Музей отечественной войны 1812 года

Что можно увидеть в музейных залах

Фонд музея состоит из двух тысяч экспонатов. В его залах выставлены оружие и обмундирование солдат и офицеров русской и французской армий, карты, исторические документы и личные вещи участников войны.

Сани на которых Наполеон уезжал из Москвы

Экспозиция небольшая, ее легко обойти за час, но многие туристы задерживаются в музее гораздо дольше. Одним посетителям бывает интересно рассматривать старинные картины, графические работы и скульптуры. Другие интересуются тематической нумизматикой, находками археологов и старинными наградами.

Большинство экспонатов по-настоящему уникальны и представляют большую историческую ценность. Экспозицию открывает сохранившийся фрагмент стенописи, взятый из оригинального храма Христа Спасителя. Это работа известного польского и русского художника Генриха Ипполитовича Семирадского. На стенописи можно увидеть восседающего на троне князя Александра Невского и стоящих передним ним легатов Папы, облаченных в красные одежды.

Шахматы «1812 год»

Многих туристов восхищает сабля Наполеона I, подаренная графу Павлу Андреевичу Шувалову. Столь щедрое подношение было сделано за то, что графу удалось спасти императора от разъяренных крестьян, когда он направлялся к острову Эльба. Большой интерес представляют шахматы «1812 год», фигуры для которых выполнены в виде известных героев военных действий.

Часть экспозиционных площадей отведена под выставку картин художника Василия Васильевича Верещагина «Наполеон I в России» и «1812 год». Кроме того, в залах можно увидеть оригинальные рисунки французского военного и художника Франсуа Пилса, и акварели германского художника и гравера Георга-Эммануэля Опица.

Артиллерия Великой Армии

О нас говорят

Сергей Зотов, Председатель общества «Царское наследие»

Все победы русского воинства свершались не только благодаря силе оружия и доблести воинов, но и имеют духовные истоки. Молитвы перед иконами Богородицы спасали Русь от нашествий захватчиков: во время нашествия Тамерлана (Владимирская икона Божией Матери); при Великом стоянии на реке Угре (Владимирская икона Божией Матери); в битве на Куликовом поле (Донская икона Божией Матери); вЧитать дальше…

Музей, посвящённый сражению под Малоярославцем, который будет открыт при монастыре, имеет важнейшее значение, так как раскрывает причины побед не только с точки зрения победы оружия, но и с точки зрения духовных смыслов. Музей «Победоносное сражение под Малоярославцем в 1812 году» будет жемчужиной проекта «Духовные скрепы России», который представляет собой туристско-паломнический кластер, включающий три маршрута: «КалужскаяЧитать дальше…

В этом музее можно будет познакомиться с историей Отечественной войны 1812-го года и Малоярославецкого сражения, в частности. Кроме того, здесь можно будет узнать о духовной составляющей победы русской армии над Наполеоном, а также об истории монастыря, находившегося более двух веков назад в самом эпицентре Малоярославецкого сражения. Сражения, ставшего переломным

«Очень важно сохранить историческую концепцию события,Читать дальше…

Ясно понимая важность защиты нравственного идеала, без которого не может быть ни подвига, ни жизни, мы должны делать всё возможное, чтобы сохранить нашу духовную культуру и передать ее молодому поколению». «Отечественная война 1812 года, когда на Россию ополчилась вся Европа, оказалась для нашей Родины тем испытанием, выдержав которое, она превратилась из державы с феодальным менталитетомЧитать дальше…

Победа при Малоярославце была с верой в Бога, с верой в Отечество. Благодаря этой вере, даже после самых трудных испытаний, как показывает вся наша история, Россия всегда встает с колен. Несгибаемый дух помогает нам выстоять в любом испытании, Именно монастырь способен восполнить наше понимание уроков, которые дает нам история их духовным смыслом. В течение многихЧитать дальше…

Кресло для триумфатора

Экспозицию первого этажа открывает роскошное тронное кресло, преподнесенное императору Александру I властями Москвы во время визита, посвященного 5-й годовщине победы в Отечественной войне.  При создании подарка использовался созданный при Наполеоне стиль ампир, большим поклонником которого был правящий император. Замысел изделия приписывают придворному архитектору российского императора Монферрану, создателю петербургского Исаакиевского собора, чьи художественные  взгляды формировались при сотрудничестве с основоположниками ампира – Персье и Фонтеном.

