Эвакуация в ссср в период вов: передислокация, не имеющая аналогов во всем мире

Оглавление

Всего не учтешь

В связи со спонтанностью и массовостью работ было немало недочетов: отсутствие транспорта, перебои со снабжением людей продуктами питания, кипятком, пропажи вещей эвакуируемых, отсутствие оперативной медицинской помощи и т.п. Некоторые составы стояли на промежуточных станциях по 20–30 дней, люди мерзли и голодали, отставали и теряли свои семьи. Однако, как свидетельствовали сами участники событий и многочисленные документы, эти недостатки все же не приняли массового характера. С ними боролись, их преодолевали весьма решительно и последовательно по законам военного времени.

Первоначально никто не предполагал, что отправлять эшелоны придется не только на территорию Подмосковья, Поволжья и других центральных районов СССР, но также и в Среднюю Азию, Закавказье, Сибирь.

Реализация эвакуации

Деятельность Совета была осложнена отсутствием опыта в столь масштабных перевозках, по окончании которых все спасенное надлежало разместить на новом, неподготовленном месте. Кроме того, экстренное свертывание производства на эвакуируемых заводах приводило к убыткам для бюджета государства.

По регионам практическая часть по эвакуации ложилась на ЦК партий и СНК союзных республик, а также обкомы, райкомы, горкомы ВКП(б), обл-, рай- и горисполкомы. Материальная составляющая наркоматов и прочих учреждений эвакуировалась под надзором отдельных групп, созданных при конкретных ведомствах. Генеральный контроль за всем лежал на группе инспекторов под управлением А. Н. Косыгина.

Непосредственная перевозка осуществлялась при помощи всего имеющегося транспорта, но первоочередно — железнодорожного. На больших узлах трудились Уполномоченные Совета, а при Наркомате путей сообщения СССР — Грузовое управление и Управление движения. Все они имели оперативные группы, отвечающие за реализацию решений Совета по эвакуации (контроль путей, погрузки и выгрузки, а также поиск нужного числа вагонов). Кроме того, задействовался личный состав частей тыла Красной армии. Для этого в Совет вошел генерал М. В. Захаров и части Военного Сообщения фронтового и армейского подчинения.

При железнодорожных, морских и речных вокзалах формировались эвакуационные пункты. В них осуществлялись прием и отправка поездов, плюс питание и медпомощь. Демонтаж оборудования в эвакуируемых заводах проходил при нехватке работников и часто при отсутствии грузоподъемного оборудования. Нередко эти мероприятия шли в прифронтовой зоне. Потому в приоритете были наиболее ценные и современные предприятия. Во вторую половину 1941 года правительство потратило более трех миллиардов рублей на эвакуацию.

Сложнее шла перевозка из западных областей, куда приближался противник и где не было надлежащей связи с командованием. Например, по Брест-Литовкой железной дороге вовремя проходила только половина поездов, отправленных по назначению. Тем не менее из Беларуси и Прибалтики было эвакуировано два миллиона человек и около 100 заводов. Похожие проблемы были в Украине и Крыму. Так, в Днепропетровске и Запорожье, где вермахт стоял на одном берегу реки, на другом все еще шла погрузка в эшелоны. Несмотря на это были вывезены предприятия, находящиеся в Киеве, Харькове и Донбассе. Сложнее складывалось с энергетической отраслью. Много электростанций было взорвано.

28 июня 1941 года начался выезд из Ленинграда. Первоочередно эвакуировались пожилые люди, женщины и дети, а также промышленное оборудование, архивы и культурные ценности. Причем вывод длился и после блокады — при помощи Дороги жизни, а также посредством воздушного сообщения. Не менее активной была эвакуация и в столице СССР. Но ее наибольшие темпы пришлись на осень 1941 года — во время генерального наступления Германии. По мере продвижения вермахта начался вывоз людей и техники на Кубани и Северном Кавказе. В общей сложности для перевозки начального периода Великой Отечественной войны понадобилось 1,5 миллиона вагонов.

Что и куда вывозить

Никаких общегосударственных планов эвакуации предприятий и населения на случай войны с Германией в Советском Союзе не было. Специальный орган — тот самый Совет по эвакуации, который должен был заниматься этим вопросом, был создан постановлением Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома на третий день войны, 24 июня. Через три дня появился и документ, определявший как, куда и кого вывозить и в каком порядке это необходимо делать. Это было постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». А 5 июля появилось специальное постановление «О порядке эвакуации населения в военное время».

Эвакуация хозяйственного имущества советского оборонного завода на Урал, 1942 года

Вывозить в глубь страны планировалось в первую очередь квалифицированных рабочих и служащих, женщин и стариков, а также молодежь, не достигшую призывного возраста, и детей. Все эвакуируемые делились на пять групп. Первая и вторая группы — коллективы заводов и учреждений и учащиеся системы фабрично-заводского образования и ремесленных училищ, они были необходимы для срочной организации производства на востоке. Третьей группой были семьи военнослужащих, к четвертой относились воспитанники детских домов и интернатов. А к пятой группе, едва ли не самой многочисленной, относились те, кто эвакуировался индивидуальным порядком.

