Николай данилевский

Литература

  • Балуев Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» М., 1999.
  • Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные источники и место в истории русской мысли // Вопросы философии. — № 6. — 1966.
  • Данилевский, Николай Яковлевич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  • // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алма-Ата: Казахская энциклопедия, 2005. — Т. 2: Г — Й. — 560 с. — ISBN 9965-9746-3-2.
  • Ефремов А. В. Борьба за историю. Концепция Н. Я. Данилевского в оценке современников. М., Пашков дом. 2006. — ISBN 5-7510-0352-7
  • Соловьёв В. С. Данилевский, Николай Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Биография[править | править код]

Уроженец Орловской губернии, сын заслуженного генерала, Данилевский воспитывался в Александровском лицее, а затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в СПб. унив. Занимаясь специально ботаникою, он вместе с тем с увлечением изучал социалистическую систему Фурье.

Получив степень кандидата и выдержав магистерский экзамен, он был в 1849 г. арестован по делу Петрашевского. Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невиновность, и был освобожден от суда, но выслан из Петербурга и определен в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского губернатора; в 1853 г. он был командирован в ученую экспедицию под начальством знаменитого Бэра для исследования рыболовства по Волге и Каспийскому морю, а в 1857 г., причисленный к департаменту сельского хозяйства, он был отправлен для таких же исследований на Белое море и Ледовитый океан. После этой экспедиции, продолжавшейся три года, он совершил много таких же, но менее значительных, поездок в различные края России. Данилевским выработано ныне действующее законодательство по части рыболовства во всех водах европ. России.

Приобретя имение на южном берегу Крыма, Д. вступил в энергичную борьбу с филлоксерой.

Творческая деятельность[править | править код]

Главное сочинение Д., «Россия и Европа», печаталось сначала в журнале «Заря». Первое отдельное издание (ошибочно показанное вторым) вышло в 1871 г., второе (ошибоч. 3-е) в 1888 и третье (ошиб. 4-е) в 1889 г. Другой обширный труд Д., «Дарвинизм», появился в 1885 г. В двух толстых книгах (к которым после смерти автора присоединен ещё дополнительный выпуск) Д. подвергает теорию Дарвина подробному разбору с предоставленною целью доказать её полную неосновательность и нелепость. К этой критике, вызвавшей восторженные похвалы H. H. Страхова, безусловного приверженца Данилевского, специалисты-естествоиспытатели отнеслись вообще отрицательно. Кроме горячего нападения со стороны известного ботаника, московского профессора Тимирязева, вступившего в резкую полемику с г. Страховым, сочинение Д. было разобрано академиками Фаминцыным и Карпинским. Первый, рассмотревший всю книгу по главам, приходит к следующим заключениям: «Из числа приводимых им возражений сравнительно лишь весьма немногие принадлежат автору Дарвинизма; громаднейшее большинство их, и притом самые веские, более или менее подробно заявлены были его предшественниками (далее указываются Негели, Агассис, Бэр, Катрфаж и в особенности трёхтомное сочинение Виганда); Д. же они лишь обстоятельнее разработаны и местами подкреплены новыми примерами…» «Книгу Д. я считаю полезною для зоологов и ботаников; в ней собраны все сделанные Дарвину возражения и разбросаны местами интересные фактические данные, за которые наука останется благодарною Д.». Акад. Карпинский, разбиравший палеонтологическую часть Дарвинизма, дает следующую её оценку: «в авторе можно признать человека выдающегося ума и весьма разнообразных и значительных знаний; но в области геологии сведения его, нередко обнимающие даже детали, не лишены и крупных пробелов. Без сомнения, это обстоятельство, а также предвзятое, утвердившееся уже до рассмотрения вопроса с геологический стороны, убеждение в несправедливости теории эволюции было причиной, что Д. пришёл к выводам, с которыми нельзя согласиться» (см. «Вестн. Европы», 1889, кн. 2). Сочинение Д., представленное в Академию наук для соискания премии, не было её удостоено.

Кроме двух названных книг Д. напечатал в различных периодических изданиях много статей, частью по своей специальности, частью публицистического характера. Некоторые из них изданы H. H. Страховым в 1890 г. под заглавием «Сборник политических и экономических статей H. Я. Д.»; там же и подробный перечень всего им написанного.

