к нему по-отцовски и страшно переживал, когда тот вырос и покинул его. С другой стороны, вообще мало художников не трагических. В чем-то свое время он опередил, но я не думаю, что, если бы он родился в ХХ веке, он был бы счастливее. Судьба его все равно была бы трагической, такая личность.

Национальные черты творчества М. Мусоргского

В музыкальном творчестве М.П. Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. М.П. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление М.П. Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Самые масштабные творческие достижения М.П. Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами.

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы М.П. Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века.

По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, при отсутствии ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада.

М.П. Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено для фортепиано в году), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII века.

Выдающееся произведение М.П. Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В.А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.

Память

Файл:Musorgsky Grave.jpg Памятник на могиле Мусоргского (Петербург, Александро-Невская лавра).

Файл:1989 CPA 6047.jpg Почтовая марка СССР, 1989 год.

Файл:5415-0006-reverse.gif Памятная монета России.

27 ноября года на могиле композитора был установлен памятник. Авторы – архитектор И.С. Богомолов и скульптор И.Я. Гинцбург – работали над проектом и моделями бесплатно. Средства на изготовление памятника были собраны по общественной подписке, в которой приняли участие Репин, Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов и многие другие.

Объекты, носящие (носившие) имя М.П. Мусоргского

  • Уральская государственная консерватория в Екатеринбурге с года;
  • Михайловский театр в Санкт-Петербурге;
  • Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского в Санкт-Петербурге;
  • Малая планета – “1059 Mussorgskia”;
  • В честь М.П. Мусоргского назван “Мусоргский кратер” на планете Меркурий.

Имя

Братья-аристократы Мусоргские — Филарет (также известный как «Евгений», слева) и Модест (справа), 1858 г.

Памятник на месте дома семьи Мусоргских в селе Карево Псковской области .

Написание и произношение имени композитора вызвало некоторую путаницу.

Фамилия происходит от предка XV или XVI веков Романа Васильевича Монастырёва, фигурирующего в Бархатной книге , генеалогии русских бояр XVII века . Роман Васильевич носил прозвище «Мусорга» (от греч . Μουσουργός , латинизировано :  musorgos , что означает «создатель музыки») и был дедом первого Мусоргского. Композитор мог проследить свою родословную до Рюрика , легендарного основателя государства Российского в IX веке.

В фамильных документах Мусоргских написание фамилии варьируется: «Мусарский», «Мусэрский», «Мусэрской», «Мусирской», «Мусорский», «Мусурский». В крестильной записи имя композитора указано как «Мусэрский».

В ранних (до 1858 г.) письмах к Милию Балакиреву композитор подписывал свое имя «Мусорский» ( Мусoрскій ). Буква «г» впервые появилась в письме к Балакиреву в 1863 году. Мусоргский использовал это новое написание ( Мусоргскій , Мусоргский ) до конца своей жизни, но иногда возвращался к более раннему «Мусорскому». Добавление буквы «г» к имени, вероятно, было инициировано старшим братом композитора Филаретом, чтобы скрыть сходство корня имени с сомнительным русским словом:

мусор (мусор) — нм мусор, мусор, мусор

Мусоргский, по-видимому, не воспринял новое написание всерьез и играл на «мусорной» связи в письмах Владимиру Стасову и семье Стасова, обычно подписывая его именем Мусорянин , примерно «мусорщик» (ср. Дворянин : «дворянин»).

Первоначально ударение было нанесено на первый слог имени (т.е. MÚS-r-skiy), и это происходит по сей день в России, в том числе в районе проживания композитора. Изменчивость второго слога гласный в версиях имя упоминалось выше , свидетельствует , что этот слог не получил стресс.

Добавление буквы «g» и сопутствующий сдвиг ударения во второй слог (например, Mu-SÓRK-skiy), иногда описываемый как польский вариант, поддерживалось потомками Филарета Мусоргского до тех пор, пока его линия не закончилась в 20 веке. Их примеру последовали многие влиятельные россияне, такие как Федор Шаляпин , Николай Голованов и Тихон Хренников , которые, возможно, встревоженные тем, что имя великого композитора «напоминает мусор», поддержали ошибочное двусложное ударение, которое также укоренилось в Запад.

Западное соглашение об удвоении первых «s», которое не наблюдается в научной литературе (например, «Словарь музыки и музыкантов Grove» ), вероятно, возникло из-за того, что во многих западноевропейских языках один интервокальный голос / s / часто озвучивается на / z. / (как в «музыке»), в отличие от славянских языков, где интервокальный / s / всегда глухой. Таким образом, удвоение согласного усиливает его глухой свистящий звук.

