Оглавление
Классификация норм права
Правовые нормы принято классифицировать по гипотезам, диспозициям и санкциям.
Классификация норм права по их гипотезам. По содержанию:
- простая гипотеза: описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией;
- составная гипотеза: включает в себя два обстоятельства и более. Отсутствие хотя бы одного из них не позволяет ввести в действие диспозицию. Таким образом, эти обстоятельства могут действовать только в совокупности;
- альтернативная гипотеза: включает в себя два обстоятельства и более, но для введения в действие диспозиции достаточно лишь одного из них.
По степени конкретизации обстоятельств:
- абстрактные: перечисляются лишь обобщенные формулировки обстоятельств (например, в случае несогласия с условиями договора);
- казуистические: перечислены конкретные обстоятельства (например, в случае несогласия с изменениями цены договора).
По наличию либо отсутствию условий:
- положительные: диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий;
- отрицательные: диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в гипотезе условий.
Классификация норм права по их диспозициям. По способу изложения:
- прямая диспозиция: вся информация присутствует в самой диспозиции;
- ссылочная диспозиция: переадресует к другой статье этого же нормативного акта;
- бланкетная диспозиция: отсылает к другим нормативным актам.
По содержанию:
- простые: только называют устанавливаемое правоотношение;
- описательные: подробно описывают устанавливаемое правоотношение.
По устанавливаемому режиму:
- дозволяющие: устанавливают правовое положение лица, в рамках которого оно может действовать по своему усмотрению. Например, провозгласив лицо потерпевшим, констатировав, что его право было нарушено, они позволяют ему защищать нарушенное право всеми любыми способами, предусмотренными законом;
- обязывающие: содержат приказ совершить определенные действия или запрет на них.
Классификация норм права по их санкциям. По степени определенности:
- абсолютно определенная санкция: указывает точно вид и размер наказания (например, точный размер штрафа за совершенное правонарушение);
- относительно определенная санкция: указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы (например, лишение свободы на срок от трех до десяти лет);
- альтернативная санкция: предусматривает несколько видов наказания (либо лишение свободы, либо исправительные работы, либо денежный штраф), из которые применяется только одно.
По объему:
- простые: содержат одно неблагоприятное действие (наказание);
- сложные: содержат два и более неблагоприятных действия в совокупности.
По отраслевой принадлежности:
- уголовно-правовые;
- административно-правовые;
- дисциплинарные и т. д.
Похожие термины:
-
см.: Депутат.
-
метод правового регулирования, основанный на по-велении, настоятельном требовании, не допускающем иного толкования.
-
метод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.
-
лат. imperativus — повелительный) — повеление, настоятельное требование.
-
(jus cogens) – в соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение
-
норма права, установленная законом и являющаяся обязательной для субъекта права. И.н. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером И.н. может служить норма трудов
-
общеобязательные сроки, которые не могут быть изменены никем, кроме органов власти, их установивших.
-
нормы, которые устанавливают категорическое предписание относительно выбора применимого права, а у суда или сторон — невозможность такого выбора.
-
норма права, содержащая абсолютно определенное правило, которое не может быть изменено в процессе ее реализации (например, ст. 64 УПК РФ гласит: явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из
-
подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Напр., споры по пенсионным вопросам вначале рассматриваютс
-
согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. это норма, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой не
-
одно из условий действительности международного договора. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договор является ничтожным в тех случаях, когда он в момен
-
безусловность требования к поведению, точное определение прав и обязанностей субъектов правоотношений, исключающее какое-либо усмотрение, свободу выбора.
-
популярно утверждение о том, что нормы корпоративного права обладают свойством императивности и не могут быть изменены. Однако легко заметить, что ограничения избирательны и касаются лишь отдель
-
нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенса
-
(jus cogens от cogo, принуждать, заставлять, вынуждать или coactum понуждение, принуждение) — такие нормы права, которые содержат властные предписания, не допускающие никакой иной трактовки и отступлений от
Обзор документа
Пленум ВАС РФ сформулировал разъяснения по вопросу свободы договора и ее пределов. Ключевой момент — диспозитивность и императивность норм права.
