Объединение «бубновый валет»

Оглавление

Обнаженная натура

Искусствоведы полагают, что в качестве самостоятельного жанр ню нашел своих почитателей в России именно благодаря картинам «Бубнового валета».

Как всегда, главными в них были не сюжеты (поза, сон, купание, танец), а представлявшие интерес, по мнению художников, цветовые и фактурные поиски. Отсюда многочисленные, лишь на первый взгляд кажущиеся неожиданными, разводы на телах изображенных моделей. Таковы, к примеру, знаменитые «Деревенские купальщицы» Михаила Ларионова («с синяками и кровоподтеками», как показалось одному из критиков-современников) и его же полотно, названное «Купальщицы при заходящем солнце. Одесса».

В этом же ряду стоит упомянуть и хорошо известную любителям авангарда работу Петра Кончаловского «Шахерезада».

Пейзажи

Здесь наиболее интересным, по мнению искусствоведов, оказался Аристарх Лентулов. Его пейзажные полотна были настоящим экспериментом в художественном творчестве, они отличались фантастической динамикой, которую, казалось, не смогла остановить даже кисть. Создается впечатление, что здания в лентуловских работах находятся в постоянном движении — так возникает другая реальность. Наиболее известными у художника являются в этом плане виды старой Москвы.

Взгляните, например, на одну из работ Лентулова. Она написана в 1915 году и названа «Небосвод (Декоративная Москва)».

Таковы и другие его произведения — «Звон. Колокольня Ивана Великого», «Москва», «Тверской бульвар (Страстной монастырь)». Впрочем, имеются у этого художника и пейзажи, написанные в иной манере. Они более спокойны и как бы отстранены — «Нижний Новгород», «Церковь в Алупке», «Ай-Петри. Крым», «Закат на Волге» и др.

Основное значение бубнового Валета в игральных картах при гадании с колодой в 36 карт

Толкование этой карты двоякое, она может носить как позитивное, так и негативное значение. Если отношения связаны с финансами, то у них хорошее будущее. Валет бубен характеризует человека по-разному.
Одни не переступают границы, другие не знают меры ни в чем, ни в финансовом плане, ни в отношениях с другими.

Прямое положение Валета бубен

Так как это фигурная карта она характеризуется человека как надежного, с хорошей памятью и умом, здравомыслящего, не очень расточительного. Он умеет тратить деньги с толком.

Также бубновый Валет может говорить о хорошем здоровье, которым наделены ваши дети, или если есть внуки, то и внуки.

Более точное толкование будет, если бубновый Валет находится в паре с другими картами.

  • Находясь рядом в паре с другой фигурной картой (исключение бубновая), такому человеку свойственны материалистические качества, для него материальное важнее всего остального.
  • С трефовым (крестовым) Королем — показывает человека мошенника.
  • С трефовой (крестовой) шестеркой – вам скоро предстоит путешествие с мужчиной.
  • В паре с бубновой 7 — стоит с умом относится к любой ситуации.
  • С 9 червей – скоро предстоит увидеть результат того, что уже началось довольно давно.
  • С 10 червей — конец сложного периода жизни.
  • Если в раскладе легли рядом два Валета – ждут интриги и сплетни.
  • Три Валета – беседа с человеком, который повлияет на вашу жизнь.
  • Четыре валета близко друг к другу – веселье с друзьями.

Перевернутое положение Валета бубен

На трактовку событий сильно влияют другие карты.

  • К примеру: с трефовой (крестовой) Дамой — говорит о будущих проблемах.
  • С другими картами трефовой (крестовой) масти — скоро большие денежные расходы, о которых вы не предполагали, что приведет к серьезным финансовым потрясениям.
  • В паре с бубновой семеркой — не стоит сходу принимать решение, подумайте, взвесьте все «за» и «против» еще раз.

Русский авангард — история термина

Впервые словами «авангард» и «авангардисты» поделился с публикой главный идеолог объединения «Мир искусства», художник и теоретик Александр Бенуа. Было это еще за несколько месяцев до первой шумной выставки бубновалетовцев. Тогда он говорил, что современное искусство следует разделить на центр, авангард и арьергард. Работы своего объединения как новаторские и все же менее претенциозные он считал относящимися к центру. Полотна же Ларионова с другими валетами относил к радикально настроенному авангарду.

Новаторство, скатывавшееся к примитивизму (а Ларионова спустя несколько лет уже объявят основателем русского неопримитивизма), и не вполне изжитый академизм центристов — таковы, по мнению Бенуа, были позиции художественного объединения «Бубновый валет» и «Мира искусства» на современной ему культурной сцене.

Авангардно настроенные течения в искусстве вообще-то были характерны для любых переломных эпох. Вот и в начале XX века авангард явился мощным толчком, обозначившим грандиозные изменения и в русской и в мировой культурной традиции.

Что касается происхождения самого этого слова, то его этимология восходит к французскому avant-garde. Это термин принадлежит военной лексике, и обозначает он «передовой отряд».

Характерные черты творчества и эстетика «Бубнового валета»

Несколькими годами ранее в Европе, французскими фовистами и немецкими экспрессионистами группы «Мост» был совершен переворот искусстве, и художники, входящие в «Бубновый валет»продолжили его.

Р.Фальк. Автопортрет

«Валеты» игнорировали традиции академического и реалистического искусства XIX века. В своих исканиях они во многом ориентировались на современные западноевропейские направления: постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, позднее футуризм, на произведения французских художников Сезанна, Гогена (интерес к нему у большинства художников этого объединения проявился ещё до создания его самого), Матисса, Дерена и др., соединяя их с народным творчеством, в частности, с лубочными картинками.

Основными жанрами, в которых работали художники были :

  • пейзаж,
  • натюрморт,
  • портрет,
  • рисовали  также обнажённую натуру.

Зеленая рюмка. П.Кончаловский

В особенности они любили писать натюрморты, напоминавшие скорее магазинные вывески, с изображением буханок хлеба, калачей, яблок и бананов и пейзажи. Одним из наиболее часто встречающихся мотивов был  пёстрый поднос. В натюрмортах его изображали для завершения картин, на полотнах с обнажённой натурой он служил элементом декора.

Во многом благодаря «бубновалетцам» в России (с большим опозданием) изображение обнажённой натуры оформилось как самостоятельный жанр.

В конце 1910 -го года эти художники начали стремиться сблизить своё искусство с достижениями современной западноевропейской живописи, в особенности, с постимпрессионизмом.

Порт в Сиене. П.Кончаловский

Они хотели так же, как и французские художники, проводить живописные эксперименты над формой, цветом и пластикой.

Именно поэтому живописцы часто обращались к пейзажу и натюрморту, где можно было выразить свои формальные поиски, отличавшиеся:

  • декоративностью,
  • сочностью красок,
  • широтой техники.

Последние годы объединения «Бубновый валет»

В 1912 году между членами сообщества возникли творческие разногласия: Ларионов, опиравшийся в большей степени, на народное творчество, не хотел принимать художественные эксперименты своих товарищей, ориентировавшихся на западноевропейское искусство.  Он вместе с Гончаровой и ещё с несколькими участниками, покинули  объединение и организовали новую выставку (которая также переросла в творческое объединение) под названием «Ослиный хвост». В «Бубновый валет» начали вступать новые художники:

  • Татлин,
  • Осьмёркин,
  • Попова,
  • Шагал и др.

На их выставках совместно с полотнами членов объединения продолжали выставляться произведения французских художников: Руссо, Марке, Ван Донгена, Пикассо и др. В 1913 году объединение выпустило сборник статей. В этом же период художественное объединение прославилось своими скандальными докладами и диспутами, организованными совместно с литераторами-авангардистами и футуристами. В 1916 году Кончаловский и Машков перешли в «Мир искусства». В 1917 году его покинули Лентулов, Куприн, Фальк, Рождественский. В этом же году его стал возглавлять Малевич, и тогда же  состоялась  его последняя выставка, где в основном были выставлены супрематические полотна, в ответ на это из объединения вышла группа Татлина. На закрытии последней выставки Малевич, Бурлюк и Каменский прочли доклад «Заборная живопись», на этом событии сообщество прекратило своё существование. Однако, в 1923 году коренные «Валеты» объединились в новое сообщество под названием «Выставка картин», которое играло значительную роль в русском искусстве до 1950-х годов.

«Бубновый валет» оставил глубокий след в истории русской культуры, можно сказать прорубил окно в современное европейское искусство. Его участники продолжали свои художественные искания, создавали новые направления и теории в изобразительном искусстве (теория Лучизма Ларионова, абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича и т.д.).

История создания группы «Бубновый валет»

Начало его деятельности «бубновалетовцев» положила выставка с одноименным названием, прошедшая в 1910 году в Москве.

Её участниками были молодые московские художники,  среди которых были М. Ларионов, Р. Фальк, П. Кончаловский, И. Машков и др.

Выставка наделала много шуму, вызвала неоднозначные отзывы критиков, произведения представленные на ней шокировали публику.

П.Кончаловский. «Автопортрет в желтой рубахе»

Такую реакцию спровоцировали сами художники, которые хотели, чтобы их работы воспринимались, как уличное действо, пронизанное балаганным духом. На ней же были представлены работы и французских мастеров: Матисса, Ле-Факонье, Пикассо, Леже и др. Многие считали, что экспонирование работ французов было ошибкой, работы же самих «Валетов» выглядели, по сравнению, с ними как неудачное подражание.

Ларионов. Автопортрет

Название выставки предложил М. Ларионов,  оно заимствовано из уличного жаргона, что означало плут, мошенник, однако наименованию придумывали различные трактовки. Участникам выставки, а потом и будущего сообщества оно показалось удачным, оно характеризовало содержание произведений, в особенности Ларионова, и устремления художников к стилизации под примитив, магазинные вывески, лубок, «тюремную и солдатскую экзотику» и т.д.

6 бубен: Общее

В целом, 6 Бубен следует рассматривать в качестве положительной карты при гадании на игральной колоде. В основном она намекает на удачную возможность реализовать желание, получить поддержку от высших сил или помощь от близких в кризисный момент.

В раскладе на ситуацию Бубновая Шестерка сигнализирует о путешествии, интересном пути, приятной дороге. К примеру, вам повезет оказаться в потрясающем месте с удивительными достопримечательностями.

Если делается описание на человека, то это хорошая личность. Такой человек всегда положительно относится к окружающим. Кроме того, в нем полно мудрости, чтобы правильно реагировать на негативные события и спокойно относиться к кризисным периодам, позволяющим затем все изменить в свою пользу. К тому же наблюдательность и эмпатия помогают считывать людей, разбираясь в их мотивах и мыслях.

Среди интересных комбинаций:

  • 6 Бубен + 9 Бубен: судьба призывает вас в любых обстоятельствах оставаться оптимистом.
  • 6 Бубен + 10 Бубен: в ближайшее время сможете реализовать давнюю задумку или получить крупную денежную сумму.
  • 6 Бубен + 7 Червей: Фортуна на вашей стороне.

Есть и негативное значение, где Бубновая Шестерка призывает вас включить режим экономии, ведь вы тратите не по средствам. Присутствие 6 Пик сигнализирует о необходимости затронуть неприятную тему в беседе. Если есть 10 Пик, то родственники сообщат не самую приятную новость.

Узнайте, что делает сейчас ваш мужчина

Гадать еще раз

Некоторые встречи кажутся невероятно долгожданными, особенно если вы по уши влюблены в человека. Но обстоятельства бывают разными, и не всегда знаешь, сведет ли вас судьба вновь. Но с помощью простого онлайн ритуала получится разобраться в этом вопросе.

Хлебы и подносы

Натюрморты валетовцев часто очень напоминают вывески на лавках — буханки, калачи, фрукты, овощи и др. Такие повседневные картинки окружали обывателей в реальном мире. Кстати, изображения булок и кренделей особенно часто встречаются у большинства бубновалетовцев. В качестве примера можно привести картины Кончаловского «Хлебы на зеленом», «Хлебы на фоне подноса» и «Снедь московская» Ильи Машкова, «Хлеб» Михаила Ларионова.

Кроме того, стоит отметить, что в этих и других работах характерными визитками для членов объединения стали изображения столовых подносов и блюд. Конечно, молодые художники не смогли обойтись без пестроты и цветовой вычурности, присущих этим предметам.

В качестве примеров можно привести работы Александра Куприна «Натюрморт с синим подносом», Василия Рождественского «Трактирная посуда», Петра Кончаловского «Поднос и овощи», «Натюрморт с подносом и земляникой» Аристарха Лентулова. Расписное блюдо изображено в «Натюрморте с лимоном и яйцом» Михаила Ларионова.

Цвет

Вслед за французским художником Анри Матиссом, пренебрегавшим в своих работах светотенью и перспективой, члены объединения считали, что «только решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин» и позволит в полной мере решать новые художественные задачи.

Принеся в дар русской живописи буйные цвета, новую фактуру, сочный мазок и иной изобразительный метод, освобожденный от многолетних наслоений туманной салонности и академического традиционализма, молодые художники общества «Бубновый валет» вряд ли сами точно знали, что получится из этого предприятия. Как признавался позже Пикассо, говоря о своих начальных экспериментах в творчестве:

Отголоски традиций

Таким образом, мы видим, что ядро
первой выставки составили художники яркие,
одаренные, объединенные общим стремлением к
созданию новых форм, но абсолютно разные по
живописному стилю. Это привело к тому, что уже в
1911 г. группа распалась.

Впрочем, грядущий разрыв можно было
предугадать уже с самого начала. Если
Кончаловский, Машков, Фальк черпали свое
вдохновение преимущественно в полотнах Сезанна
и Матисса, то Ларионов и Гончарова разрабатывали
«гогеновскую» линию и были настроены гораздо
более радикально. Первые тяготели к изображению
неподвижной натуры, вторые же стремились
передать движение. Но формально камнем
преткновения стал вопрос о создании
официального объединения с названием «Бубновый
валет». Ларионов высказался категорически
против этой идеи: «Это имя дал я. Оно случайное.
Только для выставки того года. Теперь же
чувствуется успокоенность, необходимость
уютного угла и мещанское желание спекулировать
на зарекламировавшем себя названии». Тем не
менее союз все же был основан. Ларионов,
Гончарова и несколько примкнувших к ним
художников объявили себе группой «Ослиный
хвост» (по названию организованной ими выставки).
С тех пор пути былых соратников окончательно
разошлись.

Следует признать, что, говоря об
«успокоенности», Ларионов был отчасти прав.
Официальные бубнововалетовцы (Машков, Лентулов,
Кончаловский, Куприн, Осмеркин) действительно не
стремились больше эпатировать публику. Даже
скандальное название своего объединения они
начали трактовать несколько иначе. Ссылаясь на
лексикон гадалок, они объясняли, что «бубновый
валет» означает «молодость и горячую кровь». Что
ж, этих качеств художникам действительно было не
занимать. Когда в 1913 г. они привезли свои картины
в Санкт Петербург, одна из посетительниц
отмечала: «Меня поразили участники выставки, все
как на подбор рослые, здоровые русские атлеты…
Одним своим видом москвичи внесли столько жизни
на выставке, что она стала незабываемой».

До 1916 г. в выставках «Бубнового валета»
принимали участие в основном «аборигены», но
впоследствии на них стали появляться
произведения мастеров, не имеющих прямого
отношения к бубнововалетовцам, таких как,
например, К.Малевич, О.Розанова, А.Экстер,
Н.Удальцова и другие. Выставлялись там и западные
мастера: Ж.Брак, А.Матисс, К. ван Донген, П.Пикассо,
А.Руссо, П.Синьяк… Однако к тому времени уже
стало очевидно, что бубнововалетовцы уступили
позиции новаторов и «хулиганов» более
радикальным художникам, которые тем не менее
получили «боевое крещение» именно в этом
обществе.

В 1917 г. «Бубновый валет» как
художественное объединение прекратил свое
существование, однако художники, в разное время
входившие в его состав, продолжали работать.
Многие из них вступили в группу «Московские
живописцы» (с 1928 г. — «Союз русских художников»),
сохранив все основополагающие характеристики
своего искусства. В некотором смысле картины 1920-х
гг. гораздо более «бубнововалетны» по
фактурности, колориту, живописному оптимизму,
чем те, что создавались в последние годы
существования общества.

Таким образом, можно сказать, что
«Бубновый валет продолжал существовать
(отголоски его традиций будут слышны в живописи
1960–1970-х гг.) и влияние его на развитие как
русского, так и мирового искусства было огромным.
Не будь «Бубнового валета», кто знает, появились
бы на свет лучизм Ларионова, супрематизм
Малевича и абстракции Кандинского?

Судьба членов «Бубнового валета»

Группа художников-авангардистов просуществовала до начала революции. Впоследствии сообщество распалось, а судьба его членов сложилась по-разному.

И. Машков и А. Лентулов ушли в преподавание, занимали оформлением спектаклей. Футурист Давид Бурлюк эмигрировал в США. Гончарова и ее супруг Михаил Ларионов еще в 1912 году откололись от «Бубнового валета», а в 1915 году уехали за границу по приглашению Дягилева для работы в «Русских сезонах». В Россию они больше не вернулись и похоронены во Франции.

Оставшиеся в стране бывшие члены «Бубнового валета» в 1925 году образовали группу «Московские живописцы», а в 1927 году по их инициативе была проведена ретроспективная выставка художников-авангардистов. В 1930-хх годах в стране сформировалась новая идеология, в которой не было места авангардистам и новаторам, а «Бубновый валет» и его преемники стали ассоциироваться с французской буржуазной модой.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Художник-крестьянин

Философия бубнововалетовцев хорошо прослеживается в их творчестве, и художники-академисты того времени не могли ее не заметить.На картине Ильи Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» изображены два полуголых культуриста. Автор прорисовал на телах рельефную мускулатуру (в реальной жизни художники выглядели несколько скромнее), подкрепив эффект стоящими рядом гирями. В то же время у одного «качка» в руках скрипка, а рядом стоит пианино. На партитуре изображен тореадор с быком и написано «Бомбита».

  Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»

Картина демонстрирует зрителю новый тип художника – это уже не утонченный, бледный и изнеженный «творец», а живописец типа «кровь с молоком», крепкий и энергичный крестьянин, ворвавшийся со своим «грубым» искусством в тихую гавань академистов. Кстати, сам Машков и был родом из крестьян.В творчестве бубнововалетовцев часто можно встретить натюрморты. Чаще всего это не нежные полевые цветочки, а яркие крупные фрукты или такие же яркие, простые букеты. Например, натюрморт Машкова «Фрукты на блюде» с незатейливо, по кругу выложенными плодами подкупает своей вызывающей простотой и конкретикой. Кстати, пять лет назад он был продан на аукционе Christie’s за 7,2 миллионов долларов.

  Илья Машков. «Фрукты на блюде»

Восприятие себя и свое отношение к искусству художники красноречиво демонстрировали на автопортретах. Например, Аристарх Лентулов изобразил себя дородным розовощеким купцом в яркой веселой рубахе. На картине он стоит, подбоченясь, а взгляд его настолько ироничен, что он того и гляди рассмеется. Самоирония подкреплена названием картины – «Великий художник».

  Аристарх Лентулов. «Великий художник».

Не отказало чувство юмора и Петру Кончаловскому. Его автопортрет представляет собой «среднестатистического» гражданина – по виду типичного клерка с обыденно-задумчивым взглядом. Разве такими представляли себя традиционные художники? Конечно, нет. У картины не менее саркастическое название – «Автопортрет в сером». 

  Петра Кончаловский. «Автопортрет в сером».

Популярные фигуры

Члены «Бубнового валета» на долгое
время стали самыми популярными фигурами в
художественной жизни Москвы, героями светской и
бульварной хроники. Стоило им появиться на
каком-либо диспуте о судьбах нового искусства —
и в зал набивалось столько народу, что городским
властям приходилось вызывать усиленные наряды
конной полиции. Так кто же были эти люди,
настолько овладевшие умами москвичей?

Одной из главных фигур «Бубнового
валета» являлся Михаил Ларионов, «самый наивный
и самый непосредственный из всех «валетов», по
отзывам М. Волошина, и самый смелый новатор. В
картинах Ларионова 1907–1912 гг. (солдатский цикл
(2)
, серия «Времена года» (3)), пожалуй, полнее
всего отразились образы русского народного
искусства (будь то лубок, базарные вывески или
детские игрушки), переосмысленные и
превратившиеся в целое направление, называемое
«неопримитивизмом». Его верная соратница,
талантливая художница Наталья Гончарова, также
отдав должное фольклорным традициям, привнесла в
свое творчество мотивы, заимствованные у Гогена
и французских примитивистов («Сбор плодов» (4),
«Стрижка овец», «Дровокол», «Евангелисты»).

Среди организаторов и участников
первой выставки «Бубнового валета» был Аристарх
Лентулов — отважный экспериментатор, обладающий
богатой фантазией. Свои лучшие работы этого
периода он написал под влиянием футуризма,
представляя объекты окружающего мира как
динамичные структуры, находящиеся в постоянном
движении. «Визитной карточкой» Лентулова стали
яркие, праздничные виды старой Москвы («Звон.
Колокольня Ивана Великого», «Москва», «Небозвон»
(5)).

Петр Кончаловский тоже начинал свой
творческий путь в «Бубновом валете». Его
портреты, натюрморты и пейзажи, близкие по духу
аналитическому кубизму и отчасти фовизму
(«Сиенский портрет» (6), «Сухие краски»),
быстро принесли известность их создателю.
Грубоватая простота стиля Кончаловского,
немного резкое сочетание красок вызывает в
памяти также картины Сезанна, «Наиболее
живописец из всех «валетов», пожалуй, Илья
Машков. Ему ближе всех знакомы масляные краски, и
они ему повинуются» — таково мнение М. Волошина.
В творчестве этого художника причудливо
переплелись сезанновские мотивы и фовистские
традиции, при этом картины невероятно «русские»
по характеру («Синие сливы», «Снедь московская»).
Живопись Машкова отличается особой плотностью и
выразительностью, ей как нельзя лучше подходит
эпитет «вкусная».

В пейзажах Роберта Фалька больше, чем в
других, чувствуется влияние Сезанна и
аналитического кубизма. Уже в самых ранних
полотнах проявился его дар крупного колориста,
который с течением времени становился все
заметнее («Дама в красном» (7), «Старая Руза»).

Дальнейшее развитие объединения

Первоначальный состав «Бубнового валета» был довольно разнообразен, но художников объединяло то, что все они были сторонниками «нового искусства», питали неприязнь к консервативным традициям академизма, передвижничества и даже символизма.Но в 1912 г. радикально настроенные художники объединения во главе с М.Ф. Ларионовым отделились, устроив самостоятельную выставку «Ослиный хвост». Они более тяготели к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (братья Владимир и Давид Бурлюки, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич и др.).

Д. Бурлюк «Приход весны» (1914)

Н. Гончарова «Ангелы, мечущие камни на город». Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана в стиле примитивизма.Более умеренные авангардисты остались в «Бубновом валете» и составили его прочное ядро. Их направление можно назвать «русским сезаннизмом», не чужд им был и ранний, «аналитический» кубизм, сохраняющий предметную натурность изображения. Их искусство отличалось своеобразной «натюрмортностью», даже если они не изображали натюрморт. Некоторым из них (Фальку, например) не был чужд и психологизм.

Р. Фальк «Дама в жёлтой блузке (А.К. Бобровская)»Таким образом, раскол «Бубнового валета» произошел по принципиальным соображениям: отколовшиеся члены объединения «Бубновый валет» обвиняли бубновалетовцев, обратившихся к сезаннизму, в рабском подражании западному искусству, а сами они стали черпать вдохновение из восточного.Формально группа распалась в 1917 г. В 1925 г. его «коренные» члены создали объединение «Московские живописцы», которое с 1928 г. стало называться «Обществом русских художников». Они постепенно теряли связь с другими авангардными течениями и приняли программу «тематической картины» в духе соцреализма. Хотя в годы «оттепели» их творческий авангардный потенциал всё-таки проявился.

История названия

Когда поэт Максимилиан Волошин, ставший одним из первых посетителей выставки, сказал, что она «одним своим именем вызывала единодушное негодование московских ценителей искусства», он, конечно, имел в виду, что имя это для обывателей было пугающе созвучным с некоторыми элементами, присущими криминальному миру. Сообщество «Клуб червонных валетов», своими громкими преступлениями заявившее о себе в России в 70-е годы XIX века, еще не было забыто, и, более того, словосочетание уже ушло в народ, и валетами стали называть самых разных деятелей, покусившихся на чужое имущество.

А тут и четырехугольник из материи желтого цвета на спине арестантской одежды, эта каторжная нашивка, визитная карточка своего в уголовной среде. Ну и плюс самое первое — атрибутика азартных игр, что тоже отсылало к криминалу. Совместив масть и чин, Лентулов со товарищи решили, что такой протест чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее «Бубнового валета»?

А другой бубновалетовец Илья Машков позже вспоминал:

Портреты

Но особенный и неизменный интерес у публики вызывали портреты, принадлежавшие кисти валетовцев. Максимилиан Волошин в своем очерке «Современные портретисты» говорил:

И далее он добавлял, что лишь поначалу изображения эти рассматриваются как карикатуры, но трактованные серьезно и последовательно становятся художественно интересными.

Критикам казалось, что эпитеты «ужасающий» и «чудовищный» особенно подходят для работ этого жанра Ильи Машкова — здесь нельзя не вспомнить «борцов» на первом показе. Несколько более тонкими и психологичными являлись портреты кисти Роберта Фалька — взгляните, например, на его полотно, названное просто «Портрет женщины».

Но и его свойственная всем участникам объединения экспериментальная игра с цветом удивляла (в данном случае невозможно не обратить внимания на красные и синие пятна на щеках женщины).

На протяжении следующих десятилетий работы Фалька, кстати сказать, становились все сложнее и эмоционально тоньше, постепенно он изжил в себе характерные для ранних работ «кубистические сдвиги» и демонстративную вывесочность ранних вещей.

Что же касается интереса к цвету у художников объединения в целом, то о ней можно судить даже только и по названию портретов (впрочем, и других полотен). Вот работы Фалька: «Дама в красном», «Автопортрет в желтом», «Автопортрет в серой шляпе», «Женщина в белой повязке». А также «Автопортрет в сером» Петра Кончаловского, его же «Паша на фоне цветов», «Паша с красной книгой», «Портрет О. В. Кончаловской в синем»; «Автопортрет с желтыми лилиями» Натальи Гончаровой; «Портрет Е. Т. Барковой (Жена в розовом)» Александра Осмеркина и др.

Главная картина выставки

Центральное место в зале было отдано большому (208 на 270 см) полотну с названием «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», принадлежащему кисти Ильи Машкова

Такого рода картины сами валетовцы называли «пугачами» как особенно обращающими на себя внимание и шокирующими взыскательную публику. Вот и данная работа своими нарочито земными, тщательно выписанными формами героев (что вообще было характерно для многих картин объединения художников «Бубнового валета») служила очередным вызовом академическому подходу и символизму в художественном творчестве, одновременно предлагая новые тенденции

Это были «демонстративная телесность» и «торжество плоти». Именно такими особенностями, по мнению членов объединения, должно было обладать новое искусство.

На картине изображены играющие великолепными мускулами, практически обнаженные (в костюмах борцов) двое мужчин. Машков держит в руках скрипку, а Кончаловский — лист с нотами. Окружающий сидящих интерьер весьма необычен. Справа мы видим пианино. Над ним — полка, на которой можно различить корешки изданий: Библия и книги о творчестве Сезанна и Хокусая. На столе слева — стол и стоящие на нем чашки с остатками то ли чая, то ли кофе и бутылка с каким-то напитком. Под ногами у коллег по цеху — огромные гири.

Ценители художественного творчества еще не видывали такого странного и шокирующего сочетания — двое поэтов-культуристов, вокруг которых книги об искусстве, гири, рояль и вино. Столь явная грубоватая предметность и простота нарушали всякие представления о том, как должен выглядеть живописец.

Илья Машков поистине стал героем той выставки. Правда, не положительным. Натурщиц на его полотнах называли пошлыми, размалеванными и избитыми, а его самого — дикарем, который дорвался до хлеба и фруктов. Потом он захотел изобразить их на картинах, но не перестал от этого быть дикарем!

Советским людям понравилось

Сообщество просуществовало вплоть до начала революции. Впоследствии эпатажных художников уже не воспринимали как бунтарей, ведь их философия была очень близка трудовому народу. Илья Машков в 1918-м стал членом Коллегии ИЗО Наркомпроса и начал преподавать, а еще десять лет спустя получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

  Художники, бросившие вызов обществу, стали классиками авангардизма.

Председатель «Бубнового валета» Аристарх Лентулов после революции учил студентов художественных вузов, в том числе был профессором Суриковского института. Его не раз приглашали в московские театры в качестве художника-оформителя спектаклей.Что же касается супругов-авангардистов Гончаровой и Ларионова, то они еще до революции, в 1915–м, уехали из России работать в «Русских сезонах» по приглашению Дягилева. Оставшуюся часть жизни они провели в Европе, оба скончались во Франции.