Творческий путь к. ф. юона. картина юона «русская зима. лигачево»

Оглавление

Сочинение №2

Картина «Новая планета» созданная Константином Федоровичем Юоном очень необычна, написание картины выглядит как что-то страшное, неизведанное, непонятное. Хочется отметить, что до этого художник использовал более светлые, чистые краски. Он использовал в своих работах много позитивных моментов. Его основными работами были счастливые люди, хорошие добрые жизненные ситуации, красивые пейзажи. Именно эта работа вызывает, с одной стороны, чувство тревоги, опасности, а с другой стороны наличие какой-то силы, фантастической энергии.

На картине изображены два светила. Одно светило похоже на солнце. Находится в правой стороне. Кажется, здесь наиболее уютная атмосфера, более спокойная атмосфера. Можно сравнить этот участок картины с повседневной, привычной жизнью. Солнышко светит и всем все ясно и понятно.

С левой стороны другое светило. Более яркое, насыщенное, сильное. Кажется, что это либо другое солнце, либо новая планета. Смотря на это светило, хочется кинуться в бой, отстаивать свои права, быть смелым и отважным. Огромное количество красных пятен на полотне. Скорее всего, художник хотел своим произведением донести революционный характер людей того времени. Думаю, что это у него получилось.

Также огромное внимание Константин Федорович уделил внимание людям того времени. Они все были изображены в разных позах: кто-то с восхищением смотрел на новое открытие — другую планету; кто-то был разочарован; кто-то не понимал, что вообще происходит; кто-то умер или был убит

Самое главное, практически все смотрели не на привычное Солнце, а на новое, сильное, в какой-то степени неизвестное…

Есть изображения людей, кто не хочет смотреть на «Новую планету», отворачивается, либо убит. К сожалению, не все были согласны с этим явлением, но, кто был против, силой заставили подчиниться, что явно изображено на картине снизу.

Земля, на которой находились люди, была темных тонов. Присутствовали фиолетовые ,темно- грязные палитры. Скорее всего художник изобразил мертвую землю. Это значит, что на тот момент, не было ничего светлого в жизни людей. Что дом, где они живут безрадостен, уныл и печален. И только красное светило обратило их взор.

Хочется отметить, что на картине очень много пронизывающих лучей. Но что характерно, что освещение идет не от планет, а как будто изнутри Земли. Скорее всего, так было изображено намеренно. Художник этими лучами показывал, что энергия, сила выходит изнутри. Можно сравнить с душой, что устала от повседневности, усталости, серости. И эта энергия вырвалась наружу, и осветила все вокруг. И так как от повседневности люди устали, то освещенная яркими лучами «Новая планета» дает им возможность что-то изменить, даже ценой жизни многих жителей.

Когда смотришь на эту картину, кажется что мир, с одной стороны, потрясен. Он находится в какой-то неизвестной ситуации, что многим грозит опасность, присутствует страх перед будущим. С другой стороны, показан революционный настрой, что ситуация вышла из-под контроля, и люди скоро восстанут. И скоро все изменится.

Основные произведения[править | править код]


Зима (Ростов Великий)

  • «Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
  • «К Троице. Март», 1903, ГТГ
  • «Голубой куст», 1907, ГТГ
  • «Весенний солнечный день», 1910, ГРМ
  • «Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
  • «Сергиевский Посад», 1911, написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
  • «Волшебница-зима», 1912
  • «Мартовское солнце», 1915, ГТГ
  • «Купола и ласточки», 1921, ГТГ
  • «Новая планета», 1921, ГТГ
  • «Подмосковная молодёжь», 1926; ГРМ
  • «Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927. ГЦМСИР.
  • «Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
  • «Москва салютует», 1945
  • «Раскрытое окно», 1947, ГТГ
  • «Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
  • «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
  • «Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
  • «Конец зимы. Полдень», 1929, ГТГ
  • «Мартовское солнце», 1915, ГТГ

Оформление театральных спектаклейправить | править код

  • опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1912-13, Театр Елисейских полей, Париж, антреприза С. П. Дягилева
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1921, МХАТ
  • пьеса «Сердце не камень» А. Н. Островского, 1923, Малый театр
  • пьеса «Егор Булычов и другие» М. Горького, 1934, МХАТ
  • опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва.

