§ 38. появление марксизма в россии

Оглавление

История марксизма

В. И. Ленин первым назвал марксизм учением и доктриной. Однако историки выделяют в составе марксизма сразу три составляющие:

  • Философскую;
  • Экономико-теоретическую;
  • Политическую.

Политическую часть своего учения Маркс строил, отталкиваясь от анализа идей утопического социализма, невозможного на практике. Учение Маркса говорит о переходе от капитализма к более прогрессивной формации, где идеалом мог бы стать коммунизм.

Как научная теория марксизм появился в 1840 годах, когда противоречия капитализма вылились в ряд забастовок, стачек и протестов рабочих. Теперь на арену вышла борьба двух классов: пролетариата и буржуазии.

В этот период, весной 1847 года, Карл Маркс и Фридрих Энгельс преобразовали тайную лондонскую организацию немецких эмигрантов в «Союз Коммунистов». В качестве программы ими был создан «Манифест коммунистической партии», в котором предвещали скорую гибель капитализма и намечали переход от капиталистической формации к коммунистической.

В 1864 году создан первый марксистский интернационал. Марксисты создавали собственные партии. Среди участников интернационала преобладала революционная точка зрения: на конгрессах говорили о невозможности союза с буржуазией, выдвигались требования избавиться от буржуазного правительства. Были среди марксистов сторонники реформистского подхода, к ним радикалы относились крайне негативно.

В 1890 марксизм проник в Россию, где существовал на легальных правах и даже пропагандировался в журналах. Представители движения обличали народников и выступали за демократические свободы и реформы. Впоследствии многие представители партии перешли к либерализму и стали ядром партии кадетов.

В первой половине XX века стали появляться радикальные коммунистические партии. В 1918 году появилось люксембургианство, противостоящее либеральной политике социал-демократов и большевизму. Основательницей движения была Роза Люксембург, убитая за свои взгляды в январе 1919 года. По мнению некоторых историков, именно со смертью Розы Люксембург «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия и первый — нацистская».

4 марта 1919 года по инициативе РКП (б) и ее лидера В.И. Ленина был создан Коммунистический интернационал.

В 1920 годы в СССР марксизм связывался с именем Ленина («Марксизм-ленинизм»). Тем временем в европейских странах развивается «западный марксизм». Его представители — Д. Лукач, Карл Корш, Антонио Грамши.

После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева и антисталинские настроения в верхушке партии, попытка создания политики «Мирного сосуществования» вызывала резкое недовольство у представителей коммунистической партии Китая. Новая советская политика была названа ревизионистской, многие страны социалистического блока раскололись на две группы: одна из них была ориентирована на изменившийся Советский Союз, другая — на «правильный» курс коммунистического Китая и Албании.

В 1960-70 годы маоизм был популярен даже среди левой интеллигенции Запада. Лидер КНДР Ким Ир Сен, вынужденный лавировать между двумя главными союзниками — СССР и Китаем, в итоге провозгласил собственную идеологию «чучхе», в основе которой лежали идеи марксизма-ленинизма, причудливо сплетающиеся с традиционной корейской философией.

Социал-демократические европейские партии отказались от приверженности к идеям марксизма, а политика некоторых коммунистических европейски партий, критикующая деятельность КПСС и концепцию диктатуры пролетариата, получила свое собственное название — «еврокоммунизм».

Политэкономия марксизма

Политическая экономия марксизма изучает исторические, сменяющие друг друга способы общественного производства, или систему производственных отношений. Все идеи марксизма, и политэкономия не исключение, строятся на диалектическом понимании природы общества.

Центральной темой критики К. Маркса в области экономики была тема капиталистического способа производства. Этому понятию и его исследованию Маркс посвятил свой главный труд — «Капитал». В произведении он раскрыл основные законы существования современного общества и раскритиковал их как негуманные и эксплуатационные. Оспорить это положение Маркса довольно трудно по сей день. Многие люди вынуждены работать изо дня в день, чтобы не умереть с голоду, тогда как другие живут с этой работы, а сами практически не трудятся.

Мы рассмотрели марксизм кратко, и многие его положения остались без внимания. Но уже довольно ясно, что это не только не пустое и утопическое учение, а целый научный метод решения многих общественных противоречий. Марксизм – это не догматика советских учебников, это живая, динамически развивающаяся мысль. На Западе и в России множество интеллектуалов придерживаются учения Карла Маркса и его многочисленных преемников.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики

Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой»

Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата

Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований

Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно

Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Основные отличия от классического марксизма

В марксизме отсутствовало понятие «партии нового типа». Диктатура пролетариата, согласно марксистскому учению, является необходимым средством в революционный период борьбы за власть во время перехода от капитализма к коммунизму. Учение марксизма-ленинизма о «партии нового типа», должной стать авангардом рабочего класса в ходе революции и строительства социалистического строя.

