23 различные направления юридического позитивизма

Оглавление

Рекомендации

  1. Х. Л. А. Харт, «Позитивизм и разделение закона и морали» (1958) 71 Гарвардский юридический обзор 593, 601–602.
  2. ^
  3. Луман, 1987 г.
  4. ^ Керзон, Питер (1998). Конспект лекций по юриспруденции. Кавендиш Паблишинг. п. 82.
  5. ^ Хэмптон, Джин (1986). Гоббс и традиция общественного договора. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 107.
  6. Остин, Джон (1995) . Определена область юриспруденции. Издательство Кембриджского университета.
  7. Ратнапала, Сури (2009). Юриспруденция. Издательство Кембриджского университета. п. 58. ISBN 978-0-511-59483-0.
  8. Харт, H.L.A. (1994). Понятие права (2-е изд.). Лондон: Oxford University Press.; заменено 3-м изданием 2012 г., под редакцией Лесли Грин.
  9. Харт, H.L.A. (1994). Понятие права (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  10. Раз, Джозеф (1979). Власть закона: очерки права и нравственности. Оксфорд: Clarendon Press. С. 47–50.
  11. Раз, Джозеф (2009). Между властью и толкованием. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. С. 168–169.

Естественно-правовые теории правопонимания

Естественное право именуется естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы: природы вещей, человека, всеобщего, универсального порядка. Право естественное — результат развития гражданского общества, оно суть естественного порядка вещей. Естественные права существуют как таковые, независимо от того, закреплены они в каких-либо источниках или нет. Эти права являются прирожденными. В некоторой степени они обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в нормах или нет.

Естественные права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение личности — примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право — это представление о справедливом праве, стоящем над законом и противопоставляемом ему. Естественное право при этом может брать верх над позитивным правом и действующим государственным порядком. Естественное право при этом имеет оценочную функцию по отношению к праву государственному, к закону.

Естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, древних и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра.

Великие исторические этапы

Научный позитивизм Огюста Конта

Огюст Конт

В его Курах де Философия Positive , написанных с 1830 года до года , Конт утверждает , что научный разум обречен, по неумолимому закону прогресса в человеческом сознании , называемом законом трех государств , чтобы заменить богословские убеждения и объяснение. метафизика . Таким образом он основал .

Став «позитивным», ум откажется от вопроса «почему?» », То есть искать первопричины вещей. Он будет ограничен «как», то есть формулировкой законов природы, выраженных на математическом языке , путем выявления посредством повторяющихся наблюдений и экспериментов постоянных отношений, которые их объединяют. позволяют объяснить действительность фактов.

Эмиль Литтре , Эрнест Ренан и Эрнст Мах , среди многих других, приняли подход, более или менее совпадающий с этим.

Обратите внимание, что в своей биографии, посвященной Огюсту Конту, Эмиль Литтре дает краткое определение позитивной философии:

— Эмиль Литтре, Огюст Конт и позитивная философия

Религиозный позитивизм Огюста Конта

«Религиозный» позитивизм соответствует второй фазе мысли Огюста Конта , весьма отличной от первой.

В этот период мысль Конта смещается в сторону естественной религии ( религии человечества ), основанной на культе мертвых: Конт — «первосвященник» человечества, обществом управляют ученые, человечество — великое существо …

Это теория, которая устанавливает отношения в обществе на основе научных и технических законов, призванных обеспечить порядок, прогресс , любовь в смысле альтруизма (любовь, распространенная на группы людей, превышающие союз полов, см .  : Agape , ἀγάπη в отличие от эроса , Ἔρως ).

Он игнорирует исследования смысла жизни, истоков и целей человека, счастья …

На этом этапе появляется система позитивной политики (четыре тома, опубликованные с 1851 по 1854 год), которая развивает социологию согласно Конту, «  позитивистский катехизис  » и субъективный синтез .

По словам Ракель Capurro , позитивизм находит свой источник в культ Разума , кратко практиковал в момент Французской революции , в 1793 году — .