Работа

Естественное богословие и отрицание дарвинизма

Книга Данилевского « Дарвинизм: критическое исследование», которое объединяет более 1200 страниц аргументов против теории Дарвина, в основном собранных из литературы, уже существовавшей в то время, была опубликована в 1885 году. Она должна была стать первым томом более обширной работы, второй том, содержащий собственные теории Данилевского, которые он охарактеризовал как « естественное богословие », но он был незаконченным после его смерти. Когда он был опубликован посмертно, он содержал только предварительные исследования.

Данилевский находился под влиянием работ фон Бэра, который разработал свою телеологическую теорию эволюции и критиковал работы Дарвина в 1870-х годах. Данилевский взял из теории фон Бэра понятие Zielstrebigkeit . В немецком слове означает «целенаправленность» , но Данилевский проникнуты его с религиозным аспектом и утверждал , что эволюция, а также оригинальное творение мира, имеет рациональную цель и следует воле божественного создателя.

Теория историко-культурных типов

Впервые Данилевский опубликовал в журнале « Заря» в 1869 году « Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира с романо-германским миром». Позже, переизданный в виде монографии , он принес ему международную известность.

Он был пионером в использовании биологических и морфологических метафор при сравнении культур. Данилевский сравнивал культуры и нации с биологическими видами, отрицал их общность и утверждал, что каждая нация или цивилизация объединены своим языком и культурой, которые они не могут передать никакой другой нации. Таким образом, он охарактеризовал реформы Петра Великого в России как обреченные на провал, поскольку они пытались навязать чуждые ценности славянскому миру.

Данилевский выделял четыре категории историко-культурной деятельности:

  1. религиозный
  2. политический
  3. социально-политический
  4. культурный

Они дали начало десяти историко-культурным типам:

  1. Халдейский
  2. иврит
  3. Араб
  4. Индийский
  5. Персидский
  6. Греческий
  7. Римский или древнеитальянский
  8. Германский
  9. Хамитский или египетский
  10. Китайский

Данилевский применил свою телеологическую теорию эволюции, заявив, что каждый тип прошел различные предопределенные стадии юности, зрелости и старости, последняя из которых является концом этого типа. Он охарактеризовал славянский тип как находящийся на стадии молодости и разработал социально-политический план его развития, предполагающий объединение славянского мира с его будущей столицей в Константинополе (ныне Стамбул ), управляемом православным императором. В то время как другие культуры выродились бы в своей слепой борьбе за существование, славянский мир следует рассматривать как Мессию среди них. Данилевский, однако, считал, что подлинного или абсолютного прогресса нет, поскольку история носит круговой характер.

Некоторые аспекты книги Данилевского послужили прообразом некоторых теорий Освальда Шпенглера « Закат Запада» . Арнольд Дж. Тойнби упоминает их в «Исследовании истории» . Гипотеза Данилевского стала предметом множества споров и поляризовала читателей. С одной стороны, Федор Достоевский и Лев Толстой хвалили его, но с другой стороны, западные деятели , такие как Николай Кареев , Павел Милюков (1859-1943) и Николай Михайловский (1842-1904), категорически против.

Ссылки[править | править код]

  • Дело «Старого Города» — вчера, сегодня и завтра. Выставочный Центр Санкт-Петербургского Союза Художников.
  • НТВ 15.01.2008 Репортаж с выствки «Всякое дыхание да хвалит Господа.»
  • Вячеслав Заварицкий и Николай Данилевский в передаче А.Осипова «Городское пространство» на телеканале «ВОТ!» 30.05.2013
  • / Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  • «Художник Николай Данилевский, потомок А.С.Пушкина. Превратности судьбы»
  • Полный текст статьи, Герман М. Ю. «Фантастический реализм: миф, действительность, нынешний день(ответы на незаданные вопросы)» стр.325
Это незавершённая статья по искусству.Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью.

