Эскадренные броненосцы типа «полтава» и «князь потемкин-таврический» (орлы отечества)

Оглавление

Стиль и содержание фильма

Фильм состоит из пяти серий:

  • «Люди и личинки» (Люди и черви), в которых моряки протестуют против гнилого мяса.
  • «Драма на тендре», в которой бунтуют моряки и убит их лидер Вакулинчук.
  • «Мертвый человек призывает к справедливости» (Мёртвый взывает), в которой Vakulinchuk в тело оплакивали людей Одессы .
  • «В Одессе Steps » (Одесская Лестница), в которых имперские солдаты уничтожают одесситы.
  • «Один против всех» (Встреча с эскадрой), в которой эскадрилья, которой было поручено перехватить «Потемкин», вместо этого отказывается вступать в бой; Спуская орудия, его моряки подбадривают мятежный линкор и присоединяются к мятежу.

Эйзенштейн написал фильм как революционную пропаганду, но также использовал его для проверки своих теорий монтажа . Революционные советские режиссеры кулешовской школы кинопроизводства экспериментировали с влиянием монтажа фильма на зрителей, и Эйзенштейн попытался смонтировать фильм таким образом, чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик, чтобы зритель почувствовал сочувствие к мятежникам. матросы броненосца « Потемкин» и ненависть к своим повелителям. Как и в большинстве пропагандистских мероприятий , характеристика проста, так что аудитория может ясно видеть, кому им следует сочувствовать.

Эксперимент Эйзенштейна имел неоднозначный успех; он «… был разочарован, когда Потемкин не смог привлечь массы зрителей», но фильм также был выпущен на ряде международных площадок, где зрители положительно отозвались. И в Советском Союзе, и за рубежом фильм шокировал публику, но не столько своими политическими заявлениями, сколько насилием, которое по стандартам того времени считалось графическим. Способность фильма влиять на политическую мысль посредством эмоциональной реакции была отмечена нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом , который назвал Потемкина «… чудесным фильмом, не имеющим себе равных в кино … любой, у кого не было твердых политических убеждений, мог стать большевиком после просмотра. фильм.» Он даже был заинтересован в том, чтобы немцы сняли аналогичный фильм. Эйзенштейну эта идея не понравилась, и он написал Геббельсу возмущенное письмо, в котором заявил, что в национал-социалистическом реализме нет ни истины, ни реализма. Фильм не был запрещен в нацистской Германии , хотя Генрих Гиммлер издал директиву, запрещающую членам СС посещать показы, поскольку он считал фильм неприемлемым для войск. В конечном итоге фильм был запрещен в некоторых странах, в том числе на время в США и Франции, а также в ее родном Советском Союзе. Фильм был запрещен в Великобритании дольше, чем любой другой фильм в британской истории.

Рецепт коктейля Бронепоезд Потёмкин

1. Охладить нужное количество стопок-шотов объемом 50 мл.

2. Выставить все стопки в ряд на столе или барной стойке на небольшом расстоянии друг от друга (пьющему должно быть удобно быстро взять в руку одну стопку, не задевая соседние). В «голове поезда» поставить бокал с холодным пивом.

3. Начиная с «хвоста поезда», в каждую стопку налить по 40 мл указанных напитков:

  • 1 – вермут;
  • 2 – апельсиновый сок;
  • 3 – водка;
  • 4 – томатный сок;
  • 5 – абсент;
  • 6 – спрайт;
  • 7 – вермут;
  • 8 – апельсиновый сок;
  • 9 – водка;
  • 10 – томатный сок;
  • 11 – абсент;
  • 12 – спрайт;
  • 13 – вермут;
  • 14 – апельсиновый сок;
  • 15 – водка;
  • 16 – томатный сок;
  • 17 – абсент;
  • 18 – спрайт;
  • 19 – вермут;
  • 20 – апельсиновый сок;
  • 21 – водка;
  • 22 – томатный сок;
  • 23 – абсент;
  • 24 – спрайт;
  • 25 – пиво.

4. Пьющий начинает своё движение с «хвоста поезда», поочередно выпивая каждую рюмку до дна. Оставлять часть напитка в стопке или менять очередность не разрешается. Желательно иметь при себе несколько салфеток, чтобы периодически вытирать губы, нивелируя вкус предыдущего напитка.

По традиции, если пьющий справился за отведенное время, стоимость коктейля оплачивают его друзья или администрация заведения.

