Арабский халифат

Оглавление

История ранних веков

Круглый город Багдад

Багдад был основан 1 259 лет назад 30 июля 762 года. Его спроектировал халиф Аль-Мансур . Согласно ученому XI века Аль-Хатибу аль-Багдади в своей « Истории Багдада», каждый ряд состоял из 162 000 кирпичей, так как первая треть стены была 80 футов высотой, увенчана зубцами и окружена бастионами. По периметру внешней стены был окружен глубокий ров.

Гробница Зумурруд Хатон в Багдаде, 1932 г.

Тысячи архитекторов, инженеров, юристов, геодезистов, плотников, кузнецов, землекопов и простых рабочих со всей империи Аббасидов были приглашены для обследования, измерения и раскопок фундамента. Якуби в своей Книге стран подсчитал, что в этом участвовало 100 000 рабочих. «Они говорят, что ни один круглый город не известен во всех регионах мира», — сказал аль-Хатиб аль-Багдади . Четыре равноудаленных ворот пронзали внешние стены, по которым прямые дороги вели в центр города. Ворота Куфы на юго-западе и ворота Басры на юго-востоке выходили на канал Сарат — ключевую часть сети водных путей, которые стекали воды Евфрата в Тигр. Шамские (сирийские) ворота на северо-западе вели к главной дороге на Анбар и через пустынные пустоши в Сирию. К северо-востоку недалеко от Тигра лежали Хорасанские ворота, ведущие к мосту лодок через него.

Четыре прямые дороги, ведущие к центру города от внешних ворот, были выложены сводчатыми аркадами с торговыми лавками и базарами. Улицы поменьше отходили от этих четырех главных артерий, открывая доступ к ряду площадей и домов; ограниченное пространство между главной стеной и внутренней стеной отвечало желанию Мансура сохранить сердце города как королевский заповедник.

К 766 году Круглый город Мансура был построен. Сказал эссеист IX века, эрудит и полемист аль-Джахиз . «Я видел большие города, в том числе те, которые известны своей прочной постройкой. Я видел такие города в районах Сирии, на Византийской территории и в других провинциях, но я никогда не видел города большей высоты, более совершенной круговой формы. , более наделенный превосходными качествами или обладающий более просторными воротами или более совершенной защитой, чем Аль-Заура (Багдад), то есть город Абу Джафар аль-Мансур.

В городе был впечатляющий набор основных услуг и работал большой штат государственных служащих. В их число входили ночные сторожа, фонарщики, санитарные инспекторы, рыночные инспекторы (которые проверяли вес и меры, а также качество товаров) и сборщики долгов. У него также была полиция с начальником полиции, который жил во дворце халифа.

Разрушение и заброшенность

Круглый город был частично разрушен во время осады 812–813 годов, когда халиф Аль-Амин был убит своим братом, который затем стал новым халифом . Он так и не восстановился; его стены были разрушены 912 г., от них ничего не осталось, и нет согласия относительно того, где он находился.

Халифы Каира (13 июня 1261 — 22 января 1517)

В 1261 году халифат Аббасидов был восстановлен кадетской ветвью династии в Каире под эгидой местных султанов мамлюков, но эти халифы были чисто религиозными и символическими фигурами, в то время как светская власть оставалась за мамлюками. Возрожденный халифат Аббасидов просуществовал до османского завоевания Египта в 1517 году, после чего титул халифа перешел к османской династии .

Каирские Аббасиды были в основном церемониальными халифами под покровительством султаната мамлюк , существовавшего после прихода к власти династии Айюбидов .

