«мир искусства» объединение художников. историческая справка «мир искусства», русское художественное объединение. оформилось в конце 1890-х гг. в петербурге. — презентация

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ.

ТЕКСТ.

А. Б. Историческая выставка предметов искусства. СПБ. 1904.. 77

Билибин, И. Народное творчество русского Севера.. 302

Вениаминов, Б. С. Архангельское. Очерк.. 31

Иванов, А. Логэ и Зигфрид.. 128

Николаев, П. Средневековая поэзия в миниатюрах. (Заставка по рис. Е. Лансере, виньетки из немецких книг XV в.).. 121

Успенский, А. Патриаршая ризница в Москве.. 237

Фомин, И. Московский классицизм.. 187

ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Аргунов, Н. И. . Портреты братьев Варгиных.. 44

Архангельское, село, имение кн. Юсуповых Московск. губ.  1—30

Архитектура, в Москве, в эпоху Екатерины II и Александра I.. 144—186

Бакст, Л. Титулблат.. 1

Бенуа, А. Версаль.. 48

Билибин, И. Титулблат..265

Заставка.. 303

Боровиковский, В. (1757—1825) Портрет г-жи Арсеньевой.. 43

Мужской портрет.. 44

Врубель, М. Портрет жены художника.. 46

Выставка, Историческая, предметов искусства. СПБ. 1904.. 50—76

Добужинский, М. Заставки.. 31, 77

Титулблат.. 50

Замирайло, В. Титулблат.. 201

Историческая выставка предметов искусства. СПБ. 1904.. 50—76

Кипренский, О. (1783—1836). Портрет K. Н. Альбрехт.. 45

Колло, Мария. Екатерина II. Терракот. медальон.. 17

Лансере, Е. Титулблат.. 85

Заставка.. 121

Миниатюры, 53 снимка с миниатюр XIII—XVI в.в.  85—120

Патриаршая ризница в Москве.. 201—236

Рашет, (?) Бронзовая статуя Екатерины II.. 30

Ризница, Патриаршая, в Москве.. 201—236

Ротари, гр. (1707—1762). Головка.. 7

Поселянка.. 20

Портрет.. 28

Север, Русский, 70 снимков с церквей северных губерний, народных узоров и предметов утвари.. 267—302

Серов, В. Зима (пастель).. 47

Энкель, М. Моряк.. 47

Фомин, И. Концовка.. 186

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1) „Читальщица“. Картина гр. Ротари (автотипия duplex). Находится в с. Архангельском.. перед стр. 19

2) „Храм Аполлона“. Картина Гюбер-Робера (фототипия). Находится в с. Архангельском.. 7

3) „Вторая терраса в Архангельском“ (фототипия).. 3

4) Портрет М. В. Якунчиковой, ребенком. Рисунок И. Е. Репина (фототипия).. 77

5—7) 3 фототипии: 1) Верхняя часть передка второго саккоса митрополита Фотия; 2) Оклад Евангелия; дар боярина Морозова 1669 г.; 3) Оклад Евангелия; дар царицы Наталии Кирилловны.. 208—216—252

8) Заглавный лист из рукописи XV в. в Имп. Публичной Библиотеке: „Trois traitiez de la Conservation et garde de ta Santé par Guy Pavat“ (фототипия).. 77

9) Жеган Фуке́ (?) Заглавный лист из рукописи в Имп. Публичной Библиотеке: „Le Debbat ou Estrif de Vertu et fortune“ (фототипия).. 125

10) Два образца шитых намышников, из собрания И. Билибина. Трехцветная хромоавтотипия Голике и Вильборг.. 302

Міръ искусства : художественный иллюстрированный журналъ / Редакторъ и издатель: С. П. Дягилевъ. — С.-Петербургъ, 1899—1904.

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения — «Мир искусства» и писателей-символистов. Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.

Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву, который одновременно выполнял обязанности редактора. Увеличение нагрузки привело к тому, что уже с 1903 года журнал стал редактироваться совместно с А. Н. Бенуа.

«Мир искусства» первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.

Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.

В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».

Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).

Мир искусства

Том первый. №№ 1—12. — 1899

PDF (234 МБ)

Мир искусства

Том второй. №№ 13—24. — 1899

PDF (218 МБ)

Мир искусства

Том третий. №№ 1—12. — 1900

PDF (227 МБ)

     

Мир искусства

Том четвертый. №№ 13—24. — 1900

PDF (210 МБ)

Мир искусства

Том пятый. №№ 1—6. — 1901

PDF (220 МБ)

Мир искусства

Том шестой. №№ 7—12. — 1901

PDF (226 МБ)

     

Мир искусства

Том седьмой. №№ 1—2. — 1902

PDF (92,9 МБ)

Мир искусства

Том седьмой. №№ 3—4. — 1902

PDF (90,2 МБ)

Мир искусства

Том седьмой. №№ 5—6. — 1902

PDF (58,2 МБ)

     

Мир искусства

Том восьмой. №№ 7—8. — 1902

PDF (80,0 МБ)

Мир искусства

Том восьмой. №№ 9—10. — 1902

PDF (62,4 МБ)

