Зодчий федор конь. каменная летопись россии

Оглавление

Биографические данные

Исследователи предположительно считают Фёдора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI — начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина — Троицкого монастыря под Дорогобужем за —1607 год, наказы и грамоты царя Федора Иоанновича  и 1595 годов, различные хронографы и летописцы XVII века.

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым. В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

Биография Фёдора Коня, описывающая его происхождение и бегство за границу, была опубликована Верой Жаковой в 1934 году. В ней Фёдор представлен бунтовщиком и безбожником. При написании биографии Жакова использовала документы (челобитные), одна из которых была впоследствии найдена и опубликована в 1966 году В. Н. Прищепенко. Последующее изучение этого документа выявило подделку (созданную или скопированную в XIX или в начале XX века, то есть по крайней мере в этом случае Жакова работала с уже существующим документом).

Биографические данные[править | править код]

Исследователи предположительно считают Фёдора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI — начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина — Троицкого монастыря под Дорогобужем за —1607 год, наказы и грамоты царя Федора Иоанновича  и 1595 годов, различные хронографы и летописцы XVII века.

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым. В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

Биография Фёдора Коня, описывающая его происхождение и бегство за границу, была опубликована Верой Жаковой в 1934 году. В ней Фёдор представлен бунтовщиком и безбожником. При написании биографии Жакова использовала документы (челобитные), одна из которых была впоследствии найдена и опубликована в 1966 году В. Н. Прищепенко. Последующее изучение этого документа выявило подделку (созданную или скопированную в XIX или в начале XX века, то есть по крайней мере в этом случае Жакова работала с уже существующим документом).

Примечания

  1. В существующих источниках он называется Конём Федоровым, Кононом Федоровым, Кондратом Федоровым, Феодором и пр. Для Фёдора Савельевича прозвище «Конь» могло быть связано либо с его личными качествами, либо с его происхождением.
  2. В. Жакова. О чёрном человеке Фёдоре Коне // «Год семнадцатый», альманах четвёртый. — М., 1934.
  3. снесены в основном в XVIII веке
  4. П. А. Раппопорт, Борисов городок, МИА, № 44. М., 1955. В понятие «Борисов городок» и «комплекс борисовских сооружений» П. А. Раппопорт включает и крепость и стоявшую в стороне от неё церковь Бориса и Глеба.
  5. . Православная энциклопедия (22 июля 2009).

Борец со львом Альберта Вольфа

В отличие от укротителей данная тематика прямо восходит к сюжету о том, как Георгий Победоносец поражает змия. Этот сюжет отражен как в работах самого Клодта, так и Н.С.Пименова, есть такое украшение и в Георгиевском зале Кремля в Москве.

Ученик знаменитого немецкого скульптора Х.Д.Рауха, потомственный скульптор Альберт Вольф (1814-1892) создал великолепного коня, всадника и льва, которого всадник поражает копьем, видимо, приняв его за змия (шутка). Все три пока еще живые существа сделаны великолепно.

А.Вольф. Борец со львом. Подготовительный рисунок основывался на эскизе Рауха 1847 г. Скульптура воздвигнута в 1861. Старый музей. Берлин

Уточнение. Речь идет о льве, рисунок которого начал Раух в 1821, однако, в 1847 семидесятилетний Раух окончательно отказался от мысли собственноручно изваять льва, молодой ученик славно воплотил этот замысел.

Немецких скульпторов по имени Вольф было много, лучший из них Эмиль Вольф, а в 20 веке тоже был Вольф, но, как говорится, «Федот, да не тот», регресс изобразительного искусства налицо. Посмотрим, что ваяют вольфы в 20 веке.

Густав Генрих Вольф. Купальщица. 1924. Неужели немка, арийка, купалась в валенках?