Норму, определяющую права и обязанности сторон договора, нужно толковать исходя из ее существа и целей законодательного регулирования. Т. е
суд должен принимать во внимание не только буквальное значение слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель
Из целей законодательного регулирования может следовать, что содержащийся в императивной норме запрет должен толковаться ограничительно. В частности, суд может признать, что она запрещает устанавливать только условия, ущемляющие интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена.
ГК РФ допускает согласование в договоре права на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора только в случаях, когда он заключается в связи с осуществлением обеими сторонами предпринимательской деятельности. Цель данной нормы — защитить слабую сторону договора. Следовательно, подразумеваемый в ней запрет не распространяется на случаи, когда в договоре, лишь одна из сторон которого выступает в качестве предпринимателя, право на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора предоставлено стороне, не являющейся предпринимателем.
При отсутствии в норме явно выраженного запрета установить иное она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов, недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон. Либо если императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.
Если норма прямо указывает на возможность предусмотреть иное соглашением сторон, суд исходя из ее существа и целей законодательного регулирования может истолковать ее диспозитивность ограничительно.
Норма считается диспозитивной, если она не содержит явно выраженного запрета на установление иного соглашением сторон и отсутствуют указанные выше критерии императивности.
Отдельные разъяснения касаются договоров, не предусмотренных правовыми актами, применения примерных условий (стандартной документации), защиты от несправедливых договорных условий.
В случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом его цели он должен толковаться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Коллизионные, оперативные и другие виды норм
Определение 8
Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.
Пример 7
В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон».
Определение 9
В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.
Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.
Определение 10
Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.
В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.
Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.
Определение 11
Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.
Определение 12
Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.
Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.
В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.
В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.
Определение 13
Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.
Определение 14
Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.
Определение 15
У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.
Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Виды императивных норм
Ряд исследователей выделяют понятие сверхимперативных норм. Они используются государством для защиты особого интереса. Например, защита прав потребителей или международных интересов страны при поставках за рубеж.
Также их классифицируют по степени определенности. Различают императивно-безальтернативные и императивно-альтернативные каноны. Первые закрепляют жесткие правила поведения, отступить от них невозможно ни при каких условиях. Альтернативные нормы тоже предписывают четкие правила, но при этом субъекты могут изменить условия при возникновении названных в нормативном акте случаев.
В зависимости от объема регулируемых отношений разделяют общие и специальные нормы. Общие регулируют род общественных отношений, а специальные только вид, существующий в рамках родовых отношений.
По предмету регулирования выделяют конституционные, гражданские, уголовные, трудовые, семейные, административные законы. Каждая категория находится в соответствующем разделе законодательства. Конституционные можно найти в Конституции РФ, семейные и трудовые, соответственно, в Семейном и Трудовом кодексах и так далее.
По характеру правил нормы бывают обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Обязывающие содержат описание обязанностей для лиц. Например, в Налоговом кодексе регламентирована обязанность налогового инспектора принять налоговую декларацию от граждан. Запрещающие устанавливают запрет на определенные действия – больше всего их в Уголовном кодексе. Управомочивающие наделяют правами для исполнения своих должностных обязанностей.
По времени действия существуют постоянные и временные. Постоянные действуют неограниченный период времени, это федеральное законодательство и Конституция РФ. Временные вводят на определенный период, который указан в самом акте или до принятия нового основного акта.
По юридической силе – федеральные и региональные. Федеральные установления принимаются президентом, правительством, законодательными органами власти. Региональные издаются органами власти субъектов и местным самоуправлением.
Методы правового регулирования
Для начала следует уточнить, что в данном случае права – это система обязательных уставов и правил поведения, которые занимаются урегулированием отношений в обществе.
Любой конфликт между гражданами регулируется установленными юридическими правилами. Различают два основных метода регулирования:
- Императивный – данный метод крайне точен, именно он требует безусловного подчинения субъектов кодексу правил, предусмотренных для конкретного случая. Он точным образом характеризует не только права, но и обязанности субъектов, а также не дает им возможности менять что-либо в соглашении. Примером метода может стать наказание преступника государством: применяются жесткие меры, которые субъект не может изменить. В литературе императивный метод называют авторитарным, подчиняющим и методом субординации.
