Иоанн златоуст

Оглавление

Труды

Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.

Златоуст как экзегет

Как экзегет свт. Иоанн Златоуст стремился приблизить Библию к жизни паствы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Священном Писании с духовной жизнью и поступками христианина. Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека и этим его проповеди стяжали такую любовь современников и потомков.

Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского, Златоуст был типичным представителем антиохийской школы экзегезы. Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божия и затем уже выводил из него нравственные уроки

Он обращал внимание на жизнь и особенности евангелистов и апостолов чтобы разъяснить смысл их повествований, зачастую не скрывал от слушателей сложностей истолкования оставляя некоторые вопросы открытыми. При этом, Златоуст отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное, с иронией говоря о тех, кто готов был воспринимать антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину

Свои комментарии к Ветхому Завету свт. Иоанн писал по греческому тексту, поскольку не знал еврейского языка, но в толкованиях Нового Завета проявлял тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначительные грамматические оттенки. Применяясь к аудитории, Златоуст полагал, что нужно следовать по стопам самих священных писателей, которые учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались.

Судьба творений

Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и прочее. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Более полное издание на греческом и латинском принадлежит Монфокону в Париже в 1718-1738 годах в 13 томах, переизданное Минем. Однако, многие рукописи дают текст который полнее и лучше изданного. Так, почти совсем не изучены переводы, особенно славянские. Их значение для критики текста огромно, так как труды Златоуста были очень рано переведены на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

Публикации творений

  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе , т.1-12, СПб., 1895-1906.
  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе , т.1-8, СПб., 1898-1914.
  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе , т.1-8, СПб., 1914-1917.
  • Migne, Patrologia Graeca , t. 47 – 64 (репринт 13-ти томного издания Montfaucon, Paris, 1718 – 1738)
  • Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого , М.: изд. «Дар», 2006.

Вооружение

Главный калибр

12″/40 — (305-мм) морская пушка — детище Обуховского завода. Первое орудие российского производства спроектированное для использования бездымного пороха.

Башня главного калибра

Во время строительства корабля, изменилось требование по углу возвышения орудий главного калибра — с 15 до 35 градусов. После Русско-Японской войны, был установлен электропривод вращения рукояти затвора, что увеличило скорость заряжания.

Данным орудием были вооружены эскадренные броненосцы «Три святителя», «Сисой Великий», «Ретвизан», «Цесаревич», типа «Севастополь», типа «Иоанн Златоуст», типа «Бородино», типа «Андрей Первозванный». Так же данные орудия монтировались на железнодорожной платформе ТМ-2-12.

  • Масса снаряда — 332 кг. (491 кг. в 1911 г.)
  • Скорость вылета — 792 м/с (700 м/с — в 1911 г.)

Орудие монтировалось в башенной двух-орудийной установке с сектором обстрела 270°

203-мм морское орудие

8″/50 (203-мм) — морское орудие Обуховского завода, располагались побортно в носовой и кормовой части каземата, что обеспечивало хорошее огневое воздействие прямо по курсу или по корме корабля. Предполагалось, что данное размещение орудий будет полезно при действиях в узостях Босфора против береговых укреплений.

Данное орудие устанавливалось на кораблях «Синоп», «Петр Великий», ЭБР типа «Андрей Первозванный», «Иоанн Златоуст», «Рюрик» (II)

  • Масса снаряда — 112 кг. (139.2 кг. в 1913 г.)
  • Скорость вылета — 807.7 м/с (792.5 м/с — в 1911 г.)

Орудие монтировалось в одно-орудийной установке в каземате с углом обстрела 120°

152-мм морское орудие

6″/45 (152-мм) морское орудие Канэ, устанавливалась на большинство линейных кораблей и крейсеров построенных между 1880 и 1916 гг. Орудие устанавливалось в каземате, угол обстрела составлял 100°.

  • Масса снаряда — 112 кг. (139.2 кг. в 1913 г.)
  • Скорость вылета — 807.7 м/с (792.5 м/с — в 1911 г.)

Вспомогательная/зенитная артиллерия

14 орудий 75-мм системы Канэ, устанавливались на одно-орудийные установки, 8 из которых в верхнем каземате побортно. Две установки стояли в носовой части под полубаком, и четыре на спардеке. Орудия на спардеке защищались бронещитом толщиной 12 мм.