Также по этой теме:

Что показал Пикассо советскому искусствоведу М.В.Алпатову на вилле «Калифорния»

Каким бы был памятник монарху работы Фальконе во Франции и фиаско Бернини

Мартос. Классицизм. Часть I

Бертель Торвальдсен. Часть 5

Как выкупили Шевченко. Брюллов и «брюлловщина».

Почему  П.М.Третьяков не приобретал скульптуру

Символы нации

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Крупнейший и поныне храм Свято-Троицкой Сергиевой лавры, расположенной на севере Московской области в нынешнем Сергиевом Посаде, строился достаточно долго. Заложенный ещё в 1559 году Иваном IV Грозным грандиозный храм был освящён только в 1585 году при Фёдоре I Ивановиче и уже после освящения в 1585—1586 гг. в храме были проведены обширные работы по улучшению его отделки.

С архитектурной точки зрения собор близок к построенному веком ранее одноимённому собору Московского кремля, но несколько превосходит его по размерам.

Соловецкий монастырь, 2013

Стены Соловецкого монастыря

В 1584—1594 гг. территория расположенного на Соловецких островах в Белом море монастыря была обнесена чрезвычайно мощными укреплениями — стеной длиной более километра из огромных камней с восемью башнями.

Впоследствии представлявший собой важную приграничную крепость монастырь неоднократно подвергался нападениям иностранных кораблей с моря (трижды от шведов и в Крымскую войну от англичан), но так и не был ими взят.

Cемиверхая башня Белого (Царёва) города, с картины А. Васнецова, 1924

Cемиверхая башня и стены Белого (Царёва) города на карте 1610 года

Царёв город

Белгородская или Белогородская стена, в то время неофициально называвшаяся Белый город, а официально, по свидетельству соловецкой летописи, — Царёв город. Эпической стоимости проект был призван защитить . В 1585—1591 гг. вдоль современного Бульварного кольца и берега Москвы-реки была построена грандиозная кирпичная стена на белокаменном фундаменте с валами и рвом длиной около 10 километров. Архитектурно стена напоминала Московский кремль и построенную позднее Смоленскую крепость и была выкрашена в белый цвет.

Новые грандиозные укрепления Москвы сразу же доказали свою эффективность, когда летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторастотысячным войском подошёл к Москве, но при виде стен новой мощной крепости с многочисленными пушками штурмовать город не решился.

Стена была постепенно снесена в XVIII веке, при этом её высококачественный кирпич использовался при строительстве новых зданий и сооружений, включая крупнейшее здание Москвы той эпохи — .

Стены Деревянного города, с картины А. Васнецова, 1926

Сигизмундов план Москвы 1610 г.

Деревянный город

Очередная московская стена, охватившая , ныне более известная как стена Земляного города в то время официально называлась по защищаемому ей району Деревянный город, а неофициально — тоже по неофициальному названию этого же района — Скородом. Как и любое столичное укрепление тех времён, стена несла символическую функцию, поражая воображение современников, по-видимому, в большей степени своей длиной.

Стена, ставшая первым по-настоящему круглым кольцом Москвы, имела 34(!) башни и была построена в 1592—1593 гг.

Позднее сожжённая вместе со всем городским районом в Смутное время стена была , а позднее на её месте было проложено Садовое кольцо.

Стены Симонова монастыря в Москве

Позднее, в Смутное время монастырь сильно пострадал, хоть и постоянно служил укреплённым пунктом, в результате чего позднее его каменные стены , однако сохранившийся после сноса в 1930-х большей части построек монастыря участок стен содержит фрагменты строительных конструкций этого времени.

Ипатьевский монастырь с перестроенным участком первых каменных стен, 2015

Стены Ипатьевского монастыря в Костроме

Монастырь, особо почитавшийся вошедшим в это время в силу родом Годуновых, где, по преданию, крестился и много сделал для его развития основатель рода, при Царе Фёдоре Ивановиче активно развивался. Достаточно серьёзные каменные стены длиной 518 метров и высотой около 7 метров с шестью башнями строились по царскому указу с 1586 года и были, по всей видимости, завершены в этот же период. Следует отметить, что сам город Кострома не имел каменного кремля, что, в результате, сделало монастырь его главным укреплением.

