70-летие всеобщей декларации прав человека

Оглавление

Текстовое содержание

Преамбула

Текст начинается с упоминания основных тем, которые лежали в основе разработки Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека , а затем обращается к Женевской декларации.

Недискриминация

Права, изложенные в декларации, распространяются на всех детей, девочек и мальчиков, независимо от их происхождения или принадлежности к семье. Этот принцип особенно важен для борьбы с различиями в обращении между мальчиками и девочками.

Наилучшие интересы ребенка

Каждое решение, касающееся ребенка, должно в первую очередь учитывать его благополучие. Это сделано для того, чтобы ребенок мог развиваться в среде, благоприятной для его психического и физического здоровья, за счет получения достаточного количества пищи, доступа к безопасной питьевой воде и помощи, в которой он нуждается. Речь также идет об усилении защиты ребенка от насилия или отсутствия заботы.

Филипп Мейрьё определяет понятие наилучших интересов ребенка как «факт рассмотрения ребенка с точки зрения того, кто должен стать предметом в конце своего образования. Сбалансированный физический субъект (здоровье и диета), психический субъект (психическое равновесие), социальный и культурный субъект (способный понимать, говорить) и гражданский субъект (способный участвовать в обсуждении общего блага в условиях демократии. )  » .

Право на идентичность

Ребенок имеет право на имя и национальность. При рождении ребенка родители обязаны заявить об этом в мэрию по месту его рождения, чтобы он появился в регистрах гражданского состояния. Таким образом, эта формальность свидетельствует о его идентичности.

Этот принцип направлен на защиту ребенка от принудительного труда, ранних браков или сексуальной эксплуатации. Это также обеспечивает им доступ к образованию или медицинскому обслуживанию.

Право на достаточное питание, жилище и медицинское обслуживание

Каждый ребенок имеет право на здоровье. Следовательно, речь идет о защите ребенка от недоедания, отсутствия вакцинации, малярии, ВИЧ или даже отсутствия надлежащего ухода, доступа к питьевой воде и санитарии.

По данным Unicef, 24 000 детей в возрасте до пяти лет во всем мире ежедневно умирают от недоедания и болезней, которые в большинстве случаев можно предотвратить.

Право на специальное образование и уход за детьми с умственными или физическими недостатками

Некоторые дети даже более уязвимы, чем другие, и поэтому заслуживают особой защиты. Это касается детей-инвалидов, подпадающих под действие этого принципа.

Право на бесплатное образование и развлекательные мероприятия

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, чтобы научиться читать и писать. Это позволяет детям приобретать знания и развиваться в соответствии с их идентичностью, языком, культурой и навыками. Это также позволяет бороться с бедностью или избегать болезней, обучая их защищать себя и защищать других.

Право на бесплатное образование и развлекательные мероприятия также важно в наилучших интересах ребенка

9. Право на защиту от всех форм жестокости, пренебрежения и эксплуатации.

Каждый ребенок имеет право расти в защищающей его среде. Речь идет о предотвращении жестокого обращения, эксплуатации, принудительных браков и детского труда и борьбе с ними.

Действительно, согласно Unicef, в развивающихся странах очень распространены две формы эксплуатации: детский труд и дети-солдаты.

Возможные предшественники

Цилиндр Кира иногда считается первой декларацией прав человека в истории.

Некоторые утверждают, что самая ранняя известная декларация прав человека была записана на цилиндре Кира и написана Киром Великим , основателем Персидской империи в этом году.539 г. до н.э. Ж.-К.

Теории социального контракта

Некоторые авторы, такие как Норберто Боббио , утверждают, что Декларация 1948 г. находит свои источники в возникновении естественного права , теорий общественного договора (в частности, теории Локка ) и в индивидуализме, который заменил бы холизм прежних времен. сообщества. Таким образом, существует прямая связь между естественным правом некоторых философий Просвещения и принятием таких документов, как Билль о правах на английском языке, Американский Билль о правах и Декларация прав человека и гражданина французского языка. Другие, однако, подчеркивают значительные расхождения между «договорными теориями» ( Гоббс , Локк и Руссо — теории, которые, кроме того, расходятся между ними, причем Гоббс и Руссо могут быть отнесены к правовому позитивизму ) и формулировкой Декларации 1789 года.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны союзники приняли «  четыре свободы  »: свободу слова , свободу религии , свободу жить без нужды и свободу жить без страха в качестве своих основных целей в этом конфликте. Устав Организации Объединенных Наций подтверждает «веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности» , и обязывает все государства — члены содействовать «всеобщего и эффективного соблюдения прав человека. И основных свобод для всех, независимо от того, раса, пол, язык или религия. «

Когда после Второй мировой войны стало известно о зверствах, совершенных нацистской Германией, международное сообщество пришло к единому мнению, что в Уставе недостаточно определены права, о которых идет речь. Декларация, определяющая права человека, необходима для усиления положений Хартии о правах человека.

