Биография максимилиана александровича волошина

Оглавление

«Дом поэта»

Пожалуй, этот особняк в Коктебеле стал главным творением Максимилиана Александровича. Поэт построил его на берегу моря в 1903 году. Просторный дом с башней для наблюдения за звёздным небом и художественной мастерской стал вскоре местом паломничества художественно-литературной интеллигенции. Здесь гостили Альтман, Остроумова-Лебедева, Шервинский, Булгаков, Замятин, Ходасевич, Мандельштам, А. Н. Толстой, Гумилёв, Цветаева и многие другие. В летние месяцы число приезжавших доходило до нескольких сотен.

Максимилиан был душой всех проводимых мероприятий – ловля бабочек, собирание камешков, прогулки на Карадаг, живые картины, шарады, турниры поэтов и т. д. Своих гостей он встречал в сандалиях на босу ногу и парусиновом балахоне, с массивной головой Зевса, которая была украшена венком из полыни.

Феодосийская гимназия. Дебют поэта

Мальчик пошёл в Феодосийскую гимназию. Волошин вспоминал, что когда отзывы о его московских «успехах» мать представила в феодосийскую гимназию, то директор развёл руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем».

Старое здание Феодосийской мужской гимназии (не сохранилось). Открытка конца XIX или начала XX века.Феодосийская гимназия времени В.К. Виноградова была необычным учебным заведением, а своего рода местным культурным центром. В ней много внимания уделялось гуманитарной подготовке. Гимназия притягивала к себе людей образованных, увлекавшихся изучением природы, истории и культуры Крыма. Педагоги были людьми просвещёнными, некоторые слыли хорошими краеведами. Гимназисты тепло отзывались о своих учителях, долго сохраняли память о годах отрочества и юности.Когда будущий поэт и художник Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин стал учеником феодосийской мужской гимназии, он сразу почувствовал себя в своей среде, приобрёл друзей среди гимназистов и учителей (что, кстати, контрастировало с его впечатлениями о годах учёбы в московской гимназии).

Педагогический коллектив Феодосийской мужской гимназии. Директор В.К.Виноградов в центре первого ряда. Собрание Феодосийского музея древностей.В «Автобиографии» Волошина сохранилась запись: «Феодосийская гимназия… Стихи мои нравятся, и я получаю первую прививку литературной “славы”, оказавшуюся впоследствии полезной во всех отношениях: возникает требовательность к себе. Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль».Он часто читает на гимназических вечерах свои стихи и отрывки из произведений русских писателей, выступает в роли артиста, путешествует с приятелями по тем местам Крыма, которые позже назовёт Киммерией. Сближается с преподавателем русской словесности Юрием Андреевичем Галабутским, человеком интересным, неординарным, блестящим знатоком своего предмета, талантливым педагогом.

Караимский фонтан, дом, в котором родился И.К.Айвазовский, и Музей древностей на горе Митридат. Открытка начала XX века.Учителя приучали школьников любить и беречь свой край. Был разработан “феодосийский” метод развития интереса гимназистов к древним языкам. Латынь и древнегреческий нужны этим детям не чтобы выполнить министерские указания, а чтобы суметь прочесть надписи, которые их окружают! Генуэзские и античные надписи есть в музее, в регионе ведутся раскопки, а при строительстве домов, сооружении колодцев и даже садовых работах – древности открываются на каждом шагу. Феодосия, писал Виноградов, похоронила «свою древнюю силу в развалинах, которые уже более полуторы тысячи лет тщетно вопиют к археологии о явлении их миру из-под сокрывшего их праха».

Ученики мужской гимназии во дворе дома И.К. Айвазовского.1899 г.На протяжении многих лет Иван Константинович Айвазовский был почётным попечителем мужской гимназий, его дом и картинная галерея были открыты для гимназистов.Художник Айвазовский одобрительно отзывался о рисунках гимназиста Волошина. Но в гимназические годы главной страстью юноши становят книги.

