Периодизация нового времени в истории кратко. характеристика периодов в таблице

Оглавление

Основные представители

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Английский мыслитель и государственный деятель считается первым философом Нового Времени. Несмотря на то что его деятельность протекала еще в период Возрождения, его взгляды были ближе к эпохе 17 века. Среди современников он больше был известен как высокопоставленный чиновник. В 1618 году Бэкон удостоился должности лорда-канцлера Англии, но спустя три года был арестован по обвинению во взяточничестве и решением суда навсегда лишен возможности занимать государственные посты. 

Бэкон был основателем эмпиризма и, будучи верующим человеком, отделял науку и религию, считая, что это совершенно не взаимосвязанные области. Основные работы: «Нравственные и политические очерки», «О мудрости древних», «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы», «Новая Атлантида».

Томас Гоббс (1588-1679)

Английский философ, эмигрировавший из-за своих взглядов во Францию перед первой английской революцией. Гоббс был основателем концепции механического материализма, которая рассматривала природу как совокупность материальных тел, различающихся размером, фигурой, положением и движением. Материя, по мнению философа, вечна и ей тоже присуще движение. 

Основные работы: «Элементы законов, естественных и политических», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Рене Декарт (1596-1650)

Французский философ и естествоиспытатель имел дворянское происхождение и получил образование в лучшей европейской школе того времени. Большую часть работ он написал в Голландии, куда переехал на 20 лет.

Декарт считается основоположником новоевропейского рационализма. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Философ из еврейской семьи родился в Амстердаме. В 16 лет стал помогать отцу-предпринимателю, но после его смерти не стал продолжать семейное дело и переключился на изучение философии и латыни. В 1677 году Спиноза был вынужден переехать в Гаагу, так как из-за своих атеистических взглядов подвергся гонению. После публикации своего первого труда, его пригласили на работу в Гейдельбергский университет, но он отказался.

Спиноза развивал идеи рационализма и был поклонником философии Декарта. Основные работы: «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей», «Богословско-политический трактат», «Этика».

Джон Локк (1632—1704)

Английский педагог и философ, преподававший в Оксфордском университете древнегреческий язык. В 1667 году он стал домашним врачом и воспитателем графа Шефтсбери, затем спустя 22 года навсегда вернулся в Англию. Здесь стал одним из самых влиятельных и успешных философов современности.

Локк развивал идею о бесконечных возможностях разума и врожденных знаниях, которые есть у каждого человека. Он изучал философию с гносеологической точки зрения. Основные работы: «Письмо о веротерпимости», «Опыт о человеческом разумении», «Некоторые мысли о воспитании», «Второй трактат о гражданском правлении».

Подходы к периодизации истории

Существуют разные подходы, но не все они считаются состоятельными и перспективными в наше время. Основными из них являются формационный и цивилизационный, которые мы кратко и рассмотрим.

Формационный

Преимущества формационного подхода к изучению истории

Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей. Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества – ​формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-­экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно-­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая должна была наступить после «всеобщего наступления коммунизма». Однако, после распада СССР и падения коммунистических режимов формационный подход претерпел ряд изменений, теперь формации в нём считают несколько иначе – коммунистическая формация исключена, капиталистическую формацию называют Новым временем, а после него идёт Новейшее время.

Цивилизационный

Сравнительная характеристика достоинств цивилизационного и формационного подходов

Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — ​цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — ​многозначный термин, его можно понимать по-разному:• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — ​синоним культурного развития);• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).

15 интересных фактов о Сергее Клычкове
20 интересных фактов о Кирове

Цивилизационный подход предусматривает изучение локальных цивилизаций во всей совокупности их важных черт. Разные ученые насчитывают различное количество локальных цивилизаций, традиционно их принято выделять несколько десятков. Локальные цивилизации занимали и занимают большие культурные регионы с несколькими государствами. Важную роль в формировании цивилизаций сыграли религии (такие как христианство, ислам и др.).Цивилизационный подход делает упор на изучение специфики локальных цивилизаций, подчеркивая многообразие форм исторического процесса. Это своеобразная многоцветная картина, где все элементы дополняют друг друга. Вместе с тем изучение цивилизаций также не дает нам исчерпывающего ответа на вопрос о закономерностях развития всего человеческого общества. Поэтому многие историки ­считают цивилизационный и формационный подходы не взаимо­исключающими, а скорее дополняющими друг друга.

Смысл жизни

Одним из основных различий философии НВ от идей античности стал её взгляд на смысл человеческой жизни. Главной идеей стало то, что он не даётся людям богом или кем-либо ещё, а выбирается самостоятельно, в процессе существования. Это могло быть создание семьи, получение образования или должности и так далее. Через выполнение этих частных целей человек достигал ощущения радости и счастья. Это имело значение само по себе, без служения какой-либо высшей цели.