Парижское восстание

Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. Только массовая мобилизация спасла Национальное собрание от возможного роспуска.

Ситуация все больше накалялась, и увольнение королем 11 июля популярного среди простого люда министра финансов Неккера, парижане восприняли как сигнал к началу контрреволюции. Но вместо того, чтобы уступить, они восстали. Уличные ораторы, такие как Камиль Демулен побуждали своих соотечественников к сопротивлению. Столкнувшись с королевскими войсками на улицах, парижане привлекли некоторых солдат на свою сторону.

13 июля отряды горожан обыскали оружейные лавки в поисках оружия. На следующий день большая толпа вторглась в Дом Инвалидов и без какого-либо сопротивления захватила тысячи винтовок. Затем толпы вооруженного народа переместились к Бастилии, которая в начале века служила печально известной королевской тюрьмой. Полагая, что там хранится порох, горожане осадили крепость. Крошечный гарнизон Бастилии оказал сопротивление, началась жестокая бойня и десятки парижан были убиты.Когда гарнизон окончательно сдался, разгневанная толпа буквально разорвала нескольких солдат.

В другой части города два ведущих королевских чиновника были казнены за их предполагаемую роль в заговоре. Тем временем Национальное собрание свергло чиновников городского правительства, сформировало революционный муниципалитет и организовало ополчение граждан для патрулирования улиц. Подобные муниципальные революции произошли в 26 из 30 крупнейших французских городов.

Парижское восстание 14 июля не только спасло Национальное собрание от роспуска, но изменило ход революции, сделав ее гораздо более активной и насильственной.

17 июля король отправился в Париж, где публично надел кокарду с новым сочетанием цветов: белого для бурбонов, голубого и красного для парижан. Этот триколор со временем стал новым национальным флагом Франции.

Изгнание рома с 2010 г. по настоящее время

Плакат с протестом против обращения цыган рома по Гити Новин

В 2010 году французское правительство запустило программу принудительной депортации цыган. Эти депортации подверглись резкой критике со стороны многих правозащитных и международных политических организаций. Совет Европы осудил высылки, назвав их «противоречащими человеческому достоинству». Те, кто согласился покинуть Францию, получили 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка при условии, что они подпишут заявление о том, что они не будут пытаться вернуться во Францию. Французское правительство поставило перед собой цель депортировать 30 000 цыган в 2011 году.

Влияния

Эглантайн Джебб (1876-1928)

Эглантайн Джебб считается большим вдохновителем для развития прав детей.

В 1919 году она создала ассоциацию «  Фонд помощи детям  » (SCF), чтобы исправить драматическое положение европейских детей после Первой мировой войны. Сегодня это одна из основных транснациональных НПО.

В 1922 году она разработала Хартию глобальной защиты детей (Всемирную хартию благополучия детей), в которой изложены некоторые принципы, которые она считала основными правами каждого ребенка. Она отправила свой текст в Лигу Наций (Лигу Наций) в Женеве, в которой говорилось: «  Я убеждена, что мы должны требовать определенных прав для детей и работать над всеобщим признанием этих прав  ». Эта хартия была принята под названием Женевской декларации вСентябрь 1924 г..

Януш Корчак (1878-1942)

Януш Корчак , настоящее имя которого Генрик Гольдшмит, считается одним из первых защитников прав детей и духовным отцом Международной конвенции 1989 года о правах ребенка.

Перед Второй мировой войной этот польский педиатр и писатель был одним из самых уважаемых ученых.

В 1920-х годах он первым призвал к принятию Хартии Лиги Наций для защиты прав детей. Он хочет полной реформы образования, а также статуса ребенка. По его словам, «ребенок не становится мужчиной, он уже им» . Его идеи глубоко вдохновили разработку Международной конвенции о правах ребенка 1989 года .