P.S. Секрет победы не только в стойкости к спиртному. Нужно периодически, например, после каждых 3-6 рюмок, делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы не потерять сознание из-за кислородного голодания.

На видео показано, как пьет коктейль «Бронепоезд» девушка. Такое редко, но бывает.

Эскадренные броненосцы типа «Полтава»

Если бы мои «Полтавы» строились в США, то выглядели бы они так.

После постройки броненосцев типа «Победа» Тихоокеанский флот на время перестал получать пополнения в виде новых броненосных кораблей – считалось, что текущих сил вполне достаточно, а Балтийский флот, представленный всего 6 эскадренными броненосцами типа «Петр Великий» и «Князь Суворов» и почти двумя десятками быстро устаревающих броненосцев береговой обороны, требовал обновления своего эскадренного состава. Потому на время постройки броненосцев типа «Наварин» и «Сисой Великий» тихоокеанцам пришлось забыть про новые корабли за исключением канонерок и бронепалубных крейсеров. Но даже без приращений русский Тихоокеанский флот оставался самым сильным в регионе, из-за чего Франция и Великобритания были вынуждены держать на своих дальневосточных станциях солидные эскадры.

Схема бронезащиты «Полтав»

Тем не менее, такое положение продлилось недолго. Уже в 1891 году Тихоокеанский флот забил тревогу – соседняя Япония быстрыми темпами вооружалась, пользуясь поддержкой Великобритании.  Через агентуру морского министерства удалось узнать, что Япония планирует заказать в Великобритании два мощных современных броненосца, и этот заказ мог быть расширен в любой момент. И хотя СИБ быстро остудила пыл моряков, выяснив, что слух про японские броненосцы оказался не более чем слухом, морской министр Чихачев все же созвал совещание МГШ по этому поводу. На нем были озвучены различные точки зрения – от необходимости дальнейшего укрепления флота на Балтике (в свете бурного развития судостроения в Германии) до упора на Тихоокеанском направлении. Точку в споре поставил сам морской министр:

В результате было решено строить следующую тройку броненосцев для Тихоокеанского флота. В качестве образца была взята «Победа», но сам проект кардинально переработали под новые требования и новую технику. Огнетрубные котлы заменили на водотрубные системы Нормана-Макферсона, которые уже использовались ранее на крейсерах и броненосцах типа «Сисой Великий». Артиллерия сохранила свое общее расположение, но ее состав целиком изменился – вместо барбетных установок появились башни, сами орудия были заменены на нового образца (305/40-мм, 152/45-мм и 87/45-мм – последние еще не производились серийно, но Обуховский завод обещал наладить поставки флоту до конца 1892 года). Заметные изменения коснулись и бронирования – если на «Сисое Великом» использовали сталеникелевую броню, бывшую последним словом металлургии на тот момент, то на новых броненосцах решили применить другое новшество – броню Гарвея, которая была еще более качественной, чем сталеникелевая . Заказ на броню частично разместили за рубежом, а частично – на Ижорском заводе, для чего была достигнута договоренность с американцами о патенте на производство. Корабли получили название «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Постройка их велась уже ставшими обычными для русского кораблестроения темпами, и в строй броненосцы вошли спустя примерно четыре года после закладки, после чего сразу отправились на Дальний Восток, где «Петропавловск» на время стал флагманским кораблем.

«Полтава» в парадной окраске

«Полтава» (ТФ),

«Петропавловск» (ТФ), Балтийский завод, Санкт-Петербург – 16.09.1892/30.10.1894/19.01.1896

«Севастополь» (ТФ), Соломбальская верфь, Архангельск – 17.09.1892/14.09.1894/20.02.1896

Водоизмещение:         нормальное 13 150 тонн, полное 14 310 тонн

Размерения:                     123,3×22,1×7,9 м

Механизмы:             2 вала, 2 ПМ ВТР, 18 котлов Нормана-Макферсона, 16 000 л.с. = 18 узлов

Запас топлива:               1000/2100 тонн угля

Дальность:                     7500 миль (10 узлов)

Броня (гарвей):              пояс 102–229 мм, верхний пояс 152 мм, траверзы 178 мм, башни 254 мм, крыши башен 51 мм, барбеты 229 мм, казематы 127 мм, рубка 254 мм, палуба 51–76 мм

Вооружение:                   4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 87/45-мм, 8 57/50-мм орудий, 8 12,7-мм пулеметов, 5 381-мм торпедных аппаратов

Экипаж:                              778 человек

Модернизации и переоборудования

За время службы корабль подвергался многочисленным модернизациям.

