Что такое национальность и чем она отличается от этноса или нации?

Племя, народность, нация — это что такое? Содержание понятий

Чтобы избежать этого, со временем сформировалась этническая общность — род. Роды формировались на основе вступивших в родственный союз между собой нескольких семейств. Долгое время родовой уклад был наиболее распространенным. Однако с увеличением численности представителей рода снова возникала опасность кровосмешения, требовалась «свежая» кровь.

Все они существовали в определенный исторический период, однако позже изменились под воздействием внешних и внутренних факторов. При этом такие виды, как род, клан и племя в цивилизованном обществе давно исчезли или остались в качестве традиции. В некоторых местах на планете они до сих пор существуют.

Требуется JavaScript

Теперь я хочу сказать, как это всё строиться, если можно. С точки зрения научной, это будет коротко совсем

Но это очень важно. В истории человечества, когда государства были созданы не сразу, есть такая единица, как род

И когда в фольклоре спрашивают «а какого вы роду, племени? А роду я такого-то, а племени я такого-то», то это есть разделение того, что следующей единицей стало племя. А ещё и роды то же делятся на части. Как мы все понимаем их, хотя бы из библии. Колено. Что такое колено? Например род Авраамов, а колено, это Исаков и тд. Это ещё патриархальная система, в которой есть чистое представление о крови. Государства нет. Чем более рассечена местность, тем дольше это сохраняется. В Шотландии горной до сих пор есть род Макгрегоров и тд. В Чечне тейпы, … ну понятно. Эта родовая система сохраняется в очень простых обществах даже сейчас, и особенно когда дикая расчленёнка препятствует коммуникациям.

И наконец. Конечно же вот эта вот вся система альтернативного развития — это есть русский исключительный вклад с глубокими корнями. И опять ничего тут плохого для других народов нет. Если это модерн — то это нация. И тогда каждый человек, который является гражданином России, говорит на русском языке, верен русской культуре, русскому этосу и всему прочему является русским. А его проблема армянства, дагестанства и так далее есть проблема его этнической специфики. Ну Азнавур есть во Франции и что? Это отменяет факт французского государства и французской нации? Он и есть француз.

Народ и Население

Представим себе ситуацию. Некоторое количество людей приезжает в определённую место и начинает обустраивать свою жизнь. Строит дома, детей рожает, урожай собирает. Можно ли назвать этих людей народом? Как то язык не поворачивается.

Народ – это не просто отдельные люди и семьи. Это единый организм. Это иное состояние, иное качество. Тут совсем другой уровень силы, который и объединяет, и защищает, и взращивает своих участников. Это иная организация жизни, иная организация быта и взаимоотношений. Справиться с населением большого труда не составляет – пугнул, сами разбежались. С народом справиться значительно труднее, объединяющая сила имеет мощное сопротивление внешнему воздействию.

В чем разница между национальностью и народностью

Определив, в чем разница между нацией и национальностью, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице. Социальные сети: Facebook. О нас Рекламодателям Контакт. Главная Культура и общество Общество. Разница между нацией и национальностью.

Человек, представляющий одну из малых народностей России, вполне способен считать себя русским по национальности. Или же именоваться русским, к примеру, армянского происхождения. Бывает и обратная ситуация — когда гражданин РФ, являющийся русским по национальности, отождествляет себя с представителями одного из малых российских народов. Это возможно, если он очень долго живет в одной из национальных республик РФ, выучивает местный язык, перенимает локальную культуру и традиции, заводит семью, женившись на девушке, представляющей титульную нацию республики.

Определение термина

Если бы мы попросили жителя Древнего Рима дать определение, что такое нация, он сказал бы: это племя или народ. Ведь именно такое значение имеет латинское слово «natio», звучащее в русскоязычном варианте, как «нация». Следует отметить, что с античных времен смысл, вкладываемый в понятие «нация» претерпел изменения, и сегодня он не тождественен значениям слов «народ» и «этнос».

Историки считают: нации стали появляться только в новое время, с зарождением капитализма. Ученые называют нацией исторически сложившуюся общность людей, имеющих собственную государственность и объединенных проживанием на одной территории, единым языком, культурой и национальным самосознанием. Нация без суверенной государственности является народом, или этносом.

Поясним на примере США. Американская нация — одна из самых молодых. Она имеет все вышеперечисленные признаки: ее представители проживают на территории страны, являющейся суверенным государством, разговаривают на английском языке и осознают себя американцами. Однако внутри нации есть отдельная общность — индейцы, которые лишены государственности, а потому не могут называться нацией, а только этносом либо народом.