4 пулемета Максим устанавливались побортно на крыльях мостика.

Литературные труды

При жизни св. Иоанн все свободное время отдавал литературным трудам. Наследие Златоуста громадно. До нас дошло 1447 его больших и малых творений, не считая 244 писем. Больше всего осталось после него церковных бесед и проповедей. Последние поражают своей страстностью, глубиной мысли и разнообразием содержания — в них предлагаются наставления почти о всех частных предметах христианской деятельности. Во все годы своего служения Иоанн продолжал объяснять в беседах Священное Писание. Каждая из таких его бесед состоит из двух частей: в одной он толкует тексты Слова Божия, в другой рассуждает о нравственном состоянии своих слушателей и предлагает нравственные наставления. Среди его толкований Нового Завета самое первое место занимают антиохийские беседы о Евангелии от Матфея и беседы о послании апостола Павла к римлянам. Собственно догматических объяснений после Иоанна осталось немного. Но хотя Златоуст не был толкователем догматов в прямом смысле этого слова, все же нельзя называть его только учителем нравственности, а не учителем веры, так как свой нравственный идеал он выводил из догматических предпосылок. Однако ревновал он большей частью не об опровержении неправильной веры, но о том, чтобы нареченные христиане поняли, что истины веры — это заповеди жизни, которые должны раскрываться и осуществляться не где-нибудь, а в обыденном, повседневном человеческом существовании. Ибо только чистота жизни свидетельствует о чистоте веры.

Труды Иоанна благоговейно изучались и переписывались. Влияние его проповедей на последующие поколения христиан было громадно. Уже ближайшие потомки стали воспринимать Златоуста как «вселенского учителя и святителя», а его толкования Священного Писания сделались непревзойденным образцом для всех последующих толкователей, на каких бы языках они ни писали. Но значение его личности оценивается не только достоинством его сочинений. Он был на редкость цельным человеком, и вся жизнь Златоуста, по словам Флоровского, являлась как бы евангельским судом над современностью, над тем мнимым воцерковлением жизни, в котором слишком многие находили преждевременное успокоение.

Три святителя — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий

Традиции и запреты дня

В двадцать шестой день ноября верующим лучше отказаться от тяжелой работы по дому. Зато можно отправляться в далекую дорогу. И, конечно же, молиться.

Православные знают, что Златоуст помогает всем. Особенно часто к нему обращаются при душевных недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве.

  • В этот день под запретом конфликты, ссоры и сквернословия.
  • Нежелательно обращаться с огнем. Нужно быть очень осторожным и без надобности его не зажигать
  • Табу на плохие и грустные мысли, запрещено давать кому-либо в долг.
  • Ненужные вещи в этот день стоит выбросить или отдать нуждающимся.
  • Также нельзя стричься и делать крупные покупки.

Тема:

Церковные праздники

Христианское служение

Вернувшись вновь к обществу, Иоанн согласился принять церковный сан, и в 381 году Мелетий рукоположил праведника в сан дьякона, а через пять лет и в пресвитера. Одной из обязанностей Иоанна стало чтение проповедей. Полученное в юности образование, дар слова, а также искренняя вера помогли Иоанну стать блестящим проповедником. Послушать его приходили люди из других городов, толкования Иоанна передавались из уст в уста, а услышать от проповедника слова поддержки и ободрения было равносильно божьему благословению.

Архиепископ Иоанн Златоуст

За такой дар слова проповедника прозвали Златоустом. В течение 12 лет Иоанн Златоуст проповедовал в храме, разбирал вместе с прихожанами смысл Слова Божьего, записывал собственные толкования писания и молитв, а также поучения и наставления для верующих. Перу Иоанна Златоуста принадлежат труды «К молодой вдове», «О провидении» и многие другие.

В 397 году умер архиепископ константинопольский Нектарий. Иоанна вызвали заменить его на посту патриарха. «Карьеру» на столь высоком посту Иоанн начал с воспитания священников. Кроме того, материальные средства, предназначенные священнослужителям, Иоанн потратил на содержание больниц и помощь нищим и странствующим паломникам. Слухи о доброте и справедливости Иоанна передавались из уст в уста, поэтому вскоре имя его стало известно верующим.