В 1907 году переделываются станки 152-мм орудий с приспособлениями для кронштейнов оптических прицелов, производится установка самих прицелов.

В 1909 году корабль вооружается новыми 305-мм бронебойными снарядами весом 380 кг (прежние весили 333 кг). Установлена станция звукопроводной связи, проведены опыты подводной связи как между надводными кораблями, так и с подводной лодкой.

В 1910 году с «Пантелеймона» был снят торпедный аппарат, броневой пояс был продлен по ватерлинии к носу и корме установкой дополнительных 254-мм броневых плит. Также демонтирован передний командный мостик с командирской и штурманской рубками, управление перенесено в боевую рубку. С обеих мачт были сняты боевые марсы, полностью утратившие свое значение.

В 1912 году установлены переговорные устройства в башнях.

В 1913 году с корабля сняли два носовых подъемных крана, мешавшие обзору.

В результате модернизаций к 1916 году вооружение линкора «Пантелеймон» составило:

  • 4 (2х2) — 305-мм/40 орудий образца 1895 г.
  • 16 (16х1) — 152-мм/45 орудий Canet образца 1892 г.
  • 2 (2×1) — 75-мм/50 орудий Canet образца 1892 г.
  • 2 (2×1) — 7,62-мм пулемёта Maxim
  • 4 — 457-мм торпедных аппарата

Дизайн и конструкция

Планирование

Планирование началось в 1895 году для нового линкора , который будет использовать стапель намеченный , чтобы стать доступным на верфи Адмиралтейского Николаевым в 1896 году Военно — морской штаб и командующий Черноморским флотом вице — адмирал К. П. Пилкин, договорились о копии Пересвет — класса линкора, но они были отменены генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем . Генерал-адмирал решил, что дальнобойные и менее мощные 10-дюймовые (254-мм) орудия типа « Пересвет » не подходят для узких границ Черного моря , и приказал вместо этого разработать улучшенный вариант линкора « Три Святителя» . Улучшения включали более высокий бак для улучшения мореходных качеств корабля , цементированную броню Krupp и котлы Belleville . Процесс проектирования осложнялся многочисленными изменениями, которые требовали различные отделы Военно-морского технического комитета. Окончательно проект корабля был утвержден 12 июня 1897 года, хотя конструктивные изменения продолжали вноситься, что замедлило строительство корабля.

Строительство и ходовые испытания

Строительство « Потемкина» началось 27 декабря 1897 года, оно было заложено на Николаевском Адмиралтейском заводе 10 октября 1898 года. Названо в честь русского солдата и государственного деятеля князя Григория Потемкина . Корабль был спущен на воду 9 октября 1900 года и передан в Севастополь для оснащения 4 июля 1902 года. В сентябре 1903 года он начал ходовые испытания, которые продолжались время от времени до начала 1905 года, когда были завершены его орудийные башни.

Литература и источники информации

Литература

  • Мельников Р.М. Броненосец «Потемкин». — Ленинград: Судостроение, 1980. — 288 с. — ISBN 978-00-1417189-0
  • Сорокин А.И., Краснов В.Н. Корабли проходят испытания. — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — Ленинград: Судостроение, 1985. — 232 с.
  • Мельников Р.М. «Пантелеймон» — «Борец за свободу» в мировой войне и революции. — В сб.: Гангут. №31/2002. — Санкт-Петербург: «Гангут», 202. — 13-36 с.

Ссылки

  • Сайт Черноморского флота
  • Чертежи на сайте karopka.ru
  • Фотографии на сайте tsushima.su
  • Фотографии на сайте navsource.narod.ru
  • История линейного крейсера «Гебен»
  • Захват Трапезунда: лучшая десантная операция Первой мировой
  • Статья Броненосец «Потемкин» на сайте randewy.ru
  • Сайт navypedia.org(англ.)
  • Сайт NavWeaps(англ.)

Революции навстречу…

Вряд ли в другое время некачественный обед на флоте привёл бы к восстанию. Пошумели, повозмущались — и разошлись. Но всё это случилось в 1905 году, а время это было осложнено целым рядом внешних и внутренних политических факторов. Всё ещё продолжалась война с Японией на Дальнем Востоке, из которой Россия вышла не победительницей. Цусимское сражение принесло тяжёлое поражение русскому флоту. И хотя разгромленные корабли 2-й эскадры принадлежали Балтийскому флоту, на Чёрном море активно ходили слухи, что вскоре появится 3-я Тихоокеанская эскадра и составлена она будет как раз из кораблей Черноморского флота. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был одним из явных кандидатов на поход в воды Тихого океана.

