Политический кризис сентября

Оглавление

Российская Федерация и страны‑участницы СНГ

Организационные вопросы Содружества Независимых Государств были решены в январе 1993 г., когда был принят устав СНГ. В январе 1996 г. были утверждены положения об эмблеме и флаге Содружества. В настоящее время существуют более 50 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ. Высшие органы Содружества — Совет глав государства (12 президентов), Совет глав правительств (12 премьер‑министров), сеть межгосударственных и межправительственных органов.

Основные блоки органов, ведающих определенными сферами жизни содружества:

  1. Органы, ведающие иностранными делами и безопасностью: Совет министров иностранных дел (СМИД), координирующий внешнеэкономическую деятельность; Совет министров обороны (СМО); Совет командующих пограничными делами; Совет коллективной безопасности — высший политический орган СНГ.
  2. Исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат — постоянно действующий орган Содружества; Межпарламентская ассамблея — консультативный орган для обсуждения о разработке нормативно‑законодательных актов.
  3. Экономические органы: Межгосударственный экономический комитет (МЭК), реализующий денежно‑кредитную, налоговую, ценовую, таможенную политику; Межгосударственный статистический комитет; Межгосударственный банк, координирующий денежно‑кредитную политику; экономический суд.

Проблемы и трудности: споры по поводу раздела собственности бывшего СССР; правовые дискуссии (не все участники Содружества ратифицировали Устав СНГ); во многих бывших советских республиках проводилась политика, вызывавшая межнациональные конфликты; Россия проводила миротворческие операции (Приднестровье, Абхазия, Таджикистан); существенные различия по темпам развития и направленности реформ, степени политической демократизации.

Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан сохранили свое членство в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ, 1997). Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались участвовать в пролонгации договора (апрель 1997) и совместно с Украиной и Молдавией создали новое объединение — ГУУАМ.

Министр обороны С

Иванов (февраль 2001) озвучил, что преимущественное внимание будет уделяться не коллективным формам сотрудничества, а развитию двусторонних связей на основе взаимных интересов:

  • Подписание соглашения между Россией и Азербайджаном о разделе сопредельных участков дна Каспия, состоявшееся 23 сентября 2002 г.
  • Соглашения между Россией и Казахстаном (июль 2005) о совместной нефтедобыче в казахстанской части каспийского шельфа.
  • В Антитеррористическом центре (АТЦ) сотрудничают союзники России по ДКБ, Азербайджан, Узбекистан и Украина.
  • 25 мая 2001 г. — представители России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали протокол о создании и принципах формирования Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центрально‑азиатском регионе.
  • Октябрь 2002 г. — руководители стран — участниц ДКБ подписали устав и соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
  • Сентябрь 2003 г. — между Россией и Киргизией было подписано соглашение об открытии военной базы в Канте, что уравновешивало военное присутствие стран НАТО в самой Киргизии (аэродром Манас) и военное присутствие США в Узбекистане.
  • Объединенная система ПВО и созданная на восточно‑европейском направлении региональная российско‑белорусская группировка войск представляют единое оборонное пространство двух государств.
  • Заключение Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Активизировалась торговля между странами СНГ.
  • В Астане (Казахстан) главами пяти государств (Белоруссии, России, Киргизии, Казахстана и Таджикистана) был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС).
  • Политические решения руководящих органов Содружества реализует Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ (ШКВС).
  • 5 октября 2007 г. разработаны Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации.
  • Разработана стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. (Бишкек, 10 октября 2008; Кишинев, 14 ноября 2008).