Живопись

Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок.

Картина Максимилиана Волошина «Библейская земля»

Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»).

Картина Максимилиана Волошина «Кара-Даг в облаках»

Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио, Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.

Максимилиан Волошин: биография и галерея картин

Максимилиан Александрович Волошин (псевдоним.; настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877–1932), – русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед.

Родился 16  мая 1877 в Киеве, предки по отцу – запорожские казаки, по матери – обрусевшие в 17 веке немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893 мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897 окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900), а также за «отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900 рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период Максимилиан Волошин называл позднее «решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры».

 С 1899 Максимилиан Волошин путешествовал по Европе, побывал в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Греции, Испании. В 1899–1907 и 1913–1916 жил в Париже, в 1907–1913 — попеременно в Петербурге и Коктебеле, с 1917 — в Коктебеле.

Занимался в Луврской школе музееведения, Школе Ф. Колароссии, мастерских Д. Уистлера и Е. С. Кругликовой (с 1901). Слушал лекции в Сорбонне, посетил многие библиотеки Европы. В 1906 женился на художнице В. М. Сабашниковой.

Сотрудничал в альманахах «Северные цветы», «Гриф», журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», газетах «Русь», «Русская художественная летопись», «Утро России». С 1910 работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, Е. С. Кругликовой, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне. Выступал в прессе в защиту художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Опубликовал брошюру «О Репине» (1913), пропагандируя отказ от натурализма в искусстве.

В 1910 Максимилиан Волошин выпустил первый поэтический сборник («Стихотворения. 1900–1910». М., 1910). Издал сборники стихотворений Anno mundi ardentis (М., 1915), «Иверни» (М., 1918), «Демоны глухонемые» (Харьков, 1919), «Усобица» (Львов, 1923), «Стихи о терроре» (Берлин, 1923); сборник статей о культуре «Лики творчества» (М., 1914). Переводил стихи В. Гюго, П. Верлена, Ш. Бодлера, О. Барбье, Г. Гейне, Э. Верхарна, рассказы Г. Флобера, О. Мирбо.

В 1910–20-х Максимилиан Волошин выполнил множество пейзажей Крыма, Франции, Испании. Писал преимущественно по памяти. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» (1916–1924), «Жар-цвет» (1924–1929), Художественного общества им. К. К. Костанди (1925–1929). Провел персональные выставки в Москве и Ленинграде (обе — 1927).

В 1920-х работал уполномоченным Крымского ревкома по охране памятников истории и культуры Крыма, выступал с лекциями по искусству, с чтением своих стихов. С 1923 дом Волошина в Коктебеле имел статус бесплатного Дома творчества.

Максимилиан Волошин умер в Коктебеле; похоронен на холме Кучук-Енишар. В доме-мастерской Волошина организован музей.

Произведения Волошина находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.

В 2006 в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Музей личных коллекций) прошла выставка акварелей художника.

Картины Максимилиана  Волошина

Золотые ворота  

Испания. Пейзаж с кипарисами. 31,6х47,4 Бумага, акварель  

Кара-Даг в облаках   

Коктебель. 1932. 

Коктебель. 1929   

Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е  

Лунное безмолвие. 1930   

Tags:

  • акварели волошина
  • виды коктебеля
  • картины коктебеля
  • картины максимилиана волошина
  • крым на картинах
  • максимилиан волошин
  • пейзажи крыма
  • русский поэт

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Интересные факты из личной жизни Волошина

Дуэль Волошина и Николая Гумилева состоялась на Черной речке, той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Произошло это 72 года спустя и также из-за женщины. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов, какими являлись Гумилев Николай Степанович и Волошин Максимилиан Александрович. Поэт, фото которого представлено ниже, — Николай Гумилев.