Художники России

Алексей Андреев • Алексей Архипович Леонов • Ольга Громова • Андрей Вадимович Макаревич • Анжела Джерих • Антон Горцевич • Ян Анатольевич Антонышев • Леон Бакст • Баранов Евгений Геннадьевич • Римма Никитична Браиловская• Леонид Михайлович Браиловский• Валерий Руфович Барыкин• Василий Иванович Колотев• Сергей Иванович Васильковский• Аполлинарий Михайлович Васнецов • Вера Васильевна Донская-Хилько • Вася Ложкин• Виктор Степанович Гребенников• Андрей Викторович Волков• Максимилиан Александрович Волошин• Вячеслав Олегович Евса• Григорий Григорьевич Гагарин• Гелий Михайлович Коржев• Илья Сергеевич Глазунов• Евгений Шибанов• Андрей Геннадьевич Жилин• Иван Иванович Шишкин• Всеволод Борисович Иванов• Кагадеев, Андрей Владимирович• Константин Алтунин• Николай Евгеньевич Ларин• Лауриц-Регнер Туксен• Леонид Викторович Носырев• Леонид Павлович Баранов• Михаил Васильевич Ломоносов• Лоскутов, Артём Александрович• Александр Ильич Майоров• Павел Александрович Мурахин• Матвей Андреевич Шишков• Метелёв Герман Селивёрстович• Георгий Иванович Нарбут• Владимир Александрович Некрасов• Николай Александрович Львов• Николай Ефимович Кузнецов• Олег Целков• Павел Алексеевич Черкасов• Пархоменко Иван Викторович• Людвиг Премацци• Дмитрий Александрович Пригов• Андрей Петрович Рябушкин• Иван Яковлевич Билибин • Кристина Павловская • Николай Константинович Рёрих• Рауль Альбертович Еркимбаев• Илья Ефимович Репин• Андрей Рублёв• Александр Николаевич Самохвалов• Валентин Александрович Серов• Владимир Евграфович Татлин• Николай Альбертович Хапилов• Шаройкин Геннадий Владимирович• Фёдор Осипович Шехтель• Алексей Алексеевич Сундуков • Шульженко Василий Владимирович

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич

, рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма. В кон. 40-х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу которых был в 1850 выслан из Петербурга.

Социологич. взгляды Д., примыкающие к теориям историч. круговорота, сформировались под воздействием виталистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее полно они изложены в кн.: «Россия и Европа» (1869). В основе социологич. доктрины Д. лежала идея обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций), взаимоотношения которых описываются Д. при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму, культурноисторич. типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внеш. средой; так же как и биологич. виды, они проходят естественно предопределённые стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их историч. самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д., эволюционирует от этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным с т. зр. истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус. народе. Славянофильскую идею противостояния «мессианской» культуры России культурам Запада Д. вульгаризирует, облекая её в проповедь борьбы росс, государственности с др. народами. Тем самым Д. санкционирует политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм и политику нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч. типов всему окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от гуманистич. традиций рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренч. схему телеологически-эволюционистскую идею.

Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере предвосхитили аналогичные построения Шпенглера.

Дарвинизм, т. 1—2, СПБ, 1885—89; Сб. политич. и экономич. статей, СПБ, 1890.

Ленин В. И., Тетради по империализму, ПСС, т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория культурно-историч. типов, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В. С., Нац. вопрос в России, Собр. соч., т. 5, СПБ, ; Леонтьев К. П., Владимир Соловьёв против Д., Собр. соч., т. 7, СПБ, 1913; История философии в СССР, т. 3, М., 1968; P а ш к о в с к и и Е. Б., В. И. Ленин о психологии реакц. экстремизма…, «ВФ», 1970, № 1; McMaster R. E., Danilevsky. A Russian totalitarian philosopher, Camh. (Mass.), 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. 

Биография

Уроженец Орловской губернии, сын генерал-майора Я. И. Данилевского, воспитывался в Царскосельском лицее (1836—1843), а затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Занимаясь специально ботаникой, он также изучал социалистическую систему Фурье.

Получив степень кандидата и выдержав магистерский экзамен, он был в 1849 году арестован по делу Петрашевского. Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невиновность, и был выслан из Петербурга: определён в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского губернатора.

В 1853 году вышла в свет монументальная книга «Климат Вологодской губернии», в которой использовался труд А. Ф. Фортунатова «Метеорологические наблюдения и разные физические замечания, сделанные в Вологде».

В том же 1853 году Данилевский был командирован в экспедицию под начальством академика Карла Бэра для исследования рыболовства по Волге и Каспийскому морю. В 1857 году, причисленный к департаменту сельского хозяйства, он был отправлен для таких же исследований на Белое море и Северный Ледовитый океан. Данилевским было выработано законодательство по части рыболовства во всех водах европейской части России. В 1866 году за его исследования на Азовском море и предшествующие труды в Каспийской экспедиции был награждён Константиновской медалью Русского географического общества.

В 1864 году Данилевский купил имение на южном берегу Крыма, в Мшатке. Туда в гости к Данилевскому приезжали славянофилы Н. Н. Страхов, И. С. Аксаков; здесь же в 1885 году побывал Л. Н. Толстой, который прошёл для этого 20 верст пешком. В Крыму Данилевский вёл научно-исследовательскую работу, являлся краткое время директором Никитского ботанического сада. Скоропостижно скончался в Тифлисе во время очередной научной поездки. Был похоронен в своем крымском имении.