Нет. Царствовать Regnal Имя Личное имя Родители Заметки
1 13 июня 1261 — 28 ноября 1261 аль-Мустанṣир би-ллах Абу’л-Касим Ахмад
2 16 ноября 1262 — 19 января 1302 аль-Шаким би-Амриулла I Абу’л-Аббас Ахмад
  • Спор о происхождении Аббасидов; назначен халифом правителем Алеппо Аккушем аль-Бурли в 1261 году, провозглашенным халифом Байбарсом после смерти аль-Мустансира II .
  • Падение халифата Альмохадов (1269 г.).
3 20 января 1302 г. — февраля 1340 г. аль-Мустакфи би-ллах I Абу ар-Рабих Сулейман
4 1340 февраля — 17 июня 1341 г. аль-Ватик би-‘ллах I Абу Исхак Шибрахим
5 1341–1352 аль-Хаким би-Амриулла II Абу’л-Аббас Ашмад
6 1352–1362 аль-Мухтахид би-‘ллах I Абу аль-Фату Абу Бакр
7 1362–1377 аль-Мутаваккил Салаллах I Абу Абдаллах Мухаммад
8 1377 аль-Мустатим би-аллах Абу Яйа Закарийах
(7) 1377–1383 аль-Мутаваккил Салаллах I Абу Абдаллах Мухаммад
9 Сентябрь 1383 г. — 13 ноября 1386 г. аль-Ватик би-‘ллах II Абу Шафу Умар
(8) 1386–1389 аль-Мустатим би-аллах Абу Яйа Закарийах
(7) 1389 г. — 9 января 1406 г. аль-Мутаваккил Салаллах I Абу Абдаллах Мухаммад
10 22 января 1406 — 9 марта 1414 аль-Мустатин би-аллах Абу аль-Фаḍл аль-Аббас
  • Аль-Мутаваккил I
  • Бэй Хатун, турецкая наложница
11 1414–1441 ал-Мухтахид би-‘ллах II Абу аль-Фатх Давуд
  • Аль-Мутаваккил I
  • Казал, турецкая наложница
12 1441-29 января 1451 аль-Мустакфи би-ллах II Абу аль-Рабих Сулейман
  • Аль-Мутаваккил I
  • Бухта Хатун
13 1451–1455 гг. аль-Кашим би-Шамр Аллах Абу аль-Баках Хамза
  • Аль-Мутаваккил I
  • Бухта Хатун
14 1455-7 апреля 1479 аль-Мустанджид би-аллах Абу аль-Махасин Юсуф
  • Аль-Мутаваккил I
  • Бухта Хатун
15 5 апреля 1479 г. — 27 сентября 1497 г. аль-Мутаваккил Салаллах II Абу аль-Азиз Абд аль-Азиз
  • Якуб ибн аль-Мутаваккил I
  • Хадж аль-Малик
16 1497–1508 аль-Мустамсик би-аллах Абу аль-Табр Якуб
17 1508–1516 аль-Мутаваккил Салаллах III Мухаммад
(16) 1516–1517 аль-Мустамсик би-аллах Абу аль-Табр Якуб
(17) 1517 аль-Мутаваккил Салаллах III Мухаммад
  • Второе правление
  • Он официально передал титул халифа, а также его внешние символы — меч и мантию Мухаммеда — османскому султану Селиму I в 1517 году, сделав его последним халифом из династии Аббасидов и бану курайшитов .

Источники

  • Боннер, Майкл (2010). «Закат империи, 861–945 гг.». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, шестой-одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С. 305–359. ISBN 978-0-521-83823-8.
  • Brubaker, L .; Тугер, С. (2016). Подходы к византийской семье . Бирмингем Византийские и османские исследования. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-18001-2.
  • Сурдел, Д. (1978). . В van Donzel, E .; Льюис, Б .; Пеллат, гл. И Босуорт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том IV: Иран – Kha . Лейден: Э. Дж. Брилл. С. 378–379. OCLC   .
  • Zetterstéen, KV & Bosworth, CE (1993a). . В Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, гл. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том VII: Mif – Naz . Лейден: Э. Дж. Брилл. С. 541–542. ISBN 978-90-04-09419-2.
  • Zetterstéen, KV & Bosworth, CE (1993b). . В Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, гл. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том VII: Mif – Naz . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 799. ISBN 978-90-04-09419-2.
  • Zetterstéen, KV (1995). . В Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Леконт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том VIII: Нед – Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 368. ISBN 978-90-04-09834-3.

Аль-Муктадир

Родился: 895 Умер: 31 октября 932 г. 

Титулы суннитского ислама
Предшественник Аль-Муктафи Аббасидский Калиф 13 августа 908 — 929 Конкурирующие притязания на халифат со стороны Фатимидов аль-Махди Биллах в 909 и Абд-ар-Рахман III , из Кордова в 929 Преемник Аль-Кахира
Предшественник Аль-Кахир Аббасидский халиф 929-31 октября 932 г. Преемник Аль-Кахира

Инновации

Фрагменты лепнины из Самарры, включая картины, резьбу и абстрактные узоры.

