Что такое гуманизм, определение

Оглавление

Виды гуманизма.

Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:

  • Литературный гуманизм;
  • Культурный гуманизм;
  • Философский гуманизм;
  • Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
  • Светский (Секулярный) гуманизм.

Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.

Культурный гуманизм — это рациональная и эмпирическая традиция, которая взяла свое начало в Древней Греции и Риме, после чего получила развитие в европейской культуре. Так сейчас она составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и праву.

Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.

Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.

Светский гуманизм.

Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.

Принципы светского гуманизма:

  • Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
  • Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
  • Уверенность в том, что только открытое демократическое общество с плюралистическими взглядами, может быть лучшей гарантией защиты прав человека от авторитарных элит и репрессивного большинства;
  • Глубокая убежденность в необходимости разделения церкви и государства;
  • Толерантное отношение к представителям любых рас, народов, вероисповеданий и взглядов;
  • Неприкосновенность частной жизни;
  • Поддержка таких моральных принципов как: честность, справедливость, альтруизм, ответственность, сострадание и так далее.
  • Сохранение Земли для будущих поколений;
  • Возможность развития творческих способностей у любого человека.
  • Нравственное воспитание детей;
  • Помощь обездоленным и инвалидам;

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми: VK

Мораль и нравственность

Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.

Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.

Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.

Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.

Политические идеалы гуманизма

Одной из важных проблем философии гуманизма было переосмысление социально-политического устройства общества, тех оснований, на которых выстраиваются в нем отношения между людьми. Можно выделить два основных подхода к решению данной задачи. Один из них представлен теми мыслителями, которые стремились дать реалистическое описание политики, ее целей, средств и задач. Наиболее ярким его представителем является Никколо Макиавелли По данной теме мы уже выполнили реферат

Философия Никколо Макиавелли подробнее .

Макиавелли вводит понятие государственного интереса, который в его представлении отражает интересы всего общества, как единого целого, по сохранению суверенитета государства, укреплению его мощи, повышению благосостояния. При этом Макиавелли указывает, что государь – это тот человек, который должен заботиться в первую очередь не о абстрактных понятиях чести, достоинства, добродетели, но о реализации государственного интереса и укреплении власти, и для достижения этих целей использовать любые подходящие средства, в том числе обман, хитрость, насилие.

Другой подход связан с описанием общества нового типа, построенного на принципах равенства всех его членов, принципах коллективного самоуправления, справедливого распределения труда и производимых благ. Он раскрывается в произведениях гуманистов-утопистов, таких как Т. Мор, Т. Кампанелла и др. В их произведениях закладывались принципы демократического общественного устройства, которое должно было прийти на смену феодальных отношениям.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.

Полная свобода в развитии любого человека как личности;
Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, догматов, верований и суеверий;
Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.

Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.

Полная свобода в развитии любого человека как личности;
Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, догматов, верований и суеверий;
Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.

Историческая справка

Встречается мнение, что основа для гуманистических идей была заложена еще в глубокой древности и нашла свое отражение как в античной мысли, так и в мировых религиях. Но все же точкой отсчета принято считать время Ренессанса. Именно тогда в работах ученых и философов появились тезисы, из которых непосредственно выросли современные гуманистические концепции.

История появления и развития

В раннее Средневековье цивилизация Европы переживает упадок и долгое время находится на очень низком уровне. В итальянских полисах благодаря активной международной торговле и развитой городской жизни происходит культурный обмен. Кризис и падение Византии способствует концентрации уцелевшего античного наследия на Аппенинах — многие труды греческих мыслителей обретены заново в оригинале или арабских переводах. Все это в конечном итоге рождает мышление нового типа — антропоцентризм, ставший альтернативой картине мира, установленной церковью.

Наступает эпоха Возрождения. Приверженцы антропоцентрического подхода стремятся сместить фокус внимания на человека, его желания и потребности. Под studia humanitatis понималось то, что сейчас скорее бы назвали вопросами саморазвития. Мыслители включают сюда взращивание таких качеств, как ученость, добродетель и благое поведение. Эти свойства увязывались с «возделанностью» индивида через классическое образование на основе античных образцов. Под влиянием стоицизма формируется новый идеал личности — исполненной разумом, силой духа и творчества, великодушной, справедливой и активно познающей мир.

В Новое время гуманистичность уже понимается иначе — влияние богословия и христианской идеи промысла Бога в жизни людей теперь окончательно отходит на второй план. Схоластики и богословы постепенно проигрывают светским философам. Утверждается деизм — идея, что влияние высших сил на этот мир в действительности гораздо меньше или отсутствует вовсе. Таким образом, человек, предоставленный Богом самому себе, признается вершиной мироздания и источником нравственного закона. Он имеет право на свободу, счастье и самосовершенствование.