Мир искусства

Том восьмой. №№ 11—12. — 1902

PDF (54,7 МБ)

     

Мир искусства

Том девятый. №№ 1—6. — 1903

PDF (151 МБ)

Мир искусства

Том десятый. №№ 7—12. — 1903

PDF (149 МБ)

Мир искусства

Том одиннадцатый. №№ 1—3. — 1904

PDF (130 МБ)

     
 

Мир искусства

Том одиннадцатый. №№ 4—6. — 1904

PDF (113 МБ)

Мир искусства

Том двенадцатый. №№ 7—12. — 1904

PDF (127 МБ)

 

Деятельность и значение объединения «Мир искусства»

Выставки, организуемые «Миром искусства» проходили с огромным успехом. В 1899 Дягилев организовал международную выставку, на которой экспонировались произведения Бёклина, Уистлера, Моне, Дега, Моро, Пюви де Шавана и др. В период с 1899 по 1903 год прошло пять таких крупных выставок.

Мирискусники издавали одноимённый журнал, в котором печатались многие философы, религиозные мыслители и поэты. Журнал был прекрасно иллюстрирован художниками этого направления.

Одной из важных сторон деятельности участников «Мира искусства» было вызвать интерес к художественным творениям национального прошлого, в связи с этим они выпустили в свет сборники «Художественные сокровища России» и др. Члены сообщества  открыли широкому кругу русской интеллигенции целые периоды в истории искусства — течений, художников скульпторов XVIII-XIX веков. Публикации в журнале касались также и современных художников, публиковались статьи о великих деятелях мировой культуры.

Творчество участников «Мира» было многогранно, они занимались живописью, декоративно-прикладным искусством, оформлением театральных постановок, но большую часть их наследия составляют произведения графики.

Наивысшим расцветом театрально-декорационной деятельности явились оформления спектаклей «Русских сезонов» в Париже. В живописи господствовали городской пейзаж, портрет и историко-бытовой жанр. В графике особым достижением было появление книжной иллюстрации. Некоторые из участников в период революции 1905-1907 гг. выступали как мастера политической сатиры.

Характерной чертой произведений многих мирискусников являлся декоративизм, линеарность и сочетание матовых тонов.

С объединением «Мир искусства» тесно был связан музыкальный кружок «Вечера современной музыки», целью которого было исполнение и пропаганда западноевропейской музыки XIX-XX веков.

Члены объединения «Мир искусства» часто принимали участия в различных вечерах- салонах. Самыми известными из них в русской культуре серебряного века были «Ивановские среды», собрания «На башне» Вячеслава Иванова, «Воскресенья» В. Розанова, салоны Сологуба и Мережковских.

Объединение  оставило глубокий след в истории русского искусства прежде всего тем, что люди этого круга по-новому обратили внимание на проблемы художественной формы и изобразительного языка. Вклад «Мира искусства» в историю русской культуры Серебряного века неоценим

Это не только живопись, графика, поэзия и проза, но научные работы по истории искусства и культуре Серебряного века

Вклад «Мира искусства» в историю русской культуры Серебряного века неоценим. Это не только живопись, графика, поэзия и проза, но научные работы по истории искусства и культуре Серебряного века

«Русские сезоны» С. Дягилева

В. Серов. Портрет Дягилева (1909)Большая роль принадлежала художникам «Мира искусства» в оформлении спектаклей «Русских сезонов» за границей, организованных С.П. Дягилевым, одним из руководителей и идейных вдохновителей «Мира искусства». В 1899-1904 гг. Дягилевым издавался в Петербурге одноименный журнал.

Б. Анисфельд «Подводное царство», композиция по одноименному фантастическому балету на музыку из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. «Русские сезоны» за границей, антреприза С. Дягилева (1911). Театр Шатле (Париж)«Русские сезоны» – гастрольные выступления русских артистов балета и оперы (1908-1929), организованные известным деятелем культуры и антрепренером Дягилевым за границей: с 1908 г. – в Париже, с 1912 г. – в Лондоне, с 1915 г. – в других странах. Основным видом деятельности антрепризы стал балет. Оперы ставились преимущественно до 1914 г. Но началом «Русских сезонов» был 1906 г., когда Дягилев привез в Париж выставку русских художников. В 1908 г. в Париже была исполнена опера Мусоргского «Борис Годунов», в постановке которой приняли участие А. Бенуа, К. Юон, Е. Лансере; кэскизы костюмов создавал И. Билибин; солистами оперы были Шаляпин, Касторский, Смирнов, Ермоленко-Южина и др. В 1908-1909 гг. были исполнены оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина и др.

А. Бенуа. Эскиз к балету «Сильфиды»В 1909 г. впервые были показаны балеты М.М. Фокина: «Павильон Армиды» (худ. А.Н. Бенуа), «Половецкие пляски» (худ. Н.К. Рерих); «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского (худ. Л.С. Бакст) и дивертисмент «Пир» на музыку Глинки, Чайковского, Глазунова, Мусоргского.Балетная труппа состояла из артистов петербургского Мариинского и московского Большого театров. Солисты: А.П. Павлова, В.Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, Е.В. Гельцер, С.Ф. Фёдорова, М.М. Мордкин, В.А. Каралли, М. П. Фроман и др. Балетмейстер – М.М. Фокин.С 1910 г. «Русские сезоны» проходили без участия оперы. В 1911 г. Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913 г. и получила название «Русский балет Дягилева».