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь — коренная реконструкция

По всей видимости, именно в это время (по источникам 1590-е) основанный только в 1530 году у Дорогобужа, что под Смоленском, но уже почитаемый к тому времени монастырь получил ансамбль каменных зданий и, судя по аналогичным проектам, — практически наверняка — новые укрепления и прочие элементы, характерные для комплексного развития. В это время, помимо прочего, были построены каменная колокольня (1585—1592 гг.) и довольно-таки крупный Троицкий собор.

Основные здания монастыря были взорваны немецкими войсками в 1943 году, но к 2010-м уже восстановлены.

Примечания

  1. В существующих источниках он называется Конём Федоровым, Кононом Федоровым, Кондратом Федоровым, Феодором и пр. Для Фёдора Савельевича прозвище «Конь» могло быть связано либо с его личными качествами, либо с его происхождением.
  2. В. Жакова. О чёрном человеке Фёдоре Коне // «Год семнадцатый», альманах четвёртый. — М., 1934.
  3. снесены в основном в XVIII веке
  4. П. А. Раппопорт, Борисов городок, МИА, № 44. М., 1955. В понятие «Борисов городок» и «комплекс борисовских сооружений» П. А. Раппопорт включает и крепость и стоявшую в стороне от неё церковь Бориса и Глеба.
  5. . Православная энциклопедия (22 июля 2009).

Проекты

Смоленская крепостная стена

Фёдор Конь известен как строитель следующих крепостных сооружений и храмов:

  • каменные стены и башни Белого города Москвы (—; по линии нынешних бульваров);
  • Троицкая церковь в Вязёмах со звонницей (1585—1586);
  • самой протяжённой крепости России — Смоленской крепостной стены (—);
  • ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем (-е гг.; согласно гипотезе П. Д. Барановского);
  • Борисов городок (1598—1600 гг.) в селе Борисове;
  • П. А. Раппопорт высказал предположение, что строителем Борисоглебской церкви у Борисова городка также являлся Фёдор Конь. Это предположение отвергал В. В. Косточкин, полагавший, что церковь была построена в 1585—1586 годах ещё во времена существования деревянных укреплений, до строительства каменной крепости, и ни по своим архитектурным формам, ни по времени строительства не могла быть построена Фёдором Конём. Ранняя датировка строительства Косточкиным является, в свою очередь, также небесспорной.

Постройки Фёдора Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.

Клодт и К.П.Брюллов

На СКУЛЬПТПРИВЕТ была статься о женитьбе К.П.Брюллова и о том как жена изменила ему со своим отцом, а художник был оклеветан и поливается грязью в третьяковке в наше время со слов его племянника, сына сестры. В книге Г.Клодта тоже фигурирует этот момент в жизни Брюллова, поскольку после того, как Брюллов  расстался с Эмилией Тимм, он в тяжелом моральном состоянии прожил взаперти две недели у П.К.Клодта, где писал объяснение и прошение о разводе Бенкендорфу и министру двора князю Волконскому. Церковь дала согласие на развод через два месяца, а сам Брюллов утаил от света истинную причину развода. Это случилось в 1839, а уже в 1844 эта пианистка вернулась из Парижа и вышла замуж за сына Н.И.Греча, который был двоюродным братом П.К.Клодта.

Прав ли был царь, что вместо коней Клодта на набережной перед Академией художеств разместил сфинксов?

Пусть каждый сам ответит.

Египетский сфинкс на пристани перед Академией художеств. Пристань создана в 1832-1834 по проекту К.А.Тона

Сфинксы не простые, а настоящие, древние, привезенные из Египта, а сделаны в 15-14 веках до нашей эры (!). Что нам младенцы «Диоскуры»!

