«беда в том, что люди не умеют жить вместе». почему патриархальный уклад не спасет от развода

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое?

Главенство старшего мужчины было выгодно на определенном историческом этапе. Когда для выживания всей семьи необходимо было прикладывать значительные усилия и много трудиться физически, патриархальная модель отношений была единственным способом обеспечить благополучие. Переход к современной партнерской семье произошел с развитием экономики и индустриализацией. Огромную роль в этом процессе сыграла возможность женщин работать и самостоятельно обеспечивать себя.

Вспоминая о том, что значит патриархальная семья, необходимо отметить, что она нужна была не только для воспроизводства, но и для обеспечения потребностей всех ее членов. С уменьшением значимости физического труда и переходом к индустриальной экономике содержать и обеспечивать себя стало возможным и в одиночку. Патриархальная семья перестала быть единственным способом выжить, поэтому ее ценности постепенно уходят в прошлое, оставляя место более современным моделям отношений.

История

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии, утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными. Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание. Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события. Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 года до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства.

Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке, начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин[нейтральность?] и исключение их из процесса представления и конструирования истории[нейтральность?].

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины — и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу».

В текстах Аристотеля женщины описываются как морально, интеллектуально и физически неполноценные по сравнению с мужчинами. Аристотель рассматривал женщин как собственность мужчин, утверждал, что роль женщин в обществе — рожать детей и служить мужчинам в доме, и считал господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным.

Древний Рим также был патриархален: pater familias (с лат. — «отец семейства») по закону имел одинаковую власть над женой, детьми, рабами и вещами.

До нас не дошли философские тексты Древнего Египта, но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы.

Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского, который был учеником Аристотеля.

С внедрением аналитических методов в археоогические исследования с конца XX века и особенно в XXI веке учёные обнаружили несоответствие между общепризнанными представлениями и материальными свидетельствами, что привело к пересмотру прежних представлений о главенстве мужчины в человеческой цивилизации с эпохи неолита. В частности, археологи обнаружили, что часть богатых могил, идентифицированных ранее как мужские, содержат останки женщин. Среди таких захоронений встречаются могилы как богатых властных знатных женщин, так и воинские могилы женщин. Благодаря этим свидетельствам всеобщее наступление патриархата оказывается существенно более поздним, чем представлялось ранее. Такие находки вызывают много критики, которая основана на стереотипном представлении о том, что воинами могли быть только мужчины и, в целом, на неприятии критиками факта о возможном главенстве женщины в обществе. Такие критики голословно обвиняют учёных в подделке результатов генетических исследований.

Патриархат и экономика

Исследователи выяснили, что руководительницы фокусируются на нуждах рядовых сотрудниках, а не на краткосрочных интересах инвесторов, поэтому в компаниях с женским лидерством текучка кадров меньше. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%. Также биржевая стоимость фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера в среднем на $40 млн больше, чем компании, в которых эти позиции занимают только мужчины. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства.

Пояснительные теории исторического возникновения патриархата

Эволюционный тезис о человеческих социальных организациях в соответствии с их стадиями эволюции разработан антропологом Льюисом Генри Морганом (1818–1881). По его словам, возникновение семьи как ядра развитой социальной организации должно было означать появление патриархальной семьи после того, как сформировалась синдьясмическая семья и до того, как она превратилась в моногамную семью. Введение патриархальной системы было бы тесно связано с появлением собственности. Взятый и популяризированный Фридрихом Энгельсом (1822-1895) в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , он становится составной частью ортодоксального марксистского анализа эволюции обществ:

«Преобладание женщин в домашнем хозяйстве, а также исключительное признание матери лично, поскольку невозможно с уверенностью узнать настоящего отца, это означает очень высокое уважение к женщинам, то есть к матерям. Это одна из самых абсурдных идей, которые были переданы нам Просвещением, что идея о том, что женщина, у истоков общества, была рабыней мужчины. Среди всех дикарей и всех варваров низшего и среднего уровня и даже отчасти среди тех, кто находится на высшем уровне, женщина занимает положение не только свободной, но и высоко оцененного » .