Эвакуируемые из подмосковных колхозов коровы проходят по площади перед Большим театром в Москве, октябрь 1941 года

Но переброска на восток людей из западных областей и республик СССР, где проживало около 40% населения страны, была только частью глобальной задачи. Война с присущим ей цинизмом требовала в первую очередь эвакуировать предприятия. С одной стороны, их нельзя было оставлять на оккупированной территории, чтобы не позволить противнику воспользоваться производственными мощностями для наращивания собственных военных ресурсов. С другой, именно на западе СССР были к тому времени сосредоточены основные военные мощности, и без них Красная Армия оказывалась бы на «голодном пайке» буквально во всем — от портянок до танков и самолетов.

Оборудование оборонного завода, выгруженное возле недостроенных цехов, Урал, осень 1941 года

Постановления требовали, чтобы из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, вывозили в первую очередь станки и машины, цветные металлы, горюче-смазочные материалы и другое промышленное оборудование. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то надлежало в первую очередь вывозить запасы хлеба и эвакуировать скот. Не были забыты и культурные ценности: на Восток отправлялись практически все крупные театры и оркестры, упаковывались и увозились экспозиции и запасники крупных музеев, прежде всего Эрмитажа и Русского музея, а также Алмазный фонд СССР и ценности Оружейной палаты. О размерах этих фондов можно судить по таким цифрам: из Третьяковской галереи эвакуировали 18 430 экспонатов, из Русского музея — 300 тысяч, а из Эрмитажа — 1 млн 117 тысяч!

Заводы в чистом поле

Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий. Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования (порой под открытым небом) и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов…

Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности

Харьковский паровозостроительный завод — колыбель знаменитого танка Т-34 — было решено эвакуировать только 12 сентября 1941 года, когда рухнули надежды на то, что советско-германский фронт удастся стабилизировать по Днепру. ХПЗ планировалось перебазировать в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского Кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами.

Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле на оборудовании эвакуированного завода №183 — Харьковского паровозостроительного завода, 1943 год

Если многие харьковские и ленинградские танковые предприятия перебазировались на уже существующую промышленную базу, пусть ее и приходилось спешно расширять, то, например, московский завод «Авиаагрегат», эвакуированный осенью 1941 года в Куйбышев, начинал работу на новом месте в полном смысле слова под открытым небом. Рабочие согревались кострами, разожженными между производственными линиями, причем большинство сотрудников предприятия к тому времени уже составляли подростки и женщины: мужчины отказывались от «брони» и уходили на фронт.

Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год

Эшелоны, которые вывозили предприятия и людей, шли на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию практически непрерывным потоком: в пиковые моменты для эвакуации было задействовано до половины всего вагонного парка страны! Скажем, для вывоза оборудования завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной. Например, в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке эвакуированного с запада предприятия его главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектования оборудования по каждому цеху. Сохранить работоспособность ему позволил лишь специальный «коктейль» из какао с энергетическими добавками, который регулярно приносили в термосах к станции сотрудники челябинского управления НКВД.

Белоруссию на рельсы

Враг стремительно наступал. В исключительно тяжелых условиях проводилась эвакуация производительных сил с территории Белорусской ССР. По воспоминаниям первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймона Пономаренко, Сталин первоначально не хотел верить, что обстановка столь критична, а в западных областях республики эвакуация стала уже невозможной, и только после настойчивого призыва, мол, иначе будет поздно, согласился. Была срочно создана республиканская комиссия во главе с председателем Совнаркома БССР Иваном Былинским.

В основном вывозились люди и ценности из восточных районов советской Беларуси. Только из Гомеля и области ежедневно отправлялось в тыл не менее 250–300 вагонов с эвакогрузами. К примеру, лишь для вывоза оборудования «Гомсельмаша», паровозоремонтного и станкостроительного заводов потребовалось более 2,5 тыс. вагонов и платформ. Следует не забывать, что часто погрузка производилась под обстрелами и бомбардировками неприятельскими самолетами.

Несколько позже, 18 августа 1941 года, в докладной записке на имя председателя ГКО Сталина Пономаренко сообщил, что наиболее значительные предприятия эвакуированы из Белоруссии полностью, в том числе Могилевский авиазавод, Кричевский цементный завод, судоремонтные мастерские и др. В записке также указывалось, что в тыловые районы удалось вывезти более 16,5 тыс. единиц ценного технологического оборудования, 842 т цветных металлов, 44 км силового кабеля, более 3,4 тыс. вагонов готовой продукции, свыше 2130 вагонов металлолома, а также 44 765 т зерна, 600 тыс. голов скота, 4 тыс. тракторов, 400 комбайнов, 150 молотилок и многое другое. Всего же из Белоруссии было эвакуировано свыше 1,5 млн человек, 109 крупных и средних заводов и фабрик.

