Богиня гигиея

Оглавление

Альтернативная версия происхождения

Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.

Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.

Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.

После 1920

20 августа 1923 г. ЯРКУ сдаёт в аренду Объединённым Московским санаториям в лице помощника председателя правления Николая Владимировича Мальцова дачу Кузьменко со всем оборудованием и относящимися к нему службами и инвентарём на 2 года.

Сохранился и такой документ:

Симеиз Ф. М. Коневецкомукопия В. М. КузьменкоНастоящим Южкрымкуруправлением сообщает вам, что гражданину Кузьменко Василию Михайловичу разрешается предоставить бесплатную жилую площадь по числу членов его семьи на даче бывш. Кузьменко в Симеизе. За занимаемую им же жилплощадь сверх нормы вам надлежит получить с гр. Кузьменко по существующим ставкам. Директор ЮККУ -Добров, Зав АРО ЮККУ Абкин, управделами Ковалёв. 06-01-1926.

Сейчас дача Кузьменко “Нюкта” – многоквартирный жилой дом.

Источники

1 Щербаков, Д.И. “Лименский выход изверженных пород”//Известия Санкт- Петербургского политехнического института. Отдел технический, естественный и математический. 1914, т. 21, вып.2, с. 637-660; Он же. “Зеленокаменные породы Алупки”. //Известия политехнического института. Отдел технический. естественный и математический .1915 т. 23, вып. 1, с. 195-206.

2 См.: Дмитрий Иванович Щербаков 1893-1966. Жизнь и деятельность. М., 1969 г.; Дмитрий Иванович Щербаков . Краткий биографический очерк. с. 9-12; И. И. Пузанов. По нехоженому Крыму, с. 89-98; Б.А. Федорович На “Малой землице” Крыма в годы гражданской войны. с . 131-135; В.Д. Щербакова. Вспоминая былое… с. 230-236.

3Московский журнал истории государства Россиийского

4ГАРК. Ф. 529. Оп. 1. Д. 38. С. 140.

5ГАРК. Ф.Р. 1128. Оп. 2. Д. 52. С. 3. “Договоры ЯРКУ с учреждениями и частными лицами и сдаче в аренду санаториев… 1922-1924”.

6ГАРК. Ф.Р. 1128. Оп. 2. Д. 731. С. 4.

Сила и способности

Бог (神) — могущественное сверхъестественное существо, обладающее невероятной силой. Обычно боги выглядят, как люди. Являются олицетворением своих мифологий и, судя по словам Индры, зависят от количества верующих в них людей. Богов невозможно переродить в демонов или ангелов, так как они невосприимчивы к системам «Фигур зла» и «Храбрых святых». Однако это работает с полубогами. Нюкта является древней богиней ночи из греческой мифологии.

  • Абсолютная сила — все боги не уступают по силе владыкам демонов (однако среди мрачных жнецов, одного из вида богов Олимпа, владыкам демонов могут не уступать только мрачные жнецы высшего класса. Все классом ниже — им проигрывают). Некоторые из них способны соперничать со сверхдемонами, «небесными драконами», драконьими богами, а отдельные даже превосходят самого Великого Красного или Офис. Каждый бог является самым опытным пользователем магии своей мифологии. Аура богов очень подавляющая и способна даже изменять погоду. Ранить или убить их способны не все оружия. Это позволяют сделать «Лонгины», божественные оружия и прочее, что сопоставимо с богами по силе. Нюкта могущественна и способна управлять ночью. Например, она погрузила в ночь свой остров в Эгейском море и способна покрывать себя чёрной аурой. Без одежды, убивающей девственников, Нюкту удалось одолеть комбинацией «Бластера бесконечности» и «Валлийской вспышки пламени». Способна легко разрушить барьер Росвайсе, наложенный на остров.
  • Долголетие и бессмертие — боги живут очень долго, но не вечно. Их возраст исчисляется многими тысячами лет. Они способны легко прожить десять тысяч лет. Однако они в то же время и бессмертны. Выражается это в том, что физическое тело бога возможно уничтожить, но пока в бога кто-то верит, его можно возродить.

Магия (魔法) — особая сила, представляющая собой божественные чудеса и демоническую силу, которые Мерлин Амброзий интерпретировал по-своему с помощью уравнений. Можно сказать, это демоническая сила в версии для других существ (демоническую силу могут использовать только сами демоны). Для использования демонической силы требуется хорошее воображение, сила создавать и хорошее восприятие, а для магии — делать в голове точные расчёты. Для каждого явления есть свой закон и для их высвобождения в ответ на вычисления используется магический круг. Нюкта отлично владеет магией своей мифологии. Способна промывать ею мозги и управлять «Священным артефактом» жертвы издалека, что показывает ситуация с Ингвильд.

