Оглавление
Что представляет собой Конституция?
Конституцией называют нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Это своеобразный фундамент общественной и государственной жизни, базовый источник национальной правовой системы. Конституция как основной закон государства на высшем уровне закрепляет социальные отношения, связанные с организацией государственной власти, обязанностями и полномочиями человека и гражданина, а также способом территориального устройства.
Основной закон страны охватывает все существующие сферы общества: политическую, экономическую и даже духовную. Ни один государственный закон не должен противоречить конституционным нормам. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты
Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.
Субъекты конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы: индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным субъектам конституционно-правовых отношений относятся, прежде всего, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Кроме того, индивидуальными субъектами конституционно-правовых отношений, обладающими специальной правоспособностью, являются должностные лица (прежде всего, высшие, такие как Председатель Правительства РФ, федеральные министры, судьи, главы субъектов РФ и другие), избиратели, депутаты, кандидаты в депутаты, родители, дети и другие.
В качестве коллективных субъектов конституционно-правовых отношений выступают следующие:
Социальные общности. Особойполитико-социальной общностьюявляется многонациональный народ Российской Федерации — единственный источник и носитель власти в стране. Он выступает участником конституционных правоотношений, например, принимая Конституцию Российской Федерации. Не случайно преамбула Конституции РФ открывается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…».
К иным социальным общностям относятся народы Российской Федерации. Так, например, народы выступают участниками конституционно-правовых отношений, реализуя свое право на самоопределение (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ). Коренные малочисленные народы Российской Федерации являются участниками конституционных правоотношений, реализуя свои права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69 Конституции РФ).
Органы публичной власти и иные организации. К органам публичной власти как субъектам конституционно-правовых отношений относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Так, например, в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ субъектами возникшего конституционного правоотношения становятся Государственная Дума, Правительство РФ, а также Президент РФ, который вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы (ч. 3 ст.117 Конституции РФ).
К иным организациям, являющимся субъектами конституционных правоотношений, можно отнести политические партии, профсоюзы, религиозные объединения и ряд других.
Государство — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Так, например, Российская Федерация, участвуя в межгосударственных объединениях (ст. 79 Конституции РФ), выступает субъектом не только международно-правовых, но и конституционно-правовых отношений. Субъекты РФ могут вступать в различные конституционные правоотношения друг с другом (например, изменение границ между субъектами РФ), с Российской Федерацией (например, заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий), а также с муниципальными образованиями (например, передача субъектами РФ отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям).
Объекты конституционно-правовых отношений — это то, по поводу чего они возникают, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников конституционных отношений.
К объектам конституционно-правовых отношений традиционно относят: государственную территорию (например, в случае принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта); материальные блага (например, имущество); нематериальные блага (например, жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, депутатская неприкосновенность); поведение субъектов конституционного права (например, выборы Президента РФ, прием в гражданство РФ, законодательный процесс).
Экономика и разделение властей
Все в той же первой главе российской Конституции устанавливается ряд важных принципов, касающихся экономического строя Российской Федерации. Это поддержка конкуренции государственными органами, запрет на монополизацию во многих областях производства, обеспечение свободы экономической деятельности и многое другое.
Конституцией гарантируется юридическое равенство форм собственности, а также признание и защита отдельных форм хозяйствования. В стране допускается свободное перемещение услуг, товаров, денежных средств и иных ресурсов.
Второй важный принцип именуется разделением властей. Ему посвящены сразу четыре главы российской Конституции. Государственные органы в России поделены на три части: судебные, законодательные и исполнительные. Каждая ветвь обладает примерно одинаковым набором полномочий, а потому не находится под чьим-либо влиянием. Как гарант соблюдения действующего принципа, над всеми ветвями власти находится президент.
Сущность Конституции
Раскрытие сущности основного закона страны связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выполняет. Существует несколько теорий относительно сущности главного нормативного акта.
Первая идея связана с трактовкой конституции как некоего общественного договора. Предполагается, что члены общества заключили договор и наделили частью своих прав отдельных личностей. Так образовалась конституция и появилась государственная власть. Естественно, под конституцией в данном случае понимается любой общегосударственный акт — вроде Закона 12 таблиц, древнекитайских предписаний и т. д. Первая же форма того правового института конституционного права, который известна и по сей день, появилась в 1787 году в США.
Вторая концепция носит теологический, то есть религиозный характер. Сущность основного закона страны в данном случае видится в воплощении божественных предписаний. Высшие силы послали человечеству определенный свод правил, который реализуется при помощи социальных законов, в том числе конституции.