Чувствуется преклонение перед традициями Древнего Рима – круглая спинка, гирлянда из листьев благородного лавра и другие властные и воинские символы.

Сага о сабле Наполеона

Многие экспозиции посвящены противоборствующей армии и ее предводителю. Личные вещи Наполеона представлены в нескольких витринах, наиболее примечательным экспонатом одной из них является сабля французского императора и полководца.  Первый консул французской республики был удостоен воинской награды за поход в Египет. Булатный клинок сабли имеет именную надпись о владельце, эфес украшен львиной головой и другими символическими изображениями. Повреждение эфеса – отсутствие верхнего защитного рога произошло в послереволюционной России во время гражданской войны, когда сабля была захвачена красными и использовалась в боях.

Попала сабля в Россию в примечательных обстоятельствах. Уже после отступления французов войска союзных армий дошли до Парижа, добившись безоговорочной победы. Поражение послужило причиной отречения Наполеона от престола и возвращению династии Бурбонов. Наполеон был отправлен в ссылку на остров Эльба ,куда его сопровождали свита и представители победивших стран – союзников, в том числе от России – граф Шувалов, генерал-адъютант Александра I.

Граф Шувалов лично пресек попытки разъяренных французских граждан расправиться с проигравшим властителем. По преданию, он уговорил Наполеона поменяться шинелями и каретами, поразив корсиканца своей готовностью к самопожертвованию во имя выполнения задачи по обеспечению безопасности Наполеона, поставленной императором Александром. В знак признательности Бонапарт и подарил свою саблю русскому генералу. Правдоподобность легенды подтверждается демонстрацией шинели в военном музее Вены.

Среди других экспонатов этой витрины – гравюра с изображением Наполеона в окружении знаменитых людей Европы той поры, парадная шпага и подарочные дуэльные пистолеты. Сохранение памяти Наполеона Бонапарта свидетельствует о признании как его полководческих талантов, так и достоинств государственного деятеля. Недаром кодекс Наполеона остается основой французского законодательства до сих пор.

История музея

Первые экспонаты, связанные с военными событиями начала XIX века, стали собирать почти сразу же после окончания войны с французами. Сражение с Наполеоном сильно затронуло российское общество, поэтому многие хотели сохранить память о его героях.

В 1868 году меценат Эммануил Дмитриевич Нарышкин намеревался подарить москвичам деревянную избу, где в начале осени 1812 года проходил исторический совет во главе с Кутузовым. Однако, произошел неожиданный пожар, и кутузовскую избу уничтожил огонь. В 1880-е годы по проекту российского зодчего Николая Дмитриевича Струкова построили новую избу, и в ней организовали небольшой музей.

Вход в музей

Второй музей появился позже — зимой 1903 года. В одном из помещений станции «Бородино» сотрудники местной железной дороги на свои средства создали маленькую экспозицию, которая рассказывала об известном сражении под Бородино. В том же 1903 году москвичи начали сбор денег на возведение московского музея. Спустя несколько лет их порыв был поддержан властями, и появился специальный императорский указ об учреждении музея в память о героях войны.

Возглавлять комитет по созданию музея поручили полковнику и члену военно-исторического общества Владимиру Александровичу Афанасьеву. Первым делом была издана брошюра, в которой обсуждалось место будущего музея, и страна стала готовиться к столетию войны с французами.

Внутренний двор музея покрытый крышей

Первые экспонаты были выставлены в 1909 году в залах Потешного дворца. Здесь же провели выставку памяти героев исторических сражений. В год 100-летнего юбилея в девяти залах московского Исторического музея открыли основную экспозицию. Каждый из залов был посвящен особой странице войны или исторической личности – российскому императору, сражению под Бородино, отступлению врагов и офицерам-героям войны.