Оборудование завода перед эвакуацией, 1941 год Sovfoto/Universal Images Group via Getty Images

В условиях быстро ухудшающейся военной обстановки нередко приходилось ограничиваться вывозом только наиболее важных и технически современных агрегатов, станков, машин и механизмов. Одним из основных правил, которые стремились соблюдать местные органы во время демонтажа и перемещения предприятий, было сохранение комплектности грузов. Эшелоны с ценным оборудованием формировались так, чтобы каждый из них (а иногда частично) мог бы на новом месте быстро развернуться в самостоятельное предприятие и выпускать необходимые фронту и стране товары.

Роль железнодорожного транспорта в проведенной масштабной операции трудно переоценить. Однако за первые десять дней войны гитлеровцы захватили шестую часть железных дорог СССР. В результате к первым числам июля станционные пути, ветки, тупики столичного узла оказались забиты вливавшимися со всех направлений поездами. На запад движение долгое время просто отсутствовало. Москва и вокзалы превратились в головную базу снабжения войск и перевалки военных грузов с железнодорожных вагонов на автомобильный транспорт.

Транспортировка из Украины

Эвакуация из каждой республики и области имела свою специфику. Когда в середине августа на восток потянулись эшелоны с населением и оборудованием с левого берега Днепра, то местными органами власти руководил партийно-хозяйственный аппарат во главе с уполномоченными ГКО и Совета по эвакуации председателем СНК УССР Леонидом Корниецом и заместителем наркома черной металлургии СССР Александром Шереметьевым. 20 августа с запорожских заводов ушел первый эшелон, после чего масштабы эвакуационных перевозок ежесуточно нарастали. Завершалось перебазирование важнейших предприятий Днепропетровска, а после его захвата противником (25 августа) эвакуация продолжалась в левобережные районы области.

Из Запорожья вывезли такие предприятия, как «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», «Коксохимзавод», Алюминиевый завод им. С.М. Кирова и другие. А то, что не смогли вывезти, старались уничтожить.

Тело Ленина

Перед лицом наступления Германии и в условиях эвакуации промышленности и гражданского населения Политбюро приняло решение эвакуировать забальзамированное тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади , где оно выставлялось с 1924 года.

Тело Ленина было тайно вывезено и отправлено подальше от линии фронта и подальше от промышленных зон, которым угрожали немецкие бомбардировщики. Он выбрал Тюмень , расположенный примерно в 2500 км к востоку от Москвы. В июне 1941 года тело Ленина было заключено в парафин и помещено в деревянный гроб, который затем поместили в большой деревянный ящик. Вместе с телом были отправлены химические вещества и инструменты, необходимые для постоянного сохранения тела. Ящик поместили в специальный поезд, охраняемый отобранной группой гвардейцев Кремля. У тела была собственная личная машина и круглосуточная личная охрана. Дополнительные солдаты были размещены вдоль путей и станций на восточном маршруте поезда.

По прибытии в Тюмень тело было размещено в полуразрушенном здании на территории Тюменского сельскохозяйственного института. Условия потребовали приобретения дополнительных химикатов и дистиллированной воды в городе Омск , расположенном в 600 км к востоку от Тюмени.

Тело Ленина было возвращено в Москву в апреле 1945 года.

Деятельность[править | править код]

На территории СССР, которая с началом войны оказалась под угрозой оккупации, находилось 32 тыс. промышленных предприятий и проживало 88 млн человек. Необходимо было эвакуировать в Заволжье, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию хотя бы крупные предприятия оборонной и базовых отраслей промышленности вместе с их кадровыми работниками, которые способны были быстро развернуть производство на Востоке. То, как это было сделано, не знает аналогов в мировой истории. Английский публицист А. Верт считает, что «эвакуация промышленности во второй половине 1941-го-начале 1942 гг. и ее „расселение“ на восток следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны».

Подготовка планаправить | править код

«Исключительная сложность… заключалась в том, что в таких масштабах и в такие короткие сроки эвакуация не предусматривалась и никогда не планировалась», — вспоминал заместитель Председателя Совнаркома СССР и наркома химической промышленности СССР военных лет, генерал-лейтенант инженерно-технической службы М. Г. Первухин.