- Диспозитивный – это равноправный метод, который говорит о равных юридических правах участвующих субъектов и свободе их воли. Применяется в сферах гражданских, трудовых, административно-правовых и семейных взаимоотношений. Регулирующей основой выступает договор, заключенный сторонами, в котором прописываются их возможности и обязанности. Примером метода может стать создание договоров о покупке или продаже, хранения или аренды. В литературе может встречаться под названием автономный метод.
Важно! Диспозитивный метод всегда указывает на тип взаимоотношений между участниками.
Данные методы существенно различаются между собой, поскольку основываются на совершенно различных юридических предписаниях, несмотря на то, что они одинаково направлены на управление субъектных взаимоотношений.
Когда применяется аналогия закона
Императивность и диспозитивность определяется по аналогии с законодательством. В большинстве ситуаций к аналогии закона прибегают, если имеет место материальная составляющая. Соответствия можно добиться подбором схожего параметра деловых взаимоотношений между субъектами договора при наличии определенных обстоятельств:
- имущественная либо финансовая заинтересованность участников сделки
- при невозможности урегулирования спора с использованием законодательных норм либо пунктов соглашения
- при наличии в законодательстве нормативов, подходящих для регуляции похожих споров. При этом используемые параметры не должны противоречить друг другу
Прибегать к законодательным нормам рекомендуется при отсутствии возможности урегулирования спора, основываясь на общепринятых правовых нормативах. Использование законодательных актов допускается ко всем положениям, присутствующим в соглашении, оформленном между участниками.
Если в законодательных актах отсутствуют нормы, позволяющие урегулировать конфликтную ситуацию, то прибегают к расширенному разъяснению положений. Они помогают решить споры с помощью нормативов, соприкасающихся с иными ситуациями.
Формы коллизионной привязки
Существуют варианты двусторонних (многосторонних) и односторонних коллизионных норм.
Односторонней коллизионной нормой предусматривается вероятность того, что будет применено только одно национальное право, право страны, где проводится суд (к примеру, относительно возникновения морских залогов на судна, порядка того, как удовлетворяются требования, которые обеспечивают морской залог на судно, может быть применен только закон того государства, суд которого и рассматривает данный спор в соответствии с 424 статьей Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Данные нормы носят характер императивности. Односторонними коллизионными нормами указывается факт наличия тех обстоятельств, в случае возникновения которых возможно применение национального права, а также возможно рассмотрение правоотношений, которые относятся к иностранному правопорядку, исключительно со стороны национального законодательства.
Замечание 3
Российское законодательство, а также законодательства иных стран, на сегодняшний день демонстрируют тенденцию к замене классического коллизионного правила «закон суда» на выражение «применение российского права» в соответствии с 3 пунктом 1199 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации и 1 пункта 160 статьи Семейного кодекса РФ.
Двусторонними (многосторонними) коллизионными нормами предусматривается вероятность применения как национального, так и иностранного или международного права. Они могут являться императивными, альтернативными, кумулятивными или диспозитивными (в соответствии с 1 пунктом 1197 статьи, 1201 статьи и 1 пункта 1211 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации). В области современного права двусторонние коллизионные нормы занимают лидирующую позицию, в отличии от односторонних. Коллизионные правила относительно закона суда являются более жесткими, у национального законодателя есть цель установления гибкого правового регулирования с помощью установления диспозитивной двусторонней коллизионной нормы. Факт привязки двусторонних коллизионных норм называют «формулой прикрепления».
Признаки императивной нормы
- Строгость изложения – формулировки четко указывают на надлежащий порядок действий в той или иной ситуации. Это может быть как категоричный запрет, так и предписанный характер действий. Участнику не нужно самому выдумывать действия, все уже указано. Сущность императива в том, что он не оставляет выбора варианта поведения.
- Содержат властное предписание. Государство формирует предписания для населения и обязывает соблюдать их. В тексте это выражается словами «должен, следует, необходимо».
- Исходят от государства – законы издает и следит за их исполнением государство.
- Несоблюдение влечет санкции – в нормативных актах установлена ответственность за нарушение законов. Если участники поступают по-своему и нарушают императивные устои, то их ждет привлечение к ответственности.
- Направлена на урегулирование общественных отношений. Целью регламентов всегда является поддержание общественного порядка и урегулирование возможных споров.