Позитивистский календарь Огюста Конта

В 1849 году Огюст Конт создал позитивистский календарь, призванный сопровождать позитивистскую религию как инструмент «искусства памяти» и заменить католических святых традиционного календаря великими деятелями человечества.

Мы замечаем известных людей (философия, наука …), переквалифицированных в ряды «богов, героев и святых», включая Моисея , Сократа , Платона , Пифагора …

Юридический позитивизм

Юридический позитивизм — это правовая доктрина, в которой право сводится к положительному праву, как описано в кодексах. Главный представитель этого течения является австрийским Кельзен ( 1 881 — ), автор конституции Австрии в 1920 году .

Кельзен был вдохновлен системой позитивной политики в Огюст Конт (книги , написанных в так называемом «религиозной» фазе философии Конта) разработать теорию стандартов пирамиды , которая также называется нормативизмом .

Юридический позитивизм исключает любую ссылку на «  естественный закон  ». Эти идеи обсуждаются в «Чистой теории права » Ганса Кельзена . Более того, позитивное право является основой того, что Ганс Кельзен назвал верховенством права .

Логический позитивизм (или логический эмпиризм, неопозитивизм, рациональный эмпиризм)

Юридический позитивизм и правовой реализм

Юридический позитивизм отличается от правового реализма . Различия важны как аналитически, так и нормативно. Обе системы считают, что закон — это человеческое построение. В отличие от американских правоведов, позитивисты считают, что во многих случаях закон дает разумно определенные указания своим субъектам и судьям, по крайней мере, в судах первой инстанции.

Никлас Луманн утверждает: «Мы можем свести … позитивный закон к формуле, что закон не только устанавливается (то есть выбирается) посредством решения, но также действителен силой решения (таким образом, случайный и изменчивый)». Однако позитивисты не утверждают, что закон становится действительным по чьему-либо решению. По мнению Харта, юридическая сила закона зависит от общепринятой и коллективной практики судов. Что касается моральной ценности закона, и позитивисты, и реалисты утверждают, что это вопрос моральных принципов . «Сила решения» не играет существенной роли ни в том, ни в другом, поскольку индивидуального решения редко бывает достаточно для создания социальной практики признания, и было бы неправдоподобно предположить, что моральные принципы основаны на чьем-либо решении.

Особенности постпозитивизской эпохи конца 20 –го столетия

Постпозитивизм представляет собой поздний этап развития позитивистской философии. Наиболее яркими представителями этого течения стали Карл Поппер, Тартиби Кун, Имре Лакатос.

По сравнению с логическим позитивизмом, который представляет собой анализ научных теорий, постпозитивисты берут во внимание историю развития науки. Наука изучается не в статике, а в динамике

Считается, что развития научной деятельности неразрывно связано с социальными факторами.

В русле постпозитивизма особое внимание заслуживает критический рационализм (теория Поппера). В нем приоритет отдается дедуктивной логике

В своей работе «Логика научного исследования» философ изложил следующие идеи:

  1. Научные факты образуются в социальной плоскости. Эта сфера придает им статус общезначимости. Научный факт становится таковым, только после его признания компетентным научным социумом.
  2. Наука в современном обществе представляет собой один из ведущих социальных институтов этого общества.
  3. Гуманистическая вера в человеческий разум, адекватным выражением которого является наука. Наука рассматривается как высшее достижение человеческой цивилизации.
  4. Опыт не имеет научного значения, а лишь подтверждает или опровергает.
  5. Рост научного знания прямо пропорционален уровням научных открытий, которые осуществляются на основе смелого выдвижения гипотез. Гипотеза рассматривается как правдоподобная теория.

Ученый выдвинул принципы, на основании которых осуществляется анализ развития науки:

  1. Принцип фальсификации (удостоверение в ложности). Еще его называют принципом опровержения. Научные знания принципиально могут быть опровергнуты. Научные знания осуществляются исторически в конкретных исторических формах, которые имеют приходящий характер. Научные теории – это знания конкретные, которые догматического характера не имеют и не претендуют на это. Поэтому научные теории имеют границы применимости своих положений. Если такое положение выходит за пределы своей применимости, то оно автоматически становятся заблуждением. Однако это не означает его ложность. Сколько бы фактов, экспериментальных данных не свидетельствовало в пользу научной теории в настоящий момент, рано или поздно выявятся такие данные, которые опровергнут данную теорию.
  2. Принцип фаллибилизма (принцип погрешимости). Научные знания являются определенным моментом отображения объективной истины, носящие приходящий характер. Научная теория предполагает возможность дополнения, изменения, модификации и в дальнейшем ее опровержения.