Первоначально считалось, что любая агрессия противника будет быстро отражена и война с ним пойдет на его территории. Такого мнения придерживались такие фигуры Наркомата обороны, как Г. И. Кулик, Л. З. Мехлис, Е. А. Щаденко. Однако после молниеносного захвата Франции и особенно Польши вопрос об эвакуации стал обсуждаться весной 1941 года и вошёл в директивы Генерального штаба, разосланные 14-15 мая 1941 года в приграничные Прибалтийский, Западный, Киевский и Одесский военные округа. Параграф 7 этих директив гласил: «На случай вынужденного отхода разработать согласно особым указаниям план эвакуации фабрик, заводов, банков и других хозяйственных предприятий, правительственных учреждений, складов военного и государственного имущества». Однако выполнить это предписание уже не оставалось времени.

В первые дни после нападения Германии партийные, советские и военные руководители на местах решали вопрос об эвакуации на свое усмотрение и в меру сил. Некоторые действовали решительно и эффективно, некоторые колебались и выжидали, в результате чего в последний момент ценности приходилось уничтожать или, что ещё хуже, они доставались врагу.

Первые дни войныправить | править код

Уже 22 июня 1941 года массированным бомбардировкам наступающего вермахта были подвергнуты как узловые, так и многие промежуточные станции Брест-Литовской, Белостокской, Ковельской, Белорусской, Литовской, Латвийской, Эстонской, Юго-Западной, Винницкой, Одесской и Кишиневской железных дорог.

29 июня была распространена директива СНК СССР и ЦК ВКП(б): «При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего».

Непрерывным потоком по автомобильным дорогам на восток двигались люди, автомобили, подводы, из-за чего трудно было организовать встречное движение войск и подвоз боеприпасов. Обстановку осложняли заброшенные в советский тыл диверсанты, действовавшие под видом беженцев, а нередко и в форме советских бойцов и командиров. Они распространяли провокационные слухи, сеяли панику, подавали своим самолетам световые сигналы.

За первые 10 дней войны гитлеровцы захватили шестую часть железных дорог СССР. К 5 июля, по воспоминаниям З.Кондратьева, «станционные пути, ветки, тупики столичного узла оказались забитыми вливавшимися со всех направлений поездами. Выхода на запад почти не было. Железнодорожные магистрали, идущие к фронту, представляли собой обрубки. Москва превратилась в головную базу снабжения войск и перевалки военных грузов с железной дороги на автомобильный транспорт».

Эшелоны идут на восток

Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше. К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям.

Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда, 1942 год

Масштабы перевозки людей из охваченных войной регионов в тыл поражают воображение. В первые дни войны, несмотря на катастрофически быстрое продвижение немцев, из Белоруссии и Прибалтики эвакуировали более 2 млн человек, а из Молдавии — 300 тысяч. Там же, где врага удалось хотя бы ненадолго задержать или вообще остановить, в первые месяцы войны эвакуировали людей миллионами: так, с Украины удалось эвакуировать 3,5 миллиона человек (в том числе 350 тысяч из Киева), 1,7 млн человек эвакуировали из Ленинграда (в том числе 300 тысяч детей) и 2 миллиона, среди которых было около 500 тысяч детей, — из Москвы.

Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащиеся школ фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ. Снимок 1942 года

Многие из эвакуированных уезжали в такой спешке под немецким обстрелом или когда части вермахта входили в город, что практически не имели с собой никаких вещей, и почти никогда — запасов продовольствия. Решать эту проблему должны были эвакопункты, создание которых предусматривалось «Положением об эвакопунктах», утвержденным 5 июля 1941 года. Всего за полтора месяца на всех важнейших транспортных узлах были созданы 128 эвакопунктов, а к концу осени 1941 года они появились на всем протяжении путей эвакуации. Насколько напряженной была их работа, можно судить по таким цифрам. Например, через Пензенский эвакопункт с момента его создания 18 июля 1941 года и по 12 августа прошло 399 эшелонов с 437 800 эвакуированными. То есть это было около 15-18 эшелонов в сутки, и для едущих в них людей станционная столовая готовила и выдавала ежедневно до 20 тысяч порций.

Итоги и значение эвакуации

За 1941-1942 года было эвакуировано 17 миллионов человек и более 2600 заводов. Это позволило сохранить человеческий ресурс и производство для обеспечения победы. Кроме того, многие перевезенные предприятия в дальнейшем стали основой для развития промышленности в ранее менее развитых регионах.

Эвакуация в годы Великой Отечественной войны была сопряжена и с потерями. Но, несмотря на них, промышленности СССР удалось сохранить себя и достигнуть поставленных правительством целей. Проходя в тяжелых условиях и не располагая временем, эвакуация в СССР не имела аналогов в истории всего мира. Многие ее герои были отмечены правительственными наградами.

Вторая мировая

  • Вторая мировая война: все самое главное
  • Основные этапы войны с датами
  • Страны-участники Второй мировой
  • Потери стран во Второй мировой войне
  • Итоги Великой Отечественной и роль СССР во Второй мировой
  • СССР накануне войны
  • Самые известные советские снайперы

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