В 1978 году Польша предложила Организации Объединенных Наций проект конвенции о правах ребенка, лежащий в основе Конвенции о правах ребенка, перед лицом страданий, испытанных детьми после Второй мировой войны.

Преамбула

В этой Декларации прав ребенка, известной как Женевская декларация, мужчины и женщины всех наций признают, что человечество должно дать ребенку то, что у него есть, подтверждая свои обязанности, вне зависимости от расы, национальности или вероисповедания.

Статьи

Статья 1: «  Ребенку нужно дать возможность развиваться нормальным образом, материально и духовно.  »

Статья 2: «  Голодного ребенка нужно накормить; больного ребенка нужно лечить; следует поощрять умственно отсталого ребенка; заблудшего ребенка нужно вернуть; ребенок-сирота и брошенный ребенок должны быть приняты и спасены.  »

Статья 3: «  Ребенок должен первым получить помощь в случае бедствия.  »

Статья 4: «  Ребенок должен иметь возможность зарабатывать на жизнь и должен быть защищен от любой эксплуатации.

Статья 5: «  Ребенка нужно воспитывать с чувством, что его лучшие качества должны быть поставлены на службу его братьям.  »

Перевод Всеобщей декларации прав человека

Текст Всеобщей декларации прав человека был отмечен Книгой рекордов Гиннеса в 2009 году, что стало мировым рекордом по переводам на 370 различных языков и диалектов . В 2019 году Управление Верховного комиссара ООН по правам человека насчитало 518 переводов, доступных на его веб-сайте. Хотя УВКПЧ стремится выбирать официальные переводы или наилучшие из имеющихся переводов, а также производить новые переводы на широко используемые языки, УВКПЧ, тем не менее, оговаривает качество и точность переводов, отличных от тех, которые были выполнены на шести официальных языках страны. Организация Объединенных Наций  : английский , арабский , китайский , испанский , французский (здесь — официальный язык оригинала текста Декларации и ее преамбулы), русский .

Суверенитет народа

В статье 25 Декларации 1793 г. указывается, что суверенитет принадлежит народу. Декларация 1789 года просто говорила о национальном суверенитете.

Следовательно, это сознательное желание порвать с концепцией национального суверенитета, которая была избрана революционерами 1789 года, главным образом в пользу ограниченной революции и которая сопровождалась отказом от всеобщего избирательного права в пользу избирательного права . Этот выбор можно сравнить с их буржуазным происхождением и проанализировать как попытку отстранить народные классы от власти в рамках либеральной, но не демократической революции. Сама концепция национального суверенитета рассматривает суверенитет как принадлежащий народу, но взятый в целом как абстрактную сущность, называемую нацией. Это действительно чистая абстракция, а не сумма людей, живущих в данный момент на национальной территории. Тогда национальный суверенитет характеризуется единой и неделимой волей, полностью выраженной представителями. Прямое вмешательство граждан исключено, ограничение права голоса для части населения оправдано, и, поскольку представители являются представителями нации, а не избирателями, исключено, что последние контролируют выборных должностных лиц или может их отозвать (отказ от императивного поручения ).

Таким образом, в тексте утверждается народный суверенитет, согласно которому суверенитет действительно принадлежит гражданам и всем им. В данном контексте эта идея во многом обязана Жану Жаку Руссо , мысль которого является одним из основных источников вдохновения якобинцев II года и горцев в целом. В О социальном контракте , философ утверждается , что если «власть может быть передана», «воля не представлена»: В целом воля не может быть плодом представителей , но и сами и только его реализация людей может быть делегирована, под контроль граждан. В лучшем случае люди могут заставить их голосовать вместо своего места в законодательной функции через представителей, которые затем являются «клерками», только передавая явную волю граждан. Он ссылается на древнюю прямую демократию времен Римской республики или демократического периода Афин и осуждает исключительно абстрактную репрезентативную систему — и модель революционеров 1789 года — современной Англии («Англичане думают, что они свободны; он очень заблуждается, он таков только во время выборов депутатов парламента; как только они избраны, он раб, он ничто «). Это продвигает логику участия всех вместо логики представления. Эти принципы находят свое воплощение в установлении всеобщего избирательного права (само признано Декларацией прав 1793 года) в 1792 году, но, прежде всего, в конституции 1793 года, которая содержит положения, направленные на вовлечение граждан и народных инициатив. и его можно сравнить с Биллем о правах того же года. .

