Литературные жанры: что это такое и как определить

Оглавление

Содержание повести очень коротко

Главный герой, Иван Тимофеевич, прибыл на шесть месяцев в глухую деревушку на краю Полесья по делам службы. Он начинающий литератор, опубликованы два его рассказа. Поначалу герой томился скукой, но вскоре всё изменилось. Однажды во время охоты Иван Тимофеевич заблудился в лесу, попал на болота и с трудом выбрался к ветхому домику. Здесь жила старая ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей.

Молодой барин отметил оригинальную красоту лесной девы и её свободное обращение. Олеся заинтересовала его, и паныч пришёл в «избушку на курьих ножках» в другой раз. Иван просит Олесю погадать ему, но, оказывается, она на него уже бросала карты. На расспросы гостя девушка ответила, что любовь ему не принесёт счастья.

И добавила, что полюбит его дама трефовой масти, но через него переживёт позор. Барин сомневается в предсказаниях и не верит в чародейские способности Олеси и её бабки. Молодая колдунья на деле показала, что она может. Встречи героев стали регулярными.

Местный урядник потребовал, чтобы обе женщины освободили домик в короткий срок, уходили из этих мест. Иван Тимофеевич хлопочет за них, дарит уряднику замечательное ружьё, и тот на время оставляет женщин в покое. Но в отношении Олеси к Ивану почему-то появилось отчуждение. Герой заболел и долго не ходил в лес. При новой встрече девушка открывает ему свою любовь, и она взаимна.

Подошло время отъезда. Иван предлагает Олесе выйти за него замуж и покинуть эти места. Девушка знает, что этому не бывать, она ведает их разные судьбы и пытается убедить любимого отказаться от своего намерения. Чтобы сделать ему приятное, она переборола свою боязнь и на Троицу пришла в церковь.

Ивану сообщили, что в селе после обедни крестьянки избили ведьму, та вырвалась и грозила им бедой. Герой бросается в лес и находит в избушке Олесю без чувств. Бабушка обвиняет его в случившемся. Девушка тем временем очнулась и сказала возлюбленному о необходимости расстаться. На прощание шепнула о своём сожалении, что у неё не будет ребёнка от него.

Ночью разразилась гроза с градом и побила посевы. Крестьяне увидели в этом проделки ведьм и собрались с ними расправиться, угроза нависла и над героем (его связь с Олесей не была секретом). Иван поскакал в лес предостеречь женщин, но там уже никого не было, только нитка красных бус осталась на оконной раме как память о любви Олеси.

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция

При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание. Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.

Анализ драматического произведения

Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А

П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Характерные особенности повести

Повесть обладает следующими характерными особенностями:

  • Хроникальное (последовательное) изображение событий.
  • Отсутствие интриги.
  • Герои показаны в одной пространственно-временной плоскости.
  • Присутствие второстепенных действующих лиц.
  • Изображение ряда событий из жизни героя.
  • Неустойчивый объём.
  • Сосредоточение сюжета вокруг главного героя
  • Охват более короткого промежутка времени.
  • Связь названий повестей с образом главного героя или с ключевым элементом сюжета.
  • «Достоверность» изображаемого.

Особенности построения сюжета и композиции в повести

В повести можно выделить ярко выраженный центральный сюжет. Параллельно развивающиеся событийные линии отсутствуют. Композиция повести определяется сосредоточенностью на предмете изображения.

Авторы повестей показывают повседневную жизнь, при этом уделяют большое внимание обрисовке событий, в результате которых происходит изменение в мироощущении или жизни героя. В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий

Писатель изображает изменившийся характер жизни

В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий. Писатель изображает изменившийся характер жизни.

Сюжетно-композиционная структура повести строится на хроникальном принципе. Повествование ограничено во времени и пространстве. Основным предметом изображения является прошлое.

В центре описания чаще всего один герой. Его характер определяется сложившимися обстоятельствами, но он открыт для нового. Сюжетные коллизии разворачиваются между несколькими главными героями, а остальные персонажи – вспомогательные.

Художественные приемы в повести

При написании повестей авторы нередко используют всевозможные описания (интерьера, пейзажа, душевного состояния героя и т.д.), авторские отступления и портретные характеристики.