Мощи Иоанна Златоуста

Не обошлось и без конфликтов. Однажды императрица Евдоксия (супруга императора Аркадия) приказала отнять все имущество у вдовы и детей казненного вельможи. Иоанн Златоуст заступился за невинную женщину с малыми детьми, за что и заслужил гнев и ненависть своевольной императрицы. Ситуацией не замедлили воспользоваться завистники и подхалимы: вскоре Евдоксии донесли о том, что Иоанн якобы имел ввиду ее в проповеди о суетных женщинах.

Иоанна Златоуста немедленно предали суду. Приговор оказался суровым: праведника должны были лишить церковного сана, а затем казнить за оскорбление великой императрицы. Однако император Аркадий оказался более благоразумным и милосердным человеком. Правитель заменил казнь на ссылку. Божья кара не заставила себя ждать: той же ночью, как Иоанн Златоуст покинул город, ребенок Евдоксии умер в кроватке, а на город обрушилось страшное землетрясение.

Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия

Испугавшись гнева божьего, женщина упросила мужа вернуть Иоанна в Константинополь, отправив за праведником гонца. Однако страх ненадолго остудил своенравие Евдоксии — уже спустя два месяца императрица вновь созвала суд против Иоанна Златоуста, поверив очередному злостному доносу. И вновь праведника осудили на изгнание.

Раздосадованный несправедливостью приговора, Иоанн отправил прошение о помощи Папе Римскому Иннокентию I. Тот сжалился над Иоанном и даже снарядил в Константинополь верховную делегацию. К сожалению, папские послы так и не добрались до цели: сначала священников арестовали, а затем и вовсе выслали обратно.

Иоанн Златоуст совершает Божественную литургию

Так Иоанн Златоуст оказался в Армении. Несмотря на удаление от друзей, единомышленников и прихожан, праведник не отрекся от службы Господу. Иоанн постоянно писал письма, которые рассылал в разные уголки земли, в том числе и в Константинополь. Эти послания, часть из которых сохранилась до наших дней, содержат наставления верующим, а также слова поддержки и утешения тем, кому это необходимо.

Молитвы

Тропарь святителя Иоанна Златоуста
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоуста
глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.

Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям
доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды гонимым — терпения наставник, всем вся
был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иоанна Златоустого
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.

Тропарь святителя Иоанна Златоустого
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.

Кончина у мощей священномученика Василиска

Удивительно и символично, что путь, по которому вели святителя, проходил через Каманы, известные тем, что при гонениях на христиан здесь окончился земной путь священномученика Василиска. В тяжелых оковах и железных сапогах с гвоздями, вбитыми в подошвы, вели его сюда. На месте его мучений забил источник, рядом позднее был воздвигнут храм.

Святой Василиск будто бы приветствовал святителя. Иоанн причастился, долго молился вслух, со словами «Слава Богу за все» оставил этот мир, в котором ему довелось познать богатство и голод, славу и клевету, любовь человеческую и ненависть, для него же только имело значение быть с Господом.

День Иоанна Златоуста отмечается ежегодно 26 ноября по новому стилю.

Кончина святителя Иоанна Златоуста

В 407 году на пути к месту ссылки святой скончался. Ему было 60 лет от роду — век не великий, и из него он в течение 6,5 лет был архиепископом, а 3 года и 3 месяца провел в заточении. Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах.

Погребение Иоанна Златоуста
Первая гробница (саркофаг) Иоанна Златоуста в Каманах, Абхазия

Перенесение мощей из Абхазии в Константинополь

Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году. Их перенесли через 30 лет после смерти святителя. при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 — 450). По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город не только, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, но и со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу.

Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Но когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Тогда, припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать.

Перенесение мощей святого в Рим, а потом снова в Стамбул

Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.

Кафедральный собор св. Георгия в Стамбуле, Константинопольский Патриархат

Известно, что большая часть мощей святителя Иоанна Златоуста хранится в греческих монастырях на Святой Горе Афон. Во-первых, перст от десницы — в монастыре Ксиропотам. Во-вторых, левая рука — в монастыре Великая Лавра. В третьих, большая часть десницы — в монастыре Филофей. Однако история появления этих мощей на Афоне не вполне ясна. Вероятно, они попали в афонские монастыри после разграбления Константинополя крестоносцами. Но часть святынь тогда удалось спасти и перевезти на Афон.

