Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Оглавление

Возможные предшественники

Цилиндр Кира иногда считается первой декларацией прав человека в истории.

Некоторые утверждают, что самая ранняя известная декларация прав человека была записана на цилиндре Кира и написана Киром Великим , основателем Персидской империи в этом году.539 г. до н.э. Ж.-К.

Теории социального контракта

Некоторые авторы, такие как Норберто Боббио , утверждают, что Декларация 1948 г. находит свои источники в возникновении естественного права , теорий общественного договора (в частности, теории Локка ) и в индивидуализме, который заменил бы холизм прежних времен. сообщества. Таким образом, существует прямая связь между естественным правом некоторых философий Просвещения и принятием таких документов, как Билль о правах на английском языке, Американский Билль о правах и Декларация прав человека и гражданина французского языка. Другие, однако, подчеркивают значительные расхождения между «договорными теориями» ( Гоббс , Локк и Руссо — теории, которые, кроме того, расходятся между ними, причем Гоббс и Руссо могут быть отнесены к правовому позитивизму ) и формулировкой Декларации 1789 года.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны союзники приняли «  четыре свободы  »: свободу слова , свободу религии , свободу жить без нужды и свободу жить без страха в качестве своих основных целей в этом конфликте. Устав Организации Объединенных Наций подтверждает «веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности» , и обязывает все государства — члены содействовать «всеобщего и эффективного соблюдения прав человека. И основных свобод для всех, независимо от того, раса, пол, язык или религия. «

Когда после Второй мировой войны стало известно о зверствах, совершенных нацистской Германией, международное сообщество пришло к единому мнению, что в Уставе недостаточно определены права, о которых идет речь. Декларация, определяющая права человека, необходима для усиления положений Хартии о правах человека.

Перевод Всеобщей декларации прав человека

Текст Всеобщей декларации прав человека был отмечен Книгой рекордов Гиннеса в 2009 году, что стало мировым рекордом по переводам на 370 различных языков и диалектов . В 2019 году Управление Верховного комиссара ООН по правам человека насчитало 518 переводов, доступных на его веб-сайте. Хотя УВКПЧ стремится выбирать официальные переводы или наилучшие из имеющихся переводов, а также производить новые переводы на широко используемые языки, УВКПЧ, тем не менее, оговаривает качество и точность переводов, отличных от тех, которые были выполнены на шести официальных языках страны. Организация Объединенных Наций  : английский , арабский , китайский , испанский , французский (здесь — официальный язык оригинала текста Декларации и ее преамбулы), русский .

Конвенции в области прав человека

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах — членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. устанавливает, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

  • убийство членов такой группы;
  • причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  • меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Наказуемы следующие деяния:

  1. геноцид;
  2. заговор с целью совершения геноцида.

Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Апартеид — это политика и практика расовой сегрегации и дискриминации. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. относит к «преступлению апартеида» следующие акты:

  • лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности;
  • умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение;
  • любые меры законодательного характера, препятствующие участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны;
  • любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности;
  • эксплуатация труда членов расовой группы;
  • преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида.

Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. устанавливает, что пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

Понятие прав и свобод человека и их классификация

Права человека с позиций международного права — это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Права человека — одна из отраслей современного международного права, которая объединяет отрасли и нормы, закрепляющие основные и производные права человека и определяющие стандарты демократии в международных и национальных системах.

В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признает в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Права и свободы человека обладают особым юридическим качеством: они незыблемы. В соответствии с Конституцией РФ они «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». При этом ни международный договор, ни нормы внутреннего права не могут нарушать или ущемлять основные права и свободы человека.

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

  • естественные права: право на жизнь, на свободу и т. д.;
  • гражданские права: право на правосубъектность, право на судебную защиту, неприкосновенность жилища, переписки и т. д.;
  • политические права: свобода передвижения и выбора места жительства, право убежища, право гражданства, свободы мысли, совести, право ассоциаций, право на участие в управлении своей страной, право голоса;
  • экономические права: право собственности, свобода предпринимательства;
  • социальные права: право на социальное обеспечение, право на труд, на свободный выбор работы и т. д.;
  • культурные права: право на свободное участие в культурной жизни общества, право на защиту своих моральных и материальных интересов и т. д.