Приоритетом стало удовлетворение не только своих, но и межличностных потребностей. В процессе воспитания у человека возникало желание не только самому стать счастливым, но и приносить радость друзьям, семье, детям, близким или даже всему человечеству. Идеалом стала самореализация личности без причинения вреда кому-либо.

Новый транспорт, новые возможности

По одной из версий, старт Новому времени дали Великие географические открытия. Появившиеся в 15−16 веках централизованные государства, способные финансировать морские путешествия, развитие рыночной торговли, нужда в перевозке товаров, перенаселение европейских стран — всё это стало предпосылками изучения новых земель, добраться до которых можно было только по воде. Для далёких странствий морякам понадобилась принципиально другая техника.

Люди раннего Нового времени пользовались астролябией — прибором, помогающим определять широту и долготу, — и компасом. Главное достижение в области морского транспорта — эволюция парусов и кораблей. Преодолевать огромные расстояния по воде европейцам помогали каравеллы — обновлённый вариант судна, которое достигало около 30 м в длину. Каравеллы могли перевозить несколько десятков человек и хранить внушительные объёмы провианта. Позже появилось большое многопалубное парусное судно под названием галеон. Такой тип кораблей был лучше приспособлен к океаническим прогулкам.


Реплика каравеллы-редонды первого похода Колумба. (wikipedia.org)

К концу 18-го века появились первые предшественники колёсных пароходов. А в 1807 году американский инженер Роберт Фултон создал пароход «Клермонт». Итогом последующей эволюции транспортного средства длиною в век стал крупнейший корабль Нового времени — печально известный «Титаник». Он вмещал 2439 пассажиров.

Осенью 1825 года была открыта первая общественная железная дорога Стоктон — Дарлингтон. Постепенно поезда связывали города и сёла наиболее развитых стран Европы.

В Новое время зародились основы воздушной техники. Революционным событием стало изобретение аэростата в 18-м веке. Этот аппарат в 1783 году впервые поднял человека в небо. Ко второй половине 19-го столетия аэростаты уже взлетали на 9-километровую высоту. Параллельно продолжались поиски технического решения идеи самолёта, и в декабре 1903 года воздушное судно братьев Райт под названием «Флайер-1» оторвалось от земли.

Отношения с наукой

В Новое время впервые установилась точная связь между философией и наукой. Знаменитые мыслители теперь пытались объяснить картину мира не религиозными учениями и верованиями предков, а исследованиями и рациональным сбором информации. Изменились основные теории о сущности человека, его месте в мире — они больше не соответствовали идеям церкви. Из-за жажды философов к познаниям начал быстрее протекать научный прогресс.

Одной из задач философии НВ стало также продвижение идей о свободе воли и мышления человека. Она не осуждала, а даже поощряла сомнения в прошлых ложных «истинах», которые никто не осмеливался оспорить. Расширение классических рамок тоже поспособствовало развитию науки, появлению новых видов познания реальности.

Целью философии НВ стало освобождение человека от ограничений, навязанных невежеством и страхом. На первый план вышло формирование у людей нового мировоззрения на основе научных познаний.

Новые развлечения эпохи

История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия в первой своей половине развивалась не особенно динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до 18-го столетия значительно не менялся.

Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в 16-м столетии во Франции на городских праздниках и карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.

Питер Брейгель Старший «Игры детей», 1560. (Музей истории искусств, Вена)

В 17-м веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и являлась травмоопасной. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришельё, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.

В студенческих кругах запрет на танцы существовал фактически до середины 17-го века. Обучающихся не пускали на балы к знатным особам. Альтернатива — пляски в таверне. Именно туда и направлялась молодёжь, к тому же там был алкоголь. Студенты следовали простой и понятной мудрости немецкого реформатора Мартина Лютера: «Кто не любит песен, вина и женщин — тот дураком и умрёт». Поэтому пляски в тавернах заканчивались бурными загулами и дебошем.

Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию, чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.

Азартные игры. (Wikimedia Commons)

18-е столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти века гости праздников в Париже были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.

Реформация и Контрреформация

В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.

Причины Реформации:

  1. Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
  2. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм, богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
  3. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину, кардиналы и папа Римский брали взятки.
  4. Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
  5. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.

Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.

Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.

В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.

Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Он провозгласил новые нравственные ценности: бережливость, умеренность в быту, трудолюбие, работу на благо обществу. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства.

Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды — протестантами.

Популярные игры в 18−19 столетиях

Несмотря на всеобщее порицание азартных забав, карточные игры имели колоссальный успех в высшем обществе и среди интеллектуалов. «Продвинутая» молодёжь посещала салоны. Играли и дамы, и девушки, и юноши. Штосс и фараон были особо популярны в светских кругах России. Подвижные игры также не оставляли в стороне — игра в фанты считалась хорошим тоном.

