8 фактов об эпохе возрождения, которые делают это время более странным, чем средневековье

Оглавление

Литература

  • Архитектура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Лисовский В. Г.. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. — СПб.: Азбука-Классика, 2007.
  • Михайлова М. Б. Античный элемент в формировании города Возрождения (теория и практика) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М.: Наука, 1984. — С.214—220.
  • Пясецкий В. Н. Архитектурные формы раннего возрождения в Италии. Обзор архитектурных форм раннего Возрождения вместе с историческими сведениями о них с указанием причин их появления в итальянском искусстве. Описание различных деталей памятников итальянского зодчества XV века с чертежами и рисунками. С 142 чертежами на десяти отдельных листах и 10 рисунками в тексте. — С.-Петербург: Издание редакции журнала «Строитель». Типография Е. Евдокимова. Троицкая ул., № 18. 1897. — 106 с.

«Пьета» Микеланджело Буонаротти

Пьета — «Оплакивание Христа» — трагический религиозный сюжет, решенный Микеланджело в традициях искусства высокого Возрождения. Удивительно, но Мадонна с телом Христа на руках изображена в образе молодой и прекрасной девы — по мнению 24-летнего автора, целомудренная женщина долго сохраняет молодость. Микеланджело за свою жизнь еще дважды переосмысливает этот сюжет: так появились «Пьета Бандини» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини» в Кастелло Сфорцеско.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — По римским следам Микеланджело

Посмотреть можно: собор Святого Петра, Ватикан

Обратите внимание, очередь на вход стандартно растягивается на 2-3 часа. Побеспокойтесь о билетах заранее, тогда вам придется пройти только очередь на досмотр, обойдя очередь в кассы

Приобрести онлайн можно здесь.

Известные художники эпохи Ренессанса

Знаменитые художники Возрождения подарили миру произведения, которые стали частью «Золотого фонда» живописи. На холстах отражена эволюция в мире искусства, выраженная в смелых и ярких образах, точности линий.

Тинторетто (1518-1594)

Итальянский художник, творивший в Венеции. Созданная ранее перспектива иллюзии трехмерного пространства была усовершенствована им до предела. Для этой цели Тинторетто применял длинные и широкие перспективы.

Выбранный им стиль отражает новаторские технологии, яркость и насыщенность красок и нескрываемую драматичность.

Тициан (1488/1490-1576)

Итальянский художник, который экспериментировал с различными стилями и направлениями в живописи. В основе его работ были портреты, ландшафты, религиозные и мифологические тематики. Особенность техники – свободные мазки и тонкость тона.

Ему удалось успешно внедрить смелые образы обнаженных тел в живопись, сочетать их с религиозными сюжетами.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)

Немецкий художник начал свой путь в творчестве в качестве успешного мастера гравюр на дереве. Печатное производство под его влиянием достигло невероятных масштабов и стало самостоятельной художественной формой.

Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные традиции живописи.

Иероним Босх (1450-1516)

Голландский художник, известный тем, что первым стал изображать на холстах миры необычные, скрытые от глаз людей, загробный мир и мифические существа также появлялись в его работах в числе первых, чем вызвали неподдельный интерес к произведениям.

Сад земных наслажденийИероним Босх

Его образы гротескны, в основе творчества лежат библейские сюжеты, в центре – сравнение жизни земной и небесной, Рая и Ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на холсты, заставляя задуматься.

Джотто (1267-1337)

Итальянский художник периода Раннего Ренессанса. Его творчество положило конец преобладанию в живописи влияния Византийского стиля. Смелые новации, необычный взгляд на техники письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Ренессансу. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Изобразительное искусство эпохи Ренессанса стало расцветом для просветителей. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли, как основоположника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.

Донателло (1386-1466)

Итальянский мастер совершил поездку в Рим и изучил там древние руины. Художник стал постепенно уводить живопись из-под влияния готики, привнося в изображение плавность линий и детальный реализм. Лица, изображаемые на холстах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.

Бронзовый ДавидДонателло

Основным направлением в работе была скульптура, но работы мастера оказали огромное влияние и на мир изобразительного искусства, вдохнув в образы жизнь.

Рафаэль (1483-1520)

Итальянский художник, творивший на этапе Высокого Ренессанса. Его основным направлением в творчестве стала реалистичность образов. Многие художники эпохи Возрождения старались подражать и ровняться на творчество мастера. Эмоции и чувства – особенность всех полотен.