Карл Поппер выдвинул идею «трех миров», в которой:

  • первый мир – объективный мир физических явлений;
  • второй мир – ментальный мир психических процессов индивидуального состояния;
  • третий мир – мир объективированных продуктов человеческого сознания, познания и мышления.

Ученый своим мировоззрением объяснил, для чего существует наука. Ее существование вызвано способностью преобразовать предмет деятельности в продукт. Преобразование происходит максимально эффективным образом.

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Значение определения права

Существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества. Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является одновременно отношением субъекта познания к правовой действительности и научным направлением, теорией.

Множество теорий права, типов правопонимания известно истории человечества. Центральной их проблемой является сущностное понятие права, его основных категорий и принципов. Именно в определении права в концентрированном виде воплощается специфичность теории. Не случайно научные дискуссии разворачиваются именно вокруг центрального определения права, так как именно в определении права выражается специфика соответствующего типа правопонимания, именно в нем находят свое отражение и концептуальное единство все правовые понятия.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание сущности права. За историческими, географическими и иными границами своего возникновения каждое определение права теряло свое значение. Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции

Значение определения права опирались их авторы: естественного права или юридического позитивизма. Первая традиция основана на единстве, тождестве справедливости и права. Согласно этому подходу, несправедливый закон не есть право и его следует отвергать во имя естественно-правовых постулатов справедливости. Вторая, позитивистская, традиция характеризуется обратным соотношением. При определении права на первое место выдвигаются предметные представления о нем как институте, подчеркиваются структурные и функциональные характеристики правовых систем. Духовная, моральная сторона права уступает место рациональной.

При всем разнообразии теорий права можно выделить две основные тенденции правопонимания, ведущие свои корни из древнего мира. Их выделение строится на следующих проблемных вопросах:

  1. происхождение права;
  2. соотношение права и закона;
  3. критерии права.

Представители первой тенденции считали, что правила поведения, нормы права вносятся в человеческое общество волей государства либо силой провидения (божественной волей). Оно не является результатом развития социума, а вносится в него извне. При этом право и закон отождествляются, а субъект права лишается возможности оценивать правовые предписания как несправедливые или справедливые. Точнее, отсутствие в законе интереса индивида не освобождает его от исполнения норм, несущих государственный или иного происхождения интерес.

Вторая тенденция правопонимания возникает из иных подходов к возникновению права. Происхождение правовых предписаний обосновывается из внутреннего развития общества. Социальная практика, совместная деятельность людей, столкновение их интересов являются источником права. Право и закон, соответственно различаются в том случае, если закон не несет в себе идей общечеловеческой справедливости. Именно этим двум направлениям соответствуют естественно-правовые и позитивистские концепции права. Охарактеризуем некоторые из теорий понимания права.

Метод сопутствующих изменений

В отличие от предыдущего метода в данном случае нет необходимости в том, чтобы все изменения, не относящиеся к сравниваемым переменным, были полностью исключены. Для доказательства причинных отношений в двух явлениях достаточно установления параллельных изменений. С помощью этого метода определяется внутренний характер причинной связи (а не внешний, как в предыдущих случаях). Речь идет об обнаружении постоянного соответствия между двумя фактами. Для соответствия процессов развития двух явлений друг другу необходимо соответствие проявляемых ими свойств. Если два явления характеризуются регулярными изменениями параллельно друг другу, данное отношение между ними следует принимать даже в том случае, когда одно из явлений возникло без другого. Возможно имеет место действие враждебной причины, ее следствие, либо следствие приобретает другую форму, отличную от наблюдаемой перед этим.

Этатистская версия (легизм)

По этатистской версии право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней применимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной.