Здесь же можно было увидеть выставку батальных полотен художника Василия Верещагина. Работы известного живописца перевезли в Москву из Русского музея. Большинство экспонатов передал будущему музею меценат Алексей Александрович Бахрушин. Примечательно, что вся экспозиция была тщательно задокументирована в каталоге.

Русская форма

Казалось бы до открытия музея, о котором мечтало столько людей, оставался всего один шаг. Но началась Первая мировая война, и планы пришлось отложить. Не способствовали созданию музея революция 1917 года и начавшаяся вслед за ней Гражданская война.

Следует заметить, В. А. Афанасьев не бездействовал. Он был уже в чине генерал-майора и без каких-либо средств самостоятельно вел подготовку по созданию будущего музея. Однако, в 1930 году В. А. Афанасьева репрессировали и выслали в Сибирь.

Походная кухня из обоза Наполеона

Получилось, что материалы будущего музея, которые москвичи смогли увидеть во время столетней годовщины войны, убрали в запасники Исторического музея. К сожалению, они были недоступны для публики целый век. Работы по созданию нового музея возобновили в 2009 году, а через три года произошло его открытие.

Особенности коллекции

Открылся музей в сентябре 2012 года. Изначально экспозиции насчитывали свыше 2000 экспонатов. Их разделили на тематические разделы и выставили в хронологическом порядке. Позже заведение дополнили современные мультимедийные средства.

На выставочном пространстве разместились подлинные артефакты, от которых не отказались бы самые известные музеи мира:

  • Наградные медали.
  • Ордена, автографы.
  • Оружие, в том числе сабли, шпаги.
  • Предметы обихода.
  • Полотна с изображением событий войны 1812 г — портреты участников, лубок, карикатуры, иконы, батальные инсталляции.
  • Коллекции нумизматики.
  • Табакерки участников похода.
  • Жалованные перстни.
  • Серебряный ковчег с благодарственной грамотой московскому дворянству от Александра I.
  • Униформа и аксессуары.
  • Оптические приборы.
  • Конская амуниция.
  • Книги, музыкальные инструменты и т.д.
  • Дипломатические и императорские печати и т.д.

На стенах висят плазменные телевизоры, по которых демонстрируются фильмы о тех временах – о шпионах, о жизни солдат, снаряжении и т.д.

В одном из залов установлено тронное кресло. Согласно некоторым источникам, его изготовили по приказу властей Москвы для Александра I, который должен был посетить празднование 5-и летнего юбилея. Тронное кресло должно было служить напоминанием о возрождении Москвы и проигравшем войну Наполеоне.

Особым интересом пользуются вещи полководцев.

  • Сабля Н. Бонапарта.
  • Гофмаршальский жезл, принадлежащий П. Витгенштейну,
  • Самовар М. Кутузова.

Картины Верещагина в музее войны 1812 года

Стены зала второго этажа украшены живописными полотнами, целую коллекцию картин известного баталиста Верещагина выкупил перед 100-летним юбилеем войны и передал для общего обозрения император Николай II. Многие полотна изображают финальную стадию пребывания остатков Великой армии в России – ее поспешное отступление, больше похожее на бегство. Окрестности проселочной дороги, по которой передвигаются уцелевшие французы, усеяны остатками разбитых повозок, брошенным вооружением и амуницией. Снег и метель сопровождают отступающих, словно сама природа гонит захватчиков.

Иной сюжет у картины, изображающей расстрел злоумышленников – поджигателей, якобы виновных в грандиозных пожарах, почти полностью уничтоживших московские деревянные строения. Наполеон считал поджоги замыслом русских варваров, таким образом нарушающих тогдашние законы военного времени. Население захваченных городов обязано было повиноваться оккупантам для обеспечения собственной безопасности и сохранности строений.

Настоящую причину московских пожаров доходчиво объяснил Толстой в романе Война и мир: население из Москвы практически ушло, надзирающие за порядком также покинули город. Деревянные строения не могли не пострадать. Ведь захватчики разводили костры, топили полевые кухни, курили трубки – по этим причинам и возникали пожары, а хватали и расстреливали всех пойманных вблизи случайных людей.