Третья идея появилась не так давно. Именуется она марксистско-ленинской. Сущность любых законов здесь усматривается в ограничении общества государственными силами. Это обусловлено существованием неидеальной, некоммунистической формации. В дальнейшем произойдут революции, и общество встанет на новый этап развития, где законы и государство уже не будут нужны.
Конституционно-правовые нормы и институты
Нормы конституционного права — это общеобязательные, формально-определенные, неперсонифицированные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования.
В теории государства и права осуществляется классификация правовых норм по множеству оснований. Все они могут быть использованы и в конституционном праве. Прежде всего нормы права принято делить на общерегулятивные (исходные, отправные, первичные) нормы и нормы-правила поведения.
К общерегулятивным нормам относят нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-дефиниции.
Наибольшее количество таких норм (особенно, норм-начал, нормпринципов) содержится в конституционном праве. Примерами могут служить нормы главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Общерегулятивные нормы характеризуются наиболее общим характером. Их воздействие на общественные отношения носит опосредованный характер. В частности, на основе конституционных норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и восполняться пробелы в действующем законодательстве. К нормам главы 1 Конституции РФ часто апеллирует Конституционный Суд РФ.
Общерегулятивные нормы права носят декларативный характер. Они не могут быть защищены в судебном порядке. В качестве примеров можно привести:
– норму статьи 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»;
– норму части 1 статьи 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Эти и другие нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, служат ориентиром для законодателя, для правоприменительной и интерпретационной практики. Но гражданин не может прийти в суд и заявить иск, обосновывая свои требования ссылкой на одну лишь статью 2 или часть 1 статьи 7 Конституции РФ.
В отличие от общерегулятивных норм, нормы-правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Они определяют конкретные права и обязанности субъектов.
Примерами могу служить нормы главы 2 Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.
Далее, по характеру содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний они подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. По степени определенности — на императивные и диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные.
Особенности конституционно-правовых норм. От норм иных отраслей права нормы конституционного права отличаются:
- предметом регулирования: они регулируют наиболее важные общественные отношения;
- источниками: наиболее важные нормы закреплены в акте, обладающем высшей юридической силой, — Конституции РФ;
- видовым своеобразием: в конституционном праве удельный вес общерегулятивных норм (особенно, норм-начал, норм-принципов) значительно больше, чем в других отраслях права;
- способом изложения: как правило, в статьях нормативных правовых актов закрепляется только диспозиция либо гипотеза и диспозиция. Санкция конституционно-правовой нормы в большинстве случаев излагается в статье другого нормативного правового акта, являющегося источником иной отрасли права. Например, в ч. 1 ст.20 Конституции РФ закреплено право на жизнь (диспозиция), а в ст. 105 УК РФ установлена ответственность за убийство (санкция).
Конституционно-правовой институт — это обособленная относительно устойчивая группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права.
Институты конституционного права подразделяются на три группы: головные, сложные и простые (одноэлементные).
Головные институты конституционного права характеризуются наибольшей степенью обобщения конституционно-правовых норм (например, институт органов государственной власти, институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина).
Сложные институты характеризуются меньшей степенью обобщения конституционных норм и могут входить в состав головных институтов (например, институт судебной власти).
Простые (одноэлементные) институты не делятся ни на какие другие институты и, в свою очередь, могут входить в состав сложных институтов (например, институт Конституционного Суда РФ).
Тест по праву для 9 класса
1.Каково второе название конституционного права? а) Основное право; б) государственное право; в) управленческое право.
2. «Конституция» образована от латинского «contitutio»,что означает: а) установление; б) согласие; в) договор.
3. Какое краткое определение соответствует понятию «конституция»? а) Это крупный юридический акт, содержащий все законы страны; б) это присяга на верность; в) это основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей.
4. Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире? а) Франции; б) США; в) Греции.
5. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ а) 22 августа 1991 г б) 12 декабря 1993 г в) 6 октября 1994 г.
6. Какие характеристики теперешнего российского государства закреплены в статье 1 Конституции? а) Демократическое; б) социалистическое; в) общенародное; г) пролетарское; д) федеративное;
е) союзное; ж) правовое; з) с монархической формой правления; и) с республиканской формой правления.
7. Республика-это форма правления, при которой: а) высшая государственная власть принадлежит группе правителей (директории); б) высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти; в) высшая государственная власть принадлежит одному лицу, получающему её по наследству.
8.Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? а) Парламент; б) президент; в) народ
9. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции? а) Промышленный потенциал; б) государство; в) человек, его права и свободы.
10. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: а) Генеральный прокурор РФ; б) Президент РФ; в) Центральный банк РФ; г) Демократическая партия РФ; д) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); е) Правительство РФ; ж) Федерация товаропроизводителей России; з) суды РФ; и) аппарат президента.