В 18-м столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.

Подвижные игры детей. (Pinterest.ru)

Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.

Проблема периодизации Новой истории

Периоды Нового времени

Исторические рамки начала Нового времени до сих пор не установлены чётко, что является одной из проблем его периодизации. Разные исследователи предлагают вести отсчёт от одного из следующих событий:

  • Английская революция (1640 год)
  • Реформация в Европе (1517 год)
  • Открытие Нового Света в ходе Великих географических открытий (1492 год)
  • Падение Византии и захват Константинополя турками-османами (1453 год)

Однако, верхняя граница периода Новой истории определена чётко. Она завершается вместе с Первой мировой войной (1914 – 1918 годы), после чего начинается этап Новейшей истории.

Периодизация Новой истории в таблице

Однако, все историки выделяют чёткую границу между двумя периодами Нового времени – окончание Наполеоновских войн в Европе (1815 год) и начало работы Венского конгресса (1814 – 1815 годы). Венский конгресс стал конференцией, в которой приняли участие разные страны Европы. Они заключили ряд договоров, направленных на восстановление абсолютных монархий в Европе, разрушенных Великой французской революцией 1789 года и вышеупомянутыми Наполеоновскими войнами. В Венском конгрессе приняли участие представители всех европейских государств, кроме Османской империи, и в ходе этих событий были определены новые границы стран Европы. С этого момента начался второй период Новой истории.

Роль Калуги в Смутное время кратко. История России.
Итоги и последствия Холодной войны для СССР, США и мировой политики

Новое время в истории

Эпоха Нового времени (с 1480 по 1790 года нашей эры) в истории человечества интересна тем, что в нее не все народности и страны вступили одновременно. В этот период огромное влияние на весь мир в целом оказывала Европа и европейские государства. Для эпохи характерно зарождение гражданского общества, разработка законов и законодательной базы в целом, ее принятие обществом.

В этот временной период зарождается философия, позволяющая объяснить хронологию и принцип развития человечества, производства и других сфер с точки зрения рациональности. Кроме этого, начинается становление капиталистического строя, причем на основе гражданского права и законодательства, появляются первые мировые сообщества. И, как ни странно, на этом фоне появляется отчужденность между некоторыми государствами или их группами, основанная на принципах

  • национализма,
  • религиозности,
  • идеологии.

В эпоху нового времени мир начинает делиться на капиталистический и социалистический лагери, формируются военные блоки, дестабилизирующие мир и отношения меду странами.

Несмотря на все негативные характеристики Нового времени, именно в эту эпоху стартует развитие экономики и промышленности, происходят значимые изменения в искусстве, литературе, вводятся в использование новые технологии.

А что, если работодатель против моего участия в проекте?

Вице-мэр Белгорода Андрей Мухартов отметил, что зачастую в конкурсе хотят поучаствовать и уже действующие чиновники, чтобы получить возможность карьерного прорыва. Но их ограничивают начальники. 

Глава администрации губернатора Алексей Семенихин заявил, что власти должны только поощрять желание своих сотрудников попробовать свои силы в «Новом времени». 

Кроме того, проект позволит участникам получить тот самый отчёт о компетенциях, который будет полезен и действующим чиновникам. В то же время Алексей Семенихин рассказал, что интерес к финалистам уже проявляют не только власти, но и крупные компании: в регионе есть большой спрос на управленцев.

Сергей Шевченко

Постклассическая история (500-1500)

Постклассическая эра, также называемая средневековым периодом или, для Европы , средневековьем , начинается примерно в 500 году н.э. после падения основных цивилизаций, охватывающего приход ислама . Период заканчивается примерно в 1450–1500 годах такими событиями, как рост подвижного шрифта в Европе, монгольские нашествия и завоевания на большей части Евразии, путешествия Христофора Колумба и завоевание Константинополя Османской империей .

  • Средние века (Европа, V — XV век):
    • Раннее средневековье (Европа, V — XI века)
    • Высокое средневековье (Европа, XI — XIV века)
    • Позднее средневековье (Европа, 14-15 века)
  • Византийская империя (Юго-Восточная Европа, 476–1453 гг.)
  • Династия Меровингов (Франция, 481–751)
  • Средние королевства Индии (500–1206 гг.)
  • Период Нара (Япония, 709–795 гг.)
  • Золотой век ислама (Ближний Восток, 750–1300 гг.)
  • Династия Каролингов (Франция, 751–987)
  • Эпоха викингов ( Скандинавия , Европа, 793–1066 гг.)
  • Период пяти династий и десяти царств (Китай, 907–960 гг.)
  • Династия Капетингов (Франция, 987–1792, 1814 и 1815–1848 гг.):
    • Прямые капетинги (Франция, 987–1328 гг.)
    • Директ Валуа (Франция, 1328–1498)
  • Крестовые походы на Святую Землю (Средиземное море, 1095–1291)
  • Северные крестовые походы (Европа, 1147–1410 гг.)
  • Монгольская империя (Евразия, 1206–1368)
  • Делийский султанат (Индия, 1206–1526 гг.)
  • Период Сэнгоку (Япония, 1478–1605 гг.)

Основные проблемы

На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности

Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего

На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:

  • Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
  • Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
  • Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.

В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.

Начало эпохи. Мнение экспертов

Историки по сей день спорят о том, с какого момента следует начинать отсчёт исторического периода, последовавшего за Средними веками. В научных кругах разных стран существуют свои концепции деления «реки истории», однако все определяют 15−17 вв. в качестве рубежа новой эпохи, которая длилась несколько столетий и завершилась с последним выстрелом на полях Первой мировой войны. Традиция же отделения нового исторического этапа от Средневековья восходит ещё к протестантским мыслителям: было необходимо разграничить «тёмные» времена безраздельного католического владычества и начало реформаторского движения. Первым таким историком стал немец Кристоф Келлер, на рубеже 17−18 веков создавший глобальный исторический труд, в котором представлена идея о разделении Средневековья и Нового времени.


Кристоф Келлер. (ru.wikipedia.org)

Учёные подхватили идеи своего коллеги из Галле-Виттенбергского университета (в котором некоторое время работал и Мартин Лютер) — «трёхчастное» деление истории человечества, с некоторыми модификациями, преобладает почти во всех научных концепциях. В разных странах оно немного различается, но факт остаётся фактом: 15−16 века стали поворотным моментом в истории практически всех европейских стран. Особняком среди них стоит Россия. Приняв в качестве отправной точки немецкую конструкцию «раннего Нового», «Нового» и «Новейшего» времени, многие учёные убеждены, что переход от Средневековья к Новому времени в нашей стране затянулся на много веков, а окончание этого процесса связывают с реформами Петра I.

Европейцы, в свою очередь, также не едины в вопросе о том, какое событие следует принять за условную «точку отсчёта» новой эпохи в истории континента. Падение Константинополя, открытие Америки Христофором Колумбом, начало Реформации — все видят начало Нового времени по-своему. Особо отличилась в этом советская наука, считавшая рубежом периодов Английскую революцию. При всём многообразии мнений по вопросу о том, какое событие стало маркером, большинство сходится в том, что Великие географические открытия оказали огромное влияние на европейское общество во всех смыслах.

Первый период новейшего времени (1917-1939 гг.)

Промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами часто называют Межвоенным периодом или Интербеллумом.

К важнейшим событиям данного периода относят:

  • Революции в России, Египте, Турции и многих европейских государствах.
  • Образование СССР и установление социалистического строя в нем.
  • Великая депрессия в США – финансовый спад, который длился 11 лет, начиная с 1929 года. Он стал частью глобального мирового кризиса, наложившего отпечаток на другие страны.
  • Формирование фашистских режимов в таких странах как Италия, Германия, Испания, Португалия.

С 1939 по 1945 год

Главное событие этого периода – мировая война. Она унесла более 50 миллионов человек, а по некоторым подсчетам и 70. Через два года, в 1941, начнется Великая Отечественная Война. Это случилось из-за нападения войск фашистской Германии на СССР. После окончания войны и победы СССР и союзников, была создана ООН. Эта организация была призвана мирными путями разрешать конфликты стран и их объединений, сводя до минимума, как использование оружия, так и агрессию в целом. В это время были изобретены такие привычные сейчас вещи, как турбореактивный двигатель, компьютер, антибиотики и атомная бомба. Последнее изобретение кажется ужасным, однако именно это оружие способствует поддержанию мира на данный момент – благодаря Ядерному Паритету.

С 1945 по 1991 годы

В эти годы происходит формирование многих крупных коалиций стран – НАТО, ОВД и прочих. После активных боевых действий со многим числом жертв начинается холодная война, во время которой две крупные сверхдержавы боролись за лидерство на мировой арене угрозами ядерными бомбардировками. Агрессивно развивался Карибский кризис. Уровень жизни в Европе, Северной Америке и Японии стремительно возрастал. В то же время ученые смогли, наконец, обнаружить глобальные проблемы с экологией всей планеты. Происходят многочисленные заражения СПИДом – начинается эпидемия этого заболевания. В это же время человечество начало освоение космоса – первый полет туда совершил Юрий Гагарин. Несмотря на успех советского космонавта, это государство разваливается в 1991 и начинается другой период в жизни человечества.

Это интересно: 395,Нильс Бор: кратко