Стрелялись они из-за Лизы Дмитриевой. Она училась на курсе староиспанской и старофранцузской литературы в Сорбонне. Первым этой девушкой пленился Гумилев. Он ее привез в гости к Волошину в Коктебель. Тот соблазнил девушку. Николай Гумилев уехал, так как почувствовал себя лишним. Однако история эта через некоторое время продолжилась и привела в итоге к дуэли. Суд приговорил Гумилева к неделе ареста, а Волошина — к одному дню.

Первая жена Максимилиана Волошина — Маргарита Сабашникова. С ней он в Сорбонне слушал лекции. Брак этот, однако, вскоре распался — девушка влюбилась в Вячеслава Иванова. Жена его предложила Сабашниковой жить втроем. Однако семья «нового типа» не сложилась. Второй супругой его была фельдшер Мария Степанова (на фото выше), ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана.

Литература[ | ]

  • Андреев А. Ю. ВОЛОШИН (Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович //А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 134. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Брюсов В. Далёкие и близкие. — М.: Скорпион, 1912. — С. 172—173.
  • В одном потоке бытия…: Марина Цветаева и Максимилиан Волошин / Сост. В. А. Антипина, Н. М. Мирошниченко, И. Н. Палаш. — М.: Центр книги Рудомино, 2013. — 352 с., ил., 1000 экз., ISBN 978-5-905626-94-4
  • Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. — М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. — 367 с.
  • Волошинские чтения. — М., 1981.
  • Данчич А. На берегу моря… (О доме-музее в Коктебеле) // Нева. — 1963. — № 6.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Кобзев Н. А., Плясов Н. Ф., Свидова Т. М., Ярушевская Т. В. Дом-музей М. А. Волошина. Путеводитель. — Симферополь: Таврия, 1990.
  • Куприянов И. Т. Судьба поэта (Личность и поэзия Волошина). — Киев, 1978.
  • Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1877—1916. . СПб.: Алетейя, 2002.
  • Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1917—1932. . СПб.: Алетейя; Симферополь: Сонат, 2007.
  • Лютова С. Н. Волошин и Цветаева: от младосимволизма к постмодерну. — М.: МГИМО-Университет, 2014. ― 400 с. ― ISBN 978-5-9228-1011-1
  • Орлов В. Л. На рубеже двух эпох // Вопросы литературы. — 1966. — № 10.
  • Павлова Т. А. Всеобщий примиритель // Долгий путь российского пацифизма, М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Пейзажи Максимилиана Волошина. — Л., 1970.
  • Плясов Н. Ф. Два портрета (М. Волошин. Ф. Васильев. Очерки). — Симферополь: Таврия, 1995.
  • Полонский В. В. Волошин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2005. — Т. IX. — С. 275-278. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.
  • Тарасенко Н. Ф. Феодосия. — Симферополь: Таврия, 1978. — 112 с.
  • Цветаева М. Живое о живом // Литературная Армения. — 1968. — № 6-7.
  • Цветаева М. Живое о живом // «Воспоминания о Максимилиане Волошине», М., Советский писатель, 1990.
  • Шульц Н. Планерское — Коктебель. Очерк-путеводитель. — Симферополь: Крым, 1966.
  • Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-2. — М.: Сов. писатель, 1961.
  • Давыдов З. Д. . Крым Максимилиана Волошина. Киев: Мистецтво, совм. В. Купченко, 1994. 366 с.
  • Давыдов З., Купченко В. Путник по вселенным / Максимилиан Волошин. М.: Сов. Россия, 1990. 380 с. 2 издания. Общий тираж — 200 000.
  • Воспоминания о Максимилиане Волошине // Сборник, сост. Купченко В. П., Давыдов З. Д. — М.: Советский писатель, 1990. — 720 с., ISBN 5-265-00665-6

Максимилиан Волошин:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Живопись

В культуре Серебряного века особое место заняла литературная и художественная критика Волошина. В собственных эссе Максимилиан Александрович не разделял личность живописца и его произведения. Он стремился создать легенду о мастере, передав читателю его «цельный лик». Все статьи, написанные на тему современного искусства, Волошин объединил в сборнике «Лики творчества». В 1914 году вышла первая часть. Потом началась война, и у поэта не получилось осуществить свой замысел по выпуску многотомного издания.

Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.

Литература

Первая книга Волошина – «Стихотворения» – вышла в 1910 году. В работах, вошедших в сборник, четко прослеживалось стремление автора познать судьбы мира и историю человечества в целом. В 1916-ом писатель выпускает в свет сборник антивоенных стихов «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»). В этом же году прочно обосновывается в любимом Коктебеле, которому он позже посвятил пару сонетов.

Книги Максимилиана Волошина

В 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов — «Иверни» и «Демоны глухонемые». В каждой строке неизменно чувствуется рука литератора. Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма.

Статуя Максимилиана Волошина

С 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том.

Максимилиан Волошин в Коктебеле

В 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества».

Оригинальная мать оригинального человека

Макс с матерью

Едва выйдя замуж за отца Макса — добропорядочного судейского чиновника, недавняя выпускница Института благородных девиц Елена Оттобальдовна Глезер (из обрусевших немцев) принялась кроить жизнь по-своему. Для начала пристрастилась к папиросам, потом обрядилась в мужичью рубаху и шаровары, потом нашла себе мужское увлечение — гимнастику с гирями, а затем уж и вовсе, бросив мужа, стала жить по-мужски: устроилась на службу в контору Юго-Западной железной дороги. О муже она больше не вспоминала. Разве что лет через двадцать после его смерти, на свадьбе друзей сына — Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, — в графе «Свидетели» приходской книги через весь лист подмахнула: «Неутешная вдова коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина».

Понятно, что сына эта удивительная дама воспитывала на свой собственный манер. Недаром она дала ему имя Максимилиан, от латинского maximum. Максу разрешалось всё, за исключением двух вещей: есть сверх положенного (и без того толстоват) и быть таким как все. В гувернантки мать наняла Максу цирковую наездницу: обучать верховой езде и кувыркам под бодрое «алле-оп-ля!». Остальные знания: по истории, географии, геологии, ботанике, лингвистике — мальчик должен был впитывать из самого крымского воздуха. Затем-то Елена Оттобальдовна и оставила сначала Киев, потом Москву: она считала, что Крым — лучшее место для воспитания сына. Тут тебе и горы, и камни, и античные развалины, и остатки генуэзских крепостей, и поселения татар, караимов, болгар, греков. «Ты, Макс, продукт смешанных кровей. Вавилонское смешение культур как раз для тебя», — говорила мать. Она приветствовала интерес сына к оккультизму и мистике и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса сказал ей: «Из уважения к вам мы будем учить вашего сына, но, увы! Идиотов мы не исправляем». Елена Оттобальдовна только усмехнулась. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого учителя второгодник Волошин декламировал свои чудесные стихи — это было первое его публичное выступление…

Профиль Волошина на Карадаге

Официально замуж Елена Оттобальдовна больше не вышла: говорила, что не хочет превращать Макса в чужого пасынка. Просто каждое утро уезжала на длительные прогулки в горы с неким стройным всадником. Вернувшись, трубила в жестяную трубу, призывая Макса к обеду. Казанок с водянистым отваром капусты, оловянные ложки, простой деревянный стол без скатерти на террасе с земляным полом — зато оттуда был виден весь Коктебель. Слева — мягкие очертания холмов, справа — скалистая горная гряда Карадага… Ветра и время высекли на одной скале чей-то бородатый профиль. «Что это за человек увековечен так монументально?» — гадал юный Макс. «Не знаю, но, наверное, этот человек того стоит!», — отвечала мать.

