Партия алаш

Оглавление

Период Февральской буржуазно-демократической революции.

В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая это как удовлетворение целей национально-осюбодительного движения 1916 г. Руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов телеграфировал: «Взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание». Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии. Казахи приветствовали Февральскую революцию, т.к. она провозгласила свободу и равенство народа. В результате революции в России установилась система правления «Двоевластие»: •Временное правительство (защищало интересы буржуазии). •Советы рабоче-крестьянских депутатов. Временное правительство получило в наследие от империи противоречия: классовые, социальные, экономические, национальные, религиозные. Весной (апрель-май) 1917 г. Временное правительство пересматривает: •имперскую  национальную политику (пыталось), т.к. по аграрному и национально-территориальному вопросам Временное правительство продолжало политику самодержавия; •помогает  пострадавшим  от событий 1916  г. русским и туземцам; •амнистирует повстанцев 1916 г. 7 марта 1917 г. на заседании Петроградского Совета и членов Государственной Думы А.Жангильдин сказал о бесчинствах карателей в Тургае; •возвращает в 1917 г. назад «реквизированных» тыловиков. Общение с русскими рабочими и солдатами повлияло на рост политического сознания тылови¬ков. Уже весной 1917 г. вместе с Советами депутатов появились казахские национальные комитеты. Летом 1917 г. по инициативе Советов рабочих депутатов на заводах Петропавловска, Уральска, Семипалатинска ввели  8-часовой рабочий день. Носителем идеи национального освобождения стала казахская либеральная национальная интеллигенция во главе с А.Букейхановым. После свержения самодержавия он призвал поддержать новое Временное правительство и начать готовиться к выборам в Учредительное Собрание. Движение «Алаш», возникшее в 1905 г., активизировалось после Февральской революции 1917 г. казахская интеллигенция во главе с А.Букейхановым вышла из партии кадетов (в Семипалатинске выходила газета кадетов «Свободная речь»), т.к. та придерживалась единой и неделимой России и переселения крестьян в Казахстан. Основу движения «Алаш» составляла интеллигенция, отражавшая интересы степной элиты.

Выборочный именной указатель членов партии Алаш[править | править код]