«Конец зимы. Полдень» (1929)

На картине «Конец зимы. Полдень» изображена окраина подмосковного села Лигачево. Само название подсказывает зрителю время года и суток. По всей вероятности, художник запечатлел последний день февраля. Перед нами вид на прекрасные окрестности села с высокого холма. В этот солнечный день все как бы ликует, чувствуя приближение весны, несущей тепло, свет, пробуждение природы. Вот-вот зазвенит капель, зажурчат ручьи, набухнут почки на деревьях.

Передний план занимает еще заснеженный пригорок, окруженный стройными белоствольными березами, от которых падают на снег причудливые голубые тени. Здесь на возвышенности хорошо видна протоптанная дорожка, по краям которой уже появились первые проталины. На осевшем пористом снегу видны глубокие следы от валенок. Особую радость передают разноцветные куры, вышедшие на прогулку со своим предводителем – черно-красным петухом. Заботливый петух нашел корм и радушно угощает им своих подруг. Видно, что вся эта дружная семейка с нетерпением ждала весну.

Слева стоит большой деревянный дом с мезонином. На краше дома еще лежит толстый слой снега, который немного подтаял и съехал с конька вниз. От дома тянется длинный забор, возле которого аккуратно сложены дрова.

Справа растут густые ели, под которыми собираются на прогулку лыжники. Их лица не видны, но по их жестам угадывается приподнятое настроение.

Вдали на отшибе виден одинокий жилой домик, огороженный деревянной изгородью. Рядом с домом сложен стог сена. Во двор только что заехала лошадь с санями. Хозяин привязывает лошадь к изгороди. Вокруг этого домика, расположенного на широкой равнине, изгибаются зимние дороги, образованные полозьями. На этих просторах искрится от солнца снег.

На заднем плане художник показал сказочный лес, выросший на горах и их склонах. Лес прячется в голубой морозной дымке, что придает всей картине некую таинственность.

От нежно-голубого неба, прозрачного воздуха и яркого солнца веет весной и становится радостно на душе.

К. Ф. Юон показал в картине «Конец зимы. Полдень» красоту русской природы, которую искренне любил. Ему удалось изобразить жизнь человека и природы в их неразрывном единстве.

Рекомендации родителям

Как помочь ребенку написать сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (3 класс)?

Правильный родительский подход превратит процесс работы над сочинением в удовольствие.  Расскажите ребенку о жизни и творчестве художника, его любви к русской природе, селу Лигачево. Затем попросите сына (дочь) ответить на вопросы и описать картину:

  • О чем говорит название картины?
  • Что изображено на картине?
  • Какие признаки приближения весны показывает нам художник?
  • Что на картине указывает нам на полдень?
  • Почему от березок стелются голубые тени?
  • Какие краски использует художник в этом произведении?
  • Какие особенности изображения природы свойственны К. Ф. Юону?
  • Какие чувства возникают при знакомстве с картиной?

Очень важно, чтобы ребенок поделился своими чувствами. Перед написанием сочинения необходимо составить краткий план, который может состоять из нескольких пунктов:

Перед написанием сочинения необходимо составить краткий план, который может состоять из нескольких пунктов:

Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины

Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере – вполне уместное определение. Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик – рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Николаю Касаткину. Увеселения студенческой молодежи проходили мимо него, юноша выделялся беспрецедентной усидчивостью и старательностью. С самого начала обучения Юон участвовал в выставках. С большим удовольствием вспоминал о своем первом успехе, связанном с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!». Художник рассказывал: «…как от этого его «весело» стало весело на душе у меня!». Кстати, до конца жизни Юон очень любил слово «весело» и часто его применял, говоря о картинах, художественной работе.

