Мистические истории появления сфинксов в санкт-петербурге

Оглавление

Во власти безумия

Искатели острых ощущений хорошо знают и другую питерскую легенду: якобы на протяжении дня египетские сфинксы на Университетской набережной меняют выражение лица. С раннего утра и до обеда они сохраняют невозмутимое спокойствие и благосклонно взирают на толпы туристов, счастливых молодоженов и обычных зевак.
Но после обеда безмятежность сменяется злостью, которая к закату солнца превращается в ненависть. Увидеть собственными глазами смену настроения пытались многие, и кто-то даже хвалился: мне якобы удалось. Однако всех гостей города гиды предупреждают: не стоит искушать судьбу, ведь от увиденного легко лишиться рассудка.
Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ – «совершить жертвоприношение».
Интересно, что отбитые еще во время транспортировки «бородки» сфинксов объясняют не только неправильным закреплением по время транспортировки, но и диверсией охранников груза. Они якобы также увидели злобную гримасу сфинксов и в порыве безумия попытались уничтожить зловещие лица. Правда, отколоть удалось только «бородки».

История

Примечательно, что сам автор проекта памятника Михаил Шемякин будучи нонконформистским художником в СССР подвергся политически репрессиям — принудительному лечению в психиатрической больнице, а в 1971 году он был выслан из страны. Родные архитектора Вячеслава Бухаева погибли в лагерях.

С самого начала возведение памятника вызвало много споров и критики. В значительной степени это было вызвано самой скандальной репутацией Михаила Шемякина. Городские власти обвиняли в самоуправстве, волюнтаризме и фаворитизме при выборе проекта и его автора, в том, что памятник был создан скоропалительно, исключительно по воле чиновников, минуя художественный совет, конкурс и обсуждение комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв репрессий. А в то же время аналогичный общественный проект реализован не был. Критики говорили о неясности и неочевидности созданного образа, о том, что сфинксы воплощают «ангелов смерти», которые являются больше памятником палачам и самим властям, чем жертвам репрессий. Журналисты также отмечали, что изначально эти сфинксы были созданы вовсе не как часть данного мемориала, а как самостоятельные предметы искусства. Критики писали о низкой художественной ценности и неудачной композиции

Художника обвиняли в спекуляции на важной теме. Много обсуждений высказано замечание, что крест в середине композиции больше напоминает католический

Отдельный скандал вызвало то, что на церемонию открытия не были приглашены общественные организации бывших политических заключённых.

Памятник неоднократно подвергался вандализму и осквернению. В апреле 2001 года в день рождения Гитлера центральную скульптуру на гранитном парапете набережной сбросили в Неву. Тогда деньги на ремонт выделила выделила губернатор города Валентина Матвиенко. В 2015 году был опрокинут постамент с книгой и повреждена брусчатка. Хотя в этот раз специалисты посчитали ответственными за происшествие коммунальные службы, случайно повредившие памятник по время снегоуборочных работ. Летом того же года из центральной части мемориала была украдена гранитная книга. Проблемой при восстановлении памятника было то, что он так и не был переведён на городской баланс.

Фото и описание

Сфинксы появились в Петербурге в разгар увлечения древнеегипетскими атрибутами в 19 в. В 1832 году напротив Академии художеств на Университетской набережной было решено организовать широкую пристань. Её проект был подготовлен К.А. Тоном. Главным украшением пристани должны били стать фигуры бронзовых коней с укротителями. Все работы выполнялись согласно единому проекту обустройства Университетской набережной. Но отлить скульптуры из бронзы оказалось слишком затратно, утвержденная смета не предусматривала таких крупных расходов. И в 1834г. вместо фигур коней Университетскую набережную украсили два гранитных сфинкса, которые были найдены при раскопках древнеегипетских Фив.

Сфинкс – это чудовище с туловищем лежащего льва и головой человека, являющееся символом сочетания ума и силы. Египтяне приписывали сфинксам могущество и силу богов.

Сфинксы на Университетской набережной представляют наибольшую историческую и художественную ценность. Они были найдены в районе древних Фив французскими археологами под руководством Ж.-Б. Шампольона. Этим сфинксам около 3,5 тысяч лет. Высечены они из сиенита. Они стояли у входа в храм для египетского фараона Аменхотепа III, чье портретное изображение повторяют головы сфинксов. Головные уборы сфинксов являются свидетельством того, что фараон правил двумя царствами – Нижним и Верхним Египтом.

