София суздальская

Оглавление

В погоне за наследником

Иван III искал невесту для Василия в Европе, но подходящего варианта так и не нашлось. Тогда был устроен первый на Руси смотр невест, на котором из 1500 девиц боярами и повивальными бабками была выбрана Соломония Сабурова. В 1505 году она стала княжеской женой. К несчастью, двадцать лет их брак оставался бездетным. В 1525 году Соломония была насильно пострижена в монахини. Сабурова отчаянно сопротивлялась, потому пришлось применить плеть. Подобного рода развод с применением к великой княгине силы и насильственного пострижения в «черницы» был первым на Руси, однако далеко на последним. Противники развода из числа церковных иерархов были осуждены, сосланы или казнены. Василий III на собственном примере показал потомкам, как можно избавляться от неугодных жён.
Существует гипотеза, что на момент пострига «Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка». В любом случае, Василия Ивановича было уже не остановить — правитель нуждался в наследнике. Своим братьям он запретил вступать в брак до тех пор, пока у него не родится сын.
В 1526 году Василий III женился на дочери литовского князя Елене Глинской, которая через 4 года родила наследника — будущего Ивана IV Грозного. Новая великая княгиня была женщиной, как бы сейчас сказали, западных взглядов. Пленённый молодой женой Василий Иванович даже остриг на литовский манер бороду, что для православного человека тех времён считалось чем-то из ряда вон.

Примечания

  1. Филюшкин А. И. Василий III. — С. 41—45.
  2. «Так впервые русский государь решил связать свою судьбу не со знатной женой, а с представительницей боярской фамилии, безоговорочно преданной московским великим князьям». (Зимин А. А. [royallib.ru/book/zimin_aleksandr/rossiya_na_poroge_novogo_vremeni_ocherki_politicheskoy_istorii_rossii_pervoy_treti_XVI_v.html Россия на пороге нового времени]. — С. 67.)
  3. Курбский писал, что Василий III постриг Соломонию «не хотящу и не мыслящу о том» (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 296).
  4. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 296.
  5. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 295, 296.
  6. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 367.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2017.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2017.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2007.
  10. С. фон Герберштейн. Церемониал после венчания великого князя // Записки о Московии = Rerum Moscoviticarum Commentarii. — СПб.: Современные проблемы, 1866. — С. 35—43.

4. Древнейшая летопись русской истории и потомки Захарии Чета

Потомки Захарии Чета сохранили для России древнейшую русскую летопись. В костромском Ипатьевском монастыре, вотчине Годуновых и Сабуровых (т. е. потомков Захарии Чета), Карамзин обнаружил в XIX веке Ипатьевскую летопись, точнее – летописный свод. Его составными частями также являются Галицско-Волынская летопись, Киевская летопись и знаменитая «Повесть временных лет» – самая древняя русская летопись. Именно в Ипатьевской летописи сохранилась самая древняя история , там говорится о том, «откуда есть и пошла русская земля».

Можно предположить, что Захария принес летописный свод, включавший в себя Повесть временных лет, Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись в Кострому в конце XIII – начале XIV века. Сам этот свод не сохранился, но один из его списков (Ермолаевский) принадлежал князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который был внуком Евфимии Юрьевны Пильемовой-Сабуровой, чей отец – Юрий Григорьевич был праправнуком Федора Сабура, который в свою очередь был праправнуком Захария Чета. Бабка Евфимии Юрьевны – троюродная сестра Соломонии Сабуровой, жены Василия III (отец Ивана Грозного), ставшая после принятия монашества Софией Суздальской (преподобной). Прадед Евфимии и дед царя Бориса Годунова – также троюродные братья.

Сыновья и жены

4 сентября года женился на Соломонии Сабуровой (+ 1542), выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином.

К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, — детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: «Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют«.

На этот вопрос послышался ответ между боярами: «Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда«.

Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу, который одобрил развод.

В ноябре года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софии в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь.

Великий князь Василий III. Рисунок XIX в.

Биография

Происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). Дочь Юрия Константиновича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей — сестрой отца.

Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семёновича Стародубского.

Брак и развод

4 сентября 1505 года Василий Иванович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жёны не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства.

святителя Леонтия Ростовского. 1514. Мастерская Соломонии Сабуровой

После двадцати лет брака Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.

Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана.

«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой.

В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развёлся с Соломонией. Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь не имел в то время места в истории Руси.

В начале следующего, 1526 года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Глинского, от этого брака родился Иван Грозный.

Постриг

Лицевой летописный свод: «В 7034 году в ноябре великий князь Василий Иванович постриг великую, княгиню Соломонию по желанию её из-за тяжести болезни и бездетства. А жил с нею 20 лет, и детей не было»

25 ноября Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам, великая княгиня не хотела принимать постриг. Подробно об этих событиях рассказано у Герберштейна:

По другим источникам (из кругов митрополита Даниила), Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться.

Позже Соломонию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль.

Через 17 лет иночества сестра София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.

Диана Сабурова сейчас

В июле 2020 года бывшая жена рэпера Гуфа, бизнесвумен Айза Анохина публично пожалела о том, что ее не берут на шоу Нурлана Сабурова «Что было дальше?». При этом она обозвала ведущих нецензурным словом.

В ответ подписчики Дианы в «Инстаграме» выдали поток оскорблений в адрес Анохиной, некоторые Сабурова опубликовала. Айза извинилась, но добавила, что жена комика разрушила образ Нурлана в ее глазах и теперь она не придет на шоу, даже если позовут.

24 октября 2020 года Диана опубликовала видео, где вместе с профессиональным стилистом и персональным шопером Любовью Бровко сделала обзор новой коллекции одежды в ЦУМе. Дамы познакомили подписчиков с актуальными новинками, провели небольшой анализ ассортимента, объяснили, что стоит, а что не стоит брать в этом сезоне. Например, порекомендовали купить блузки, свитера, джинсы, дубленки и жилетки французского бренда Isabel Marant. Также блогерам приглянулись куртки от Nanushka, которые легко сочетаются с туфлями на каблуках, юбками и брюками.

22 декабря 2020 года Нурлан Сабуров в интервью The Mood выразил сожаление, что в своих выступлениях перегибает палку с высказываниями о супруге. Настолько, что возникли даже слухи об их разводе. Свою карьеру комик построил на сексизме, но со временем пожалел об этом. На самом деле он считает Диану прекрасным человеком и хорошей матерью с добрыми глазами и милой улыбкой.

Диана Сабурова и Нурлан Сабуров

Сабуров сказал, что разводиться не собирается, но растворяться в другом человеке тоже не готов. Он часто испытывает потребность побыть наедине со своими мыслями.

Сама Диана бывает на репетициях и выступлениях мужа, смеется над всеми шутками и никогда не просит убрать обидные остроты. Ее родители тоже спокойно относятся к резким высказываниям зятя. Сабурова — женщина домашняя и скромная, но в обиду себя не даст, ее мнение имеет вес в глазах супруга. Жена сделала Нурлана более открытым в чувствах, однажды комик даже заплакал у нее на глазах.

В интервью Сабуров выражал обеспокоенность по поводу того, что из-за гастролей подолгу не бывает дома, и заявил, что в 2021 году не поедет в тур.

Жизнь в Риме

Обучением Софии занялся греческий ученый и гуманист Виссарион Никейский. Больше всего он был знаменит тем, что стал автором проекта унии католической и православной церквей, заключенной в 1439 году. За успешное воссоединение (Византия пошла на эту сделку, находясь на краю гибели и напрасно надеясь на помощь европейцев) Виссарион получил чин кардинала. Теперь он стал учителем Софии Палеолог и ее братьев.

Биография будущей московской великой княжны с ранних лет носила печать греко-римской двойственности, адептом которой был Виссарион Никейский. В Италии при ней всегда находился переводчик. Два профессора учили ее греческому и латинскому языкам. София Палеолог и ее братья содержались за счет Святого Престола. В год папа выдавал им больше 3 тысяч экю. Деньги тратились на прислугу, одежду, врача и т. д.