По словам археолога Марии Гимбутас , этот тезис подтверждается распространением художественных изображений женских тел в форме статуй и свидетельствует о преобладании культа Богини-Матери и неизбежно отражает представление гендерных ролей в обществе. .

Гипотезу зарождения патриархального строя в сочетании с одомашниванием лошади в индоевропейских популяциях кургана выдвинула Мария Гимбутас .

Согласно Элизабет Барбер , и это «градуалистский» тезис, кажется, что для возникновения патриархата необходимы по крайней мере два фундаментальных условия  : в первую очередь, торговля металлами, которая обязательно возвращает нас примерно в бронзовый век . Эта деятельность по добыче, выплавке и торговле металлами могла бы стать монополистом мужской энергии, поскольку женщины, ограничивавшие свободу передвижения младенцами и маленькими детьми, с эпохи мезолита, когда родилась семья. Это уже не клан, а семья. состоящие из детей, родителей, бабушек и дедушек, не могли путешествовать на большие расстояния

Во-вторых, как представляется, во внимание принимается разделение труда, связанное с улучшением условий жизни и стремлением объединить все необходимое для благополучия, которое обеспечивает это улучшение. Этот тезис, однако, не исключает роли других условий, все из которых играют более или менее важную и определяющую роль в предполагаемом процессе.

Согласно Эвелин Рид , которая помещает свой анализ в продолжение марксистского анализа, система родства играет важную роль в построении патриархата.

Согласно Колину Спенсеру , патриархат появляется с концом кочевничества [ исх.  желаемый] . Новый оседлый образ жизни привел бы к необходимости защищать накопление богатства, когда раньше в этом не было необходимости. Необходимость защиты богатства (накопленного оседлым образом жизни) привела к обязательству военной организации. Военные задачи ложились на мужчин, физически более сильных и не ограничивающих воспроизводство, а вместе с ними и политические функции. По мере того как женщины сохраняют за собой обязанности, связанные с материнством, возникает или усугубляется половое разделение труда (или « сексистское разделение труда» для некоторых авторов).

По словам Ивана Яблонько , патриархат основан на представлении о женщинах как о многогранном служении мужчинам, призванном доставить им удовольствие (через влагалище ), сделать их детьми (в утробе ) и накормить их дома ( роль груди ). Это то, что он называет с патриархальной точки зрения «женской функцией».

Согласно Эммануэлю Тодду , патриархат — это не архаическая форма общества, а, напротив, плод его эволюции из примитивных форм обществ охотников-собирателей, в которых статус женщин выше. Оседлость кочевников в степях Центральной Азии привела бы к тому, что эти общества приняли систему наследования, защищающую совместную собственность и отцовство с мужским доминированием. Затем эта система распространилась бы из Центральной Азии, периферийных регионов Евразии, сохранив архаическую модель нуклеарных семей. Тогда эта архаическая модель способствовала бы взлету образования и появлению современности на Западе, в то время как патрилинейные системы, отвергая женщин, оказались бы в конечном итоге парализованными для технологического и экономического развития.

Заблуждения о матриархате. Теория Бахофена

В советской теории о первобытном строе гипотеза о существовании общества матриархата в доисторические времена оставалась признанной до середины ХХ века, в западном же эволюционизме – до его начала. Она получила право на существование благодаря труду Бахофена «Материнское право», изданному в 1861 году. Античный философ и ученый Аристотель считал, что патриархатная семья изначально доминировала в общественном устройстве.

Бахофен же, опираясь на античную мифологию, утверждал, что матрилинейность в обществе предшествовала патриархальным устоям. Для ее обозначения ученый использовал термин «гинекократия».

Патриархат: история возникновения

По некоторым утверждениям учёных патриархат был основным укладом общества за всю историю человечества. Многие цивилизации в истории пользовались патриархальным строем для передачи прав наследования, а именно имущества, земель, власти. Женщины, возглавляющие государства были в меньшинстве, нежели мужчины.

Другие исследователи считают, что во время неолита и палеолита люди жили в сообществах, где каждый член играл свою роль. Однако, большинство учёных сходятся во мнение, что патриархальное общество — это единственно возможное строение цивилизации, основанное на природных инстинктах человека. Многие считают подобный строй общества самым компетентным вариантом управления людьми, поэтому в будущем оно должно сохраниться и преобладать над другими формами.

