Сулейман великолепный, его правление, и его семья

Оглавление

Библиография

  • (фр) Ив Бомати, Хучанг Нахаванди, Великие деятели Ирана , Перрен, Париж, 2015 г. ( ISBN  978-2-262-04732-0 ) .
  • (ru) Ив Бомати, Хучанг Нахаванди, шах Аббас, император Персии — 1589-1629 , Перрен, Париж, 1998 — премия Эжена Колласа 1999 Французской академии.
  • (ru) Питер Джексон и Лоуренс Локхарт (редакторы), Кембриджская история Ирана: Том 6, периоды Тимуридов и Сефевидов , Кембридж, Cambridge University Press ,1986 г..
  • Фрэнсис Ришар , Век Исфахана , Париж, Галлимар , сб.  «Открытия»,2007 г.
  • (ru) Руди Матти, , в ,2008 г.(по состоянию на 30 октября 2019 г. )

История Ирана ( Хронология )

Протоистория Протоэламская цивилизация (3200 — 2700 до н.э.)  · Эламское царство (2700 — 539 до н.э.)
древность Срединное царство (728 — 550 гг. До н.э.)  · Империя Ахеменидов (648 — 330 г. до н.э.) · Царство Селевкидов (330 — 150 г. до н.э.) · Парфянская империя (250 г. до н.э.) — 226 г. н.э. · Империя Сасанидов (226 — 650)      
Средний возраст Исламское завоевание (637 — 651)  · Масмуганы Думаванда (651 — 760)  · Династия Саманидов (875 — 999)  · Династия Зияридов (928 — 1043)  · Династия Буидов (934 — 1055)  · Империя Газневидов (963 — 1187)  · Империя Турецкие сельджуки (1037 — 1194)  · Корозмийская империя (1077 — 1231)  · Ильханство (1256 — 1353)  · Династия Мозаффаридов (1314 — 1393)  · Империя Тимуридов (1370 — 1506)
Современная эра Сефевидская империя (1501 — 1722/1736)  · Афганской Hotaki (1722-1729)  · afcharide Династии (1736-1802)  · зенды (1750 — 1794)  · Империя Каджар (1794-1925)
Современный период Императорское государство Иран (1925 — 1979)  · Иранская революция (1979)  · Временное правительство (1979 — 1980)  · Rep. Исламский Иран (1980-настоящее время)

История Ирака

Старый период Шумер  · Аккадская империя (-2334 / -2154)  · Вавилонское королевство  · Ассирия
Классический период Ахемениды (-556 / -330)  · Селевкиды (-305 / -64)  · Арсакиды (-247 / -224)  · Сасаниды (226-651)
Современный период Аббасиды (750 — 945)  · Буйиды (945 — 1055)  · Селджукиды (1055 — 1157)  · Аббасиды (1157 — 1258)  · Ильханат (1258 — 1335)  · Джалаирид (1335 — 1394)  · Тимуриды (1394 — 1411)  · Кара Коюнлу (1411 — 1469)  · Ак Коюнлу (1469 — 1508)  · Сефевиды (1508 — 1534)  · Османы (1534 — 1624)  · Сефевиды (1624 — 1638)  · Османы (1638 — 1917)
Современный период Обязательный Ирак (1920 — 1932 гг.)  · Королевство Ирак (1932 — 1958 гг.)  · Республика Ирак (1958 — 1968 гг.)  · Республика Ирак (1968 — 2003 гг.)  · Война в Ираке (2003 — 2011 гг.)  · Республика Ирак (с 2003 г.)
  • Иран и иранский всемирный портал
  • Ближневосточный портал

Апогей Сефевидов: царствование Аббаса I — го (1588-1629)

Площадь Нагш-э-Джахан , Исфахан . Смотря на юг, мы видим прямо перед собой, на заднем плане мечеть Шах , справа, с западной стороны, дворец Али Капу , слева, с восточной стороны, мечеть шейха Лутфаллаха .

Кульминация достигается при Сефевидов Шах Аббас I ст Великого ( — ): он сумел победить внешних угроз путем подписания договоров, и удается восстановить контроль над большей частью территории, в то время как половина империи была оккупирована противниками , когда он принял офис.

Чтобы иметь мир на западе, он заключил неблагоприятный мир с Великой Портой в 1590 году, которая передала западный Иран вместе с Тебризом , а также большую часть Азербайджана под влияние Османской империи. В течение десяти лет он боролся против узбеков в Хорасане  ; Герат и афганский западное падение в 1598 году, а восточная граница находится в безопасности в начале XVI — го  века.