Википедия Уикипедия Краткая информация
* Адилов Абуали
* Алдияров Абубакир * Әбубәкір Алдияров (казах.)русск. (1878(1881) — 1938), казахский общественный деятель, врач.
* Алимбеков Иман *
* Аманжолов, Садык * Садық Аманжолов (казах.)русск. (1885—1941), казахский общественный деятель, юрист.
* Байгорин Алжан *
* Байтурсынов Ахмет * Ахмет Байтұрсынұлы (казах.)русск. (1872—1937), казахский общественный и государственный деятель, просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.
* Беремжанов, Газымбек Кургамбекович *
* Боштаев Мукыш * Мұқыш Боштаев (казах.)русск. (1897—1921), казахский общественный деятель, юрист.
* Букейханов, Алихан * Әлихан Бөкейхан (казах.)русск. (1866—1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф.
* Габбасов, Халел Ахметжанулы * Халел Ғаббасов (казах.)русск. (1888—1931) — казахский общественный деятель, журналист, физик-математик.
* Есполов Мырзагали * Мырзағазы Есполов (казах.)русск.
* Досмухамедов Жанша * Жанша Досмұхамедов (казах.)русск.
* Досмухамедов Халел * Халел Досмұхамедов (казах.)русск.
* Джансугуров, Ильяс * Ілияс Жансүгіров (казах.)русск. (1894—1938) — казахский советский поэт, классик казахской литературы. Первый председатель Союза писателей Казахстана (1934—1936).
* Дулатов, Миржакип * Міржақып Дулатұлы (казах.)русск. (1885—1935) — казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана.
* Жайнаков Ибрагим * Переводчик областного военного губернатора
* Жанайдаров Сеилбек * Сейілбек Жанайдаров (казах.)русск.
* Жаманмурынов Тель * Тел Жаманмұрынов (казах.)русск. (1888—1938) — казахский общественный деятель, сельхозник
* Жумабаев Магжан * Мағжан Жұмабай (казах.)русск. (1893—1938) — казахский советский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы
* Итбаев Ережеп * Ережеп Итбаев (казах.)русск.
* Ипмагамбетов Нургали * Нұрғали Ипмағамбетов (казах.)русск. (1883—1922) — делегат II Всероссийского съезда крестьянских депутатов, депутат Уральского областного Совета, военный хирург.
* Кальменев Алпыспай * Алпысбай Қалменов (казах.)русск. (1869—1937) — депутат Государственной думы I созыва от Уральской области.
* Кенжин Аспандияр * Аспандияр Кенжин (казах.)русск.
* Кенесарин Азимхан *
* Кусепкалиев Даулетше *
* Маметов, Базарбай *
* Марсеков Раимжан * Райымжан Мәрсеков (1877—1937) — казахский общественный деятель, юрист, адвокат, преподаватель, председатель Семипалатинской Земской управы (1918—1919)
* Сабатаев, Сатылган * Сатылған Сабатаев (казах.)русск. (1874—1921) — общественный деятель, агроном, востоковед, переводчик.
* Сатбаев Ибрагим *
* Сейдалин Алмуханбет *
* Сейдалин Кырымкерей *
* Сейдалин Тлеумуханбет *
* Сеитов Асылбек *
* Омаров Елдес * Елдес Омаров
* Танашев Уалитхан * Уәлитхан Танашев (казах.)русск.
* Тохтамышев Хамит * Хамит Тоқтамышев (казах.)русск.
* Турлыбаев, Айдархан * Айдархан Тұрлыбаев (казах.)русск.
* Тынышпаев Мухамеджан * Мұхаметжан Тынышбайұлы (казах.)русск. (1879—1937) — казахский общественный деятель, депутат Второй Государственной Думы России, премьер-министр Туркестанской автономии, член «Алаш Орды», первый казахский инженер-путеец, активный участник проектирования и строительства Туркестано-Сибирской магистрали.
* Узакбаев Абдолла *
* Шокай Мустафа * Мұстафа Шоқай (казах.)русск. (1890—1941) — казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана.
* Шонанов Телжан * Шонанов Телжан (казах.)русск.

Территория Алаш Орды

Структура государства Алаш-Орда (1917–1920 гг.)

Казахская автономная область простиралась на провинции Бёкейорда и Оренбург, а также на Уральскую , Тургайскую , Акмолинскую , Семипалатинскую и Семиречскую области . Де-юре он требовал территориального суверенитета над теми территориями, которые когда-то принадлежали Казахскому ханству ( Великая Орда , Средняя Орда и Малая Орда ) и Орде Бёкей .

Кроме того, государство Алаш-Орда выдвинуло территориальные претензии к северной соседней России в отношении казахстанских поселений, которые расположены в сегодняшнем Алтайском крае и Республике Алтай . Эти претензии были оправданы тем историческим фактом, что эти территории когда-то принадлежали зоне влияния Казахского ханства. Политическое руководство Алаш-Орды имело тенденцию упускать из виду еще один факт, а именно то, что эти казахи находились только под свободным суверенитетом казахского хана и действовали в ханстве исключительно автономно. На юге, из-за тесного языкового родства, была заявлена территория расселения каракалпаков , которые были объявлены Алащ Орда «казахскими киргизами» из-за их (также очень свободной) принадлежности к Великой Орде.

Уже в ноябре 1917 года в Коканде была провозглашена. Коканд поднял территориальные претензии ко всем подсистемам, принадлежавших Кокандского ханства , который был упразднен в 1876 году , и расширил свои претензии на весь Сыр — Дарьи области . Поскольку политическое руководство Кокандской автономии состояло в основном из членов партии Алаш , территория, на которую претендовал Коканд, была включена в зону влияния Алащ Орды, образованной в декабре 1917 года, и считалась ее четвертой административной единицей. Ед. изм.

