Основатель третьяковской галереи: жизнь и судьба русского мецената

Оглавление

Передача коллекции городу

Изначально собрание живописи хранилось в залах особняка в Лаврушинском переулке. Коллекция регулярно пополнялась, и в 1873 году под нее отстроили отдельное здание, свободное для посещения. Спустя месяц после смерти брата Сергея, страстного коллекционера произведений искусства Западной Европы, Павел Михайлович написал в Московскую городскую думу о намерении передать свою коллекцию картин в дар родному городу.

Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых открылась в середине августа 1893 года. На торжестве коллекционер не присутствовал, желая остаться в тени. Император Александр III в ответ на широкий жест мецената пожаловал Третьякову дворянский титул, но тот отказался, сказав, что, родившись купцом, купцом и умрет.

После передачи своей галереи народу, Павел Михайлович не оставил свое детище без внимания, а ежегодно дарил новые картины, составлял каталоги, спонсировал ее содержание. Многие часто видели в галерее высокого и сухощавого человека, любовавшегося то одной, то другой работой, и трепетно смахивающего с полотен пыль, если находил таковую. Это был сам Третьяков.

Ему не было еще и 30 лет, когда он оформил собственное завещание, в котором были такие слова: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Павла Михайловича Третьякова не стало 4 (16) декабря 1898 года. Прощальными словами умирающего стала фраза: «Берегите галерею и будьте здоровы».

В наши дни Государственная Третьяковская галерея обладает одним из крупнейших собраний русской живописи и входит в 50 самых посещаемых художественных музеев мира.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Расположение

Знаменитая Третьяковская художественная галерея находится в городе Москве, ее адрес – Лаврушинский переулок, дом 10. На карте Москвы художественный музей находится прямо в центре города возле Москвы-реки, поэтому ее поиск для туриста не составит никакого труда.

На каком транспорте доехать до музея, подскажет любой москвич. До Третьяковки можно добраться, используя подземный транспорт (метро). Для этого стоит выйти на одной из этих подземных остановок:

  • остановка “Третьяковская”,
  • остановка “Новокузнецкая”.

После выхода из подземки необходимо немного пройтись, чтобы выйти к улице с названием Большая Ордынка. После нужно пересечь ее и дойти до бара-ресторана. Слева от него можно увидеть Ордынский тупик. Минуя его, следует идти через сквер Шмелева. В конечном итоге пешеход достигнет Лаврушинского переулка, где и расположена Третьяковская художественная галерея.

Новая Третьяковка – это художественный музей, расположенный на улице Крымский вал, дом 10, в рамках которого проходят выставки современных экспонатов.

Посещение данной галереи должно обязательно быть в туристическом списке. Чтобы доехать до здания на Крымском валу, необходимо сесть в подземный транспорт (где находится метро, можно понять из многочисленных наземных табличек) и доехать до одной из двух остановок – “Октябрьская” или “Парк Культуры”.

Потом, поднявшись наверх, дойти до Москвы-реки и пересечь ее через мост. Сразу же будет виден большой серый дом — Центральный Дом художника. Внутри него и находится Новая Третьяковка.

Работает художественная галерея шесть дней в неделю (вторник – воскресенье) с десяти утра и до девяти вечера. Билеты радуют демократическими ценами (билет для взрослого человека обойдется в пятьсот рублей, льготный вариант будет стоить двести пятьдесят рублей). Детям до восемнадцати лет вход бесплатный.

При желании любую интересующую информацию по российской художественной галерее можно найти в виртуальной энциклопедии. Википедия не только подскажет, где находится Третьяковская галерея, но и поможет найти сведения обо всех полотнах, хранящихся в музее.

Детство и Отрочество

Третьяков Павел Михайлович родился 27 декабря 1832 года в Замоскворечье. Семья Павла происходила из старинного, но не самого богатого купеческого рода. Отец Третьяков Михаил Захарович (1801 г.р.) был строгим и педантичным человеком, приверженцем патриархальных взглядов. Семья Михаила продавала изделия из полотна в своих лавках. Мать Третьякова Александра Даниловна (1812 г.р.) была дочерью солидного коммерсанта, который занимался экспортом сала в Англию.

В семье было 9 детей, однако после эпидемии скарлатины живы остались только 5 из них. Дети получали домашнее образование от престижных педагогов, которых приглашал в дом отец. Все время обучения глава семейства тщательно наблюдал за процессом и контролировал практически каждое действие домочадцев.