Капитан Копейкин, иллюстрация

Также в повести используются приемы, которые замедляют действие и переключают внимание читателя с событийной стороны на содержательную. К таким приёмам можно отнести пейзажные зарисовки и лирические отступления

В повести можно проследить выраженное присутствие автора с его стремлением «рассказать, поведать».

Повесть может входить в качестве вставного элемента в структуру более сложного произведения. Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя помещается «Повесть о капитане Копейкине», которая помогает лучше раскрыть характер главного героя.

В повести «Шинель» для создания комического эффекта Н. В. Гоголь обращается к сатире, иронии и сарказму. В этом же произведении автор прибегает к использованию «говорящих» имён и фамилий («Акакий» в переводе с греческого языка – «незлобивый»).

Не обходится написание повестей без авторских метафор, ярких эпитетов, метафорических сравнений, олицетворений, гипербол и литот.

Сравнение

И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.

Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.

Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.

Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.

Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.

Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.

Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.

Жанр повести

Нет повести печальнее на свете… В прошлый раз мы говорили о том, как же написать хороший рассказ и привлечь к себе внимание даже самого искушённого читателя. Сегодня речь пойдёт о более крупном жанре литературы: о повести

Она, конечно, ещё далека от романа, но мы, постепенно осваивая малые формы, доберёмся и до него.

Итак, что же такое повесть? Наверное, все слышали о «Повести временных лет», в которой заложена наша многовековая история. Раньше в повестях описывали исключительно реальные события, которые происходили на самом деле. Позже к повествованию прибавился авторский вымысел, однако всё равно мы имеем дело непосредственно с тем, что происходит в нашей жизни.

Говорить о том, что повесть длиннее рассказа, конечно можно. Только с определёнными оговорками, так как встречаются и продолжительные рассказы, и короткие повести. Поэтому стоит выделить ряд других отличительных особенностей.

Особенности жанра повести, или что следует знать о повести

  1. Повесть – это жанр литературы. Такой жанр существует исключительно в русском литературоведении, так как на западе он будет именоваться коротким романом, а то и вовсе к нему приравниваться.
  2. Прародитель повести – это летопись, известная своим беспристрастным стилем изложения исторических фактов.
  3. В повести героев может быть больше, чем в рассказе, но в центре – один главный герой. Именно к нему стягиваются все описываемые события.
  4. Проблематика повести, как правило, злободневная. В ней затрагиваются те вопросы, которые волнуют каждого человека день ото дня.
  5. Повествование идёт в хронологическом порядке. Отступления от общего сюжета минимальны.
  6. Обязательное присутствие смысла. Обычно он раскрывается в самом конце повести и является естественным выводом из всего произведения.
  7. Финал может быть открытым. Главное, что в повести выявляются важные вопросы, о которых читатель может потом размышлять самостоятельно.

«Забвению не подлежит»

Короткие рассказы о войне для итогового сочинения выручат каждого выпускника, ведь в программе не так много «маленьких» произведений на эту тему.

Название книги О чем?
«Память», Юрий Яковлев Девочка рассказывает учительнице о подвиге юной партизанки, и они вместе погружаются в историю.
«Девочки с Васильевского острова», Юрий Яковлев Юная героиня после войны «подружилась» с Таней Савичевой, читая ее дневник о блокаде. Теперь она помогает людям строить памятник.
«В старом танке», Владимир Железников Мужчина и мальчик залезают в танк, ставший памятником в центре города. Герой рассказывает ребенку о своем пропавшем отце и о геройском подвиге неизвестного танкиста. Мальчик хочет разыскать пропавшего без вести отца героя.
«Как мы искали партизан», Елена Пономаренко Дети в оккупации ищут отряд партизан, голодают, но в финале встречают добрую учительницу, и она помогает им найти отряд.
«Учитель истории», Юрий Яковлев Дети до сих помнят историю об учителе, который принял смерть добровольно вместе со своими учениками. Теперь наряду с танкистом и разведчиком в их игре есть учитель истории.

Но не только война попадается в рамках направления «Забвению не подлежит». Еще более непонятными темами являются вечная актуальность и сохранение памятников искусства. Тут пригодятся не только рассказы, но и поэмы (и даже небольшие повести). Ссылки укажут путь до краткого содержания.