Глава Иоанна Златоуста с нетленным ухом

Частицы мощей Иоанна Златоуста в России

В XVI–XVII веках русское правительство скупило 14 частей мощей Иоанна Златоуста. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения:

  • Крест Константинов;
  • главу уже упоминавшегося ранее Иоанна Златоуста.

Царь даже лично написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу же заплатил монастырю 2000 рублей, но отдавать крест и мощи передумал. Видимо, в обладании этими мощами была такая большая необходимость, что царь пошел на совершение греха. Он солгал монахам. Однако на Афоне решили отомстить и сказали, что в Москву главу Иоанна Златоуста не отправляли, а переслали голову Андрея Кесарийского. Мол, извините, ошибка вышла, не ту голову отправили, нам очень жаль.

Десница Иоанна Златоуста, хранящаяся в монастыре Филофей на Афоне.

В итоге развернулись нешуточные споры. В результате всей этой неразберихи до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, где же на самом деле находится голова Иоанна Златоуста

Так или иначе, но ничто не мешает обеим сторонам важно заявлять о том, что именно их церковь обладает истинными мощами святого

Труды Святителя Иоанна Златоуста

Прежде всего, Иоанн Златоуст — вселенский учитель православной церкви. Поскольку он один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения.

В учении Святителя Иоанна Златоуста отразились общие черты, характеризующие творения великого учителя. Во-первых, основательность знания Священного Писания. Во-вторых, постоянное стремление выяснить смысл его, а не вводить в него собственные мысли. В-третьих, усвоить идею, которая занимала предшествующих святых отцов. Но главное – удивительно глубокое понимание и проникновение в дух Христова и апостольского учения. И кроме того, неподражаемая ясность изложения богодухновенных мыслей.

Среди его экзегетических творений:

  1. Толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна).
  2. Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии.
  3. Поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Кто такой Иоанн Златоуст?

Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Он родился примерно в 347 году в семье чиновника. В юношестве он обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию, пишет calend.ru. После смерти родителей он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры.

За свою жизнь он создал несколько богословских творений. В 386 году на него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. В 397 году Иоанн стал архиепископом. Деньги, которые предназначались для него как для архиепископа, святой отдавал больницам и гостиницам для паломников. Также он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв.

Иоанн оказался втянутым в конфликт с императрицей Евдоксией, женой императора Аркадия. Она распорядилась конфисковать собственность у вдовы и детей опального вельможи, а Иоанн стал на их защиту. Известно, что императрица затаила гнев на архипастыря. Позже ей донесли, будто Иоанн в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.

Суд приговорил Иоанна к смертной казни и за оскорбление императрицы, император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью у императрицы случился выкидыш, а в Константинополе — землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила срочно вернуть Иоанна. Но через несколько месяцев новый донос привел к очередному изгнанию Иоанна.

Через два года после этого Иоанн заболел и оказался прикованным к постели. Однако его враги не унимались: в это время ему пришел приказ о переводе в глухой Пифиунт. Истощенный болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. Над ним жестоко издевалась стража. В Команах в 407 году он скончался.

Иоанна погребли на территории современной Абхазии. В 438 году мощи святителя перенесли в Константинополь. По преданию, во время этого события народ возгласил: «Прими престол свой, отче!», а святитель, лежащий в гробу, возгласил: «Мир всем!»

Очевидцы утверждают, что достаточно было прикоснуться к покрывалу гроба, где покоились святые мощи, и человек избавлялся от болезней, пишет www. e-reading.club.

Священническое служение инока Иоанна и богословские труды

Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса, в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. Одним из его учителей был представитель софистики, руководитель риторической школы в Антиохии — Либаний (314-193 гг.). Иоанн с ранних лет обратился к изучению Священного Писания и молитве. В 367 году он принял святое крещение от своего наставника Антиохийского епископа Мелетия (ум. 381 г.). Спустя три года Иоанн был рукоположен в чтеца. В 372 году епископ Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом (328-378 гг.). Иоанн вместе с Феодором (ок. 350-428 гг.; впоследствии епископ Мопсуестийский) учился в богословской Антиохийской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие  произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.

Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.

С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».