Судьба братьев Софии сложилась прямо противоположным друг от друга образом. Как старший сын Фомы Андрей считался юридическим наследником всей династии Палеологов. Он пытался продать свой статус нескольким европейским королям, надеясь, что те помогут ему вернуть трон. Крестового похода ожидаемо не произошло. Андрей так и скончался в бедности. Мануил же вернулся на историческую родину. В Константинополе он стал служить турецкому султану Баязиду II, а согласно некоторым источникам, даже принял ислам.

Как представительница угасшей императорской династии София Палеолог из Византии была одной из самых завидных невест Европы. Однако ни один из католических монархов, с которыми пытались договориться в Риме, так и не согласился жениться на девушке. Даже слава имени Палеологов не могла затмить опасности, исходившей от османов. В точности известно, что покровители Софии стали сватать ее с кипрским королем Жаком II, однако он ответил твердым отказом. В другой раз уже сам римский понтифик Павел II предложил руку девушки влиятельному итальянскому аристократу Караччоло, но и эта попытка сыграть свадьбу провалилась.

Слухи

Слухи об этом действительно распространялись при дворе, а со временем сложились в великую историческую легенду. Что происходило дальше – неразгаданная тайна. Были известия, что родила великая княгиня царевича, которого назвали Георгием, но он умер во младенчестве.

Также сложилась целая народная легенда о том, что наследник остался жив, и стал атаманом Кудеяром – русским Робин-Гудом, лихим разбойником, который на самом деле был братом Ивана Грозного.

Якобы маленького наследника тайно вывезли из монастыря в Керженские леса и воспитывали в лесных скитах, а Соломония объявила, что ребенок скончался, опасаясь за его жизнь. Вырос он, любящим свободу и справедливость, благородным разбойником, скрывавшим свое происхождение. Всю жизнь не мог поймать брата царь Иван Грозный, чтобы избавиться от законного наследника.

Народная легенда, вполне возможно, распространилась, именно потому что людям сложно было выносить жестокость Ивана Грозного, и они мечтали о другом, более справедливом и близком им правителе.

И если атамана Кудеяра почитал русский фольклор за отвагу и лихость, то святую Соломонию – церковные святцы почтили за ту непростую судьбу, которую пережила великая княгиня, сохранив при этом кроткий нрав, любовь к людям и великую тайну рождения своего сына.

Личная жизнь

Нурлан женился еще будучи студентом. С избранницей Дианой он встречался долго, но, когда оказалось, что девушка ждет ребенка, тут же сделал ей предложение. Как вспоминает комик, о рождении дочери он узнал, сидя на паре в университете.

Личная жизнь не стала для артиста помехой для карьеры. Нужно сказать, что супруга юмориста однозначно выступает его музой, так как и она сама, и их маленькая дочь Мадина являются обязательными «участниками» его монологов: очень редко Сабуров не упоминает о своих любимых женщинах во время выступлений.

Нурлан Сабуров и его жена

До 2014 года Нурлан с семьей жил в Екатеринбурге, но когда стал резидентом шоу на канале ТНТ на постоянной основе, то вместе с женой и дочерью переехал в Москву и сейчас проживает в столице России. Нурлан поддерживает здесь связь с коллегой Азаматом Мусагалиевым и рэпером Скриптонитом, казахами по национальности.

В Москве появился на свет и второй ребенок Нурлана – сын Тагир.

Совместимые с именем Соломония еврейские имена

Михайлина, Фома, Авенир, Аггей, Михаил, Ананий, Осип, Авдиес, Авив, Елима, Иммануил, Садок, Симеон, Шимшон, Далия, Данийела, Дафна, Йисрээла, Кэрэн, Малька…

Проверьте также совместимость других имен с именем Соломония.