Этапы формирования

Патриархальный строй цивилизации стал формироваться в момент конца эпохи первобытных общин. Из-за этого произошло увеличение роли мужчины в процессе выживании семьи и общества. Муж сильнее супруги, поэтому они участвовали в добыче пищи, хозяйстве и ремесленных профессиях. Более сильные мужчины охотились за добычей, рыбачили и занимались скотоводством.

Благодаря силе и выносливости, мужчины заняли главенствующее место в семье. Ведение войн за территории, развитие городов и сел, занимались исключительно мужчины. Постепенно женщины стали терять свою власть в семьях, поэтому их обязанности свелись к ведению домашних и хозяйственных дел.

Появление классовых различий

По ходу истории в обществе формировались классовые различия людей, и закреплялось передача имущества от отца к старшему сыну. Всё это привело к усилению влияния такого уклада, как патриархат на общество

Учёные продолжают дискуссии в попытках найти истину и определить важность патриархата в развитии умов людей

В научном обществе популярна теория, о том, что патриархат был основой цивилизации с начала существования человечества. Подобная теория была выдвинута из-за особенностей строения тел женщин и мужчин. Данной теории придерживались Аристотель, Платон. В начале XIX века эту теорию стали всё чаще опровергать, продвигая равенство полов. Гендерную революцию поддерживали большинство советских учёных, а также Фридрих Энгельс и Л.Г. Морган.

Ключевое различие — патриархат против матриархата

Патриархат и матриархат — две формы социальных систем, между которыми можно выделить ключевое различие. В разных частях света патриархат и матриархат прослеживались с древних времен. Патриархальная система — это социальная система, в которой отец является главой семьи. С другой стороны, матриархальная система — это социальная система, в которой мать является главой семьи. Следовательно ключевое отличие между патриархатом и матриархатом в том, что пока отец действует как глава семьи в патриархальной системе, в матриархальной системе это мать. В этой статье давайте подробно рассмотрим различия между патриархатом и матриархатом.

Когда появился патриархат?

История патриархата начинается несколько тысячелетий назад. Это обусловлено физиологическими особенностями мужского пола. Они сильнее. Женщина в одиночку не могла бы справиться с бытовыми трудностями.

Патриархат характерен для эпохи древности и средневековья. В те времена мужчины являлись авторитетами. Более того, патриархат рассматривается как одна из стадий развития современного общества, позволившая ему сформироваться.

Большинство учёных уверено: патриархальный строй стал формироваться в период первобытных общин. Именно тогда мужчине была отведена главенствующая роль. Он был добытчиком и защитником. Историки считают, что такая социальная форма была единственно возможной. Более того, причиной её установления называют природные инстинкты. Мы знаем, что животные, живущие стаями, стадами, имеют вожака, роль которого берёт на себя самец.

Патриархат и матриархат – антонимы. Это противоположные по значению слова. История располагает фактами, когда у власти стояли женщины. То есть в разные времена люди наделялись правами исключительно по гендерному признаку. Остальные характеристики были незначимы.

Матриархат существовал с эпохи палеолита до бронзового века. Считается, что патриархат сменил его. Мужчины не всегда правили миром. Причиной историки называют осознание человечеством такого термина как «отцовство». Когда люди стали придавать этому значение, они моментально подняли статус мужчины.

Современное общество провозглашает равноправие между мужчиной и женщиной. Мы пытаемся не выделять людей, ориентируясь на половой признак.

Первую попытку уравнять права современных людей в нашей стране сделали коммунисты. Для этой эпохи характерны черты феминизма, то есть отчаянной борьбы женщин за свои права. Порой доходило до смешного, представительницы противоположного пола одевались как мужчины, подстригались как мужчины, перенимали манеру их поведения.

Таким образом, они пытались доказать миру, что обладают такими же правами и возможностями, как и мужчины. Ярким образцом послужит героиня повести «Собачье Сердце». Профессор Преображенский иронично отметил, что перед ним стоит женщина, которая зачем-то переоделась мужчиной.