Микеланджело (1475-1564)

Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом равнялось на произведения гениального итальянского мастера. Он был также одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был своеобразным и очень личным, в ним преобладает естественность и натуральность, благодаря которым при взгляде на произведения полностью проникаешься сюжетом.

Леонардо да Винчи

Великое искусство эпохи Ренессанса нельзя представить без работ этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал много величайших открытий, которыми пользовались многие ученые и исследователи в будущем.

Витрувианский человекЛеонардо да Винчи

Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили разработать ему уникальный метод, плавный переход от света к тени. На холстах можно видеть переход, выраженный контраст, который позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили в работе: религиозная живопись, художественные образы.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)

Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века  архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура, как и искусство, с этих пор рассматривается не как «ремесленническая» деятельность, а как продукт, полученный в результате «интеллектуальных» размышлений. В следствие этого живопись, скульптура и архитектура итальянского Возрождения становятся в начале этого периода отдельными жанрами. То, что их объединяет — это постоянный поиск гармонии и равновесия между различными элементами.

Изучение древнего классицизма привело к возрождению двух ключевых понятий древней художественной культуры — перспективы и пропорций. Перспектива — это метод представления, который изображает на плоской поверхности, с помощью ряда геометрических правил и математических вычислений, трехмерные объекты, имеющие высоту, ширину и глубину. Вопрос пропорций был весьма деликатным. В классическую эпоху художники применяли в скульптуре и архитектуре пропорции, предполагавшие выбор точных математических соотношений. Математическая точность в древности ассоциировалась с воссозданием образа совершенного человека и строительством гармоничных сооружений. Моделью художников и скульпторов эпохи Возрождения был, так называемый, «витрувианский человек». Витрувий, римский архитектор I века до н.э., в своем трактате De Architectura утверждал, что совершенный человек может находиться стоя и с распростертыми объятиями в кругу и в квадрате одновременно. Одной из самых известных графических интерпретаций идеального человека предложил в 1490 году Леонардо да Винчи.

Рафаэль

Продолжительность жизни: 6 апреля 1483 г. — 6 апреля 1520 г.

Национальность: итальянец

Рафаэль

Высокое Возрождение это термин, используемый для обозначения верхушки изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождении. Раффаэлло Санцио да Урбино, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, образует троицу великих мастеров Высокого Возрождения. Рафаэль был, пожалуй, самым популярным художником эпохи Возрождения, и даже до конца 19 века его работы ценились больше, чем чьи-либо еще, и его считали лучшей моделью для исторической живописи. Хотя слава Микеланджело и Леонардо превзошла его, Рафаэль по-прежнему считается одним из величайших художников в истории. Он, как никто другой, был мастер в реалистическом изображении эмоций, которые привели его картины в чувство. Его искусством восхищаются во всем мире за его чистоту формы, простоту композиции и визуальный блеск. Многие из его картин, в том числе его шедевр «Афинская школа», считаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения.

Шедевр: Афинская школа (1511)

Афинская школа (1511)

Другие известные работы: —

  • Сикстинская Мадонна (1512 г.)
  • Преображенский (1520)

Наука

Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.

Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.

Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.

Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.

Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:

  • Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
  • Джордано Бруно.
  • Галилео Галилей.
  • Иоганн Кеплер.

Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.

Литература

Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.

Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.

Проторенессанс

В какой-то степени «переходной» можно считать литературу Проторенессанса. В частности, Франческо Петрарка (1304-1374) в своих произведениях старался балансировать между светской направленностью своего творчества и церковной доктриной. Это особенно заметно в его трактатах «О презрении к миру», «Об истинной мудрости» и других. А вот сонеты Петрарки, благодаря которым он и прославился, носят уже исключительно светский характер .

Литература раннего Ренессанса

В полной мере гуманистической можно считать литературу раннего Ренессанса. Деятели этой эпохи воплотили все идеи гуманизма в своих произведениях. Так, «Декамерон» Джованни Бокаччо стилистически исполнен в соответствии с традициями античной литературы, а роль творца мира в этом произведении отводится человеку, а не Богу.

Литература высокого и позднего Ренессанса

Расцвет Ренессанса в литературе предопределен творчеством целой плеяды талантливых авторов из самых разных стран. Это английский поэт и драматург Уильям Шекспир (1564-1616), создавший такие поистине бессмертные произведения, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и другие.