Приобретению сфинксов для набережной перед Академией художеств город обязан Муравьеву А.Н., молодому русскому офицеру, который в 1830г. отправился в паломническое путешествие по святым местам. В Александрии он увидел одного из откопанных в Фивах сфинксов и загорелся желанием купить монументальные изваяния для России. Каменные статуи стоили 100 000 франков, и чтобы их приобрести, необходимо было получить разрешение царя. Пока прошение офицера дошло до Петербурга, пока о нем сообщили императору, а тот, в свою очередь, передал его в Академию художеств на рассмотрение, пока прошение было одобрено, и нужный документ догнал путешествующего Николая I и он наложил свою резолюцию, сфинксы были практически куплены Францией. Но случилась июльская революция, и Франции стало не до покупок исторических ценностей. Тогда Россия приобрела сфинксов за 64 000 рублей. Они были доставлены в Россию на парусном корабле «Буэна сперанца» («Добрая надежда») в мае 1832г., здесь их установили в Академии художеств на Круглом дворе, где они находились вплоть до создания пристани у стен Академии.

Свое нынешнее место египетские сфинксы заняли в 1834. Во время транспортировки сфинксов у них были отбиты подбородки с покрывавшими их накладными бородами. Во время погрузки одного из сфинксов порвались тросы, и он упал, разбив борт корабля и мачту в щепки. На лице сфинкса проходил глубокий след от каната, но во время последней реставрации он был заделан.

35 веков тому назад сфинксы охраняли гробницу Аменхотепа III. Лбы их украшают кобры, являющиеся защитницами и покровительницами фараонов. Сфинксы являются немыми свидетелями высокого мастерства и огромного труда неизвестных каменотесов древнего Египта. Обе статуи покрыты иероглифами, которые высечены и на груди сфинксов, и на картушах, а также сплошной полосой проходят по боковым краям гранитных плит, которые служат основаниями древних изваяний. На каждом сфинксе – по две надписи, являющиеся вариантами титулов фараона Аменхотепа III. Полный перевод всех этих надписей впервые был выполнен в 1913 г молодым русским египтологом, будущим академиком В.В. Струве.

Помимо сфинксов, для усиления связи этого места с древним Египтом О. Монферран предлагал соорудить здесь статую Осириса. Но эта идея была отклонена. Пристань была украшена бронзовыми грифонами и светильниками, которые были отлиты по моделям Годе П.П.

Кстати скульптуры коней с укротителями, которые первоначально предполагалось установить на Университетской набережной, были установлены впоследствии на Аничковом мосту.

До 10-х гг. ХХ в. спуск к Неве использовали под разгрузку строительных материалов с барж. В 30-егг. на нем выгружали дрова. В блокаду над сфинксами соорудили защитный навес. Спуск к Неве был восстановлен в 1947г., а в 1958-60гг. были восстановлены утраченные в 19в. бронзовые грифоны. Этим проектом занимались И.Н. Бенуа, Г. Ф. Цыганков, А.Е. Поляков.

Сфинксы на Университетской набережной – неофициальный, но все же символ Петербурга, и обязательное место посещения гостями города на Неве.

Строение и символизм

Важный символизм имеет место расположения памятника. Прямо напротив него через Неву открывается большая панорама на тюрьму «Кресты». Она стала легендарной благодаря тому, что в ней в советские годы находились в заточении многие политические заключённые. Именно эта тюрьма описана в поэме Анны Ахматовой «Реквием», посвященной сталинским репрессиям. Также недалеко (на Литейном проспекте, 4) расположен «Большой дом», построенный в начале 1930-х годах как резиденция ответственных за репрессии органов власти НКВД-КГБ (ныне здание занимает их наследница ФСБ). В нём пытали и убивали политических заключённых. Согласно городской легенде кровь убитых стекала из подвалов в Неву, окрашивая воду в красный цвет. По этой причине на находящемся между «Большим домом» и «Крестами» спуске к воде (в створе проспекта Чернышевского) ежегодно с 1988 года в первую субботу июня происходит возложение цветов на воду. Дело в том, что в то время не были известны места захоронения жертв, не было и памятника им.

Памятник состоит из двух смотрящих друг на друга статуй бронзовых сфинксов на пьедесталах и центральной части из каменных блоков.