Для правильного ответа на поставленный вопрос необходимо также учитывать, что длинными питерскими ночами во времена П.К.Клодта местные «ундины» приходили на это место постирать белье:

М.Н.Воробьев. Набережная  Невы у Академии художеств. 1835. Фрагмент

Хотя и не в таком количестве (имеются в виду ундины), как у Н.И.Крамского:

Крамской. Русалки. 1879

Еще один непростой вопрос: правильно ли царь отстранил С.С.Пименова (1784-1833) от коней на Нарвских воротах. Незадолго до этих коней Пименов сделал своих коней:

Пименов С.С. Колесница Аполлона на аттике главного фасада театра Драмы  им. А.С.Пушкина. Санкт-Петербург

А чуть раньше С.С.Пименов совместно с Демут-Малиновским делали шестерку коней над аркой здания Главного штаба напротив Зимнего дворца. Тоже при Николае I.

Арка здания Главного штаба. 1820-1829

С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Коней делал Демут, колесницу Пименов

С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент

С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент

С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент

Ясно одно: в наше время таких коней сделать никто не сможет, а всего лишь могут сделать точно таких, то есть — трехмерную копию.

Проекты

Смоленская крепостная стена

Фёдор Конь известен как строитель следующих крепостных сооружений и храмов:

  • каменные стены и башни Белого города Москвы (—; по линии нынешних бульваров);
  • Троицкая церковь в Вязёмах со звонницей (1585—1586);
  • самой протяжённой крепости России — Смоленской крепостной стены (—);
  • ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем (-е гг.; согласно гипотезе П. Д. Барановского);
  • Борисов городок (1598—1600 гг.) в селе Борисове;
  • П. А. Раппопорт высказал предположение, что строителем Борисоглебской церкви у Борисова городка также являлся Фёдор Конь. Это предположение отвергал В. В. Косточкин, полагавший, что церковь была построена в 1585—1586 годах ещё во времена существования деревянных укреплений, до строительства каменной крепости, и ни по своим архитектурным формам, ни по времени строительства не могла быть построена Фёдором Конём. Ранняя датировка строительства Косточкиным является, в свою очередь, также небесспорной.

Постройки Фёдора Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.

Детство и юность

Мальчик с великим будущим родился 28 января 1844 года. Казалось, что судьба его предопределена театральной сферой Санкт-Петербурга, в которой вращались отец и мать.

Фигура Федора Алексеевича Кони была весьма популярна. Он писал, особенно успешно водевили, занимался делами театров, основал театральный журнал. Окончив медицинский факультет, живо интересовался новациями в медицине, хоть и не практиковал.

Анатолий с отцом Федором Алексеевичем

Ирина Семеновна Кони играла в театре свыше 15 лет и вела литературную деятельность. Была известна, как актриса Сандунова (фамилия по первому браку). Она опубликовала рассказы и печаталась в «Литературной газете».

В гостях у Кони бывали известные актеры, литераторы и выдающиеся представители иных сфер деятельности. В семье обсуждались культурные, политические и светские новости.

Однако, за внешне насыщенной стороной жизни семьи была внутренняя пустота. Позднее, вспоминая детские годы, Анатолий Федорович называл отношения между родителями «семейной разрухой». Несмотря на общность интересов, у каждого была собственная жизнь без взаимной поддержки и снисхождения.

При этом отец часто был в деловых поездках. Маленький Толя болезненно переживал расставание с отцом. Особенно трудно ему пришлось, когда Федор Алексеевич уехал на 5-месячное зарубежное лечение.

У четы Кони родилось два мальчика. Старшему сыну дали имя Евгений. Первое время обоих обучали дома. Отец полагал, что детей необходимо научить дисциплине, труду, сформировать характер и моральные устои, а главное – научить думать.

В 11 лет Анатолий начал обучение в Училище по немецкому типу образования. Хорошими отметками он выделялся среди остальных учеников. Отучившись 3 года, Анатолий настолько изучил немецкий и французский языки, что в состоянии был делать литературные переводы.