Радости у матросов этот слух не вызывал, и желания участвовать в войне на Дальнем Востоке они не испытывали. Кровавые события 9 января 1905 года в Петербурге и последовавший за ними начальный этап революционных волнений с террористическими актами делали обстановку в стране тревожной и непредсказуемой. Да и революционеры многое совершали в ту пору под лозунгом «чем хуже – тем лучше». В Севастополе в 1904 году была создана единая подпольная организация социал-демократов, которую матросы называли «Севастопольская централка», она поддержала решение III съезда РСДРП, взявшего курс на вооружённое восстание.

Напомним, что восстание планировали начать осенью 1905 года, но нарастание революционных настроений на флоте, волнения солдат севастопольской крепостной артиллерии в начале июня 1905 и выступления в их защиту матросов броненосцев «Екатерина II» и «Три святителя» заставили «Централку» передвинуть сроки восстания на лето. Как ни странно, броненосец «Потёмкин» считался руководителями восстания самым «отсталым» в плане революционности кораблём. Но события середины июня оказались совершенно неожиданными и спутали все карты революционерам.

Ситуацию обостряла и политическая обстановка в Одессе. Весной 1905 года здесь более месяца длилась всеобщая стачка, в которой приняли участие одесские заводы, фабрики и даже мелкие мастерские по починке дамских аксессуаров.

Одесские улицы патрулировали казачьи части совместно с усиленными нарядами полиции. К 14 июня обстановка в городе достигла значительного накала: был убит старейший городовой Павловский. И в этот момент на рейде Одессы появляется броненосец «Потёмкин», захваченный восставшей командой.

История создания пьесы

В первые годы Советской власти организация «Пролеткульт», ратовавшая за развитие пролетарской культуры и полный отказ от так называемой культуры «буржуазной», неоднократно выдвигала требование закрыть Художественный театр, якобы противоречащий пролетарской идеологии и не соответствующий классовым интересам гегемона революции. Чтобы оградить себя от подобных обвинений, руководство театра решило поставить на сцене ультрареволюционную пьесу, рассказывающую о современных героях и находящуюся в полном соответствии с идеологией господствующего класса. Тем более что приближалась юбилейная, десятая годовщина Октябрьской революции. Однако, подходящей для постановки пьесы так и не нашлось.

Тогда руководители Художественного театра пригласили молодых талантливых писателей и предложили каждому написать по крупному эпизоду на тему революции. Планировалось включить наиболее удачные из них в праздничный спектакль. Среди тех, кто откликнулся на это предложение, был и Всеволод Иванов. Он инсценировал для театра эпизод из своей повести «Бронепоезд 14-69», который назывался «На колокольне».

К. С. Станиславскому идея спектакля, состоящего из разрозненных эпизодов, не нравилась изначально. Ознакомившись с предложенным отрывком Иванова, руководство МХАТ предложило ему инсценировать свою повесть полностью. Иванов с энтузиазмом взялся за эту работу. Таким образом, МХАТ стал инициатором создания одной из самых сильных советских революционных пьес.

История создания

К 20-летию первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвящённых революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

По сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съёмки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Эйзенштейн начал со съёмок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съёмкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссёр был поставлен в жёсткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, тогда как сценарий был утверждён лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Эйзенштейн принял решение ограничиться лишь одним из эпизодов сценария — восстанием на броненосце «Потёмкин», который занимал всего несколько страниц (41 кадр).

Фильм снимался на местах исторических событий в Одессе, которая тогда была одним из центров кинопроизводства. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращён в склад плавучих мин, что затрудняло съёмки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, были сняты на крейсере «Коминтерн». По ходу съемок возникали эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм.

Первый показ «Броненосца „Потемкин“» состоялся 21 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвящённом юбилею революции 1905 года.

По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в чёрно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг. На копии, предназначенной для премьеры в Большом театре, на 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей.

Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне — к/т «Художественный»).

Немой фильм был озвучен в 1930 году (при жизни режиссёра С. М. Эйзенштейна), восстановлен в 1950 году (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 году (композитор Дмитрий Шостакович) на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея С. М. Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича.

В 1926 году оригинальный негатив фильма был продан немецкой фирме Prometheus, которая ещё до вмешательства цензуры внесла в него ряд изменений. Затем по требованию берлинской цензуры из него были вырезаны некоторые кадры. В дальнейшем фильм подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Л. Д. Троцкого в прологе были заменены цитатой из В. И. Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда «Германская Кинематека» (нем. Deutsche Kinemathek), при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена и озвучена музыкой Эдмунда Майзеля.

