Смерть вещего олега: год и причина

Оглавление

Смерть

Когда умер князь Олег Вещий — достоверно неизвестно. Согласно наиболее распространённой версии, причиной смерти стал укус змеи, выползшей из черепа коня, от которого волхвы когда-то пообещали смерть князю. Историками на основе разных источников называются 912 и 922 годы, как наиболее вероятные даты смерти.

«Встреча Олега с кудесником»В.М. Васнецов

Предсказание о смерти от коня

Еще до похода на Царьград, Олег Вещий однажды обратился к волхвам с вопросом, от чего ему суждено умереть, на что получил ответ одного из кудесников:

Когда же князь спросил, как суждено умереть самим кудесникам, они ответили, что он, князь, прикажет их убить за плохое пророчество. Желая показать собственную волю в распоряжении своей судьбой князь объявил, что все будет не так:

Ожиганов И., Вещий Олег (Прощание с конём)

Смерть от укуса змеи

Беседа Олега с конюхом о своем любимом коне.Фрагмент Радзивиловской летописи

Спустя несколько лет (в разных источниках от 4 до 7) по возвращению из византийского похода, Олег Вещий обратился к своему конюху с вопросом:

На что конюший ответил:

Рассмеявшись, Олег сказал когда-то возвещавшим ему о смерти волхвам:

Затем, приказав повесить волхвов на дереве, призвал дружину и бояр и велел привести его туда, где лежали кости коня. Приехав на место, Олег спешился и, поставив ногу на белеющий под небом конский череп, произнёс:

В черепе же жила ядовитая змея, которая выползла и ужалила князя в ногу. Этот укус оказался смертельным — Олег Вещий вскоре скончался.

Смерть князя Олега Вещего

«Тризна на могиле Вещего Олега»В.М. Васнецов.

По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море». Легенда о предсказании смерти от коня и последующей гибели от укуса змеи, спрятавшейся в черепе находит параллели в исландской саге о викинге Орваре ОддеВырезка из саги об Одде-Стреле

Список литературы

  1. В. Н. Татщиев,
  2. Происхождение Аскольда и Дира является предметом споров историков до сих пор — согласно разным версиям они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве, или отдельными независимыми варягами, занявшими город, также есть версия о происхождении Аскольда и Дира от легендарных основателей Киева — Кия, Щека и Хорива.
  3. Никоновская летопись
  4. В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 2
  5. Татищев В. Н. «История Российская», кн 2, гл 2
  6. Татищев В. Н. 
  7. В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 2
  8. Там же
  9. Повесть Временных Лет
  10. В. Н. Татищев —
  11. Татищев В. Н. «История Российская», кн 2, гл 2 ; кн 1, гл 4
  12. Повесть Временных Лет
  13. Повесть Временных Лет
  14. В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 2
  15. Уключина — приспособление в борту лодки для упора весла при гребле.
  16. Повесть Временных Лет
  17. В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 2
  18. В. Н. Татищев, «История Российская» кн 2, гл 2
  19. Вырезка из саги об Одде-Стреле

Происхождение Олега

Самое интересное, что на просторах интернета я нашел несколько версий происхождения князя Олега Вещего. Основные – две. Первая опирается на всем известную летопись «Повесть временных лет», а вторая– на Новгородскую Первую летопись. Новгородская летопись описывает более ранние события Древней Руси, потому сохранила фрагменты более раннего периода жизни Олега. Тем не менее, она содержит неточности в хронологии по событиям X века. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, согласно «Повести Временных Лет», Олег был соплеменником Рюрика. Некоторые историки считают его братом жены Рюрика. Более точное происхождение Олега в «Повести Временных Лет» не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег имеет скандинавские корни и носит имя героя нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика (по некоторым источникам — истинного создателя Древнерусского государства) в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Покорение племён поблизости от Киева

Заняв Киев после убийства Аскольда и Дира, Олег Вещий обратил своё внимание на близлежащие племена и начал принуждать их к подчинению. Ранее они платили дань расположенному рядом могущественному государству — Хазарскому каганату

Древляне

В 883 году, согласно летописям:

Древляне были достаточно свободолюбивым племенем, впоследствии, после смерти Олега, они отказались продолжать выплаты дани и его воспитаннику Игорю пришлось силой принуждать их к повиновению.