Так, в XVI веке Жан Боден, теоретик идеи абсолютной монархии, а в XVII веке Боссюэ, воспевавший власть королей, стали увязывать право с верховной властью монарха, подчиняя последнюю требованию соблюдать «божественные и естественные законы».

В отличие от них, Макиавелли прежде всего утверждал, что государство и право никоим образом не подчинены естественному праву или морали с того момента, когда встаёт вопрос об интересах государства, правитель не должен колебаться в выборе средств, которые впоследствии будут оправданы успехом.

Т. Гоббс увязывал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: в результате общественного договора, предназначенного для обеспечения порядка, люди признают право законодателя за абсолютным монархом, законы которого везде справедливы, поскольку служат общим интересам, даже если они противоречат божественной воле.

Впоследствии идея государственного позитивизма была поддержана в трудах Гегеля. Пытаясь примирить противоречия истории и единообразие разума и нейтрализовать оппозицию реального мира и (идеальной) мысли при помощи диалектики, Гегель стремился отождествить рациональное и реальное, признавал первенствующую роль за государством и объяснял право через осуществившийся факт и через силу, одним словом, он отождествлял право с государством.

Подобно Гегелю, немецкий юрист Рудольф Иеринг видел в государстве единственный источник права; подчёркивая роль принуждения как неотъемлемого свойства правовой нормы, он признавал только позитивное право, внушить почтение к которому может только государство, путём принудительного воздействия.

В современной юриспруденции получила развитие теория правового позитивизма, в основу которой положены принципы правового регулирования в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества, а также разделения и кооперации труда как основы самосохранения и прогресса государства. В России эту концепцию обосновал профессор Сергей Дробышевский.

Юридический позитивизм и правовой реализм

Юридический позитивизм отличается от правовой реализм. Различия важны как аналитически, так и нормативно. Обе системы считают, что закон — это человеческая конструкция. В отличие от американских правоведов, позитивисты считают, что во многих случаях закон дает разумно определенные указания своим субъектам и судьям, по крайней мере, в судах первой инстанции.

Никлас Луман утверждает: «Мы можем свести … позитивный закон к формуле, этот закон не только устанавливается (то есть выбирается) посредством решения, но также действителен силой решения (таким образом, случайный и изменчивый)». Однако позитивисты не утверждают, что закон становится действительным по чьему-либо решению. По мнению Харта, юридическая сила закона зависит от общепринятой и коллективной практики судов. Что касается моральной ценности закона, и позитивисты, и реалисты утверждают, что это вопрос морального принципы. «Сила решения» не играет существенной роли ни в том, ни в другом, поскольку индивидуального решения редко бывает достаточно для создания социальной практики признания, и было бы неправдоподобно предположить, что моральные принципы основаны на чьем-либо решении.[нужна цитата]

Метод различия

Используется при сравнении двух случаев, в одном из которых имеет место наступление исследуемого явления, а в другом, соответственно, не имеет. При этом оба случая имеют сходные обстоятельства, за исключением одного. Данный метод может использоваться как в рамках наблюдения, так и в процессе лабораторного (производственного) эксперимента. Например, он использовался в химических опытах, в процессе открытия таких веществ, как ускорители реакций (катализаторы).

В сельском хозяйстве при помощи метода различий проводится проверка эффективности всевозможных удобрений; в медицине – проверка воздействия на организм различных лекарственных средств. Данная процедура происходит за счет выделения контрольной и экспериментальной (опытной) групп – растений, животных или людей. Обе группы до определенного момента находятся в одинаковых условиях, после чего в опытной вводится изучаемый фактор (переменная М). Затем проводится сравнение между опытной и контрольной группами. Если различия между ними являются статистически значимыми, то возникновение нового качества d у контрольной группы рассматривается как следствие воздействия переменной М.

Первый позитивизм. Представители

Относится к первой половине XIX в. Его принято связывать с именами Огюста Конта (1798-1857), Джона Стюарта Милля (1806-1878), Герберта Спенсера (1820-1903) и др.