11. Что такое субъект федерации? а) Это член федерации, имеющий собственные органы законодательной и исполнительной власти, своё законодательство, которое не должно противоречить федеральным законам; б) это член федерации, совершенно независимый от центральной власти; в) это член федерации, не имеющий собственного законодательства, целиком зависимый центральной власти;
12. какие самостоятельные государственные единицы являются, по Конституции РФ, субъектами федерации? а) Республики; б) посёлки городского типа; в) города; г) края; д) столицы республик; е) Москва; ж) автономные округа; з) районы; и) области; к) автономная область; л) Санкт-Петербург; м) Екатеринбург.
13. Из каких двух палат состоит российский парламент? а) Совет Союза; б) Совет Федерации; в) Государственная Дума; г) Совет Национальностей; д) Сенат; е) Палата Национальностей.
14. Какое слово пропущено в фразе? « В Конституции РФ указано, что высшим непосредственным выражением власти являются .. и свободные выборы»
15. Какое слово пропущено в фразе «В Конституции РФ утверждается, что государственная власть РФ в условиях » демократического правого государства осуществляется на основе разделения.
Источники конституционного права
В качестве источников конституционного права рассматриваются: правовые акты, составляющие законодательную базу конституционного права. Нормы и требования, направленные на регламентирование отношений, обладающих большей социальной значимостью. Например, центральное место занимают нормы, регламентирующие реализацию народовластия в соответствии с демократическими формами.
Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!
АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ
§ 3. Конституционно-правовые отношения
Специфика конституционно-правовых отношений заключается, прежде всего в том, что в них присутствует в той или иной степени публично-правовой элемент. Субъективные права участников правоотношения реализуются через определенные правомочия. Эти правомочия возникают на основе субъективных прав и принадлежат каждому человеку независимо от их урегулированности нормами права, но реализуются они юридически в определенной и специфичной правовой оболочке. Так, субъективное право каждого гражданина на личную неприкосновенность существует независимо от того, записано оно в законе или нет. Тем не менее реализуется это право в результате наличия у субъекта-носителя этого права правомочия требовать соблюдения правил, гарантирующих его личную неприкосновенность, чему соответствуют определенные обязанности государства и третьих лиц.
Обычно на конституционно-правовом уровне это находит свое отражение в постановлении, запрещающем произвольное лишение свободы и устанавливающем, что то или иное лицо может быть задержано или арестовано только на основе судебного решения или постановления иного специально уполномоченного независимого органа, который, действуя на основе закона, вправе санкционировать применение мер, связанных с лишением свободы.
Иначе говоря, субъективное право человека на личную неприкосновенность, так же как и остальные субъективные права, реализуется посредством определенных правомочий, которые предоставляют возможность индивиду требовать их исполнения и обязывают государственные органы, администрацию или должностных лиц, или третьих лиц неукоснительно соблюдать это законное право и принимать меры к его реализации. Таким образом, в случае, когда правоотношение возникает на основе или в силу неотъемлемо присущих человеку субъективных прав, реализация этого права, обеспечение гарантий его осуществления и его защиты требуют вмешательства публичной власти, принятия мер, необходимых для ограждения и реализации этого права. И в свою очередь непринятие таких мер со стороны государства и его представителей должно повлечь за собой определенные формы ответственности, устанавливаемые законом.
Норма права устанавливает, как правило, дозволенную меру поведения. Это справедливо и для такой отрасли, как конституционное право. Специфика этого права заключается в том, что данная норма дозволенного поведения адресуется не только и не столько физическим лицам, сколько государству и его органам. Это объясняет, отчасти, почему в конституционном праве преобладают нормы, регламентирующие структуру государства, систему органов государства, условия и порядок их функционирования.
Государство и личность
Все особенности и виды конституционных норм отталкиваются, в первую очередь, от понятий конституционализма и приоритета человека. По закону важнейшей обязанностью государства является признание, соблюдение и защиты человеческих прав и свобод.
Личность получает надежную конституционную защиту от любого рода посягательств на собственные права. Это подтверждается международными актами. Так, важнейшей особенностью норм российского конституционного права является их зависимость от международных правил и принципов. Она подтверждается статьей 15 Конституции, в пункте 3 которой сказано, что ни одна норма отечественного права не должна противоречить правилам, устанавливаемым международным сообществом. Это своеобразная гарантия того, что государство не начнет злодейские действия в отношении собственных граждан.
Виды конституционного правоотношения
Существует сложная классификация конституционных правоотношений, предусматривающая их специфику и способы реализации. Среди видов конституционных правоотношений выделяют отношения:
Во-первых, в зависимости от объекта регулирования:
- касающиеся конституционного государственного устройства и его элементов;
- направленные на правовой статус гражданина;
- касающиеся государственного устройства;
- касающиеся принципов организации работы государственного аппарата.