Походная кухня из обоза Наполеона

Походную кухню Наполеоновской армии отбили у неприятеля в 1812 году под Вязьмой казаки генерал-адъютанта графа Василия Орлова-Денисова. Около 60 таких кухонь были заказаны перед походом в Россию в войска 1-го армейского корпуса, которым командовал «железный маршал» Луи Никола Даву. Когда армия Наполеона отступала, все корпусные орудия и обозы бросили. А полевые кухни были брошены или отбиты казаками еще до переправы французов через реку Березину. Одна из них сегодня хранится в Историческом музее. Походная кухня из обоза Наполеона стала действительно уникальным экспонатом: аналогов не сохранилось ни в одном музее мира.

История создания

Идея создать музей, посвященный войне 1812 г. появилась еще до того, как военная кампания была завершена. Если бы М. И. Кутузов дожил до того времени, когда в Париж вошли казаки, музей появился бы намного раньше: генерал-фельдмаршал очень хотел воплотить идею в жизнь. В одном из писем на Родину он написал, чтобы «берегли память для музея».

Почти целое столетие идея так и оставалась идеей, пока в 1903 году не началась подготовка к 100-летнему юбилею. Чтобы устроить военно-исторический музей в память о войне 1812 г, был утвержден Особый комитет. Созданный орган объявил о сборе средств на строительство для музея необходимого здания. Кроме того, комитет просил всех, кто мог помочь, содействовать в сборе материалов. На собранные деньги велись строительные работы и закупались за рубежом отдельные предметы. Кроме того существующие музеи и частные лица дарили музею различные вещи и предметы, которые в будущем стали основой экспозиции.

Первая выставка, посвященная тематике войны 1812 г, состоялась в Потешном дворце в Кремле в 1909 году. Спустя 3 года на 100-летний юбилей публика смогла ознакомиться с собранной коллекцией в Историческом музее. На выставке побывало почти 43 тысячи человек.

К сожалению, здание для музея так и не было построено из-за Первой мировой войны и Революции. В 1919 году музей был упразднен, коллекцию расформировали и распределили в разные хранилища.

Когда началась подготовка к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812г., о коллекции вспомнили. Исторический музей выступил с инициативой построить для музея здание. Правительство России поддержало инициативу и распорядилось возвести павильон во дворе Московской гордумы.

Двухэтажное здание площадью 2 000 кв. м. было быстро построено. На его площади поместились и ранее собранные экспозиции, и экспонаты, пополнившие за 100 лет тематические коллекции.

Некоторые экспозиции музея Отечественной войны 1812 года

Гренадерская шапка рядового гренадерской роты Ярославского мушкетерского полка (Россия 1802-1805 г.). Гренадерская шапка Павловского гренадерского полка (Россия 1802-1918 г.). Мундир офицера лейб-гвардии Измайловского полка (Россия 1797-1799 г.). Каска рядового лейб-гвардии Преображенского полка (Россия 1802-1805 г.).

Первый консул Наполеон Бонапарт (Неизвестный скульптор. Начало 19 в.)

Сабля парадная Наполеона Бонапарта. Франция. Клинок-Германия, Нижний Рейн. Клингенталь, оружейная мануфактура братьев Куло; эфес, ножны и общая монтировка — Версаль, мастер Н.Н.Буте. 1081. Дамасская сталь. Дерево, кожа, перламутр; ковка, чеканка, резьба, позолота. Сабля была вручена Первому консулу Франции Наполеону Бонапарту в 1801 году. В апреле 1814 года низложенный император подарил эту саблю генерал-адъютанту графу П.А Шувалову в знак благодарности за оказанную помощь в защите его жизни во время проезда на о. Эльба. До января 1918 года оружие хранилось у потомков Шувалова, затем имение было разграблено, и сабля перешла в руки красноармейцев, которые использовали ее как боевое оружие. По окончании Гражданской войны саблю передали в музей Красной Армии.

Звезда ордена Почетного легиона (Франция. 1805 г. ). Звезда ордена Почетного легиона (Большой крест. Франция. 1805 г. ).