Это романтичный Мигель Сервантес (1547-1616), испанский писатель, известный нам по своему задушевному роману «Дон Кихот» и новеллам «Театр чудес», «Лабиринт любви» и прочим. Это французский писатель, мастер утонченной сатиры Франсуа Рабле (1494-1553), известный по произведению «Гаргантюа и Пантагрюэль».

А еще это английский писатель Томас Мор (1478-1535) и его «Утопия», итальянский писатель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) и его «Государь». Это талантливейший нидерландский сатирик Эразм Роттердамский (1456-1536) и его величайшая «Похвала глупости». И это далеко не весь список литераторов эпохи Возрождения.

В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.

Маньеризм в литературе

Справедливости ради стоит сказать, что образцы маньеризма в литературе просто померкли на фоне блестящих успехов по-настоящему талантливых литераторов той эпохи. С другой стороны, любое творчество имеет право на жизнь, и маньеризм вовсе не всегда синоним слова «плохо».

Лучше, если вы сами познакомитесь с образцами литературы, которые относят к маньеризму, и составите собственное впечатление. Так, к примерам маньеризма традиционно относят роман «Эвфуэс» английского писателя Джона Лили (1553-1606), поэму «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо Торквато (1544-1595), сонеты португальского поэта Луиша де Камоэнса (1524-1580).

Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению

Особенности и периодизация Эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения или Ренессанс являет собой период между средневековьем и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения началась в Италии в начале XIV века, а в остальной Европе с XV–XVI веков. Некоторые регионы Европы встретили Ренессанс в последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях в первые десятилетия XVII века.

Эпоха Возрождения включает в себя три периода, представленные на рисунке ниже. Основой Ренессанса является стремление постичь античную культуру и на ее основе создать новое, прекрасное.

Каждый период Эпохи возрождения оставил огромный вклад в сокровищнице мировой культуры. Колыбелью Возрождения стала Италия. Так, раннее Возрождение характеризуется тем, что в это время собственно ренессансные произведения известны только в Италии, в других странах ещё пытаются совмещать традиционные приёмы с новыми ренессансными веяниями, признаки готического искусства заметны ещё во многих произведениях.

Высокое Возрождение известен как период максимального развития ренессансного искусства в Италии. В это же время, отмечается начало его заката. В данный период имеет место мощный расцвет интереса к античности и новым технологиям в искусстве в европейских странах. Рим становится столицей искусства, куда стремятся попасть все значимые умы того времени.

Периоды Эпохи Возрождения

Позднее Возрождение являет собой период, когда в Италии идеи Возрождения приходят в упадок. Церковь душит все новаторские направления в культуре и искусстве. Тем временем в странах Северной Европы традиции Возрождения активно развиваются и преломляются в работах голландских, немецких, английских деятелей искусства. Искусство Северного возрождения развивалось под влиянием реформации, поэтому пропитано антиклерикальным духом и придает большое значение вопросам веры. Но в отличии от итальянского искусства, стремившегося приукрасить, идеализировать действительность, более тяготело к реальности. В конце этого периода появляется увлечение ложной живописностью, вычурность форм и бессистемная компоновка античных мотивов, утрачивается органичность, дух ренессансных идей. Эти тенденции в искусстве получают название маньеризм, вслед за которым утверждается стиль барокко .

Собор Санта Мария дель Фьоре (13 век. Италия)

Ряд историков выделяют в Эпохе Возрождения такой период как Проторенессанс (2-я половина XIII века – XIV век). Проторенессанс известен тем, что в начале отмечается расцвет живописи, которая все еще сильно сдерживается религиозными рамками. Вторая половина данного периода ознаменована страшной эпидемией чумы в Италии. На фоне страшных событий создается собор Санта Мария дель Фьоре. Его автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Эпоха Возрождения кратко. Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Перечислимосновные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм : основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность : критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности : использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такиеглавные направления:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Великие гуманисты Европы
  • 2. Распространение реформации в Европе, контрреформация (7 класс)
  • Гелиоцентризм : распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм : утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм : представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм : уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Северное Возрождение[править | править код]

Период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые отличия в живописи: в отличие от итальянских территорий в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок.1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400-1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569).

Периоды

Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.

Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.

Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.

Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:

  • Проторенессанс.
  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Поздний Ренессанс.

В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.

Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.

Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.

Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.

Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.

Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.

Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.

У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.

Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.

Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.

На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.

Изабелла ПортугальскаяТициан

В Венеции творили Тициан и Палладио. Их произведения не затронули противоречия кризис во взглядах. Увидеть, как смотрели на мир мастера можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».