Воспоминания о 1993

Прошло 17 лет с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году. По данным соцопросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения и Аналитическим центром Юрия Левады накануне пятнадцатой годовщины октябрьских событий, главным их виновником россияне теперь считают Михаила Горбачева.
Путаница в головах очевидна. По данным ВЦИОМ, 31% опрошенных винят в боевых столкновениях в Москве в 1993 году первого президента СССР. Действительного участника этих событий (первого президента России Бориса Ельцина) обвиняют заметно меньше — всего 24%. Социологи отмечают, что еще 10 лет назад 22% опрошенных называли причиной октябрьского противостояния общий развал в стране, начатый Горбачевым. Это значит, что количество тех, кто путает эти два события, увеличивалось приблизительно на 1% в год. Надо, правда, учитывать, что за эти годы в России выросло целое поколение, которое не помнит начала 1990-х годов, но чьи представители должны были быть среди респондентов.
Разумеется, и это также фиксируют социологи, снижается и количество тех, кто обвиняет в трагедии 1993 года оппонентов Бориса Ельцина — спикера Верховного совета Руслана Хасбулатова и вице-президента Александра Руцкого. Именно их стремление любыми средствами сохранить власть спровоцировало конфликт, уверены 11%. Кстати, в 1998 году таких было 15%. Кроме них о том, как реально развивались события в 1993 году, судя по выбранным вариантам ответов, помнят еще чуть более 10% российских граждан. Около 7% из них считают, что важным фактором стала нерешительность Ельцина и правительства в подавлении волнений. А 4% уверены, что причина трагедии — готовность коммунистических организаций совершить государственный переворот.
А основное, в чем едино большинство опрошенных как ВЦИОМом, так и Левада-Центром — это нежелание, чтобы подобные потрясения происходили. Оно выражается в ответе на вопрос социологов о возможности повторения октябрьских событий 1993 года. По данным ВЦИОМ, 61% жителей страны считает, что повторение подобного невозможно. Причем, 22% из них в этом твердо уверены. Всего 3% утверждают, что массовые выступления произойдут снова, 18% – лишь допускают возможность этого. Кстати, столько же, 18% — затруднились дать хоть какой-то прогноз на ближайшие годы. Сходны и результаты, полученные Левада-центром: 68% респондентов оценивают как маловероятные массовые выступления населения против падения уровня жизни и в защиту своих прав. Около 18% допускают, что масштабные акции протеста возможны, 13% затруднились дать прогноз.

Российская многопартийность

Декабрь 1992 г. — зарегистрирована Либерально‑демократическая партия России (ЛДПР, В. В. Жириновский).

Февраль 1993 г. — восстановлена Коммунистическая партия (КПРФ, лидер Г. А. Зюганов); образована Аграрная партия России (М. И. Лапшин). К партиям коммунистической направленности относились также движение «Трудовая Россия» (ТР, В. И. Анпилов), блок «Движение коммунистических и социалистических сил России» (ДКССР), депутатская группа «Народовластие» Н. И. Рыжкова и др. В целом все коммунистическое направление фактически выступало за свержение правящего режима.

1993-1995 гг. — радикальные либералы объединены в партии и движения «Выбор России» (Е. Т. Гайдар), Российское движение демократических реформ (Г. Х. Попов, А. А. Собчак), «Яблоко» (Г. А. Явлинский). Главные приоритеты — демократия, частная собственность и рыночная экономика.

1995 г. — общественно‑политическое движение «Наш дом — Россия» (лидер премьер‑министр В. С. Черномырдин).

Организованы партии политического традиционализма и национально‑патриотического движения: Русский национальный собор (генерал А. Н. Стерлигов), «Память» (Д. Васильев), «Держава» (А. В. Руцкой), «Русское национальное единство» (РНЕ, А. П. Баркашов), «Честь и Родина» (А. И. Лебедь) и др.

1998 г. — демократическая коалиция «Правое дело» (Б. Немцов, Б. Федоров, И. Хакамада). 1999 г. — учреждение избирательного блока «Союз правых сил» (СПС). В 2001 г. СПС преобразован в партию.

Октябрь 1999 г. — образование проправительственного избирательного блока «Единство» (С. Шойгу). Блок был поддержан премьер‑министром В. В. Путиным. В 2000 г. движение преобразовано в партию «Единство». Лидером партии стал С. Шойгу.

2 октября, суббота

ОМОН разгоняет демонстрантов на Смоленской площади, есть раненые.

Вспоминает Руслан Хасбулатов, председатель Верховного совета РСФСР в 1991–1993 годах:

Переговоры в Свято-Даниловом монастыре — это ширма, это чепуха. Они не хотели со мной, главой парламента, вести переговоры. Поэтому все эти переговоры — детские игры. Это все для общественного мнения. Надо было со мной вести переговоры. Если бы Ельцин сказал до принятия этого указа или по телефону: «Я принимаю такое решение, я бы сказал: «Да делайте с этим Верховным советом все что хотите, только не стреляйте. Вот вам моя бумага об отставке». Эти трусливые негодяи не хотели со мной говорить. И переложили все на армию и полицию, уговаривали их стрелять.
Вспоминает Виктор Анпилов, лидер движения «Трудовая Россия»:
Я был все время на улице и не участвовал в переговорах верхов. Руцкой говорил, что были какие-то попытки договориться в Свято-Даниловом монастыре, но они оказались безрезультатны. Была еще возможность договориться на улице. Я контактировал с военными, с дивизией Дзержинского, с солдатами и офицерами. Они все искали выход из этого жуткого тупика. С милицией можно было бы договориться. Самое сильное впечатление, это когда 2 октября, в день моего рождения, нас попытались разъединить на Смоленской площади. Моя «Трудовая Россия» оказалась прижатой к зданию МИДа, а Фронт национального спасения был по другую сторону Садового кольца. На месте были воздвигнуты бутафорные площадки как будто бы для празднования 800-летия Арбата. Мы эту площадку использовали как баррикаду, но туда ворвался пьяный свердловский ОМОН и начал избивать жителей. И тогда я призвал людей взять в руки остатки монтажной установки, обрезки, какие-то железные уголки и обороняться, а не получать удары. Женщины схватили наше пролетарское оружие и вступили в бой. И мы там победили. Это была возможность с помощью улицы переломить ход событий. Но к нам на помощь никто не пришел: ни Верховный совет, вообще никто. Они все боялись улицы.
Вспоминает Алексей Венедиктов, в 1993 году — корреспондент радио «Эхо Москвы»:
2 октября главный редактор «Эха Москвы» Сергей Корзун сказал: «Иди к мятежникам» (мы называли их мятежниками). Белый дом был уже окружен. Меня встретил человек из штаба Руцкого, перевел через какие-то завалы, и каким-то задним ходом я оказался на территории Белого дома. Руцкой обходил отряды обороны. Я попал в число людей, которые шли рядом с Руцким, и вместе с ними вошел в Белый дом. Охрана Руцкого знала меня в лицо. Белый дом был отключен от телефонной связи, никаких мобильных тогда еще не было. И на все здание были три спутниковых телефона (коробки весом по восемь килограммов) — у иностранных журналистов. Я попросил у коллеги телефон. Он говорит: «Только две минуты, очень дорого». Я говорю Руцкому: «Александр Владимирович, хотите интервью «Эху Москвы»?» Он спросил: «А как ты его вынесешь?» Я отвечаю: «А мы в прямой эфир выйдем». Он говорит: «Ну, давай попробуем». И вот это была та самая история знаменитая, когда Руцкой прокричал: «Товарищи, поднимайте самолеты, летите бомбить Кремль!» Он в нашем эфире это сказал. Это действительно было потом расценено как призыв к мятежу со стороны радиостанции. После этого я еще у кого-то брал интервью, бродил по Белому дому, от поста к посту. Было неприятно: люди, прибывшие из Приднестровья, поглядывали с подозрением на мою неарийскую внешность. Они были уже весьма горячи. Но поскольку со мной постоянно ходил либо один из охранников Руцкого, либо один из охранников Верховного совета, меня из рук в руки передавали. В какой-то момент я понял, что там мне больше делать нечего. Я вышел из 11-го подъезда, перелезал через какие-то ограждения, а вслед мне кричали что-то по поводу моего неарийского происхождения. На контроле, уже со стороны ельцинских сил, меня встречал знакомый человек из администрации Филатова и говорит, что со мной хотят поговорить военные. Мне говорят, что они слышали призывы Руцкого в эфире «Эха Москвы». А потом спрашивают, нет ли у меня там, внутри Белого дома, знакомого. Я отвечаю, что есть Иван Петрович Рыбкин, глава коммунистической фракции Верховного совета. Они говорят: «Алексей, пойди и скажи ему, что лучше бы они уходили до завтра». И я пошел обратно. Я нашел Рыбкина и рассказываю ему: «Иван Петрович, военные, которые с той стороны, говорят, что вам бы надо уходить». Рыбкин мне сказал: «Ты знаешь, я женщинам скажу уходить. Я понял все, но сам не уйду». А там же было много женщин — весь аппарат фракции компартии. Он собрал несколько человек и попросил их выйти. Мы с этими женщинами вышли вместе.

Суперпрезидентская республика

Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.

Марка, 1995 г. (Pinterest)

Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьезнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).

Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы все это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента еще пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьезные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.

Предпосылки и причины кризиса 1993 года

В стране в последнем десятилетии двадцатого века сложилась специфическая ситуация в политической сфере. В ней были институты власти, учрежденные еще в советское время. По конституции 1978 года РСФСР в 1990 году прошли выборы в высшие государственные органы. Был избран съезд народных депутатов, который в течение примерно почти четырех лет своей работы считался в политической сфере главным институтом власти в стране.