Города Аббасидов были разбиты на огромных площадях. Дворцы и мечети Самарры раскинулись вдоль берегов Тигра на 40 километров (25 миль). Чтобы соответствовать масштабу этих мест, были возведены монументальные здания, такие как огромные спиральные минареты мечети Абу-Дулаф и Великой мечети Самарры , не имевшие аналогов в других местах. Двухцентровая остроконечная арка и свод появились еще до прихода к власти Аббасидов, но стали стандартом в архитектуре Аббасидов, и точка стала более заметной. Первый полностью разработанный образец четырехцентровой остроконечной арки был в Каср аль-Ашик, построенный между 878 и 882 годами.

В Самарре были разработаны три новых вида лепного декора, которые быстро стали популярными в других местах. Первые два стиля можно рассматривать как производные от позднеантичных или омейядских декоративных стилей, но третий является совершенно новым. Стиль C использовал формы для создания повторяющихся узоров изогнутых линий, выемок, прорезей и других элементов. В плавном дизайне не используются традиционные растительные, геометрические или животные темы. Лепнина иногда окрашивалась в красный или синий цвет, а иногда включала стеклянную мозаику. Узоры врезаются в поверхность лепнины под углом. Это первый и самый чистый пример арабески . Это может представлять собой преднамеренную попытку создать абстрактную форму украшения, которая избегает изображения живых существ, и это может объяснить его быстрое распространение во всем мусульманском мире.

Главное отличие — Аббасид против Империи Омейядов

Халифаты Аббасидов и Омейядов (халифат — это исламская форма правления во главе с халифом) — два из четырех основных арабских халифатов в исламском мире, которые были созданы после смерти Мухаммеда. главное отличие между Аббасидом и империей Омейядов происходит то, что происходило в исламской культуре во время них; Аббасид считается золотым веком исламской культуры, поскольку он видел многочисленные разработки в области искусства, литературы, архитектуры, науки и техники.

Эта статья будет смотреть на,

1. Что такое империя Аббасидов? — Происхождение, факты, особенности

2. Что такое империя Омейядов? — Происхождение, факты, особенности

3. В чем разница между Аббасидом и Империей Омейядов?

История

Приход к власти

Основатель династии, ABU аль-Abbas Ас-Саффах , является потомком дяди Мухаммада , Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиба . Провозглашенный халиф в , он положил конец господству Омейядов , выиграв решающую победу над Марван II в сражении Большого Заба , то25 января .

Апогей

Аббасиды основали Багдад в 762 году как новую столицу своего халифата .

Аббасиды решают основать новую столицу, чтобы заменить старую столицу Омейядов, Дамаск . В году халиф Абу-Джаафар аль-Мансур решил построить ex-nihilo город, первоначально называвшийся Мадинат ас-Салам, а затем получивший название одной из доисламских деревень в регионе: Багдад .

Упадок и конец

После достижения своего пика под Гаруна аль-Рашида , политическая власть Аббасидов уменьшается, и они в конечном итоге имеют только чисто религиозную роль под руководством Буиды X — го  века и сельджуков в XI — м  веке. После взятия Багдада со стороны монголов в году , филиал семьи поселились в Каире , где он сохранил титул халифа под руководством султанов мамлюков до завоевания Египта от Османской империи , в 1517 году .

Разница между Аббасидом и Империей Омейядов

Учредители

Аббасидов: Империя Аббасидов была основана потомками дяди Мухаммеда.

Омейядов: Империя Омейядов была основана родом Омейядов из Мекки.

Аббасидов: Этой династией правили с 750 по 1258 год.

Омейядов: Этой династией правили с 661 по 750 год.

Аббасидов: Аббасид — третий халифат.

Омейядов: Омейяд — это второй халифат.

Лечение других национальностей

Аббасидов: Неарабские мусульмане получили особые привилегии в суде.

Омейядов: Неарабские мусульмане считались низшими.

Терпимость к другим религиям

Аббасидов: Многие немусульмане приняли ислам.

Омейядов: Другие религии, такие как христианство и иудаизм, были терпимы.

Аббасидов: Столицей был Багдад.

Омейядов: Столицей был Дамаск.

Положение женщин

Аббасидов: Женщины потеряли свой статус в обществе.