В целом, площади, требуемые казахстанскими автономными властями, составляли более 3 миллионов км² и, таким образом, по сути, все народы, которые теперь объединены в термины казахи и киргизы . Фактически автономный округ простирался только на Оренбургскую, Тургайскую и Семипалатинскую области, которые образовались из вышеупомянутых областей.

Исследования

Историография движения «Алаш», объединившая исследования партии «Алаш «, Алашской автономии и Алашординского правительства, началась с публикациями 1919—1920 годов, авторами которых были А. Байтурсынов и С. Сейфуллин. В еженедельнике «Жизнь национальностей» в статье Байтурсынова «Революция и казахи» впервые были проанализированы причины возникновения движения «Алаш», имеющего целями консолидировать казахский народ, остановить разгул анархии после Октябрьской революции. В статье «О киргизской интеллигенции» С. Сейфуллин выступал с критикой движения. С начала 1920-х годов в печати постоянно появлялись публикации сторонников и критиков движения. А. Байдильдин в статье «Революционное движение в Восточной Киргизии» и А. Кенжин в статье «Революционное движение в Киргизии» выступали против однозначного отрицания исторического значения Алашорды.

В 1925 начались гонения на участников движении. В 1929 в Кызылорде вышла книга «Алашорда» Н. Мартиненко с отрицательной оценкой движения «Алаш». В 1930—1932 годах начались репрессии против активистов движения «Алаш», в 1937-1938 годах многие были расстреляны как «враги народа». Информация о движении «Алаш» встречается в трудах эмигрировавших за границу М. Шокая, З. Валиди Тогана, А.Авторханова, Х.Оралтая и др.

С 1991 года восстановлением исторической достоверности о движении «Алаш» занимаются историки А. Г. Сармурзин, М. К. Козыбаев, К. Н. Нурпеис, М. Койгельдиев и Т. Омарбеков. В 1994—1995 годах вышли в свет труды ученых К. Нурпеиса и М.Койгельдиева, посвящёнными деятелям движения «Алаш».

Срыв переговоров

Очевидно, что в начале апреля 1918 года алашевцы пребывали в эйфории. Все необходимые договорённости были достигнуты, они официально и открыто признали Советскую власть, теперь осталось сделать лишь заключительный шаг – провести Учредительный съезд Казахской советской республики. Но оказалось, что алашевцы стали праздновать свою победу раньше времени. Большевистское руководство внезапно отказалось исполнять свою часть сделки и просто оборвало все связи с алашевцами.

Недоумевая по этому поводу, 21 апреля 1918 года заместитель председателя Алаш-Орды Халел Габбасов направил специальную телеграмму на имя Ленина и Сталина: «Вопрос автономии киргизских областей является вопросом жизни и смерти киргизского народа. Точка зрения Совнаркома, переданная комиссаром Сталиным по прямому проводу 2 апреля, внесла было успокоение среди киргизского населения. Но пренебрежение к естественному праву народа со стороны местных Совдепов не прекращаются, гонения киргизской организации, аресты членов их восстанавливают киргизскую массу, углубляют национальный антагонизм… Здесь киргизский Народный совет, выполняя непреклонную волю киргизского народа, считает за долг принять все меры к возможно скорому осуществлению идеи автономии, ждёт срочного ответа на официальное своё представление по прямому проводу 3 апреля с г» . Никакого ответа на это обращение не последовало.

«…Члены Алаш-Орды в марте 1918 года по прямому проводу вступили было в переговоры с центральной властью, но переговоры эти были скоро прерваны полным молчанием в ответ на предложенный Алаш-Ордой проект условий соглашения. Так как в этом проекте соглашения не было ничего выходящего из пределов основных положений, объявленных Советской властью в Декларации прав народов России, то прекращение переговоров полнейшим молчанием Советской власти показалось правительству Алаш-Орда по меньшей мере непонятным и сделало дальнейшие попытки в этом направлении совершенно безнадёжными» , – вспоминал позднее Ахмет Байтурсынов.