Слишком близко к границам столица Тебриз была перенесена в Исфахан в 1598 году. В 1603 году Аббас выступил против османов. Он изгнал их из западного Ирана (1605–1607), затем захватил Диярбакыр (сегодня юго-восток Турции, аннексирован Османской империей в 1534 году) в 1620 году и Багдад в 1623 году.

Кроме того, он централизует политическую власть и управление, особенно уравновешивая мощь тюркоязычных войск Кызылбаша посредством создания корпуса голамов , христианских рабов-солдат, в основном преданных ему армян и грузин. Если он может рассчитывать примерно на 50 000 Кизил Баш, эти провинциальные войска возглавляются местными вождями, которые служат шаху в обмен на свою политическую власть (как система феодальной вассальности ). Кроме того, голамы , взятые в плен во время кампаний в Армении (1603 г.) и Грузии (1614, 1616 г.), которые оплачиваются из собственных средств, позволяют ему восстановить власть над этими местными вождями. Тысячи ремесленников также переводятся из Армении в Исфахан.

В дополнение к этим 10 000 всадников- голам , он создал корпус из 12 000 мушкетеров , тофангчи  (ин) , а также имел 12 000 артиллеристов (с 500 пушками)

Принимая во внимание его личную охрану в 3000 человек, шах Аббас, таким образом, имеет постоянную армию из 37000 человек, к которой следует добавить 50 000 кызылбашей, которые он может поднять в случае необходимости. Власть кызылбаша постепенно снижается в конце его правления: только отдаленные провинции Грузии , Хузистана , Курдистана и Лористана все еще пользуются относительной автономией

Могущественное ханское племя разделено на три части, расположенные в Азербайджане , Мерве и Астарабаде , каждая из которых удалена от двух других на сотни километров.

Голам Аллахверди Хан , грузинского происхождения, был назначен губернатором Фарс в 1595-1596, став первым голам наслаждаться статусом , равную эмиров qizilbashs. Став главнокомандующим армией и по совету англичанина Роберта Ширли (посланного Робертом Деверо , 2- м графом Эссексом , чтобы заключить союз против османов), он реорганизовал армию на рубеже веков.

Аббас был набожным королем, который поддерживал религиозные учреждения, строя мечети и медресе (религиозные школы); однако при его правлении произошло постепенное разделение религиозных институтов и государства в направлении создания независимой религиозной иерархии.

Его правление было также золотым веком для торговли и искусства. С помощью англичан он сначала сражался с португальцами, которые заняли Ормузский пролив , затем приветствовал иностранных торговцев (британцев, голландцев, русских, французов и других). Уровень искусства, спонсируемого шахом, виден в Исфахане , его новой столице, где он построил дворцы и мечети невероятной красоты: площадь Нагш-э-Джахан и Али-Капу , мечеть шаха , мечеть шейха Лутфаллаха , дворец Шехел Сотун и др.), Придает большое значение миниатюрам и изобразительному искусству .

Могила Мира Бозорга в городе Амол

Рекомендации

  1. После завоевания Персии мусульманами в 637 году в стране сменялись персидские династии Саманидов , турецкие династии Газневидов и Селджукидов, а затем монгольские династии Хулагидов и Тимуридов .
  2. CE Bosworth, Мусульманские династии , Париж: Actes Sud, 1996, стр. 228.
  3. Роджер Сэвори, Иран во времена правления Сефевидов
  4. Роджер М. Савори, Энциклопедия ислама , «Сефевиды», онлайн-издание, 2005 г.
  5. Роджер М. Савори, «Значение политического убийства Мирзы Салмана», Исследования по истории Сефевидского Ирана , xv, стр. 186-187.
  6. Пьер Royer, «Кербеле 680. Биение крыльев бабочки», Conflits , п о  6, июль-сентябрь 2015, стр. 36-38.
  7. ↑ и Жерар Шалиан , Войны и цивилизации , изд. Одиль Жакоб, 2005, Париж, стр. 298.
  8. Жерар Шалиан , Войны и цивилизации , изд. Одиль Жакоб, 2005, Париж, стр. 297.
  9. ↑ и Жерар Шалиан, op. соч. , п. 299.
  10. ↑ and Жерар Шалиан, op. соч. , п. 300.
  11. ↑ и Жерар Шалиан, op. соч. , п. 301.

(ru) Кристофер Байерс , «  Династия Сафави  » , Королевский ковчег .

Предыстория

В конце XV века в восточной Анатолии стала набирать силу шиитская секта кызылбашей. Кызылбаши занимались междоусобными склоками, проявляя при этом исключительную жестокость. В 1499 году они активизировались, нанесли поражение государству Ширваншахов, на некоторое время подчинили Баку и Шемаху. Кызылбашский шейх Исмаил в 1503 году разгромил государство Ак-Коюнлу и, завоевав территории современных Ирана и Ирака, создал шиитское государство Сефевидов, а сам стал его шахом.

Отношения кызылбашей с османами изначально были напряжёнными — особенно после того, как в 1501 году от имени Исмаила был издан указ, содержащий, по шиитским обычаям, проклятие трёх первых халифов. По словам одного европейского путешественника, султан Баязид II и шах Исмаил завели по борову, наградив их, соответственно, именами Баязид (в Турции) и Исмаил (в Персии). Несколько лет происходил обмен довольно недипломатичными посланиями.

В 1511 году провинция Теке в юго-восточной части Малой Азии стала ареной крупного восстания кызылбашских племен, которых возглавил святой подвижних Хасан-халиф, известный в народе под прозванием Шахкулу («Раб шаха»). Восстание охватило большие районы, повстанцы разбили местные правительственные войска и практически изгнали османов из Малой Азии. 21 апреля 1511 года кади Бурсы написал командиру янычар, что если он и его люди не придут в город в течение двух дней, область погибнет. Проводить кампанию против Шахкулу был назначен великий визирь Хадым Али-паша. Около Кютахьи он соединился с силами старшего из оставшихся в живых сыновей Баязида — шехзаде Ахмеда, но нагнал восставших только после форсированного марша через Малую Азию в Сивас, где оба — и Шахкулу, и Хадым Али — были убиты в сражении. Многие из кызылбашей бежали на восток, в Персию.

В 1512 году султан Баязид II отрёкся от престола в ходе усобицы, и новым султаном Османской империи стал Селим I Явуз. Ахмед, находившийся в этот момент в Конье, отреагировал на свержение Селимом отца с престола тем, что провозгласил законным султаном себя. В ходе борьбы за власть Ахмед обращался за помощью к различным мусульманским правителям, в том числе к шаху Исмаилу.

В течение последних лет правления Баязида открытый вызов Селима власти отца побудил некоторых других членов османской династии примкнуть к кызылбашам. Избавившись от тех, кто соперничал с ним за власть внутри собственной семьи, султан Селим приготовился бросить вызов персидскому шаху. До начала войны султан Селим искал разные поводы, чтобы напасть на Сефевидское государство. Сначала Селим просил Сефевидов отдать его племянника Мурада, который бежал от него, на что шах Исмаил I ответил отказом. В это же время у Селима были притязания на Диярбакыр, он также считал кызылбашей неверными и дал приказ их истребить.

Происхождение

Битва между молодым Исмаилом и Шахом Фаррухом Яссаром из Ширвана

Исмаил родился у Марты и Шейха Хайдар 17 июля 1487 года в Ардебиле . Его отец, Хайдар был шейхом из Сефевидов тариката (суфий порядка) и прямым потомком своего курдского основателя, Сефи ад-Дин (1252-1334). Исмаил был последним в этой линии потомственных великих магистров ордена до своего восхождения к правящей династии.

Исмаил был пра-внук императора Алексея IV Трапезунда и короля Александра I Грузии . Его мать Марта, более известная как Халима Бегум, была дочерью Узун Хасана , правителя туркменской династии Ак Коюнлу , от его понтийской греческой жены Теодоры Мегале Комнине, более известной как Деспина Хатун . Деспина Хатун была дочерью Трапезундского императора Иоанна IV . Она вышла замуж за Узуна Хасана, чтобы защитить Трапезундскую империю от турок-османов .

Исмаил вырос двуязычным, говорящим на персидском и азербайджанском языках . Его происхождение было смешанным, из разных этнических групп, таких как грузины , греки , курды и туркмены ; большинство ученых согласны с тем, что его империя была иранской.

В 700/1301 Сафи ад-Дин принял на себя руководство Захедией , значительным суфийским орденом в Гилане , от своего духовного учителя и тестя Захеда Гилани . Орден позже был известен как Сефевидский. В одной генеалогии утверждалось, что шейх Сафи (основатель ордена и предок Исмаила) был прямым потомком Али . Исмаил также провозгласил себя Махди и реинкарнацией Али.