- Нормативность – закреплены в официальных документах, не могут исходить от неуправомоченных лиц. Если правило не закреплено официально, то оно не имеет силы и является неформальным обычаем.
- Формальная определенность. Норма не может носить двусмысленного толкования или быть незавершенной по смыслу. Правило четко определено и доводит до читателей суть требований.
- Обязательность для всех лиц. Законы обязательны к соблюдению для всех категорий граждан в рамках национальной юрисдикции.
- Микросистемность. Императивные нормы, как и обычные, состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Юридические лица
Применительно к этой категории некоторые авторы выдвигают мнение о том, что ГК вводится чрезвычайно важный для обеспечения устойчивости в гражданском обороте, отсутствующий в предыдущем законодательстве принцип о замкнутом перечне юридических лиц. Согласно ему, они имеют возможность формироваться и осуществлять деятельность только в форме, которая предусматривается законом прямо. Договором сторон не могут образовываться новые типы вещных прав, хотя данное обстоятельство недостаточно четко выражено в редакциях ст. 216, п. 1. В качестве особенности положений о юридических лицах выступает наличие предписаний о том, что отступления допускаются не в силу договора между сторонами, а по решениям, которые принимаются в определенной форме:
- По условию учредительного соглашения (ст. 71, 72, п-ты 1).
- По уставу юридического лица (ст. 93, п.2, ст. 100, п. 3).
- По решению, принятому на общем собрании участников (ст. 103, п. 3, ст 101, п.1).
Данные положения существенно ограничивают диспозитивность определенных норм. В связи с этим в рассматриваемых сферах необходимо исходить из презумпции обязательности и строгого исполнения юридических предписаний, в связи с тем, что они не имеют прямого указания на допустимость договора об ином. При толковании нормы вероятен вывод о ее диспозитивности. Но данное заключение в соответствии с природой приведенных институтов будет появляться нечасто.
Особенности
Нормы с признаками императивности позволяют четко сформулировать как обязанности гражданина или юрлица, в том числе связанные с какими-либо ограничениями, так и их неотъемлемые права.
Если субъект не следует предписаниям закона, в том числе основанного на понятиях нравственности, то предусматривают наказание за это.
Они характеризуются набором признаков:
- статусностью, связанной с регулированием государством общественных отношений
- распространенностью во всех правовых отраслях (гражданском, семейном, административном и т.д.)
- формулировкой запретов, предписаний, ограничений.
Следует учитывать, что для них характерна взаимосвязь друг с другом.
Гибкость
Субъекты РФ наделяются различными полномочиями, позволяющими им в рамках закона реализовывать государственные предписания. В ходе бюджетной деятельности, в частности, они могут проявлять определенную гибкость и изымать необходимые средства у плательщиков не только с использованием силы, но и путем воздействия на интересы обязанных лиц. В результате последние отдают свои деньги практически добровольно. Это объясняет существование таких инструментов, как добровольно-возвратное и добровольно-безвозвратное привлечение финансов. В качестве типичного примера можно привести госзаймы субъектов РФ.
Классификация
Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.
Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:
- обязывающие – такие законы указывают субъектам на необходимость выполнения какого-либо действия. Например, третья часть 91 статьи ТК РФ говорит, что работодатель обязан учитывать время работы каждого сотрудника,
- управомочивающие – эта категория законов дает свободу выбора относительно характера действий, т.е. субъект может самостоятельно выбрать выполнять те или иные действия или нет. Например, вторая часть статьи 295 ТК РФ говорит, что каждый сотрудник может воспользоваться правом на получение выгоды от имущества, которое находится в хозяйственном использовании фирмы,
- запрещающие – в таких законах четко прописаны запреты на определенные поступки. Например, вторая часть статьи 91 ТК РФ запрещает трудовую деятельность рабочих свыше 40 часов в неделю.
Кроме этого, их также различают по:
- Степени определенности – относительно определенные (предлагают выбор из нескольких вариантов) и абсолютно определенные (предполагают лишь один вариант).
- Положению в системе – различают специальные, которые можно применить только к определенному случаю, и общие, применяемые ко всем ситуациям.
- Методу регулирования – могут быть в виде запретов, принципов или рекомендуемых предписаний.