Омейядов: Женщины пользовались высоким статусом в обществе по сравнению с Аббасидским халифатом.

события

Аббасидов:Аббасид считается золотым веком исламской культуры; было много событий в искусстве, литературе, архитектуре, науке и технике.

Омейядов: Империя Омейядов видела события в торговле и архитектуре.

Изображение предоставлено:

«Umayyad750ADloc» Габагул — собственная работа

Историческое прошлое

Аббасидский халифат в наибольшей степени, около 850 г.

В 750 году Аббасиды захватили власть у омейядских правителей Арабской империи, которые потеряли все свои владения, кроме Испании. Аббасидские халифы, базировавшиеся на территории нынешнего Ирака, правили Ираном, Месопотамией, Аравией и землями восточного и южного Средиземноморья. Период между 750 и 900 годами был назван Золотым веком ислама . Если Омейяды обычно повторно использовали доисламские постройки в завоеванных ими городах, то к эпохе Аббасидов многие из этих построек потребовали замены. Распространение мусульманских верований также внесло изменения в потребности. Аббасидам приходилось строить мечети и дворцы, а также укрепления, дома, коммерческие здания и даже сооружения для гонок и матчей по поло. Они модернизировали паломническую дорогу из Багдада и Куфы в Мекку , выровняли поверхность и построили стены и канавы в некоторых районах, а также построили станции для паломников с комнатами и мечетью, в которой можно молиться.

В 762 году халиф аль-Мансур основал новую столицу Багдад на берегу Тигра , которая вскоре превратилась в один из крупнейших городов мира. В 836 году халиф аль-Мутасим перенес столицу в Самарру . Аббасиды начали терять контроль над отдаленными частями империи, а местные династии получили эффективную независимость в Хорасане ( Саманиды ) на востоке Ирана, Египте ( Тулуниды ) и Ифрикии ( Аглабиды ). Халиф аль-Мутамид , в настоящее время действующий правитель только Ирака, перенес свою столицу обратно в Багдад в 889 году. В 945 году буиды , последователи шиитского ислама , стали эффективными правителями в качестве амиров , в то время как аббасидские халифы сохранили свой номинальный титул. . С халифом аль-Насир (1179-1225) Аббасиды вновь получил контроль над Ираком, но мешок Багдада по монголами в 1258 году принес халифата Аббасидов к концу.

Аббасиды во время правления шиитов

Первоначально Аббасидский халифат включал в себя территории стран Ближнего Востока, Среднего Востока, североафриканская земля, но с девятого века отдельные провинции начали отпадать. Придворная гвардия, которая состояла стараниями аль-Мутасима из тюркских рабов-гулямов, низвела к середине десятого века халифов в своем могуществе, превратив их практически в марионеток.

Багдад в 945 г. был захвачен армией Буидов, состоявшей из дейлемских горцев. Шиитская династия Буидов была основана в двадцатых-тридцатых годах девятого века. На момент захвата ими Аббасидского халифата, все его владения сводились всего лишь к собственно Багдаду, а также к его окрестностям.

Буиды основали государство, которым управляли «эмиры эмиров» от лица халифа, и по-прежнему имя халифа упоминали первым в хутбе, а также красовалось на монетах. Но фактической светской власти к тому времени у Аббасидов уже не было, и они могли рассчитывать только на свой духовный авторитет. Они уже не могли рассчитывать на гвардию, на свой пышный двор, а также на свои родовые поместья – им было на правах икта передано всего лишь одно поместье, с которого они и получали деньги.

История

Недовольство установившимся при Омейядах политическим режимом, выразителями которого стала мекканская аристократия, обрело зримую форму в Хорасане, Персия. В 747 г. военачальнику по имени Абу Муслим, являвшемуся потомком Аббаса, удалось сплотить вокруг себя арабскую оппозицию, а также привлечь на свою сторону иранцев. В 750 г. восстание под его руководством охватило территорию все еще только зарождающейся мусульманской империи и завершилось свержением династии Омейядов.