Прошло несколько лет, Макс возмужал и отпустил в точности такую же бороду. Напрасно многие считали, что он сделал это в подражание Карлу Марксу – перед ним с детства был образец для подражания поинтереснее. Хотя марксизму молодой Волошин, в то время студент юридического факультета Московского университета, был не чужд и участвовал в студенческих волнениях. Однажды он даже угодил в тюрьму и от нечего делать часами распевал стихи собственного сочинения. Жандармы вызвали Елену Оттобальдовну, допрашивали о причинах весёлости сына. Она сказала, что Макс всегда такой, и жандармы сделали из этого несколько парадоксальный вывод: надо поскорее его женить. А вскоре Волошин действительно встретил свою будущую жену — Маргариту Сабашникову. Но весёлости это ему не убавило…

Цикл «Киммерийская весна», который создавался с 1910 по 1926 год, явился важнейшим этапом духовных поисков Максимилиана Волошина.

Художник развивает тему связи поэта с Праматерью-Землей.»Моя земля хранит покой…»Моя земля хранит покой,Как лик иконы изможденный.Здесь каждый след сожжен тоской,Здесь каждый холм — порыв стесненный.Я вновь пришел к твоим ногамСложить дары своей печали,Бродить по горьким берегамИ вопрошать морские дали.Всё так же пуст Эвксинский ПонтИ так же рдян закат суровый,И виден тот же горизонт,Текучий, гулкий и лиловый.

В стихотворении «Седым и низким облаком дол повит» — центром является цветовая гамма, благодаря которой воссоздается путь поэта и человека. Седой – цвет мудрости; бурый – цвет трав и земли, а из земли создана плоть человека; полосы йода – ощущение остроты Бытия, чувственности; пятна желчи – солнце, а значит, жизнь, воля, самосознание; сизый – голубь – символ Духа. За счет цветовой гаммы М. Волошин и создает миф о Киммерии.«Седым и низким облаком дол повит…»Седым и низким облаком дол повит…Чернильно-сини кручи лиловых гор.Горелый, ржавый, бурый цвет трав.Полосы иода и пятна желчи.В морщине горной, в складках тисненых кожТускнеет сизый блеск чешуи морской.Скрипят деревья. Вихрь траву рвет,Треплет кусты и разносит брызги.Февральский вечер сизой тоской повит.Нагорной степью путь мой уходит вдаль.Жгутами струй сечет глаза дождь.Северный ветер гудит в провалах.

«Как в раковине малой — Океана…»Как в раковине малой — ОкеанаВеликое дыхание гудит,Как плоть ее мерцает и горитОтливами и серебром тумана,А выгибы ее повтореныВ движении и завитке волны, —Так вся душа моя в твоих заливах,О, Киммерии темная страна,Заключена и преображена.С тех пор как отроком у молчаливыхТоржественно-пустынных береговОчнулся я — душа моя разъялась,И мысль росла, лепилась и ваяласьПо складкам гор, по выгибам холмов.Огнь древних недр и дождевая влагаДвойным резцом ваяли облик твой —И сих холмов однообразный строй,И напряженный пафос Карадага,Сосредоточенность и теснотаЗубчатых скал, а рядом широтаСтепных равнин и мреющие далиСтиху — разбег, а мысли — меру дали.Моей мечтой с тех пор напоеныПредгорий героические сныИ Коктебеля каменная грива;Его полынь хмельна моей тоской,Мой стих поет в волнах его прилива,И на скале, замкнувшей зыбь залива,Судьбой и ветрами изваян профиль мой!

Цикл «Киммерийская весна» это философия духовного становления М. А. Волошина и его мифотворчества Киммерии, где космос одерживает победу над хаосом. Самореализация личности человека во времени и пространстве, которая возможна только через приобщение к родной земле, являющейся иконой небесного бытия и первоисточником всего сущего.Вот такой он на самом деле Коктебель — Киммерия Макса Волошина.