Алашевцы оказались в совершенно нелепой ситуации. Им наверняка казалось, что Сталин, выманив публичное признание Советской власти и прекратив на этом всякое взаимодействие, просто обвёл их вокруг пальца. В результате алашевцы оказались вынуждены примкнуть к антибольшевистскому движению.

Неизбежно возникает вопрос: чем был вызван отказ большевиков от дальнейшего сотрудничества с алашевцами?

К сожалению, данная тема не получила должного освещения в трудах отечественных историков. Один из самых известных исследователей эпохи Д.А. Аманжолова, констатируя произошедшее резкое ухудшение отношения большевистского руководства к «Алашу», в апреле 1918 года отмечает: «Определённую роль в формировании такой оценки сыграло, вероятно, и активное противодействие любым контактам СНК с «Алашем» и её органами А. Джангильдина и руководителя партии «Үш жүз » К. Тогусова«. Для более ясного понимания роли упомянутых исторических персонажей необходимо хотя бы в общих чертах осветить их деятельность в этот период.

Программа создания автономии Алаш

«Памяти движения Алаш», почтовая марка Казахстана

На заседании общеказахского съезда в Оренбурге, 5-13 декабря 1917 года на голосование была вынесена программа создания Алашской автономии. Распространение анархии делало необходимым организацию твердой власти, которую признавало бы все население казак-киргизских областей.

I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырь-Дарьинской, киргизских уездов Ферганской, Самаркандской, Аму-Дарьинского отдела, Закаспийской области, смежных киргизских волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением казах-киргизского единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

II. Автономии казах-киргизских областей присвоить название “Алаш“.

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их ресурсами, а также недрами земли составляет собственность Алаша.

IV. Конституция автономии Алаш утверждается Всероссийским Учредительным собранием.

V. Всем, кто живет среди казах-киргизов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех наций должны быть представлены пропорционально. Представляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

VI. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет Алаш-Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казах-киргизов. Местом пребывания Алаш-Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казах-киргизским населением.

VII. Алаш-Орда обязуется принять энергичные меры к созданию народной милиции.

VIII. Алаш-Орда обязана в ближайшее время созвать учредительное собрание автономии Алаш на началах, выработанных им применительно к существующим правилам о производстве выборов в общее Российское Учредительное собрание.

IX. Алаш-Орда уполномочивается съездом: 1) заключать займы; 2) вести переговоры в блоках с другими автономными соседями, причем заключение договора предоставляется учредительному собранию Алаш.

X. К учредительному собранию Алаш народный совет обязан предоставить выработанный им проект конституции автономии Алаш.

По вопросу о времени объявления автономии съезд разбился на два течения. Представители Уральской, отчасти Сыр-Дарьинской области и Букеевской орды доказывали необходимость немедленного объявления автономии. Делегаты других областей полагали объявление предоставить центральному народному совету, по организации милиции и по окончании переговоров с киргизских населением Туркестанского края и с другими народностями, живущими в киргизских областях. Вопрос этот был поставлен на поименное голосование.

За немедленное объявление автономии проголосовали 33 делегата. Против немедленного объявления автономии проголосовало 40 делегатов, среди них: Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Магжан Жумабаев, Миржакып Дулатов. Воздержались три делегата: Мустафа Чокай, Азимхан Кенесарин и Ахмед Чегиров.

Таким образом объявление автономии Алаш было отложено на неопределенный срок до проведения съезда народного совета Алаш.

Деятели партии «Алаш». Слева направо: 1) Х. Габбасов 2) М. Дулатов 3) А. Байтурсынов 4) М. Ауезов. Стоят (слева направо): 1) Ж. Аймауытов 2) А. Маргулан 3) А. Байтасов. Кызылорда, 1926.

Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».

Происхождение имени

Происхождение названия «Алащ Орда» казахская интеллигенция 1900-х годов объясняла следующим образом: Алащ-хан — мистический прародитель всех среднеазиатских степных народов и прародитель казахской нации. До того, как большинство степных кочевников называлось казахами , их звали «Алащ». «Алаш» также использовался для описания местности, которую они населяли, которая простиралась от юга Западной Сибири до Прикаспийской равнины. Сегодняшний Казахстан исходил из аналогичных соображений, когда после распада Советского Союза он реабилитировал опальных и убитых лидеров Алащ Орды: «Алащ Орда» восходит к Орда-хану и его орде , поскольку он идентичен легендарному Алаш-хану. .

Однако наиболее вероятно, что «Алаш» происходит от турецкого слова Алаша ( немецкая лошадь) и слова «Орда» (немецкая орда), общего для всех тюркских языков . Таким образом, «Алащ Орда» можно было бы отождествить с ордой коней или ордой кочевников . Этот тезис также подтверждается историческим фактом, что казахская автономия боролась за права казахских и киргизских кочевников и хотела возродить их традиционное кочевничество.

Становление партии «Алаш»

Насколько важное значение во внутриполитической борьбе имела позиция по национальному вопросу, показывает пример партии кадетов, сохранившей приверженность лозунгу «единой и неделимой России». В результате партию покинул целый ряд видных деятелей нерусского происхождения

В их числе был признанный лидер казахского национального движения и комиссар Временного правительства в Тургайской области Алихан Букейханов.

«Партия кадетов против национальной автономии. Мы же, собравшись под знаменем «Алаш», решили создать национальную автономию» , – объяснял он своё решение в открытом письме.

Казахский аристократ (чингизид) Алихан Букейханов был членом центрального комитета кадетской партии и масоном, то есть имел очень важные личные связи со многими представителями российской элиты, в том числе с председателем Временного правительства России А.Ф. Керенским. Разрыв отношений с кадетами был ему невыгоден, но соратники по национальному движению поставили его перед необходимостью сделать четкий выбор. «…Мы все были этим недовольны» , – рассказывал позже заместитель председателя правительства Алашской автономии Халел Габбасов, комментируя отношение казахской интеллигенции в 1917 году к членству Алихана Букейханова в кадетской партии.

21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся I Всеказахский съезд с участием делегатов из Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевской орды. В постановлении съезда указывалось: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика… Киргизские области должны получить областную автономию, смотря по национальным различиям и бытовым условиям» . Также было принято решение о создании национальной политической партии (позже получившей название «Алаш») и выдвинуты кандидаты для участия в предстоящих выборах в Учредительное собрание.

В партии «Алаш» была почти вся национальная элита. В её рядах состояли самые известные писатели, поэты, педагоги, журналисты, юристы, медики, инженеры, агрономы и ветеринары. Несмотря на то что 90% казахского населения не умело читать и писать, авторитет образованных людей (оқығандар) был крайне высок. В отличие от других восточных обществ, где приобщение к европейскому образованию нередко порицалось, в казахской среде люди, закончившие учительскую семинарию или университет, напротив, становились ролевыми моделями

Практически все наблюдатели конца XIX – начала XX века отмечали большую важность вопроса образования детей для значительной части казахского населения. Поэтому неудивительно, что партия интеллигентов, носящих модные европейские костюмы, быстро обрела большую популярность среди казахского населения

В ноябре 1917 года образовавшаяся партия «Алаш» получила первый серьёзный опыт политической борьбы, приняв участие в выборах в Учредительное собрание. В округах с преимущественно казахским населением партия взяла верх над своими противниками. По Семипалатинскому уезду «Алаш» получила 85,6% голосов избирателей, в Тургайском округе – 75% голосов, в Уральском округе – 75% голосов, в Семиреченском округе – 57,5% голосов. Всего, по информации Алихана Букейханова, партию «Алаш» в Учредительном собрании должны были представлять 43 депутата . Бесспорно, это был триумф новой партии.