Он избрал Верховный совет из двух палат: совета республики и совета национальностей. Также был избран конституционный суд. В год своего избрания депутаты приняли документ о государственном суверенитете РСФСР. Двенадцатого июня 1991 года Борис Николаевич Ельцин был избран ее первым главой под названием президент. В октябре 1991 года на пятом съезде народных депутатов он говорил о необходимости проведения кардинальных реформ в сфере экономики. Для этого он запросил себе право издавать указы, которые становились бы законами, если Верховный совет в течение недели не оспорит их. Такое право он просил до декабря месяца 1992 года. Это была очень большая власть. На год фактически исполнительная власть вторгалась в сферу законодательной власти.

На протяжении 1991 и 1992 годов председатель Верховного совета Руслан Имранович Хасбулатов критиковал правительство. Он говорил, что нужна новая конституция, страна живет по сути без нее, поскольку формально действующая конституция 1978 года уже устарела. Не было разграничения функций между ветвями власти.

Шел спор, формировать парламентскую, смешанную или президентскую республику. Съезд хотел в новой конституции на первое место поставить сильный парламент, а президентская сторона – сильного президента. В обществе были настроения как в ту, так и в другую сторону. Шла борьба ветвей власти за форму правления. Конфликт 1992–1993 годов ветвей власти отразил два подхода: либерально-демократический (вокруг президента) и коммунистический (Верховный совет).

Весной 1992 года на шестом съезде народных депутатов сложился оппозиционный блок «Российское единство», в котором тон задавали коммунисты, старая партийная номенклатура. Блок выступал против проводимых правительством экономических реформ, поскольку в этом отношении ситуация ухудшалась. Оппозиция стала требовать отставки правительства, отказа президента от дополнительных полномочий, чтобы он не вмешивался в экономику, формирования правительства народного доверия с широкими полномочиями для выхода из кризиса.

Политический кризис 1993 года связан с борьбой вокруг проекта конституции. В декабре 1992 года седьмой по счету раз собрались на совместную работу народные депутаты. Хасбулатов обвинил правительство в провале реформ, спаде производства. Он вынес поправки к конституции, по которым правительство должно быть подчинено съезду, потом Верховному совету и лишь потом президенту, съезд должен был утверждать его председателя и заместителей, силовых и ключевых министров. Эти поправки вели к контролю законодательной власти над исполнительной. Ельцин обратился к поддерживавшим его лицам оставить зал заседаний съезда. Он думал, что в результате число оставшихся депутатов будет меньше кворума. Однако он сохранился.

Вице-президент Александр Владимирович Руцкой, выступая, отмежевался от президента. Председатель высшего органа судебной власти конституционного суда Валерий Дмитриевич Зорькин стал посредником между Ельциным и Хасбулатовым. Одиннадцатого и двенадцатого числа декабря месяца в 1992 году между ними шли переговоры. В результате был выработан и утвержден документ, направленный на стабилизацию ситуации. Вскоре Хасбулатов от него отказался.

Высказывается предположение, что в 1992 году сложилось второе двоевластие. В январе месяце в 1993 году президент предложил конституционное соглашение с Верховным советом, по которому вопрос о конституционном кризисе выносился на референдум. Хасбулатов отклонил это предложение. Конституционный суд его поддержал.

Двадцатого марта 1993 года Ельцин в телевизионном обращении к гражданам объявил, что он издал указ, вводящий особый порядок управления по преодолению конституционного кризиса. На 25 апреля был назначен референдум по вопросу о поддержке населением президента и его проекта конституции. В результате вводилось прямое президентское правление.

Российский парламентаризм

1993-1994 гг.: новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И. П. Рыбкин.

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства. Правительство сосредотачивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства. По своему персональному составу российское правительство является коалиционным.

1995 г.: выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы. В состав Думы вошло 450 депутатов.

1996 г.: выборы президента (основными соперниками были действующий президент Б. Н. Ельцин и лидер КПРФ Г. А. Зюганов; по итогам второго тура отдали голоса Б. Н. Ельцину 37,02 %, а Г. А. Зюганову — 27,73 %); в регионах — выборы глав администраций.

19 декабря 1999 г.: выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты — 24,22 %; правительственный блок «Единство» — 23,3 %; «Отечество — вся Россия» — 12, 64 %; «Союз правых сил» — 8,72 %; «Яблоко» — 6,13 %; «Блок Жириновского» — 6,08 %.