Гера и Троянская война

В период Троянской войны Гера всячески помогала противникам Трои. Всякая помощь троянцам была ненавистна для нее: Гера и Афина ненавидели весь род царя Приама. Ненавидели они и Париса –за то, что тот почтил богиню Афродиту, отдав ей яблоко, на котором золотыми буквами было написано: “Прекраснейшей”.

Зевс не разрешал богам вмешиваться в эту войну, но сам искренне сочувствовал троянцам.

Чтобы усыпить его бдительность, Гера отправилась к супругу в волшебном поясе Афродиты, придававшем той, кто его носил, неотразимую красоту. Усыпив своими ласками очарованного Зевса, Гера смогла осуществить свои замыслы.

Ее помощи ждал Ахилл, явно уступавший в силе по силе речному богу Скамандру, который обрушил на него огромный вал воды высотой с троянскую стену.

Гера не желала гибели сына Фетиды. Найдя Гефеста, она обратилась к нему:

“Видишь, сынок, Ахиллес погибает бесславно?

Ты уж ему подсоби – да смотри, подсоби поскорее!”

В повиновении у Гефеста был огонь. Явившись на поле брани, он повелел огню жечь Скамандр. Послушный богу наковальни, столб огня снизошел с неба и ударил в разбушевавшуюся реку.

Гордость с всхлипом ломая, Скамандр обратился к Гефесту:

“Что ты делаешь, бог?

Ох, помилуй!

Или сгубить меня хочешь, сильный?”

Ничего не ответил Гефест, послушный только слову своей матери. Точно не слыша мольбы речного бога, он продолжал жечь реку небесным огнем.

Изнемогший, приникший Скамандр обратился к владычице Гере:

“Ох, богиня, будь милосердца!

Поскорее уйми свое чадо!

Что ж троянцы…

До них мне нет дела.

Пусть герой Ахиллес многосильный

Хоть их всех на куски искромсает –

Я не дрогну даже струею!”

И Гера снизошла: она совсем не хотела погубить божественный Скамандр.

Гефест беспрекословно подчинился матери

Тихо ворча, Скамандр начал остывать, а Ахилл, которого поток осторожно вынес на берег, снова взялся за оружие

Изображения

Вообще богиня Панакия в отличие от многих других представителей пантеона греческих богов, не может похвастать обилием скульптур и картин, изображающих её. Поэтому сказать что-то объективное о её облике, возрасте нет возможности. Но тем более ценным является каждый артефакт, имеющий к ней хоть какое-то отношение. Конечно, наиболее интересные из них обязательно стоит привести.

К примеру, вот этот рельеф, изготовленный из мрамора, называется «Асклепий с детьми». Здесь изображено десять персонажей, поэтому можно с уверенностью сказать, что мастер не забыл ни одного из членов семьи

Он постарался уделить внимание каждому из них:

  • Асклепию,
  • Эпионе,
  • трем сыновьям,
  • пяти дочерям.

Изготовлен рельеф ориентировочно в 375-350 годах до нашей эры. Сегодня бесценный артефакт хранится в Национальном археологическом музее, в Афинах.

А вот эта скульптура интересна в первую очередь тем, что является как бы не единственным сохранившимся до наших дней изображением героини статьи. Определить, что это именно богиня Панацея позволяет лишь чудом сохранившаяся надпись в основании статуи. Создана скульптура примерно во втором веке нашей эры. Сегодня находится в Археологическом музее Диона, Греция.

Эта статуэтка не имеет, конечно, никакой исторической ценности — она была изготовлена уже в наше время и является символом одной известной фармацевтической компании. Однако, тот факт, что богиню не забывают и изображают столь привлекательной даже сегодня, является весьма серьезным доказательством её популярности.

А вот эта картинка снята с медной гравюры, сделанной в городе Базель неизвестным художником ещё в семнадцатом веке. Гравюра изображает дочерей Асклепия. В правом углу однозначно находится Гигиея — именно в её обязанности входил уход за змеями, питомцами отца. На переднем плане расположилась именно Панакея. Почему художник сделал её символами аиста и косу остается неизвестным. Кто же ещё представлен на гравюре — Акесо, ЭГла или Иасо — остается неизвестным, так как сведений об определенных атрибутах, по которым можно было бы безошибочно установить их, до наших дней не дошло.

Историческая ценность следующей иллюстрации также невысока. Это лишь рисунок из книги Грибанова А.Д. под названием «Медицина в символах и эмблемах», вышедшая в 1990 году. Однако определенный интерес иллюстрация всё-таки представляет. Ведь она изображает богиню Панакею в момент её длительных поисков — она тратит всё свободное время и силы, чтобы создать лекарство от всех болезней. Да, вероятность успеха крайне мала. Но если с задачей удастся справиться, это не только позволит Панацее превзойти свою сестру и даже отца, но и подарить исцеление тысячам и тысячам страждущим смертным. Столь благородная цель действительно стоит того, чтобы посвятить ей всю свою жизнь.

Наконец, ещё одна отлично сохранившаяся скульптура, датированная примерно вторым веком до нашей эры. Специалисты сходятся во мнении, что она изображает одну из дочерей Асклепия, вот только не могут однозначно сказать какую именно — Панакею или Гигиею. Никаких атрибутов, по которым можно было бы безошибочно установить это, увы, нет. Находится статуя в Археологическом музее Иераполиса.

Что и говорить, археология и изучение науки — вещь очень интересная. Но зачастую именно из-за отсутствия различных мелочей или плохо сохранившихся доказательств, не удается выстроить стройную и стопроцентно точную версию. Остается лишь надеяться на то, что в будущем раскопки и изыскания дадут более богатую пищу для анализа и удастся больше узнать о богине Панацее и её братьях, сестрах.

Афродита

Она была дочерью бога Урана, покровителя небес. Общеизвестно, что Афродита родилась из белоснежной морской пены недалеко от острова Киферы, и ветер перенес ее на остров под названием Кипр. Там юную девушку окружили богини времен года (оры), увенчали ее венком из полевых цветов, накинув на нее золототканые одеяния. Эта нежная и чувственная красавица – греческая богиня красоты. Там, где ступала ее легкая ножка, мгновенно расцветали цветы.

Оры привели богиню на Олимп, где она вызвала тихие вздохи восхищения. Ревнивая супруга Зевса Гера поспешила устроить брак Афродиты с самым некрасивым богом Олимпа – Гефестом. Богини судьбы (мойры) подарили красавице только одну божественную способность – творить вокруг себя любовь. В то время как ее хромоногий муж усердно ковал железо, она с наслаждением внушала любовь людям и богам, влюблялась сама и покровительствовала всем влюбленным. Поэтому Афродита, по традиции, еще и греческая богиня любви.

Непременным атрибутом Афродиты был ее пояс, который наделял хозяина силой внушать любовь, обольщать и влечь к себе. Эрот – сын Афродиты, которому она давала свои поручения. Символы Афродиты – дельфины, голуби, розы. В Риме она звалась Венерой.

Примечания

  1. ↑ 217 // Θεογονία
  2. ↑ Μοῖρα // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  3. Мифы народов мира. М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 218.
  4. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 470.
  5. Гигин. Мифы. Введение 1.
  6. Гесиод. Теогония 123—125
  7. Гесиод. Теогония 211—225.
  8. Софокл, фр. 1018b
  9. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 46; Дамаский. О первых началах 124
  10. Орфика, фр. 99 Керн
  11. Орфические гимны III 2.
  12. Мусей, фр. 1 Керн; Комментарий А. А. Тахо-Годи в кн. Античные гимны. М., 1988. С. 329.
  13. Павсаний. Описание Эллады I 40, 6.
  14. Схолии к Пиндару. Пифийские песни. Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 172; Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 28.

Значение дочерей Асклепия в мифологии

У греков было множество богов здоровья. Хотя по сути в основном эту функцию выполнял бог Асклепий, его божественное семейство служило для усиления способностей верховного целителя. К тому же, в Элладе весь процесс лечения и выздоровления имел чётко определённые этапы и их определения, и каждым заведовал свой собственный бог.

Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.

Часто бог Асклепий изображался в окружении своих детей, в первую очередь дочерей. Они могли просто стоять рядом или помогать отцу.

Эти божества часто служили персонификацией отдельного элемента в целительстве. В частности, для этого в культе Асклепия были описаны различные богини-дочери. Была дочь Асклепия богиня здоровья, которая олицетворяла именно самое лечение. К другой же обращались, когда врач достигал своей цели, и больной уже был здоров. Т.е. она представляла собой выздоровление как итог стараний врачевателя.

Но не каждая богиня дочь Асклепия имела собственный отдельный культ, храмы и алтари. О некоторых и вовсе известно только то, какую функцию они выполняли.

Были у Асклепия и знаменитые сыновья, также выполнявшие врачебные функции. Это в первую очередь два сына, братья-боги Махаон и Подалирий, которые, по легендам, изобрели хирургию (Махаон) и терапию (Подалирий). В «Илиаде» упоминается их участие в Троянской войне, причём и как врачей, и как воинов.