С раннего детства старшие братья Павел и Сергей приобщались к семейному бизнесу, в свои 15 лет Павел Михайлович уже вел торговую бухгалтерию. К середине 19 века семейство Третьяковых владело уже пятью лавками в столице Российской Империи. После смерти главы семейства в 1850 году большая часть работы легла на плечи Александры Даниловны, а когда сыновья стали взрослыми и независимыми, она передала полномочия управления им.

Коллекционирование произведений искусства

Третьяков начал коллекционировать искусство в 1854 году в возрасте 22 лет; его первой покупкой было 10 полотен старых голландских мастеров. Он поставил перед собой цель создать Российскую национальную галерею. В своей коллекции Третьяков включал наиболее ценные и замечательные продукты, в первую очередь современников, с 1870 — в основном членов общества циркулирующей художественных выставок ( Товарищество peredvizhnyh hudozhestvennyh vystavok или Передвижники , Передвижники на русском языке ). Картины он покупал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда целиком: в 1874 году он приобрел «Туркестанскую серию» В.В. Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 году — «Индийскую серию». (78 исследований). В его коллекции более 80 этюдов Александра Иванова . В 1885 году Третьяков купил 102 этюда В. Д. Поленова, написанных художником во время путешествий по Турции , Египту , Сирии и Палестине . Он также приобрел коллекцию Васнецова эскизов, сделанных во время его работы над Владимирским собором в Киеве . В Третьякове наиболее полно собраны такие художники, как: В. Г. Перов , И. Н. Крамской , Илья Репин , Василий Суриков , И. И. Левитан , Валентин Серов . Стремясь показать истоки и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII — первой половины XIX веков и вехи древнерусской живописи. Он также задумал создание «Русского пантеона » — портретной галереи известных россиян. Специально для этого он заказывал портреты деятелей отечественной культуры у ведущих мастеров этого жанра — Н. Н. Ге , Крамского, Н. В. Неврева , Перова, Репина.

В 1870-80 гг. Третьяков также начал собирать иллюстрации (471 по 1893 г.), а в 1890 г. он начал собирать иконы . При его жизни они хранились в его кабинете и не выставлялись на всеобщее обозрение. У него также была небольшая коллекция скульптур (9 скульптур к 1893 г.).

Сначала галерея располагалась в доме Третьякова в Лаврушенском переулке. Но по мере того, как его коллекция расширялась, он решил перестроить свой дом, чтобы приспособить его. В 1870-1880 годах дом неоднократно перестраивался архитектором Каминским .

Третьяков хотел максимально незаметно, без суеты перенести галерею в город; он не хотел находиться в центре всеобщего внимания и быть объектом благодарности. Но это было невозможно, и он был очень недоволен.

С 1881 г. его галерея стала популярной (к 1885 г. ее посетили около 30 тыс. Человек). В 1892 году Третьяков унаследовал от брата коллекцию западноевропейской живописи и разместил ее в двух залах западной школы. Коллекция Третьяковской галереи не уступала по значимости крупнейшим в то время музеям России и стала одной из достопримечательностей Москвы . В августе 1892 года Третьяков подарил Москве свою коллекцию и особняк. К тому времени в коллекции было 1287 картин и 518 рисунков русской школы, 75 картин и 8 фигур западноевропейской школы, 15 скульптур и собрания икон.

Третьяковская галерея со статуей Третьякова перед ним.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Городская картинная галерея Павла и Сергея Третьяковых» (ныне Третьяковская галерея ). К 1890 году его ежегодно посещали до 150 тысяч человек. Третьяков продолжал пополнять свою коллекцию, например, в 1894 году он подарил галерею из 30 картин, 12 фигур и мраморную статую «Христианские мученики» работы М.М. Антокольского . Он также принимал участие в изучении коллекции, а с 1893 года выпустил ее каталог.

Смерть

В последние годы биографии Третьяков удостоился звания коммерции советника, был избран в состав Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также стал действительным членом Петербургской Академии художеств. Он страдал от язвы желудка, которая и стала причиной его смерти.

В своем завещании меценат оставил солидные средства детскому интернату, дому с бесплатным жильем для вдов живописцев, Московской консерватории, а также родственникам и прислуге. Павел Третьяков умер 4 (16) декабря 1898 года в возрасте 65 лет. Его последние слова были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Филиалы

Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский вал, д. 10

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 17:00

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 20:00

Пятница

10:00 – 20:00

Суббота

10:00 – 20:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 18:00

Среда

10:00 – 18:00

Четверг

10:00 – 21:00

Пятница

10:00 – 21:00

Суббота

10:00 – 21:00

Воскресенье

10:00 – 18:00

На карте:

Музей-мастерская А. Голубкиной

Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1

Касса: +7 (495) 637-56-82

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 16:00

Четверг

10:00 – 16:00

Пятница

10:00 – 16:00

Суббота

10:00 – 16:00

Воскресенье

10:00 – 16:00

На карте:

Музей-квартира А.М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)

Телефоны:

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Дом-музей А.М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1

Телефон: +7 (495) 681-13-29

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Семья Третьяковых

Семья П.М. Третьякова. Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884

Третьяковы принадлежали к старинному купеческому роду, который ведет свою родословную из Калужской губернии. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Всего в семье было 9 детей, но от скарлатины умерло четверо из них, а затем умер отец, после чего все движимое и недвижимое имущество перешло к братьям Павлу и Сергею, которые успешно продолжили дело отца. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. У него было 6 детей.  В семье все любили друг друга. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».  В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом,  умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца.Павел Михайлович очень горевал. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Музыка, литература, иностранные языки, концерты, театры, художественные выставки, путешествия – вот составляющие домашнего воспитания в семье Третьяковых.  В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.Д. Поленов и многие другие. Любили в семье Третьякова путешествия – как по стране, так и за границу.

Сергей Михайлович Третьяков

Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т.п.). Была еще и благотворительная деятельность, о которой мы упоминали выше, а также участие в деятельности Православного миссионерского общества, он занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии и др.

Основание и история Третьяковской галереи

Названная в честь ее создателя купца Третьякова Павла Михайловича, галерея создавалась как личный музей в особняке самого «предпринимателя». Сначала он собирал картины зарубежных художников. В 1856 году П.М. коллекционер купил два полотна русских авторов «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанных Шильдером и Худяковым. Именно с этих русских картин и появилась идея о создании доступной для всех общественной картиной галереи. Вот с этого времени и началось активное коллекционирование Третьяковым живописи и в 1867 году, его коллекция составляла 1276 картин. Помимо картин, он увлекался коллекционированием икон и скульптур. В 1892 году Третьяков просто отдал в дар городу собранные коллекции, а 5 августа 1893 года Третьяковка впервые была открыта для посещений и приняла своих первых гостей. А после 1917 года и окончательного установления советской власти, Третьяковка полностью перешла в государственную собственность. В советское время собрание галерее очень активно росло и к 1975 году насчитывалось 55 000 единиц самых разных экспонатов. В период ВОВ, в галерее были проведены объемные работы по демонтажу и эвакуации экспозиции. Здание галереи пострадало от бомбежек в 1942 году, но работы по восстановлению галерее начались фактически сразу же после изменения положения российской армии на фронте. Сегодня Третьяковская галерея представляет собой обширный музейный комплекс. Здесь можно найти шедевры фактически всех сфер живописи в период с XI –начала XX века. Гостям представлены как постоянные экспозиции, но также в галерее часто проходят временные выставки. В настоящее время экспозиции Третьяковки насчитывают более 190000 экспонатов, и это не только живопись. Все желающие могут насладиться композициями из драгоценных металлов, вниманию гостей представлены вещи принадлежавшие частным российским и зарубежным коллекционерам. Главное здание расположено по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10. Корпус, где представлено искусство XX века, находится по адресу: г. Москва, Крымский Вал, д. 10, именно в этом корпусе можно насладиться и попробовать разгадать тайну «Черного квадрата» Малевича. Этот филиал называют «Новая Третьяковка». У галереи есть свои филиалы и музеи. Каждый год Третьяковская галерея принимает более полутора миллионов человек, и желающих посетить одно из самых масштабных собраний мировых шедевров в мире искусства не уменьшается.

«Третьяковка» без Третьякова

Завещанного капитала было достаточно для содержания галереи. Чего не хватало, так это залов для размещения коллекции. Купеческая усадьба Третьяковых перестраивалась, обрастала пристроями. Уже в начале девятисотых годов знаменитый художник Виктор Васнецов разработал эскизы, по которым появился уникальный фасад — теперь он является эмблемой музея. Неорусский стиль только подчеркивает, что здесь русский дух и Русью пахнет.

Весь советский период Третьяковка меняла названия, виды собственности, попечителей, но неизменно расширялась и пополнялась.

При директорстве архитектора Игоря Грабаря экспозицию начали формировать по хронологии. Так называемому европейскому типу. Но главное — появился Государственный художественный фонд, и коллекция продолжила пополняться, в том числе и за счет конфискованных из богатых частных собраний экспонатов. Коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов. Так называемый «щусевский» период славился расширением не только фондов, но и стен: Третьяковке перешла еще одна бывшая купеческая усадьба. Она разместила в себе научные отделы, в нем хранилась графика, а также библиотека. Книжный фонд Третьяковки можно считать настоящим достоянием: в нем более 200 тысяч изданий об искусстве и его направлениях.