Известные люди с именем Соломония

  1. Сабурова, Соломония Юрьевна — Ю́рьевна Сабу́рова, в постриге София (ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первая жена Василия III, великого князя Московского. Сослана им в монастырь…
  2. Семь святых мучеников Маккавеев — Ἀντώνιος, Γουρίας, Ἐλεάζαρος, Εὐσεβώνας, Ἀχείµ, Μάρκελλος), а также мать их (др.-греч. Σολοµονὴ) и учитель их Елеаза́р. Их мученичество описывается…
  3. Соломония, Этери Бегларовна — Эте́ри Бегла́ровна (р. 1931) — ткачиха Тбилисской шёлкоткацкой фабрики, Герой Социалистического Труда (1960). Родилась в 1931 году в селе Носири…

Из княгинь — в монахини

Известно, что Василий с Соломонией прожили «в добре и согласии» долгих 20 лет. Разумеется, это не была «любовь с первого взгляда»: в старину редко кто из молодых людей мог найти себе пару по своему усмотрению, тем более люди знатного происхождения; их брак был скорее делом политическим, чем семейным. Вот как описывал поиск невесты для Василия иностранный дипломат Франциско да Колло: «во всем государстве… выбрали самых прекраснейших девиц… Привезли их в Москву более 500; из них выбрали 300, из трёхсот — 200, после 100, наконец, только десять, осмотренных повивальными бабками, из сих десяти Василий избрал невесту и женился на ней» в сентябре 1505 года. Семейная жизнь Василия III оказалась довольно безоблачной. Но, как уже было сказано, в 1525 году супруга его ушла в монастырь. Что же подвигло её, великую княгиню, на этот поступок? Летопись так сообщает об этом: «Соломонида, видя не-плодство из чрева своего… начат молити государя… да повелит ей облещися в иноческий образ. Цари же… начата глаголати сице: «Како могу брак разорити и вторым совокупиться?» Не сумев переубедить супруга, Соломония обратилась за помощью к митрополиту, которому и удалось склонить Василия отпустить жену в монастырь. Однако есть одно свидетельство, позволяющее усомниться в правдивости официальной версии. Это «Записки о Московии» Сигизмунда Гер-берштейна. По его словам, Соломония не только не давала согласия на уход от мирской жизни, но при пострижении сорвала с себя монашеский куколь и принялась топтать его ногами. Герберштейн пишет: «Возмущённый этим недостойным поступком, Иоанн Шиго-ня, один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил её бичом, прибавив: «Неужели ты противишься воле государя? Неужели медлишь исполнить его повеление?» После этих слов она, упав духом, громко заявила в присутствии всех, что надевает куколь против воли и по принуждению и призывает Бога в мстители столь великой обиды. Стало быть, Соломония была заключена в монастырь лишь потому, что не могла иметь детей? Конечно нет, потому что в действительности всё обстояло несколько иначе.

Война с Литвой

До 26 октября года Василий III еще вел переписку с Сигизмундом I, требуя отпустить Елену. 14 ноября русская конница выступила в направлении Смоленска. 19 декабря года в поход выступила государева армия во главе с самим Василием III. Государь впервые выполнял роль главнокомандующего в столь серьезном походе.

В январе года началась началась осада Смоленска. Осада длилась шесть недель, но окончилась неудачно. Как комментирует поход русская летопись, Василий III «граду Смоленску многие скорби и убытки поделал и земли Литовской много пленив, возвратился«.

17 марта года Василий III принял решение о повторном походе.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск. Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому. Город был сдан 30 или 31 июля.

Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши. Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.

В году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до «вечного мира» или «докончания». В году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.

Василий III Иванович. худ. Б. Чориков

Наследие

В декабре 1533 года 54-летний Василий III скончался. Причиной стал подкожный нарыв на левой ноге, от которого великий князь страдал три месяца. Следуя заветам отца и деда, Василий III завершил процесс централизации Русского государства, не оставляя шансов внутренней боярской и церковной оппозиции и направляя державу в сторону восточной деспотии, расцветшей при Иване IV.