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (1912)С новым сезоном 1912 г. Дягилев начал менять характер своей антрепризы, всё больше отходя от традиционного представления о балете и двигаясь в сторону новых, экспериментальных форм. После смерти Дягилева в 1929 г. его труппа распалась.«Русские сезоны» сыграли огромную роль в пропаганде русского искусства за рубежом и в развитии мирового художественного процесса XX в. 

Возникновение и этапы существования объединения

История возникновения «Мир искусства» началась в 1887 году с образования группы учащихся школы Карла Мая «Невские пиквикианцы», в состав которой входили А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов.

Цель кружка — изучение истории изобразительного искусства и музыки. Позже к этому кружку присоединились С. Дягилев и Л. Бакст. Кружок под руководством Дягилева к 1898 году разросся и превратился в творческое объединение «Мир искусства».

А.Бенуа, автопортрет

Этому способствовали два события:

1.Первый выпуск журнала «Мир искусства», издателями которого были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов;

2.Выставка русских и финских художников, в которой помимо членов кружка участвовали М.А. Врубель, С.В. Малютин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, В.А. Серов и др.

В 1900 году объединение было оформлено официально, был выработан устав и избран распорядительный комитет.

В 1902 году публикуется статья «Формы искусства» в двадцатом номере журнала «Мир искусства», с этого момента многие поэты-символисты печатали свои произведения на его страницах.

В 1904 году возникли разногласия между художниками и поэтами, перестал издаваться журнал «Мир искусства», объединение распалось. В 1906 году Дягилев устроил прощальную выставку перед эмиграцией в Париж под  тем же названием. В Париже с 1909-1914 он же организовывает «Русские сезоны». С 1910 года объединение  возрождается под руководством Бенуа, но выступает в роли выставочной организации, с 1917 года некоторые члены объединения обратились к реставрационной и музейно-организационной деятельности. В 20-х годах «Мир искусства» окончательно прекратил своё существование.

Мирискусники — члены художественного объединения

Главными идеологами этого художественного объединения выступили А. Бенуа и С. Дягилев.

С 1904 по 1910 годы многие участники объединения входили в Союз русских художников. В основное ядро «Мира искусства» входили Е. Лансере, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский. Впоследствии к ним присоединились члены абрамавцевского кружка В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, братья Васнецовы, М. Врубель и др. В 1906 году к объединению примкнули молодые художники: М. Сарьян, М. Ларионов и Н. Феофилактов.

Дягилев уделял большое внимание журналу «Мир искусства», публиковал там критические статьи, писал о проблемах международного культурного обмена. Также Дягилев активно занимался организационной деятельность, устраивал выставки современных русских художников, западноевропейских живописцев и т.д

Предпосылки создания общества[править | править код]

А. Н. Бенуа. Иллюстрация к «Медному Всаднику» А. С. Пушкина

Автопортрет Александра Бенуа. 1893

Художественная жизнь в Российской империи в конце 1890-х годов осложнилась и приобрела новую красочность и неоднозначность. На авансцену художественной жизни вышла новая генерация художников, разочарованных в официально поддерживаемом академизме и критически относящихся к демократическому по направлению обществу передвижников.

Новое художественное общество возникло в Санкт-Петербурге и первоначально соединило нескольких молодых художников и лиц, имевших разное, не всегда художественное образование (Александр Бенуа учился на юридическом факультете Петербургского университета. Сергей Дягилев и Дмитрий Философов — юристы по первому образованию, окончившие Петербургский университет).

Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины XVIII века, в ампире времён Павла I. Поиски идеалов в искусстве предыдущих веков логично повернули деятелей общества к переоткрытию художественного значения и наследия барокко, российского , раннего классицизма XVIII века, ампира и культуры русской усадьбы, к переоткрытию художественного значения старинной архитектуры, графики, фарфора, которые находились в состоянии кризиса или стагнации. Установки молодых художников имели признаки дворянской культуры и уважения к культурному достоянию Западной Европы.

Критик В. В. Стасов отчётливо почувствовал отчуждённость от демократических установок нового общества и поэтому враждебно отнёсся к его членам и видел в них представителей декаданса.

Компромиссные позиции выработала Петербургская Академия художеств, руководство которой тоже чувствовало кризисное состояние позднего классицизма и омертвение академизма. Именно из-за этого Петербургскую Академию искусств покинули, не завершив курса, Александр Бенуа и Константин Сомов. Леон Бакст учился в Академии полуофициально как вольнослушатель.

Состояние учебных дел в Академии несколько улучшило назначение ректором художника Ильи Репина. Но и Бенуа, и Сомов, и Леон Бакст продолжили совершенствовать своё мастерство уже за рубежом.