Также из сыновей Асклепия очень известен Телесфор, олицетворяющий исцеляющий сон. Первоначально это было отдельное божество, позже его культ соединился с культом Эскулапа. Т.к. лечение в святилищах-асклепионах не всегда могло проходить удачно, требовался бог, которые поможет Асклепию, увеличит его силы. Именно такую роль и выполнял Телесфор.

Телесфор часто изображался между Асклепием и Гигиеей в образе юноши, на котором надето покрывало, скрывающее всё тело, и фригийская шапочка.

Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Геракл

В любви Зевса к Алкмене было особенное. Владыка Олимпа ведал все времена и сроки. Знал Зевс: то была его последняя любовь.

Знал громовержец и то, что уже совсем скоро царевна Алкмена родит ему сына – особенного сына.

Однако не только Зевсу было ведомо грядущее. Гера не хуже него умела вопрошать судьбу.

Гера ненавидела Алкмену. И чем только эти смертные прельщают богов? И теперь еще сын Алкмены должен будет возвеличиться великой властью? Не бывать тому, не бывать!..

В тот же день наведалась Гера на землю. Она отыскала Илифию, добрую богиню, помогавшую женщинам при родах. Могущественна Гера приказала Илифии задержать роды у Алкмены, и ускорить их у аргосской царицы Никиппы.

Муж Никиппы, аргосский царь Сфинел, приходился внуком Зевсу. Через два месяца Никиппа должна была родить мальчика, который стал бы правнуком громовержца. Вот Гера и подумала: если этот мальчик родится прежде сына Алкмены, именно он будет осенен тем великим будущим, которое Зевс посулил человеку, от его крови рожденному.

Илифия не осмелилась противиться супруге властителя Олимпа. Вот так и получилось, что Никиппа родила ребенка раньше, чем Алкмена.

Услышав на Олимпе крик новорожденного, Гера усмехнулась и помчалась к Зевсу. Она воскликнула, радостью так и сверкая:

“Счастье какое, супруг мой, владыка!

В Аргосе сын у царевны родился,

Отпрыск от крови твоей многосильной,

Что же молчите, о боги, богини?

С правнуком Зевсе спешите поздравить!

Вырастет мальчик и станет героем,

Станет великим царем над царями!

Сильные будут ему подчиняться,

Лишь только бровью он поведет.

Ведь так же?

Это ты, Зевс, обещал, наш владыка?”

Гневом заполыхало лицо громовержца. Все увидел он, все, что содеяла Гера. Впрочем, Гера и не пыталась что-либо утаить от мужа. Всем своим видом, всеми хитрыми словечками она смеялась ему прямо в глаза. Нет ничего сладостней для оскорбленной женщины, чем месть.

Громовержец выполнил свое обещание: новорожденный, Эврисфей, стал царем, владыкой большого царства.

Гера радовалась, но тревога мучила ее бессмертное сердце. Знала Волоокая, что судьбу обмануть нельзя.

И все-таки, она попыталась.

Сын Алкмены рос быстро. Пронзительным взором богини Гера видела: в нем есть нечто такое, что достойно было не человека, а бога.

Как известно, огонь проще затушить, когда он как следует не разгорелся.

Юному сыну Зевса было только восемь месяцев.

Гера повела рукою, и две громадные змеи вывернулись из горной расщелины. Извиваясь, гады поползли к Фивам. Оказавшись в городе, змеи быстро устремились по улице к дому Амфитриона. Стоял ясный, погожий день, но никто из прохожих не увидел ядовитых гадин. И это тоже сделала Гера.

Входная дверь тихо раскрылась, пропустила змей, а потом закрылась сама собой. Быстрые и бесшумные, змеи вползли в комнату, где стояла колыбель, и заползли в нее.

Первыми гадин увидела няня. Она испуганно закричала. По дому пронеслись встревоженные восклицания. Бледный, Амфитрион, вбежал в детскую с обнаженным мечом в руке.

Но было поздно.

Когда Амфитрион, обмирая, заглянул в колыбель, он увидел такую картину, что просто оторопел. В колыбели лежали две огромные змеи. Они были мертвы: их толстые шеи сжимал ручонками младенец, который, безмятежно улыбаясь, спал.

Мальчика звали Геракл.

Так началась драматичная история противостояния величайшего греческого героя и Геры. Не было бы счастья, да несчастье помогло: все свои великие подвиги герой совершил именно благодаря козням мстительной богини. Его имя и переводится как “прославившийся благодаря Гере”.

Много страданий обрушилось на героя. Но когда он обрел бессмертие, Гера примирилась с ним и даже усыновила его. Чтобы хоть как-то загладить свою вину перед Гераклом, она дала ему в жены свою дочь, вечно юную Гебу.