«Скромный» — это русская форма имени «Модест», что на позднем латыни означает «умеренный» или «сдержанный» . Его близкие друзья и родственники называли его «Modinka» ( русский язык : Модинька , латинизированный :  Modin’ka ) в уменьшительной форме с ударением «О».

Детство и юность

Знаменитый русский композитор Модест Петрович Мусоргский родился 09.03.1839 (по новому стилю 21-го числа) в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии.

Отец музыканта – Пётр Алексеевич Мусоргский – был выходцем из древнего дворянского рода. Мать – Юлия Ивановна Чирикова – также была из дворянской семьи. Она была прекрасно образована, хорошо играла на пианино и обучала сына классической музыке. А няня, занимавшаяся с мальчиком, привила ему любовь к народным русским сказкам и песням. У супругов был ещё старший сын по имени Филарет.

Сначала мальчики обучались дома, затем, когда Модесту исполнилось 10 лет, и семья переехала в Петербург, братья продолжили учёбу в немецком училище St. Petri-Schule, главным направлением которого было изучение иностранных языков. Дополнительно Модест брал уроки музыки у замечательного преподавателя Антона Августовича Герке, под руководством которого в 1852 г. Мусоргский написал свою первую пьесу для фортепиано. Проучившись 3 года в Петришуле, Модест, по настоянию родителей, перешел в Школу гвардейских офицеров, но заниматься музыкой не перестал. В это время он увлёкся изучением церковной музыки. В 1856 г. юноша успешно окончил школу и поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк.

Это интересно: Муса Джалиль. Краткая биография

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Хронологическая таблица

Модест Петрович сделал очень многое для развития музыки. В начале своего пути он писал небольшие произведения для игры на фортепиано, но спустя время научился использовать и более значительные музыкальные формы. Модест Петрович входил в состав членов «Могучей кучки» и был активным участником. Кроме того, он очень многое сделал для формирования русской национальной идеи.

В обществе далеко не каждый человек понимал творчество Мусоргского. Именно это привело его к нервным срывам.

Детские годы

Композитор прожил интересную жизнь, в ней было место не только для творчества. Мусоргский знал очень многих талантливых людей своего времени. Хронография:

Дата Список событий
1839 Мусоргский родился в древнем дворянском роде. Место рождения — село Карево Псковской губернии. До 10 лет Великий композитор находился с семьёй и занимался образованием. Обучался игре на фортепиано
1849−1852 Поехал учиться в Санкт-Петербург. После он поступил в школу гвардейских прапорщиков. В этом месте Модест Петрович заинтересовался церковной музыкой
1852 Начал сочинять свою первую музыку. Несколько его композиции были исполнены на сценах Москвы и Санкт-Петербурга
1856 Отправился служить в Преображенский гвардейский полк, там он впервые встретился с Даргомыжским
1858 Переведён в Министерство государственных имуществ

Музыкальная карьера

За время своей творческой деятельности Мусоргский написал много великих музыкальных сочинений:

Дата Список событий
1859 Композитор познакомился с Балакиревым, он посоветовал больше внимания уделять своим знаниям
1861 Начал работать сразу с несколькими операми:
  • Эдип.
  • Саламбо.
  • Женитьба.

Но ни одна из них так и не была завершена

1870 Начал создание своего самого известного произведения — оперу «Борис Годунов»
1871 Годунов был представлен критикам. Ознакомившись, они предложили автору немного её доработать
1872 Начал сочинять два новых произведения: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Они остались незаконченными. Работал над вокальным циклом «Детская»
1874 В Мариинском театре была представлена зрителям опера Борис Годунов. Начался ещё больший рост популярности Мусоргского

За свою жизнь композитор написал много музыкальных произведений. Основывались они на сюжетах следующих авторов:

  • Некрасова.
  • Островского.
  • Шевченко.

Смерть композитора

Мусоргский очень расстроился из-за распада «Могучей кучки». Кроме того, он не принимал критику от своих коллег и друзей. Композитор не понимал, какой должна быть его реакция. Всё это привело к тому, что он впал в сильную депрессию и стал выпивать. Музыку композитор начал писать намного медленнее. После он покинул основное место работы и тем самым потерял свой регулярный доход. На последнем этапе жизни великому композитору во всём помогали друзья.