5-13 декабря 1917 года в Оренбурге прошёл II Всеказахский съезд, единогласно высказавшийся за образование территориально-национальной автономии «Алаш». Изначально данный шаг планировалось осуществить уже после Учредительного собрания, но алашевцы были вынуждены экстренно форсировать реализацию своей идеи после захвата власти в Петрограде большевиками. Было образовано правительство Алаш-Орда, председателем которого стал Алихан Букейханов. Столицей автономии был провозглашён Семипалатинск.

Постановление о проведении Всеказахского съезда / Фото с сайта infourok.ru

Алаш-Орда пыталась договориться с советской властью?

Первое время представители Алаш-Орды пытались вести переговоры с большевиками. По решению правительства для переговоров в Наркомат национальностей (возглавлял И. Сталин) были отправлены депутаты Жанша и Халел Досмухамедовы. 1 и 3 апреля СНК (советское правительство) связывался по прямой линии с Семипалатинском. От Алаш-Орды переговоры с лидерами большевиков вёл Халел Габбасов. Переговоры прошли успешно. Сталин считал возможным признание решений Всеказахского съезда об образовании автономии, при условии признания Алаш-Ордой советской власти и советов на местах. Полномочия Алаш-Орды признавались до созыва учредительного собрания республики.

Представители Алаш потребовали, чтобы в Советах было пропорциональное представительство от проживающих в республике национальностей. Этот пункт для СНК был неприемлем, и Алаш-Орда так и не получила ответа на свои предложения. 21 апреля Габбасов направил повторную телеграмму на имя Сталина и Ленина, на которую также не последовало ответа. Отношения между Алаш-Ордой и советской властью обострились. Советская пресса писала об Алаш-Орде как о «буржуазно-националистической» группе. В Семипалатинском совете разгорелся конфликт между представителями «Алаш» и большевиками по поводу представительства национальных групп на съезде Советов.

18 мая был разогнан областной казахский съезд. Советские власти предприняли попытку арестовать лидеров «Алаша». Представители Алаш-Орды вступили в переговоры с антисоветскими силами и нелегальными офицерскими организациями. 11 июня отряд из 300 милиционеров Алаш-Орды принял участие в свержении советской власти в Семипалатинске. 24 июня 1918-го Алаш-Орда приняла постановление о признании недействительными всех декретов советской власти на своей территории.

Комментарий историка

У большевиков и «Алаш» изначально были реальные основания для сотрудничества. Для алашевцев привлекательность большевиков, в отличие от белых, определялась готовностью признать казахскую автономию. Пусть самостоятельность республики была бы формальной и фактически она управлялась из Москвы, но сам статус уже дорогого стоил. В свою очередь алашевцы, хотя и клеймились как буржуазные националисты, были необходимы большевикам, как авторитетные среди коренного населения личности и грамотные специалисты, по крайней мере на начальном этапе государственного строительства.

Переговоры 1918 года были сорваны главным образом успехами белых, пойти на открытый вооружённый конфликт с которыми для Алаша было бы самоубийственным решением. Перелом в войне в пользу большевиков позволил возобновить переговоры, и алашевцы внесли большую лепту в становление советского Казахстана.

Большевики и национальный вопрос

Одним из ключевых пунктов программы большевиков, пришедших к власти в России в октябре 1917 года, было признание права наций на самоопределение, то есть права каждого народа на образование собственного государства. Глава большевиков Владимир Ленин в своей дореволюционной работе высказывался предельно чётко: «Под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется образование самостоятельного национального государства» .

При этом большевики изначально напрочь отметали идею возможного федерального устройства России. То есть Ленин допускал возможное отделение некоторых регионов бывшей империи, но в самой России не планировалось создание каких-либо квазигосударственных объединений.