Примерная карта расположения восточнославянских племен и Хазарского каганата во времена Олега Вещего

Требование Олегом дани с покоренных древлян; приношение дани Олегу по черной куне (в миниатюре — монетами).

Тяжеловооружённый хазарский воин 9-11 веков.

Северяне

В 884 году настал черед северян подчиниться новому киевскому князю — собрав войска, Олег совершил поход в их земли и обложил меньшей данью, чем они ранее платили хазарам. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам:

Радимичи

Наконец, в 885 году к радимичам Олег направил послов с вопросом:

Те ответили:

Тогда князь потребовал:

Радимичи стали платить киевскому князю такую же дать, какую платили ранее хазарам.

Карта отражающая положение Киева и Новгорода, а также места расселения восточных славян

Кроме того, летописи упоминают о «рати», т.е. военных действиях, с племенами уличей и тиверцев, которые не пожелали подчиняться и оказали сопротивление. Таким образом, подчинив три крупных восточнославянских племени, проживающих поблизости от Киева, Олег закрепил ядро формирующегося древнерусского государства. Несмотря на то, что уличи и тиверцы не подчинились сразу, в описании похода на Царьград 907 года они присутствуют среди прочих перечисляемых племён, входивших в войска Олега Вещего — очевидно, перспектива участия в столь масштабном походе против известного своими богатствами Константинополя была достаточно заманчивой.

Приношение Олегу дани покоренными народами.

Осада Киева венграми

В период между 895-898 годами, в ходе массовой перекочёвки на запад, венгерсие племена подошли к Киеву. Предположительно возглавляемые своим ханом Альмошем, венгры переправились на правый берег Днепра на плотах. Выступивший против них киевский князь был разбит в сражении и скрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады венгры пошли на приступ. Город не был взят, и начались мирные переговоры, в результате которых осаждающие получили большой откуп и покинули киевские земли.

Карта отражающая путь миграции венгерских племён на запад

Переход венгерского князя Арпада через Карпаты. Худ. Арпад Фести, 1894. Холст (циклорама, 1800 м²), написан к празднованию тысячной годовщины завоевания мадьярами Венгрии.

Свадьба Игоря Рюриковича и Ольги

Продолжение династической линии Рюриковичей было одной из главных задач князя Олега Вещего в качестве регента — в 903 году он поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет.

Некоторые летописи указывают, что Ольга возможно была дочерью князя Олега ВещегоВ. Н. Татищев — «История Российская», кн 1, гл 4, раздел «G». В таком случае князь присоединил к правящей линии и свою кровь.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник В. К. Сазонов Иоакимовская летопись, сообщает о знатном славянском происхождении ОльгиТатищев В. Н. «История Российская», кн 2, гл 2 ; кн 1, гл 4. Если верить этому источнику, то получается, что князь Олег переименовал Прекрасу в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).

Согласно «Новому Владимирскому Летописцу» Ольга была из Болгарии. В тоже время, в Степенной книге (вторая половина XVI века) излагается версия о случайной встрече Ольги с Игорем на переправе под Псковом.

Легенда или быль?

Упоминание о походе на Византию 907 г. можно встретить в любом учебнике по истории средневековой Руси. Но следует заметить, что многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, хотя они подробно описали похожие набеги в 860 и 941 гг. Сомнения вызывает и сам договор от 907 г., который уж больно похож на договор с той же Византией от 911 г., приводимый в «Повести временных лет».

Далее, описание возвращения русов с богатой добычей («даже паруса на их ладьях были из золотого шелка») сравнивают с возвращением из похода норвежского короля Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII в.: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

Вопросы по теме

  1. Какие родственные узы связывали Олега и Рюрика?
  2. Как умер князь Олег?
  3. Какой город величали матерью городов русских и почему?
  4. «Потомком» какого государства была Византия?
  5. Как называлась столица Византии? Существует ли ныне этот город? Если да, то как он называется и какой стране принадлежит?
  6. Как на Руси называли Константинополь?
  7. Каковы главные достижения Олега за время его княжения?