На данном этапе Конт формулирует идею о трех исторических стадиях развития знания и трех общих мировоззренческих системах (закон двойственной эволюции). Так, первая стадия (теологическая) характеризуется стремлением человека интерпретировать все явления окружающей среды с позиции контроля сверхъестественных (божественных) сил. При этом данные силы представляются человеку по аналогии с ним самим – боги, ангелы, духи, души и герои. То есть наделяются определенными человеческими признаками.

В свою очередь, третья, позитивная, стадия, по мнению Конта, должна быть направлена на описание внешней стороны объектов, умозрение больше не рассматривается в качестве средства получения знания, а метафизика – в качестве учения о сущности.

Соответственно наука выступает как индикатор объективных факторов и эмпирических законов. Основной проблемой на данном этапе становится изучение индуктивно-логической и психологической процедуры опытного познания. Процесс развития науки рассматривается Контом в качестве накопления приобретенных знаний (в первую очередь законов). Знания, таким образом, предстают как описательные характеристики и противопоставляются тенденции объяснения.

Критика позитивистских идей Огюста Конта

С точки зрения Л. Гумпловича, суть позитивизма как истинной научности начинается тогда, когда «мы побеждаем наше стремление узнать начало вещей и удовлетворяемся плодами их развития». Это особая форма социального развития, когда мы принимаем идею ограниченности нашего сознания в познании первопричины тех или иных вещей. Вместо единичного подхода к фактам и явлениям мы можем наблюдать их общий процесс развития, характерный для различных временных отрезков и географического пространства. Например, в ситуации с древним обычаем заключения брака путем похищения жен мы имеем дело с целостным процессом, связанным с организацией господства, правом на частную собственность и т. д., который характеризует человечество в целом. В связи с этим мы можем наблюдать отдельные пережитки данного обычая и в современном обществе.

Гумплович доказывает ошибочность идей Конта относительно развития человечества и выдвигает собственную теорию круговоротного течения социального развития. Речь идет о развитии, начинающемся в том случае, когда имеют место соответствующие социальные условия. Пока данные условия существуют, социальное развитие закономерно проходит все соответствующие этапы. Как только условия заканчиваются (либо становятся недостаточными), развитие заканчивается (достигает своего конечного пункта). В качестве примера автор приводит ряд социально развитых государств Азии, Африки и Америки, которые являются пустынными и необитаемыми в настоящий момент, но которые были источниками возникновения и развития колоссальных культур. Вместе с тем мы не можем отрицать тот факт, что при возникновении необходимых условий, таких, например, как новая колонизация, возможен новый виток социального развития.

История возникновения позитивизма

Данное направление получило свое начало в XIX веке, в период распада натурфилософии. Его возникновение было обусловлено прежде всего кризисом так называемой спекулятивной философии, в том числе немецкого классического идеализма (И. Кант, Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг и др.). Позитивизм — это своеобразный ответ на несостоятельность философской мысли того времени. Философия перестала удовлетворять запросы общества и должна была быть кардинально пересмотрена. Между тем теория позитивизма опиралась на идею неспособности спекулятивной философии решать проблемы, возникающие перед обществом в процессе научных открытий в области биологии, математики, физики, химии, астрономии и др. Наука приобретала все большую популярность и значимость, оказывая влияние на общественное сознание. Также следует отметить, что в данный период происходит выделение науки в качестве нового специфического социального института. После освобождения из-под церковной опеки ее идеи приобретают более смелый и обширный характер, что также не могло не сказаться на повышении общественного интереса к научным открытиям.

В свою очередь, Огюст Конт выступает за перевод мышления из метафизической стадии в научную. Таким образом, позитивизм был направлен на поиск нового обоснования философии по аналогии с естественнонаучными методами. Однако позитивистское направление само по себе также не избежало участи спекулятивной философии. Его собственные положения относительно отрицания умозрения, феноменалистические идеи и другое не имели эмпирической проверки, а, следовательно, также приобрели характер метафизики.