Название книги О чем?
«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин Автор восславляет фонтан хана и рассказывает историю произведения. Вот так фонтан донес историю любви и ревности до наших дней.
«Медный всадник», А.С. Пушкин Искусство увековечило образ Петра и отразило его характер. Оно до сих пор сохранилось и является одним из главных достоинств культурной столицы.
«Пушкину», С.А. Есенин Автор обращается к памятнику Пушкина на Тверском бульваре. Это произведение вдохновило его на новый виток творчества.
«Корзина с еловыми шишками», К.Г. Паустовский Композитор встретил маленькую девочку и посвятил ей мелодию. Она узнала об этом через много лет, и ее душа наполнилась ликованием и жаждой жизни.
«Портрет», Н.В. Гоголь Настоящее искусство не стареет, потому что всегда производит неизгладимое впечатление на человека, как портрет ростовщика из книги.
«Чучело», В.К. Железников Герой всю жизнь потратил на сбор коллекции картин своего прадеда. Он многим пожертвовал, чтобы собрать полотна. Но в финале он отдал их городу и обогатил его уникальным музеем.

Вот еще короткие рассказы о том, что не подлежит забвению:

  1. «Уроки французского», В. Распутин. Автор вспоминает о своей учительнице, которая спасла его от голода в трудные времена. Ее поступок нельзя забыть, ведь героиня совершила нравственный подвиг.
  2. «Болото», Е. Пономаренко. Маленький мальчик чудом выжил после того, как фашисты убили его семью. Он шел к партизанам через болото. Весь путь он прошел только благодаря тому, что помнил советы деда о том, как пройти через трясину.
  3. «Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин. Несмотря на то, что Сальери убил Моцарта, в памяти людей остался настоящий талант, перед которым меркнет всякое злодейство.
  4. «Светка», Е. Пономаренко. Героиня вспоминает, как они спаслись от немцев, которые хотели брать у детей кровь для раненых. Ей помогла сбежать подруга, а потом их приютила у себя бабушка Стася. Такое преступление против человечества нельзя забыть.
  5. «Оккупация», Е. Пономаренко. Предатель из русских стал полицаем и был опаснее для родного села, чем оккупанты. Он хотел отправить детей в Германию на работы, но его и других полицаев остановили партизаны. Преступление предателей нельзя забыть, это вечное бесчестье.
  6. «Кортик прапорщика», Н. Бадеев. Сын героя передал в музей кортик своего легендарного отца, который не покинул боевой пост, несмотря на опасность для жизни. Он внес огромный вклад в оборону Ленинграда.
  7. «Корабль из легенды». Рассказ о пушке, которая помогла нашим предкам защитить Родину. Теперь ее место в музее, ведь потомки должны помнить о жертвах, принесенных людьми прошлого ради будущего.

Примеры документальной повести

Хорошим образцом документальной повести можно считать «Пироги и пиво или скелет в шкафу» С. Моэма, в котором художественно воплощена реальная биография знакомого автору заурядного писателя, который был очень популярен у читателя. Автор дал своему персонажу имя Дриффильд, но прототип сделал настолько узнаваемым, что публикация данной провести сопровождалась громким скандалом.

Другим ярким примером документальной прозы считается роман Александра Бека «Новое назначение», главным героем которого является министр тяжелой промышленности Онисимов. Персонаж срисован с реального министра тяжелой промышленности И. Тевосяна, который управлял министерством при Сталине.

Сходство литературного героя с прототипом совпадало даже в нюансах биографии и оказалось настолько четким, что вдове Тевосяна, которой не понравился «облик мужа» в романе, удалось добиться запрета на публикацию романа. «Новое назначение» вышло в свет лишь через десятилетие, в Германии. А спустя 30 лет после написания этот роман А. Бека был экранизирован.

Еще один пример документальной прозы — «Повесть о жизни» К. Г. Паустовского, которая включает шесть томов о времени, эпохе и людях. В произведении К. Паустовский даже сохранил имена реальных личностей, в то время, как В. Катаев в повести «Алмазный мой венец», которая была создана на той же фактуре, использовал псевдонимы.

Как уже упоминалось, документальная проза появилась на фоне художественной, и теперь она как целостное явление подходит к своему концу, так как размылась граница между документальностью и художественностью. Теперь документальный текст сохраняет связку с документом, но иллюзия реальности утрачена. Он больше не является свидетельством достоверности и реалистичности, его конструктивность открыта для автора, а значит изменяема.