Религия

В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.

Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.

Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.

Использованы материалы Википедии

Нация, народ, народность: краткое пояснение понятий

Подобного рода определения имеют вполне осознанный и востребованный практический результат. Опираясь на них, можно не задумываясь составлять из народов как из конструктора «Лего» искусственные нации. Пример тому мы уже приводили — это «Общенациональный соборный проект», русофобскую идейную основу которого составляет мысль о возможности превратить Русский народ и Русскую нацию в некую «единую нацию» без национальности в рамках «Государства единой нации»(34), или, например (если это не удастся протащить), с иной формой власти — «усовершенствованной монархией»(35). Все эти определения находятся в бесстыдном противоречии с истинным пониманием нации как исторически цельного живого организма, стремящегося к упрочению своего духовного, а равно культурного, физического, хозяйственного и военного единства. Будучи высказанными людьми, представляющими науку, будучи внесенными в энциклопедические издания, которые предназначены стать руководством в практических делах, эти определения наносят существенный вред Русской нации. Скрытый в них космополитизм (в услужении глобализации), который противопоставляется в процессе формирования нации естественному закону обрусения коренных и некоренных жителей России как главного условия их натурального соединения с державным Русским народом, или иные разновидности (имя им легион) антинародных и антирусских идей, — все они преследуют одну цель. Все они ориентируют Русский народ не на единение с теми, кто искренне желает жить в едином и неделимом Русском государстве, а на денационализацию и государственный распад России. В этом их главная цель и серьезнейшая опасность для идеологии Союза Русского Народа. Опасность, которую надо всегда иметь в виду как Союзникам, так и всем русским людям.

Тогда, утверждая понятие «нация» вообще и понятие Русская нация, мы будем иметь возможность говорить о том, что Русский народ и русские, составляющие физическую и духовную основу Русской нации, собирают вокруг себя другие народы, позволяя им полностью слиться с ними в государственном отношении. Опираясь на такое определение, мы можем утверждать, что Русская нация это вовсе не разноплеменное сборище, договорившееся пожить вместе до тех пор, пока это выгодно каждому и выдумавшее для этого общие временные правила. «Россия, — писал по этому вопросу С.А. Хомяков, — принесла в свое великое лоно много разных племен: финнов прибалтийских, приволжских татар, сибирских тунгусов, бурят и проч., имя, бытие и значение получила она от Русского народа (т.е. от членов Великой, Малой и Белой Руси). Остальные должны с ней слиться вполне: разумные, если поймут эту необходимость; великие, если соединятся с этою великою личностью; ничтожные, если вздумают удерживать своею мелкую самобытность»(9). На то, что становление Русской нации шло не только путем «привнесения в великое лоно России различных племен», но и инославных верований, указывал И. Ильин. В своей работе «Опасности и задания русского национализма» он писал: «Нация, как единение людей с единым национальным актом и культурою, не определяется принадлежностью к единой церкви, но включает в себя людей разной веры, и разных исповеданий, и разных церквей. И тем не менее русский национальный акт и дух был взращен в лоне Православия и исторически определился его духом. «(10).

В других регионах России[править | править код]

Расселение азербайджанцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Расселение азербайджанцев в ПФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Расселение азербайджанцев в УФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

В 1879 году в Астрахани азербайджанцев, известных местному населению как персы или шамахатские татары, насчитывалось около тысячи человек. Азербайджанский нефтяной промышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев, основатель по торговым вопросам Асадуллаева, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселении, в настоящее время известном как Асадуллаево.

В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто создал первую исламскую партию России, Иттифак аль-Муслимин в Нижнем Новгороде. Алимардан Топчубашов, был избран его руководителем. Партия была официально зарегистрирована в 1908 году. На выборах в российский законодательный орган 1906 года в Государственной думе Российской империи было избрано шесть этнических азербайджанцев, еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждом из следующих выборов.

В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов, который обосновался в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири, которые ранее считались маловероятным нефтеносным регионом. В 2019 году международный аэропорт Сургута, третий по загруженности в Западной Сибири, был назван в честь Салманова после онлайн-голосования.

В наше время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т. д.

Азербайджанцы создали несколько национально-культурных организаций, самой большой из которых является «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» и «АзерРос», объединяющие региональные организации по всей России. В Москве азербайджанский язык и национальная культура изучаются в средней школе № 157. В Москве наибольшее число азербайджанцев проживают в районах Чертаново, Бирюлёво, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.