Роковые сороковые внесли свои коррективы в жизнь галереи. Музеи столицы готовили к эвакуации, и Третьяковка не была исключением. Ее фонды вывозили больше года. Бесценные полотна вырезали из рам, перекладывали листами бумаги, закрывали в водонепроницаемые ящики и эвакуировали. 17 вагонов доставили экспонаты в столицу Сибири. А вот здание Третьяковки ничто не могло укрыть от бомбежек.

Но все-таки послевоенная жизнь оказалась насыщенной. Когда жизнь вошла в мирное русло, и картины вернулись в родные стены, администрация и культурные работники начали готовиться к 100-летию музея.

Приобретались новые произведения искусства, среди которых были картины Саврасова, Петрова-Водкина, Врубеля. Стало понятно, что существующих площадей не хватает катастрофически, ведь в 1956 году, юбилейном для галереи, в ней насчитывалось более 35 тысяч предметов культурной ценности!

Вопрос с расширением достался в наследство всем властям СССР. Так появился депозитарий и новый инженерный корпус. При директоре Ю.К. Королеве в музей вошел храм Св. Николая в Толмачах, а само основное здание закрылось на реконструкцию. Росло и собрание: государственные закупки к 1975 году расширили фонды до 55 тысяч картин и скульптур.

К середине 90-х, несмотря ни на какие волнения, Галерея прирастает сразу на 10 залов. Появляются выставки скульптур от средних веков до наших дней, отдельным картинам посвятили целые помещения. К тому же, расширение площадей позволило увеличить и сами экспозиции.

Сегодня Третьяковка – это более 170 000 экспонатов, среди которых особую гордость вызывают древнерусские иконы и русский авангард.

Коллекция работ художников-передвижников считается одной из самых полных, а представленная в музее русская живопись, начиная с XII века, уникальна и по содержанию, и по наполнению.

Интересные факты

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

Семья

Павел Третьяков происходил из купеческой династии Третьяковых, ведущих свою родословную от торговцев Малоярославецкого уезда Калужского наместничества. Он появился на свет 15 (27) декабря 1832 года в родовом доме в 1-м Голутвинском переулке в Москве.

Дед Павла по линии матери занимался экспортом сала в Великобританию. Семья отца, осевшая в Москве в 1774 году, вела торговлю полотняными изделиями. Михаил Захарович Третьяков, купец II гильдии, был страстным сторонником патриархата. Семья была многодетной. Из 9 детей после эпидемии скарлатины выжили лишь 5. Двух старших сыновей, Павла и Сергея, сызмальства приобщали к семейному делу – торговле. Уже в 15-летнем возрасте Павел Михайлович заведовал бухгалтерией.

В 1850 году, когда отца не стало, братья Третьяковы начали вести дела самостоятельно и добились в этом больших успехов. Если у Михаила Третьякова было 5 лавок, то его дети вскоре смогли расширить бизнес и приобрели на паях с двумя другими предпринимателями льняную мануфактуру в г. Кострома. Предприятие было оснащено по последнему слову техники и приносило стабильный и высокий доход. На бумагопрядильной фабрике Третьяковых работало несколько тысяч человек. К концу жизни отца Третьяковки его состояние оценивалось в 3,8 миллиона рублей.

Обзаводиться собственной семьей Павел Михайлович не спешил. Он слыл скромным, молчаливым и нелюдимым человеком. В 33 года Третьяков взял в жены двоюродную сестру Саввы Мамонтова, Веру Николаевну Мамонтову. Она подарила ему 6 детей:

  • Веру (1866—1940);
  • Александру (1867—1959);
  • Любовь (1870—1928);
  • Михаила (1871—1912);
  • Марию (1875—1952);
  • Ивана (1878—1887).

Старший из сыновей Третьякова был слабоумным и болезненным мальчиком. В возрасте 9 лет от менингита, вызванного осложнениями скарлатины, скончался младший сын, любимый всеми Ваня. Отец очень переживал потерю сына и сделался еще более малословным и задумчивым. Несмотря на пережитое горе, в семье Третьяковых всегда царила любовь, уважение и взаимопонимание.

Дети Павла Михайловича получили блестящее домашнее образование, в которое входило обучение музыке, иностранным языкам, литературе. Неотъемлемой частью жизни семьи Третьяковых были путешествия, посещение выставок, театра, концертов. В доме часто бывали такие легендарные деятели искусств, как Чайковский, Тургенев, Рубинштейн, Крамской, Репин, Васнецов, Поленов и многие другие.