Ссылки [ править ]

  1. ^ HLA Hart, «Позитивизм и разделение закона и морали» (1958) 71 Harvard Law Review 593, 601–602.
  2. ^ Грин, Лесли (2009). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (издание осень 2009 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета .
  3. ^ a b Грин, Лесли, « Юридический позитивизм » в Стэнфордской энциклопедии философии
  4. Перейти ↑ Luhmann, 1987
  5. ^ Гованс, Крис (2016). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (зима 2016 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  6. ^ Марки, Питер (2015-01-01). Залта, Эдвард Н. (ред.). Рационализм против эмпиризма (изд. Лето 2015 г.).
  7. ^ а б в г д Керзон, Питер (1998). Конспект лекций по юриспруденции . Кавендиш Паблишинг. п. 82.
  8. ^ a b Хэмптон, Джин (1986). Гоббс и традиция общественного договора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 107.
  9. ^ Барри, Брайан (1968). «Уоррендер и его критики». Философия . 43 (164): 117–137. DOI10.1017 / s0031819100009001 . JSTOR 3748840 .
  10. ^ Мерфи, Марк С. (1995). «Был ли Гоббс юридическим позитивистом?». Этика . 105 (4): 846–873. DOI10.1086 / 293755 . JSTOR 2382114 .
  11. ^ Остин, Джон (1995) . Определена область юриспруденции . Издательство Кембриджского университета.
  12. ^ Ratnapala, Suri (2009). Юриспруденция . Издательство Кембриджского университета. п. 58. ISBN 978-0-511-59483-0.
  13. Перейти ↑ Hart, HLA (1994). Понятие права (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета .; заменено 3-м изданием 2012 г., отредактированным Лесли Грин .
  14. Перейти ↑ Hart, HLA (1994). Понятие права (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  15. ^ Раз, Джозеф (1979). Власть закона: Очерки права и нравственности . Оксфорд: Clarendon Press. С. 47–50.
  16. Перейти ↑ Raz, Joseph (2009). Между властью и толкованием . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. С. 168–169.

Однако, есть несколько версий правового позитивизма

Этатистская версия (легизм)

По этатистской версии право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Так, в XVI веке Жан Боден, теоретик идеи абсолютной монархии, а в XVII веке Боссюэ, воспевавший власть королей, стали увязывать право с верховной властью монарха, подчиняя последнюю требованию соблюдать «божественные и естественные законы».

В отличие от них, Макиавелли прежде всего утверждал, что государство и право никоим образом не подчинены естественному праву или морали с того момента, когда встаёт вопрос об интересах государства, правитель не должен колебаться в выборе средств, которые впоследствии будут оправданы успехом.

Томас Гоббс увязывал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: в результате общественного договора, предназначенного для обеспечения порядка, люди признают право законодателя за абсолютным монархом, законы которого везде справедливы, поскольку служат общим интересам, даже если они противоречат божественной воле.

Впоследствии идея государственного позитивизма была поддержана в трудах Гегеля. Пытаясь примирить противоречия истории и единообразие разума и нейтрализовать оппозицию реального мира и (идеальной) мысли при помощи диалектики, Гегель стремился отождествить рациональное и реальное, признавал первенствующую роль за государством и объяснял право через осуществившийся факт и через силу, одним словом, он отождествлял право с государством.

Подобно Гегелю, немецкий юрист Рудольф Иеринг видел в государстве единственный источник права; подчёркивая роль принуждения как неотъемлемого свойства правовой нормы, он признавал только позитивное право, внушить почтение к которому может только государство, путём принудительного воздействия.

В современной юриспруденции получила развитие теория правового позитивизма, в основу которой положены принципы правового регулирования в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества, а также разделения и кооперации труда как основы самосохранения и прогресса государства. В России эту концепцию обосновал профессор Сергей Дробышевский.

Позитивное право и социологическая версия

Сторонники социологического позитивизма считают первоосновой права правоотношения. С их точки зрения право — реальный порядок общественных отношений; закон с большей или меньшей адекватностью фиксирует правила, которых люди придерживаются в своих взаимоотношениях, и обретает жизнь, лишь будучи реализован в них. Социологическая версия исследует право как реальное социальное явление, используя при этом методы позитивистской социологии.

Позитивное право и нормативистская версия

Нормативистская версия принципиально отличается от этатисткой использованием понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство при этом рассматривается как производное от правовых норм явление.