Династии Аббасидов пришлось столкнуться с серьезными трудностями, пример тому — восстание чернокожих рабов на юге Ирака (869-883). С начала 10 столетия от халифата начинают отпадать отдельные области: в Персии образовался самостоятельный халифат иранских шиитов под руководством династии Буидов, в Египте — под управлением Фатимидов, в Испании — Омейядов.
В 945 г. Багдад был завоеван Буидами, которые фактически стали контролировать все принимаемые халифом решения. Столетие спустя в 1055 г. их владычеству пришел конец, столица была захвачена турками-сельджуками, которые в ней и обосновались. В 1258 г. Багдад завоевали монголы, уничтожившие представителей династии Аббасидов и их последнего халифа ал-Мустасима. Чудом уцелевший последний правитель из династии Аббасидов ал-Мустансир обосновался в Каире (около 1260 г.) с позволения султана мамлюков Байбара, где за ним сохранялись исключительно религиозные и представительские функции.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

20 и 21 века

Багдад в 1932 году

Багдад оставался под властью Османской империи до создания королевства Ирак под британским контролем в 1921 году. Британский контроль был установлен путем систематического подавления национальных чаяний иракских арабов и курдов . Ирак получил формальную независимость в 1932 году и увеличил автономию в 1946 году. В 1958 году Ира, Фейсал II . Население города выросло со 145 000 человек в 1900 году до 580 000 человек в 1950 году.

Багдад в 1970-е годы

В 1970-е годы Багдад пережил период процветания и роста из-за резкого повышения цен на нефть , которая является основной статьей экспорта Ирака . В этот период была построена новая инфраструктура, в том числе современная канализация , водоснабжение и автострады . Однако ирано-иракская война 1980-х была трудным временем для города, поскольку деньги текли в армию, и тысячи жителей были убиты. Иран нанес несколько ракетных ударов по Багдаду, хотя они причинили относительно небольшой ущерб и небольшие жертвы. В 1991 году первая война в Персидском заливе нанесла ущерб транспортной , энергетической и санитарной инфраструктуре Багдада .

Карта улиц Багдада 2003 года

Багдад подвергся очень сильным бомбардировкам в марте и апреле 2003 г. во время вторжения в Ирак в 2003 г. и перешел под контроль США к 7–9 апреля. Дополнительный ущерб был нанесен жестоким разграблением в дни после окончания войны. После свержения режима Саддама Хусейна город был оккупирован войсками США . Коалиционная администрация создала три квадратных миль (8 км 2 ) « Зеленая зона » в центре города , из которого регулируется Ирак в период до создания нового иракского правительства. Коалиционная администрация уступила власть временного правительства в конце июня 2004 года и распущена.

Спутниковый снимок Багдада в искусственных цветах , сделанный 31 марта 2003 года. На снимке виден дым, поднимающийся от луж горящей нефти, распространяющийся вдоль «Канал-роуд» и в других местах. Незадолго до войны были созданы канавы, заполненные нефтью, чтобы скрыть видимость (черный) и растительность (красный).

23 сентября 2003 года опрос Gallup показал, что около двух третей жителей Багдада заявили, что смещение иракского лидера стоит тех трудностей, с которыми они столкнулись, и что они ожидают лучшей жизни через пять лет. Однако со временем поддержка оккупации резко упала. В апреле 2004 года USA Today сообщила, что последующий опрос Гэллапа в Багдаде показал, что «только 13 процентов людей сейчас считают вторжение в Ирак морально оправданным. В опросе 2003 года более чем в два раза больше людей сочли его правильным. вещь которую нужно сделать.»

Большинство жителей Багдада стали нетерпеливыми по отношению к силам коалиции, потому что основные услуги, такие как электричество, все еще были ненадежными более чем через год после вторжения. Летом 2004 года электричество было доступно только с перерывами в большинстве районов города. Дополнительной неотложной проблемой было отсутствие безопасности. Комендантский час ввели сразу после вторжения были сняты зимой 2003 года, но город , который когда — то был живой ночной жизни по — прежнему считается слишком опасным , после наступления темноты для многих граждан. Эти опасности включали в себя похищение людей и риск оказаться в схватке между силами безопасности и повстанцами .

10 апреля 2007 года военные США начали строительство стены длиной 5 км (3 мили) и высотой 3,5 метра вокруг суннитского района Багдада. 23 апреля иракский премьер — министр Нури аль — Малики , призвал к строительству , чтобы остановить на стене.

В 2021 году террористы-смертники Исламского Государства Ирака и Леванта убили 32 человека в январе и 35 человек в июле. В апреле 82 человека погибли в результате пожара в больнице .