Современное состояние

За последние два столетия мир переживает радикальные изменения. Колониализм, распространение и отмена рабства, отмирание сословных привилегий, мировые войны и процессы глобализации заставили людей неоднократно пересмотреть ценность личности и ее место в постоянно меняющемся обществе.

На данной стадии развития гуманистического движения можно выделить следующие этапы:

  1. Зарождение (середина XIX столетия — начало 1930-х годов).
  2. Становление и развитие (1930—1980-е годы).
  3. Возникновение и размежевания светского и религиозного направления (с 1980-х годов).

В 1933 году под руководством философа Роя Селларса и протестантского пастора Рэймонда Брэгга выходит Первый гуманистический манифест. В документе отражено стремление примирить веру с наукой и сформулировать некую новую религиозную концепцию, отвечающую нуждам времени. Так, признавалась несотворенность мира и теория эволюции, а также необходимость формулировать вопросы веры в научном ключе. Также отвергалось противопоставление священного и мирского, души и тела.

Второй манифест вышел в 1973 году и отражал реалии мира, уже пережившего ужасы Второй мировой войны и расколотого на два противоборствующих политических лагеря. Текст содержал призывы к объединению людей на основе общих принципов, борьбе с распространением оружия массового поражения, насилием и дискриминацией. Говорилось о правах и свободах людей в сфере общественной и личной жизни. Заявлялось, что не Бог спасает человека, а лишь он сам, беря на себя ответственность.

Следующий манифест был подписан в 2003 году и по объему был значительно меньше предыдущих. В нем призывается активно познавать мир, указывается неотъемлемая связь человечества с природой и его социальная сущность. Авторы призывают людей активно взаимодействовать и работать на благо общества.

Постгуманизм

Постгуманизм — мировоззрение, основанное на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем. Эволюционное развитие должно привести к становлению постчеловека — гипотетической стадии эволюции человеческого вида, строение и возможности которого стали бы отличными от современных человеческих в результате активного использования передовых технологий преобразования человека. Постгуманизм признаёт неотъемлемыми правами совершенствование человеческих возможностей (физиологических, интеллектуальных и т. п.) и достижение физического бессмертия. В отличие от трансгуманизма, под определением постгуманизма также понимается критика классического гуманизма, подчёркивающая изменение отношения человека к себе, обществу, окружающей среде и бурно развивающимся технологиям, но окончательно разница между транс- и постгуманизмом не определена и остаётся предметом дискуссий.

Гуманизм Возрождения

куль­тур­ное дви­же­ние, пре­ж­де все­го в Ита­лии (осо­бен­но во Фло­рен­ции) сер. 14 – сер. 16 вв., вос­хо­дя­щее к Ф. Пет­рар­ке; с кон. 15 в. пе­ре­шло в Гер­ма­нию, Фран­цию, от­час­ти Анг­лию и др. стра­ны, соз­дав ев­роп. «рес­пуб­ли­ку учё­ных». На­зы­вая се­бя «муд­ре­ца­ми» или «ора­то­ра­ми», итал. гу­ма­ни­сты обо­зна­ча­ли свои за­ня­тия как «studia humanitatis» («по­зна­ние ве­щей, ко­то­рые от­но­сят­ся к жиз­ни и нра­вам и ко­то­рые со­вер­шен­ст­ву­ют и ук­ра­ша­ют че­ло­ве­ка», Л. Бру­ни); в кон. 15 в. по­яви­лось са­мо сло­во «гу­ма­нист». Тер­мин «Г.» был вве­дён нем. пе­да­го­гом Ф. Нит­хам­ме­ром (1808); по­сле тру­да Г. Фойг­та «Воз­ро­ж­де­ние клас­си­че­ской древ­но­сти и пер­вый век гу­ма­низ­ма» («Die Wie­derbelebung des classischen Alterthums oder das erste Jahrhundert des Humanis­mus», 1859) в нау­ке на­ча­лось об­су­ж­де­ние ис­то­рич. со­дер­жа­ния и пре­де­лов это­го по­ня­тия.

Ран­ний, т. н. эти­ко-фи­ло­ло­гич. или гра­ж­дан­ский, Г. в Ита­лии (от К. Са­лу­та­ти до Л. Вал­лы и Л. Б. Аль­бер­ти, кон. 14 – сер. 15 вв.) воз­ник в свя­зи с изу­че­ни­ем и пре­по­да­ва­ни­ем ри­то­ри­ки, грам­ма­ти­ки, по­эзии, ис­то­рии и мо­раль­ной фи­ло­со­фии на ос­но­ве клас­сич. гре­ко-лат. об­ра­зо­ван­но­сти, в про­ти­во­вес из­люб­лен­ным те­мам и ме­то­дам ср.-век. схо­ла­стики. Гу­ма­ни­стич. «сло­вес­ность» по­зво­ли­ла вы­ра­бо­тать но­вое ми­ро­воз­зре­ние, про­ник­ну­тое кри­ти­циз­мом, свет­ско­стью и впер­вые воз­ник­шим по­ни­ма­ни­ем ис­то­рич. дис­тан­ции по от­но­ше­нию к ан­тич­но­сти. Пре­крас­ное и чис­тое «сло­во» по­ни­ма­лось как «зна­ние» и «доб­ро­де­тель» (virtus), как во­пло­ще­ние уни­вер­саль­ной и бо­же­ст­вен­ной че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, как её гар­мо­нич. этос и ин­стру­мент прак­тич. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка в кру­гу дру­зей, се­мьи и род­ной об­щи­ны (иде­ал homo civilis). Центр. идея Г. – ак­туа­ли­за­ция че­рез гу­ма­ни­стич. за­ня­тия воз­мож­но­стей, за­ло­жен­ных в ин­ди­ви­де, все­сто­рон­нее куль­ти­ви­ро­ва­ние его «дос­то­ин­ст­ва». С по­след­ней тре­ти 15 в. гу­ма­ни­стич. ин­те­ре­сы пе­ре­ме­ща­ют­ся в тео­ло­гию, на­тур­фи­ло­со­фию, ес­те­ст­во­зна­ние, что оз­на­ча­ло рас­кре­по­ще­ние тра­диц. сфер куль­ту­ры, но од­но­вре­мен­но ве­ло к бо­лее слож­но­му взаи­мо­дей­ст­вию со ср.-век. на­сле­ди­ем (фло­рен­тий­ский не­о­п­ла­то­низм М. Фи­чи­но, не­оа­ри­сто­те­лизм П. Пом­по­нац­ци и т. п.). За пре­дела­ми Ита­лии Г. пе­ре­жи­ва­ет но­вый взлёт (Эразм Рот­тер­дам­ский, Т. Мор, И. Рейх­лин), всту­пая в тес­ней­шую связь с со­ци­аль­но-ре­лиг. кон­флик­та­ми 16 в. (Ре­фор­ма­ция) и пе­ре­пле­та­ясь с про­блемой куль­тур­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния зап.-ев­роп. на­ций.

Не­огу­ма­низм, сло­жив­ший­ся в Гер­ма­нии во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв., свя­зан с об­ра­ще­ни­ем к куль­ту­ре ан­тич­ной Гре­ции как ис­то­рич. про­об­ра­зу гар­мо­нич. раз­ви­тия че­ло­ве­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (И. И. Вин­кель­ман, И. В. Гё­те, Ф. Шил­лер, К. В. фон Гум­больдт), с про­све­ти­тель­ским идеа­лом вос­пи­та­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да (Г. Э. Лес­синг) в его по­сту­пат. дви­же­нии к со­вер­шен­ст­ву, «гу­ман­но­сти» и сча­стью, со­про­во­ж­даю­щем­ся все­сто­рон­ним рас­кры­ти­ем за­ло­жен­ных в нём сил (И. Г. Гер­дер). Эти идеи лег­ли в ос­но­ву пред­при­ня­той Гум­больд­том ре­фор­мы школь­но­го и уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

Что такое гуманизм

За последние несколько столетий разные мыслители и общественные активисты дали десятки трактовок данного понятия. Универсальное же и расширенное определение можно сформулировать следующим образом.

Гуманизм — учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы.

Происхождение слова

Термин восходит к латинскому корню и первоначально звучал как «studia humanitatis», то есть «изучение «человечности», понимаемой как полнота природы человека. Значение заимствовано из текстов римского оратора Цицерона, который видел ее как продукт развития античной культуры, зародившейся в греческих полисах. Первые гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая связь с традициями древности.

Принято считать, что в современном понимании термин впервые был использован в 1808 году. После выхода труда немецкого историка Георга Фогта о философии Возрождения понятие плотно входит в научный дискурс. В итоге оно получило много разных формулировок.

Определение в Библии

«Душа по своей природе христианка», — так писал Тертуллиан, античный писатель, мыслитель и апологет. Писание говорит о сотворении людей по образу и подобию Бога и наделяет их высшей степенью достоинства. Принижение и обесценивание человеческой личности часто понимается в учении церкви как греховное деяние и вызов против божественной мудрости и порядка вещей.