Международные документы в области прав человека:

  • Устав ООН;
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  • Иные международные договоры (например, Конвенции МОТ).

В международном праве существует концепция трех поколений прав человека.

К первому поколению прав относят гражданские и политические права. Они подлежат реализации в государстве для обеспечения его демократического устройства.

Ко второму поколению прав относят экономические, социальные и культурные права. Реализация данных прав требует определенных социальных, экономических и культурных условий.

К третьему поколению прав относятся так называемые коллективные права. Данные права принадлежат крупным объединениям индивидов (народам, нациям). Так, к коллективным правам относятся право на самоопределение, право свободно распоряжаться своими естественными богатствами.

Бытие и письмо

С 1946 по 1948 год делегаты Организации Объединенных Наций посвятили себя разработке Декларации. Созданная в 1946 году Экономическим и Социальным Советом Ядерная комиссия по правам человека определила в качестве основного мандата новой Комиссии по правам человека разработку международной хартии.

В начале 1947 года на своей первой сессии Комиссия по правам человека учредила Редакционный комитет. Редакционный комитет, первоначально состоящий из президента Элеоноры Рузвельт, вице-президента П.К. Чанга и докладчика Чарльза Малика , будет расширен на втором этапе. Он состоит из следующих членов:

  • Элеонора Рузвельт , 1884–1962, США, председатель редакционного совета;
  • П.К. Чанг , 1893–1957, Китай, заместитель председателя редакционного совета;
  • Эмиль Сен-лот , 1904–1976, Гаити, докладчик редакционной коллегии. Всеобщую декларацию прав человека впервые зачитал перед Генеральной Ассамблеей ООН ее докладчик Эмиль Сен-Лот;
  • Уильям Рой Ходжсон , 1892–1958, Австралия, член Комиссии по правам человека;
  • Эрнан Санта-Крус , 1906–1999, Чили, член Комиссии по правам человека;
  • Рене Кассен , 1887–1976, Франция, член Комиссии по правам человека;
  • Александр Богомолов , 1900-1969, СССР, член Комиссии по правам человека;
  • Чарльз Дьюкс  (en) , 1880–1948, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, член Комиссии по правам человека;
  • Джон Питерс Хамфри , 1905-1980, Канада, директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций.

Редакционный комитет собрался на свою первую сессию с 9 по 25 июня 1947 года, затем на вторую сессию с 3 по 21 мая 1948 года. Проект декларации, составленный Комитетом и переданный для обсуждения в Комиссию по правам человека , а затем в Экономический и Социальный Совет и, наконец, Генеральная Ассамблея . Многие поправки и предложения будут по-прежнему предлагаться государствами-членами ООН в рамках этих различных органов.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Состав

Структура, лежащая в основе Декларации, представлена ​​во второй подготовительной версии, составленной Рене Кассеном .

В отличие от первого проекта Джона Питерса Хамфри , простого списка прав, соответствующих модели Билля о правах многих американских государств , этот текст начинается с преамбулы «по-французски» . Затем он посвящает свои первые статьи изложению общих принципов, предназначенных для толкования подробных положений, которым они предшествуют, имитируя в этом отношении Гражданский кодекс Франции , первые шесть статей которого отвечают той же цели.

Эта структура также сравнивали Рене Кассин к тому , что в портике о наличии греческого храма  : последовательность соображений , сравнимых с шагом , четыре колонны из отдельного человека, семьи, социальных и политических прав и фронтоном , объединяющей все в том же видении человечества, состоящий из трех последних статей текста.