По данным журнала Forbes на 2004 год, в число ста самых богатых людей России входили четыре азербайджанца.

Динамика численности азербайджанского населения в РСФСР и России
1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002
27 987 43 123 70 947 95 689 152 421 335 889 621 840

Этнос, народ, нация, национальность

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

Национальность американец

Более подробно поговорим об американцах

В США проживает примерно 320 млн человек. Население Америки очень неоднородно по национальному происхождению жителей, у населения разные религиозные исповедания. Общее у всех этих людей то, что они американцы.

Национальность американцы это относительно молодая нация, и любой человек, который не относится к коренным народам Америки, как правило, имеет происхождение из другой нации, которая проживает в другой части земли. В научной среде есть специалисты, которые всё ещё не признают американцев состоявшейся национальностью, из-за того что они очень разнородны. В мире при этом есть и другие примеры национальностей, которые тоже неоднородны.

Шлезингер американский народ называет нацией, которая состоит из людей, которые добровольно сделали этот выбор. Это нация не основана на этнических сообществах. Их ценности это не результат случайного стечения обстоятельств, они достались им от истории. Он считает, что традиции и ценности работают на американцев, и поэтому они готовы за них умереть.

В своём разнообразии население Америки

Примерно до 16 века население территория Америки составляю её коренные народы. Но когда начался процесс колонизации, то новый свет стали посещать представители разных европейских стран, это испанцы, французы, англичане, голландцы, шведы и другие.

Было проведено огромное количество экспедиций, велись войны с местным населением, и национальный состав Америки очень сильно изменился. При этом нужно сказать, что речь об американцах, как о национальности, идёт с конца 18 века, когда признали независимость соединенных штатов Америки.

Раса против этнической принадлежности

Раса и этническая принадлежность — не одно и то же, поэтому вы не можете использовать эти термины как синонимы. Это потому, что раса определяется внешностью человека, а этническая принадлежность определяется культурой человека.

Давайте рассмотрим пример использования языков, на которых говорят люди. Латиноамериканцы — это люди, корни которых уходят в Центральную и Южную Америку (или «Латинскую Америку»). Латиноамериканцы — это люди, чей родной язык — испанский. Не каждый латиноамериканец говорит по-испански — люди из Бразилии говорят по-португальски, а многие люди говорят только на своем коренном языке. Кроме того, не все латиноамериканцы — латиноамериканцы, поскольку люди из Испании могут говорить на испанском как на своем родном языке, но не из Латинской Америки. Язык, на котором говорит человек, относится к категории этнический различие, поскольку оно не имеет никакого отношения к внешнему виду человека.

В расовом отношении вы можете быть латиноамериканцем или латиноамериканцем и принадлежать к разным расам, включая чернокожих, коренных жителей и европеоидов. Например, люди из Испании могут быть как латиноамериканцами (этнически), так и кавказцами (расово), в то время как люди из Доминиканской Республики могут быть как латиноамериканцами (этнически), так и чернокожими (расово).

Правда в том, что у людей есть и раса, и хотя бы одна этническая принадлежность…. а это обычно не одно и то же! Кроме того, многие люди отождествляют себя с несколькими расами и этническими принадлежностями в зависимости от своего происхождения. Например, двурасовый человек, проживающий на Гаити, может идентифицировать себя как чернокожий и азиат в расовом отношении, считая себя этнически южноазиатским и латиноамериканским.

Сравнение

Нация от национальности в основном отличается по политической общности. Следующей составляющей, указывающей на различия в этих понятиях, является этническая принадлежность. Человек может определять свою идентичность, применяя оба признака. Если гражданин однозначно относит себя к определенной нации, например, российской, то по вопросу национальности все может быть намного сложнее. Причина в том, что человек по рождению принадлежит к малому народу или представителям республик в составе страны. В этом случае он причисляет себя к той нации, которая является основной в процессе образования государства, но также может представляться одним из малых народов. Здесь он поступает так, как будет ему комфортнее. В некоторых моноэтнических государствах понятие национальности отсутствует полностью.

Субъективные подходы к пониманию нации.

С субъективной точки зрения, общая история, религия и язык имеют значение, но осознание и принятие утверждения о том, что кто-то является представителем конкретной нации среди людей других национальных групп. То есть реальное сознание того, что «это группа, и я ее часть» – это важнейший компонент.