Председатели правительства, основные направления деятельности:

  • 14.12.1992-23.03.1998 гг. — В. С. Черномырдин: разработка основных направлений деятельности, связанных с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата; произведена номинация рубля и принят закон о банкротстве.
  • 24.04.1998-23.08.1998 г. — С. В. Кириенко: неудачная попытка сбалансировать государственный бюджет, «дефолт», обострение энергетического кризиса.
  • 11.09.1998-12.05.1999 г. — Е. М. Примаков: гибкое политическое маневрирование, усиление руководства государственного комитета «Росвооружения»; антикоррупционные уголовные дела. Это было сильное правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом.
  • 19.05.1999-09.08.1999 г. — С. В. Степашин: получение кредитов от западных стран, обострение ситуации на Северном Кавказе.
  • 06.08.1999-17.05.2000 г. — В. В. Путин: курс на стабилизацию политических и социальных отношений; начало контртеррористической операции в Чечне и Дагестане.
  • 31 декабря 1999 г. — Б. Н. Ельцин заявил об уходе с поста президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности президента стал премьер‑министр В. В. Путин. На президентских выборах (26 марта 2000) В. В. Путин одержал победу. Национальные приоритеты: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности, реформа федеральной власти и др. В области внешней политики В. В. Путин исходил из национальных интересов страны.
  • 17.05 2004-24.02.2004 г. — кабинет министров возглавил М. М. Касьянов: реформирование налоговой системы, жилищно‑коммунального хозяйства, реструктуризация естественных монополий, принятие земельного кодекса; реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения.
  • 05.03.2004-12.09.2007 г. — М. М. Фрадков: проведение административной реформы, стабилизация социально‑экономического положения в стране.
  • 14.09.2007-07.05.2008 г. — В. А. Зубков: продолжение курса на стабилизацию социально‑экономического положения в стране.
  • 08.05.2008 — октябрь 2012 г. — В. В. Путин: реализация программы социально‑экономического развития страны до 2020 г.

В 1990-2000‑е гг. российским парламентом принято более 1 000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др.

Результаты противостояния

В борьбе законодательной и исполнительной власти победила последняя. Это привело к ликвидации областных, районных, городских, поселковых и сельских Советов.

Б. Ельцин достиг своей цели, приняв новую Конституцию. В России утвердилась смешанная (полупрезидентская) республика.

Новейшая история

  • История современной России. Самое главное
  • Внешняя политика РФ в 2000-х годах
  • Дефолт 1998 года. Как это было?
  • Все об отставке Ельцина в 1999 году
  • Развитие современной культуры в России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России.  Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия. 

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения. 

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Ключевые положения Конституции:

  • Россия провозглашена демократическим правовым многонациональным государством с республиканской формой правления. Закреплено федеративное устройство государства.
  • Высшей ценностью государства названы права и свободы человека.
  • Закреплен принцип разделения властей: высший орган исполнительной власти – Правительство; представительный и законодательный – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); высшие судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суд.
  • Президент – глава исполнительной власти избирался всеобщим голосованием граждан на четыре года. 
  • Узаконена частная собственность.
  • Признана политическая многопартийность. 
  • Контроль за соблюдением основного государственного закона возложен на Правительство РФ.
  • Новая Конституция РФ вступила в силу после публикации в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.

Мнения о причинах конституционного кризиса

Когда все эти гайдаровские реформы провалились, решили свалить на Верховный совет, который якобы препятствует прогрессивным экономическим реформам. И началось движение – вдруг ни с того ни с сего Конституция мешает

Сергей Филатов, возглавлявший в ходе кризиса Админинистрацию Президента, в 2008 году заявил:

Мы хотели цивилизованным путем сменить парламентскую ветвь власти и дальше продолжать нормально жить. Не получилось. Получился мятеж с той стороны, который не подчинился указу, не подчинился этой ситуации

Александр Коржаков, в те годы — ближайший помощник президента Бориса Ельцина, руководитель Службы безопасности президента России, говоря о причинах подписания президентом указа о роспуске Верховного совета замечает:

Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе

Политолог Евгений Гильбо считает:

Противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация

Публицист Леонид Радзиховский в 2008 году так высказался о причинах кризиса:

Исходная причина сверхбанальна:тупая борьба за власть. 

Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону «всю полноту власти» имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент