Русские земли в середине xiii

Северо-Западная Русь

Среди земель Северо-Западной Руси ключевая роль по-прежнему принадлежала Новгородской и Псковской республикам. В Новгороде продолжало расти влияние боярских кланов. К середине XIV в. бояре прочно укоренились во властной вертикали республики, подчинив себе все политические институты. Вече всё ещё существовало, но уже скорее как дань традиции.

Боярские вотчины достигли огромных размеров, что позволяло им контролировать промыслы и большую часть экспортного потока товаров: меха, воск, мёд, рыбу

Новгород занимал важное место в системе балтийских торговых связей, став настоящим «окном в Европу» для Руси XIII-XV вв. Интенсивной торговле способствовало наличие тесных связей с рядом городов, входивших в северогерманский торговый союз «Ганзу»

Ганзейские купцы поставляли в Новгород драгоценные и цветные металлы, ткани, предметы роскоши, янтарь, вина.

Аристократически-купеческий уклад, сложившийся в Новгородской республике того времени, был схож с Венецианской республикой. Однако Венеция намного дольше сохраняла свой независимый статус, а новгородское боярство, в отличие от своих западноевропейских коллег, создавших собственную дипломатическую службу, флот, собственное производство, не пошло дальше экспорта природных богатств. Чрезмерная зависимость ремесленников и купцов от боярства воспрепятствовала складыванию цехового строя, характерного для Западной Европы.

В XII-XIII вв. Псков находился в составе Новгородской республики. Несмотря на относительную торгово-экономическую самостоятельность псковитян, с Новгородом их сближало наличие общих военно-политических интересов — защита своих земель от агрессии рыцарей-крестоносцев. После снижения уровня западной угрозы во 2-й половине XIII в. военные связи Пскова и Новгорода ослабли. На тот момент в Пскове уже существовало собственное боярство, желавшее монополизировать власть в Псковской земле. О фактической самостоятельности Пскова можно говорить применительно к концу XIII в. — годам правления князя Довмонта.

Де-юре Новгород признал независимость Псковской республики в 1348 г., заключив с ней Болотовский договор. В 1397 г. народным вече Пскова была принята первая редакция Псковской судной грамоты — кодифицированного сборника законов.

Борьба со шведами и немцами

Почти одновременно с нашествием из Азии началась экспансия Запада на русские земли. Так, в 1240 году рыцари-крестоносцы, обосновавшиеся в Прибалтике, стали угрожать Псковским и Новгородским землям. За общую идею – распространение идей католичества – должны были выступить объединенные шведско-немецкие силы, однако шведы напали на Русь первыми.

15 июля 1240 года произошла Невская битва. Шведский флот вошел в устье Невы, но на помощь новгородцам по их просьбе пришел сын владимирского князя Ярослава Всеволодовича Александр. Он выступил с войском, выбрал стратегию внезапности и быстроты натиска, поскольку по численности его войско уступало шведскому. Благодаря стремительности удара была одержана победа, за которую молодому Александру дали прозвище Невский.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Александр Невский.

Но на этом борьба Руси с завоевателями не закончилась. на этот раз против Пскова и Новгорода выступили немецкие рыцари, набравшиеся сил. Александр Невский снова пришел им на помощь.

В 1242 году, 5 апреля, русские ратники и крестоносцы сошлись на льду Чудского озера. Войско Александра действовало слаженно и снова одержало победу. Многие рыцари под тяжестью своего обмундирования просто провалились под лед. Впоследствии эта битва будет названа Ледовым побоищем.

С 1251 по 1263 года длилось княжение Александра Невского.

Невская битва (1240)

Летом 1240 года шведская армия с союзниками прибыла в устье Невы для захвата важной части водного пути «из варяг в греки». 15 июля Новгород вступил в битву

Уже при первом столкновении дружиной Александра Ярославича Невского был нарушен строй шведского отряда. В историю России вошли шесть воинов, совершивших подвиги в ходе сражения:

  • Гаврила Олексич преследовал королевича на борту корабля, откуда был сброшен, однако снова вступил в сражение.
  • Сбыслав Якунович бросился на вражеское войско, вооружившись одним топором.
  • Яков Полочанин последовал за Сбыславом с мечом.
  • Отрок Савва свалил шатёр в центре шведского лагеря.
  • Новгородец Миша с дружиной потопил три вражеских корабля.
  • Слуга Александра Ратмир один сражался сразу с несколькими противниками, в результате чего был смертельно ранен.

Россия при Василии III, правление Елены Глинской

В XVI столетии завершается эпоха разделения русских земель: отныне они объединены под властью московских князей. 27 октября 1505 года, после смерти Ивана Третьего, к власти приходит Василий (1505–1533), также Третий. При нем под московским управлением оказываются города Псков, Рязань, Углич, Волок и Калуга.

Первая жена великого князя, Соломония Сабурова, не может родить наследника. Уже влюбленный на ту пору в литовку Елену Глинскую, Василий отправляет жену в монастырь. Сам же 21 января 1526 года женится на Елене.

У них рождается два сына: Иван, будущий царь «Грозный», и нездоровый Георгий (Юрий). 4 декабря 1533 г. Василий Третий умирает от заражения крови.

Незадолго до смерти князь успевает создать опекунский совет, которой должен решить вопрос престолонаследия. В итоге у власти оказывается Елена Глинская — регентшей при сыне Иване она правит вместе с фаворитом, Овчиной-Телепнёвым-Оболенским.

Карта Русского царства во второй половине XVI века

При Елене Глинской на Руси была введена единая денежная единица – серебряная копейка, названная так от копья, которое держал в руке изображенный на монете всадник – Георгий Победоносец. При Елене Глинской также была построена Китайгородская стена. Но ни сама княгиня, ни её политика не были угодны боярам. Они устраняют Овчина-Телепнева, а сама Елена в дальнейшем умирает от яда. После этого власть попеременно находится в руках боярских кланов Шуйских, Бельских и Глинских. Фактически, это период хаоса и беспорядка.

Годы ордынского владычества

Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч. 

В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть. 

После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.

Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.

После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю. 

В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва. 

‍Виктор Васнецов «Бой Пересвета и Челубея», 1914 ‍

8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва. 

Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.

Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.

Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.

Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов. 

Установление ига

Через год войска Батыя начали новые военные действия против Руси. Были разбиты Переяславль и черниговские земли. Осенью 1240 года Батый напал на Киев. Несмотря на плачевное состояние Руси, ни один князь так и не сделал попытки к объединению против врага. 6 декабря 1240 года Киев пал. Перед Батыем была открыта Европа, куда он и устремился.

Постепенно на Руси восстанавливается привычная жизнь, уцелевшие князья вернулись в свои вотчины. Восстают из руин города, в которые возвращаются мирные жители. В 1241 году монгольское войско вновь показалось на землях Руси. В 1242 году Батый основывает столицу — Сарай-Бату.

Русские князья понимали, что противостоять монголам не в состоянии. Необходимо перемирие.

Периодизация истории Золотой орды

1242 — 1282 годы

Это период становления государства. Кстати, именно к этому периоду относится деятельность князя Александра Невского в Древней Руси.

Хан Батый в 1235 году принял решение о создании единого государства на базе улуса Джучи. Именно поэтому в 1236 году монголы совершили поход на Волжскую Булгарию. Далее с 1238 — по 1240 годы они в ходе двух походов подчинили себе всю Русь.

Далее монголы вторглись в Венгрию, Польшу, Австрию…, но вскоре ушли из Европы. Почему? Официальная версия гласит, что великий  хан Угедей погиб при падении с лошади, и вся знать вернулась в Каракорум, чтобы избрать нового хана.

Но на самом деле, монголы и не хотели подчинять себе Западную Европу. Потому что их изначальная цель, оглашенная в 1235 году, было объединение под своей властью восточных славян. Плюс Батый считал, что все богатства — находятся на Востоке, а на Западе нет уже таких богатств, поэтому поход туда бесполезен.

После смерти Батыя в орде начался конфликт из-за выбора хана . В результате правителем стал хан Берке — сын Батыя. При нем орда воевала с Ираном и с другими государствами Средней Азии, которые пытались выйти из ее подчинения.

1282 — 1312 годы

В этот период началась длительная междоусобица. После нового спора власть взял хан Ногай. Этот хан проводил очень независимую политику по отношению к остальной империи монголов. Именно при нем начинается независимая история Золотой орде. 

Завершился этот процесс при хане Тохте, который 10 лет ожесточенно боролся с Ногаем за трон.

Кстати, имя хана Ногая никак не связана с народом «ногаями» или «ногайцами». Не связано оно с тотетом «нохой» — собакой. Это животное было тотемом у разных тюркских и восточных народов.

1312 — 1359 годы

Этот период ассоциируется с правление хана Узбека. Хан вел очень хитрую игру, управляя ярлыками на правление в разных улусах, включая и улус, в который входила русская земля. При нем Золотая орда достигает пика своего могущества.

1359 — XV век

В этот период Орду начинают разрывать внутренние междоусобицы. Этим, кстати воспользовался Дмитрий Донской, чтобы одолеть монголов в сражении на Куликовом поле. 

Наиболее интересные здесь правители Тимур (Тамерлан) и Едигей. Оба имени связаны с игом Золотой орды.

В конце концов это государство распалось по составлявшим его улусам — на ряд ханств, и вскоре было подчинено Московским государством. В частности при Иване Грозном многие ханства были подчинены. А остальные. А Крымское — так и вообще только в ходе реализации внешней политики Екатериной II Великой.

На этом, дорогие друзья всё! Спасибо, что дочитали эту статью до конца. И в благодарность, вы можете скачать себе мою презентацию по истории Золотой Орды. Она поможет как преподавателям, так и ребятам.

А если Вы хотите получить все остальные мои презентации, интеллект-карты, интерактивные кроссворды, методику написания сочинений, вы можете получить Полный комплект материалов по истории.

Поделиться в соц. сетях

Рыцарство в эпоху средневековья

Средние века — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности.

Сменяется Возрождением. Охватывает период с IVпо XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Ранее Средневековье, Высокое Средневековье и Позднее Средневековье.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы.

Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

Раннее средневековье в Европе — это период с конца IV в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой.

Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период с V по Х в. на фоне общего затишья в строительстве, архитектуре и изобразительном искусстве выделяются два ярких явления, важных для последующих событий. Это меровингский период и каролингский ренессанс на территории Франкского государства..Меровингское искусство. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период каролингского возрождения.Каролингский ренессанс.

В каролингском искусстве, воспринявшем как позднеантичную торжественность и византийскую импозантность, так и местные варварские традиции, сложились основы европейской средневековой художественной культуры. Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками и фресками.

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества. 

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Наследие XIII века

Попав под гнет татаро-монгольских племен, Русь значительно замедлила темпы своего развития. Из-за разрушительных постоянных набегов население страны существенно сократилось, пропали секреты многих мастеров и ремесленников. Как отмечают историки, в обществе приветствовались религиозное мировоззрение и чрезвычайно почтительное отношение к прошлому.

  1. В 1218 году возвели Юсуповский собор.
  2. В 1221 году был основан Нижний Новгород. Он существует доныне и является административным центром Нижегородской области. Тысячи туристов стремятся попасть сюда, чтобы увидеть уникальные исторические памятники.
  3. Развивалась в XIII веке культура. Литературное наследие того времени – это прежде всего развитие нового жанра под названием житие. Самое известное, сохранившееся до наших времен, это «Моление» Даниила Заточника. В этом произведении множество пословиц, афоризмов, тонкой иронии, направленной против бояр и церковных служителей.
  4. В те времена особо было развито устно-народное творчество. В основном это были обрядовые песни, различные заговоры и причитания. Отражались в фольклоре и исторические события, потому ученые изучают народное творчество и узнают о многих интересных событиях тех времен.
  5. Благодаря распространению христианства все больше появлялось людей, обученных грамоте, быстрее развивалась письменность. Особенно влияли на культуру византийские традиции.