Символы богини Геры

Главный символ богини Геры – гранатовое яблоко. Это символ брачной любви. Другие атрибуты богини Геры также связаны с ее основной “функцией”: это лилия, символ чистоты и верности, и птица кукушка, являющаяся вестницей весны, поры любви.

В некоторых мифах Гера – богиня плодородия, поэтому ее символом является также и гранат.

Птицей Геры является аист. Согласно древнему мифу, Гера превратила в аиста царевну Антигону, которая посмела заявить, что красивее богини.

Аист стал служить богине, а той возносили гимны женщины, желающие иметь детей. Когда женщина, молящаяся о потомстве, слышала крик аиста, это означало, что скоро в семье будет пополнение. Хорошим знаком считалось увидеть аиста: это означало, что счастье не за горами.

Аист был священной птицей. По свидетельству Плутарха, того, кто убил птицу, карали смертью.

Со времен Софокла и Аристофана аист символизировал заботу о родителях: считалось, что, когда аист становился старым и терял оперение, его сын выщипывал перья у себя, и “одевал” отца.

В некоторых мифах говорится, что птица богини Геры – не аист, а все-таки павлин. И дело здесь не в переливчатом пышном хвосте, а в глазах: они символизировали бдительность богини. Культурологи, нашедшие в древних текстах сравнение Геры с этой птицей, полагают, что именно она способствовала формированию в характере Геры “павлиньей” заносчивости и тщеславия.

Еще один символ Геры – корова. Священная корова долгое время была образом, связанным с Великой Матерью, кормилицей, которая всех обеспечивала пищей.

Возвращение Персефоны

Узнав имя похитителя, Деметра немедленно отправилась к Зевсу — отцу Персефоны — и потребовала, чтобы тот усмирил своего брата и помог вернуть дочь в мир живых. Ведь негоже красавице прозябать вечность в подземном царстве, где нет ни людей, ни богов, ни солнечного света и лишь тени смертных блуждают весь отведенный срок.

Увы, тут Деметру ждало разочарование — Зевс отказался помогать ей (по некоторым данным это даже он подстроил похищение, чтобы его брат получил подходящую жену). Тогда разгневанная мать пошла на очень решительный шаг — она заявила, что отныне не станет выполнять свои обязанности. Деревья и поля перестали родить пищу, на земле начался страшный голод. Смертные уже не возносили хвалу богам, перестали приносить жертвы. Это здорово обеспокоило Зевса, да и других богов.

Тут уже владыке олимпа не оставалось ничего, кроме как потребовать от Гадеса, чтобы он вернул Персефону матери. Но тот, влюбившись в похищенную, не захотел расставаться с нею навсегда. Тогда он пошел на хитрость — уговорил её разделить с ним хотя бы одну трапезу, последнюю. Стоит отметить, что всё время, пока богиня плодородия провела в мире мертвых, она отказывалась от еды, устроив своеобразную забастовку. Однако против предложенной последней трапезы Персефона не отказалась. А хитрый Гадес подсунул ей в еду несколько зёрен граната — символа брака и супружеской верности. Съев их, похищенная богиня фактически заключила договор со своим похитителем.

Благодаря такой хитрости Аид смог выторговать выгодные для него условия. Теперь Персефона должна была проводить с мужем 6 месяцев в году и столько же — с матерью, в мире живых (по некоторым данным — 4 месяца с Аидом и 8 с матерью). С этого момента и появилась смена времен года. Когда прекрасная римская богиня Персефона выходила в мир живых, начиналась весна — всё вокруг оживало. Ну а после того, как положенные 6-8 месяцев истекали, и она вновь возвращалась к мужу, наступала осень — листья опадали с деревьев, трава жухла, мир засыпал, чтобы вскоре пробудиться вновь.

После этого, кстати, у Персефоны и появились дополнительные функции — отныне она была не только богиней плодородия, но и хозяйкой царства мертвых. При этом она сохранила присущие ей черты — жалость, сострадание, любовь. Это повлияло на многие события, имевшие место в будущем.

Примечания

  1. ↑ 217 // Θεογονία
  2. ↑ Μοῖρα // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  3. Мифы народов мира. М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 218.
  4. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 470.
  5. Гигин. Мифы. Введение 1.
  6. Гесиод. Теогония 123—125
  7. Гесиод. Теогония 211—225.
  8. Софокл, фр. 1018b
  9. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 46; Дамаский. О первых началах 124
  10. Орфика, фр. 99 Керн
  11. Орфические гимны III 2.
  12. Мусей, фр. 1 Керн; Комментарий А. А. Тахо-Годи в кн. Античные гимны. М., 1988. С. 329.
  13. Павсаний. Описание Эллады I 40, 6.
  14. Схолии к Пиндару. Пифийские песни. Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 172; Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 28.