Нивелир (Мастерская Д.Рамсдена. Лондон. Конец 18 века.). Нивелир предназначался для определения разности высот между несколькими точками. Использовался в фортификации. Пистолеты кремневые трехствольные. (Мастера Дж. Гриффин и Дж. Тоу. Лондон 1770-1787 г.).

Секстан. (Мастерская Д.Рамсдена. Лондон. Конец 18 века.). Секстан – навигационный измерительный инструмент, широко применявшийся мореплавателями. После введения континентальной блокады, английские оптические и измерительные приборы стали предметом контрабанды. Труба зрительная (Мастерская Ричардсона. Лондон. 1807-1815 г.).

Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Знак ордена Святого благоверного князя Александра.

24-фунтовая (5,6-дюймовая) полевая гаубица системы AN-XI (Франция, Страсбург. Мастер Валлетт 1805 г.). Трофей Отечественной войны 1812 года.

Походная кухня из обоза наполеоновской армии (Германия, 1811 г.) отбитая в 1812 году под Вязмой казаками генерал-адъютанта графа В.В. Орлова-Денисова. Это уникальный экспонат, аналогов которого не сохранилось ни в одном музее мира.

Полевой набор хирургических инструментов (Бавария. Начало 19 века) изготовлен в мастерской королевского инструментальных дел мастера, члена Баварской Академии наук И.К. Шнеттера предположительно в начале 19 века (не позднее 1813). Славящиеся своим качеством инструменты закупались так же иностранными медиками, были известны и использовались в России.

Мундир рядового лейб-гвардии Гренадерского полка (Россия, 1813-1816 г.). Ружье кремневое пехотное образца 1808 года (Тула, 1808 г.).

Сабля в ножнах (Россия, Санкт-Петербург. Мастер Томас Леннрос, 1836 г. Золото, бриллианты, булатная сталь, дерево, ковка, литье, гравировка, золотая насечка.), принадлежала А.И. Чернышову. Клинок восточной работы, с картушами, заполненными арабскими надписями коранического содержания, выполненными в технике золотой насечки.

Ларец для хранения жалованной грамоты Московскому дворянству (Мастер Михаил Пиверт, Москва, 1817 г.). Ларец был заказан по решению Дворянского депутатского собрания в июне 1817 года для хранения императорской жалованной грамоты Московскому дворянству, дарованной 18 января того же года во время празднования 5-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. Грамота содержала признательность и высокую оценку заслуг москвичей: «Дворянство Московской губернии явило ныне новый опыт усердия на пользу государства, пожертвовав всеми претензиями за припасы и вещи, взятые для войск наших в 1812 году». Ларец поручили сделать московскому мастеру Михаилу Пиверту, с которого была взята расписка: «Господин Пиверт берется сделать модель и всю работу по сто тридцати пяти рублей за фунт серебра 84-й пробы, по назначенной мере длинною 12 вершков, высотою в аршин, с условием, что никакой художник знающий сие искусство, не мог указать какой-либо парок в его деле. Если же кто докажет несовершенство его дела, то он отказывается от всякого платежа, вес назначается в пуд, а если оны превзойдёт более до четырех или пяти фунтов, за оные заплатить по договорной цене; внутри сего ковчега должен быть ящик из красного дерева, оклеен бархатом малиновым, в который будут вкладываться грамоты» Через год ларец был выполнен и представлен в Московском дворянском Депутатском собрании.

Сани (Россия, 1810-е).

Хранилище императорской грамоты

Похожий на монумент серебряный ларец установлен на высокий пьедестал как свидетельство его торжественного предназначения. Огромная шкатулка из чистого серебра предназначена для хранения императорской награды, пожалованной Александром Iмосковскому дворянству в благодарность за снаряжение и снабжение российской армии, вынесенные с честью испытания и вклад в победу над захватчиками.

Ларец украшен многочисленными художественными работами – барельефами на боковых стенках и круглыми медальонами по верхнему периметру, на вершине увенчан знаменами и императорским орлом.