В 14 лет юноша продолжил обучение в 4 классе гимназии. Продолжительность гимназического обучения составляла 7 классов. Начальный период в новом заведении не был особенно успешным. Но, освоившись, Анатолиус, как он себя называл, имел исключительно «отлично», и был удостоен семи похвальными свидетельствами.

Одновременно с обучением в гимназии Анатолий слушал лекции известных университетских профессоров. Его уровень подготовки и интерес к наукам однозначно предполагали университетское образование. Благоприятным оказалось изменение правил поступления. Вместо обязательных 7 гимназических классов к сдаче экзаменов допускались лица, обучавшиеся на дому.

В 1861 году Анатолий блестяще прошел университетские испытания после 6 класса. Выбрал он математический факультет. Сдавая тригонометрию, он с легкостью изложил ответы на дополнительные вопросы академика сверх программы. Впечатленный преподаватель решил, что абитуриента пренепременно нужно показать ректору.

Анатолию Кони не пришлось завершить университет Санкт-Петербурга. Он поступил в мае, а уже в декабре этого же года учебное заведение закрыли из-за студенческих беспорядков.

Юноша перевелся в Московский университет на 2 курс юридического факультета. Его студенческие оценки говорят не только об ответственном отношении к учебе, но и о живом интересе к юриспруденции. За 4-летний период обучения он имел единственную «четверку» из 69 отметок.

На выпускном курсе Анатолий написал монографию «О праве необходимой обороны». Глубокая научная работа, кроме прочего, рассматривала вопросы правовой защиты от власть имущих. Учитывая юридическую ценность диссертации по решению Совета университета её опубликовали. Однако, цензура сочла её крамольной. Кони вызвали для разбирательств, возникла реальная угроза уголовного преследования. Однако, молодой юрист с непоколебимой уверенностью отстаивал своё мнение. Это был первый, но очень яркий случай его непредвзятости, преданности исключительно закону, а не чинам, несмотря на негативные последствия.

Своих принципов Кони придерживался всю жизнь. А этот случай, к счастью, разрешился благополучно, ввиду незначительного тиражного выпуска – 50 экземпляров. Анатолий отделался замечанием Министра народного просвещения.

Анатолий Кони в молодости

Биографические данные

Исследователи предположительно считают Фёдора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI — начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина — Троицкого монастыря под Дорогобужем за —1607 год, наказы и грамоты царя Федора Иоанновича  и 1595 годов, различные хронографы и летописцы XVII века.

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым. В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

Биография Фёдора Коня, описывающая его происхождение и бегство за границу, была опубликована Верой Жаковой в 1934 году. В ней Фёдор представлен бунтовщиком и безбожником. При написании биографии Жакова использовала документы (челобитные), одна из которых была впоследствии найдена и опубликована в 1966 году В. Н. Прищепенко. Последующее изучение этого документа выявило подделку (созданную или скопированную в XIX или в начале XX века, то есть по крайней мере в этом случае Жакова работала с уже существующим документом).

Примечания

  1. В существующих источниках он называется Конём Федоровым, Кононом Федоровым, Кондратом Федоровым, Феодором и пр. Для Фёдора Савельевича прозвище «Конь» могло быть связано либо с его личными качествами, либо с его происхождением.
  2. В. Жакова. О чёрном человеке Фёдоре Коне // «Год семнадцатый», альманах четвёртый. — М., 1934.
  3. снесены в основном в XVIII веке
  4. П. А. Раппопорт, Борисов городок, МИА, № 44. М., 1955. В понятие «Борисов городок» и «комплекс борисовских сооружений» П. А. Раппопорт включает и крепость и стоявшую в стороне от неё церковь Бориса и Глеба.
  5. . Православная энциклопедия (22 июля 2009).