Легенды о трезубце Посейдона

В мифах, посвящённых Посейдону, видно, что своим трезубцем Нептун может как создавать, так и разрушать. Таким образом снова проявлялась двойственная натура бога, обусловленная его стихией. Трезубец же был проводником его сил, главным символом власти над всей водой.

Действия, которые Посейдон совершал трезубцем, можно разделить на две группы:

  • трезубцем бог морей мог создавать источники, новые водные пути, реки; удар трезубца в скалу или землю порождал поток пресной воды;
  • трезубец также мог нести погибель, если Посейдон гневался; тогда сила оружия раскалывала скалы, могла разить живых существ.

Посейдон использовал трезубец в соревновании с Афиной за Аттику и город Афины. Ударив при помощи оружия в берег, Нептун создал первого коня (по другой версии – оттуда забил солёный источник). Морской бог проиграл этот спор, а кони с тех пор считались священными животными Посейдона. В честь этого устраивались празднества. Среди прочих игр и состязаний была и такая игра, как гонки на колесницах. Победитель игры удостаивался венка из ветвей сосны, а позже – сельдерея.

Афина и Посейдон. Национальный археологический музей Неаполя.

Когда данаида Амимона искала воду для города Аргос, жители которого мучались от жажды, Посейдон также создал для неё источник. Девушка случайно потревожила сатира, попав в него дротиком или копьём, а тот напал на Амимону.

Нептун и Амимона. Версальский дворец. Париж.

Посейдон спас данаиду и разделил с ней ложе. Когда он узнал, что девушка нуждается в воде, бог морей ударил оружием в скалу. Либо он использовал трезубец, чтобы бросить его в сатира и отпугнуть. Из места, куда попало оружие, и забила свежая вода.

Именно Посейдон закрепил плавучий остров Делос, коснувшись его трезубцем. В истории про Аякса Малого Посейдон уже выступает как бог-каратель. Он участвовал в захвате Трои, и, когда та пала, ворвался в храм Афины, где обесчестил царевну Кассандру.

За это на обратном пути его корабль разбили Афина или Посейдон. Аякс уцепился за скалу, но Посейдон ударил по ней трезубцем, чтобы камень раскололся, и мужчина упал в море. В «Одиссее» герой перед этим похваляется своим спасением, чем ещё больше гневит богов.

Фонтан Нептуна. Сады Боболи, Рим.

Известные статуи Афродиты

Древняя богиня Афродита-Венера полюбилась скульпторам еще во времена античности. Далеко не всегда богиню изображали обнаженной.

Пракситель, Афродита Книдская

Пракситель был одним из гениальных скульпторов античности. Согласно легенде, натурой для создания статуи мастеру служила его возлюбленная, гетера Фрина.

Статуя, созданная по заказу жителей Косы, была выполнена из мрамора. Она хранилась в храме на о. Книде. По мнению Плиния, это была лучшая скульптура в мире. Многие приезжали на Книд только чтобы ее увидеть.

Легенда гласит, что скульптор изваял две статуи: одну обнаженную, вторую – в одежде. Вторая статуя пропала.

К сожалению, оригинал до настоящего времени не сохранился. В галереях хранятся только повторы и копии (всего их около 50).

Лучшие реплики хранит национальная галерея Мюнхена (в Глипотеке), адрес: Königsplatz 3 и в музеях Ватикана.

Одно из лучших повторений этой статуи – “Голова Кауфмана”. Она хранится в Лувре (музей находится по адресу: Rue de Rivoli, Paris).

Венера Каллипига (Венера Прекраснозадая)

Скульптура была создана в 225 г до н.э. Была обнаружена в Золотом доме Нерона. В 1802 г была подарена папой Бенедиктом XVII археологическому музею Неаполя (музей располагается здесь: Piazza Museo, 19; остановка метро “Museo”). Там статуя находится до сих пор.

Венера Милосская

Самая известная статуя Афродиты. Обнаружена в 1820 году на Милосе (Кикладские о-ва Эгейского моря). Руки статуя “потеряла” позднее. Причиной этого был конфликт турок и французов: каждая из сторон хотела отправить скульптуру в свою страну. Сейчас ее хранит национальная галерея Франции (Лувр).

Венера Мазарини

Дата создания оригинала – 100-200 гг н.э. На фото изображена римская копия, которая была обнаружена в Риме в XVI веке.