Королевская идеология

Персидская миниатюра, созданная Муином Мусаввиром , изображающая шаха Исмаила I в аудитории, принимающей гызылбаш после того, как они победили ширваншаха Фарруха Ясара . Лист из альбома Биджана « Тарих-и Джахангуша-йи Хакан Сахибкиран» («История шаха Исмаила I»), изданного в Исфахане , конец 1680-х гг.

С ранних лет Исмаил был знаком с иранским культурным наследием. Достигнув Лахиджана в 1494 году, он подарил Мирзе Али Каркии копию средневекового персидского эпоса « Шахнаме» («Книга царей») с более чем 300 иллюстрациями. Из-за своей любви к иранским национальным легендам Исмаил назвал трех из четырех своих сыновей в честь мифологических шахов и героев Шахнаме ; его старшего сына звали Тахмасп, в честь последнего шаха династии Пишдадиан ; его третий сын Сэм после чемпиона Пишдадского шаха Манучехра и предка прославленного героя-воина Ростама ; его младший сын Бахрам после сасанидского шаха Бахрама V ( т . 420-438 ), известный своими романтическими жизни и охотничьих подвигах. Опыт Исмаила в персидских поэтических сказках, таких как Шахнаме , помог ему представить себя наследником иранской модели царской власти. Согласно современному историку Аббасу Аманату, Исмаил был мотивирован визуализировать себя шахом Шахнаме , возможно, Кайхосровом , архетипом великого иранского царя, и человеком, который победил туранского царя Афрасиаба , заклятого врага Ирана. С иранской точки зрения Туранское царство Афрасияба обычно отождествлялось с землей турок, в частности с узбекским ханством Бухара в Центральной Азии . После того, как Исмаил победил узбеков, его победа была изображена в записях Сефевидов как победа над мифологическими туранцами. Однако эта любовь к иранским легендам не ограничивалась только Исмаилом и Сефевидским Ираном; И Мухаммад Шайбани , и Селим I , и позже Бабур и его потомки Великих Моголов были связаны с этими легендами. Несмотря на растущие различия, Западная, Центральная и Южная Азия следовали общей персидской модели культуры и царствования.

До своего поражения в Chaldiran в 1514 году , Исмаил не только назвал себя реинкарнацией Алид фигуры , такие как Али и Хусайна , но и как олицетворение божественного света инвеституры ( Farr ) , которые излучаются в древних иранских шахов Дарий , Хосров Я Ануширван ( т . 531-579 ), Шапур I ( т . 240-270 ), так как в эпоху Ахеменидов и Сасанидов. Это было типичное для Сефевидов сочетание исламских и доисламских иранских мотивов. Сефевиды также включали и продвигали тюркские и монгольские аспекты из степей Центральной Азии, такие как предоставление высокопоставленных должностей тюркским лидерам и использование тюркских племенных кланов для их стремлений в войне. Они также включили турко-монгольские титулы, такие как хан и бахадур, в свою растущую коллекцию титулов. Культурные аспекты Сефевидов вскоре стали еще более многочисленными, поскольку Исмаил и его преемники включили и продвинули курдов , арабов , грузин , черкесов и армян в свою имперскую программу. Более того, завоевания Чингисхана и Тимура объединили монгольский и чагатайский аспекты в персидскую бюрократическую культуру, терминологию, печати и символы.

Османская империя и Персия

Сулейман постоянно вел войну на два фронта. Повернув свои сухопутные войска в Азию, тогда как его военно-морские силы все больше укрепляли свои позиции в Средиземном море, он лично провел в 1534-1535 годах три следовавших одна за другой кампании против Персии. Персия была традиционным наследственным врагом, не только в национальном, но и в религиозном смысле, поскольку турки были ортодоксальными суннитами, а персы — ортодоксальными шиитами. Но со времени победы…одержанной его отцом, султаном Селимом, над шахом Исмаилом, отношения между странами были относительно спокойными, хотя никакого мира между ними не было подписано и Сулейман продолжал вести себя угрожающе (В Иране своими персиязычными поддаными в тот период управляла династия , бывшая также как и османы, тюрками. Сефевиды происходили из иранского Азербайджана, из города Тебриза. Прим. Portalostranah.ru).

Когда шах Исмаил умер, его десятилетний сын и наследник, Тахмасп, также подвергся угрозам вторжения. Но минуло десять лет, прежде чем эта угроза была исполнена. Тем временем Тахмасп, воспользовавшись преимуществами отсутствия турок, с помощью подкупа поставил себе на службу губернатора Битлиса, расположенного в турецком пограничном районе, в то время как губернатор Багдада, обещавший хранить верность Сулейману, был убит и заменен сторонником шаха. Сулейман приказал казнить ряд персидских пленников, все еще содержавшихся и Галлиполи. Затем он выслал впереди себя великого визиря Ибрагима, чтобы подготовить почву для военных действий в Азии.

Ибрагим — а эта кампания волею судеб должна была стать последней в его карьере, — преуспел в подготовке сдачи турецкой стороне нескольких пограничных крепостей персов. Затем, летом 1534 года, он вступил в Тебриз, из которого шах предпочел поскорее уйти, нежели ввязываться в оборонительное сражение за город, что столь опрометчиво сделал его отец. После четырех месяцев похода по засушливой и гористой местности войско султана соединилось с войском великого визиря под Тебризом, и в октябре их объединенные силы пошли в очень трудный поход на юг, к Багдаду, борясь с исключительно тяжелыми зимними условиями в гористых местностях.

В конце концов, в последних числах ноября 1534 года Сулейман осуществил свой гордый въезд в Священный город Багдад, освободив его в качестве вождя правоверных от шиитского господства персов. С населявшими город еретиками обошлись с подчеркнуто терпимостью, так же, как Ибрагим обошелся с жителями Тебриза, и как христианский император Карл V явно не смог обойтись мусульманами Туниса.

Сулейман произвел впечатление на своих ортодоксальных последователей, обнаружив останки великого суннитского имама Абу Ханифа, признанного юриста и богослова времен пророка, которые, как утверждалось, ортодоксальные персы уничтожили, но которые были опознаны благодаря выделению ими запаха мускуса. Новая могила для святого человека была немедленно оборудована, став с тех пор местом поклонения паломников. Вот здесь после освобождения Багдада от мусульманских еретиков имело место чудесное открытие мощей Эюба, соратника пророка, случившееся при захвате Константинополя у «неверных». (Абу Айюб аль-Ансари, бывший в ранние годы знаменосцем пророка Мухаммеда, уже в преклонном возрасте, и спустя годы после кончины Мухаммеда, погиб при безуспешной попытке штурма столицы Византии Константинополя арабами в 674 году. Арабы так и не смогли взять город и одержать победу над Византией, в отличие от османов спустя несколько столетий. Прим. Portalostranah.ru).

Весной 1535 года Сулейман покинул Багдад, следуя более легким чем раньше, путем в Тебриз, где он пробыл несколько месяцев утверждая власть и престиж османов, но разграбив город перед как уехать. Ибо он сознавал, что, пребывая на столь большом расстоянии от своей столицы, он не имел надежды на то, что сможет контролировать этот город. И действительно, на долгом пути домой отряды персов неоднократно и небезуспешно нападали на его арьергард, прежде чем он добрался до Стамбула и триумфально въехал в город уже в январе 1536 года.

Захват власти и первые завоевания

В XIV — м  веке, Ардебиль был центром организации , чтобы лидеры Сефевидов в контакте с Mouride ( «духовными наставниками») на территориях, которые в настоящее время в Азербайджане , в Ираке и на востоке Анатолии . Организация контролировалась через пост халифата аль-хулафаи, который назначал представителей ( халифа ) в районах, где была активна сефевидская пропаганда. У халифа, в свою очередь, были подчиненные, которых называли пирами . Их присутствие в восточной Анатолии представляло серьезную угрозу для османов , поскольку они побуждали шиитское население Малой Азии восстать против султана.

В 1499 году , Исмаил , молодой лидер порядка Сефевидов , слева Lanjan  (в) для Ардебиль к претензии власти. Летом года почти 7000 его сторонников из туркменских племен Анатолии, Сирии и Ирака созвали кызылбаши и присоединились к нему в поддержку. Во главе этих войск он начал с карательной кампании против Чирванча (правителя Ширвана ); Затем он попытался отомстить за смерть своего отца Гейдара и своего деда в Ширване. После победы над Shirvanchah Фаррох Яссара , он двигается на юг , в Азербайджан , где его 7000 кызылбаши воинов победить силу 30000 Aq койунла по приказу Alwand Мирзу , а затем принять Тебриз , что ознаменовало основание в состоянии. Сефевид .

В течение первого десятилетия XVI — го  века, Сефевид кызылбаши распространяются на остальную часть Персии в Багдад (принято в 1508 году) и Ирак ранее под контролем Ag койунла .

