История конституции: как создавали и принимали главный закон российской федерации

Оглавление

Вотум доверия

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал состоявшееся голосование референдумом о доверии Владимиру Путину.

«Однозначно (в Кремле. — RT) считают триумфом (итоги голосования. — RT). По сути, де-факто состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину», — заявил он журналистам.

С такой точкой зрения согласны и эксперты. Они отметили, что по закону глава государства мог и не проводить общероссийское голосование — для утверждения поправок требовалось только решение парламента.

«Владимир Путин решил спросить мнение людей относительно поправок к Конституции, поскольку это серьёзнейший вопрос исторической важности. Конечно, президент России мог эти изменения в Конституцию внести при помощи существующих инструментов и без голосования

Однако изменения в основном законе влияют на дальнейшую жизнь всего народа, поэтому в этом вопросе крайне важно мнение всего общества», — заключил Асафов.

Современная Конституция и ее трансформации

Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).

Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.

Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.

Внесённые изменения

В период с 1993 года до наших дней изменениям подвергалась преимущественно статья 65 КРФ, в которой содержится перечень всех субъектов Российской Федерации. С 2005 до 2008 года происходил процесс укрупнения субъектов федерации, в результате чего появились новые территориальные образования – Пермский, Забайкальский, Камчатский края. В 2014 году в статью 65-ю было внесено ещё одно изменение – субъектами федерации стали Республика Крым и город Севастополь.

4 июля 2020 г. вступили в силу значительные Поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». За новую редакцию Основного закона страны проголосовали 77,92% россиян в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.

Сколько статей в Конституции

Сейчас на территории нашей страны действуют правила, принятые Конституцией от 12 декабря 1993 года (она же действующая Конституция). Вступление данного документа в силу произошло после того, как распался Союз Советских Социалистических республик, а потом у в преамбуле искомого нормативно-правового акта и обознаются ценности, характерные для общества с демократическим укладом.

Конституция нашей страны содержит всего 137 статей

Всего искомый документ состоит из 9 глав, в общей сложности представленных 137 статьями, содержащими основополагающие для страны сведения, определяющие такие системы жизнедеятельности Россиян, как:

  • экономическая;
  • политическая;
  • социальная и т.д.

Изучить все 137 статей вы можете в любое время, так как Конституция размещена в интернете в свободном доступе.

Конституция призвана определять жизненный уклад россиян, являясь для всех нас универсальным руководством

Что такое КОНСТИТУЦИЯ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Конституция – это основной закон страны, имеющий правовое закрепление на уровне высших инстанций. В нем прописан ряд основных положений, помогающих структурировать жизнь в государстве. В документе зафиксированы важные институты, нормы и ценности, а также и основные моменты, связанные с урегулированием работы органов власти.

Если обобщить все сказанное выше, можно вывести основные особенности конституции как высшего правового документа страны.

  • Она описывает и закрепляет государственный строй, форму правления и полномочия местных представителей власти;
  • Осуществляет перечисление и закрепление прав и свобод человека и гражданина;
  • Отличается стабильностью: изменения в документ вносятся крайне редко и только после специального голосования;
  • Становится основой для функционирующего законодательства;
  • Для принятия конституции или внесения правок в ее текст существует специальный порядок;
  • Документ имеет приоритетное значение на всей территории государства;
  • Это правовой акт прямого действия.

Из каких частей состоит Конституция нашей страны

Рассматриваемый нами нормативно-правовой акт можно поделить на несколько основных частей.

Таблица 1. Из каких частей состоит Конституция Российской Федерации

Раздел
Преамбула Преамбула – вводная часть конституции, в которой обозначаются основополагающие сведения о Конституции и о том, зачем она была учреждена.
1 раздел В первом разделе указываются основные положения Конституции.
2 раздел Второй раздел обозначает полномочия и сроки работы действующей власти и ее представителей.

Далее рассмотрим каждую из перечисленных частей по-отдельности.

Преамбула Конституции Российской Федерации

Искомая часть Конституции является вступительным сегментом, в котором обозначаются такие важные моменты, как:

  • цели создания искомого нормативно-правового акта;
  • мотивы его применения;
  • условия использования документа.

Этот текст, хоть и считается просто вступительным, несет в себе важное значение, на которое принято ориентироваться в работе органов:

  • исполнительной;
  • судебной;
  • законодательной власти.