Пейзажист русской провинции


Константин Юон. Зимнее солнце. Лигачево (фрагмент). 1916. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия


Константин Юон. Конец зимы (фрагмент). 1929. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Константин Юон. Мартовское солнце (фрагмент). 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Несмотря на то что Константин Юон был успешным театральным художником, любимым его жанром был пейзаж. Художника вдохновляла русская старина: красочная природа, древние церкви, яркие народные костюмы и платки.


Константин Юон. Августовский вечер. Последний луч (фрагмент). 1948. Частное собрание


Константин Юон. Окно. Москва. Квартира родителей художника (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Константин Юон. Интерьер (фрагмент). 1907. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Севастополь

В 1900–10-е годы Юон путешествовал по старинным городам на берегах Волги и написал картину «Над Волгой». Нижний Новгород художник называл «чудесным историческим городом». Он приезжал туда в разное время года: «исчерпать, даже в малой степени, его содержательную красоту было невозможно». Юон писал городские мосты и пристани, лодки и бойких прибрежных торговцев.

В 1915 году Юон создал картину «Мартовское солнце» — одну из главных своих дореволюционных работ. Картину художник написал в подмосковном Лигачеве, где он жил подолгу и где наблюдал разные состояния природы… Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал: «Картина может дополнить тот ряд русских снежных пейзажей, в который мы включили «Февральскую лазурь» Грабаря, «Март» Левитана и «Грачи прилетели» Саврасова…В «Мартовском солнце» мы находим многое из элементов пейзажа, которые мы могли встретить и у передвижников: обыкновенная сельская улица с деревянными домами… лошади с мальчишками-седоками; собака, плетущаяся вслед за жеребенком».

Описание картины Русская Зима Юона

Картина «Русская зима» была написана в деревне Лигачево, которая находится в Солнечногорском районе Московской области. Здесь К. Ф. Юон работал с 1908 по 1958 годы. С красивыми пейзажами деревни и природы он написал серию произведений, среди которых «Конец зимы. Полдень. Лигачево», «Волшебница зима» и др.

Картина представляет собой заснеженный пейзаж солнечным днём. Зима в Лигачево выдалась по-настоящему снежная. Снег настолько яркий, что работа получилась невероятно светлая, радостная, дарит ощущение радости. Из-за снега всё вокруг белым-бело, так что деревья выделяются только лишь выступающими из-под шапок снега тёмными участками.

В полдень, когда яркое солнце, отражающееся в снегу, слепит взгляд, на улице много людей. В левой части картины мы видим группу детей, которые гуляют на окраине деревни вместе с собакой. Детям нипочём ни мороз, ни глубокие сугробы снега. Прогулки по снегу и сугробам для них только в радость. Среди берёз стоит красивая ель. Снег был такой обильный, что ветки ели пригнулись к земле.

В правой части картины мы можем увидеть саму деревню и ещё одну группу деревенских жителей. Художник изобразил здесь деревню, обозначив несколько классических деревенских домов, крыши которых также белеют от обилия снега. Основной акцент на этой картине приходится на природу, однако наличие деревни, людей и животных заметно оживляют пейзаж, делают его ещё более весёлым и радостным.

Взрослые и дети катаются на санках с горки. Деревенские жители вышли к берегу речки, которая сейчас полностью покрыта льдом и покрыта снегом. Также можно увидеть всадника на лошади, далее — запряжённую в повозку лошадь.

Картина выполнена в светлых и голубоватых тонах, которые дарят атмосферу яркого, солнечного, морозного дня. Своей работой Юон показал, насколько прекрасна русская зима, какие волшебные ощущения она дарит. Мороз, солнце, снег, чистый воздух — обычный денёк, который пропитан необычайной красотой.