Изображение Василия III в Царском титулярнике. (ru.wikipedia.org)

В договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I Василий III впервые в истории Руси назван императором русов. Грамота Максимилиана I, титулующая Василия III императором, была опубликована Петром I в качестве доказательства его права на коронацию императором.

Канонизация

София Суздальская
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Родилась ок.
Умерла 18 декабря Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря, 14 августа
Покровительница Суздаль
 Медиафайлы на Викискладе

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на г.

С 1984 года по указу патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли; она была внесена в Минеи и Православный церковный календарь. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень, и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов.

Мощи

В 1594 году Ирина Годунова, жена царя Федора Ивановича, положила покров на гроб Соломонии-Софии. Покров бархатный, чёрный. На нём вышиты слова: «Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси и его царицы великия княгини Ирины и их царевны Феодосии сделан покров на великую княгиню Соломониду во иноцех Софию лета 7102». Покров хранится в Суздальском музее.

Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа  состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершен молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были открыты и перенесены в Покровский собор.

Канонизация

София Суздальская
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Родилась ок.
Умерла 18 декабря Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря, 14 августа
Покровительница Суздаль
 Медиафайлы на Викискладе

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на г.

С 1984 года по указу патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли; она была внесена в Минеи и Православный церковный календарь. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень, и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов.

Мощи

В 1594 году Ирина Годунова, жена царя Федора Ивановича, положила покров на гроб Соломонии-Софии. Покров бархатный, чёрный. На нём вышиты слова: «Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси и его царицы великия княгини Ирины и их царевны Феодосии сделан покров на великую княгиню Соломониду во иноцех Софию лета 7102». Покров хранится в Суздальском музее.

Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа  состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершен молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были открыты и перенесены в Покровский собор.

Внутренняя политика Василия III

Василий III на французской гравюре Андре Теве, XVI век

Став единоличным правителем Московского княжества, Василий продолжил политику своего отца по созданию, расширению и укреплению централизованного государства во главе с Москвой как административным центром. При нем к Московскому княжеству были присоединены Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Волоцкий удел (1513 г.), Рязанское (1521 г.) и Новгород-Северское (1522 г.) княжества. Василия III нарекли «последним собирателем земель русских».

Присоединение новых земель к Москве при Василии III

Политика Василия в отношении оппозиции бояр была непреклонной и настойчивой и укладывалась в правило «власть великого князя не может поддаваться ограничению». Привилегии боярства при Василии Ивановиче значительно урезались.

При нём же велась упорная и поддерживаемая Церковью борьба с несогласными, которых в итоге настигала великокняжеская опала. Так, московский митрополит Варлаам отказался участвовать в борьбе великого князя с Василием Шемячичем, за что был вынужден насильно покинуть свой пост и быть сосланным в Белоозеро в 1521 году.

Наблюдался рост помещичьего землевладения при Василии, так как земля продолжала (это началось еще при Иване III) выдаваться во временное владение дворянам с условием несения ими службы. Это способствовало развитию поместной системы.

В культуре начала XVI века активно развивалось церковное зодчество. Наглядным примером архитектурного богатства того времени может служить Архангельский собор, построенный в Москве в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового.

Архангельский собор, православный храм на Соборной площади Кремля

Не менее важным архитектурным памятником XVI века является Церковь Вознесения в селе Коломенском, по легенде построенным в 1532 году по случаю рождения у Василия III и его жены Елены Глинской первого наследника – будущего царя Ивана Грозного.

Данная церковь считается в русской архитектуре первым каменным шатровым храмом и располагается на берегу Москвы-реки.

Вознесения в Коломенском, предположительно построенная по проекту итальянского архитектора Петра Фрязина (Петрок Малой)

Именно при Василии III, благодаря усилиям монаха Спасо-Елеазарова монастыря и русского религиозного писателя Филофея, сформировалась концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой Русь является полноправной преемницей Византийской империи.

Изображение концепции «Москва – третий Рим», автор неизвестен

Внутренняя политика князя имеет право называться успешным продолжением государственной линии Ивана III, сопровождающимся таким же расширением границ, подъемом культуры, развитием городов и системы укрепления страны, а также усилением Москвы как центра объединения русских земель.