Преамбула — вовсе не малозначимое введение, а наоборот, универсальный ключ к разъяснению множества неточностей, допущенных в остальном тексте документа

Если в основном для страны документе будут обнаружены какие-то неточности или пропуски, то именно искомый раздел может восполнить их, прояснив ситуацию.

Первый раздел

Данная часть законодательного акта, изучаемого нами, содержит в себе сведения относительно:

  • основ определяемого конституцией строя;
  • о правах, а также свободах, которыми наделяются жители нашего государства;
  • о гаранте Конституции – нашем Президенте;
  • об устройстве государства;
  • о собрании Федерации;
  • о правительственных структурах страны;
  • о власти судебного характера;
  • о правилах, касающихся внесения поправок в документ.

Второй раздел

Искомый раздел содержит в себе данные относительно полномочий, прав и обязанностей, а также законных периодах работы Президента и остальных представителей власти в стране.

Второй раздел Конституции РФ

Основные положения и принципы

Деидеологизация

Отказ от искусственного внедрения основ социализма в политическую и социальную жизнь российского общества. Интересы государства и отдельной партии перестают считаться высшей ценностью. Высшей ценностью становятся права и свободы человека и гражданина.

Внешний и внутренний суверенитет

Внешний суверенитет: независимость РФ от воздействия других государств в её внешнюю и внутреннюю политику.
Внутренний суверенитет: власть государства ставится выше власти любой организации, существующей в Российской Федерации, и её решения должны быть обязательны для выполнения всеми гражданами.

Принцип разделения властей

Образуются три независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Их образование обусловлено необходимостью системы сдержек и противовесов для предотвращения перекоса во власти.

Юридическое равенство субъектов Федерации

Все субъекты объявляются равными по отношению друг к другу и по отношению к федеральными органами государственной власти.

Политический плюрализм

Образовывается свободное политическое пространство, в рамках которого обеспечивается многообразие политических сил и конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Свобода экономической деятельности

Закрепляется свобода рынка и предпринимательской деятельности, признается самостоятельность и равноправие экономических субъектов, обеспечивается поддержка конкуренции и защита всех форм собственности на территории РФ.

Сложный порядок изменения и пересмотра конституционных положений

Так как главной целью любой конституции является стабилизация общества, то и сама конституция становится относительно стабильным правовым документом.

Античное наследие

Средние века и Новое время немало унаследовали у античности. В том числе и законодательство. Говоря об истории появления первых конституций, нельзя не вспомнить древнегреческих и древнеримских законодателей, впервые взявшихся урегулировать не только отношения между людьми, но и между людьми и государством.

Самые известные персонажи в этой области — афинский архонт Солон, спартанец Ликург и римский царь Сервий Туллий. Их главная заслуга в том, что они впервые сформулировали и закрепили основные правила взаимодействия государственной структуры и простых граждан практически во всех областях, определили территориальные границы. Конституций как таковых ими создано не было, зато были зафиксированы законы и постановления.

Спартанская «конституция» была неписанная. В качестве основного закона в Спарте функционировала устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: «Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила». Со временем государственный строй постепенно формировался и в итоге средневековые города начали создавать собственные уставы.

История конституции от античности до наших дней

Историю конституции как явления рассматривают в контексте развития понятия «история конституционного контроль». Попытки регулировать отношения внутри страны в разных сферах существовали в начале истории каждого государства, но некоторое время эти нормы не были зафиксированы в специальных документах.

Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.

До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:

  • с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
  • с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
  • в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.

Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:

  1. Развитие конституционного права мировых держав до 1920 года. Были созданы зачатки конституционного права, общества постепенно пришли к пониманию необходимости создания специальных органов для этого. В обществах развитых государств у населения стран постепенно формируется запрос на создание. 
  2. 1920-1990 годы. В этот период был создан первый орган, который занимался таким контролем. Его создали в Австрии, из-за этого и период принято называть «Австрийским». После этой страны подобные попытки осуществлялись в Чехословакии, Испании, Египте. Война притормозила этот процесс, но вознесла вопрос актуальности защиты прав человека на новый уровень. В первые годы после войны конституционный лад был введен в нескольких странах: Бразилии, Японии, Германии. Вторая волна активного развития началась в 70-80 годы, когда много стран освободились от диктаторского контроля (Греция, Испания, Португалия).
  3. Этот этап связан с распадом СССР и создания новых стран в Европе. Молодые государства начинают вводить конституции и использовать их для регулирования законов. Возникает острая необходимость в создании надежного правового поля и защиты молодых стран.

Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.

Похожие термины:

  • КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

    К ним относятся: Основополагающий характер, означающий, что Конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, Конституция не регул

  • в формальном, юридическом смысле – основополагающий нормативный правовой акт, посредством которого устанавливаются и получают юридическую силу отправные (исходные) конституционно-правовые нор

  • поправки в Конституцию РФ могут быть внесены только в главы 3- 8 в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона, и вступают с силу после их одобрения органами законод

  • постановление польского сейма в г. Радом. Согласно Р.к., называвшейся т.ж. по ее первым словам конституцией «Nihil novi» (ничего нового), король не имел права издавать к.-л. законы без согласия сената и шлях

  • приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканских штатов, угрозой гражданской войны. По решению

  • принята при завершении первого этапа французской революции конца XVIII в. Созданная Учредительным собранием комиссия систематизировала конституционное законодательство и подготовила проект Ф.К.,

  • (Конституция III года) – создана после вооруженного восстания в Париже, падения якобинской республики и переворота 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), прихода к власти термидор

  • (Конституция VIII года) – создана после государственного переворота Наполеона Бонапарта, который 9-10 ноября 1799 г, (18-19 брюмера VIII года Республики) при помощи войск разогнал Законодательный корпус, уп

  • см. Советская Конституция.

  • законодательные акты римских императоров, имевшие высшую юридическую силу.  

  • см. Советская Конституция.

  • принята после объединения Германии и провозглашения ее империей, утверждена рейхстагом 16 апреля 1871 г., вступила в силу в мае того же года. По К. Германская империя имела федеративное государственн

  • (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). К.Я. связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клан

  • Конституция РСФСР 1918г. (это была конституция классовой борьбы, гражданской войны), Конституция СССР 1924 г (закрепившая создание СССР на тех основаниях, которые в начале 90-х гг. привели к его распаду),

  • принята в г. Веймаре в результате Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. По В.к. Германия становилась парламентской республикой с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократиче

  • первая союзная Конституция. Принята ЦИК СССР 6.07.1923 г.; утверждена II Всесоюзным съездом Советов 31.01.1924 г. Состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Де

  • изменения и дополнения, вносимые в конституцию как основной закон государства. В действующей Конституции РФ статьей 136 предусмотрено: «Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации прин

  • фр. constituant) — одно из названий учредительного собрания.

  • принята Конвентом в Филадельфии 17 сентября 1787 г., приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканс

  • утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11.05.1925 г. Принятие новой К. было связано с образованием СССР и национально-территориальным размежеванием в Средней Азии. Сохраняя основн

События 1993-го

После распада СССР между исполнительной и законодательной ветвями власти РСФСР началось затяжное политическое противостояние. Президент Борис Ельцин и Верховный совет под руководством Руслана Хасбулатова не могли прийти к единому мнению относительно того, какие реформы и в какие сроки надо проводить. Конфликт усугублялся рыночными преобразованиями, которые привели к тотальному обнищанию населения.

В этих условиях стояла задача разработки нового основного закона, о необходимости принятия которого было заявлено ещё в принятой 12 июня 1990 года «Декларации о государственном суверенитете РСФСР». При этом страна продолжала жить по Конституции РСФСР 1978 года, в которую в 1989, 1990 и 1991 годах вносились существенные поправки.

  • Выступление президента РФ Бориса Ельцина на митинге в его поддержку на Васильевском спуске в дни работы IX (внеочередного) съезда народных депутатов РФ. 26—29 марта 1993 года
  • РИА Новости

Проектов новой Конституции было подготовлено несколько, но главными считались варианты Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ и Конституционного совещания, созванного по решению Ельцина. Однако реализация конституционной реформы тормозилась из-за противостояния президента и парламента.

В сложившейся обстановке Борис Ельцин сделал выбор в пользу одностороннего разрешения политического кризиса. 21 сентября 1993 года он издал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым постановлял упразднить Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ, а также представить единый проект Конституции и провести выборы в Государственную думу.