Тем не менее признаки патриархата или матриархата присутствуют в каждом обществе. Просто в некоторых странах они проявляются не так явно, например, на европейской территории провозглашено равноправие. Но во многих семьях главой семейства всё так же считается мужчина. А руководящие должности и важные посты по-прежнему в большинстве занимают мужчины.

Что такое патриархальный брак?

Термин «патриархальный брак» наделен особой смысловой нагрузкой.

Основной составляющей является «патриархат» или «власть отца». Это означает:

  • доминирующее превосходство мужчины в семье;
  • его главенствующая роль в рамках «ячейки общества»;
  • высокий авторитет.

Бесспорно, мужчина в семье является главой, в семейных отношениях он играет ведущую роль, вокруг которой строится семейная жизнь. Такой «царь» обладает беспрекословной властью и может принимать решения, не обсуждая их с кем-либо.

В тот же момент именно на мужчине лежит ответственность в большей степени за:

  • благополучие детей и супруги;
  • обеспечение семьи материальными благами;
  • разумное ведение хозяйства;
  • накопление финансовых средств;
  • пожилое поколение.

Веками патриархальные семьи составляли прочную основу общества. В них сохранялись традиции, которых придерживались новые поколения. Семейные отношения в наше время все менее похожи на данную форму семейного уклада.

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое?

Главенство старшего мужчины было выгодно на определенном историческом этапе. Когда для выживания всей семьи необходимо было прикладывать значительные усилия и много трудиться физически, патриархальная модель отношений была единственным способом обеспечить благополучие. Переход к современной партнерской семье произошел с развитием экономики и индустриализацией. Огромную роль в этом процессе сыграла возможность женщин работать и самостоятельно обеспечивать себя.

Вспоминая о том, что значит патриархальная семья, необходимо отметить, что она нужна была не только для воспроизводства, но и для обеспечения потребностей всех ее членов. С уменьшением значимости физического труда и переходом к индустриальной экономике содержать и обеспечивать себя стало возможным и в одиночку. Патриархальная семья перестала быть единственным способом выжить, поэтому ее ценности постепенно уходят в прошлое, оставляя место более современным моделям отношений.

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое?

Главенство старшего мужчины было выгодно на определенном историческом этапе. Когда для выживания всей семьи необходимо было прикладывать значительные усилия и много трудиться физически, патриархальная модель отношений была единственным способом обеспечить благополучие. Переход к современной партнерской семье произошел с развитием экономики и индустриализацией. Огромную роль в этом процессе сыграла возможность женщин работать и самостоятельно обеспечивать себя.

Вспоминая о том, что значит патриархальная семья, необходимо отметить, что она нужна была не только для воспроизводства, но и для обеспечения потребностей всех ее членов. С уменьшением значимости физического труда и переходом к индустриальной экономике содержать и обеспечивать себя стало возможным и в одиночку. Патриархальная семья перестала быть единственным способом выжить, поэтому ее ценности постепенно уходят в прошлое, оставляя место более современным моделям отношений.

Использованные материалы

  • Список предстоятелей:

  Указана дата интронизации а в скобках дата избрания.

  В Уложенной грамоте о патриаршестве в России.

  В Уложенной грамоте о патриаршестве в России. Первая версия встречается много раз, вторая — однажды.

  Духовное завещание патриарха Иоакима, 1690,

  Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 73.

  Покровский, И., Русские епархии в XVIII веке, Приложение 2; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 235.

  ПСЗ, 16, № 12121; Милютин, «О недвижимых имуществах духовенства», Чтения, 1861, № 2, 568–569; Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 74; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 270–271.

  По данным выставки «Преодоление. Русская Церковь и Советская власть» организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. См. виртуальный тур на сайте ПСТГУ,

  Статистика на 1 декабря 1907 года. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, сс. IX-X

  До присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, а также Бессарабии. По данным Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

  «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 398.

  «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 399.

  По сведениям, оглашенным патриархом Алексием II на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе года,

  В России, странах СНГ и Прибалтике. Сведения по 8 епархиям дальнего зарубежья не используются кроме кол-ва епархий и архиеереев.