Такой подход поднимает еще один важный вопрос: это осведомленность формирует нацию или, наоборот, самоидентификация с конкретной группой людей порождает осведомленность? Конечно, чувство нации и национальной принадлежности может быть вызвано и порождено, даже создано искусственно. Фильмы, картины, выступления и разные мероприятия могут показывать национальных героев и пропагандировать национальные мифы, которые, в свою очередь, могут вызывать чувство общности и принадлежности. При этом, убеждения необязательно должны быть правдой, чтобы люди придерживались их и действовали так, как если бы они были правдой. Группа людей, объединенных ложным убеждением в том, что у них общая история, может действовать коллективно и тем самым инициировать общую историю.

Все правительства в той или иной степени регулируют образование граждан, язык, культуру, спорт, тем самым устанавливая и укрепляя одни «национальные» атрибуты и препятствуя другим. Крайнее, упрощенное и иногда даже принудительное распространение сомнительных «национальных» мифов властями также является достаточно популярным явлением. Нацизм Гитлера, фашизм Муссолини, коммунизм Ленина и Сталина были главными примерами тому в двадцатом веке, но есть и многие другие.

Определение, что значит нация

Нация – в переводе с латинского означает «племя», «народ». Понятие это упоминается впервые в российских документах на рубеже XVII-XVIII веков в качестве заимствованного. Применяется оно зачастую в значении этнической общности или государственной принадлежности. Лишь после Великой французской революции термин «перекочевал» в русскоязычное употребление. Уваров в триаде «Православие. Самодержавие. Народность» упоминает слово «нация», понятие и определение которого перекликается с «народностью», по сути, являясь его синонимом. Белинский же в середине XIX века писал: данное слово отличается от термина «народ» тем, что охватывает все общество, в то время как последнее — лишь низшие его слои.

Что такое этнос?

С греческого языка слово «этнос» переводится как семья, род, народ. Этносы – это древнейшие социальные общности людей, и на сегодняшний день они являются одними из самых значимых.

Этнос – это общность, которая отличается особенными, характерными только для нее культурными чертами, сложившимися на протяжении многих веков и передающимися из поколения в поколение.

В основе деления людей по этническому принципу лежат следующие критерии:

  1. Общее происхождение, единая культура.
  2. Единство языка, норм поведения, обычаев.
  3. Самопричисление человеком себя к той или иной этнической общности.
  4. Схожесть предпочтений в еде, стиля одежды, типа жилья.
  5. Единая территория (необязательный признак, т.к., например, у евреев нет единой территории проживания, однако они остаются этнической общностью).

Внутри этнической группы существует несколько специфических социальных институтов:

— Эндогамная семья, то есть семья, которая образуется при вступлении в брак людей одной этнической принадлежности.

— Институт старейшин – пожилых, опытных людей, которые имеют непререкаемый авторитет в своей семье или этнической группе.

— Организация культа, характерного только для данного этноса (например, славянская мифология или религия африканского народа игбо).

В современном мире представителям разных этнических обществ приходится контактировать друг с другом, и эти контакты так или иначе отражаются на них.

Некоторые межэтнические контакты происходят без изменения этнического самосознания, их называют этнообъединительными. К числу объединительных процессов относятся:

а) Этническая консолидация – процесс объединения, сплочения большого этноса, сглаживание различий между локальными этническими группами или их объединение. Несколько близких по языку соседних этносов также могут объединиться в ходе этого процесса.

б) Этническая ассимиляция – процесс, при котором ранее самостоятельный этнос растворяется в более крупной этнической группе. Ассимилируемый народ теряет часть традиций, язык, меняется его этническое самосознание.

Процессы, в результате которых этнос меняется, называют этноразделительными. К их числу относятся:

а) Этническая дивергенция – процесс разделения единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя особой, отдельной общностью.

б) Этническая сепарация – процесс откола от этноса какой-то части, которая потенциально может превратиться в отдельный этнос.

Заключение

Таким образом, этнической группой можно назвать сообщество людей, имеющих стойкое национальное самосознание, свою обособленную территорию, а также ментальные, культурные языковые и бытовые отличия от других этносов. Этническое самосознание является продуктом формирования этноса, одновременно выступая еще и важнейшим фактором при определении национальной принадлежности конкретного лица или группы лиц. Помимо этого, именно самосознание объединяет всех представителей определенной этнической группы в одно целое, выделяя конкретный народ в массе всех остальных народов.