В 1510 году шах Исмаил послал большой отряд кызылбашей в Месоксиану, чтобы поддержать суверенного Тимурида Бабура в войне против узбеков. Недалеко от Мерва кызылбаши побеждают узбеков и убивают их лидера Мухаммада Шайбани из династии монгольских Чайбанидов . Окса становится границей между Сефевид империей и узбеками. Кызылбаши защищают Самарканд от имени Бабура, который был изгнан в 1511 году и обратился к северной Индии . Однако в году целая армия гызылбаша была уничтожена узбеками после восстания гызылбашских туркмен против их вакиля персидского происхождения и их полководца Амира Наджма. Это тяжелое поражение знаменует конец экспансии и влияния Сефевидов в Трансоксиане (примерно в Узбекистане и на юго-западе современного Казахстана ), а северо-восточные границы Ирана остаются уязвимыми для вторжений кочевников.

Библиография

  • Удар, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . IBTauris. ISBN   978-0857716767 .
  • Ханбаги, Аптин (2006). Огонь, звезда и крест: религии меньшинств в средневековом и раннем современном Иране . IB Tauris. ISBN   978-1845110567 .
  • Сладкий, Роджер (2007). Иран при Сефевидах . Издательство Кембриджского университета . ISBN   978-0521042512 .
  • Болезненный, Мартин (2001). Исламский мир в упадке: от Карловицкого договора до распада Османской империи . Издательская группа «Гринвуд». ISBN   978-0275968915 .
  • Яршатер, Эхсан (2001). Encyclopdia Iranica . Рутледж и Кеган Пол. ISBN   978-0933273566 .

Поэзия Исмаила

Исмаил также известен своими стихами, использующими псевдоним Khaṭā’ī ( персидский : خطائی «неправедный»). Он писал на азербайджанском языке , тюркском языке, взаимно понятном турецкому , и на персидском языке

Он считается важной фигурой в литературной истории азербайджанского языка и оставил около 1400 стихов на этом языке, которые он решил использовать по политическим причинам. Сохранилось также около 50 стихов его персидской поэзии

Согласно Encyclopædia Iranica , «Исмаил был искусным поэтом, который с легкостью и некоторой степенью оригинальности использовал распространенные темы и образы в лирической и дидактико-религиозной поэзии». Он был также под сильным влияние персидской литературной традицией Ирана, в частности , в Шахнаме из Фирдоуси , который , вероятно , объясняет тот факт , что он назвал все свои сын после Шахнама -характеров. Диксон и Уэлч предполагают, что «Шахнамайе Шахи» Исмаила предназначалась в качестве подарка его маленькому сыну Тахмаспу. После победы над узбеками Мухаммада Шайбани Исмаил попросил Хатефи , известного поэта из Джама (Хорасан) , написать эпос, похожий на Шахнаме, о его победах и его недавно созданной династии. Хотя эпос так и остался незавершенным, это был пример математики в героическом стиле Шахнаме, написанной позже для царей Сефевидов.

Большинство стихов посвящено любви — особенно мистического суфийского типа — хотя есть также стихи, пропагандирующие шиитскую доктрину и политику Сафави . Среди других его серьезных работ — « Насихатнаме» на азербайджанском языке , книга советов и незаконченная « Дахнаме» на азербайджанском языке , книга, превозносящая добродетели любви.

Наряду с поэтом Имададдином Насими , Хатаи считается одним из первых сторонников использования более простого азербайджанского языка в стихах, который понравился бы более широкой аудитории. Его работа является наиболее популярной в Азербайджане, а также среди Bektashis из Турции . Ему приписывают большое количество стихов Алеви и Бекташи. Основное влияние его религиозных писаний в конечном итоге было обращением Персии из суннитского ислама в шиитский.

Следующий анекдот демонстрирует статус турецкого и персидского языков в Османской империи и в зарождающемся государстве Сефевидов . Хатаи послал стихотворение на турецком языке османскому султану Селиму I перед тем, как отправиться на войну в 1514 году. В ответ османский султан ответил по-персидски, чтобы выразить свое презрение.

Примеры его стихов:

Противостояние с Османской империей

Конфликт начался с поддержки Исмаилом I религиозных восстаний на территории Анатолии, входящей в состав Османской империи, жители которой, в большинстве своем, были шииты.

В открытую стадию конфликт перешел в 1514 году, положив начало Турецко-персидской войне, продлившейся аж до 1555 года. Битва на равнине Чалдыран показала неоспоримое и безоговорочное превосходство артиллерии и огнестрельного оружия, к которому Исмаил относился с презрением, над мастерством и отвагой его конного войска, в котором ударную силу составляла тяжелая кавалерия.