Евангельская проповедь говорит о наличии в каждом человеческом существе искры божьей, тем самым уравнивая всех в изначальной ценности, дарованной Богом. Нет ни эллина, ни иудея — этот постулат близок идее равенства, отраженной во Всеобщей декларации прав человека уже в наши дни.

С другой стороны, в библейской концепции род людской не является вершиной мироздания. Говорится об изначальной поврежденности человеческой природы, обусловленной первородным грехом и преодолеваемой через искупление. Это положение может пониматься по-разному — оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто гуманным не признается.

Значение понятия в философии

На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, за рамками религии либо условностей данной культуры, времени и нравов. В конечном счете возникает постулат о человечности вне границ.

Его можно описать через следующие установки:

  • ценность каждого индивида вне зависимости от происхождения, пола, религии, социальных и других отличий;
  • изначально хорошее отношение к людям в конечном счете улучшает их;
  • люди есть высшая ценность — важнее идей, материальных и других благ.

Гуманизм и гуманность

Оба понятия тесно связаны, а потому их часто путают, ибо второе во многом формируется на следовании принципам первого, понимается как свойство характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — это значит стремиться к сочувствию, состраданию и уклонению от причинения зла и жестокости.

Также гуманность можно описать как набор личностных установок личности в картине мира, который характеризуется способностью субъекта к сопереживанию, содействию и помощи окружающим. В психологии это также называется эмпатичностью, хотя данный термин более узкий и относится прежде всего к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что гуманность есть реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных свойств личности, ее идентичности и поведения в социуме.

Нужно ли быть человечным

Разобравшись с определением гуманизма, поняв, что такое человечность, у некоторых возникает вопрос: «Всем ли нужно быть человечными и зачем?»

Чтобы ответить на него достаточно вспомнить самый яркий пример проявления бесчеловечности в истории –фашизм. В период Второй Мировой и Отечественной войны весь мир содрогнулся от жестокости фашистских захватчиков. За одну только принадлежность к неарийской расе фашисты стремились уничтожить и превратить в рабов все человечество. Полному уничтожению, согласно идеям фашизма подлежали евреи, цыгане,большая часть славянских народов.

Фашисты жестоко казнили невинных людей, лишь за их принадлежность к «неправильной» расе, национальности. Их сжигали в печах, расстреливали, отправляли в газовые камеры, подвергали бесчеловечным пыткам. После окончания Второй Мировой войны все человечество осознало, какое значение имеет гуманизм во всем мире.

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая утверждала идеи гуманизма в письменной форме, закрепляла основные права человека на международном законодательном уровне. Главная цель принятия этого документа- признание высшей ценности человека, защита его прав и свобод независимо от пола, национальности, религиозной принадлежности.


()

1.5. Также необходимо подробнее остановиться на марксистском (социалистическом) гуманизме.

Согласно марксистской теории, гуманизм – мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV – XV веках, получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII – начала XIX веков в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский

,социалистический гуманизм , который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и – в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;

провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;

признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота об его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;

«оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Основные признаки

На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.

В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:

  • самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
  • первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
  • универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.

Основные признаки

На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.

В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:

  • самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
  • первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
  • универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.

Идеи позднего гуманизма

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.

Что такое гуманизм

За последние несколько столетий разные мыслители и общественные активисты дали десятки трактовок данного понятия. Универсальное же и расширенное определение можно сформулировать следующим образом.

Гуманизм — учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы.

Происхождение слова

Термин восходит к латинскому корню и первоначально звучал как «studia humanitatis», то есть «изучение «человечности», понимаемой как полнота природы человека. Значение заимствовано из текстов римского оратора Цицерона, который видел ее как продукт развития античной культуры, зародившейся в греческих полисах. Первые гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая связь с традициями древности.

Принято считать, что в современном понимании термин впервые был использован в 1808 году. После выхода труда немецкого историка Георга Фогта о философии Возрождения понятие плотно входит в научный дискурс. В итоге оно получило много разных формулировок.

Определение в Библии

«Душа по своей природе христианка», — так писал Тертуллиан, античный писатель, мыслитель и апологет. Писание говорит о сотворении людей по образу и подобию Бога и наделяет их высшей степенью достоинства. Принижение и обесценивание человеческой личности часто понимается в учении церкви как греховное деяние и вызов против божественной мудрости и порядка вещей.

Евангельская проповедь говорит о наличии в каждом человеческом существе искры божьей, тем самым уравнивая всех в изначальной ценности, дарованной Богом. Нет ни эллина, ни иудея — этот постулат близок идее равенства, отраженной во Всеобщей декларации прав человека уже в наши дни.