Ответы

  1. Согласно одной из версий, Олег был шурином Рюрика — братом его жены. Олег был назначен Рюриком опекуном своего сына Игоря.
  2. По легенде, от укуса змеи, выползшей из черепа его павшего коня.
  3. В «Повести временных лет» написано: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»». Тем самым Олег провозгласил Киев столицей древнерусского государства.
  4. Римской империи, распавшейся в 395 г. на западную и восточную части.
  5. Константинополь. Сейчас это Стамбул в Турции.
  6. Царьград.
  7. Княжение Олега — период быстрого роста силы и влияния древнерусского государства, занимавшего к началу X в. значительную территорию. Олег покорил племена древлян, северян и радимичей, заключил выгодный договор с Византией.

Поделиться ссылкой

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы: по одной версии он умер в 912 году, укушенный змей и был похоронен в КиевеПовесть временных лет; другая помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море» где умер в 922 годуНовгородская первая летопись; третья связывает с личностью Олега некого русского предводителя H-l-g-w, который, захватил в 944 году по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войскомКембриджский документ.

«Повесть временных лет» также сообщает, что его смерти предшествовало небесное знамение – появление «звезды великой на западе копейным образом».

В первых двух версиях присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. Согласно летописям, волхвы предвещали князю смерть от любимого коня. Князь Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Посмеявшись над волхвами, Олег захотел посмотреть на останки коня, и прийдя к его костям встал ногой на череп, сказав:

Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

«Смерть Олега.»Худ. Чориков Б.

Происхождение прозвища

Отвечая на вопрос «За что Олега назвали Вещим» можно привести несколько основных версий:

  1. Согласно ПВЛ, Олег предвидел, что вино, вынесенное византийцами в подарок из врат Константинополя, будет отравлено. Таким образом, князь представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком.
  2. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит прозвище от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный»Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековоммире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571..
  3. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду (легенда о гибели князя Олега могли быть внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего)Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусскогокняжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886..

Киевская Русь после Олега Вещего

После смерти князя Олега Вещего на Руси начал править князь Игорь Рюрикович, который продолжил расширение влияния на соседние племена и, также как предшественник, совершил походы на Константинополь.

Правление Игоря, однако, было гораздо менее успешным: Царьград князь так и не взял, а покорённые было им в начале правления древляне в 945 году подняли восстание из-за жадности Игоря и убили его при попытке повторно собрать с них дань.

Игорь I Царский Титулярник XVII век

Почему Олег вещий. Строкой энциклопедии…

Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала Х вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Этот сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

По версии ПВЛ Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (неслучайно он был прозван «Вещим», т.е. предугадывающим будущее). В 879-882 гг. после смерти РюрикаОлег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее в 909 г. Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Несколько комментариев  к традиционной 

трактовке образа Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

Во-первых, по археологическим данным в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце Х в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX в. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь, меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859-862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.

Песнь о Вещем Олеге

Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам,Их селы и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу емуИдет вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землею?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твое;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…Под грозной броней ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако челоИ взор омрачилися думой.В молчаньи, рукой опершись на седло,С коня он слезает, угрюмый;И верного друга прощальной рукойИ гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время;Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твое позлащенное стремя.Прощай, утешайся — да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;В мой луг под уздцы отведите;Купайте; кормите отборным зерном;Водой ключевою поите».И отроки тотчас с конем отошли,А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий ОлегПри звоне веселом стакана.И кудри их белы, как утренний снегНад славной главою кургана…Они поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —Скажите, где конь мой ретивый?Здоров ли? все так же ль легок его бег?Все тот же ль он бурный, игривый?»И внемлет ответу: на холме крутомДавно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твое предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня».И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,С ним Игорь и старые гости,И видят — на холме, у брега Днепра,Лежат благородные кости;Их моют дожди, засыпает их пыль,И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступилИ молвил: «Спи, друг одинокой!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалекой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!»Из мертвой главы гробовая змия,Шипя, между тем выползала;Как черная лента, вкруг ног обвилась,И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега;Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.