Однако в течение 1917 года в разных регионах возникло множество национальных политических движений, избравших своей целью как создание полностью независимых государств, так и образование автономных государственных образований в составе Российской республики. «Национальный вопрос Ленин всегда воспринимал всерьёз, но то, что во время революции и Гражданской войны национализм неожиданно проявил себя в качестве мощной мобилизующей силы, его очень изумило и обеспокоило. Большевики ожидали, что национализм может появиться в Польше и Финляндии, но стремительное возникновение многочисленных националистических движений на большинстве территорий бывшей Российской империи застало их врасплох» , – отмечает в этой связи профессор Гарвардского университета и автор одной из самых интересных работ в данной области Терри Мартин.

Продолжать игнорировать «федералистов» означало умножать ряды своих противников. Сила Ленина всегда заключалась в его необычайной гибкости, если того требовала ситуация, он всегда был готов пересмотреть свои прежние взгляды.

С весны 1917 года глава большевиков, несмотря на активное противодействие некоторых соратников, стал все чаще говорить о будущей России как о «Союзе свободных республик» .

«Триумфальное шествие» большевиков

К новой власти руководство партии «Алаш» отнеслось крайне негативно. 1 (14 декабря) 1917 года Алихан Букейханов даже опубликовал воззвание к населению, в крайне резкой форме охарактеризовав как большевиков в целом, так и Ленина в частности. Очевидно, лидер партии «Алаш» не верил в способность большевиков удержаться у власти на долгое время. В его оправдание можно отметить, что столь же ошибочно оценивало ситуацию большинство серьёзных российских политиков. При этом непосредственного противодействия большевикам алашевцы не оказывали. В ходе II Всеказахского съезда делегатами было принято решение «не вмешиваться в борьбу русских между собою» .

Вопреки ожиданиям город за городом, уезд за уездом быстро переходили в руки большевиков. В советской историографии этот процесс позже получил название «триумфальное шествие Советской власти». С ноября 1917-го по март 1918 года большевики захватили власть во всех городах на территории современного Казахстана, за исключением Уральска.

Опьянённые лёгкой победой, представители новой власти, в рядах которой было множество бывших преступников, дезертиров, люмпенов, стали осуществлять настоящий произвол под одобренным Лениным лозунгом «Экспроприация экспроприаторов» («Грабь награбленное»). Повсеместно происходили грабежи, аресты, расстрелы.

«Они называли себя красными. Совершали погромы казахов, отбирали у них лошадей… » , – вспоминал атмосферу того периода представитель одной из самых известных казахских фамилий, потомок легендарного Шакшак Жанибек-батыра Газымбек Беремжанов.

«Как происходило большевистское движение в центральных частях России, киргизам было неизвестно. На окраинах же оно сопровождалось насилием, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение часто представляло собой не революцию (как обычно она понимается), а полнейшую анархию» , – в свою очередь свидетельствовал основатель самой популярной национальной газеты «Қазақ» Ахмет Байтурсынов.

Начались репрессии в отношении членов партии «Алаш». 25 января 1918 года военный комиссар Тургайской области Алиби Джангильдин объявил в розыск Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова. За голову каждого из них была объявлена награда в 25 тысяч рублей . Формально они были обвинены в пособничестве атаману Дутову, но фактически это было сведение личных счётов.

Алиби Джангильдин являлся одним из немногих казахов-большевиков с «дооктябрьским стажем», то есть вступившим в партию до прихода большевиков к власти. По этой причине он обладал серьёзным авторитетом и пользовался особым расположением наркома по делам национальностей Сталина. Однако среди казахского населения репутация Джангильдина, напротив, была весьма неоднозначной в связи со слухами о его вероотступничестве и переходе в православие.

Весной 1917 года за проведение большевистской агитации Алиби Джангильдин около двух месяцев находился под арестом. Оказался он в заключении по распоряжению комиссара Временного правительства в Тургайской области Алихана Букейханова. Теперь гонители и гонимые поменялись местами.