Биография Клодта

Клодт фон Юргенсбург Петр Карлович (1805-1867), сын генерала К.Ф.Клодта (1765-1822). Учился в Омске в Кадетском корпусе. В 1823 поступил в Артиллерийское училище. В 1827 вышел в отставку. Несколько лет самостоятельно занимался рисованием и скульптурой. В начале 1830-ых в качестве вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств, учился у И.П.Мартоса (умер в 1835), Б.И.Орловского (умер в 1837), С.И.Гальберга (умер в 1839).

Уже в 1838 удостоен звания академика и литейного мастера за группу «Лошадь с водничим», стал преподавать в Академии.  Звание профессора было выше звания академика.

Не всегда ему сопутствовал успех, например, Микешину показались слабыми его предложения по барельефам к памятнику «Тысячелетие России» в Новгороде (1861-1862).

Но неизменно великолепно у него получались лошади. Именно Клодт сделал квадригу с Аполлоном на Большом театре в Москве, поскольку Аполлон на Олимпе заведовал делами эстетическими. Мы все прекрасно знаем, какими мы видим коней на Большом театре, а вот как кони смотрят на нас, а точнее, на наших великих предков.

Лошади Клодта на Большом театре. Москва. Фото 1932 г.

Клодт был признан как литейный мастер. В 1835 был он был избран членом Королевской Академии художеств в Берлине, с 1843 – сотрудник Королевского Общества северных антиквариев в Копенгагене, в 1852 избран членом Академии Св. Луки в Риме, в 1859 – членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже. И все это при «плохом» царе.

За памятник Николаю I П.К.Клодт получил чин действительного статского советника. Это была его последняя монументальная работа. Если посчитать, сколько и кто сделал конных статуй, то в подавляющем большинстве случаев окажется всего один конный монумент («коняшки» Церетели не в счет), а у Клодта их было много.

П.К.Клодта с великим К.П.Брюлловым связывала искренняя дружба и совместная работа над украшением Исаакиевского собора.

Личная жизнь

Этот деятельный человек так никогда и не женился. Отчасти этому способствовали «квази-семейные», как он их сам называл, отношения его отца и матери. Брак распался, когда Анатолий был ещё в юношеском возрасте.

Еще одним доводом было подорванное здоровье. Встретив в Харькове Надежду Морошкину и влюбившись, он готов был жениться. Но врачи не гарантировали долгой жизни, и Анатолий отказался от свадьбы. Он решил для себя, что не может становиться мужем по причине слабого здоровья и расстроенной нервной системы.

И, конечно, он всего себя посвятил профессиональной деятельности. С присущей иронией он говорил: «Я до самозабвения влюблён был в являвшуюся мне, точно Венера из морской пены, с повязкой на глазах Фемиду…».

А.Ф.Кони длительное время состоял в дружеских отношениях и переписывался с Любовью Григорьевной Гогель. Знакомство произошло в 1880-х годах. Являясь женой Санкт-Петербургского прокурора и образованной женщиной, она обсуждала с А.Ф.Кони текущие вопросы российской действительности в целом, и судопроизводства, в частности, литературу, искусство. Она умела поддержать его и воодушевить в тяжелые минуты, искренне радовалась его успехам.

А.Ф. Кони и Л.П. Лансере (сидят) и Е.В. Пономарева и Л.Ф. Граматчикова-кони (стоят)

В один из приездов в Харьков Анатолий Федорович познакомился с Еленой Васильевной Пономарёвой. Она была на 24 года младше Кони, восхищалась его умом и талантом оратора. Елена Васильевна была удивительно тонко чувствующий человек, умеющий успокоить расшатанные нервы великого юриста. Их письма друг другу исчисляются сотнями. В 1924 году Е.В.Пономарева переехала в квартиру А.Ф.Кони, и до конца его дней помогала ему в качестве секретаря и хозяйки дома.