Другим важным моментом, в котором марксизм-ленинизм отошёл от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, победа социалистической революции возможна только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Теория перманентной революции, развивавшаяся Л. Д. Троцким начиная с 1905 года, отрицала промежуток между антифеодальной (буржуазной) и антикапиталистической (социалистической) революциями и утверждала неизбежность перехода от национальной к международной революции: начавшись в России как буржуазная, революция обязательно начнётся и в промышленно-развитых странах, но уже став социалистической. Сталин выдвинул идею о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если эта страна является отсталой, по-преимуществу крестьянской страной. Однако он приписал идею Ленину, для чего фальсифицировал высказывания как Ленина, так и Троцкого. Это позволило Сталину получить возможность резко противопоставить «ленинизм», утверждающий, что построить социализм в одной стране возможно, «троцкизму», преподносимому им как пораженческая, антиленинская позиция.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения — разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Предпосылки для распространения марксизма в России

В конце периода становления капитализма, датируемого советскими историками периодом примерно 1861-1882 гг: В результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушив общину, начал вторгаться в деревню. Это послужило развитию темпов роста пролетариата, особенно за счет крестьянства, которое все больше «угнеталось». Только в начале 1980-х годов промышленный пролетариат сформировался как класс. Рабочее движение приобрело размах и организацию, необходимые для того, чтобы отделиться как независимая пролетарская структура от общедемократического течения: К этому времени возникли первые политические организации пролетариата: «Южнорусский союз рабочих» в 1875 г. и «Северный союз русских рабочих» в 1878-1880 гг. Начались массовые забастовки (например, в Санкт-Петербурге на Новой бумажной фабрике в 1878 и 1879 гг. с участием тысяч рабочих), которые можно считать предтечей Морозовской стачки 1885 года.

Одним из важнейших факторов возникновения российской социал-демократии стала победа марксизма в западноевропейском рабочем движении и возможность воспользоваться плодами этой победы, тем более что марксизм уже давно проник в Россию, хотя и не был изначально привит на русской почве как мировоззренческая система. Прогрессивные россияне познакомились с ранними работами Карла Маркса и Фридриха Энгельса уже в 1940-х годах (В.Г. Белинский и, возможно, А.И. Герцен). В России интерес к марксизму начал быстро расти, особенно с конца 1960-х годов. Народники, познакомившись с трудами Маркса и Энгельса, занялись их переводом.

Формирование группы «Освобождение труда»

25 сентября 1883 года в небольшом кафе на берегу Роны в Женеве пять русских революционных эмигрантов, членов общества «Черный передел», объявили о разрыве с движением народников и создали новую организацию, группу «Освобождение труда», главной целью которой было перевооружение русского революционного движения и перевод его с пути утопического социализма на путь научного социализма под знаменем Маркса и Энгельса. Так родилась первая организация русских марксистов, положившая начало распространению марксизма в России, начало русской социал-демократии. Поскольку она родилась в год смерти Маркса, то тем самым засвидетельствовала, так сказать, бессмертие марксизма.
Основателями группы «Освобождение труда» были Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дайк и В.Н. Игнатов. Каждый из них прошел долгий и трудный путь от народничества к марксизму. На этом пути проявились их выдающиеся качества, прежде всего — их общепризнанного лидера, Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918).

Г. Г.В. Плеханов был восьмым из четырнадцати детей (от двух жен) гусарского штабного комиссара Валентина Петровича Плеханова и Марии Федоровны Белинской (племянницы В.Г. Белинского), воспитанницы Института благородных девиц. От своего вспыльчивого, но трудолюбивого отца он унаследовал прямоту, мужество и правило жизни: «Мы всегда должны работать. Когда мы умрем, мы отдохнем», а от доброй, нежной, заботливой матери — душевная чуткость, неприятие зла, сострадание к простым людям. В начале 1880 года он был вынужден эмигрировать. Таким образом, Плеханов на время отошел от практики и сосредоточился только на теории.

Ближайшим сотрудником и самым верным другом Плеханова была Вера Ивановна Засулич (1849-1919). Эта «героическая гражданка», как назвал ее Фридрих Энгельс, была первой русской террористкой, чей выстрел в могущественного царского сатрапа Федора Трепова 24 января 1878 года вызвал не только всероссийский, но и международный резонанс.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал».

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий,
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа товаров и услуг) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Государство не отмирает после социалистической революции

Из невозможности осуществления мировой революции вытекает ещё одна проблема – без этого государство в одной стране не сможет отмереть, как того предполагает марксизм. В окружении других государств (зачастую консервативных) оказывается нужным и своё государство, хотя бы как гарант от внешней угрозы. Однако существует множество других факторов, которые делают упразднение государства не прогрессивным шагом, а откатом к догосударственным формам развития человечества, что мы разобрали здесь.

Во всех примерах революций по Марксу мы увидели лишь обратное – усиление государства, со всеми вытекающими из этого минусами. Сталинизм и вовсе сделал одним из своих ключевых постулатов утверждение, что государство будет отмирать за счёт его максимального усиления.