Юмор и творчество

В самом начале Нурлан Сабуров в Екатеринбурге выступал вместе с другими начинающими комиками и юмористами. Ребята организовывали первое время «микрофоны», а затем и полноценные представления и, что называется, набирались опыта. Выступления шоуменов пользовались популярностью – на каждый концерт собиралось не менее 200 зрителей.

В первую очередь Нурлан запоминается своей манерой. Артист делает красочные выступления, а самые смешные шутки рассказывает с абсолютно серьезным лицом. Нельзя не отметить удивительную, уникальную мимику и строгую прическу.

Нурлан Сабуров и Алексей Щербаков

Также популярность комика обусловлена и некоторой скандальностью его выступлений. Артист открыто признает, что для него нет запретных тем. В таком же вызывающем ключе он ведет и аккаунт в «Инстаграме», где часто постит понравившиеся публике шутки. Здесь появляются юмористические фото и афиши концертов.

Будучи уже популярным артистом канала ТНТ, Нурлан стал гостем передачи «Импровизация». Это еженедельное телевизионное юмористическое шоу с нестандартным форматом. В конце 2017 года состоялся сольный тур Сабурова, который получил название IQ. В перечень мест, посещенных комиком, вошло более 20 российских и казахстанских городов.

Во время турне Нурлан Сабуров провел сольный концерт в Астане. Это выступление при поддержке ТНТ и родного для артиста проекта Stand Up. Юморист предстал на сцене с несколькими часами авторского самобытного стендапа. В декабре состоялся бенефис исполнителя – его первый сольный концерт на ТВ. По признанию комика, раз в полгода он проводит проверочные выступления, на которых отбирает материал для больших выходов на сцену.

Артист пользуется популярностью среди соотечественников. На протяжении 2 лет о нем снимал документальную ленту Канат Бейсекеев. Фильм под названием «Просто Сабуров» вышел в 2018-м.

Нурлан Сабуров и Скриптонит

Тогда же стендапер вместе с коллегой Славой Комиссаренко стал гостем телепроекта «Студия СОЮЗ». По условиям шоу комикам пришлось угадывать мелодии российской поп-музыки, наигранные необычными звуками. В эфире программы юморист исполнил «Песню о песне» в дуэте с Jah Khalib. Вместе с Алексеем Щербаковым Сабуров побывал на телепроекте «Где логика?», где сразился с «импровизаторами» Арсением Поповым и Антоном Шастуном.

Позднее вместе с друзьями Алексеем Щербаковым, Тамби Масаевым, Рустамом Рептилоидом, Артуром Чапаряном Сабуров запустил интернет-шоу «Что было дальше?». Гостями программы становятся селебрити, которые делятся с группой комиков различными историями, а те пытаются угадать, что было дальше. Нурлан выступил в качестве ведущего шоу. Передача выходит на ютьюб-канале и быстро завоевала любовь зрителей. В гостях у юмористов успели побывать Гарик Харламов, Мигель, Тарзан, Джиган и другие.

Поговорить о проекте Нурлана пригласил в свою студию Юрий Дудь. Интервью Сабурова вышло в начале октября 2019 года. Артист рассказал, что большинство шуток он берет из жизни. Такими номерами стали сценки про мопса, родных, посещение «Ашана» и «Азбуки вкуса», а также о получении российского гражданства.

Творческий успех повлек за собой и рост благосостояния комика. В мае 2020 года журнал «Форбс» включил имя юмориста в список 30 самых перспективных россиян, не достигших 30-летнего возраста. Лидерами рейтинга стали фигуристка Алена Косторная, певец Алишер Моргенштерн, модель Алеся Кафельникова и другие.

В собственности юмориста квартира в Москве площадью 110 кв. м, а также дорогой автомобиль – Cadillac Escalade IV. Приобретение внедорожника комик обыграл в монологе

Нурлан уверен, что прохожие подозревают его либо в угоне машины, либо в том, что он водитель важного начальника