  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, обновление от 1 мая 2009,

  Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года —

Предисловие

“Liber” на латыни означает и “книга”, и “свободный”. С утратой значения книги в культуре свобода уходит – остаются компьютерная виртуальная реальность и совокупность потребностей. Но тема этой книги далека от понятия “свобода”.

Нужна или не нужна семья, хороша она или плоха как социальный институт, куда она эволюционирует и какой должна быть – эти вопросы меня волнуют мало. В конечном счете меня как автора не интересует даже, какой семья является на сегодняшний день: я оставляю эту проблему социологам, социальным психологам, этнографам.

Семья меня интересует как фактор, воздействующий на человека. Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда – человек. Для него семья – главный и основной компонент среды, в которой он живет как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Говоря научным языком, семья для ребенка – первичная социальная микросреда.

Эта книга (“liber”)- о несвободе. Нет, может быть никакого института общества более несвободного (в смысле навязывания определенных правил жизни человеку), более жесткого, чем семья. Посему следует отбросить все розовые сказки о “демократической семье”, “либеральной семье”, равенстве и т.д. и т.п. В этом случае мы имеем другое, по определению. Сошлюсь на авторитет Н.А.Бердяева “Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало отношения к любви, вернее имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были сильны в семье и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление (с. 132)._51

Проблемы брака и любви-эроса, а не любви-агапе, останутся за пределами изложения. Любовь и общество – антагонисты. Вернемся к тому же Н.А.Бердяеву: “В этом трагизм любви в жизни человеческих обществ. Общество отвергает любовь. Любящий, в высшем смысле этого слова, – враг общества. Мировая литература защищала право и достоинство любви и именно любви не социализированной” (там же, с. 142). Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования-подчинения (власти), ответственности, и – добавлю – эмоциональной близости.

Последние, с моей точки зрения, вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. Но аффилиация (от слова – любовь), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе ее существования. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, ненависть – окрашивают существование семьи в свои цвета, не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие.

Итак, книга посвящена влиянию семьи на развитие человека. Из всего спектра человеческих качеств были взяты лишь общие способности – интеллект.

Обычно, когда ведут речь о влиянии семьи на ребенка, берут не нормальные семьи, а аномальные семьи, т.е. те, где отсутствует один или оба родителя, где отношения извращены по сравнению с социальной нормой и т.д. Но мало кто задает вопрос, а как же складывается жизнь в так называемой нормальной семье?

_51_0 Н.А.Бердяев. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989. С. 134, 142.

Нормальной – с точки зрения критериев того общества, той культуры, где семья живет. И что такое нормальная семья?

Этнографы, антропологи, социологи, интересующиеся проблемой семьи, обращают внимание на экзотику: в науке царит исследовательский “ориентализм”. Возможно, гораздо интереснее изучать приемы воспитания, виды родительских отношений, стереотипы ролевого поведения на примерах семей индейцев кечуа, чем в семьях, живущих в Чертаново или в Ист-Сайде. На мой взгляд, при этом возникает обратный перенос, и закономерности поведения, характерные, например, для индейцев чероки, переносятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой при- надлежат исследователи

На мой взгляд, при этом возникает обратный перенос, и закономерности поведения, характерные, например, для индейцев чероки, переносятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой при- надлежат исследователи.

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое?

Главенство старшего мужчины было выгодно на определенном историческом этапе. Когда для выживания всей семьи необходимо было прикладывать значительные усилия и много трудиться физически, патриархальная модель отношений была единственным способом обеспечить благополучие. Переход к современной партнерской семье произошел с развитием экономики и индустриализацией. Огромную роль в этом процессе сыграла возможность женщин работать и самостоятельно обеспечивать себя.

Вспоминая о том, что значит патриархальная семья, необходимо отметить, что она нужна была не только для воспроизводства, но и для обеспечения потребностей всех ее членов. С уменьшением значимости физического труда и переходом к индустриальной экономике содержать и обеспечивать себя стало возможным и в одиночку. Патриархальная семья перестала быть единственным способом выжить, поэтому ее ценности постепенно уходят в прошлое, оставляя место более современным моделям отношений.