Неопалимая купина

Волошин отрицательно относился к войне. Всё его отвращение вылилось в сборник «В год пылающего мира 1915». Гражданская война и Октябрьская революция застали его в Коктебеле. Поэт сделал всё, чтобы помешать соотечественникам истреблять друг друга. Максимилиан принимал историческую неизбежность революции и помогал гонимому в независимости от его «окраски» – «и белый офицер, и красный вождь» находили в его доме «совета, защиты и убежища». В послереволюционные годы кардинально поменялся поэтический вектор творчества Волошина: на смену импрессионистическим зарисовкам и философским медитациям пришли страстные размышления о судьбе страны, её избранничестве (книга стихов «Неопалимая купина») и истории (поэма «Россия», сборник «Демоны глухонемые»). А в цикле «Путями Каина» герой данной статьи затронул тему материальной культуры человечества.

Личная жизнь

Полнота в совокупности с маленьким ростом и непокорной гривой волос на голове создавала у противоположного пола обманчивое впечатление о мужской несостоятельности Волошина. Женщины рядом с чудаковатым писателем чувствовали себя в безопасности и считали, что мало похожего на настоящего мужчину литератора не зазорно позвать с собой в баню потереть спинку.

Максимилиан Волошин и дети с соседних дворов

На протяжении всей жизни Волошин пользовался этим заблуждением, пополняя свою амурную копилку новыми именами. Первой женой критика была художница Маргарита Сабашникова. Их роман начался в Париже. Молодые люди посещали лекции в Сорбонне, на одной из которых писатель и приметил девушку, как две капли воды похожую на царицу Таиах.

В день знакомства литератор отвел избранницу в музей и показал ей изваяние правительницы Египта. В письмах друзьям Максимилиан признавался, что никак не может поверить в то, что Маргарита – настоящий человек из плоти и крови. Приятели в ответных посланиях шутливо просили влюбчивого поэта не брать в жены барышню из алебастра.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова

После свадьбы, состоявшейся в 1906 году, влюбленные переехали в Петербург. Их соседом был популярный поэт Вячеслав Иванов. В квартире писателя каждую неделю собирались символисты. Частым гостем был и Волошин с супругой. Пока Максимилиан увлеченно декламировал, спорил и цитировал, его благоверная вела тихие разговоры с Ивановым. В беседах Маргарита неоднократно заявляла, что в ее представлении жизнь настоящей художницы должна быть пронизана драматизмом и что дружные супружеские пары нынче не в моде.

В период, когда у Вячеслава и Маргариты только зарождались романтические чувства, Волошин воспылал любовью к драматургу Елизавете Дмитриевой, с которой он в 1909 году сочинил весьма успешную литературную мистификацию – таинственную красавицу-католичку Черубину де Габриак, чьи произведения публиковались в журнале «Аполлон».

Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)

Мистификация продлилась всего 3 месяца, затем Черубину разоблачили. В ноябре этого же года Николай Гумилев, который в свое время познакомил Дмитриеву с Волошиным, при Максимилиане нелицеприятно высказался сторону поэтессы, за что незамедлительно получил от автора стихотворения «Венеция» пощечину.

В итоге некрасивая хромоногая девушка стала причиной, по которой Волошин и Гумилев устроили дуэль на Черной реке. После скандального поединка, в ходе которого чудом никто не пострадал, жена Максимилиана сообщила погруженному в омут амурных страстей мужу о намерении развестись. Как выяснилось позже, супруга Иванова предложила Маргарите жить втроем, и та согласилась.

Максимилиан Волошин и его жена Мария Заболоцкая

В 1922 году в Крыму начался голод. Мать публициста, Елена Оттобальдовна, стала заметно сдавать. Макс переманил для горячо любимой родительницы из соседнего селения фельдшерицу Марию Заболоцкую. Именно на этой доброй и отзывчивой женщине, стоявшей подле него во время похорон матери, он женился в марте 1927 года.

И хотя у супругов так и не получилось обзавестись детьми, Мария Степановна была рядом с писателем и в радости, и в печали вплоть до его смерти. Овдовев, она не изменила коктебельских порядков и также продолжала принимать в доме Волошина странствующих поэтов и художников.