Вещи полководцев

Значительная часть экспозиции представляет личные вещи полководцев и России, и Франции. Выставлена подзорная труба и портфель для документов, принадлежавшие Кутузову. Отдельная витрина посвящена генералу Розену, здесь парадный щит с описанием боевого пути и заслуг военачальника, а также его боевая сабля. Генерал имел достойную воинскую биографию, участвовал во многих сражениях, в том числе во всех наполеоновских войнах.

Награжден золотым оружием с бриллиантами, а также являлся георгиевским кавалером трех степеней (все 4 степени на тот момент имел только Кутузов), награжден многочисленными орденами России и союзных государств. Русская наградная сабля, сверкающая золотом и драгоценностями, вызывает интерес не меньший, чем сабля Наполеона.

Образовательные услуги

В музее открыт клуб, работают кружки, проводятся лекции. Их тематика посвящена всем сторонам тех военных лет, в том числе и героям, сыгравших важную роль в Отечественной войне. На лекциях рассказывается об их жизни, важных случаях, подвигах, личных качествах.

Не только российским героям, их чести и славе, жизненных ценностях простых солдат и даже будущих декабристов посвящены лекции. Все желающие могут посетить одну из лекций, посвященных самому Наполеону и узнать о его судьбе, падениях и взлетах, феномене наполеоновской армии, манерах и законах империи, созданной Бонапартом.

Бронза войны и мирной жизни

Наполеону принадлежало множество новаций в военном деле. Именно он начал практиковать скрытные перемещения войск в ночное время, атаковал противника в любую погоду и день недели. Широко использовал разведку и наносил удары в наименее защищенные участки позиций, используя огневую подготовку наступления артиллерийскими обстрелами

Артиллерии Наполеон всегда уделял повышенное внимание как первостепенному средству поддержки пехоты и конницы. Бронза использовалась для пушек несмотря на дороговизну, потому что меньше грелась от частой стрельбы и была легче железа, что облегчало транспортировку

Воинской специальностью Наполеона Бонапарта была именно артиллерия, службу после окончания военной школы Парижа он начинал лейтенантом артиллерийского полка. Как раз в это время, в 1785 году армия Франции получила самую передовую систему артиллерийского вооружения, разработанную генералом Грибовалем. Прежняя система не разделяла орудия для осады крепостей и пушки для полевого применения, требующие маневренности и быстроты стрельбы. Новая система обеспечивала постоянную боевую готовность артиллерийского вооружения, мобильность и скорострельность орудий. Пушки, мортиры и гаубицы Великой армии представлены в экспозиции музея войны 1812 года во всем разнообразии.

Представлены в экспозициях музея войны 1812 года не только военные, но и сугубо мирные экспонаты. Очевидно, что это не трофеи битв Отечественной войны, а завоевания более поздних сражений, проходивших уже на французской территории – походы завершились взятием Парижа и капитуляцией Франции. В одной из витрин представлены предметы роскоши, тематика исполнения которых в основном навеяна египетскими мотивами.

Здесь красочные канделябры и вазы, декоративные фарфоровые тарелки известной французской фабрики Шольше. Египетская тема долго была популярной во Франции, несмотря на морское поражение французов от эскадры британского адмирала Нельсона.

Полезная информация для посетителей

Внутри работает мультимедийная система, охватывающая основную экспозицию музея и выставки. С помощью нее воспроизводится проекция эпохи и анимированные карты военных действий. В результате посетители могут познакомиться с ходом Отечественной войны: от смятения в русских войсках в начале войны до перелома в ходе сражений и поражения французских войск.

Цены на вход в музей для россиян и иностранных граждан одинаковы — по 350 рублей за билет (2018г.). Студенты и лица от 16 до 18 лет платят меньше половины этой суммы — по 150 рублей. Семейный билет для двух взрослых и одного или двух детей стоит 600 рублей. Детей младше 16 лет пускают в музей бесплатно.

Сабля Наполеона, подаренная им графу П.А. Шувалову

Двери музея открыты во все дни, кроме вторника. В летние месяцы он работает с 10:00 до 21:00. С сентября по май: по пятницам и субботам с 10:00 до 21:00, а в другие дни с 10:00 до 18:00. Следует иметь в виду, что касса прекращает продажу билетов за час до закрытия.