Похоронили композитора в Александро-Невской лавре. В настоящее время от могилы практически ничего не осталось. Утрачена она была после полной реконструкции старого некрополя. Сейчас на месте захоронения Мусоргского находится остановка общественного транспорта.

https://youtube.com/watch?v=QytEiGVPMQc

Номера Opus

Мишель-Димитри Кальвокоресси предоставляет этот список произведений с номерами опусов, составленный композитором, с предисловием следующих замечаний (курсив добавлен): «Другой каталог, который был отправлен Стассофу , датирован 16 августа 1878 года; но, поскольку в нем не упоминается ни одной работы Написанный позднее 1874 года, Андрей Римский-Корсаков справедливо предполагает, что он должен был быть составлен примерно на четыре года раньше. Единственная ценность его — это биографическая любопытность ».

Примечание. Столбцы «категория» и «примечания», а также заголовки столбцов были добавлены для удобства читателя. Следует отметить, что дата Кальвокоресси, указанная в предыдущих комментариях (16 августа 1878 г.), не совпадает с указанной ниже.

«Владимиру Васильевичу Стасову в память о Мусорянине. Это все, что я знаю | М. Мусорянин» 26 августа 1978 г., Петроград

Opus Категория Работает Замечания композитора Ноты
Соч. 1
Различный Ein Kinderscherz (1859) • Скерцо B ♭ мажор для оркестра (1859) • Интермеццо (1861) • Скерзино (1872)
Соч. 2
Хоровой Гибель Сеннахирима (1867 г.) • Джошуа (1866 г.) «Хоровой» «Еврейские» хоры; Джошуа ( Иисус Навин ), завершенный в 1877 году, основан на «Военной песне ливийцев» из Саламбо , составленной в 1866 году.
Соч. 3
Песни • «Гопак» (1866) • «Собирать грибы» (1867) • «Еремушкин колыбельная» (1868) • «Крестьянская колыбельная» (1865) • «Сирота» (1868) • «Козел» (1867)
Соч. 4
Песни • «Обломок» (1868) • «Семинарист» (1866) • «Савишна» (1866)
Соч. 5
Песни • « Ночь » (1864 г.) • «Царь Саул» (1863 г.) • «Пир» (1867 г.) • «Еврейская песня» (1867 г.) • «Сорока» (1867 г.) • «Детская песня» (1868 г.)
Соч. 6
Альбом песен Детская (1868-1869):• «С няней»• «В углу»• «Жулик»• «Вечерняя молитва»• «С куклой»
Соч. 7
Опера Брак (1868) «Акт Гоголевской женитьбы «
Соч. 8
Песни • «Классицист» (1867) • «Пип-шоу» (1869) Сатирические песни
Соч. 9
Опера Борис Годунов (1868-1872)
Соч. 10
Опера Млада (1873):• «Рыночная сцена»• «Марш князей и священников»• «Прославление Чернобога» «Сцены из оперы» Млада « (не моя опера)» В Млада номера были написаны в 1872 году.
Соч. 11
Пианино Картины с выставки (1874 г.) «Памяти Гартмана»
Соч. 12
Альбом песен Без солнца (1874) «Альбом шести стихотворений графа Голенищефа-Кутузова»
Опера Саламбо (1864-1865) «Этюды для оперы Саламбо по Флоберу» Написано в 1863-1866 гг.
Песня «Я еду на Юкку!» (1873) Также известен как «Лошадь-хобби»; часть « На даче» ; позже добавлен в Детскую ; составлен в 1872 г.
Песня «Старообрядческая песня» (1874 г.) Песня Марфы «Бродила девица» из 3-го акта « Хованщины»
Песня «Забытый» (1874) «После Верещагина»
Песня «Курган крапивы» (1874 г.) Сатирическая песня; незаконченный
Опера Хованщина (1874) «Материалы к опере« Хованщина » (народная музыкальная драма)»

Самые известные произведения

Музыкальные произведения композитора известны по всему миру и используются в качестве саундтреков ко многим фильмам. Среди самых популярных можно отметить:

  • «Дракула 2000».
  • «Прирожденные убийцы».
  • «Симпсоны».
  • «После прочтения сжечь».
  • «Древо жизни» и др.

Мусоргский стал автором ряда бессмертных произведений, благодаря которым его имя известно всему миру. Одними из самых главных творений Мусоргского являются:

  • «Борис Годунов».
  • «Хованщина».
  • «Женитьба».
  • «Марш Шамиля».
  • «Иванова ночь на Лысой горе».
  • «Картинки с выставки».
  • «Песни и пляски смерти» и другие.

Детские годы

Биография Мусоргского начинается в имении Карево, это Псковская губерния. Родился на свет будущий талант 9 марта 1839 года. Его родителями были зажиточные землевладельцы, являвшиеся выходцами из смоленских православных князей. По некоторым сведениям историков известно, что род произошел из династии Рюриковичей.