С другой стороны, в библейской концепции род людской не является вершиной мироздания. Говорится об изначальной поврежденности человеческой природы, обусловленной первородным грехом и преодолеваемой через искупление. Это положение может пониматься по-разному — оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто гуманным не признается.

Значение понятия в философии

На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, за рамками религии либо условностей данной культуры, времени и нравов. В конечном счете возникает постулат о человечности вне границ.

Его можно описать через следующие установки:

  • ценность каждого индивида вне зависимости от происхождения, пола, религии, социальных и других отличий;
  • изначально хорошее отношение к людям в конечном счете улучшает их;
  • люди есть высшая ценность — важнее идей, материальных и других благ.

Гуманизм и гуманность

Оба понятия тесно связаны, а потому их часто путают, ибо второе во многом формируется на следовании принципам первого, понимается как свойство характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — это значит стремиться к сочувствию, состраданию и уклонению от причинения зла и жестокости.

Также гуманность можно описать как набор личностных установок личности в картине мира, который характеризуется способностью субъекта к сопереживанию, содействию и помощи окружающим. В психологии это также называется эмпатичностью, хотя данный термин более узкий и относится прежде всего к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что гуманность есть реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных свойств личности, ее идентичности и поведения в социуме.

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям

Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида


Гуманизм

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

  1. Для каждого человека вышей ценностью должны быть другие люди, и они должны быть в приоритете перед материальными, духовными, социальными и природными благами.
  2. В философии гуманизм – это положение, описывающее, что человек ценен сам по себе независимо от социального статуса, пола, национальности и других отличий.
  3. Одна из догм гуманизма говорит о том, что если хорошо думать о людях, то они непременно станут лучше.

Чтобы построить дом, нужно заложить хороший фундамент

Ещё с молодых и юных лет власти, занимающиеся вопросом образовательного процесса, стараются доносить до детей эти понятия, выращивать поколение не только умных и образованных людей, но и тех, кто готов за сказанное слово постоять, составить план и затем исполнить его. Мало кичиться своими знаниями, нужно с их помощью делать окружающий мир более лучшим и добрым.

Распространённой темой на особых уроках в школах является размышление в письменном виде о том, что такое гуманность. Сочинение даёт возможность ребёнку мыслить, сделать собственные предположения. Девушки и юноши таким образом учатся не только просто жить в и бездумно поглощать материальные блага, но ещё и задумываться над необходимым вкладом каждого из них в этот непростой процесс.

Идеалы гуманизма

Понятие гуманизм связано с моральными категориями, о которых проповедовали Конфуций, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие, известные в истории личности. Кроме того, принципы гуманизма содержатся в известных мировых религиях: христианстве, буддизме, исламе. Существенный вклад в развитие идеи человечности внесла Западная Европа и Россия, таким образом, сформировались современные идеалы гуманизма:

  1. Признание за человеком права на жизнь;
  2. Осознание свободы человеческого разума, могущества человеческой мысли;
  3. Вера в человеческие возможности, способности, его божественное происхождение;
  4. Равное отношение ко всем людям, независимо от их общественного положения;
  5. Неприемлемость насилия по отношению к человеку, отрицание необходимости подчинять другую личность своей воле;
  6. Вера в естественную доброту человека.

Тем не менее, в современном обществе гуманизм не стал универсальным принципом, хотя отдельныелюди и целые народы к этому стремятся. Трудно сказать, что приводит к потере человечности, но примеров бесчеловечного отношения в прошлом и настоящем очень много. Чтобы воспитать в человеке гуманное отношение к окружающим, с ранних лет жизни общество прививает ему нормы морали и нравственности.

Пропаганда гармонии

Гуманизм учит тому, что нет таких проступков, грехов и ошибок, которые не могут быть искуплены и прощены. Если человек желает исправиться, ваша обида или испортившееся отношение не должны стоять на пути примирения. Правильным путём будет поощрение любых положительных изменений. Нужно уметь быть выше мелких обид. Лучше, конечно, и вовсе не допускать таких ситуаций, в которых переступаются правила морали.

Это может быть обеспечено лишь в том случае, если человек растёт и живёт с чётким осознанием ценности жизней и судеб окружающих, умеет наступить на горло собственному эгоизму и не делать того, чего не желал бы себе. Нужно уметь смотреть дальше своего носа и понимать, что из общества личность никуда не денется. Ежедневно индивиду придётся сталкиваться тем, что сформировано его же руками на пару с остальными людьми, находящимися рядом.