[править] Выставки (выборочно)

  • 1991 год. — Июль. Camden Town Gallery. London.
  • 1995 год. — Санкт-Петербургский планетарий.
  • 1996 год. — Выставочный зал Каппелы на Васильевском острове. Санкт-Петербург.
  • 1998 год. — Выставка в Музее игрушки
  • 1999 год. — Выставка в Лесотехнической Академии им. С. М. Кирова
  • 2010 г. — Январь. „ПЕТЕРБУРГ-2009“ в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга „Манеж“.
  • 2011 г. — Январь. «ПЕТЕРБУРГ-2010» Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников в Центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург).
  • 2011 г. — Август. 30-летие группы «Старый Город». Юбилейная выставка. Союз Художников, Санкт-Петербург.
  • 2012 г. — Январь. «ПЕТЕРБУРГ-2011» Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников в Центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург).
  • 2012 г. — сентябрь. Выставка « Старый Город» в «Гостинке» в выставочном зале «Гостинка -Арт» Большой Гостиный Двор . Санкт-Петербург.
  • 2013 г. — Январь. «ПЕТЕРБУРГ-2012» 20-я юбилейная выставка Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников в Центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург).
  • 2013 г. — Май. Выставка «Веков связующая нить» посвященной 400-летию Дома Романовых. Санкт-Петербургский государственный Музей театрального и музыкального искусства. Дворец Шереметевых («Фонтанный дом»).
  • 2013 г. — Июнь. Выставке Арт-форум «Традиция» выставочное пространство «Алакюль» Курортный район Санкт-Петербурга.Сестрорецк.
  • 2013 г. — Сентябрь. Выставка «Французкие штучки» в «Галерее стекла».
  • 2013 г. — Сентябрь. «Старый Город в Систербеке» Выставочный зал «Арт-Курорт» Администрации Курортного района города Санкт-Петербурга. Сестрорецк
  • 2014 г. — Январь. Выставка «Огонь, вода и медные трубы» в «Галерее стекла».
  • 2015 г. — Май. «Чайковский Open Air».Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга.
  • 2015 г. — Август. Выставка «Игра в квадраты» в галерее «Крестовский остров».
  • 2015 г. — Сентябрь. Выставка «Дворянское гнездо» в галерее «Крестовский остров».
  • 2015 г. — Ноябрь. «Выставка к 175-летию П. И. Чайковского».Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга.
  • 2017 г. — Октябрь. Выставка «Закрыв глаза» Петербургской школы фантастического реализма.Государственный Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.
  • 2017 г. — Ноябрь. Выставка «Красные игры». Персональная выставка в галерее «Крестовский остров»., Санкт-Петербург.
  • 2018 г. — Октябрь.Выставка художников «Петербургской школы фантастического реализма». Николай Данилевский, Андрей Мамаев и Наталья Ходячева. Приуроченая к открытию VII Санкт-Петербургского международного культурного форум 2018 года. В рамках пректа «Открытый музей». Коллекция братьев Носкиных.
  • 2019 г. — Март. «Коллекционер». Персональная выставка в галерее «Крестовский остров»., Санкт-Петербург.
  • 2019 г. — Май. Выставка «100 лет великой смуты» посвященной 100-летию событий 1917года в России.Всероссийский музей А. С. Пушкина, музей-усадьба Г. Р. Державина, Санкт-Петербург.
  • 2020 г. — Февраль.Проект «Петербург в графике». Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга.
  • 2021 г. — «HELLO, ANDY!». Персональная выставка в галерее «Крестовский остров».Санкт-Петербург.

Работы художника[править | править код]

Внешние изображения
«АРХИВ.» 2001г. (частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.
Внешние изображения
«ЛЕГЕНДА.» 1999г.(частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.
Внешние изображения
«ИГРА.» 2017г. (частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.
Внешние изображения
«VISIT.» 1999г.(частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.
Внешние изображения
Диптих «АЛЬБОМ.» 2012г. (частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.
Внешние изображения
«ЛЕСТНИЦА(ВЕРТИКАЛЬ).» 2011г.(частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.
Внешние изображения
«ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ.» 2011г.(частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.
Внешние изображения
«НОСТАЛЬГИЯ.» 2017г.(частная коллекция) Художник Николай Сергеевич Данилевский.