Лучшие экспонаты Третьяковской галереи

Пожалуй, о чем стоит рассказать сразу, так это о собрании древнерусской живописи. В его основе более 50 икон, собранных со всей Руси и некогда хранимых в Успенском соборе Кремля. Произведения духовного искусства датируются XII-XIII вв. и представляют лучшие образцы иконописи. В Третьяковской галерее нашла свое последнее пристанище и мозаика из разрушенного во время советской власти Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. И даже если посетители никогда не слышали о Греке и Дионисии, имя Андрея Рублева должно быть знакомо. Его иконы принадлежат к мировому духовному искусству.

Андрей Рублев. Картина «Святая троица».

Религиозная тематика, впрочем, не ограничивается коллекцией икон. Картина А. Иванова с сюжетом явления Христа народу стала одной из самых значимых в начале XIX века. Два десятилетия художник работал над грандиозным полотном в Италии, и сегодня для произведения искусства выделен отдельный зал, чтобы зрители в полной мере ощутили духовность и искания автора. Свои эмоции посетители могут запомнить, и лишь в памяти унести образы, поскольку в Третьяковке не разрешается использовать фотоаппараты.

Иванов, «Явление Христа народу».

В галерее есть и поистине уникальное полотно — изображение графа Головкина кисти первого профессионального русского художника. Иван Никитин был любимцем Петра I, который начал первым отправлять молодые таланты учиться за границу. Реформатору хотелось, чтобы русские живописцы не уступали в мастерстве европейским. Именно поэтому И. Никитин отправился учиться в Европу и оттачивал художественное ремесло во Флорентийской Академии.

Портрет царевны Прасковьи Иоанновны. Автор — Никитин Иван.

Внимания стоит и творчество первых выпускников Академии художеств. Чтобы убедиться в даре портретистов, нужно лишь взглянуть на картины Ф. Рокотова и А. Лосенко.

Наиболее полно в Третьяковской галерее представлены «богатыри» русской живописи И. Репин, В. Суриков и В. Васнецов. Павел Третьяков почитал этих мастеров особо, ведь в своих произведениях они передавали дух страны, драматические события российской истории и богатый фольклор Руси. Целая россыпь шедевров ждет посетителей галереи.

Картина Три богатыря. Виктор Васнецов.

А вот с картиной, где Иван Грозный убивает своего сына, связана поистине драматическая история. В 1913 году вандал порезал полотно так, что реставраторам пришлось практически по-новому прорисовывать лица. На тот момент хранителем Галереи был Е. М. Хруслов, который так переживал из-за инцидента, что бросился под паровоз.

Картина Иван Грозный убивает своего сына

П. М. Третьяков был известен своей любовью к пейзажам, их правде и поэзии жизни. И специально для мецената лучшие художники писали картины, которые хоть и сделаны под заказ, но не лишены души. Среди лучших пейзажистов в Третьяковке представлены Ф. Васильев, А. Куинджи, А. Саврасов. Его произведение о прилетевших грачах современники называли не иначе как «душой русского народа». И, конечно, в Галерее представлен «богатырь русского леса» И. Шишкин. Романтическое направление русских художников Серова, Врубеля и Левитана не оставит равнодушными ни одного посетителя, и известно практически каждому — хотя бы по школьной программе.

Не стоит забывать и о том, что Третьяковская галерея хранит наиболее полное собрание авангарда. Художники, объединенные в такие общества как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» положили начало к авангардному искусству, и среди других имен художников особняком стоит К. Малевич. Принципы так называемого беспредметного искусства были открыты именно в русском искусстве. А «Черный квадрат» стал его символом. Кстати, именно этот образец супрематизма по сей день остается одним из самых обсуждаемых в Третьяковке. Сюрреализм М. Шагала и В. Кандинского, кубизм и футуризм «амазонок» русского авангарда, конструктивизм В. Татлина и А. Родченко – по ним можно проследить историю становления русской живописи и ее течений.

Третьяковская галерея сегодня – это не просто музей, это настоящий центр по изучению искусства. К голосу экспертов и реставраторов Третьяковки прислушиваются во всем мире. А они продолжают заложенные отцом-основателем музея традиции: сохранение, исследование и презентацию отечественного искусства. Ведь у русского человека есть дар не только переносить на холст увиденное, но и одушевлять.

За познанием русской души, ее широты, мощи и духовности, в Третьяковку приходят тысячи людей всех национальностей и вероисповеданий. А значит, старания Павла Михайловича Третьякова не прошли даром.