Его прославленная конница, в которой он так был уверен, была уничтожена ураганным огнем пушек Османской империи. Те, кто смог пробиться через ряды орудий были добиты залповым огнем аркебуз. Исмаил потерпел сокрушительное поражение.

Шах Исмаил, убивающий в ходе Чалдыранской битвы одного из османских военачальников

Есть легенда, что одна из пушек османов была захвачена в бою и привезена шаху. Исмаил был так разгневан, что рубанул своим «коронным ударом» саблей по стволу орудия, который от удара вырвало с лафета и тот рухнул на землю. Шах бросил саблю рядом с поверженным орудием в бессильной злобе.

Узнав об этом султан Османской империи Селим I велел найти эту саблю и принести к нему. Он сам с размаху ударил саблей по стволу пушки, но он остался неподвижен. Селим заявил, что это не та сабля. Когда Исмаил узнал об этом он сказал: «Сабля – та сабля, но рука не та».

Тогрул Нариманбеков «Шах Исмаил Сефеви и Oсманский посол»

К чести Исмаила, стоит сказать, что османы так же понесли немалые потери в битве, в особенности в корпусе элиты – янычар. Поэтому султану Селиму не удалось больше склонить их к повторному походу на Азербайджан, при жизни шаха Исмаила.

Потерпев это поражение Исмаил не предпринимал больше военных походов, уделив время реформе армии, с оснащением её огнестрельным оружием. А также остаток своей жизни он посвятил развитию культуры и благоустройству государства. Наладил дипломатические отношения с европейскими странами, для заключения союзов против Османской империи.

Паоло Джовио «Портрет Исмаила I»

Исторический результат политики обращения Исмаила

Политика обращения Исмаила имела следующие исторические результаты:

  • Хотя обращение в христианство было не таким быстрым, как можно было бы предположить из-за насильственной политики Исмаила, подавляющее большинство тех, кто жил на территории нынешних Ирана и Азербайджана , к концу эпохи Сефевидов в 1722 году идентифицировали себя с шиизмом. Таким образом, население Азербайджана был насильственно обращен в шиизм в начале 16 века, в то же время, что и народ нынешнего Ирана, когда над ним господствовали Сефевиды. Следовательно, не случайно в Иране и Азербайджане сегодняшние суннитские меньшинства сконцентрированы среди неперсидских и неазербайджанских этнических групп, которые разбросаны по границам страны, с их суннитскими соотечественниками по соседству.
  • Опыт Сефевидов в значительной степени создал четкую линию политического размежевания и враждебности между двунадесятным шиизмом и суннизмом, хотя доктринальные различия были давно признаны. До Сефевидов двунадесятники на протяжении многих веков в основном политически приспособлялись к суннитам, и многочисленные религиозные движения сочетали идеи двунадесятников и суннитов.
  • Приход Исмаила к власти означал конец суннитского ислама в Иране, и шиитские богословы стали доминировать в религиозном истеблишменте.
  • Иерархическая организация шиитского духовенства началась при Исмаиле.
  • Нынешние границы между Ираном, с одной стороны, и Афганистаном и Турцией, с другой, датируются этим временем и являются не этническими, а религиозными, что противоречит шиитам и суннитам.
  • С суннитским большинством обращались жестоко, и они были наиболее устойчивы к политике обращения Сефевидов, которая продолжалась, по крайней мере, до конца периода Сефевидов.
  • Использование шиитской религии для установления контроля не было полностью успешным. Это привело к аннексии больших территорий страны, но за этим последовали столетия конфликта между суннитским и шиитским населением, даже после падения Сефевидов.
  • Иран был шиитской страной и постепенно превратился в изолированный остров, окруженный морем суннизма. Оплакивая жестокость принудительного обращения, современные иранские историки в целом соглашаются с тем, что установление шиитской религиозной гегемонии в конечном итоге спасло Иран от включения в Османскую империю.
  • Османское наступление в Европе пострадало (поскольку теперь им пришлось разделить свои военные ресурсы), поскольку Сефевидский Иран и европейские державы заключили союзы, такие как альянс Габсбургов и Персии , для борьбы со своим общим османским врагом.
  • Слово «сафави», которое в употреблении суннитов означает «сефевид», стало ассоциироваться с любыми экспансионистскими шиитскими группами, действующими против суннитов или их интересов. Этот ярлык особенно используется против Ирана или поддерживаемых Ираном групп и особенно широко используется во время межрелигиозных беспорядков на Ближнем Востоке в начале 21 века, например, в Сирии , Ливане, Ираке и Йемене.