Фортификационные сооружения

Алексеевская башня и вал Окольного города в Новгороде, 2009

Окольный город Новгорода — коренная реконструкция

В этот период была проведена коренная реконструкция внешних линий укреплений Новгорода. Новые стены частично проходили по местам существовавших ранее, но разобранных по обветшалости, укреплений отдельных районов города, однако заметная их часть была построена там, где укреплений до этого никогда не было. Всего в этот период были полностью перестроены и частично построены на новом месте из дерева и земли два участка новгородских стен: Земляной город в 1582—1584 гг. и собственно Окольный город — самая внешняя линия стен города, которая была построена в 1584—1592 гг. и проходила на обоих берегах Волхова. В рамках проекта также были построены в 1582—1584 гг. две каменные башни на противоположных берегах Волхова — Петровская и сохранившаяся доныне вместе со значительной частью валов Окольного города Алексеевская.

Башня «Красные Ворота» Астраханского кремля, 2013

Астраханский кремль

В этот период в важнейшем порту и приграничной крепости того времени была заменена на гораздо более надёжную кирпичную, что, по-видимому, было выполнено в рамках осуществлённого в эти годы более крупного . Каменные стены и башни Астраханского кремля были построены в 1582—1589 гг.

Астраханский кремль практически полностью сохранился до нашего времени.

Белгородская крепость

Передовой опорный пункт на границе Дикого Поля — будущий Белгород — был построен осенью 1596 года. Город был изначально сделан в виде деревянной, но достаточно мощной крепости, существенно превосходящей по стойкости и стоимости обычные остроги. В городе, помимо стены острога, имелся даже свой кремль, при строительстве которого использовались двойные засыпанные землёй стены. Также в меловой скале, на которой изначально был построен город, был прорублен тоннель — тайник для снабжения города водой.

Позднее, в 1612 году, крепость была взята и сожжена польско-литовскими войсками, после чего её восстановили уже на новом месте, на противоположном берегу реки.

Крепость Воронежа, XVII век

Крепости Воронеж и Ливны

Два деревянных города (крепости), были построены в 1586 году в Диком Поле южнее Большой засечной черты для выполнения сторожевой службы в рамках одного проекта. В царском указе, по которому выполнялся проект, в частности, было написано: «… на Сосне, не доезжая до Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону, на Воронеже, не доезжая до богатого затона два днища, велено поставить город Воронеж… Каковы будут вести на Ливнах про приход воинских людей на государевы украина — с Ливен посылать с вестьми на Воронеж, — и с Воронежа потому ж на Ливны с вестьми посылать».

В апреле 1590 года Воронеж был предательски сожжён украинскими казаками-черкасами, однако уже к 1594 году город был восстановлен. Позднее воронежская крепость стала частью новой, более южной, укреплённой линии — Белгородской черты.

Казанский кремль — реконструкция

В этот период в 1594 году с окончанием работ по реконструкции, было, наконец, завершено строительство чисто каменных начатое ещё в 1556 году, но прерванное во время тяжёлой Ливонской войны с возведением части укреплений из более дешёвых деревянных конструкций в 1566 году.

Шесть анекдотов

А когда по вине Клодта (праправнук считает, что из-за короткой уздечки) лошадь под ним понесла, а потом лягнула президента Академии художеств герцога Лейхтенбергского, доброго по натуре и женатого на старшей дочери царя, Николай I сказал Клодту:

Праправнук придумал: государь-император дескать играет в солдатиков. Якобы государь сказал: «Закажите этому барону моих конногвардейцев. Ну, не эскадрон. Отряд. Прелестно, это прелестно», — говорил он и строил, и перестраивал конногвардейцев то в парадный строй, то в боевой.

Клодт несколько раз соревновался на своих запряженных в коляску скакунах-натурщиках с коляской царя. Когда же обогнав царя, двусмысленно приподнял шляпу, приветствуя царя, тот погрозил кулаком. Обиженный царь простил Клодта, увидев готовых «Укротителей».

Праправнук придумал версию того, как Клодт «развел» царя на еще две группы (№№ 3, 4).

Редкостный выдумщик этот праправнук. Кто скажет после этого, что история – это наука?