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека содержит:

  1. экономические права:

    • право на владение имуществом;
    • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;
  2. социальные права:
    • право на труд и свободный выбор профессии;
    • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;
    • право на вступление в брак и создание семьи;
    • право на защиту материнства и детства;
    • право на отдых и досуг;
    • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
    • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;
  3. культурные права:
    • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
    • право на образование;
    • право на участие в культурной жизни;
    • право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит:

  1. гражданские права:

    • право на жизнь;
    • право на неприкосновенность личности;
    • свобода личности;
    • свобода передвижения;
    • равенство перед судом;
    • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
    • право на безопасность личности;
    • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
    • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
    • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  2. политические права:
    • право на участие в управлении своей страной;
    • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
    • право на свободу убеждений и свободное их выражение;
    • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и др.

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН государства обязуются соблюдать международные стандарты прав человека. Вопрос соблюдения прав человека отнесен к внутренней компетенции государства. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) государства должны приложить минимальные усилия — принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

Международные стандарты прав человека могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

Международные стандарты прав человека обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.

При этом следует учесть, что индивид не является, субъектом международного права и международное право обязывает государство обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, международное право предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи международных органов. Существует два уровня международной защиты прав человека:

  • универсальный;
  • региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет — ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам человека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.

Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека:

  • рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
  • рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
  • рассмотрение индивидуальных петиций.

показать содержание

история

Декларация находится под сильным влиянием идей французского Просвещения , а именно Монтескье и Руссо . Кроме того, влияние английского Билля о правах 1689 года и учения о праве противостоять тиранам, появившееся со времен Реформации, можно почувствовать. В конце концов, вдохновляющими оказались тексты, написанные в связи с американской революцией. Упоминание в частности Билль о правах в Вирджинии (1776). Маркиз де Лафайет играет важную роль здесь как строитель моста. После возвращения из США в 1789 г. он стал членом Генеральных штатов Франции . Основываясь на американской модели, он внес в новое Национальное собрание проект декларации прав человека и гражданина . Декларация прав человека и гражданина, провозглашенная Национальным собранием 26 августа 1789 года , результат длительных дебатов и бесчисленных проектов и поправок, косвенно основана на его проекте.

Рукописный оригинал 1789 года, который сейчас находится в Национальном архиве Франции в Париже , был объявлен всемирным наследием документов в 2003 году .

Примечания и ссылки

  1. Guinness Book
  2. (in) Управление ООН , (по состоянию на 23 февраля 2013 г. ) .
  3. Украина и Беларусь имеют свои собственные места в ООН , хоты Республик Советского Союза .
  4. .
  5. .
  6. , стр.  4.
  7. , стр.   .
  8. Абелардо Лобато Касадо, «Новые права человека» , в « Лексиконе двусмысленных и противоречивых терминов о жизни, семье и этических вопросах» , П. Теки,2005 г., 1001  с. , стр.  810.
  9. Майкл Вудс, Мэри Б. Вудс, Семь чудес древнего Ближнего Востока , издательство Twenty-First Century Books, 2008, стр. 28: «Некоторые современные ученые назвали эти слова первой в мире декларацией прав человека» .
  10. Норберто Боббио , Будущее демократии , ср. 1 — й части и введение.
  11. В книге «Права человека и естественное право» (PUF, 1989) Бландин Баррет-Кригель настаивает на различии между естественным правом и естественным правом и утверждает, что права человека связаны не с индивидуализмом или теорией субъекта , а с определенная концепция человечества, присутствующая в школе Саламанки . См. Например заключение книги.
  12. Устав ООН, преамбула и статья 56.
  13. (in) .

Год принятия французской декларации во Франции

Также, созданию универсального документа, закрепившего впервые в мире человеческие свободы и права, предшествовала буржуазная французская революция. Сложившиеся для ее возникновения предпосылки, отягощенные неурожаями 1788 года, обострило ситуацию в стране и вынудило правительство созвать не собиравшиеся 175 лет Генеральные штаты.