Сфинксы являются переосмысленными образами своих древних собратьев на Университетской набережной, ставших одним из символов Санкт-Петербурга. Парные статуи расположены в 15 метрах друг от друга. Эти сфинксы представляют собой фигуры полуженщин-полульвиц, стилистически выполненных в подражании модерну. Они худые, на их зверином туловище проступают рёбра, на груди располагаются выразительные человеческие молочные железы. Голова посажена на сильно вытянутую шею, её венчают стилизованные египетские платок-немес и корона-пшент. Сами лица сфинксов по вертикали разделены на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. По мнению критиков «двуликие изображения символизируют жизнь и смерть, свободу и рабство, а также двойственность человеческой природы, способной как подниматься на высоты духа, так и опускаться до массовых убийств и уничтожения целых народов».

Высота сфинксов — 1,5 метра, параметры постамента — 2,3 х 0,8 х 1,8 метра.

Между сфинксами на гранитном парапете набережной из четырёх гранитных блоков создан крест. В нём имеется стилизованное окно тюремной камеры с решёткой также в виде креста. На верхнем блоке выбита надпись : «Жертвам политических репрессий». На нижнем закреплён венок из колючей проволоки. К парапету под ними приставлен пятый блок, на котором лежит книга.

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Александра Солженицына, Владимира Высоцкого, Владимира Буковского, Андрея Сахарова.

Между сфинксами и набережной выложен крест из брусчатки. Количество камней в ней не случайно, оно по замыслу авторов соответствует количеству репрессированных людей в СССР — по их подсчётам на 1 камень приходится 10 тысяч жертв.

Центральная часть и часть брусчатки. Восточный сфинкс. Вид в фас. Восточный сфинкс. Вид со стороны домов. Вид на мемориал и памятник Анны Ахматовой.

Тексты табличек

На постаментах сфинксов закреплены таблички со следующими текстами (слева направо):

Основание западного сфинкса:

Основание восточного сфинкса:

В основания пьедестала восточного сфинкса с северной стороны врезана табличка с текстом: «Михаил Шемякин / Памятник жертвам политических репрессий / установлен 1995 / Архитекторы Вячеслав Бухаев, Анатолий Васильев». Эта надпись повторена на английском языке. В том же месте западного сфинкса две таблички: «Скульптор: Михаил Шемякин / Архитектор: Вячеслав Бухаев / Архитектор: Анатолий Васильев» и «АО „Возрождение“».

Это интересно: Достопримечательности Санкт-Петербурга, любимые места горожан

Тайны сфинксов

Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.

Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.

По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.

Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.

Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.

Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.

Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.

Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.

После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»

История появления

Самые древние памятники Санкт-Петербурга — сфинксы увидеть которых можно на Университетской набережной. Величественные фигуры, с загадочными лицами.

Они были найдены в Египте археологом Яном Аноназис, в прекрасном состоянии.

Все историческое сообщество того времени удивлялось их сохранности. Раскопки проводились на средства английского консула в Египте, по фамилии Сольт. Большинство находок, по договору принадлежало ему.

Сфинксов отправили в Александрию на платах. По удивительному стечению обстоятельств в это время там же находился Муравьев. Величие памятников древнейшей архитектуры настолько поразили его, что он тут же написал письмо и приложил рисунок, на имя русского посла в Константинополе Рибопьера.

Посол, конечно, не уполномочен был принимать такие решения самостоятельно, и написал прошение Николаю I. Император, обсудив ценность покупки с членами Академии художеств, дал свое согласие на их приобретение.

Несмотря на это, сделка чуть не сорвалась. Сфинксов хотело приобрести и французское правительство. Но начавшаяся во Франции революция отвлекла его, от археологических находок.

В 1831 году сфинксы были проданы России за 62 000 рублей, покупка была довольно дорогой. До Петербурга они добирались еще год. Во время перевозки одна из статуй пострадала, шрам на лице сфинкса можно видеть до сих пор.

В апреле 1834 года статуи установили на пристани реки Невы, перед Академией художеств. На созданном специально для них постаменте сделал надпись архитектор К. Тон: «Сфинкс из древних Фив в Египте, перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Возраст скульптур Петербурга — около трех с половиной тысяч лет. Когда-то они возвышались на аллее сфинксов, ведущей к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 гг. до нашей эры.

Головы загадочных существ, созданных неизвестным египетским скульптором, похожи на самого Аменхотепа III. Их украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа.

Если перевести надпись украшающую памятник на русский язык, можно узнать один из его титулов: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».