Второй собор Лиона

Второй совет Лионе был созван , чтобы действовать на залог византийского императора Михаила VIII воссоединить восточную церковь с Западом. Желая положить конец Великому расколу , разделившему Рим и Константинополь , Григорий X отправил посольство к Михаилу VIII Палеологу, который отвоевал Константинополь, положив конец остаткам Латинской империи на Востоке, и попросил латинских деспотов на Востоке чтобы обуздать свои амбиции. 29 июня 1274 года Григорий X совершил мессу в церкви Святого Иоанна, в которой приняли участие обе стороны. Совет объявил, что Римская церковь обладает «верховным и полным приматом и властью над вселенской католической церковью».

Собор, казалось, удался, но не обеспечил долговременного решения раскола; Император очень хотел излечить раскол, но восточное духовенство оказалось упорным. Однако сын и преемник Михаила VII Андроник II отказался от союза.

Русь и Орда

Русские земли не входили в состав Золотой Орды, а состояли в вассальной зависимости от неё, сохранив свою государственность. Ордынское иго проявлялось в трёх сферах:

  • политической (получение князьями в Орде особых разрешительных грамот на правление — ярлыков. Первым, в 1243 г., ярлык получил владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович);
  • экономической (всё население русских земель облагалось различными видами дани: ям, выход, запросы — всего было установлено 14 видов дани). Ключевая роль в этом принадлежала баскакам — наместникам ханов Золотой Орды, которые в русских землях занимались переписью населения, сбором дани и надсмотром над деятельностью русских князей. С конца XIII в. миссия сбора дани перешла непосредственно к русским князьям;
  • военной (князья должны были предоставлять по требованию монгольских ханов свои дружины).

С периодичностью раз в 7-10 лет монголы совершали грабительские набеги на отдельные русские земли с целью получения наживы и поддержания психологического давления на зависимое население.

Последствия. Монгольское нашествие на долгие годы замедлило развитие Руси, вычеркнув её из общеевропейского дискурсивного поля. В руинах лежали города и сёла. Прекратило существование немало центров ремесла, торговли, культуры. Граница земледельческой зоны отодвинулась к северу, а за южными благодатными землями на несколько столетий закрепилось название «Дикое поле».

Ханы осуществляли политику, направленную на углубление и поддержание состояния раздробленности Руси, провоцируя княжеские междоусобицы. Будучи язычниками, монголы толерантно относились к христианству, даже освободили духовенство от уплаты налогов. В свою очередь, православные митрополиты никогда не вступали в открытую конфронтацию с ордынцами, что также замедлило освобождение русских земель из-под монгольского ига.

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха

В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим

По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является «Киево-Печерский патерик», бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великих князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Владимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время

 В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.- «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.

Как люди в далеком прошлом располагали какие-либофакты по хронологии? Издревле в каждом государстве было свое летоисчисление, в Древнем Египте было принято считать за точку отсчета год правления фараона, когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с его даты правления и начинался отсчет времени. Счет лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 г. – дата основания древнего города. Мусульмане датировали начальный год таким событием как Хиджра – переселение пророка Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину. В Израиле именноот сотворения мира велся отсчет времени. В древности на Руси историческое летоисчисление претерпевало значительные изменения, до Крещения Руси люди вели счет времени по 4 сезонам. После христианизации Руси в 988 г. летоисчисление было принято по «византийскому образцу» — от сотворения мира, а началом года у древних славян считалось 1 марта. И только в 1700 г. указом известного императора Петра I летоисчисление начиналось с Рождества Христова, а Новый год отмечался с 1 января.

Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)