биография

Ранний период жизни

Волошин родился в Киеве в 1877 году. Раннее детство провел в Севастополе и Таганроге . Как сообщается, «его обучение включало несколько лет в учреждении Поливанова и школе в Крыму , где в 1893 году его мать купила дешевый участок земли в Коктебеле ». После школы Волошин поступил в Московский университет в «время возрождения радикального студенческого движения в России». Сообщается, что Волошин активно участвовал в ней, «что привело к его исключению из университета в 1899 году».

Не обескураженный, Волошин «возобновил свои путешествия вдоль и поперек России, часто пешком». В 1900 году он работал с экспедицией по обследованию трассы Оренбургско-Ташкентской железной дороги . Он описал этот период своей жизни как:

По возвращении в Москву Волошин не стал добиваться восстановления в университете, а продолжил свои путешествия по таким местам, как Западная Европа , Греция , Турция и Египет . Сообщается, что «его пребывание в Париже и путешествия по Франции оказали на него особенно сильное влияние», и он вернулся в Россию «настоящим парижанином». В то время как в то время в России существовало «множество литературных групп и течений, известных как Серебряный век», Волошин оставался в стороне, несмотря на то, что «был близким другом многих выдающихся деятелей культуры того времени». В стихах, посвященных Валерию Брюсову, он писал: «В вашем мире я прохожий, близкий всем и все же чужой».

Максимилиан Волошин — Борис Кустодиев (1924)

Когда «сумасшедший» разорвал знаменитый холст Репина « Иван Грозный, убивающий своего сына ножом», шокировав Интеллектуальную Россию, Волошин был единственным человеком в стране, который защищал этого человека », что указывало на то, что это было эстетическое заявление, соответствующее картине. , который проявил жестокость и безвкусицу «. У Волошина был короткий роман с мисс Сабашниковой , но вскоре они расстались, и это сильно повлияло на его творчество. Постепенно Волошина вернули в Коктебель, в Крым, где он провел большую часть своего детства. Его первый сборник стихов появился в 1910 году, вскоре за ним последовали и другие. Его собрание сочинений было опубликовано в 1914 году.

Жизнь и работа

В годы Первой мировой войны Волошин, находившийся в то время в Швейцарии , проявил себя как автор глубоко проницательных стихов, занимаясь философски и исторически обоснованным исследованием трагических событий своей современной России. Он был известен своим гуманизмом , призывая «в дни революций быть человеком, а не гражданином» и «в беспорядках войн осознавать единство. Быть не частью, а всем: не с одной стороны, но от обоих. »

В конце концов Волошин вернулся во Францию, где оставался до 1916 года. За год до Февральской революции в России Волошин вернулся на родину и поселился в Коктебеле. Он прожил бы там до конца своей жизни. Последовавшая Гражданская война побудила Волошина писать длинные стихи, связывающие происходящее в России с ее далеким мифологизированным прошлым. Позже Волошина обвинят в самом страшном грехе в книге советского идеолога: отказе от политической борьбы между красными и белыми. Фактически, он пытался защитить белых от красных и красных от белых. В его доме, который сегодня является музеем, до сих пор есть тайная ниша, в которой он прятал людей, чья жизнь была в опасности.

Как сообщается, «никогда творчество поэта не было так тесно связано с местом, где он жил. Он воссоздавал полумифический мир Киммерий в картинах и стихах. Он писал пейзажи первобытного восточного Крыма. Сама природа как бы откликалась на искусство Волошина. «Если посмотреть на запад от Волошинского музея , то там гора, по форме сверхъестественно похожая на профиль Волошина».

Волошин чудом пережил Гражданскую войну и в 1920-х годах устроил в своем доме бесплатный дом отдыха для писателей, отказавшись от частной собственности. Тем не менее, он продолжал черпать вдохновение в уединении и созерцании природы.

В последние годы жизни он получил дополнительное признание как тонкий акварельный художник . Многие из его произведений сейчас хранятся в музеях по всему миру, а другие хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Молодость Волошина

Волошин родился в Киеве в 1877 году. Он провел детство в Севастополе и Таганроге. В 1893 году его мать купила дешевый участок земли в крымском Коктебеле. По окончании средней школы Волошин поступил в Московский университет – как раз во время, когда в России ширилось радикальное студенческое движение. Волошин принял в нём активное участие и в 1899 был исключён из университета.