По легенде, статуя принадлежала кардиналу Мазарини, откуда и пошло ее название. Сейчас она хранится в музее Джетти, в США (музей расположен здесь: 1200 Getty Center Dr, Los Angeles).

Венера Эквилинская

Была найдена в Риме в XIX веке. Сейчас находится в Капитолийских музеях в Риме (музей располагается по этому адресу: Рим, Piazza del Campidoglio). По некоторым данным, статуя изображает Клеопатру.

Статуи Афродиты в России

Статуи богини Греции Афродиты находятся в нескольких российских музеях.

Одна из самых известных скульптур – Венера Таврическая.

Была найдена в окрестностях Рима. Сейчас находится в одной из галерей Эрмитажа (адрес: СПб, Дворцовая площадь, д. 2. Чтобы добраться в музей, следует выходить на станции «Адмиралтейская»). В Россию она попала благодаря Петру I. Согласно легенде, он обменял ее на мощи св.Бригитты.

Венера Хвощинского хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина (музей можно найти по следующему адресу: ул. Волхонка, 12, Москва). Считается, что это одна из копий Афродиты Книдской. Название скульптура получила в честь своего собирателя.

Еще одна статуя Афродиты (копия с римской работы, XIX век) хранится в воронежском художественном музее им. И.Н.Крамского (пр. Революции, 18, Воронеж).

Также статуя Венера Каллипига находится в одной из аллей Павловского парка (30 км от Спб, Садовая, 20).

Аргонавты

С лесистого склона спускался юноша в звериной шкуре на бедрах. Верно, это был какой-то пастух: много их торопилось в Иолк в этот день.

Внизу нес свои струи холодный Анавр, неглубокий в это время года. Юноша собрался перейти речку вброд, но тут его окликнули. Голос был надтреснутый, старушечий.

Молодой пастух обернулся. Рядом стояла старуха в рваной одежде, опирающаяся на клюку. Наверное, она скрывалась от солнца в тени дерева, поэтому он не заметил ее сразу.

Старуха больше ничего не сказала. Она только смотрела на него слезящимися глазами, и жевала беззубым ртом. Да и к чему слова? И без слов было понятно, чего хотела старуха.

Пелий, знатный житель Иолка, звал на пир всех, ну и ей захотелось потешить нежным свинячьим салом свой засохший желудок. Помешал Анавр: старому человеку непросто перейти илистую речку вброд.

Юноша посадил старуху себе на плечи и вошел в воду. Когда пастух переходил реку, только в одном месте вода достала ему до пояса. Однако трудно было идти из-за ила. Толстый слой ила покрывал все дно Анавра.

Уже у берега правая нога юноши крепко увязла. Пастух не стал топтаться на месте со старухой на плечах, высвобождая сандалию. Молодость всегда торопится.

Юноша вышел на берег в одной сандалии. Он бережно помог старухе опуститься на песок, и улыбнулся на прощание:

Доброго пути, матушка!

Старушка зашамкала благодарственно:

  • С раннего утра я стояла на том берегу, сколько сильных мужчин прошло мимо… И никто не помог старой женщине. Один ты помог. Как звать тебя, сынок?
  • Ясон, сын Эсона.

И Ясон, улыбнувшись не то старухе, не то солнечному дню, зашагал по извилистой тропинке.

Ясон!

Голос, позвавший его, был тот самый надтреснутый старушечий голос. Только старухи Ясон не увидел.

На том месте, где только что она стояла, теперь величалась женщина во цвете лет – высокая, ростом выше Ясона, статная, в драгоценном одеянии, шитом золотом. Удивительное сияние мягко окутывало руки и лицо красавицы, по одному которому всякий признал бы в ней олимпийскую богиню.

Это была богиня Гера, чьи статуи стояли в каждом греческом городе. И объявила богиня голосом звучным и сильным:

“Ныне, Ясон, ты почтил

Зевса закон нерушимый,

Старым всегда угождать.

Знай же: за доброе сердце

Тоже почту я тебя.

Вот мое слово богини:

Если беда приключится,

Помощь тебе я явлю

Силой своей олимпийской!”

Гера, небесная супруга Зевса, взмахнула золотым жезлом, и горы загрохотали в отдалении.

Богиня исчезла.

Какое-то время Ясон стоял не шевелясь. Сердце юноши лихорадочно билось: он впервые воочию увидел богиню. Но вот замерло громовое эхо, пронесся теплый ветерок, и Ясон вздохнул глубоко и радостно. Как же, сама могучая супруга Зевса обещала ему поддержку. А значит – все сбудется, к чему так стремилась его душа.