Последние надежды алашевцев были связаны с Учредительным собранием, хотя Алихан Букейханов и прогнозировал его роспуск. В этом вопросе он не ошибся. Большевики, проигравшие выборы эсерам, 5 января 1918 года просто разогнали депутатов, собравшихся определить основы новой федеративной России.

Стало ясно, что большевики, пришедшие к власти нелегитимным образом, тем не менее представляют собой единственную реальную силу в России, с которой можно вести переговоры о признании казахской автономии. Тем более что после прихода к власти они официально признали право на национальное самоопределение и провозгласили Россию федерацией.

Какие были политические партии, кроме «Алаш»? Кто победил на выборах в Учредительное собрание в Казахстане?

После Февральской революции по всему Казахстану стали формироваться Советы рабочих, солдатских, казачьих и крестьянских депутатов. Большинство Советов возглавляли представители партии эсеров (социал-революционеры). В Казахстане усилили свою работу партии кадетов (конституционных-демократов) и меньшевиков (РСДРП).

Помимо «Алаш», на политической арене Казахстана в 1917-м сформировалмсь ещё две национальные партии. Представителем национально-религиозного направления стала организация исламизма и пантюркизма «Шура-и-ислами». Ее основали представители духовенства и религиозно настроенная интеллигенция южных областей Казахстана. Их главной идеей стало сплачивание тюрко-мусульманских народов и создание национально-религиозной автономии Туркестана. Вскоре от партии откололось более радикальное крыло – «Шура-и-улема», выступавшее за самоопределение на мусульманских принципах и началах шариата. В октябре 1917 года в Омске была образована ещё одна партия – Казахская социалистическая партия «Уш жуз». Лидерами партии стал Мукан Айтпенов и Кольбай Тогусов. «Уш жуз» позиционировала себя как главный оппонент партии «Алаш». Партия выступала за прекращение войны, создание Туркестанской федерации, наделение землёй казахских крестьян и их переход к оседлости. Первоначально не имевшая чёткой политической ориентации, со временем партия стала большевистской.

В ходе подготовки к выборам в Учредительное собрание представители партии «Алаш» создавали региональные органы в основных административных центрах края и активно участвовали в избирательной компании. Букейханов и другие лидеры «Алаш» выступали на митингах и участвовали во всех областных казахских съездах. Эти усилия дали плоды – партия одержала убедительную победу во многих регионах. В Тургайском округе они получили 75% голосов, в Семиреченском – 57,5%. По свидетельству Букейханова, партия провела в Учредительное собрание 43 депутата. Достоверно известно о 10 членах «Алаш», вошедших во всероссийский парламент. Учредительное собрание успело провести всего одно заседание и было разогнано большевиками.

Комментарий историка

В 1910 году Алихан Букейхан прогнозировал: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, сорганизуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение киргизов с прочими мусульманами. Другое, западническое, направление видит будущее киргизской степи в сознательном претворении плодов западной культуры – в самом широком смысле этого слова».

Так оно, собственно, и получилось. Казахская элита разделилась между «Алашем» и «Шура-и-ислами». Но большинство всё-таки поддерживало «Алаш», то есть национализм и западничество, по крайней мере среди казахских интеллектуалов, преобладали над пантюркизмом и панисламизмом.

Партия «Уш жуз» из себя ничего серьёзного не представляла. Даже большевик Сакен Сейфуллин, характеризуя «Алаш» и «Уш жуз» был вынужден признавать, что «если учесть, сравнить состав и образованность руководства той или другой партии, то волей-неволей выводы приходилось делать не в пользу «Уш жуза». Единственным успехом «Уш жуза», наверное, было вовлечение в свои ряды знаменитого борца Кажимукана.

М.Дулатов и А.Байтурсынов с деятелями партии «Алаш» / Фото с сайта alash.semeylib.kz