Иерархия и организация

Гарем Аббасидов установил модель иерархии и организации, которая должна была стать стандартом для мусульманских гаремов на протяжении веков. Это было большое заведение; Во время правления аль-Муктадира гарем состоял из 4000 порабощенных женщин и 11.000 порабощенных слуг.

Мать

На вершине иерархии не стояла жена правителя. Как мусульманин, правитель мог иметь несколько жен, и, поскольку он формально должен относиться к ним одинаково, он не мог дать одной жене более высокий статус, чем другой, и дать ей роль, аналогичную роли христианской королевы-консорта. Напротив, именно мать халифа имела высшее звание и положение в гареме и, следовательно, среди всех женщин при дворе.

Ее происхождение могло быть как свободной женой, так и порабощенной наложницей.

Родственники женского пола

В гареме проживали также незамужние или разведенные дочери, сестры и другие незамужние родственницы халифа.

Принцессы Аббасидов могли прославиться своей поэзией и другими достижениями, пока они соблюдали уединение. Принцесса Улайя бинт аль-Махди выполняла только частные семейные функции под присмотром , чтобы избежать каких-либо потенциальных нарушений, например, по сравнению с рабом- кияном , джаварис или муханниятом , но ее называли кайной как дань уважения ее музыкальным способностям. .

Жен

Аббасидский халиф иногда вступал в дипломатические браки. В течение более поздних веков Аббасидского халифата халифы часто женились на принцессах-сельджуках, которые действовали как набожные образцы для подражания, основывая или делая пожертвования в благочестивые или благотворительные учреждения.

Для халифов было обычным делом выходить замуж за своих бывших наложниц-рабынь.

Наложницы

Ниже законных жен были порабощенные наложницы халифа.

Наложницы получили образование в различных сферах, чтобы развлечь своего хозяина. Благодаря этому многие женщины стали известны своими навыками и знаниями в области музыки, танцев, поэзии и даже науки.

Наложница-рабыня, которая была выбрана для секса с халифом, а затем родила от него ребенка, достигла признанного положения ум-валада . Она также могла стать законной женой халифа, если он освободил ее и решил жениться на ней.

Известной наложницей была киян Шинан .

Артисты-женщины

Гарем также состоял из большого количества джавари ; порабощали артистов-женщин. Выполняется для халифа и остального гарема.

Артисты джавари не были синонимами наложниц, а джавари и наложницы принадлежали к двум разным категориям. Однако халиф мог выбрать джавари для полового акта и, таким образом, для перехода в наложницу.

Джавари иногда были бывшими киянами .

Кахрамана

Qahramana ( «стюардесса») были рабынями , ответственные за различные задачи в рамках гарема. Они могли действовать как гувернантки для детей, а также как личные слуги и агенты женщин, выступая в качестве посредников между женщинами гарема и внешним миром.

Кахраманы были единственными женщинами, которым разрешалось передвигаться и входить в гарем, и они регулярно покидали гарем, чтобы делать покупки для уединенных женщин гарема и вести дела между женщинами и торговцами и торговцами из внешнего мира. Этой мобильности завидовали женщины гарема, и одна история описывает зависть женщины гарема, которая хотела стать кахраманом, чтобы она могла покинуть гарем, и, наконец, сумела достичь своей цели — стать кахраманом.

Мобильность кахрамана сделала их влиятельными фигурами в качестве личных агентов и посланников между женщинами гарема и миром за пределами гарема. Умм Муса, кахрамана матери аль-Муктадира , стала влиятельной фигурой в качестве посланницы просителей к матери халифа и халифу. Другим примером был кахрамана Зайдан, который действовал в качестве тюремщика над заключенными с высоким статусом: после того, как она была тюремщиком визиря Ибн аль-Фурата , который впал в немилость, она смогла вернуть его к власти через свои контакты в гареме и была вознаграждена. им земли и богатства, сотрудничество, которое продолжалось до конца их карьеры. Возможно, самым известным из них был Тумаль Кахраман .

Евнухи

Евнухи были кастрированными рабами-мужчинами, ответственными за охрану гарема, за предотвращение выхода женщин из гарема и за одобрение любого посетителя до того, как они войдут.