Article 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Примечания и ссылки

  1. Guinness Book
  2. (in) Управление ООН , (по состоянию на 23 февраля 2013 г. ) .
  3. Украина и Беларусь имеют свои собственные места в ООН , хоты Республик Советского Союза .
  4. .
  5. .
  6. , стр.  4.
  7. , стр.   .
  8. Абелардо Лобато Касадо, «Новые права человека» , в « Лексиконе двусмысленных и противоречивых терминов о жизни, семье и этических вопросах» , П. Теки,2005 г., 1001  с. , стр.  810.
  9. Майкл Вудс, Мэри Б. Вудс, Семь чудес древнего Ближнего Востока , издательство Twenty-First Century Books, 2008, стр. 28: «Некоторые современные ученые назвали эти слова первой в мире декларацией прав человека» .
  10. Норберто Боббио , Будущее демократии , ср. 1 — й части и введение.
  11. В книге «Права человека и естественное право» (PUF, 1989) Бландин Баррет-Кригель настаивает на различии между естественным правом и естественным правом и утверждает, что права человека связаны не с индивидуализмом или теорией субъекта , а с определенная концепция человечества, присутствующая в школе Саламанки . См. Например заключение книги.
  12. Устав ООН, преамбула и статья 56.
  13. (in) .

Фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие органы

Отдельно управляемые фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие вспомогательные органы являются автономными вспомогательными органами Организации Объединенных Наций.

Фонды и программы

На протяжении всей своей истории Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила ряд программ и фондов для решения конкретных гуманитарных проблем и проблем развития. Они финансируются за счет добровольных, а не обязательных взносов. Эти органы обычно подотчетны Генеральной Ассамблее через исполнительный совет. Только одна программа ООН когда-либо закрывалась за всю историю организации, Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA), которое прекратило свое существование в 1959 году и впоследствии было заменено УВКБ ООН.

Каждый из фондов и программ возглавляется исполнительным директором на уровне заместителя генерального секретаря и управляется исполнительным советом. Один из бывших фондов, Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) , в январе 2011 года был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» .

Программы и фонды ООН
Аббревиатуры Агентство Штаб-квартира Голова Учредил Комментарий
ПРООН Программа Развития ООН Нью-Йорк , США Ахим Штайнер 1965 г.
ЮНИСЕФ Детский фонд ООН Нью-Йорк , США Генриетта Х. Фор 1946 г.
ФКРООН Фонд капитального развития ООН Нью-Йорк , США Марк Бихлер 1966 г. Аффилирован с ПРООН
ВПП Мировая продовольственная программа Рим , Италия Дэвид Бизли 1963 г.
ЮНЕП Программа ООН по окружающей среде Найроби , Кения Ингер Андерсен 1972 г.
ЮНФПА Фонд народонаселения ООН Нью-Йорк , США Бабатунде Осотимехин 1969 г.
ООН-ХАБИТАТ Программа ООН по населенным пунктам Найроби , Кения Маймунах Мохд Шариф 1978 г.
UNV Добровольцы ООН Бонн , Германия Ричард Диктус 1978 г. Под управлением ПРООН

Научно-исследовательские и учебные институты

Генеральная Ассамблея учредила различные институты для проведения независимых исследований и обучения. Один из бывших институтов, Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ), был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию « ООН-женщины» в январе 2011 года.

  • Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)
  • Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР)
  • Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ)
  • Научно-исследовательский институт социального развития при Организации Объединенных Наций (ЮНРИСД)
  • Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (UNSSC)
  • Университет Организации Объединенных Наций (УООН)

Секретариаты конвенций

  • Конвенция о правах инвалидов
  • КБОООН — Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием
  • РКИК ООН — Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата
  • ЮНКЛОС — Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву учредила органы:
    • ISA — Международный орган по морскому дну
    • ITLOS — Международный трибунал по морскому праву

Другие организации и органы

  • Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС)
  • Центр международной торговли (ИТЦ)
  • Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС)
  • Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)
УВКБ ООН Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев Женева , Швейцария Филиппо Гранди 1951 г.
ЮНИФЕМ Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин Нью-Йорк , США Инес Альберди 1976 г. В 2011 году объединилась с «ООН-женщины».
ООН-ЖЕНЩИНЫ Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин Нью-Йорк , США Фумзиле Мламбо-Нгкука 2010 г. Создан в результате слияния Отдела по улучшению положения женщин (DAW), Международного научно-исследовательского и учебного института по улучшению положения женщин (INSTRAW), Управления Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (OSAGI) и Соединенных Штатов Америки. Фонд развития наций в интересах женщин (ЮНИФЕМ)
БАПОР Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ Газа , Палестина и Амман , Иордания Пьер Крахенбюль 1949 г.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Права человека