Не обескураженный этим, Максимилиан Александрович стал путешествовать по всей России, часто пешком. Сам он так описывал этот период своей жизни:

«…Доживался последний год постылого XIX века: 1900 год был годом «Трех разговоров» Владимира Соловьева и его «Письма о конце Всемирной Истории», годом Боксерского восстания в Китае, годом, когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен. То же, что Блок в Шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря, я по-своему переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов».

Возвратившись в Москву, Волошин не пробовал восстановиться в университете, а продолжил путешествия – теперь в Западную Европу, Грецию, Турцию и Египет. Пребывание в Париже и поездки по Франции глубоко повлияли на Максимилиана Александровича. Волошин вернулся в Россию «настоящим парижанином».

В то время в России существовало много литературных групп и направлений, создавших «Серебряный век русской поэзии». Но Волошин стоял в стороне от них, хотя был близким другом многих выдающихся деятелей культуры. «Я – Прохожий, близкий всем, всему чужой», – писал он сам о себе.

Портрет Максимилиана Волошина. Художник Б. Кустодиев

Когда один «сумасшедший» порезал ножом знаменитую картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», шокировав этим интеллектуальную Россию, Волошин был единственным человеком в стране, который защищал виновного, усматривая в его поступке уместный эстетический протест против «безвкусной» картины, изображающей кровь.

Волошин вступил в кратковременный брак с художницей Сабашниковой, но они вскоре расстались. Максимилиан Александрович вернулся обратно в крымский Коктебель, где прошла большая часть его детства. Первый сборник стихов Волошина появился в 1910 году, за ним последовали и другие. В 1914 было издано полное собрание его сочинений. Поэт оказал горячую и бескорыстную поддержку юной, никому не известной Марине Цветаевой в начале её творческого пути.

Талантливый двоечник

Максимилиан Волошин воспринимал учебу в казенных заведениях как пустую трату времени. Если Поливановскую гимназию он закончил худо-бедно на 3-4, то в 1-ой Московской гимназии у него была только одна «3» по поведению. По остальным предметам – «1» – «2». Широта взглядов, острый ум, начитанность ставили мальчика на несколько ступеней выше учителей. К своим «успехам» он относился философски, воспринимая как временные трудности.

Когда мальчик переехал в Феодосию, он попал в гимназию под руководством В.В.Виноградова. Человек умный, образованный, талантливый, он не запирал своих педагогов и учеников в рамки «казенного» образования. В учебном заведении приветствовались исследования, собственные суждения. Но, как и везде, учителя были разные. На уроках религии Макс читал газеты, а поп «давно смирился с таким положением вещей».

Экстравагантность

Глаза Волошина никогда не улыбались, когда лицо освещала улыбка. Чудаковатого телосложения: низкий рост, широкие плечи, тяжелый круп, небольшая шея, да еще и полноват ко всему. Все это дополняла густая львиная грива и пышная борода. Он походил на доброго карлика или же циркового клоуна. Казалось бы и так все несуразно, а тут еще его необычный вкус к странной одежде

Волошин любил привлекать к себе внимание прохожих бархатными штанами до колен, пушистым цилиндром на голове и накидке с капюшоном. Для того времени он выглядел как минимум странно

И во время своих путешествий его часто досконально осматривали на таможне в поисках запрещенного.

Эта «необычность» отражалась и в его акварельных пейзажах. Для критиков они были слишком «японскими» или чересчур «непонятными».

Максимилиан Волошин с трепетом относился к своему родному городу и в годы странствий собирал всевозможные камушки, перья, бусы, ножи, окаменелости, книги и другие мелочи, которые казались ему интересными и достойными внимания — все это он отправлял в свой родной Коктебель.