Окончательный распад халифата и вторжение монголов

Арабский халифат вошел в период своего постепенного распада при халифах Мутаваккиле, Нероне, Мунтасире, его сыне-отцеубийце, Мустаине, Ал-Мутаззе, Мухтади Первом, Мутамиде, Муктафи Первом, Муктадире, Ал-Кахире, Ал-Ради, Муттаки и Мустакфи.

Халиф при этих правителях стал уже не повелителем империи, а князем над небольшой областью на карте Багдада, который то враждовал, то мирился с соседями, некоторые из которых оказывались сильнее его. Халифы были зависимы от своей тюркской преторианской гвардии, которая была сформирована Мутасимом и имела своевольный характер.

Персы почувствовали себя самостоятельно при Аббасидах, а когда Харун опрометчиво истребил Бармакидов, между арабами и персами начался разлад. Во время правления Аль-Мамуна персидский сепаратизм начал набирать силу, и в Хорасане была основана династия Тахиридов, и это было первым предвестником последующего отсоединения Ирана и постепенно распада империи. Окончательно Персия ушла из Халифата после основания самостоятельных династий Саффаридов, Саманидов, Газневидов.

Египет и Сирия отсоединились от Халифата во время правления Тулунидов, а затем вернулась под арабское управление, когда династия Тулунидов пала. Но это короткое возвращение не предотвратило распад империи.

Халифы усмотрели причины утраты своей власти во влиянии вольнодумных мутазилитов, и обратились за поддержкой к мусульманскому духовенству, в результате чего со времени власти Мутаваккиля начали преследоваться иноверцы, а правоверные мусульмане стали укреплять свои позиции. Этот период также вошел в историю как время гонений на философию.

Течение шиитов превратилось в могущественную политическую силу, и одна из их ветвей карматы построили в Ираке крепость Дар аль-хиджра, которой суждено было стать оплотом для нового государства, которое вело грабительскую политику и беззаконие и в Ираке, и в Сирии с Аравией. Династия Фатимидов была основана шиитами в Северной Африке, она основала Фатимидский халифат, чью власть признали Хамданиды в Сирии. Титул халифа принял в Испании Омейяд Абд ар-Рахман Третий, и на момент 929 года было уже три халифата – Багдадский, Кордовский и Фатимидский.

Халифат в период распада, поделенный на множество государств и Эмиратов

Последние Аббасидские халифы представляли собой мелких князей в Багдаде, которыми управляли их военачальники и эмиры в Месопотамии. Персия же развивалась под началом династии Буидов, и Буидами был захвачен Багдад, которым они и правили, хотя номинально в нем сидели халифы Мустакфи, Ал-Мути, Ал-Таи, Ал-Кадир и Аль-Каим.

Халифы восприняли с надеждой завоевание Багдада тюркским султаном Махмудом Газневи, который создал собственный султанат, и, как ярый суннит стал везде внедрять ислам. Но султан избегал столкновения с Буидами и ограничивался лишь мелкими победами. Однако халифы в Багдаде были благодарны сельджукам за то, что они избавили их от Буидов. Сельджуки окружали халифов роскошью и почтением:

  • при них халифы Аль-Каим, Мухтади Второй и Аль-Мустазхир ни в чем не нуждались и жили в роскоши, их почитали как представителей мусульманской власти,
  • аль-Мустаршид получил в дар от сельджукида Масуда Багдад в единоличное управление, а также почти весь Ирак, и халиф передал эти владения своим преемникам ар-Рашиду и аль-Муктафи, а также аль-Мустанджиду и аль-Мустади.

В 1031 году закончил свое существование Кордовский халифат. Фатимидский халифат прекратил свое существование благодаря усилиям суннита Саладина, который основал династию Айюбидов, почитавших халифа в Багдаде.

Поскольку сельджукская династия распалась, халиф Ан-Насир решил воспользоваться этим и расширить свои владения, и решился на борьбу с Мухаммедом ибн Текешем, хорезмшахом, выдвинувшимся вместо сельджуков. Тогда ибн Текеш выступил на собрании богословов с требованием перенести Арабский халифат на род Али вместо рода Аббаса, и его войска были направлены на Багдад. Ан-Насир обратился за помощью к монголам Чингизхана, предлагая им вторжение в Хорезм.