2011 год HTML PDF
Декларация Организации Объединенных Наций об образовании
и подготовке в области прав человека
32 KB 124 KB
2007 год HTML PDF
Декларация участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей 13 KB 138 KB
Декларация ООН о правах коренных народов 59 KB 245 KB
Мадридская декларация, принятая совещанием Группы экспертов под названием «Участие гражданского общества в осуществлении Конвенции о правах инвалидов — оно должно дать результаты», Мадрид, 27 ноября 2007 года   129 KB
2005 год HTML PDF

Касабланкская декларация, принятая региональным консультативным совещанием арабских государств, Касабланка, 15–17 июня 2005 года

  118 KB
2002 год HTML PDF
Декларация и план действий — «Мир, пригодный для жизни детей» 168 KB 448 KB
2000 год HTML PDF
Политическая декларация «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке», принятая на 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи 15 KB 140 KB
1998 год HTML PDF
Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации 27 KB  
1995 год HTML PDF
Пекинская декларация 28 KB 62 KB
1994 год HTML PDF

Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребнистями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года

  1.7M
1993 год HTML PDF
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 36 KB 50 KB
1992 год HTML PDF
Декларация по проблемам старения 21 KB 179 KB
1990 год HTML PDF
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 27 KB 2.3 MB
1986 год HTML PDF
Декларация о праве на развитие 26 KB 382 KB
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 21 KB 179 KB
1984 год HTML PDF
Декларация о праве народов на мир 8 KB 197 KB
1981 год HTML PDF
Декларация 26 KB  
1975 год HTML PDF
Декларация о правах инвалидов 17 KB 426 KB
1974 год HTML PDF
Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 16 KB 207 KB
1971 год HTML PDF
Декларация о правах умственно отсталых лиц 12 KB 186 KB
1967 год HTML PDF
Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 21 KB 235 KB
Декларация о территориальном убежище 12 KB 382 KB
1965 год HTML PDF
Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 17 KB 236 KB
1959 год HTML PDF
Декларация прав ребенка 16 KB 174 KB
1948 год HTML PDF
Всеобщая декларация прав человека 28 KB 473 KB

Статья 11

1. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
2. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Юридическая сфера

Проголосовав за Всеобщую декларацию прав человека, которая как таковая имеет только декларативное значение и, следовательно, не создает юридических обязательств, Генеральная Ассамблея призвала к принятию Хартии прав человека — человека, имеющего обязательную силу. Его разработка была поручена Комиссии ООН по правам человека. После долгих переговоров в контексте « холодной войны» проект привел к появлению двух дополнительных текстов: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах .

Французский Конституционный совет не дает положительный правовой статус Декларации 1948 года, несмотря на то, что в 1789 году был включен в конституционности блок с 1971 года . С другой стороны, имея меньшее географическое распространение, Европейская конвенция по правам человека включает обязательные положения для подписавших ее государств.

Кроме того, в статье 29.1 Всеобщей декларации прав человека упоминаются обязанности человека: по этому поводу см. Статью « Права человека» .

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека содержит:

  1. экономические права:

    • право на владение имуществом;
    • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;
  2. социальные права:
    • право на труд и свободный выбор профессии;
    • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;
    • право на вступление в брак и создание семьи;
    • право на защиту материнства и детства;
    • право на отдых и досуг;
    • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
    • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;
  3. культурные права:
    • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
    • право на образование;
    • право на участие в культурной жизни;
    • право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит:

  1. гражданские права:

    • право на жизнь;
    • право на неприкосновенность личности;
    • свобода личности;
    • свобода передвижения;
    • равенство перед судом;
    • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
    • право на безопасность личности;
    • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
    • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
    • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  2. политические права:
    • право на участие в управлении своей страной;
    • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
    • право на свободу убеждений и свободное их выражение;
    • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и др.

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.