В телеобращении к гражданам Ельцин мотивировал это решение тем, что продолжение сотрудничества с законодательной властью стало невозможным из-за превращения Верховного Совета в «штаб непримиримой оппозиции», которая ведёт страну «к пропасти». Верховный Совет отказался подчиниться и 22 сентября выпустил постановление о прекращении полномочий президента Ельцина.

  • Бойцы спецотряда МВД РФ «Альфа» контролируют вход в здание Верховного Совета в октябре 1993 года
  • РИА Новости

В стране установилось двоевластие, которое грозило перерасти в гражданскую войну. В итоге Ельцин объявил в столице режим чрезвычайного положения. Дом советов подвергся штурму с использованием бронетехники, в результате которого парламентские лидеры были арестованы. Тогда в ходе столкновений погибли, по разным данным, от 124 до 187 человек.

Эти события стали прелюдией к принятию новой Конституции, голосование по которой было назначено на 12 декабря.

Принятие Конституции РФ 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года http://www.constitution.ru/.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции РФ, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции РФ, который в дальнейшем был вынесен Президентом РФ на общенародный референдум, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции, что составило гораздо менее половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных Платковский, В. В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. — 1995. — № 10..

Годы конституционного кризиса

Как можно заметить, первые три года в существовании Российской Федерации прошли без наличия Конституции. Противостояние на вершинах власти повлекло за собой то, что проект принятия Основных законодательных актов откладывался на потом. Конфликт заключался в переделе власти между представителями различных политических взглядов, среди которых были, как представители бывшей советской партийной элиты, так и «новые русские», люди, набиравшие власть и влияние уже в новое время. Представители этих фракций находились в разных ветвях власти, как в исполнительной, так и в законодательной, что осложняло политическую ситуацию.

Кульминацией конституционного кризиса стали события, проходившие в Москве, в период сентября – октября 1993 года. Вооруженные стачки на улицах с применением тяжелой техники стали «последней каплей», после чего все участники стачек были разогнаны силовыми структурами, а президент России Борис Ельцин вплотную занялся реализацией конституционного проекта.

Функции

Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституция РФ делится на три части:

  • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
  • устройство системы управления;
  • защищаемые властью права людей.

Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

История становления и необходимость создания

Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.

Конституция РФ была принята по результатам всенародного голосования вместо полагающегося в таких случаях референдума. Дело в том, что в результате событий 1993 года были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Именно эти два органа и должны были по закону назначать референдум.

В результате в заключительном разделе Конституции и была прописана процедура принятия документа по результатам всенародного голосования. При этом действующими признаются только те законы, которые не противоречат Конституции. Эта норма второго раздела Конституции и стала стимулом изменения всего законодательства страны.

Функции конституции

За конституциями традиционно закрепляются такие функции:

Название функции

Способ реализации

Политическая

Является основанием для создания новых правовых актов, норм, законов; регулирует деятельность государственной власти, регламентирует форму государственного строя

Юридическая

Является базой ценностей и приоритетов, которые используются как база для написания новых форм и ведения реформ.

Учредительная

Устанавливает основные институты внутри страны (политические, государственные), определяет статус граждан с точки зрения права, а также деятельность органов самоуправления в городах, селах и других населенных пунктах внутри страны.

Идеологическая

Дает документу право определять главные ценности народа и приоритеты государственной деятельности с точки зрения этих ценностей. Например, общими ценностями для многих стран являются суверенитет, права и жизнь человека.

Ограничительная

Определяет документ как единственный критерий для деятельности государственных органов, удерживает узурпацию власти и ее монополизацию.

Внешнеполитическая

Определяет принципы внешней деятельности страны. Конституция определяет статус государства по отношению к другим, на основе конституции народы и населения других стран оценивают уровень демократии и свободы в них.

В Конституции прописаны принципы функционирования государства, основные критерии и требования к законам, в ней определяются ценности, формы правления и основные приоритеты внешнеполитической деятельности страны.

Характеристика конституции: основные разновидности.

По форме конституция существует в двух основных разновидностях – юридической и фактической. У таких двух типов есть несколько отличительных характеристик. Первый вариант направлен на регулирование правовых отношений между субъектами. Вторая разновидность имеет дело с реально существующими отношениями: описывает тонкости их существования, права и обязанности сторон и многое другое.