Обе стороны уже не могли найти способ положить конец той катастрофе, которую навлекли на свои народы, и которая уже успела погубить исламские азиатские страны. Исламский халифат просуществовал свои последние годы под управлением халифов Аль-Мустансира и Аль-Мустасима. Аль-Мустасим сдал Багдад монголам в 1258 году, после чего его казнили монголы вместе с больше частью представителей его династии.

Аббасиды во времена Сельджуков

В 1055 г. к власти пришли Сельджукиды. Их власть была официально утверждена, но первосвященниками все еще оставались преимущественно Аббасиды. Они располагали только духовной властью имама, от которого традиционно исходила верховная власть: именно первосвященники давали инвеституру и принимали присягу от светских правителей – султанов и эмиров.

Но после того, как этот мир покинул султан Мухаммед в 1118 году, произошел раскол Сельджукской империи: за престол боролись сын Мухаммеда Махмуд II, который известен как основатель Иракского Сельджукидского султаната, и его дядя султан Санджар. Из-за этого раскола Аббасиды смогли организовать успешную борьбу с Мазйадитами, династией бедуинов из Хилл, своими давними противниками, а также с исмаилитами и иракскими Сельджукидами.

В 1124 г. аль-Мустаршид ответил отказом султану Махмуду II и не стал выплачивать ему дань. Халиф создал войско из тридцати тысяч солдат, в основном, из членов народного ополчения, дал отпор осаде сельджуков.

После Буидов первым правителем, который правил в Аббасидском халифате самостоятельно, был аль-Муктафи. При нем территория Аббасидского халифата распространялась на бассейн Тигра и Евфрата, включая Тикрит и устье Шатт-эль-Араба, а также территорию от Хульвана до Куфы. Позже его преемники сумели экономическое и политическое положение в государстве стабилизировать и упрочить. Аль-Мустанджид справился с Мазйадитами, сильными союзниками Сельджукидов, а Аль-Мустади сумел договориться и даже подружиться с Айюбидами и азербайджанскими атабеками.

Мединская община

В период возникновения ислама мусульмане не думали создании государства или халифате, главной целью и задачей мусульман стало стремление поклоняться только одному Богу, совершая богоугодные дела, отвергнув многобожие, которое было распространено в Аравии. Также мусульмане вели призыв к исламу среди своих соплеменников, а затем стали подвергаться гонениям и притеснениям, после чего все мекканские мусульмане переехали на новое место жительства в Медину, в которой мединские мусульмане дали приют Пророку ﷺ и всем переселенцам.

Основу будущего халифата составила мусульманская община или умма, которую создал в начале седьмого века в Западной Аравии, в Хиджазе Пророк Мухаммад ﷺ. Поначалу мусульманская умма или община мусульманства представляла собой небольшое протогосударственное образование, которое носило суперрелигиозный характер, точно так же, как это происходило во время появления Первых христовых общин и Моисеева государства.

Арабский халифат получил терминологическое определение как государство, которое после Мухаммада ﷺ создали арабы-завоеватели под руководством наместников или халифов.

Застой и нашествия (10-16 вв.)

К 10 веку население города составляло от 300 000 до 500 000 человек. Ранний стремительный рост Багдада замедлился из-за проблем внутри халифата , включая перемещение столицы в Самарру (в 808–819 и 836–892 гг.), Потерю западных и восточных провинций и периоды политического господства иранских бувайхидов (945 г.). –1055) и турки-сельджуки (1055–1135). Тем не менее, город оставался одним из культурных и торговых центров исламского мира до 10 февраля 1258 года, когда он был разграблен монголами при Хулагу-хане во время разграбления Багдада . Монголы вырезали большую часть жителей города, в том числе аббасидского халифа Аль-Мустасима , и разрушили большие части города. Также были разрушены каналы и дамбы, образующие ирригационную систему города . Разграбление Багдада положило конец Аббасидскому халифату, удару, от которого исламская цивилизация так и не оправилась.

В этот момент Багдадом правили Иль-Ханиды , часть Монгольской империи с центром в Иране . Город был реконструирован и процветал при монголах. В 1401 году Багдад снова был завоеван Тимуром («Тамерланом»). Он стал столицей провинции, контролируемой империями Джалаирид (1400–1411 гг.), Кара Коюнлу (1411–1469 гг.), Ак Куюнлу (1469–1508 гг.) И Персидских Сефевидов (1508–1534 гг.) — (1604–1638 гг.).