Гера много раз помогала Ясону. Когда тот, вместе с аргонавтами, отправился за Золотым Руном, богиня подговорила шаловливого сына Афродиты, Эрота, который пустил стрелу прямо в сердце служительницы Гекаты, Медеи. Хоть та и слыла сильной колдуньей, но она была женщиной. Как и следовало ожидать, она не устояла против чар любви.

Именно Медея помогла герою добыть Золотое Руно. А потом Ясон, который не смог устоять против красоты царевны, пригласил ее на корабль.

Любовь – странная штука. Иногда она побуждает людей совершать подвиги, но иногда заставляет совершать страшные вещи. Именно такую любовь умел внушать Эрот.

Ослепленная страстью к Ясону, Медея забыла не только себя, но и родной город, отца, родных… Она узнала, что отец отправил за ней погоню. Знала она и то, что за “Арго” на всех парусах гонится, снедаемый гневом и ревностью, царевич Апсирт, ее младший брат, которого она так любила.

Выбор дался колдунье тяжело, но она его сделала. Медея заманила брата в ловушку, и Ясон убил его, убил подло. И навлек на себя гнев богов.

“Арго” болтался в море, швыряемый бурей. Но на четвертый день буря стихла, и измученные аргонавты уснули.

Во сне Ясон услышал, как кто-то позвал его. Потом он почувствовал, как кто-то ущипнул его за щеку. Щурясь, герой приподнялся на локте. Нет, не Медею увидел он.

Перед ним сияла богиня Гера. Она сказала:

“Эх, мой златокудрый Ясон!

Знай: в родимый край тебе не вернуться,

Пока рук не отмоешь от крови.

Вместе с Медеей скорей отправляйтесь

К Кирке-волшебнице в дом ее сельский.

Кирка свершит весь обряд очищения!”

Ясон, вспомнив, что он сотворил (ему самому претило подлое убийство, он предпочел бы сразиться с Апсиртом в честном поединке, да помешала Медея).

Гера ободрила мудрою речью:

“Эй, не горюй! Что ушло, не воротишь.

Время придет, ты пойдешь за Апсиртом!

Ну а теперь… Видишь небо и солнце?

Будь же достоин меча и мечтания!

Будь снова чист и не пачкайся больше!”

И богиня растаяла в воздухе.

Аргонавтам предстоял долгий и трудный путь домой.

Гера в кино и литературе

В современной культуре богиню Геру часто изображают как ворчливую, ревнивую жену Зевса.

Она появлялась в сериалах, основанных на мифологических сюжетах, и выходивших на экраны в 90-е: “Удивительные странствия Геракла”, “Зена, королева воинов”. Там она часто выступала как антагонист. Такая же роль у нее в серии книг и фильмов о Перси Джексоне.

А в фильме “Ясон”, вышедшем в 2003 году, она, как и в мифе, наоборот, помогает и покровительствует главному герою.

Стихия: земли, погоды. Объекты: неба, дня. Деятельность: плодородия, любви, природы, брака, семья, мать.

Тэги: счастья, любви.

Богиня Гигиея

Самая известная богиня дочь Асклепия – Гигиея (другие написания имени – Гигея или Гигия). Имена дочерей Асклепия всегда начинаются именно с неё. Эта богиня не забыта и по сей день, её образ по-прежнему играет важную роль в медицине, в том числе благодаря главному атрибуту Гигиеи – чаше, над которой склоняется змея.

В древнегреческой мифологии Гигиея обычно считалась дочерью бога Асклепия и Эпионы, супруги бога. Сама Эпиона была не очень известным божеством, её имя переводилось как «облегчающая боли». Она была воплощением милосердия и сострадания, которое помогает при восстановлении. Но греки не приветствовали подобную помощь, они готовы были терпеть любую боль и считали постыдным давать слабину.

Как и многие греческие боги, бог Асклепий в разных текстах женат и на других богинях, либо же упоминается его любовная связь. В частности, матерью Гигиеи называют саму Афину Палладу. Иногда Гигее приписывают роль не дочери, а самой жены бога Асклепия.

У Гигиеи было немало храмов по всей Греции. Среди самых известных источники упоминают святилища в Эпидавре, Коринфе, Пергаме и на острове Кос в Эгейском море. В Эпидавре же был и главный храм Асклепия, представляющий собой целый комплекс из различных сооружений. Часть из них имело культовое назначение, часть использовалась для приёма и лечения паломников.

Гигею иногда называли «безупречная». Она действительно была самим воплощением чистоты, свежести, хорошего самочувствия. В культе богини основополагающими принципами было предотвращение болезней. Его можно было достигнуть только благодаря тщательному ходу за телом и жизни в ладу с Природой.