Высечены фигуры из розового гранита (сиенита) Асуанских ломок, который когда-то добывали в южном Египте. В 2002 году была проведена полная реставрация и мероприятия по консервации этих удивительных памятников.

Добраться до сфинксов нетрудно. От станции метро «Василеостровская» через пешеходную зону выти на Большой проспект, перейти на другую сторону, и пройти прямо еще немного, до Университетской набережной. Оказавшись там, вы сразу увидите эти великолепные фигуры.

Сфинксы — загадочные существа, их всегда окружает ореол таинственности. Со скульптурами на Университетской набережной связывают несколько легенд.

Считается, что у них меняется выражение лица в течение дня. С самого утра лик древних изваяний спокойный и уравновешенный, но как солнце начинает стремиться к закату, выражение их лиц становится злым и угрожающим.

Говорят, сфинксы волшебные и исполняют желания. Если взяться за клык грифона, который охраняет покой сфинкса, и смотреть в глаза древнему существу, загадывая желание, то он его исполнит.

Тысячи лет существуют сфинксы, их грустные глаза наполнены тайнами, которые никогда не разгадать.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 757 times, 1 visits today)

Описание Сфинксов на набережной

Оба изваяния сфинкса имеют свои условные названия. Правый, если смотреть с набережной, со стороны Репы Академии художеств им. Репина именуется «Западный Сфинкс», а левый — «Восточный Сфинкс». Это именно та фигура у которой сколота борода фараона с частью лица. Но, тем не менее, памятник прекрасно сохранился и отличается прекрасной тщательностью отделки. Сколы на лице (на правой части клафта), не мешают восприятию общего облика сфинкса. Скорее всего, именно о них писал исследовавший скульптуры академик В.В Струве, упоминая о проблемах при погрузке памятника в Александрии; практически сколота борода; отдельные фрагменты отколоты от передней части плинта; утерян фрагмент задней части сфинкса и часть хвоста. Не сохранилась голова урея. Достаточно сильно пострадала корона сфинкса; высокая часть короны дешрет состоит из нескольких частей, отдельные повреждения имеются и на передней части короны хеджет. Длина надписей на плинте сфинкса со стороны набережной — 5,85 м, со стороны Невы — 5,40 м. С задней части плинта сфинкса отколот фрагмент длиной около 60 см, который нёс на себе часть текста, который может быть восстановлен по аналогии. Западный сфинкс создан из менее качественного гранита, хуже сохранился, и, возможно, изготовлен раньше: на нём сохранились следы исправления ошибок скульптора, которые отсутствуют на восточном сфинксе. Мелкие сколы имеются на правой части клафта, утеряны бородка, голова урея. Отдельные небольшие сколы видны на короне дешрет. Сильные повреждения имеются на передней части плинта; правая часть плинта сильнее всего пострадала от разрушения слабых составляющих гранита. Лицо проработано менее тщательно; на месте зрачков присутствуют скопления тёмных частиц гранита, создающих иллюзию «взгляда» сфинкса. В надписи на плинте сфинкса, в целом, сохранившейся несколько лучше, пострадала передняя часть, которая легко восстанавливается по следам иероглифов, как предполагал ещё В.В. Струве. Длина надписи на плинте сфинкса со стороны берега — 6,47 м, со стороны реки — 6,45 м. Первая работа, и, по сути, единственная печатная работа, посвящённая сфинксам и их истории, была выпущена В.В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года», с тех пор ни разу не переиздавалась. Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая и самого Струве и М.Э. Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищённое от климатических перепадов, загрязнений и влаги; эта проблема является самой насущной в деле сохранения этих памятников и сегодня. В этом свете любопытно содержание документа, обнаруженного И.А. Лапис в архиве Эрмитажа: «в конце дела о коллекции Кастильоне (Ф.1, оп. № 1, 1826, № 29), имеется никем не подписанная записка на французском языке, в которой предлагается перевезти в Эрмитаж сфинксы Аменхотепа III с набережной Невы и египетские саркофаги из Царскосельской Руины, причем для сфинксов даже указаны места, где их следует поставить, а именно — два зала по сторонам того, в котором была установлена знаменитая ваза из ревдинской яшмы и в котором автор записки предлагал разместить все остальные древнеегипетские памятники. Однако этот проект не был принят».

Сфинкс с Университетской набережной

Самые известные из петербургских сфинксов, одна из икон города, находятся на набережной около университета на Васильевском острове. Они также являются единственными оригинальными античными скульптурами в городе прямо из Египта!