- Времени действия – разделяются на постоянные и временные.
- Порядку поведения – статические, которые утверждают положение сторон и их возможности, и динамические, предписания к положению и возможностям сторон изменяется на протяжении времени.
Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод, что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов. А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.
Полезное видео: Классификации норм права
Нормы гражданского права охватывают и предписывают действия сторон в любом виде деятельности. Эти законы совершенно разные по своим характеристикам и положениям, но их знания дают возможность субъектам следовать им и компетентно оформлять свою деятельность с точки зрения действующего законодательства.
Учредительные, регулятивные и охранительные нормы
Определение 1
В учредительных нормах отражены исходные начала правового регламентирования общественных взаимоотношений, правового положения людей, пределов действия государственной власти, закреплены устои социального, экономического, общественного, политического строя, прав, свобод и обязанностей граждан; основополагающих идей и параметров строительства общественно-правовой системы.
Это своего рода эталоны, устанавливающие необходимое соответствие целей и средств определённых правовых предписаний объективным закономерностям развития общества. Также сюда относятся конституционные нормы и правила, закреплённые в законодательных основах и кодексах.
Пример 1
В соответствии с нормой, закреплённой в статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы – это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита человеческих прав и свобод является обязанностью государства.
Определение 2
Регулятивные нормы осуществляют непосредственное регулирование фактических отношений, которые возникают между разными субъектами, путём предоставления им определённого права и возложения на них соответствующих обязанностей.
По характеру субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы бывают трех основных видов:
- управомочивающие (предоставляют своим адресатам право совершать положительные действия);
- обязывающие (подразумевают обязанность выполнения определённых положительных действий);
- запрещающие (устанавливают запрет на совершение действий и поступков, определённых законодательством в качестве правонарушения).
Регулятивные нормы носят ярко выраженный представительно обязывающий характер.
Пример 2
В нормах статьи 25.6-25.9 КоАП РФ закреплен детальный перечень прав и обязанностей свидетелей, понятых, специалистов и экспертов.
Определение 3
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
Пример 3
Согласно статье 83 УК РФ осуждённый подлежит освобождению от отбывания наказания вследствие истечения сроков давности обвинительного судебного приговора.
Регулятивные вместе с охранительными нормами осуществляют правовые функции: регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. В них выражаются способы правового регулирования.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Законодательное толкование
Прежде чем учесть конкретную норму в отношениях с контрагентом, следует понять и установить сущность сотрудничества с партнёрами, и степень необходимости внесения разъяснений в договорном соглашении. При анализе сложившейся ситуации нормы можно толковать с субъективной или объективной точки зрения. Направление трактовки зависит от таких параметров, как:
- индивидуальные проблемы участников юридической процедуры в восприятии правовых терминов, их значений и правил построения юрисдикционной конструкции;
- абстракционный характер предмета договора.
Нормы могут быть истолкованы в официальной или неофициальной версиях, выбор которых осуществляется в соответствии с возможными юридическими последствиями отношений. Официальное толкование реализуется представителями уполномоченных органов. Оно предназначается для ориентирования участников на получение образовательной информации, направленной на понимание правовых норм и компетентное их применение. Неофициальное толкование характерно для мероприятий, не имеющих серьёзной юридической значимости.
Императивная норма и диспозитивная норма являются различными понятиями по базовым характеристикам и с точки зрения возможностей внесения изменений в договорные соглашения. Знания их основ и умение компетентного применения гарантирует отсутствие проблем с правилами и порядком трактовки и использования законодательных положений.
Что такое императивная норма права
Внести изменения в соглашение, оформленное в императивном стиле невозможно. Специфический характер гражданско-правовых отношений можно идентифицировать по категоричной текстовой части документа, выражающей элементы запрета. Для неё характерны фразы: «недействительность», «не могут», «недопустимо».
Что регулирует императивная норма права
Применение императивности в отношениях устанавливает юридические обязанности сторон, а также формирует возможности реализации их прав. Она способствует выявлению и исследованию специфики законодательных норм и их закономерностей в общей системе взаимоотношений.