Существует еще несколько видов конституции:

  • Кодифицированная. Основной особенностью такого нормативно-правового акта является то, что он единственный необходим для регуляции различного характера правовых отношений между субъектами.
  • Некодифицированная отличается от предыдущего варианта тем, что есть еще ряд документов, который предназначен специально для регуляции отношений.
  • Смешанный тип включает в себя доктринальные толкования, описание обычаев, а также и перечисление парламентских законов и судебных прецедентов.

Нормы конституции могут быть как жесткими, так и гибкими. Гибкие нормативно-правовые акты могут изменяться при принятии соответствующего закона. Жесткая конституция может быть изменена только при соблюдении целого комплекса действий. Чтобы принять поправки, проводится референдум, начинается голосование депутатов, может также и понадобиться ратификация со стороны отдельных субъектов государства.

Существует еще два вида конституции в зависимости от срока ее действия. Это постоянные и временные нормативно-правовые акты.

Структура

Главный документ нашей страны состоит из:

  • вступительного слова (представлено как речь от народа России, где
    поясняются главные принципы составления Конституции, ее базиса);
  • Раздел первый. Основные
    положения (главная часть документа, состоящая из 9 глав, определяющих
    основное содержание документа; среди них есть такие, как Основы конституционного строя,
    Права и свободы человека и гражданина, Федеративное устройство и главы, посвященные описанию
    состава, работы верховных органов власти);
  • Раздел второй — заключение, в нем собраны принципы действия Конституции на
    территории страны, описан порядок внесения изменений в её тексте и т.п.

Текст документа не велик. В нем описаны лишь основные, принципиально важные для страны и ее
граждан положения.

Что гарантировано гражданам России

Чтобы узнать о своих правах и свободах, нужно открыть главу документа  «Права и
свободы человека и гражданина». В ней закреплены такие важные
гаранты:

  • равенство каждого перед законом и судом: не важны раса, пол, язык, национальность,
    социальное положение, происхождение, вероисповедание и отношение к религии в целом,
    принадлежность к каким бы то ни было общественным объединениям и т.п.;
  • право на жизнь;
  • право на охрану государством достоинства человека (никто не может подвергаться пыткам,
    насилию, физическому и психологическому, и т..д.);
  • свобода и личная неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность личной жизни, сохранение личных или семейных тайн, защиту чести
    и доброго имени (любая слежка, прослушка и т.д. невозможны без особого решения суда,
    запрещено распространение какой-либо личной информации без согласия человека);
  • жилище человека также неприкосновенно (проникновение в жилье без согласия его владельца или
    без специального постановления невозможно);
  • право определять и указывать свою национальность, как и не делать этого, кроме того, каждый
    вправе свободно пользоваться любым языком;
  • человек имеет свободу в своих передвижениях: он может свободно передвигаться как по
    территории страны, так и покидать ее;
  • право на свободу совести и вероисповедания;
  • право на свободу мысли и слова, запрет на любую цензуру;
  • право на организацию общественных объединений;
  • право граждан на участие в политической жизни страны, как самостоятельно, так и через
    представителей власти;
  • права граждан на экономическую свободу (свобода предпринимательской деятельности);
  • право частной собственности;
  • право на свободный труд;
  • право на семью, семья защищается государством;
  • государство обязуется осуществлять социальные выплаты;
  • право на охрану здоровья и получение медицинской помощи;
  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на образование;
  • право на интеллектуальную собственность и свободу во всех видах творчества;
  • защита прав и свобод происходит в суде;
  • презумпция невиновности человека;
  • право на двойное гражданство.

Это список прав и свобод, охраняемых главным документом нашего государства.

Важно. В Конституции обозначены кроме прав, еще и
обязанности граждан России

Среди них такие, как уплата налогов, защита Отечества, сохранение
экологии, а также признание прав и свобод других людей.

Заключение

Для того, чтобы люди могли комфортно существовать на территории страны, необходимо четко ограничить их права и обязанности. С помощью законов, приказов, указов, постановлений и тд. государство имеет рычаги воздействия на общество, в свою очередь, социум управляет страной, имея на то законные основания.

Самым главным нормативно-правовым актом, действующим на территории Российской Федерации является Конституция РФ, гарантом которой является Президент РФ. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы привести законодательную систему в порядок и обеспечить грамотное взаимодействие всех элементов власти.