Во-вторых, отношения, определяющие уровень обобщенности, которые, как правило, подразделяются на:
- общие, существующие вне конкретных ситуаций, вызванных деятельностью субъектов. Например, определение гражданства.
- конкретные, возникающие в условиях реализации отдельных социальных действий.
В-третьих, в зависимости от продолжительности реализации:
- — постоянные, не имеющие конкретного срока реализации;
- временные, связанные с реализацией отдельных норм и правил. При реализации необходимых обязанностей, такие отношения заканчиваются.
В-четвертых, в зависимости от юридической значимости выделяют:
- материальные, отражающие заинтересованность субъектов конституционных отношений в рамках их полномочий;
- процессуальные, направленные на реализацию необходимых действий, регулирующих права и обязанности конституционных субъектов.
В-пятых
в зависимости от целевого назначения выделяют правоустанавливающие и правоохраняющие, выполняющие функции формирования и охраны конституционного права.
Особенности конституционных отношений
Конституционные отношения представляют сферу отношений, направленную на субъектов, которые не могут принимать участие в других видах общественных отношений.
Субъектами в конституционных отношениях считаются:
- государство
- народ
- народности
- территориально-государственные образования.
Конституционные отношения имеют больше возможностей в политической сфере, обладают обобщающим характером, но вместе с тем довольно разнообразны.
К объектам конституционных отношений относятся предметы или явления актуальной социальной жизни, в отношении которых субъекты вступают во взаимодействие.
Такими объектами являются:
- государственная территория
- материальные ценности
- действия представителей власти
- личные отношения граждан неимущественного характера. Например, защита чести и достоинства граждан.
Главы Конституции
Всего в действующей Конституции РФ 9 глав. Все они помещены в первую часть закона. Во второй части даются переходные и заключительные положения — сведения о способах и методах принятия нормативного акта.
Преамбула представляет собой некое введение. В ней провозглашаются устремления народа, его нравственные и этические идеалы. Провозглашаются идеи гуманизма, стремления к счастью, добра, процветания и благополучия. Подчеркивается ценность патриотизма и любви к Отечеству.
Особенности конституционного права России напрямую связаны с девятью главами основного закона страны. В первых двух частях говорится о конституционном строе и правах человека в стране. Третья глава повествует о территориальном устройстве государства, а последующие четыре части — о построении власти. Восьмая глава содержит в себе сведения о местном самоуправлении, а девятая — о способах внесения поправок и изменения в закон.
Конституционный контроль
Говоря о конституционном праве, нельзя не выделить один из важнейших элементов, составляющих рассматриваемую юридическую систему. Речь идет об особом виде правоохранительной деятельности, который именуется конституционным контролем. Он заключается в проверке существующих законов на соответствие нормам и принципам основного государственного закона.
Виды конституционного контроля разнятся в зависимости от стран. Например, в США и Канаде действует специальная американская модель, при которой контроль реализуется общей судебной системой. В большинстве же стран Европы и в России конституционный контроль осуществляется Конституционным судом — инстанцией, не входящей в систему общей юрисдикции.
В России контроль реализуется Конституционным судом через рассмотрение вопросов о соответствии федеральных законов, а также правительственных и парламентских актов основам Конституции Российской Федерации.
Похожие термины:
-
см КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ.
-
это общеобязательные правила поведения, установленные государством и направленные на урегулирование соответствующих общественных отношений, осуществляющихся в конституционно-правовой сфере.
-
специфический вид (режим) правого регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовы
-
см. Конституционный обычай.
-
виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее его предписания (нормы) и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарн
-
В российском законодательстве понятие «жилище» раскрывается неполно, что вызывает на практике различные споры. Термин «жилище» означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназ
-
совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная час
-
это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, опт
-
общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права и порождающее взаимные права и обязанности его участников. Особенности К.п.о.: 1) имеют специфическое содержание (возникают
-
это наиболее значимые для общества массовые отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности, урегулированные норма
-
решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по конкретному делу, получившее впоследствии обязательное значение, т.е. значение общей нормы. Такие нормы формируются Конституционным Судом в процес
-
в некоторых странах (напр., в Германии) обособленная совокупность норм (подотрасль) конституционного права, регулирующих производство дел в конституционных судах. Нормы К.-п. п. содержатся в закона
-
определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, его права, обязанности, основания и порядок назначения на должность, гарантии деятельности. Суд как элемент судебно
-
совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами К.-п. с. ч. в современных демократических государствах являются: неотъемлемость