Утопическая социалистическая мысль

Еще задолго до появления марксизма в Европе существовало множество утопических учений. Их представители пытались найти выход из сложившейся ситуации тотальной общественной несправедливости. Среди более известных социалистов-утопистов можно выделить Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сент-Симона и других. Карл Маркс критически проанализировал их произведения и вывел социалистическую мысль из стадии утопической в стадию научную.

Таким образом, всесторонность теории дала ей колоссальную популярность. Развитие марксизма обуславливалось широким рабочим движением в годы зарождения политической идеологии.

Возникновение и применение термина

В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название обобщённого учения Ленина, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма, а с другой стороны — развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития.

Как разновидность идеологии, марксизм-ленинизм лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся — программ многих партий международного рабочего движения. Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном коммунистическом движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на эволюцию взглядов в КНР, некоторые партии, организации и движения как на Западе, так и на Востоке, продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.

Критика классической экономической теории Марксом

Критика политической экономии Марксом взяла за отправную точку работы самых известных экономистов своего времени, британского морального философа, а также экономиста Адама Смита, а также Дэвида Рикардо .

В «Богатстве народов» (1776) Смит утверждал, что наиболее важной характеристикой рыночной экономики является то, что она допускает быстрый рост производственных способностей. Смит утверждал, что растущий рынок стимулировал большее « разделение труда » (т.е

специализацию предприятий и / или работников), что, в свою очередь, привело к повышению производительности. Хотя Смит обычно мало говорил о рабочих, он все же заметил, что усиление разделения труда в какой-то момент могло нанести вред тем, чьи рабочие места становились все более узкими по мере расширения разделения труда. Смит утверждал, что экономика невмешательства со временем естественным образом исправится.

Маркс вслед за Смитом заявил, что наиболее важным выгодным экономическим последствием капитализма является быстрый рост производительности труда. Маркс также значительно расширил представление о том, что рабочие могут пострадать по мере того, как капитализм становится более производительным. Кроме того, Маркс отмечал в « Теориях прибавочной стоимости» : «Мы видим огромный прогресс, сделанный Адамом Смитом по сравнению с физиократами в анализе прибавочной стоимости и, следовательно, капитала. С их точки зрения, это только один определенный вид конкретного труда — сельскохозяйственный труд. труд — который создает прибавочную стоимость … Но для Адама Смита это общий общественный труд — независимо от того, в каких потребительных стоимостях он проявляется — простое количество необходимого труда, которое создает стоимость. форма прибыли, рента или вторичная форма процента, есть не что иное, как часть этого труда, присвоенная владельцами материальных условий труда в обмен на живой труд ».

Заявление Мальтуса в «Эссе о принципе народонаселения» (1798 г.) о том, что рост населения является основной причиной прожиточного минимума для рабочих, спровоцировало Маркса разработать альтернативную теорию определения заработной платы. В то время как Мальтус представил историческую теорию роста населения, Маркс предложил теорию о том, как относительный избыток населения при капитализме имеет тенденцию подталкивать заработную плату до прожиточного минимума. Маркс считал, что этот относительный избыток населения вызван экономическими причинами, а не биологическими (как у Мальтуса). Эту экономическую теорию избыточного населения часто называют теорией Маркса о резервной армии труда .

Рикардо разработал теорию распределения внутри капитализма, то есть теорию распределения продукции общества между классами внутри общества. Наиболее зрелая версия этой теории, представленная в « О принципах политической экономии и налогообложения» (1817 г.), была основана на трудовой теории стоимости, в которой стоимость любого произведенного объекта равна труду, воплощенному в этом объекте, и Смит тоже. представил трудовую теорию стоимости, но она была реализована не полностью. Также в экономической теории Рикардо примечательно то, что прибыль является вычетом из объема производства общества и что заработная плата и прибыль обратно пропорциональны: увеличение прибыли происходило за счет снижения заработной платы. Маркс построил большую часть формального экономического анализа, обнаруженного в « Капитале», на теории экономики Рикардо.

Маркс также подверг критике две особенности «буржуазной экономики», которые он считал основными факторами, препятствующими полной реализации производственной силы общества: владение средствами производства и якобы нерациональное функционирование экономики, ведущее к «беспорядкам» и излишкам.

Понятие «современность» у Маркса

Будучи страстными политическими аналитиками, Маркс и Энгельс пристально следили за национальной политикой своего времени, хотя большая часть их работ об этом и была реакцией на конкретные события. Тем не менее начиная с конца 1860-х годов они сфокусировались на проблеме с далеко идущими последствиями: как подавление одной нации другой влияет на классовый конфликт в каждой из них. 

Конкретным кейсом была Англия, наиболее продвинутая капиталистическая страна, где, как заключили Маркс и Энгельс, социальная революция была невозможна без предшествующей национальной революции в Ирландии. Марксистам многонациональных Австро-Венгерской и Российской империй вскоре пришлось уделить больше систематического теоретического внимания концепту нации в его отношении к классу.