Стоит отметить, что картина заснеженной зимы сложна по исполнению. В основном здесь используются только светлые оттенки. Расположить оттенки, которые отличаются друг от друга незначительными градациями, крайне сложно. Упустив хотя бы один момент, можно испортить пейзаж, сделать объекты либо неразличимыми, либо излишне яркими, в результате потерять атмосферу и достоверность происходящего. Однако Константин Юон был настоящим талантом в пейзажном искусстве. Картину он создал настолько мастерски, что на протяжении вот уже нескольких десятилетий она поражает зрителей и ценителей высокого искусства.

Русская зима. Лигачево план сочинения 5 класс

  1. Автор К. Ф. Юон
  2. Описание природы
  3. Описание людей и деревни
  4. Краски, атмосфера
  5. Мои впечатления от картины «Русская зима. Лигачево»

Слава и любовь (не только народная)

Конец столетия обозначен для Константина Юона официальным признанием – в те годы таковым считалось приобретение картин Третьяковской галереей. Константин Юон успешно лавирует между петербургским «Миром искусства» и московским Союзом русских художников. Он участвует в выставках обоих объединений, но при этом остается сам по себе, ни к кому не примыкая. В какой-то момент ощутив, как столичный круговорот заставляет его терять себя самого, Константин Юон отправляется путешествовать по России: Нижний Новгород, Сергиев Посад, позднее – Ростов, Псков. Особое для него место – подмосковное село Лигачево. Юону там хорошо писалось, позже он там построил дом. А главное – именно в Лигачеве он встретил крестьянку Клавдию Никитину, на которой вскоре женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь. Отец художника пришел в ярость от такого мезальянса и несколько лет не пускал сына на порог. Но постепенно красота и добрый нрав невестки смягчили родительское сердце. Потрясенный событиями «Кровавого воскресенья» 1905 года Юон уехал за границу, где участвовал в знаменитой выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым и был избран членом парижского Осеннего салона. С этого времени он регулярно занимался в том числе и созданием театральных декораций.

Сочинение. Картина Юона «Русская зима. Лигачево»

Полотно написано в 1947 году, на закате творческого пути, сейчас хранится в Третьяковской галерее. В нем отразилась вся любовь живописца к природе родного края. Именно здесь, в Лигачево, написаны самые лучшие его пейзажи. Картина Юона «Русская зима. Лигачево» близка нашему русскому сердцу, смотришь на нее, и кажется, что причастен ко всему происходящему. Тихо, мирно и спокойно становится в душе, и невольно вспоминаешь свое детство, его беззаботную пору.

Картина Юона «Русская зима. Лигачево» изображает обычный зимний день, который клонится к вечеру, это видно по фиолетовому оттенку снега в зарослях деревьев. Полотно как бы разделилось пополам, внизу, где дорога, снег белый, вверху же снег приобретает насыщенный цвет благодаря тени деревьев, и чем их больше, тем краска ярче. Картина Юона «Русская зима. Лигачево» пронизана светом, исходящим от пушистых хлопьев, кажется, что даже в скорых сумерках не будет темно. Художник очень любил изображать снег, и можно сказать, что весь сюжет сводится к нему, потому что его очень много. А как же иначе, ведь русская зима-матушка славится обильными снегопадами!

«Купола и ласточки» (1921)

Юон подолгу жил в Сергиевом Посаде. Ранние сергиевопосадские работы созданы в 1903 году, поздние – в 1940-е годы. В каждой работе есть что-то сокровенное. Ни одна работа не повторяет характер другой. Сергиев Посад полюбился художнику за многогранность возможностей.

О своем первом посещении Троице-Сергиевой Лавры мастер писал:

Эти слова, написанные в «глубоко-советское» время, не объясняют умиротворенности и особой пронзительности «Куполов и ласточек». Практически художник работал в одно и то же время и над другими картинами («Русская провинция», «Сергиев Посад»). И каждая из них пропитана бытом, в каждой чувствуется желание автора «успеть запечатлеть».