Придание нотки императивности отношениям между субъектами может проводиться с учётом различных признаков:
- специфических, касающихся индивидуальных характеристик;
- общих, являющихся стандартными, которые можно применить к любой ситуации;
- постоянных и временных;
- определяющих характер внешних отношений или с применением конкретизированных толкований обстоятельств мероприятия;
- определяющих метод регулирования, который может быть изложен в виде запретов, предписаний или обязательств;
- по методу воздействия, предполагающему регулировку отношений и обеспечение их сохранности от влияния негативных факторов;
- факта присутствия материально обязывающего порядка поведения;
- определяющих общее или направленное на определённую группу лиц действие.
Особенности в отдельных институтах
Диспозитивные нормы считаются неотъемлемой частью обязательственных положений. Их необходимость обуславливается рядом важных факторов:
- Различиями между потребностями и возможностями сторон.
- Динамикой и разнообразием имущественных взаимоотношений, выступающих в качестве предмета обязательств.
- Использование соглашений, не имеющих прямого урегулирования со стороны ГК.
- Стремлением сформировать условия для становления хозяйственной предпринимательской инициативы, которая сдерживается разнообразными запретами.
Последний фактор имеет особое значение в процессе образования рыночных отношений. Отражение приведенных выше обстоятельств представлено в положениях обязательственного права и в общей части (Раздел III), и в главах, раскрывающих суть отдельных его видов (Раздел IV). В данном случае речь идет о большом количестве предписаний, содержащих прямое указание на возможность договора предусматривать иное. Диспозитивные нормы считаются фундаментом ядра обязательственной системы положений – механизма ответственности, основания которой могут варьироваться сторонами отношений. Посредством условий обязательств может вводиться субсидиарная ответственность; участники договора могут ограничивать объем возмещаемых убытков. Также стороны свободно выбирают способы реализации обязательств.
Примеры jus cogens.
Комиссия международного права высказалась против включения конкретных примеров jus cogens в проект статей, направленных на Венскую конференцию. Решение не включать отдельные примеры jus cogens было принято по двум причинам. Во-первых, это могло привести к неправильному пониманию в отношении других императивных норм международного прав, не упомянутых в статье. Во-вторых, составление даже на выборочной основе перечня норм, имеющих характер jus cogens, потребовало бы продолжительного исследования материалов, выходящих за рамки настоящих статей.
Тем не менее, в доклад Комиссии были включены предложенные ее членами примеры в качестве иллюстрации отдельных наиболее очевидных и прочно утвердившихся императивных правовых норм, чтобы на их основе указать общий характер и масштабы содержащегося в статье правила.
Примеры международных договоров, противоречащих jus cogens, предложенные Комиссией по международному праву:
- договоры, предполагающие незаконное применение вооруженных сил в нарушение принципов Устава ООН;
- договоры, предполагающие совершение уголовных преступлений в соответствии с международным правом;
- договоры, предполагающие или попустительствующие свершению преступлений международного характера, таких как работорговля, пиратство или геноцид, для противодействия которым необходимо сотрудничество всех государств.
Некоторые члены Комиссии высказали мнение, что нежелательно ограничивать сферу применения положений 53-й статьи Венской конвенции только преступными деяниями по международному праву, и в качестве других возможных примеров называли договоры, нарушающие права человека, суверенное равенство государств или право народов на самоопределение.
В заключение
Формулировка в учебной и научной литературе общих выводов об абсолютном преобладании диспозитивных либо, напротив, императивных норм должна быть признана неточной. Она не отражает действительного положения и наличия ряда существенных особенностей в данном вопросе в рамках отдельных институтов. В связи с тем, что прямые указания на характер всех либо большинства положений созданы быть не могут практически, юридическая сила должна определяться посредством толкования с учетом всех обстоятельств и факторов, относящихся к определенному акту.
Данный путь непрост, однако он неизбежен. Решающим словом в данном случае является вывод суда. Относительно юридической силы некоторых важных положений ГК желательно иметь разъяснения. Они могут быть представлены в постановлении от высшей судебной инстанции. Разъяснения позволили бы внести некоторое успокоение и ясность в договорную практику, которая испытывает сегодня существенные затруднения при понимании и последующем применении многих важных положений. За счет правильного представления о сущности диспозитивных норм появятся предпосылки для дальнейшего углубления практических и теоретических знаний, касающихся действия механизма юридического урегулирования.