Как определить жанр

Как определить жанр произведения? Если речь идет о романе или оде, то мы не запутаемся, а вот нечто более сложное – скетч или стансы – могут вызвать затруднения.

Итак, перед нами раскрытая книга. Сразу можно верно назвать известные литературные формы, в определении которых мы даже не нуждаемся. К примеру, мы видим объемное творение, описывающее большой промежуток времени, в котором фигурирует много персонажей.

Сюжетных линий несколько – одна главная и неограниченное число (по усмотрению автора) второстепенных. Если все эти требования соблюдены, то каждый школьник-старшеклассник с уверенностью скажет, что перед нами роман.

Если это небольшое повествование, ограничивающееся описанием какого-либо события, при этом отношение автора к тому, о чем он говорит, явственно видно, – то это рассказ.

Сложнее, например, с опусом.

Толкование понятия неоднозначно: чаще всего так обозначают нечто вызывающее насмешку, то есть эссе, повесть или рассказ, достоинства которого сомнительны.

В принципе, многие литературные произведения могут быть отнесены к понятию «опус», если не отличаются ясностью слога, богатством мысли, проще говоря – бесталанны.

А что такое стансы? Это своеобразное стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление. Вспомните, например, пушкинские «Стансы», написанные им в долгой зимней дороге.

Попробуем свести литературные жанры воедино, а для этого соберем известные нам виды произведений в таблицу. Конечно, охватить все нам не удастся – наиболее полно литературные направления представлены в серьезных филологических трудах. Но небольшой список можно составить.

Таблица будет выглядеть следующим образом:

Определение жанра (в общепринятом значении) Характерные признаки
Рассказ Точный сюжет, описание одного яркого события
Очерк Разновидность рассказа, задача очерка – раскрыть духовный мир героев
Повесть Описание не столько события, сколько его последствий для душевного мира персонажей. В повести раскрывается внутренний мир героев
Скетч Короткая пьеса (чаще всего состоящая из одного акта). Действующих лиц минимальное количество. Рассчитана на постановку на сцене
Эссе Небольшой рассказ, где немалое место отводится личным впечатлениям автора
Ода Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Виды романов

Этот литературный жанр имеет в своем роде множество разновидностей, каждая из которых имеет определенную разницу или отличия. Классификация может быть представлена в следующем виде:

исторический. Описание крупных исторических событий, которые имели «переломный» характер в развитии тех или иных временных периодов. Также имеет место характеристика судьбы человека в разные исторические эпохи в соответствии с их особенностями;
фантастический. Представляет собой особый литературный жанр, который означает повествование о тех событиях, которые выходят за рамки привычного материального мира;
психологический. Специфика этого вида литературных произведений заключается в повествовании особенностей, а также мотивов поведения человека в определенных обстоятельствах. В таких произведениях подробно раскрываются как внутренние свойства, качества, так и этапы становления человеческой натуры, которые индивидуальны у каждого человека. Также имеет место рассмотрение различных психологических типов людей, имеющих различный темперамент.

философский. Такие литературные произведения разъясняют читателю систему и принципы философских представлений автора о существующей окружающей действительности и обществе;
социальный. Здесь имеют место описания законов организации общества, а также изучение влияния законов на закономерности общественного развития

В произведениях авторы уделяют внимание характеристике отдельных социальных групп, особенностям их функционирования;
описание быта. Специфика вида заключается в повествовании о бытовой или повседневной жизни человека с учетом имеющихся у него привычек

Также раскрываются этнографические подробности и моральные нормы, присутствующие в обществе;
авантюрный. В таких произведениях центральное место занимают приключения главного героя. При этом второстепенными считаются происхождение и особенности темперамента персонажей, а также исторические события, которые неинтересны автору;

утопия. Такие литературные произведения, по мнению автора, представляют читателю как идеальное государственное устройство, так и прекрасное будущее человека. Утопия характеризуется верой автора в непоколебимость и безупречность его идей и взглядов. Жанр относится, скорее, к научной фантастике;
антиутопия является противоположностью утопическому жанру. В антиутопии автор рисует общество и окружающую действительность, какими они не должны быть, но могут стать по вине общества;

эпопея. Отличительной чертой эпопеи является создание широкого полотна человеческого бытия. В эпопее обычно описывается жизнь не одного человека, а целых семей или даже династий. При этом действия разворачиваются на широком историческом фоне в течение длительного временного аспекта.