Только в «Куполах и ласточках» Юон оставляет торопливость и увлекательную погоню за уходящим временем, обращаясь к «стоящей над жизнью высоким сводом Божественной непреходящей красоте».

К. Ф. Юон еще в 1910-е годы так говорил о своем творчестве:

В картине сергиевопосадского цикла «Купола и ласточки» как раз и присутствует «возвышенное благоговение».

В советское время искусствоведы указывали на несвязность куполов с остальными работами цикла, на перенос акцента с архитектуры Лавры на небесное пространство. Они были правы, но в этой картине все же присутствует самый значительный элемент храмовой архитектуры.

Поэт из Бельгии Эмиль Верхарн, посетивший однажды Россию, сказал, что она у него ассоциируется с пейзажами Юона.

Точно так же Россия ассоциируется с живописью Левитана, Саврасова, Шишкина, но «умытое» лазурно-синее русское небо всегда хочется назвать «юоновским».

С какой естественностью мастер пишет лигачевские пейзажи, виды Лавры и портреты первых колхозниц. Секрет этой естественности в юоновской способности заметить и передать полноту   жизни во всем: в полете ласточек над церковными куполами, в мартовском снеге, в смеющихся круглых лицах крестьянских девушек.

На картине «Купола и ласточки» художник запечатлел купола Успенского собора. Строительство собора происходило в 1559-1585 годы. Архитектурным образцом для него послужил одноименный собор Московского кремля. В начале ХХ века купола были белыми с золотыми звездами, центральный купол был покрыт золотом. Сегодня купола покрашены синим цветом со звездами, центральный купол, как и раньше, сияет позолотой.

На центральном золотом куполе лежит холодная тень от креста, выписанная с удивительной достоверностью.  В этом есть что-то тревожное, несвойственное Юону. Кажется, что все кругом окутано благолепной монастырской тишиной, но эта тишина уже мертвая. Троице-Сергиева Лавра была закрыта в 1920 году. В ее зданиях расположились историко-художественный музей и другие учреждения.

Дома Сергиева Посада, долы с высоты птичьего полета кажутся игрушечными в сравнении с небом, занимающим треть холста. Весь город освещен солнцем. Легкие белые облака плывут по необъятному небу. Задорные ласточки резвятся в воздухе, радуясь жизни. Согласно народному поверью по полету ласточек можно предсказать погоду. Высоко летают ласточки – к солнечной погоде, низко – к дождю.

В этой картине мастер восхищается Божественной непреходящей красотой мира, уводя зрителя от «житейской суеты».

К. Ф. Юона принято считать одним из самых жизнеутверждающих художников. В каждой юоновской картине («Купола и ласточки», «Утро индустриальной Москвы») чувствуется утверждение жизни.

Сочинение описание картины Юона Новая планета

В 1921 году Юоном была написана картина «Новая планета». Характер этой картины очень сильно отличается от его других работ. Родилось это полотно в переломный момент для России, во времена Великой Октябрьской революции. Через год, после создания этой картины образовалась величайшая страна, можно сказать империя – Советский Союз.

На данном полотне видно рождение огненного шара, а точнее новой планеты, Которая выделяется на темном и холодном фоне.

Этот огненно-красный шар, будто кровью окроплен, но при этом освещен яркими лучами. Эти лучи пробились из земли и тянуться к маленьким планетам, которые так высоко. Они символизируют путь к лучшему будущему, к преобразованию, которое лежит через преграды и потери.

Люди изображенные, на картине показывают, разные настроения общества.

Одни тянуться руками к этой планете, согреваясь в лучах окутывающих ее и якобы возвышающих этот самый шар из глубокой мглы. Люди испуганы, но надеются и верят в самые лучшие перемены будущего, они ликуют. Они верят, что шар – это лучшая, новая жизнь.

Другие теряются в своих смятениях. Но, несмотря на это, они рады видеть все, даже если это чудо – последнее, что они созерцают в своей жизни. Они, скорее всего, испытывают некое восхищение от того, что именно они стали свидетелями данного явления.

Третьи же, наоборот, в рождении огненного чуда видят сплошной апокалипсис, конец всему живому. Но они ничего не могут изменить, и приходится мириться с такой участью. Они не могут осознать, что их мир не погибнет и все останется также, а возможно даже и лучше.

Полотно, одновременно и притягивает, и пугает своего зрителя. Оно имеет глубокий смысл, но не каждому дано его, понять и увидеть с первого раза. Тяжело раскрыть всю суть изображенного, особенно в современном мире.

Глядя на полотно понимаешь, что революция – это всегда разные настроения людей и огненные вспышки перемен, которые для каждого несут что-то новое, свое. Но обратно повернуть нельзя, механизм запущен и прежней жизни уже не будет ни у кого.

Это самая необычная картина Юона по своей энергетике. В ней есть мощность и эмоции: ужас, радость, надежда. В полотне скрыта некая тайна, которую необходимо разгадать и осознать. В ней есть блеск идеи, не полностью раскрытой для глаз зрителя, но полностью касающийся души.

Картина – память и напоминанием о том, что не стоит забывать о прошлом и всегда надо быть готовым к рождению новых планет.

↑ Стиль Константина Юона

Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) испробовал много жанров живописи. Наиболее характерными для него являются:

  • Сценография;
  • Графика;
  • Портрет;

Особенно следует выделить пейзаж. Юон справедливо считается мастером этого жанра.

К.Юон. картина Весна в Троицкой лавре фото

При этом в его стиле ясно прослеживается любовь к старине. Это видно в его ранних работах, таких как «Весенний солнечный день» и «Тройка у старого яра». Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.

Великий пейзажист смело экспериментирует с цветами и линиями, что придает его творчеству особый шарм. Переходя к тематике его работ, следует отметить церковную тему. Храмы занимают значимое место в картинах. Юон часто хотел показать то влияние на народ имела православная вера для людей того времени. Также описывается просветительная и культурная роли церкви, не говоря уже об исторический.


К.Юон. картина Купание фото

Символические работы художника подчеркивают и ее историческое значение, ведь именно вера помогала побеждать многочисленных внешних врагов православного российского народа. После революции стиль Юона не терпит существенных изменений, однако тематика пополняется благодаря популярности социалистического реализма.

Краткая биография

Константи́н Фёдорович Юо́н

(1875—1958) — русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Происхождение и семья

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье. Отец — работник страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

Брат — композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

До революции


Голубой куст.

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.


Лавра зимой.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.


Весенний солнечный день.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции


В провинции. Город Торжок. Тверская губерния.

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.


Могила К. Ф. Юона.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Творчество художника

Живописные пейзажи

Вначале творческого пути Юон искал собственный художественный стиль, то увлекаясь идеями художников общества «Мир искусства», то погружаясь в импрессионизм. Понимание того, что же действительно для него представляется самым ценным в живописи, живописец обрел после путешествий по странам Европы и Южному Кавказу. Именно там он осознал, что себя нужно искать на своей родине. В автобиографии он написал, что на чужбине он глубоко осознал тягу к своим землям и то, что его творческий круг интересов «решительно найден». С этого момента Юон глубоко и полно погрузился в изображение русской земли. Его привлекали простые зимние или весенние виды, древняя архитектура, народные традиции, исторические мотивы. Он с большим наслаждением писал лирические пейзажи тихих уголков Москвы и Подмосковья, показывал в своих картинах всю ширь просторов Волги, расписывал красочные площади, монастыри и церкви Нижнего Новгорода, Углича и других российских городов с их богатой архитектурой. Так родились прекрасные картины «К Троице. Март», «Сергиевский Посад», «Красный товар», «Весенний солнечный день» и многие другие.

К.Ф. Юон. «Весенний солнечный день». 1910 г.