Превалирующее число представителей буржуазии и третьего сословия привело конфликту с дворянским сословием и духовенством, что неизбежно привело к конфликту между ними. На отказ от дворянства принять предложение о совместном принятии государственно важных решений, буржуазия объявила о создании нового органа – Национального собрания, в последующем ставшего Учредительным. Последнее сконцентрировало бразды правления.

На видео-декларация прав человека и гражданина 1789:

В августе 1789 г. Учредительным Собранием принят первый в истории Франции документ, утвердивший естественные человеческие права и спектр гражданских свобод. Документ получил название Декларации прав человека и гражданина. В основу его заложено равенство граждан перед законом, утверждены естественные права, а также идеи национального и народного суверенитетов.

Народное восстание: самое святое право, самый важный долг

Право сопротивления угнетению выделено в Декларации 1793 г., оно занимает четыре статьи (27, 33, 34 и 35), в которых определяется его форма и объем. Даже когда это угнетение затрагивает только одного человека, сопротивление возможно. Декларация признает народное восстание против деспотической, тиранической и деспотической власти своим долгом . Эта статья также служит для узаконивания событий 10 августа 1792 г. , во время которых Парижская Коммуна, преобразованная в Коммуну мятежников, добилась падения короля. Наиболее цитируемая по этому поводу статья — 35- я и последняя: «Когда правительство нарушает права народа, восстание становится для народа и для каждой части народа самым священным из прав и самым необходимым домашним заданием».

Бытие и письмо

С 1946 по 1948 год делегаты Организации Объединенных Наций посвятили себя разработке Декларации. Созданная в 1946 году Экономическим и Социальным Советом Ядерная комиссия по правам человека определила в качестве основного мандата новой Комиссии по правам человека разработку международной хартии.

В начале 1947 года на своей первой сессии Комиссия по правам человека учредила Редакционный комитет. Редакционный комитет, первоначально состоящий из президента Элеоноры Рузвельт, вице-президента П.К. Чанга и докладчика Чарльза Малика , будет расширен на втором этапе. Он состоит из следующих членов:

  • Элеонора Рузвельт , 1884–1962, США, председатель редакционного совета;
  • П.К. Чанг , 1893–1957, Китай, заместитель председателя редакционного совета;
  • Эмиль Сен-лот , 1904–1976, Гаити, докладчик редакционной коллегии. Всеобщую декларацию прав человека впервые зачитал перед Генеральной Ассамблеей ООН ее докладчик Эмиль Сен-Лот;
  • Уильям Рой Ходжсон , 1892–1958, Австралия, член Комиссии по правам человека;
  • Эрнан Санта-Крус , 1906–1999, Чили, член Комиссии по правам человека;
  • Рене Кассен , 1887–1976, Франция, член Комиссии по правам человека;
  • Александр Богомолов , 1900-1969, СССР, член Комиссии по правам человека;
  • Чарльз Дьюкс  (en) , 1880–1948, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, член Комиссии по правам человека;
  • Джон Питерс Хамфри , 1905-1980, Канада, директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций.

Редакционный комитет собрался на свою первую сессию с 9 по 25 июня 1947 года, затем на вторую сессию с 3 по 21 мая 1948 года. Проект декларации, составленный Комитетом и переданный для обсуждения в Комиссию по правам человека , а затем в Экономический и Социальный Совет и, наконец, Генеральная Ассамблея . Многие поправки и предложения будут по-прежнему предлагаться государствами-членами ООН в рамках этих различных органов.

Юридическая сфера

Проголосовав за Всеобщую декларацию прав человека, которая как таковая имеет только декларативное значение и, следовательно, не создает юридических обязательств, Генеральная Ассамблея призвала к принятию Хартии прав человека — человека, имеющего обязательную силу. Его разработка была поручена Комиссии ООН по правам человека. После долгих переговоров в контексте « холодной войны» проект привел к появлению двух дополнительных текстов: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах .

Французский Конституционный совет не дает положительный правовой статус Декларации 1948 года, несмотря на то, что в 1789 году был включен в конституционности блок с 1971 года . С другой стороны, имея меньшее географическое распространение, Европейская конвенция по правам человека включает обязательные положения для подписавших ее государств.

Кроме того, в статье 29.1 Всеобщей декларации прав человека упоминаются обязанности человека: по этому поводу см. Статью « Права человека» .