Отец будущего композитора — хозяин большого поместья в Торопецком уезде, гвардейский офицер, полководец. Когда он получил во владение имение, сразу же покинул военную службу при питерском сенате и вступил в брак с Юлией Ивановной Чириковой.

Родители Модеста не относились к бедным людям, соответственно, и все его детство прошло в атмосфере, наполненной ощущением праздника. Мальчик рос в окружении нянек. Уже в раннем возрасте у него проявился необычный интерес к русским сказкам и песням, народным обычаям и традициям. Мама занималась образованием сына, всячески прививая интерес к классической музыке и обучая игре на пианино.

В возрасте 7 лет мальчик мог по слуху подбирать фортепианные усложненные пьесы, параллельно создавал собственные импровизации.

Начало творческого пути

Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.

Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.

Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.

К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.

Модест Петрович Мусоргский. Новации в русской классической музыке XIX века

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Псковской губернии в селе Карево. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство мальчика прошло в родовом поместье в атмосфере крестьянского быта. По словам самого Мусоргского, время, проведенное среди простых русских людей, стало для него движущей силой будущих музыкальных импровизаций.

Как было принято среди дворян того времени, Модест вместе со своим братом Филаретом начальное образование получили дома. Музыкальный талант Мусоргского открылся в раннем детстве. И отец, и мать всячески поощряли занятия музыкой, но о будущем Модеста как музыканта никто не помышлял.

В 1849 году, по семейной традиции, десятилетнего мальчика отвезли в Петербург на учебу в Петропавловскую школу, а затем в Гвардейское училище подпрапорщиков.

Во время учебы Мусоргский был позитивно оценен императором. Вкупе с высоким дворянским происхождением перед юношей открывались блестящие перспективы военной карьеры.

И действительно, по окончании учебы в 1856 году Модест Петрович Мусоргский прибыл на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Но знакомство с Кюи, Балакиревым, Даргомыжским, Тургеневым, Писемским и другими талантливыми людьми поменяли мировоззрение юноши. В 1858 году молодой офицер уходит в отставку, чтобы всецело отдаться музыкальному искусству.

Страстное увлечение музыкой

Творчество Мусоргского развивается бурно. Он изучает теорию музыкального искусства, много читает, размышляет. Под руководством Балакирева композитор анализирует гармонию, читает партитуры для оркестра, играет произведения Бетховена, Шумана, Листа, Берлиоза.

В короткий промежуток времени Мусоргский добивается виртуозного исполнения на фортепиано. Имея хорошо поставленный баритон, с большим удовольствием выступает на музыкальных вечерах. В 1852 году публике была представлена первая фортепианная пьеса композитора – полька «Подпрапорщик».

Бурная творческая деятельность Модеста Петровича была сопряжена с нервными срывами и кризисами. Новые произведения открывали горизонты, в то же время многие из них оставались незавершенными. Это и оперы «Эдип» (по трагедии Софокла), «Саламбо» (по роману Гюстава Флобера), «Женитьба» (по сюжету пьесы Николая гоголя) и ряд других сочинений.

Наиболее известными произведениями Мусоргского считаются:

  • опера «Борис Годунов» на сюжет одноименной драмы А.С. Пушкина (1868-1872);
  • опера «Хованщина», посвященная жизни простого русского народа (1873-1880, не окончена);
  • комическая опера «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Н.В. Гоголя (1874-1880, не окончена);
  • цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874);
  • сборники сочинений для голоса с фортепиано, в том числе «Юные годы», «Детская» (1870), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877):
  • более ста песен и романсов, в основном, по мотивам русского быта и фольклора.

Последние годы жизни Мусоргского

Мусоргский тяжело переживал кризис сообщества «Могучая кучка» и неоднозначное отношение к своему творчеству в академической среде. Это привело композитора в полное уныние, вследствие чего он стал злоупотреблять спиртным.

На помощь Модесту Петровичу всегда приходили друзья – композиторы. Светлым лучиком на закате жизни композитора стали гастроли по югу России, устроенные подругой Мусоргского – оперной певицей Дарьей Михайловной Леоновой. Этот вояж принес композитору моральную и финансовую поддержку.

После очередного серьезного приступа в феврале 1881 года Мусоргский был помещен в один из петербургских госпиталей. Лечение не принесло результатов, и в марте великий композитор скончался. Одним из последних, кто посетил его в госпитале, был русский художник Илья Репин, написавший единственный прижизненный портрет Модеста Петровича Мусоргского.

Мусоргский. Картинки с выставки. Святослав Рихтер (1956)

Musorgsky Boris Godunov Coronation Scene