Все эти жанры прижились в русской литературе и широко представлены на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого веков. Однако каждая историческая эпоха характеризуется наличием определенного вида литературного жанра. Так, в русской литературе второй половины девятнадцатого века доминирующим жанром являлся реалистический роман, содержание которого носило социально-философский характер или же описание быта. В свою очередь, двадцатый век отличался широким развитием и распространением всех романтических жанров.

Таким образом, роман как литературный жанр занимает весьма важное место в русской классической литературе. Одной из задач является изображение трансформации главного героя в тех или иных обстоятельствах, а также рассказ о событиях в жизни персонажей, описание их судеб

Роман повествует читателю о действиях, а также о переломных моментах в судьбе нации, разворачивавшихся в контексте определенной исторической эпохи.

ПОВЕСТЬ

ПОВЕСТЬ. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань, Повесть о Калкской битве, Повесть о Петре и Февронии и др.».

Также по теме:

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна. Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом

(Авторское определение жанра очень важно)

Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

Также по теме:

ЖАНР

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. В.Белинский так писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

Некоторые литературоведы (В.Кожинов и др.) предлагают другую систему эпических жанров: те, что уходят корнями в устное народное творчество (повесть и рассказ), и те, которые возникли только в письменной литературе (роман, новелла). Повесть стремится поведать о тех или иных событиях. Таковы Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя, Первая любовь Тургенева и др. Отношение автора (или рассказчика) к изображаемому более явно, чем в романе или новелле. Поэтому для повести характерны произведения биографического характера. (Детство, Отрочество, Юность Л.Толстого, Жизнь Арсеньева И.Бунина и др.).

Также по теме:

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ

В большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. Так, в эпоху сентиментализма появилась повесть Н.Карамзина Бедная Лиза. С 1820-х повесть становится ведущим жанром. Романтические повести Н.Бестужева-Марлинского и В.Одоевского знаменуют торжество романтизма в русской литературе. Типичный для литературы 19 в. образ «маленького человека» был впервые открыт в повести Пушкина Станционный смотритель. «Петербургские» повести Гоголя доказали, что повести не чужд гротеск. Отдали дань жанру повести и все писатели-реалисты 2-ой половины 20 в. (Дворянское гнездо, Накануне Тургенева, Смерть Ивана Ильича Л.Толстого, Белые ночи, Неточка Незванова Достоевского и мн. др.).

В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы».

В 1930-е в русской литературе поощрялись роман, эпопея (монументальность приветствовалась не только в архитектуре, но и во всех других видах искусства). Но с началом «оттепели» (см. также ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ), когда литература вновь обратилась к судьбе конкретного человека, повесть снова становится распространенным жанром – и в «деревенской», и в «городской», и в военной прозе.

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

Людмила Поликовская

Повесть — это сложно определимый жанр со своей историей

Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:

  1. tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairytale (сказка), history, short novell;
  2. conte (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
  3. моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.

В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.

В России этот эпический жанр пошёл оригинальным путём развития. Термин «повесть» впервые упоминается ещё в древнерусских летописях. Он не имеет жанровых признаков, а лишь обозначает повествование, протяжённое во времени.

Знаменитая «Повесть временных лет» — это беспристрастное историческое летописание, созданное с установкой на достоверность, свод событий прошлого, образующих историю Киевского княжества и шире – древнерусского государства.

В дидактической церковной литературе появились такие произведения, как «Повесть о Законе и Благодати», напоминающая по форме небольшой философский очерк. Позднее под влиянием фольклора функции повести упростились. Рассказчиком и фиксатором истории мог стать не только монах-книжник, просвещённый человек, но и любой обыватель.

Появились бытовые и житейские образчики жанра («Повесть о Фроле Скобееве», «Шемякин суд» и другие).

В собственно авторской литературе, оформившейся у нас на рубеже XVIII-XIX веков, повесть стала жанром беллетристики и закрепила за собой канонические черты, по которым её можно распознать сегодня.