Персидская эпопея

«Повесть временных лет» является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное – конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега – «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе – Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии – смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Плюсы и минусы

Достижения и успехи

  • Присоединил Смоленск и Киев к Новгороду и положил начало Киевской Руси.
  • Подчинил Руси славянские племена по течению Днепра — смоленских кривичей, полян, древлян, северян и радимичей (то есть всех, кроме уличей и тиверцев, живших тогда близ днепровского устья).
  • Взял под контроль «» — главную экономическую ось древнерусского государства и главный объединявший это государство экономический фактор.
  • Начал строить укреплённые города вокруг Киева, то есть начал укрепление степной границы, из-за которой шли набеги кочевников.
  • По русским летописям, успешно воевал с Византией, осадил Константинополь и заключил выгодный договор о беспошлинной торговле между Византией и русами, о выплатах русским городам и субсидировании русских купцов (907), что положило начало русской торговой колонии близ Константинополя, а также заключил ещё один договор о возможности найма русов на византийскую военную службу (911), что положило начало варяжской страже; всё это усилило распространение христианства среди русов.
  • По летописи, первым среди русских князей ещё при жизни получил прозвище за проявленный в ходе военных действий дар стратегического предвидения (Вещий — «знающий будущее»).

Ошибки и неудачи

  • Олег, бывший язычником, уничтожил или серьёзно репрессировал христианскую общину в Киеве (византийцы после 860 г. крестили часть русов во главе с их предводителями — видимо, Аскольдом и Диром, однако во времена Олега созданная греками Русская митрополия исчезает из источников). Это на десятилетия замедлило развитие грамотности и образования на Руси.
  • Сократилась торговля по Волжскому торговому пути из-за конфликта с хазарами, которые лишились дани, ранее получаемой ими от полян, северян и радимичей, завоёванных Олегом (по археологическим данным, в конце IX века резко сократился поток серебряной монеты, шедший в Европу из арабских стран и бывший основным источником серебра в Европе). Результатом этого, скорее всего, стал временный экономический упадок русских поселений в Поволжье (Муром, Ростов) и Приильменье (Старая Ладога с соседними городами). Это стало стимулом для русов развивать торговые отношения с Византией по Днепровскому пути.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу  Друзии жє сказаютъ · ко идущє єму за морє · и уклюнѫ зми въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

Где стояли первые Киев и Новгород

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом».

[править] Биография

Олег и Игорь при захвате Киева.

Юность и служба

Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 гг. После смерти Рюрика в 879 году Олег стал единоличным князем Новгородской Руси.

Правление

В 882 году Вещий Олег ходил в походы на Смоленск и Любеч, которые вскоре присоединил к княжеству. Далее он спустился по Днепру и вошёл в киевский порт. Представившись купцом, он позвал к себе князей Киева Аскольда и Дира, последних Рюриковичей, и сказал им:

После чего вместе со своей дружиной убил их и захватил Киев. Расширенная Новгородская Русь стала именоваться Киевской Русью. Тогда же Олег произнёс знаменитую фразу:

-907 гг. были посвящены расширению княжества. В 883 году были покорены древляне, в  — северяне, в  — радимичи, а также уличи и тиверцы. Последние два племени были вассалами хазар. Олег значительно понизил налоги, чтобы племена процветали. Подчинение уличей и тиверцев завершило объединение восточных славян.

В 898 году под Киевом проходили угры в ходе миграции на запад. По данным венгерской хроники, князь Альмош разгромил Олега, осадив его в Киеве, и ушёл, лишь когда ему дали 10 тыс. марок серебром.

В 907 году Олег выступил в поход на Константинополь. Его армия состояла из 2 000 ладей по 40 воинов в каждой, то есть на его стороне воевало 80 000 ратников. Император Византии Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом войскам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Несмотря на это, Олег начал штурмовать крепость.

Страница из летописи. Завоевание Киева.

Испуганные византийцы предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань русским городам. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Константинополя. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Киевской Руси с Византийской империей.

В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, чтобы заключить обновлённый договор, правда, не включив в него беспошлинную торговлю.

Встреча с мудрецом

В 909 году волхв предсказал Олегу смерть от собственного коня. Тогда Олег отказался от коня и взял себе нового. В 912 году ему сообщили, что конь мёртв. Олег приехал к его костям, взглянул на череп и сказал:

Из черепа тотчас выползла змея и укусила князя. Тот заболел и умер. По всей Руси, и в Киеве, и в Новгороде, была справлена большая тризна. Народ оплакивал усопшего князя, как ни одного последующего.

Смерть

Согласно легенде, князь Олег погиб в 912 году от укуса змеи, как предсказали ему волхвы. По другой версии он ушёл из Киева в Ладогу, затем — «за море» (в Норвегию), где умер в 922 году.