После революции Юон увлекся автолитографией и создал два альбома: «Русская провинция» и «Сергиев посад».

Особое место в живописи художника заняла родная Москва. По его словам, он всю жизнь писал Москву и никак не мог ею насытиться. Так, в дореволюционной картине «Москворецкий мост. Старая Москва» художник передает радостно бурлящую жизнь в столице. Несмотря на то, что на картине представлены разномастные группы людей, она не выглядит пестрой, так как мастер использовал мягкие тона и переходы.

К.Ф. Юон. «Москворецкий мост. Старая Москва». 1911 г.

Картины на тему революции и войны

Хотя после революции Юон продолжал активную работу над пейзажами, события в стране не оставили его равнодушным. Одним из крупных произведений на эту тему стала работа «Новая планета». Она выполнена в нетипичных для художника ярких красках и символизирует то новое, что приносит революция. Мастер изобразил это в виде рождения красной планеты, к которой тянут в мольбе руки беззащитные люди. Это произведение родилось после долгих рассуждений Юона о том, какое влияние на его народ оказала революция.

К.Ф. Юон. «Новая планета». 1921 г.

По словам самого Юона, переход к теме революции для него был совершенно естественным, ведь он продолжал жить с народом и показывать, как изменилась его жизнь, насыщенная идеями революционных преобразований. Так рождаются картины: «Штурм Кремля в 1917 году», «Парад на Красной площади», «Подмосковная молодежь» и другие. То же самое происходило с художником во время и после войны: он продолжал переосмысливать перемены в стране и изображать их на своих полотнах.

Картина К.Ф. Юона «Москва салютует» на почтовой марке.

Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Новая планета»

К.Ф. Юон, автор необычной для его стиля картины «Новая Планета», написанной в 1921 году. Константин Федорович — признанный пейзажист, но эта картина — импрессионистическая. Художник хотел передать эмоции людей, увидевших новую планету. Картина «Новая Планета» выглядит космической, не похожей на остальные. Мы видим людей, изображённых в чёрных и коричневых цветах, которые расположены по всему периметру картины. Они в причудливых позах, изогнутые, тянут руки к планете, вытягиваются во весь рост. Некоторые совсем не боятся увидеть это чудо, даже если сгорят, их интерес выше простого чувства страха, они бегут к новой планете. А другие пятились назад, закрыли голову от жара, исходящего от новой планеты, падали ничком на землю и погибали.

Планета изображена ярко-красным кругом. Насыщенность цвета напоминает огонь

Красный цвет на картине всегда выделяет центральный план, объект, на который нужно обратить внимание. Именно у красной планеты происходит основное действо: люди понимают новое или бояться его

Планета как будто пылает, обращая на себя внимание, зазывая и привлекая жителей.

Мы видим рядом ещё несколько планет: три жёлтых круга, меньшего размера, хаотично разбросанные по небу, напоминающих спутники. В правом углу виднеется кусочек другой желтой планеты, с тёмными пятнами. Вокруг неё расплывчатый круг, напоминающей языки костра. Она кажется больше и умиротвореннее, но немного уставшей от жителей и их проблем.

Земля планеты жителей нарисована серым камнем с выделяющейся структурой: выступами и ухабами.

Картина необычайна манерой исполнения: поверх планеты нарисованы полосы. Они кажутся прозрачными, текстурными, выделяющими планеты, над которыми они нарисованы. Над красной планетой они алые, а вверху размыто-серые. Над желтой планетой они солнечного цвета.

Юон хотел передать всю яркость эмоций жителей через красочность картины. Тонко просматривается символичность задуманного — события Октябрьской революции. Красный цвет — цвет крови и жертвенности, желтый — светлая надежда на будущее. Такое иносказание помогла добиться эффекта другой реальности, но с понимаем происходящего. Революция по-настоящему изменила жизнь людей, открыла для них новое государство.

Сочинение-описание по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Витя-подпасок» Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Тройка»