Последствия

21 марта 1590 года был заключен Стамбулский мир , в котором Иран был вынужден подтвердить эти османские завоевания, а также пообещал положить конец шиитской пропаганде на османских территориях и преследованию суннитов на своих землях. Передав многие из своих неотъемлемых регионов османам, Аббас смог сначала уладить дела в своем разваливающемся государстве, которым так долго пренебрегал его отец Мохаммад Ходабанда. После урегулирования вопросов и значительной реорганизации государства и вооруженных сил Аббас снова объявил войну османам в 1603 году, сокрушительно победив их и отвоевав все потерянные территории по Стамбульскому договору.

Начало Османско-Сефевидской войны временно отвлекло османский интерес от европейских дел, где Османская империя была активна с франко-османским альянсом и при поддержке голландского восстания , в интересном эпизоде ​​взаимоподдерживающих отношений между исламом и протестантизмом. .

бизнес

Серебряная монета Аббаса I 1587 г.

При шахе Аббасе I империя Сефевидов достигла своего экономического апогея. Его расположение между Европой, Индией и Исламской Центральной Азией на востоке и севере способствовало развитию. Это место особенно благоприятствовало растущему техническому развитию в Европе, которое расширило свое влияние на Ближний и Средний Восток. Крупные торговые компании Англии, Франции и Нидерландов вели важную торговлю с Сефевидами. Экспорт из Персии шел меньше по старым торговым путям, таким как Шелковый путь, ведущий через северную Персию , чем в основном по морю в Европу и Индию. Активная деловая активность с большими объемами торговли также может быть отнесена к армянскому меньшинству. Благодаря своему экономическому чутью и отличным связям шах Аббас I переселил тысячи азербайджанских армян (из Джульфы ) в его столицу Исфахан, чтобы извлечь выгоду из его экономических показателей . Многочисленные персидские коммерческие агентства все чаще устанавливают связи с отдаленными регионами, такими как Китай или Скандинавский регион.

Аббас I централизовал власть в своей империи и укрепил ее с помощью эффективных административных порядков. Таким образом он также способствовал развитию производительных сил в стране в долгосрочной перспективе. Он снизил налоги, профинансировал расширение инфраструктуры (особенно строительство дорог) и, таким образом, повысил эффективность караван-сараев вдоль дорог . Расходы были рефинансированы за счет дорожных налогов золотом и серебром, что в первую очередь коснулось европейцев. Дорожные налоги временами были основным источником дохода государства. Таким образом, у ремесла был процветающий внешний и внутренний рынок. Это особенно окупилось в производстве шелка и ковров, масштабы и присутствие на рынке которых значительно увеличились. В частности, в Европе спрос на персидские ковры, шелк и текстиль был очень высоким. Другими экспортными товарами были лошади, козья шерсть, жемчуг и горький миндаль , хадам-талка , который использовался в качестве приправы в Индии. Основным импортом были специи, текстиль (шерстяные изделия из Европы, хлопок из Гуджарата ), металлы, кофе и сахар.

Сефевиды неоднократно сталкивались с португальцами, которые были союзниками османов. Они бросили им вызов за господство над торговыми путями. Кроме того, османы пытались не допустить европейцев в регион, что было препятствием для активизации торговых отношений Сефевидов. Фоном для враждебности османов и сефевидов была прежде всего привлекательная торговля шелком.

Возникновение клерикальной аристократии

Важной особенностью общества Сефевидов был союз, возникший между улемами (религиозным классом) и торговым сообществом. К последним относились торговцы на базарах, гильдии торговцев и ремесленников ( аснаф ) и члены квазирелигиозных организаций, управляемых дервишами ( футувва )

Из-за относительной ненадежности владения недвижимостью в Персии многие частные землевладельцы обеспечивали свои земли, жертвуя их духовенству в качестве так называемого вакфа . Таким образом, они сохраняли официальную собственность и защищали свою землю от конфискации королевскими комиссарами или местными губернаторами при условии, что часть доходов с земли передавалась улемам. Все чаще представители религиозного сословия, особенно муджтахиды и сейеды , получали полную собственность на эти земли, и, по словам современного историка Искандара Мунши , Персия стала свидетелем появления новой и значительной группы землевладельцев.