Сфинксы в Санкт-Петербурге происходят из Фив и были найдены рядом с храмом (наиболее распространенная версия говорит о гробнице) фараона Аменхотепа III. На постаментах, на которых они стоят, вырезаны в честь этого правителя Верхнего и Нижнего Египта, скульптуры также имеют свои особенности.

Сфинксы в СПБ, которым более 3500 лет, были обнаружены греческим искателем древних сокровищ в 1820-х годах в Александрии во время путешествия Андреем Муравьевым — русским дипломатом и камергером при царском дворе, который после консультации с царем Николаем, выкупил сфинксов и отправил их в столицу на борту корабля «Добра Надежда».

По-видимому, они оказывают чрезвычайно сильное негативное влияние на окружающую среду. Местные жители утверждают, что долгое время глядя в их каменистые лица и даже оставаясь по соседству, вы в лучшем случае можете чувствовать себя хуже. В худшем — даже сойти с ума! История фиксирует множество случаев внезапных атак безудержной агрессии и потери самоконтроля, происходящих в непосредственной близости от древних скульптур.

Наиболее известный случай такой истерии, кроме того, в массовом масштабе, произошел в феврале 1899 года. Большая демонстрация студентов прошла по петербургским улицам. Первоначально демонстрация прошла гладко, но дело приняло драматический оборот, когда марширующие Невские моряки достигли высоты сфинксов.

В этот момент как студенты, так и солдаты, казалось, что обладали — без всякой видимой причины они внезапно бросились друг на друга. Армия открыла огонь, было много убитых и раненых.

В 1938 году, в свою очередь, комсомолец, вооруженный палкой, преследовал членов своей бригады, выкрикивая «богохульство» против Сталина, за что ему тогда пришлось многое объяснить НКВД. Самое интересное в этой истории — именно перевод преступника, который утверждал, что действовал под влиянием сфинкса, который навязал ему свою волю!

Египетский дом на Захарьевской улице, 23

Доходный дом Нежинской, известный сейчас как Египетский, построили в 1913 году. Его фасад напоминает главный вход в храм богини любви и красоты Хатхор в Египте. Пилястры на входе в виде фараонов, которых можно назвать лучшей имитацией египетских скульптур в Петербурге. Лица богинь на колоннах отличаются от оригиналов, но напоминают портреты финикийского искусства.

Во втором десятилетии XX века в здании находились посольства Бельгии и Румынии, а после — редакция журнала «Искусство Ленинграда». Сейчас здесь мини-отель, салон красоты и магазины. Фасад дома сильно не изменился, а вот в цокольном этаже сделали окна.

История памятников и перенос их в Петербург

Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819—1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности. Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.

Оба сфинкса появились в это же время на гравюре Дж. Бартона в качестве иллюстрации XVI века «Excerpta Hieroglyphica», где один из сфинксов представлен с правой стороны, так, как его зарисовал Дж. Бономи. Известно, что Бономи помогал Бартону во время подготовки издания, вышедшего в свет в Каире в 1828 году. Известна и другая зарисовка Бономи, на которой один из сфинксов лежит во время раскопок у подножия баз упавших колонн перистиля храма Аменхотепа III. Присс д’Авенн также воспроизвёл одного из сфинксов с левой стороны в «Истории египетского искусства», с подписью «Андросфинкс и криосфинкс». Маршандон де ла Файе, опубликовавший записки Присс д’Авенна после его кончины, приводит, в частности, такие строки об этих памятниках:

Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж. Нестор Л’От, друг и рисовальщик в экспедиции Шампольона зафиксировал перевозку сфинкса из заупокойного храма Аменхотепа III, где он был найден. Рисунок, размером 6,8 х 19 см, приобретён в 1957 году в числе других работ художника из частной коллекции для египетского собрания Лувра, где и хранится в настоящее время. Сфинкс на рисунке помещён на платформу, которую при помощи брёвен тянут несколько десятков человек; на голове сфинкса, лишённой короны, стоит человек, руководящий процессом перемещения памятника; вся процессия движется на фоне скал западных Фив и развалин храма, скорее всего, Рамессеума.

Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву, отправившемуся в 1830 году в паломничество по святым местам. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к моменту разрешения бюрократических сложностей владелец-англичанин уже продал их во Францию. Спасла положение очередная французская революция.