«Симфония туманов» и много импровизации

Ученик Всеволода Мейерхольда Сергей Эйзенштейн, которому на тот момент было 27 лет, чуть ранее снял историко-революционный агитационный фильм «Стачка», вызвавший фурор. На Всемирной выставке в Париже он получил за него золотую медаль. Молодой человек надеялся, что и новая картина повторит успех, послужит революционной идее, в которую он очень верил. Режиссер подошел к новой работе воодушевленно и очень ответственно.

Съемки начались в Ленинграде, продолжились в Одессе. С погодой не везло: и в том, и в другом городе было пасмурно, постоянные туманы. Правда, эта «симфония туманов», как ее окрестили критики, впоследствии только добавила картине атмосферности. Сцены на корабле сначала хотели снимать на настоящем броненосце «Князь Потемкин-Таврический», но оказалось, что он для этого в слишком плохом состоянии. Поэтому судно «Двенадцать апостолов» задействовали, когда нужны были кадры внешнего вида броненосца, а внутренние сцены снимали на крейсере «Коминтерн».

Все делалось на одном дыхании, но с большим вдохновением, поэтому в фильме появились эпизоды, придуманные на ходу, которых не было в сценарии. Например, сцену на знаменитой одесской лестнице придумали так: режиссер сидел на ней и ел вишни, а косточки пускал вниз. Он наблюдал, как быстро они скачут, словно убегая от кого-то. В следующую минуту он уже знал, как будет выглядеть разгон митинга. Потом, гуляя по улицам, он присматривался к случайным прохожим, представляя, как вели бы себя обыкновенные люди, окажись они под тем чудовищным обстрелом.

Режиссер настоял, чтобы в фильме не было узнаваемых актеров — он хотел видеть «подлинных людей» и чтобы у зрителей не возникало ассоциаций с прошлыми ролями профессиональных артистов. Роль трагически погибшего Вакулинчука, например, исполнил актер Театра Пролеткульта Александр Антонов, лейтенанта Гиляровского — Григорий Александров (он же был вторым режиссером). Эти артисты прославятся немного позже.

Мальчика, затоптанного на лестнице, сыграл одессит — кто-то из съемочной группы заметил его, когда тот играл с приятелями в футбол. Правда, со своей актерской задачей он справился не сразу, то и дело слизывая с лица «кровь» (на самом деле вишневый сироп). С маленьким актером обращались очень бережно, и артист, герой которого по сюжету в панике затоптал мальчика на лестнице, на самом деле опирался руками на брус, перебирая в воздухе ногами и лишь слегка касаясь ребенка.

«В “Броненосце “Потемкин” актеров нет, в этом фильме есть только подлинные люди, и задачей его постановщика было найти подходящих людей. Решали не творчески выявленные способности, а физический облик. Возможность работать так имеется, конечно, лишь в России, где все является государственным делом. Лозунг “Все за одного — один за всех!” стоял не только на экране. Если мы снимаем морской фильм, к нашим услугам весь флот, если мы снимаем батальный — с нами всюду Красная армия. Если речь идет о сельскохозяйственном фильме — помогают соответствующие учреждения. Дело в том, что мы снимаем не для себя, не для других, не для того и не для этого, а для всех нас». (Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма “Броненосец “Потемкин”». Цит. по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964–1971.)

Красный цвет и монтаж аттракционов

Во время съемок Эйзенштейн столкнулся с существенной проблемой. По сюжету матросы на корабле поднимают красный флаг, но как передать нужный цвет в черно-белом фильме? Использовать красный флаг, конечно, бесполезно — в кадре он будет выглядеть черным. Поэтому решено было поднять полотно белого цвета, а потом вручную раскрасить его в нужный оттенок — на всех кадрах.

Так в отечественном кино впервые появился яркий цвет. Результат стоил усилий: во время премьеры этот прием произвел оглушительный успех, зрители не могли поверить, что такое вообще возможно, зал ревел от восторга.

Кроме того, в «Броненосце “Потемкине”» режиссер представил еще одно свое новшество — монтаж аттракционов. Он нарезал отснятый материал на отдельные фрагменты, а потом склеил лучшие в нужном ему порядке. Он считал, что так можно наиболее сильно воздействовать на эмоции зрителя. Этот метод и сегодня изучают в киношколах.